Профилактика азартных игр в школе

Обновлено: 06.07.2024

Классный час-презентация рассказывает о пагубном влиянии на человека азартных игр.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas.pptx 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История возникновения азартных игр

Древний Египет В качестве костей использовались межфаланговые суставы соб ак

Во втором тысячелетии до н.э. арийские воины очень любили игру в кости

Свое начало игральные карты берут в далеком прошлом

Появление карт в России связано с царствованием Федора Иоанновича (1557 – 1598). При Петре I (1672 – 1725 ) торговля картами приносила немалые доходы

Лудомания – патологическая склонность к азартным играм; заключается в частых эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в жизни человека и оказывающих разрушающее воздействие на все сферы жизни и личности человека, его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье

СИМПТОМЫ ЛУДОМАНИИ: ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ И НЕСПОСОБНОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ; НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ, СНА, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ; СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ МЫСЛЕЙ И ПОСТУПКОВ ВОКРУГ ИГРЫ; ЧУВСТВО ВИНЫ, УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ; ДИПРЕССИЯ

Три основные стадии развития игровой активности СТАДИЯ ВЫИГРЫША

Бывает часто с игроком: сел богачом – встал бедняком. Кто карты взял, прельстясь наживой, тому не знать игры счастливой

Игра азартная грешна: она не богом нам дана, - ее придумал сатана !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Классный час.Презентация.Интеллектуальная игра по теме:Государственное устройство Республики Саха (Якутия)

.Интеллектуальная игра для 10-11 классов по теме : Государственное устройство Республики Саха ( Якутия).

Классный час "22 Олимпийские игры. Сочи 2014"

Материал для классного часа.

Конспект классного часа в форме игры "Причуды матушки-зимы"

Материал отражает метапредметные связи(краеведение, литература, русский язык, живопись, история).


Предлагаемое занятие раскрывает формы и методы работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в развитии, по обобщению знаний учащихся. Рекомендуется для классных руководителей, воспитателей к.

Классный час на тему "Игры, которые Мы заслужили вместе с ТОБОЙ"
Презентация. Классный час "Болезнь которая играет не по правилам"

Презентация классного часа на тему "Болезнь которая играет не по правилам".

В последнее время все больше и больше стали наблюдаться случаи развития зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным. Проведенный научной анализ показал, что наиболее уязвимыми в плане формирования зависимости азартных и компьютерных игр являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры. Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования у молодых людей аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития. Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью.

Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.

Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора.

В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.

Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:

· отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;

· отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;

· неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;

· общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

· нежелание отвлечься от игры с компьютером;

· раздражение при вынужденном отвлечении;

· неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;

· забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;

· пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

· злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

· готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

· угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

В настоящее время в школах, по мнению Л.И. Колесниковой (Россия) имеются программы по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Молодые игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:

В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.

Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи – группах. Профилактическая работа по исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:

· нельзя играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улицы;

· нужно контролировать содержание игры (исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и прочими нравственно отрицательными темами).

В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам:

1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.

2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.


В последнее время все больше и больше стали наблюдаться случаи развития зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным. Проведенный научный анализ показал, что наиболее уязвимыми в плане формирования зависимости азартных и компьютерных игр являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры. Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества. Это является основанием относить особенности подросткового возраста к факторам риска формирования у молодых людей аддиктивной стратегии взаимодействия с миром.

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития. Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью.

Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.

Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора.

В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.

Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:

  • отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
  • отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  • неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  • общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

  • нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
  • забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:

В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы г.Белорецк

МР Белорецкий район Республика Башкортостан

Разработка внеклассного мероприятия:

Педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР,

Баязитова Елена Римовна

Цель: познакомить воспитанников с вредными последствиями игровой зависимости

Образовательная: Сформировать у учащихся представление о проблеме игромании;

Развивающая: Развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы;

Воспитательная: Воспитывать нравственную культуру учащихся.

Ход занятия:

Как же получается, что одни люди попадают в зависимость от игры, а другие нет? Дело в том, что игромания зарождается так же, как и наркотическая зависимость. Отправной ее точкой служит, как правило, неожиданный крупный выигрыш в казино или игровом зале. То состояние эйфории, которое при этом переживается, требует повторения. Именно это вновь и вновь ведет человека в мир игры. Ему очень трудно понять, что вероятность повторной удачи ничтожно мала, что невозможно подсчитать систему выигрышей (ее просто не существует) и не стоит тратить деньги и время на призрачные мечты.

Всех зависимых людей объединяет стремление быстро и без особых усилий избавиться от душевной боли и напряжения. Человек использует предмет своей страсти в качестве антидепрессанта. Лица, попавшие в плен игромании, пытаются сбежать от реальности, забыться, уйти в мир, где отключается разум, изменяются чувства и ощущения.

Игромания на сегодняшний день считается болезнью, наряду с наркоманией и алкоголизмом. Игровая зависимость часто сочетается с алкогольной и другими ее формами. Наличие у человека психопатий, неврозов, эмоциональные или сексуальные проблемы, недостаток самореализации (как профессиональной, так и личностной) предрасполагают к возникновению игромании.

Факторы, способствующие развитию игровой зависимости у подростков:

- отставание в психическом развитии;

- повышенная активность и различные отклонения в поведении;

- нарушенные внутрисемейные отношения;

- отсутствие адекватного эмоционального контакта с родителями или значимыми другими лицами;

- нейтрально попустительское отношение к азартным играм в семье;

- низкая мотивация к продуктивной деятельности;

- стереотипная модель получения удовольствия без особых усилий;

- переоценка роли денег в жизни.

Компьютерные игры – польза или вред?

Компьютерные игры это специальные компьютерные программы, которые выводят на экран картинку, превращая его в поле игры. Это своего рода настольная игра, но впечатляющая и достаточно сложная.

Компьютерные игры условно можно разделить на три группы:

- во-первых, традиционные игры в компьютерном исполнении (карты, шахматы, морской бой и т.п.);

Но что может развить в ребенке компьютерная игра? Она, безусловно, способствует увеличению скорости реакции, тренирует память, развивает воображение ребенка. Но все это происходит в очень узком диапазоне жизни и отнюдь не означает, что ваш ребенок начнет лучше учиться или быстрее усваивать школьный материал. По ряду отягощающих причин компьютерные игры будут иметь прямо противоположный эффект.

К чему же в реальности приводит пристрастие ребенка к игре на компьютере?

Во-первых, речь идет именно о пристрастии, о зависимости, причем очень сильной. Подчас ничто не способно привлечь внимание ребенка, кроме компьютера, ничто не может отвлечь его от этого занятия. Ребенок начинает вести себя, как настоящий наркоман: он думает только о компьютерных играх, говорит только о них, таскает деньги, чтобы попасть в компьютерный клуб, тратит на игру не только все свободное время, но и несвободное тоже (прогуливает школу, недосыпает и т.д.).

Во-вторых, компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное влияние на психику ребенка. Он становится напряженным, эмоционально неуравновешенным, испытывает чувство тревоги, перемежающееся подавленностью или озлобленностью. У детей нарушается сон, зачастую им снятся кошмары, содержание которых почерпнуто из компьютерных игр. Это болезненное общение с компьютером делает ребенка замкнутым, он истощается, не может сосредоточиться на учебе или другой важной для него деятельности.

В-третьих, все это сказывается и на физическом здоровье ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и физическим нагрузкам, подрывает свое здоровье постоянным пребыванием за экраном компьютера (мерцание экрана, излучение и т.п.).

Для этого необходимо, чтобы на домашнем компьютере просто не появлялись игровые программы. С самого начала ребенка нужно ориентировать таким образом, чтобы компьютер воспринимался его сознанием как способ учебы или форма работы, но вовсе не как развлечение. Зачастую родители просто не желают тратить время, чтобы учить ребенка работе на компьютере, а потому они полагаются на то, что он обучится этому сам.

Последствия игромании

Потребность в игре незаметно переходит в неодолимую тягу, то есть развивается болезненная зависимость от игры.

Мысли и поведение человека направлены только на одно: раздобыть денежные средства для того, чтобы пойти играть.

Пренебрежение другими интересами ради возможности пойти в игровой зал.

Структурирование дня под игру. Освобождается время для игры за счет семьи, работы, учебы и т.д.

Вся жизнь превращается в ожидание игры и добычи для этого материальных средств.

Лечение з ависимости от компьютерных игр представляет собой комплексный подход, который включает в себя работу над сменой образа жизни.

Она не пройдёт так быстро, как хотелось бы. И, естественно, отказ будет весьма болезненный.

Постепенно уменьшать время, проведённое за играми. Отказаться сразу и полностью от игр, заядлому геймеру – практически нереально, поэтому следует начать с постепенного уменьшения времени, проведённого за компьютером. Постарайтесь, каждую неделю играть на 1 час в день меньше.

Уяснить опасность. Захотеть побороть эту зависимость, можно только поняв всю опасность данной ситуации.

Понять перспективу. Докажите себе или зависимому человеку, что, бросив игру, получите куда больше, чем имеете сейчас: здоровый внешний вид, популярность в школе, перспективную работу, регулярный отдых, хорошее самочувствие и т. п.

Найти альтернативу. Ещё один важный момент, найти замену компьютерным играм. Следует понять, что компьютерная зависимость – по большей части эмоциональная и переросла в заядлую привычку (приходить со школы или работы, садиться за компьютер и вставать, только когда уже засыпаешь над клавиатурой). Подменой может в первое время выступать телевизор, просмотр фильмов, чтение книг и настольные игры с друзьями.

Начать больше времени проводить вне дома. Находясь вблизи компьютера, всегда будет возникать искушение вновь сесть за него и начать играть. Поэтому лучше сходить с друзьями в кино или кафе.

Увеличивать физические нагрузки. Хорошо поработав физически за день, желание сидеть за ПК сводится к минимуму, так как хочется поспать или поваляться на диване. Также физические нагрузки улучшат сон .

Чаще бывать на свежем воздухе. Свежий воздух оздоровит организм и улучшит настроение.


Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (В.Зайцев, П.Мунтян, Б.Лабковский, М.С Иванов, Л К Фортова и др.). Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.

Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью.

Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.

Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора.

В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.

Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
нежелание отвлечься от игры с компьютером;
раздражение при вынужденном отвлечении;
неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.

В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.

Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи - группах Профилактическая работа по превенции или исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

Читайте также: