Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних в школе

Обновлено: 07.07.2024

Наталья Сорокина
Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних.

Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних.

Воспитание личности, являющейся основным социальным и экономическим ресурсом общества – не простая и очень ответственная задача, которая возложена на учреждения центра.

Среди современных проблем социальная обездоленность детей и подростков является наиболее трагичной по своим последствиям. В связи с этим важнейшей задачей настоящего времени является разработка и реализация социальных программ в области воспитания подрастающего поколения, предусматривающих систему мер предупреждения, преодоления и коррекции асоциальных отклонений в поведении подростков. А также является коррекция через использование средств физического воспитания. подростков 13-15 лет. содействие физическому и разностороннему развитию подростка, воспитанию у них гражданственности и патриотизма средствами спортивного туризма, развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т. е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для подростков имеющих девиантное поведение.

Сущность процесса профилактики деструктивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта, определяется как процесс осуществления превентивных педагогических, социально-культурных и психологических мер, направленных на предупреждение дезинтеграции и регресса личности подростка в условиях его временного нахождения в приюте. Педагогические условия, позволяющие осуществлять эффективную профилактику деструктивного поведения подростков, воспитывающихся в приюте, средствами культурно-досуговой деятельности включают:

*Наличие авторской педагогической программы профилактики деструктивного поведения подростков;

*объединение усилий администрации, педагогов, психологов, обслуживающего персонала для осуществления педагогической программы профилактики деструктивного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности; педагогически организованную систему жизнедеятельности подростков с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей развития;

*Педагогическая модель профилактики деструктивного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности, в которой определены принципы, формы, методы, условия, средства, выступающие как основополагающий компонент нейтрализации негативных факторов, оказывающих влияние на формирование личности подростка.

В соответствии решались следующие задачи:

• Адаптировать детей к жизни в социуме, по средством соревновательной деятельности и общения с окружающими 2. Поддержать физическую активность. 3. Расширить кругозор и получить новый жизненный опыт. 4. Дать возможность подросткам улучшить свою самооценку и "вырасти" в глазах окружающих.

• А также привлечь воспитанников к занятиям физической культурой, участию в спортивных мероприятиях, выбор спортивной секции

Таким образом, реализация мною выработанных организационно-педагогических условий, средств и методов социальной и физической коррекции асоциальных отклонений в поведении подростков средствами физической культуры положительно влияет на систему социальных отношений подростков.

Цель клубной деятельности является формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья воспитанников, приобщение их к физической культуре через различные виды спортивной деятельности. Задачи:

• Укрепления здоровья, развитие основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма;

• Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

• Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности.

• Адаптировать и регулировать поведение подростков в социальной среде, развивать навыки без конфликтного общения и предупредить правонарушения в подростковой среде.

• Развитие оздоровительных и воспитательных задач как работоспособность всего организма ЗОЖ - не курить, не пить, укреплять здоровье, воспитывать силу воли, уважение друг к другу, мужество, и решительность.

Спортивное направление включает в себя проведение спортивных культурно-массовых мероприятий, соревнований, спортивных игр; оздоровительная утренняя зарядка, походы, спартакиады, развлекательные конкурсы, викторины, направленные не только на качественный отдых и развитие личности.

Мною собраны и систематизированы материалы по спортивной деятельности: диагностика, тематические планы, разработки оздоровительных мероприятий.

Провожу диагностику воспитанников: возраст воспитанников 7-14 лет

Бег зо метров Челночный бег 3*10м,с.

Наклоны вперед из положения стоя, см

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжок в длину с места Совершенствование акробатических упражнений кувырок вперед, кувырок назад

Техника выполнения Стойка на лопатках

Техника выполнения

Зима. Обучение скольжению на коньках

до после до после до после до после до после Техника выполнения Техника выполнения

1 2-3бала 0 1-2 бала 1-2 бала 2-3 бала 1 бал 2-3 бала 1-2 бала 3-4 бала

В методике я использую стандартные, игровые соревновательные мероприятия.

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных, ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, и т. д в нестационарных условиях.

Провожу тренировочные занятия для детей с 7-14 лет: по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике, настольному теннису. Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков. Занимающие изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества, быстроту, выносливость, силу. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Занятия и участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.

Процесс обучения настольному теннису - стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает воспитанников мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы

Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности в игре по настольному теннису создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.

Футбольный клуб для детей - это формирование устойчивого интереса у ребенка к другому активному и интересному времяпрепровождению.

Я помогаю воспитанникам нашего центра стать более уверенными в своих силах, найти друзей в процессе занятий в секции футбола.

За активное участие в конкурсах и мероприятиях дети награждались грамотами, сладкими призами.

Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими.

В зимний период времени провожу гимнастику с элементами акробатики. Дети принимают активное участие в различных мероприятиях, в выступлениях, показывая тем самым свое мастерство.

Хорошо организованный досуг – это один из важнейших факторов эффективной работы по профилактике и девиантного поведения детей и подростков.

Коллективные прогулки, походы и экскурсии

Особое внимание я уделяла организации прогулок. Коллективные прогулки и экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного эмоционального глубокого понимания моральных ценностей и принципов здорового образа жизни.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Развитие сети дорог в стране и резкий рост количества транспорта, как в личном пользовании, так и в народном хозяйстве, породили целый ряд.

План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников.

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: Создание условий максимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений.

Какие признаки поведения подростка могут насторожить родителя?

•Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.

•Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

•Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, стал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.

•У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.

•Наличие случая суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

Ситуации риска, в которых нужно быть внимательным:

•Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

•Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

•Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

•Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

•Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).

•Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

•Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что родитель должен сделать, если обнаружил эти признаки?

Если вы увидели хотя бы один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если Ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.

Главные правила взаимодействия родителей с подростками:

•Сохранять контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого важно!

Расспрашивайте подростка о том, что его интересует, уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным;

Не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и Вас и его.

•Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему.

•Передать ребенку понимание ценности жизни самой по себе. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

•Дать понять ребенку, что опыт поражения, такой же важный опыт, как и достижение успеха.Рассказывайте о своем опыте преодоления трудностей. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. Напротив, привычка к успехам порою делает неизбежные неудачи чрезвычайно болезненными.

•Проявить любовь и заботу, понять, что стоит за внешней грубостью подростка.Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Важно лишь найти приемлемые для этого возраста формы их проявления.

•Найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей, передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться, и свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых подростку можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

•Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт со своим ребенком.В индивидуальной или семейной работе с психологом Вы сможете освоить необходимые навыки, которые помогут Вам вернуть отношения доверия с Вашим подростком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самовлюбленная, демонстративная (нарцисстическая) личность. Уязвимость к ситуации. Пример (девушка у психотерапевта). Работа с семьей.

Тревожно – мнительная зависимая личность (страх, тревожность, которые перерастают в характер). Тактильный прием, горячий чай, беседа.

При работе с детьми обращаться к положительной стороне (…хорошо, все понятно, тебе обидно, тебя это раздражает, а что тебя радует в жизни, какие достижения у тебя есть?). Давать надежду, строить пути на будущее.

Самые распространенные случаи проявления агрессии и аутоагрессии среди подростков:

1. Буллинг - травля одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Явление распространено среди школьников, студентов, бывает даже травля в соцсети, со стороны коллег по работе и т.п. (один из примеров - избиение девочки в общежитии техникума р.п. Корсун её сокурсницами).

5. Самоубийства (в сентябре этого года 12-летняя челябинка поругалась с матерью и выбросилась из окна, 16-летний мальчик из Иркутской области повесился на бельевой верёвке, не выдержав издевательств одноклассников).

6. Увлечение экстремальными практиками, хобби (имитация захоронения, повешения, езда на крышах электричек, роупджампинг - прыгание на канате с высоких строительных объектов, нанесение себе шрамов, увечий и т.п.).

Кризисные состояния: страх, месть, злость, уход из дома.

Вопросы: что вас пугает? Чего вы боитесь? Что случилось? Что мешает…? В чем состоит проблема?

Телефоны доверия (Мин.обр.науки).

Рекомендовано для просмотра (суицид и боль):

- Санкт - Петербургский академический театр имени Ленсовета (телеканал "Культура"): Алиса Фрейндлих. Спектакль по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта "Оскар и Розовая дама" Четырнадцать писем к Богу (одно желание в день, погода 12 дней)

10-летний мальчик, больной раком пишет письмо Богу.

Работа на душевной болью:

- представить боль (на что похожа, нарисовать);

- сжать ее (сжимается? можно ли ее уменьшить);

- какого цвета боль.

Садизм - как реакция на боль.

Примеры (5 лет назад):

В одной из детских колоний отбывали наказание четверо ребят. Они убили молодую женщину. Зачем? Оказывается, им просто было интересно: женщина была беременной, и подростки хотели посмотреть, как рождается ребенок. Для этого они били ее по животу, пока она не умерла. Стать свидетелями таинства рождения им так и не пришлось.

В Челябинске дети мучили, расчленяли, издевались, поджигали и вешали кошек. самой маленькой девочке которая задушила и играла с трупом кошки 5 лет.

Самое ужасное не испытывая жалости, сострадания и чувства вины. Так же как и любви. Они, как замороженные, живут под анестезией чувств. Познавая мир по своему. При совершении проступков они получают адреналин, удовольствие.

Они вырастают и становятся взрослыми людьми, заводят семьи, детей и ведут вполне социальный образ жизни. Садизм сладко спит в их душах, дожидаясь своего часа. А если час настает, то вкус к убийству просыпается в них со страшной силой (во время военных действий именно эти люди подвергают пыткам и издевательствам пленных и мирных жителей). По мнению международного общества психологов, анализирующего поведение людей во время войн и международных конфликтов, за последнее десятилетие количество садистов возросло почти в три раза.

Садисты безжалостны, имеют презрительную улыбку, обесценивают все что их окружает.

Я думаю родителям нужно объяснить, что нужно защищать слабых… Объяснить то, что хорошо, а что плохо и как нельзя делать..

Родителям так же нужно быть в меру строгим с ребенком, требуя послушания! При этом все же родителям нужно по больше обращать внимание на ребенка и почаще обнимать его, целовать, как бы передавая свои чувства и эмоции.

Наталья Сорокина
Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних.

Технологии работы по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних.

Воспитание личности, являющейся основным социальным и экономическим ресурсом общества – не простая и очень ответственная задача, которая возложена на учреждения центра.

Среди современных проблем социальная обездоленность детей и подростков является наиболее трагичной по своим последствиям. В связи с этим важнейшей задачей настоящего времени является разработка и реализация социальных программ в области воспитания подрастающего поколения, предусматривающих систему мер предупреждения, преодоления и коррекции асоциальных отклонений в поведении подростков. А также является коррекция через использование средств физического воспитания. подростков 13-15 лет. содействие физическому и разностороннему развитию подростка, воспитанию у них гражданственности и патриотизма средствами спортивного туризма, развитие самодисциплины, самоуважения, духа соревнования и дружбы, т. е. тех характерных качеств, которые имеют существенное значение для подростков имеющих девиантное поведение.

Сущность процесса профилактики деструктивного поведения подростков, воспитывающихся в условиях приюта, определяется как процесс осуществления превентивных педагогических, социально-культурных и психологических мер, направленных на предупреждение дезинтеграции и регресса личности подростка в условиях его временного нахождения в приюте. Педагогические условия, позволяющие осуществлять эффективную профилактику деструктивного поведения подростков, воспитывающихся в приюте, средствами культурно-досуговой деятельности включают:

*Наличие авторской педагогической программы профилактики деструктивного поведения подростков;

*объединение усилий администрации, педагогов, психологов, обслуживающего персонала для осуществления педагогической программы профилактики деструктивного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности; педагогически организованную систему жизнедеятельности подростков с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей развития;

*Педагогическая модель профилактики деструктивного поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности, в которой определены принципы, формы, методы, условия, средства, выступающие как основополагающий компонент нейтрализации негативных факторов, оказывающих влияние на формирование личности подростка.

В соответствии решались следующие задачи:

• Адаптировать детей к жизни в социуме, по средством соревновательной деятельности и общения с окружающими 2. Поддержать физическую активность. 3. Расширить кругозор и получить новый жизненный опыт. 4. Дать возможность подросткам улучшить свою самооценку и "вырасти" в глазах окружающих.

• А также привлечь воспитанников к занятиям физической культурой, участию в спортивных мероприятиях, выбор спортивной секции

Таким образом, реализация мною выработанных организационно-педагогических условий, средств и методов социальной и физической коррекции асоциальных отклонений в поведении подростков средствами физической культуры положительно влияет на систему социальных отношений подростков.

Цель клубной деятельности является формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепления здоровья воспитанников, приобщение их к физической культуре через различные виды спортивной деятельности. Задачи:

• Укрепления здоровья, развитие основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма;

• Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

• Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности.

• Адаптировать и регулировать поведение подростков в социальной среде, развивать навыки без конфликтного общения и предупредить правонарушения в подростковой среде.

• Развитие оздоровительных и воспитательных задач как работоспособность всего организма ЗОЖ - не курить, не пить, укреплять здоровье, воспитывать силу воли, уважение друг к другу, мужество, и решительность.

Спортивное направление включает в себя проведение спортивных культурно-массовых мероприятий, соревнований, спортивных игр; оздоровительная утренняя зарядка, походы, спартакиады, развлекательные конкурсы, викторины, направленные не только на качественный отдых и развитие личности.

Мною собраны и систематизированы материалы по спортивной деятельности: диагностика, тематические планы, разработки оздоровительных мероприятий.

Провожу диагностику воспитанников: возраст воспитанников 7-14 лет

Бег зо метров Челночный бег 3*10м,с.

Наклоны вперед из положения стоя, см

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжок в длину с места Совершенствование акробатических упражнений кувырок вперед, кувырок назад

Техника выполнения Стойка на лопатках

Техника выполнения

Зима. Обучение скольжению на коньках

до после до после до после до после до после Техника выполнения Техника выполнения

1 2-3бала 0 1-2 бала 1-2 бала 2-3 бала 1 бал 2-3 бала 1-2 бала 3-4 бала

В методике я использую стандартные, игровые соревновательные мероприятия.

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных, ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, и т. д в нестационарных условиях.

Провожу тренировочные занятия для детей с 7-14 лет: по волейболу, баскетболу, футболу, легкой атлетике, настольному теннису. Овладение спортивными играми происходит в процессе изучения и последующего совершенствования специальных знаний, умений и навыков. Занимающие изучают правила игры, ее технику и тактику, развивают физические качества, быстроту, выносливость, силу. Тем самым закладывается необходимая основа, обеспечивающая достижение спортивного мастерства.

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно – сосудистой системы.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать.

Занятия и участие в командных соревнованиях воспитывает ответственность за полученное дело.

Процесс обучения настольному теннису - стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает воспитанников мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы

Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности в игре по настольному теннису создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями.

Футбольный клуб для детей - это формирование устойчивого интереса у ребенка к другому активному и интересному времяпрепровождению.

Я помогаю воспитанникам нашего центра стать более уверенными в своих силах, найти друзей в процессе занятий в секции футбола.

За активное участие в конкурсах и мероприятиях дети награждались грамотами, сладкими призами.

Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими.

В зимний период времени провожу гимнастику с элементами акробатики. Дети принимают активное участие в различных мероприятиях, в выступлениях, показывая тем самым свое мастерство.

Хорошо организованный досуг – это один из важнейших факторов эффективной работы по профилактике и девиантного поведения детей и подростков.

Коллективные прогулки, походы и экскурсии

Особое внимание я уделяла организации прогулок. Коллективные прогулки и экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного эмоционального глубокого понимания моральных ценностей и принципов здорового образа жизни.

Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников Одной из самых насущных проблем на сегодняшний день является проблема агрессивного поведения у детей. Часто педагоги оказываются бессильными.

Организация работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Развитие сети дорог в стране и резкий рост количества транспорта, как в личном пользовании, так и в народном хозяйстве, породили целый ряд.

План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников План работы ДОУ по профилактике суицидального поведения воспитанников.

План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: Создание условий максимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений.

Читайте также: