Профилактика алкоголизма в школе тренинги

Обновлено: 02.07.2024

Личность человека начинает формироваться уже в раннем возрасте. Именно поэтому профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних должна начинаться как можно раньше. Важно уделить внимание формированию здоровой и высоконравственной личности. С раннего детства показать человеку верные ориентиры в жизни.

На данный момент профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних крайне не эффективна. Очень низкое внимание уделяется профилактическим программам. Средства массовой информации почти не задействованы в профилактической и просветительной работе. Общественные и государственные программы, которые направлены на борьбу с алкоголизмом, а также на профилактику алкоголизма, слабо работают.

Для того чтобы профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних возымела свои действия, нужно проводить её на различных уровнях.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне семьи

В семье должны быть созданы условия для ведения здорового образа жизни. Родители обязаны быть примером для своих детей. В связи с этим родители, не употребляющие алкоголь, являются отличным примером для них. Воспитание детей направленное на формирование отрицательного мнения об алкоголе, должно иметь важное место.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних на уровне школы

Несовершеннолетние проводят значительное количество времени в школе. Именно там закладывается мнение об окружающих людях: сверстниках, взрослых. В школе нужно создавать условия поощряющие занятия спортом, физическими упражнениями. Учителя должны обладать нужными качествами и быть примером для несовершеннолетних. Должны проводиться профилактические мероприятия, указывающие на пагубное воздействие алкоголя.

Профилактика алкоголизма среди несовершеннолетних со стороны государства

Государство должно применять разные профилактические меры, которые способствуют выработке у граждан, такого образа жизни, при котором употребление алкоголя исключалось бы вообще, либо значительно ограничивалось. Для этого нужно применять:

Контроль за качеством алкогольной продукции выпускаемой в государстве;

Запрещение и ограничение употребления алкоголя несовершеннолетними;

Запрещение продажи спиртных напитков лицам моложе 18 лет;

Предусмотреть уголовную ответственность за втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя, а также за доведение до алкогольного опьянения;

Создание условий, при которых употребление алкоголя в производственном коллективе, было бы невозможным;

Уголовное и административное наказание лиц, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах;

Поощрение и стимулирование рекламы, рассказывающей о вреде алкоголя.

Запрет брать на работу несовершеннолетних, связанную с производством, торговлей, хранением алкогольных напитков.

Советы родителям по профилактике алкоголизма.

В последнее время отмечается рост заболеваемости алкоголизмом среди подростков, возраст больных алкоголизмом с каждым годом уменьшается.

Причины подросткового алкоголизма

Для подростков очень важными являются отношения с друзьями. Поэтому они могут употреблять алкоголь:
• чтобы не отставать от своих выпивающих друзей, быть более коммуникабельным, много говорить, не бояться сторонней оценки своих суждений;
• чтобы чувствовать себя сексуально привлекательным, нравиться противоположному полу;
• быть смелее и увереннее в себе;
• чтобы отвлечься от сложной действительности.

Последствия употребления алкоголя подростками

Регулярное употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем органов и функций человека. Алкоголь затрагивает все системы органов человека:
• происходят сбои в работе желудочно-кишечного тракта;
• повреждается печень, развивается гепатит, цирроз печени;
• нарушается работа поджелудочной железы;
• деятельность сердечно-сосудистой системы;
• развиваются воспалительные заболевания почек.
• появляются различные воспалительные заболевания в легких, бронхах, гортани, носоглотке;
• снижается иммунная защита организма.

У подростка появляются эмоциональные нарушения: огрубение, взрывчатость, беспечность, внушаемость. Отсутствует контроль за своим поведением. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, во время отдыха с друзьями. Выпивка принимает регулярный характер. В результате этого, употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни.

Советы родителям:

Как распознать что подросток начал употреблять алкоголь

Необходимо обратить внимание на резкое изменение в поведении ребенка.
• Если появились такие черты как грубость, агрессия, раздражительность.
• Ребенок стал замкнутым, скрытным.
• В доме пропадают деньги, вещи.
• У ребенка резко снизилась успеваемость.
• Приходит поздно домой с запахом алкоголя.

Что делать если подросток пришел домой пьяным

С подростком необходимо поговорить. Но разговор лучше отложить до утра, в состоянии алкогольного опьянения подросток не станет слушать никакие доводы.

Если ребенок всерьез интересуется спиртным, необходимо обратиться за помощью к врачу или психологу, специалисты дадут соответствующие рекомендации и при необходимости проведут анонимное лечение алкоголизма.

Подростки из благополучных семей и алкоголизм

Многие люди думают, что детский алкоголизм распространен только в неблагополучных семьях, где родители часто сами страдают от алкогольной зависимости. Часто алкоголиками становятся дети из благополучных семей, где родители не страдают алкоголизмом и в материальном плане полностью обеспечивают своих детей.

В таких семьях родители часто заняты, и не всегда следят за развитием своего ребенка.

Часто родители не знают, с кем общается их ребенок, чем он занимается в свободное время, как, где и с кем он проводит свое время. Родители часто считают, что главное в воспитании ребенка, это обеспечить его здоровым питание, хорошей одеждой и карманными деньгами.

Когда подросток начинает вести себя странно, часто вызывающе и дерзко, они оправдывают его поведение переходным возрастом или еще чем-нибудь, и решают все трудности и споры подарками и карманными деньгами, даже не подозревая, что эти деньги продолжают спонсировать детский алкоголизм.

Как уберечь детей и подростков от алкоголизма

Подросток должен чувствовать себя комфортно в своей семье, чувствовать, что его понимают. Воспринимать своих родителей в качестве самых умных наставников в жизненных вопросах.

• Проявляйте уважение к подростку. Не манипулируйте своим опытом и возрастом. Не показывайте свое превосходство.
• Найдите общее увлечение. Оно позволит с большим удовольствием проводить совместно свободное время.
• Помогите подростку стать личностью, достойным взрослым человеком.
• Будьте всегда авторитетны, а для этого всегда ведите себе достойно в любых ситуациях.

Профилактика алкоголизма в школе

Что такое профилактика алкоголизма? Это система мер направленных на усиление факторов защиты среди населения от алкоголизма. Как известно, определенные жизненные ситуации могут способствовать, либо наоборот препятствовать началу употребления алкоголя. Те обстоятельства, что способствуют употреблению алкоголя, называются факторами риска, а те, что способствуют снижению – факторы защиты. В течение жизни на человека воздействует как те, так и другие факторы, профилактика алкоголизма же направлена на усиление факторов защиты. К числу последних можно отнести: благополучие в семье, физическое и психическое здоровье, регулярное медицинское наблюдение, устойчивость к стрессам, хороший уровень достатка, соблюдение общественных норм и другие.

В России профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. Рост алкоголизации населения показывает, что работа в этом направлении необходима. И особое место, конечно, здесь занимает профилактика алкоголизма среди подрастающего поколения, среди детей и подростков.

Первичная профилактика алкоголизма.

Специалисты разделяют профилактику алкоголизма на три стадии: первичная, вторичная и третичная. Нас же будет интересовать главным образом первичная профилактика алкоголизма.

Цели. Эта стадия имеет своей целью предупредить начало употребления алкоголя среди тех, кто еще не употреблял алкоголь. Поэтому она нацелена, прежде всего, на детей, подростков и молодежь. Главная цель этого этапа состоит в том, чтобы сформировать негативное отношение к злоупотреблению алкоголем, способствовать уменьшению количества людей, у которых может возникнуть алкоголизм. Более того, в общем, можно сказать, что этот этап профилактики предполагает даже не столько предупреждение алкоголизма, сколько сохранение и укрепление здоровья человека, формирование здорового образа жизни среди населения.

Задачи. Для первичной профилактики алкоголизма в школе характерны три главных задачи. Во-первых, проведение широкой воспитательной работы среди учащихся. Во-вторых, санитарно-гигиеническое противоалкогольное воспитание. И последнее, формирование трезвеннических установок.

Принципы. Основу профилактики алкоголизма в школе составляют следующие принципы:

1. Противоалкогольное просвещение должно быть представлено в виде целостной системы противоалкогольного воспитания, проводится на протяжении всех лет обучения и направлено на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2. Программа противоалкогольного воспитания должна предусматривать постепенное, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, раскрытие сторон отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и жизнь общества в целом;

3. Противоалкогольная работа в школах должна проводиться преимущественно силами учителей с приглашением для чтения отдельных специалистов;

4. Противоалкогольное просвещение должно распространяться и на родителей и учащихся.

Цель: выражение своего отношения к алкоголю; обучение умению противостоять рекламе алкоголя; развитие навыков самоанализа; воспитание терпимости, умения слышать других; возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

Время: 3 академических часа.

Форма зала: круг.

Материал: магнитофон, бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, краски, стаканы для воды, кисточки, фломастеры, ручки, бланки к тестовым заданиям, бейджики, клубки ниток, черная бумага, черная ткань.

Блок I

Цель: создание положительного настроя на день, развитие групповой сплоченности.

Техника проведения: участники сидят по кругу и приветствуют по часовой стрелке друг друга от лица известного человека или персонажа книги, фильма и т.д.

Инструкция: начнем наше занятие с приветствия. Приветствие у нас будет необычное: сидя в кругу по часовой стрелке мы будем приветствовать друг друга от лица известных людей: актеров, политиков, героев сказок, певцов и т.д.

  • Чем понравилось это упражнение?
  • Возникли ли трудности в ходе упражнения?

Цель: развитие групповой сплоченности, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Техника проведения: участники сидят в кругу. По очереди против часовой стрелки каждый встает и называет свое имя. Последний участник в круге поднимается и говорит свое имя наоборот и так по кругу.

Инструкция: давайте сейчас представимся. Против часовой стрелки по очереди каждый из вас будет вставать, и называть свое имя. Последний участник называет свое имя и тут же называет его наоборот. Затем каждый называет свое имя, наоборот, в обратном порядке.

  • Какие трудности возникли?
  • Какие чувства возникли?

Цели: ознакомление с правилами работы группы и их принятие, формирование сплоченности и работоспособности группы.

Техника проведения: участники вырабатывают групповые правила, которые нельзя нарушать в процессе всей тренинговой работы.

Материал: бумага формата А4, фломастеры, лист ватмана.

Инструкция: ребята, правила существуют в любой группе и в любом обществе. Для дальнейшей работы нашей группы мы должны сейчас обсудить и принять правила. Поэтому внимательно прочитайте предлагаемые правила. Все ли согласны с тем, что написано? Есть ли предложения об изменении правил или добавление новых? В знак того, что мы их принимаем, поаплодируем.

Правила работы группы:

- Активность (каждый член группы реально включен в работу группы; не стоит замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное).

- Откровенность и искренность(в группе необходимо быть искренним и нельзя говорить неправду; если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания ).

- Уважение к говорящему (когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем его).

- Контроль поведения (каждый участник должен знать: обо всем можно говорить, но не все можно делать).

- Ответственность(каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы, он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу).

- Соблюдение конфиденциальности(не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий).

Цель: сплочение группы, эмоциональная разрядка, создание атмосферы доверия.

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5–7).

Техника проведения: комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно.

Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

Усложненный вариант: участники должны перебираться через преграду, взявшись за руки и не размыкая их ни при каких обстоятельствах. Если участник задевает за преграду или где-то в цепочке разомкнулись руки, то вся группа возвращается на исходную позицию.

Инструкция: сейчас нам всем вместе предстоит преодолеть сложную преграду. Но для этого всем необходимо действовать сплоченно, как один человек. Перед вами преграда из стульев (веревки), необходимо перебраться на другую сторону, но есть одно условие, если хоть один участник остается по другую сторону преграды или задевает преграду, все участники возвращаются обратно. Задание понятно. Тогда начнем.

  • Какую стратегию решения поставленной проблемы вы выбрали?
  • Какие проблемы возникли?
  • Какие действия были успешными? Что можно было сделать по-другому?

Цель: развитие образного мышления, умения анализировать, расширение кругозора несовершеннолетних.

Один суфийский мастер написал в своей автобиографии: «Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:

- Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир! Мне все казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так:

- Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, Господи, изменить мою семью!

А когда я состарился, я осознал, что даже семья – это слишком много. Ко мне пришла мудрость и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так:

- Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!

И тогда Бог ответил мне:

- Какие чувства и мысли возникли у вас по поводу притчи?

- Почему Бог отказал суфийскому мастеру?

6. Диагностика

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Какой спиртной напиток вы уже пробовали?

2. В каком возрасте это произошло впервые?

3. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?

  1. на своем дне рождении;
  2. во время домашнего праздника;
  3. друзей;
  4. на дискотеке;
  5. другое.

4. Кто предложил вам спиртное?

  1. друзья;
  2. старшие мальчики;
  3. родители;
  4. случайные знакомые;
  5. другое.

5. Ваши ощущения после принятия спиртного?

  1. головная боль;
  2. тошнота, рвота;
  3. все поплыло перед глазами;
  4. все нормально, было весело;
  5. другое.

6. По какой причине вам бы хотелось повторить употребление спиртного?

7. По какой причине вам не хотелось бы повторять употребление спиртного?

8. В вашей семье употребляют спиртные напитки?

9. У тебя есть полезные и интересные увлечения?

  1. да;
  2. думаю об этом;
  3. нет;
  4. мне и без них неплохо.

10. Какие чувства ты испытываешь к пьяным людям?

  1. я их жалею;
  2. я их боюсь;
  3. они мне неприятны;
  4. безразличие;
  5. завидую;
  6. другое.

Техника проведения: участникам предлагается шесть незаконченных рисунков, которые необходимо дорисовать.

Цель: снятие психического напряжения, развитие группового взаимодействия.

Материал: лист бумаги формата А 4, карандаши.

Техника проведения: участники сидят в кругу. На листах бумаги ставят 20 точек в хаотичном порядке. По команде ведущего участники должны передать листки соседу слева. Его задача соединить точки и вернуть лист владельцу.

Инструкция: на листе бумаги поставьте 20 точек. Отдайте свой лист соседу слева. Задача соседа – соединить эти точки в композицию. Затем верните лист хозяину.

  • Понравилась ли композиция или хотите что-либо переделать?
  • Какие эмоции у вас возникли?
  • Что для вас оказалось трудным?

Блок II

Цель: ознакомление с воздействием алкоголя на психические и физиологические аспекты личности.

В настоящее время, когда продажа и потребление алкогольных напитков с определенными ограничениями, но разрешена, алкоголь занимает в обществе место легального наркотика, потому что при систематическом употреблении он вызывает алкогольную зависимость (алкоголизм).

Алкоголизм у подростков протекает злокачественно, отсутствует стадия психической зависимости от алкоголя (т.е. стадия бытового пьянства), которая у взрослых растягивается на долгие годы. Как только подростки начинают регулярно употреблять спиртные напитки, в том числе и пиво, у них сразу формируется стадия физической зависимости. Регулярное употребление любых спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно. С самого начала употребляются большие дозы алкогольных напитков, без самоконтроля, до тяжелой степени опьянения. Быстро нарастает толерантность (переносимость), особенно при систематическом приеме алкоголя. Довольно быстро формируется похмельный синдром.

У подростков, больных алкоголизмом, проявляются изменения личности - возбудимость, взрывчатость, эмоциональное огрубение, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, становится узким круг интересов, нарастает количество конфликтов с родителями, появляются асоциальные тенденции.

Настроение неустойчиво: вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяется гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют.

Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
  • Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени.
  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.).
  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета.
  • Изменение состава крови, анемия и т.д.

Иногда в состоянии легкого опьянения подросток внезапно совершает какой-либо импульсивный поступок (агрессия или аутоагрессия, сексуальные действия или что-либо другое), на что в трезвом состоянии он был бы не способен.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

- Просто уйти! Иногда это лучший выход.

- Ответь холодным взглядом на опасное предложение. Сделай вид, что не слышал его.

Необходимо учиться правильному поведению в таких ситуациях, обсуждать возможные выходы и решения проблем с друзьями, родителями, психологом.

Алкоголь - наркотик и, как всякий наркотик, привлекает к себе слабых, которые желают выглядеть сильными.

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации по данной проблеме.

Техника проведения: участники тренинга сидят в кругу. Предлагается объединиться в 3 группы и нарисовать плакат - антирекламу алкогольной продукции с лозунгами.

Материал: лист бумаги формата А4, карандаши.

Инструкция: сейчас обобщите всю информацию, которой вы владеете, разбейтесь на 3 группы и нарисуйте плакат – антирекламу алкоголя. Подумайте и напишите лозунги к этим плакатам.

С какими трудностями вы столкнулись?

Чем руководствовались, выполняя это упражнение?

Какие чувства возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

10. Игровое моделирование реальных ситуаций

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации, обучение навыкам реагирования в проблемных ситуациях.

Техника проведения: группе предлагается разыграть ситуацию.

Материал: листы формата А 4, ручки, карандаши.

Инструкция: вам предлагается разыграть следующую ситуацию.

Ситуация. В кафе мест нет. Заходят два парня и видят знакомых подростков, которые сидят за столиком и у них 2 свободных места. Ребята подходят к ним и присоединяются к их компании. Им предлагают выпить кружку пива. Те отказываются.

  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Какие эмоции испытывали во время выполнения упражнения?
  • В чем смысл этого упражнения?

Блок III

Цель: развитие аналитического мышления, воображения, эмоциональной лабильности.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение.

Техника проведения: участники образуют два круга. Стоящие, во внутреннем круге, поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, участники движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники останавливаются друг перед другом. Ведущий называет задание.

Представьте, что перед вами:

- книга, какая это книга, где она находится.

- праздник, что это за праздник, какой он.

- картина, что это за картина, что на ней изображено.

-город, какой это город, какие люди в нем живут, маленький или большой, старинный или современный.

- музыка, что это за произведение, темп, характер, исполнитель.

- планета, какая она, где находится, кто ее населяет.

  • Опишите свое состояние во время проведения упражнения?
  • Какие чувства вы при этом испытывали?
  • Какие трудности возникли?

- получение групповой поддержки

- работа с партнером в диалоге

- удовлетворение разных потребностей (кому-то нравится говорить о других, кому-то послушать про себя).

Цель: формирование представления о своих потенциалах и возможностях, повышение самооценки.

Материалы и оборудование: черная ткань 1м Х 1м, набор клубков разного цвета, музыкальный центр.

Техника проведения: несовершеннолетним предлагается подумать, о своих ресурсах, которые помогают им, из которых они черпают свой потенциал. Это может быть один или несколько ресурсов. Затем из клубков на черной ткани нужно выложить свой ресурс, в виде картины.

Инструкция: теперь вы знаете немного больше о своих ресурсах. Подумайте, какой ресурс для вас наиболее значим, и приносит больше сил и энергии. Перед вами клубки ниток и черное полотно. Ваша задача нарисовать клубками свой ресурс в виде картины на черном полотне. Можно использовать несколько клубков.

Анализ (каждого участника группы):

  • Какой ресурс ты изобразил? Почему?
  • Что ты получаешь от этого ресурса?
  • Какие трудности возникли в ходе упражнения?
  • Что ты чувствуешь?
  • Хочется что-то доделать?

Цель: укрепление уверенности в своих возможностях, в своих силах.

Оборудование и материалы: лист черной бумаги формата А 4, гуашь, кисть, стакан непроливайка, музыкальный центр.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает подросткам нарисовать свою звезду, такой как, они ее себе представляет.

Инструкция: есть поверие, что когда человек рождается, на небе загорается новая звезда, которая светит ему на протяжении всей жизни. У нас у каждого есть своя звезда, подумайте и представьте свою звезду. Какая она? Послушайте стихотворение.

А теперь на черном листе, символизирующем космос, вселенную, нарисуйте свою звезду.

  • Все ли получилось так, как вы себе представили?
  • Возникли ли трудности?
  • Какие чувства вы испытываете?

Я желаю, чтобы каждому из вас, ваша звезда всегда светила тебе на небе и придавала вам силы и чувство уверенности.

14. Обратная связь

Цель: получение обратной связи от участников группы.

  • Самое интересное упражнение на ваш взгляд?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Довольны ли вы собой?
  • Что полезного вы взяли для себя, и будете использовать в дальнейшем?
  • Оцените в процентном соотношении ваше участие в тренинговом занятии.

Цель: способствовать осознанию участниками истоков, мотивов и результатов поведения персонажа притчи.

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

- Что лежало в основе поведения ученика?

Цель: самораскрытие, получение обратной связи о прошедшем занятии.

Техника проведения: каждый участник на листе бумаги обводит свою ладонь и на ней пишет свое имя, а на пальчиках пожелания группе.

Материал: бумага А4, карандаши.

Инструкция: ребята, каждый из вас должен на листе бумаги обвести свою ладонь и на ней написать свое имя. Затем, ладонь мы будем передавать соседу слева, который напишет вам пожелание и так далее по кругу, пока ладонь не вернется к вам назад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие с элементами тренинга по первичной профилактике алкогольной завиимости у учащихся "Я выбираю." ставит своей целью формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья, профилактику алкоголизации.

Данное занятие способствует формированию у учащихся установки на жизнь как высшую ценность и приоритет здоровья в системе человеческих ценностей, помогает подросткам сформировать для себя такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем, учит делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, формирует негативное отношение к употреблению алкоголя.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Занятие с элементами тренинга

по первичной профилактике алкоголизма

Подготовила:

Калинина Ольга Сергеевна

социальный педагог

МБОУ СОШ №15 г. Арзамаса

стаж работы с 2013 г.

т.: 8 (83147)7-62-79

Арзамас, 2014

Пояснительная записка

«Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно,

Герофил

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

В современном мире множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека: и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Сегодня состояние здоровья людей вызывает большую тревогу и находится в критическом состоянии, если не принять срочных мер , мы исчезнем с лица Земли как биологический вид. Сегодня Россия занимает 127 место в мире по показателям здоровья населения.

Среди причин смертности ведущее место занимают сердечно – сосудистые заболевания(56,7 %), травмы и несчастные случаи (14%), онкологические заболевания (12,4 %). Решающий вклад вносит и алкоголизация общества.

Формирование у обучающихся установки на жизнь как высшую ценность и приоритета здоровья в системе человеческих ценностей.

Помочь подросткам сформировать для себя такой образ жизни, который сможет обеспечить им состояние оптимального здоровья в будущем.

Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Ожидаемые результаты:

Повышение эффективности работы по профилактике асоциального поведения учащихся.

Формирование у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни.

Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению алкоголя.

Ход занятия:

Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Вступительное слово ведущего:

Цель: - Развивать позитивное самовосприятие.

- Содействовать сплочению группы.

Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

Принятие групповых правил:

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью, отношение к алкоголю.

Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.

Когда я вижу пьяного, я чувствую…

Общаясь с пьющим человеком, я понимаю…

Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я хочу сказать…

Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.

10. Рефлексия тренинга.

Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодняшняя ситуация ранней алкоголизации характеризуется крайним неблагополучием.Профилактика-это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения явления, по отношению к которому проводятся разные мероприятия.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Полом Фалёнского района Кировской области

Программа (проект)

по профилактике употребления учащимися алкогольных напитков.

Андреева Екатерина Михайловна, учитель ОБЖ,

Шумилова Наталья Леонидовна, учитель биологии

Пояснительная записка.

Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить.

В.М. Бехтерев, русский ученый, психиатр, невропатолог.

В России борьба с пьянством и алкоголизмом всегда была одной из важнейших государственных задач. Но в последние два десятилетия эта проблема стала особенно актуальна.

Сегодняшняя ситуация ранней алкоголизации характеризуется крайним неблагополучием. За последние годы частота потребления алкоголя детьми до 14 лет увеличилась почти в 2 раза. Начало потребления алкоголя в 12-13 лет формирует к 14-15 годам проявление раннего алкоголизма. На каждые 100 тысяч больных алкоголизмом приходятся 22 несовершеннолетних. Опрос 4 тысяч человек ( от 7 до 20 лет), проведенный сотрудниками Красноярского университета, выявил, что 48 % первоклассников уже знакомы со вкусом пива. Данный факт показывает, что отношение к потреблению спиртного формируется раньше, чем в младшем школьном возрасте, подтверждает необходимость проведения программ профилактики потребления алкогольных напитков не позднее 1 класса школы.

В нашей школе учащихся, замеченных в употреблении спиртных напитков нет, но профилактическую работу вести нужно, так как есть дети из неблагополучных семей, родители которых увлекаются спиртными напитками.

Профилактика –это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения явления, по отношению к которому проводятся данные мероприятия.

Цель программы: воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме алкогольных напитков, через формирование здорового образа жизни.

-ориентирование учащихся на сознательный выбор совершения того или иного поступка, на то, что им доверяют сделать правильный выбор и они способны на это;

-выработка у учащихся навыков формирования и соблюдения здорового образа жизни;

-оказание помощи учащемуся в самореализации собственного жизненного предназначения.

Программа рассчитана на учащихся всех возрастов, начиная с начальной школы и до старшей школы. Особое внимание уделяется подростковому периоду.

Программа охватывает различные виды деятельности учащегося. На уроке- через содержание, педагогические технологии, ученическое самоуправление.

В проведении первичной профилактики участвуют ученики, учителя, классные руководители, администрация, родители, работники ФАПа, Дом культуры, участковый, Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации сельского поселения, при администрации Фаленского района.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с употреблением алкогольных напитков;

- причины и последствия алкоголизма;

- вредное влияние алкогольных напитков на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести активный здоровый образ жизни;

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

-предоставление информации. Этот метод основан на информировании учеников о конкретных ситуациях, представляющих опасность;

-воспитания противодействия к алкогольным напиткам. В этом подходе у детей формируются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление алкогольной продукции, а также отрицательное отношение к употреблению алкоголя;

-тренинги позволяют подготовить ученика к ситуациям, когда его будут склонять к употреблению алкогольных напитков. Учитывая, что дети в основном сами выбирают себе друзей, необходимо создать у ученика потребность не вступать в контакт с теми подростками, которые имеют неоднократный опыт употребления алкогольных напитков;

-предоставление альтернативы. Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять алкогольные напитки. Детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п.;

-аппеляция к ценностям и знаниям. Наиболее важная цель в профилактике употребления алкогольных напитков- это формирование у детей ценностных, социально значимых ориентаций. Когда у ребенка есть цель достигнуть чего-то значимого в жизни, он сам будет стремиться подчинить свою жизнь достижению этой цели;

-педагогические технологии, которые позволяют включить учеников в интересную, неконфликтную работу на уроке. Введение эффективных технологий, при которых каждый ученик будет успешным, позволит избежать девиантного поведения. Особое внимание следует уделить технологии оценивания.

- ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях, разработать и использовать новые стратегии поведения, отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Читайте также: