Состояние школьного дела церковные и светские школы

Обновлено: 02.07.2024

Учителями в церковно-приходских школах в основном становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Многие преподаватели церковно-приходских школ следовали педагогической системе С.А. Рачинского. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в основном купцов).

Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)

§ 1. Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.
§ 2. Церковно-приходские школы открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны.
§ 3. Об открытии церковно-приходской школы приходские священники доносят через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения.
Примечание. О вновь открываемых церковно-приходских школах священники сообщают чрез благочинных для сведения уездным училищным советам, а где их нет — должностным лицам учебного ведомства, заведывающим народными школами.
§ 4. Закрытие церковно-приходских школ, а равно и передача их в другое ведомство происходят не иначе, как с разрешения епархиального архиерея.
§ 5. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории церкви и отечества.
Примечание. Объем преподавания сих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливаются особыми программами с утверждения святейшего синода. При сем наблюдается, что в одно-классных школах состав учебных предметов был не менее определенного в положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 г.
§ 6. Ведению и наблюдению духовного начальства подлежат и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.
§ 7. По мере надобности и средств дозволяется открывать, с разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах: а) дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; б) ежедневные уроки для взрослых; в) особые ремесленные отделения и рукодельные классы и г) воскресные школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежедневно.
Примечание. Уроки для взрослых и воскресные школы могут быть открываемы священниками и там, где нет церковно-приходской школы.
§ 8. Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производится по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки.
§ 9. Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыкам и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.
§ 10. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника.
§ 11. Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относится к прямой обязанности священника. Если в составе причта есть дьякон, то преподавание закона божия может быть предоставлено и ему. В особливых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия может быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.
§ 12. Учительские должности в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства.
§ 13. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющие звание учителя начального народного училища, пользуются всеми правами, сему званию предоставленными.
§ 14. Испытания оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производятся на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.
§ 15. Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, может быть утверждено епархиальным архиереем в звании попечителя сей школы.
§ 16. Лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, утверждаются святейшим синодом в звании почетных попечителей церковно-приходских школ одного или нескольких благочиннических округов.
§ 17. Почетные попечители церковно-приходских школ оказывают всеми возможными для них способами поддержку благим начинаниям местного духовенства в деле церковно-православного просвещения народа. По званию своему они состоят членами епархиального совета церковно-приходских школ и, кроме того, имеют право непосредственна ходатайствовать о нуждах вверенных их попечению церковно-приходских школ как пред местным епархиальным начальством, так и в высшем духовном управлении.
§ 18. Почетные попечители, представители учреждений, от коих церковно-приходские школы пользуются пособиями, и частные благотворители, жертвующие на их содержание, а также предводители дворянства и члены учебной инспекции могут посещать сии школы, не делая, однако, от себя никаких распоряжений или внушений во время, их осмотра. О своих наблюдениях они сообщают руководящему школою лицу, а в случае надобности представляют епархиальному архиерею.
§ 19. Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами (см. § 7) возлагается на приходских священников или же на те лица, кои, в исключительных случаях, будут назначены для сего епархиальным архиереем, коему принадлежит общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве.
§ 20. К обязанностям епархиального архиерея относится:
а) утверждение в должности и увольнение законоучителей, учителей и учительниц церковно-приходских школ;
б) поощрение наиболее ревностных священников и учителей;
в) посещение школ при обозрении епархий и
г) представление святейшему синоду ежегодно отчета о состоянии церковно-приходских школ епархии.
§ 21. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами епархиальные архиереи назначают, по личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников-наблюдателей, обязанных ежегодно представлять преосвященным отчет о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа. Сведения из сих отчетов печатаются в местных епархиальных ведомостях.
§ 22. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждается епархиальный училищный совет. Председатель и члены совета избираются епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям сего совета приглашается на правах члена местный директор народных училищ. Училищный совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет епархиальному архиерею свои соображения о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
Примечание. В тех епархиях, где существует епархиальное церковное братство, заведывающее церковно-приходскими школами, совету такового братства могут быть, по усмотрению местного архиерея, предоставлены права епархиального училищного совета.
§ 23. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежит святейшему синоду, который, в развитие настоящих правил, имеет издавать особые постановления. (Источник: Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. "Хрестоматия по истории педагогики". Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г. Публикуется с небольшими сокращениями).

Вот в такую церковно-приходскую школу города Оренбурга был принят в июне 1900 года на казённый счёт, содержание и по направлению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея 13-летний алтарник Василий Никитович Максимов.

В прошлом тексте мы рассказали про средневековое церковное образование. Этот посвятили тому, что происходило в светском, в том числе рыцарском, образовании того времени.

На XI–XII века пала новая веха развития западноевропейского образования. Помимо церковных школ, развивавшихся с распространением схоластики, образование начинает функционировать как самостоятельный институт. Открываются первые светские школы.

Растут города, растет население, улучшаются торговые отношения. Активно развивается ремесленное производство, тем самым формируя новое сословие. А это весомая часть горожан. Для обучения детей возникают самые разнообразные начальные школы. Например, цеховые. Они открывались по инициативе цехов и содержались за их счет, чтобы выучить для себя будущих работников. Родители там платили за обучение. В XV–XVI веках цеховые школы начали объединяться с гильдейскими (в них учились купцы разных гильдий), превращаясь в городские (магистратские) школы, которые уже были на содержании городского самоуправления.

Также на территории современной Западной Европы возникали всевозможные частные школы: школа счета, латинская школа, школа родного языка. Рост количества школ в XII веке сказался и на увеличении количества педагогов. Учителя и ученики стали объединяться, образовывая университеты. Впервые в истории образования появились заведения, похожие на современные университеты.

В XI–XIII веках более ясно стало оформляться рыцарское воспитание. Напомним, что рыцарями могли стать только феодалы, поступив на военную службу. Рыцарское обучение основывалось на военных традициях раннего Средневековья и христианском учении.

Образование начиналось с того, что мальчик в возрасте 10–12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. Прислуживая, ребенок учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, стихосложению, пению, танцам, обращению с оружием, верховой езде. Юному пажу следовало усвоить такие ценности, как храбрость, доблесть, великодушие, стремление к славе, бескорыстное поклонение даме. В 14–16 лет паж становился оруженосцем, начинались разносторонние физические занятия и военная подготовка. Финальным было обучение богословию. В 18–21, после многочисленных испытаний, молодой человек посвящался в рыцари.

Девочки только из знатных семей могли получить образование. Но воспитывались дома под руководством учителя-монаха, либо в монастырских и частных школах для девушек.

Женское образование включало нравственные наставления, ткачество, занятия домоводством и рукоделие. Грамота не была обязательной. Но обычно знатные девушки умели читать и писать, разбирались в поэзии. Вдобавок хорошо пели, играли на музыкальных инструментах, танцевали и читали стихи. А женщины из семей феодалов вообще часто владели греческим и латынью и получали более широкое образование, чем мужчины.

Детей ремесленников отдавали мастеру в подмастерья, где они обучались и сразу работали. Это длилось от двух до шести лет. За них мальчик мог накопить денег на открытие собственного дела.

В XIII веке наметился значительный прогресс в развитии естественных наук: медицине, географии, механике, технике, химии. Постепенно рациональное познание, основанное на эмпирическом исследовании, встало в основу образования. Но не было утрачено и гуманитарное. Преподаватели сформировали сословие, социальный статус и авторитет которого были гораздо выше, чем у античных учителей. Выросло количество библиотек.

Продолжаю выкладывать материалы о воспитании детей в старое доброе время.

Народное образование в городах

Начиная с XIII века городскому хозяйству прибавился еще один, правда небольшой источник расходов ― расходы на народное образование.

Средневековые школы являются, вообще говоря, созданиями церкви, низшее же образование вплоть до конца Средних веков оставалось в руках духовенства.

Соперниками церкви на поприще народного образования и являются города. Это вполне понятно. Церковные школы воспитывали будущих клириков, между тем как жизнь предъявляла требования уже совершенно иного характера. Купцу нужно было, чтобы его сыновья умели писать на родном языке и хорошо считать, знали правила вычисления процентов и другие основы коммерческой арифметики. Вот этого-то как раз и не давала церковная школа, и этим обусловливалась успешность борьбы светского начала с церковным в сфере народного образования.

На этой стадии развитие школьного дела, конечно, не могло остановиться. Купцу было совершенно безразлично, знает ли его сын тонкости латинской грамматики или богословское учение о составе чисел, умеет ли он петь церковные гимны. Ему нужен был грамотный купец. Естественно, что спрос на светскую школу, где бы в центре преподавания стоял не латинский, а родной язык, прежде всего обнаружился в крупных торговых центрах. В Пьяченце, Ферраре, несколько позже в Милане появляются светские школы в XIII столетии, в Тревиджи, в Бреши около 1338 года в городских светских школах обучалось 8 000—10 000 детей обоего пола. В Милане и Ферраре, учителя оснобождались от сторожевой и военной службы, чтобы иметь все время свободным. В других странах, в богатом фламандском городе Генте, светская школа появляется уже в конце XII века. В ганзейских городах светские школы всюду учреждаются в XIII веке, по крайней мере, с его середины, когда деловым языком перестал быть латинский. Затем они распространились по всей Европе. Правда, городским управлениям приходилось тратить много усилий, чтобы сломить оппозицию учителей церковных школ и их старшин, так называемых схоластиков. Эти благочестивые люди смотрели на открытие светской школы, которая подрывала их доходы, как на нарушение их освященной временем преподавательской монополии, поднимали бесконечные тяжбы, доводили дело до римской курии. Только приличной суммой денег удавалось городам заткнуть их алчные глотки. Но, хотя церковная школа оставалась еще довольно долго преобладающим типом низшего учебного заведения, дни ее тем не менее были сочтены*. С возникновением гуманистической литературы в сознание общества стали мало-помалу проникать более трезвые педагогические взгляды. Леонардо Бруни (1369—1444) первый заговорил о реформе преподавания; его идеи были разработаны Верджерио, Гуарино и другими гуманистами, а Витторино да Фельтре", которому оказывали покровительство Гонзаги мантуанские, устройством своей Са s а gioiosa положил практическое начало реформе народной школы. Движение в следующую эпоху распространилось повсюду: Гергард Грот с учениками в Германии, Джон Колет в Англии усердно трудились над пересозданием старых школьных основ. Ясно, что первый приют школы нового тиа нашли в городах.

Среди отечественных ученых, общественных деятелей сформировались различные подходы к пониманию светскости государства [1] . Можно выделить два основных, выражающих основные противоборствующие идеи. Одни полагают, что светскость равнозначна понятию атеистичности государства, и настаивают на удалении религии из публичной сферы, в том числе из системы государственного образования, что практически означает разделение религии и общества. Другие считают, что светскость не предполагает отделение религии от общества, понятие светскости неравнозначно понятию атеистичности государства, и в светском государстве активно развивается сотрудничество государства и традиционных, уважаемых значительными группами населения страны конфессий в социальной и иных публичных сферах, в том числе в сфере образования. Ведь государство само есть производное от общества образование, а общество составляют носители религиозных традиций конкретной страны, и искусственное вычленение и отделение религиозной сферы от общества, от общественной жизни было бы противоестественным социальным феноменом и нарушало бы права верующих соответствующей страны. Отличие светских государств от религиозных состоит не в том, что сфера религии и ее лидеры и структуры искусственно изолируются, а в том, что в светском государстве нет слияния конфессиональных структур с государственными, руководители государства не назначают религиозных руководителей, и наоборот, религиозные лидеры не участвуют в формировании властных элит государства, и в обществе присутствует религиозный плюрализм, предполагающий свободу вероисповедания и ее защиту. В этом контексте можно говорить о светскости таких стран, как Россия, Италия, Германия, другие европейские страны, США, Австралия и многие другие, и несветскости таких государств, как Ватикан, Саудовская Аравия, в которых, в частности, институты главы государства и духовного главы религиозной общины совпадают [2] .

Автор настоящей статьи разделяет позицию тех, кто считает, что светскость не означает атеистичности или безразличия государства к религиозной сфере, но предполагает органичное взаимодействие и сотрудничество государства с традиционными для данного государства религиозными конфессиями в соответствии с конфессиональным выбором большинства его граждан, в том числе в такой важнейшей сфере общественной жизни, как образование.

Большинство европейских государств – это страны с развитой демократией, правовые государства, обеспечивающие реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина. Эти государства являются светскими. Поэтому весьма интересно рассмотреть, как подходят светские государства Европы к вопросу возможности преподавания религиозных дисциплин в государственной школе.

Великобритания

Действуют также религиозные школы, например исламские, которые тоже могут получать финансирование от государства. Преподавание религии в них регулируется особо.

Основные принципы отношений государства и Церкви устанавливает Основной закон (Конституция). Особое значение имеют раздел основного права ст. 4 Основного закона, в котором гарантируется как индивидуальная, так и коллективная свобода религии, а также ст. 7 (о праве на религиозное образование). Ответственность за регулирование правового статуса Церквей возлагается на земельные органы власти (ст. 140 Основного закона). Отсюда происходят определенные различия в соответствующих законодательствах каждой конкретной земли [5] Наряду с этим существует так называемое право Церквей на заключение соглашений с каждой конкретной землей, которое приобрело большое значение в новых землях после объединения Германии. Федеральные земли заключают соглашения с земельными евангелическими Церквами, а с Католической Церковью – конкордаты. Важным примером является государственный конкордат 1933 года, который был заключен как договор между немецким государством и Святым престолом, оформленный согласно всем нормам международного права. Со времен Реформации двумя крупнейшими конфессиями Германии являются Евангелическая Церковь Германии и Римско-Католическая Церковь. Данные Церкви традиционно имели особое общественное значение в Германии, и в настоящее время они пользуются признанием и играют большую общественную роль..


Многие вопросы регулирования преподавания христианской религии в рамках римо-католического и евангелического исповеданий определяются имеющими обязательный правовой характер соглашениями и конкордатами, заключаемыми германскими землями, соответственно, с Евангелической Церковью Германии (соглашения) и Римско-Католической Церковью (Святым престолом) (международно-правовые конкордаты). В частности, между землей Северный Рейн–Вестфалия (центр – г. Дюссельдорф) и Святым престолом в 1981 году заключен законодательно оформленный договор, согласно которому земельное правительство и Римско-Католическая Церковь соглашаются на совместное ведение педагогических и других учебных институтов. Образцом для заключения такого договора является аналогичный договор между Святым престолом и свободным государством Пруссия от 1929 года, а также другие действующие соглашения в других федеральных землях и государствах с преобладающим католическим населением. Также в 1933 году были заключены конкордаты между Римско-Католической Церковью и Германией, а также и Австрией, которые до сих пор имеют законную силу.

Статья 7 § 3 Основного закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (ограничивается ст. 141 (поправка Бремера)): изучение религии в государственных школах является обязательны учебным предметом, за исключением нерелигиозных школ. Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ. Учителя не могут привлекаться против своей воли к преподаванию религиозных предметов.

Кроме того, обе Церкви, а с ними иудейская община и исламская федерация имеют свои конфессиональные школы (в Берлине теперь насчитывается 17 евангелических школ, 19 католических, 2 иудейских и одна исламская). Помимо этого, все религиозные сообщества имеют право открывать конфессиональные детские сады.

С 12 декабря 1999 года в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного закона) религиозный предмет является обязательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга, преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этическо-морального мироощущения.

В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Обычно на уроках религии класс разделяют на католиков и протестантов. Право на преподавание и обязанность изучения религии имеют и православные, несмотря на свою небольшую численность. Так глубоко уважается потребность реализации вероисповедания граждан. Остальным ученикам вместо религии преподается этика.


Согласно берлинскому местному закону (§ 13 берлинского закона о школах от 26 января 2004 года), отличающемуся от законодательств других земель, проведение религиозных занятий является делом тех или иных Церквей или религиозных общин. Школьники могут добровольно принимать в них участие, притом результаты успеваемости по нему не учитываются при переводе ученика в следующий класс. Санкция на ходатайство выдается администрацией Берлинского сената, она же утверждает учителей, заботится о повышении их квалификации и подыскивает школы, где такие занятия могли бы проходить. В настоящее время в общеобразовательных школах земли Берлин–Бранденбург следующие Церкви и религиозные организации предлагают религиозные занятия: Евангелическая Церковь земли Берлин–Бранденбург и Силезского Оберлаузица, Берлинская архиепископия Римско-Католической Церкви, Гуманистическое общество Германии, Берлинская исламская федерация, Берлинская иудейская община, Культурный центр анатолийских алевитов (алавитов), Буддийское общество Берлина.

Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах. Кроме того, в конфессиональных школах преподавание религии является общеобязательным предметом.

Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях – от детского образования до университета. Данные уровни включают в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.

В Испании вопросы религиозного образования детально регламентируются на уровне центрального законодательства, церковно-государственных конкордатов, актов, прямо регулирующих вопросы образования, а также в актах, касающихся других вопросов, но включающих нормы, связанные с регламентацией в области религиозного образования. Многие вопросы регламентируются и проводятся в жизнь автономными областями в рамках так называемого делегированного законодательства. Например, королевскими декретами коммуне Мадрида был передан ряд полномочий в области управления образованием. В связи с этим мадридскими властями издано значительное количество актов, регулирующих порядок, расписание, состав предметов в рамках детского, школьного, высшего и других видов образования, включая преподавание религиозных или альтернативных им предметов, в соответствии с соглашениями между государством Испании и Католической Церковью и другими религиозными объединениями. Нормативными актами урегулировано и преподавание религии в частных вузах. Преподавание художественных дисциплин на различных уровнях на основе мадридских актов должно включать изучение религиозного искусства разных эпох и в разных видах искусства. Акты бюджетного права Мадрида содержат отдельные положения, касающиеся материального обеспечения преподавателей религии.

К общим актам, регулирующим вопросы религиозного образования, в частности, относятся: королевский декрет 2438/1994 от 16 декабря, регулирующий порядок религиозного образования [8] , приказ от 21 сентября 1993 года, регулирующий участие преподавателей, занятых в преподавании религии, в органах управления центров публичного управления [9] .

В Испании в качестве альтернативы преподаванию религии разрешено изучать нерелигиозные этические предметы. Порядок преподавания таких предметов определен в приказе от 3 августа 1995 года, регулирующем образовательную деятельность, альтернативную изучению религии, установленную королевским декретом 2438/1994 [10] .

Особый корпус составляют акты, регламентирующие преподавание католической религии в государственных учебных заведениях Испании, а также порядок религиозного образования вообще. Основные принципы и нормы преподавания католической религии закреплены в соглашении между государством и Святым престолом в области образования и культуры (1979). Кроме того, ряд вопросов в данной области урегулирован в соглашении от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.

Как уже говорилось, предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей гарантируется тем религиозным организациям, с которыми государством заключено соглашение о сотрудничестве.

К нормативным правовым актам, непосредственно регламентирующим порядок религиозного образования, относятся, например, королевский декрет 3/1995 от 13 января, принятый во исполнение положений соглашения между государством и Святым престолом по вопросам образования, культуры в части изучения и наименования церковных наук на уровне университетского образования; приказ от 9 сентября 1993 года, обнародовавший соглашение об экономическом режиме лиц, занятых в преподавании католической религии (веры).

Соглашения между Испанией и Святым престолом и, в частности, соглашение в области образования и культурной деятельности носят весьма конкретный характер и детально регулируют комплекс вопросов в данной области. Так, согласно пунктам III и IV ратификационной грамоты от 4 декабря 1979 года, соглашению от 3 января 1979 года между Испанией и Папским престолом, касающемуся образования и культурной деятельности, на дошкольном уровне, образовательных уровнях начальной и средней школы и технических колледжей религиозное обучение должно осуществляться теми людьми, которые каждый учебный год назначаются академической властью из числа предложенных епархиальным духовенством. Путем предварительного уведомления духовенство епархии сообщает имена тех преподавателей и лиц, которые признаны компетентными для осуществления указанной образовательной деятельности.


В общественных дошкольных заведениях, начальных школах и технических колледжах при назначении преподавателей предпочтение должно отдаваться тем из них, которые подавали заявление на назначение. При этом никто не должен быть принужден преподавать религию. Преподаватели религии в любом случае должны являться частью преподавательского состава соответствующих учебных заведений. Изучение католической доктрины и изучение ее в университетских педагогических школах, если оно происходит на тех же основаниях, которые установлены для других базовых дисциплин, должно быть добровольным для учащихся. Преподаватели католического вероучения должны назначаться властями учебного заведения так же, как установлено в статье III указанной ратификационной грамоты; к ним так же следует относиться, как ко всем преподавателям факультетов.

На региональном уровне, местном уровнях осуществляется уже не столько регламентация, сколько реализация, проведение в жизнь положений центрального законодательства и конкордатов (соглашений) с религиозными объединениями в области образования. Так, мадридское законодательство о религиозной деятельности в области образования развивает положения общего испанского законодательства и конкордатов с религиозными объединениями в сфере образования. В сферу мадридского регулирования входит реализация центрального законодательства об образования и соответствующих государственно-конфессиональных соглашений в области преподавания религии, в том числе по обеспечению преподавания религии в мадридских школах, интеграции преподавателей в систему педагогической деятельности, их участия в управлении образованием и материального обеспечения. Преподаватели религии выделены в специальном реестре должностей в бюджетных актах общины (коммуны) Мадрида.

Среди специальных актов, определяющих статус преподавателей католической религии, следует назвать и соглашение от 26 февраля 1999 года об экономико-трудовом режиме лиц, которые не принадлежат к действующему преподавательскому корпусу и заняты в преподавании католической религии в публичных центрах детского образования, начального образования, среднего образования.


В Польше религиозный предмет – закон Божий – является в школе таким же обязательным, как польский язык или математика. Иными словами, данный предмет изучается в сетке обязательных школьных дисциплин. При этом преподавание осуществляется на альтернативной основе. Эта система напоминает, в частности, испанскую, но с тем отличием, что если в Испании в школе преподаются на альтернативной основе те религии, общины которых достигли соглашения с государством, то в Польше все зависит от численности учеников той или иной конфессии, обучающихся в классе. Таким образом, католический закон Божий преподается во всех школах, а религиозные предметы иных общин – в зависимости от наличия в классах приверженцев соответствующей конфессии. По польским законам, чтобы преподавать такой предмет, необходимо наличие в классе не менее трех учеников-единоверцев. С первых дней обучения ребенка в школе школьная администрация и учителя знают о вероисповедании каждого ребенка и учитывают его в течение всего учебного процесса.

Так, если в какой-то школе учатся хотя бы три православных ученика, им уже начинают преподавать православный закон Божий соответствующие преподаватели. Важно отметить, что даже если в классе обучается меньше трех православных или представителей иных религий и конфессий, то они хотя и не могут изучать свою религию в этом классе, но не лишены такой возможности в рамках школьной программы в целом. Они получают знания о своей вере на занятиях в специальной совместной группе в одной из школ, куда приходят на уроки в определенное время.

Православных христиан в Польше сегодня проживает около 500 тыс. По словам предстоятеля Польской Православной Церкви митрополита Варшавского и всей Польши Саввы, православные ученики польских школ обеспечены всеми правами и возможностями свободного изучения основ Православия.

Таким образом, законность и право религиозного преподавания в школах Польши не только установлены государством, но гарантируются и обеспечиваются на практике.

Читайте также: