Тургенев затишье краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Интереснее выглядит Веретьев, несмотря на то, что он "спился и опустился". Еще редкий случай - герой-алкоголик. "Не часто такое встречается" в РКЛ.

Тема - "подающий надежды" так и остался "подающим надежды". Не реализовался, "загубил талант" итп. Хорошо "вывернулся" в глазах общественного мнения:

Все они, однако, продолжали считать Веретьева человеком необыкновенным, предназначенным удивить вселенную, и он только потому и был умнее их, что сам очень хорошо сознавал свою совершенную и коренную бесполезность. И вне его кружка находились люди, которые думали о нем, что, не погуби он себя, из него черт знает что бы вышло. Эти люди ошибались: из Веретьевых никогда ничего не выходит.

Это даже лучше (для самолюбия), чем "разочарованные голоса" - "Ах этот. Знаем. Пустой человек, а какие подавал надежды". Тут, как в спорте - разряд, как ни крути надо периодически подтверждать. Не получится разок "взять планку" и всю жизнь почивать на лаврах. Труднее быть, чем стать. Но, чтобы "упасть" надо все-таки сначала "стать".

Веретьев сам все прекрасно понимает:

- Как сон,- повторил Веретьев, и его бледные щеки покраснели,- как сон. нет, это не был сон, по крайней мере для меня. Это было время молодости, веселости и счастья, время бесконечных надежд и сил неодолимых, и если это был сон, так сон прекрасный. А вот что мы теперь с вами постарели, поглупели, да усы красим, да шляемся по Невскому, да ни на что не стали-годны, как разбитые клячи, повыдохлись, повытерлись, не то важничаем и ломаемся, не то бьем баклуши, да, чего доброго, горе вином запиваем,- вот это скорее сон, и сон самый безобразный. Жизнь прожита, и даром, нелепо, пошло прожита - вот что горько! Вот это бы стряхнуть как сон, вот от этого
бы очнуться. И потом везде, всюду одно ужасное воспоминание, один призрак.

Такими воспоминаниями можно жить всю жизнь. См. первый муж Муравьевой (хоккеист) в "Москва слезам не верит" (один из "оттенков").

Интересно перекликается с Вронским в "Анне Карениной":

Первые шаги его в свете и на службе были удачны, но два года тому назад он сделал грубую ошибку. Он, желая выказать свою независимость и подвинуться, отказался от предложенного ему положения, надеясь, что отказ этот придаст ему большую цену; но оказалось, что он был слишком смел, и его оставили; и, волей-неволей сделав себе положение человека независимого, он носил его, весьма тонко и умно держа себя, так, как будто он ни на кого не сердился, не считал себя никем обиженным и желает только того, чтоб его оставили в покое, потому что ему весело. В сущности же ему еще с прошлого года, когда он уехал в Москву, перестало быть весело. Он чувствовал, что это независимое положение человека, который все бы мог, но ничего не хочет, уже начинает сглаживаться, что многие начинают думать, что он ничего бы и не мог, кроме того, как быть честным и добрым малым.

Туда же повесть Хармса "Старуха":

В этом пересказе нет блочных цитат. Вы можете помочь проекту, если расставите блочные цитаты. См. руководство по цитированию.

Содержание

Глава 1 [ ред. ]

Деревня Сасово. В одной из комнат господского флигеля молодой человек перебирает счета. Это помещик Владимир Сергеевич Астахов, прибывший в деревню из главного своего имения, отстоящего вёрст на сто, с целью проверки. В дверях стоит староста. В углу слуга устанавливает железную кровать. Перебрав все бумаги, Владимир Сергеевич отпускает старосту и просит слугу подать чай.

Михаил Николаич, заметив некоторую сонливость в собеседнике, спешит попрощаться и приглашает его к себе. Гости удаляются. Астахов засыпает.

Глава 2 [ ред. ]

Двое везут старушку в коляске. Это 73-летняя мать Ипатьева. Она жалуется на больные ноги, даёт пару наставлений и удаляется.

Глава 3 [ ред. ]

Утром Владимир Сергеевич уезжает в деревню. Он откладывает отъезд домой и вечером снова появляется у Ипатьева. Там его представляют брату Надежды Алексеевны — Веретьеву. У Веретьева обнаруживается талант к подражанию. Он искусстно показывает Егора Капитоныча и даже самого Астахова.

Владимира Сергеевича приглашают на именины к ещё одному соседу — Гавриле Степановичу. После уговоров тот соглашается. Надежда Алексеевна обещает ему пятую кадриль (на все остальные она уже приглашена). Но Астахов просит мазурку. Надежда Алексеевна соглашается.

Глава 4 [ ред. ]

Глава 5 [ ред. ]

Надежда Алексеевна уже танцует с Стельчинским. После танца Владимир Сергеевич подходит к ней и напоминает об обещании. Сельчинский заявляет, что мазурка была обещана и ему. Веретьева ссылается на свою забывчивость и просит господина Сельчинского не ставить её в неудобное положение перед нездешним гостем. Она уносится с Астаховым в кадрили.

После первого танца к Астахову подходит господин Сельчинский и на французском просит его переговорить наедине в соседней комнате. Там последний ставит сопернику ультиматум: отказ от мазурки либо дуэль. Владимир Сергеевич в изумлении. Ему это кажется шуткой, но Сельчинский заявляет о серьёзности. Астахов не намерен отказываться от мазурки. Тогда Сельчинский обещает наутро прислать секунданта и удаляется.

Этот разговор вводит Владимира Сергеевича в замешательство. Вот так затишье! Он бы сразу уехал, но нужно дождаться мазурки. Он было обращается к Ивану Ильичу, чтобы тот был его секундантом, но тот в испуге отказывается.

Так или иначе по окончании мазурки Владимир Сергеевич хочет непременно уехать. Но слуга, которому он наказал быть наготове, признаётся, что кучер напился. Астахову приходится заночевать. Он не может уснуть, думая о вздорности ситуации.

Глава 6 [ ред. ]

Проходит три месяца. В клубе Астахов встречает своего старого приятеля, сплетника и дельца Флича. Тот передаёт ему приветствие от госпожи Стельчинской, под коей подразумевает Надежду Алексеевну. Та вышла замуж известно за кого и умчалась в Петербург. С мужем она почти не видится, но это ничего: девушка ударилась в искусство, водит знакомства со всевозможными актёрами. Её брат, Веретьев, пропал, может быть ушёл с циганами, но в губернии его нет и никто не знает, где он. Жена Егора Капитоныча умерла. Флич также рассказывает, что у Ипатьева всё идёт прежним чередом и намекает Астахову жениться на Марье Павловне.

В это время в Сасове сгорает шесть домов и Владимир Сергеевич отправляется туда. Осмотрев потери и приняв меры, он едет в Ипатьевку и застаёт Ипатьева и Ивана Ильича как всегда за шахматами. Михаил Николаевич встречает его уже не так радушно и слегка скованно. Марья Павловна переменилась, похудела и стала ещё печальнее и угрюмее.

Весь вечер Астахов скучает, не зная, о чём поговорить. Спать его укладывают в той же комнате, что и в первый приезд. Он снова выглядывает в ночной сад и видит белое пятно. Оно быстро исчезает и Астахов принимает его за видение.

Ночью Владимир Сергеевич просыпается от суеты и криков в доме. Выскочив из комнаты, он ловит Ивана Ильича за руку и требует объяснений. Тот отвечает в недоумении — Марья Павловна утопилась.

Тело вытягивают из воды баграми, приносят в дом и принимаются откачивать, но уже поздно. Наутро Астахов прощается с покойницей, стоит несколько минут в вежливом молчании и удаляется. В доме Ипатьева плачут все — Марья Павловна заслужила хорошую славу.

Владимир Сергеевич прогуливается по Невскому проспекту. Он пополнел и возмужал, но не постарел, женился на богатой барышне и создаёт впечатление человека счастливого.

Астахов сталкивается с господином в фуражке, сперва его не узнаёт, но тот представляется Веретьевым. Они обсуждают последние происшествия. Веретьев ловко увиливает от разговоров о Марье Павловне.

После этого Астахов заходит в кондитерскую на Невском, где встречает всех своих почтенных друзей. Помпонский отмечает, что негоже джентльмену разговаривать с господином в фуражке. Владимир Сергеевич его не дослушивает: подъезжает его жена в модной низенькой каретке. У жены выражение лица недовольное и уставшее. За ней сидит такая же мать. Он открывает дамам двери. Все отправляются на прогулку по Невскому.

Молодой помещик Владимир Сергеевич Астахов приезжает в свое имение Сасово, чтобы проверить его доходность. К нему сразу же заглядывает ближайший сосед Михаил Николаевич Ипатьев в компании приятеля, Ивана Ильича Бодрякова. Ипатьев горячо приглашает Астахова погостить в его поместье, и Владимир Сергеевич охотно соглашается.

Новый знакомый Астахова является вдовцом. Вместе с Михаилом Николаевичем в Ипатьевке проживают его дочки, Настя и Катя, а также свояченица, носящая имя Марья Павловна. Девушка усердно занимается работой в саду и иными хозяйственными делами, в общении с Владимиром Сергеевичем Маша первоначально демонстрирует сдержанность и явную холодность.

Веретьев пытается оказывать знаки внимания Маше, девушка отчитывает его за легкомыслие и излишнее употребление алкоголя, однако свояченица Ипатьева все же окончательно не отталкивает от себя молодого мужчину. Астахов оказывается приглашенным на именины к одному из соседей, Гавриле Степановичу Акилину. Он заблаговременно договаривается с Надеждой Алексеевной о том, что на балу она станцует с ним мазурку.

Однако во время праздника Владимир Сергеевич выясняет, что Веретьева обещала соответствующий танец еще одному поклоннику, некоему Стельчинскому. Этот господин, беседуя с Астаховым наедине, настаивает на том, чтобы помещик отказался от мазурки с Надеждой Алексеевной, в противном случае Стельчинский готов вызвать его на дуэль. Владимир Сергеевич крайне удивлен поведением этого молодого человека, он понимает, что провинциальное затишье и спокойствие на самом деле являются обманчивыми. Тем не менее, Астахов намерен танцевать мазурку с Веретьевой, и Стельчинский сообщает, что утром направит к нему своего секунданта.

Брат Надежды Алексеевны настаивает на том, чтобы Стельчинский принес Владимиру Сергеевичу свои извинения, оберегая честь сестры. На следующее утро Астахов поспешно уезжает в Петербург.
По прошествии нескольких месяцев помещику становится известно о заключении брака между Веретьевой и Стельчинским, по словам приятеля Астахова, пара также переехала в столицу. Друг рекомендует Владимиру Сергеевичу стать супругом Марьи Павловны. Вновь приехав в Сасово, Астахов замечает, что Маша несколько похудела и стала еще более печальной и мрачной, чем ранее.

На следующее утро Владимир Сергеевич узнает о том, что свояченица Ипатьева утопилась, при этом никто не понимает причин подобного поступка. Астахов прощается с ушедшей из жизни Машей и возвращается в столицу. Впоследствии он берет в жены барышню из обеспеченной семьи, однажды он случайно встречает на улице Веретьева, однако вовсе не стремится обсуждать с этим человеком прошлое. Позднее Владимир Сергеевич отправляется на прогулку по Невскому проспекту вместе с избранницей и ее матерью, стараясь не задумываться о том, обрел ли он счастье.

В повести показана трагедия работящей и умеющей глубоко чувствовать девушки, любовь которой остается незамеченной и неоцененной. Скромная Марья Павловна не вызывает особого интереса у Астахова, которому жизнь в провинции в целом кажется крайне скучной и однообразной, он стремится к роскошному и полному развлечений столичному существованию. В итоге Владимир Сергеевич достигает желаемого, однако все же не ощущает морального удовлетворения и радости.

Владимир Астахов приезжает в свое имение и знакомится с соседями: Надеждой Веретьевой и ее братом, Михаилом Ипатьевым и его свояченицей Марией Павловной. Приезд гостя разрушил затишье провинции.

За минуту

Владимир Астахов приезжает в свое имение. Его зовут в гости соседи-помещики. У Михаила Ипатьева он знакомится с его свояченицей Марией Павловной. Это красивая девушка, но хмурая и неразговорчивая.

Астахов приглашен на бал к еще одному соседу. Веретьева обещает ему станцевать с ним мазурку. Женщина подстроила так, чтобы столкнуть Астахова со своим ухажером Стельчинским. Дело чуть не дошло до дуэли. Но брат кокетки все улаживает.

Прошло 3 месяца. Веретьева вышла замуж за Стельчинского. Ипатьев намекает, что неплохо бы Астахову посвататься к его свояченице. Но тот не решается. Ночью Марья Павловна утопилась.

Интереснее выглядит Веретьев, несмотря на то, что он "спился и опустился". Еще редкий случай - герой-алкоголик. "Не часто такое встречается" в РКЛ.

Тема - "подающий надежды" так и остался "подающим надежды". Не реализовался, "загубил талант" итп. Хорошо "вывернулся" в глазах общественного мнения:

Все они, однако, продолжали считать Веретьева человеком необыкновенным, предназначенным удивить вселенную, и он только потому и был умнее их, что сам очень хорошо сознавал свою совершенную и коренную бесполезность. И вне его кружка находились люди, которые думали о нем, что, не погуби он себя, из него черт знает что бы вышло. Эти люди ошибались: из Веретьевых никогда ничего не выходит.

Это даже лучше (для самолюбия), чем "разочарованные голоса" - "Ах этот. Знаем. Пустой человек, а какие подавал надежды". Тут, как в спорте - разряд, как ни крути надо периодически подтверждать. Не получится разок "взять планку" и всю жизнь почивать на лаврах. Труднее быть, чем стать. Но, чтобы "упасть" надо все-таки сначала "стать".

Веретьев сам все прекрасно понимает:

- Как сон,- повторил Веретьев, и его бледные щеки покраснели,- как сон. нет, это не был сон, по крайней мере для меня. Это было время молодости, веселости и счастья, время бесконечных надежд и сил неодолимых, и если это был сон, так сон прекрасный. А вот что мы теперь с вами постарели, поглупели, да усы красим, да шляемся по Невскому, да ни на что не стали-годны, как разбитые клячи, повыдохлись, повытерлись, не то важничаем и ломаемся, не то бьем баклуши, да, чего доброго, горе вином запиваем,- вот это скорее сон, и сон самый безобразный. Жизнь прожита, и даром, нелепо, пошло прожита - вот что горько! Вот это бы стряхнуть как сон, вот от этого
бы очнуться. И потом везде, всюду одно ужасное воспоминание, один призрак.

Такими воспоминаниями можно жить всю жизнь. См. первый муж Муравьевой (хоккеист) в "Москва слезам не верит" (один из "оттенков").

Интересно перекликается с Вронским в "Анне Карениной":

Первые шаги его в свете и на службе были удачны, но два года тому назад он сделал грубую ошибку. Он, желая выказать свою независимость и подвинуться, отказался от предложенного ему положения, надеясь, что отказ этот придаст ему большую цену; но оказалось, что он был слишком смел, и его оставили; и, волей-неволей сделав себе положение человека независимого, он носил его, весьма тонко и умно держа себя, так, как будто он ни на кого не сердился, не считал себя никем обиженным и желает только того, чтоб его оставили в покое, потому что ему весело. В сущности же ему еще с прошлого года, когда он уехал в Москву, перестало быть весело. Он чувствовал, что это независимое положение человека, который все бы мог, но ничего не хочет, уже начинает сглаживаться, что многие начинают думать, что он ничего бы и не мог, кроме того, как быть честным и добрым малым.

Туда же повесть Хармса "Старуха":

Читайте также: