Понимание ребенка в доу показатель

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Пестерева Альбина Юрьевна

Населенный пункт: Республика Саха(Якутия), Чурапчинский улус, с. Чурапча

«Ребенок-это праздник, который с тобой,

пока с тобой, когда еще маленький .жаль только,

что мы это редко осознаем,

считая, что наш ребенок будет нашим всегда…

Конечно ,всегда…Но с нами или нет –еще вопрос.

Вступление

Каждый день непредсказуемая работа педагога-психолога плетется словно замысловатый якутский узор из удивительных событий, встреч, знакомство и прочих сюрпризов ,тайн детства .Они ждут за дверью нашего детского сада.

У чуткого воспитателя, педагога, специалиста всегда в арсенале множество приемов, которыми обладают наши педагоги .С первого дня педагог изучает детей, их поведение, отдельные реакции в самых различных ситуациях. Ведь найти ключ к каждому из них можно лишь в том случае, если знаешь, что представляет собой ребенок, чем заинтересуется, чем живет, что радует его, как относятся к нему сверстники ,есть ли у него друзья ,кого предпочитает он при выборе совместных дел. Это целая научная работа: узнать каждого ребенка и выяснить его индивидуальность, понаблюдать их мир с чуткостью до миллиметра. Я долго шла к этой работе, к выводу, чтобы собрать это пособие.

Один день не повторяет другой. Каждый день педагога очень интересен и насыщен яркими красками радужного детства!

И так приглашаю Вас-педагогов, специалистов, родителей – в путешествие к замысловатому узору удивительных событий тайн детства. Возможно тут, найдете самое главное из чего состоит мир наших детей,который порой нам кажется, очень не доступной и трудной.

Я искренне надеюсь, что могу помочь своими советами в воспитании вашего любимого чадо.

Из дневника Пестеревой А.Ю.

Сегодня мне хочется присмотреться в замочную скважину, у двери моей группы. Зажмурившись, можно увидеть много яркого света. Все они светятся как-то по-своему и с каждым днем все ярче. Их мир называется детством. Каждый миг запечатлевается в кадр, как цветное кино у маленьких друзей, когда все больше и больше погружаешься в глубину их тайн, можно увидеть свой взрослый мир в уменьшенном варианте. Оказывается, они копируют то, что чувствуют и наблюдают. Мир детства раскрашен разными цветами -желтым, синим, розовым, зеленым и т.д. но, увы, бывает и черным.

Приведем пример: закрыв глаза, вспомним, что мы родом из детства. Окунемся в их детство: много радости, вспышками фантазий, а теперь увидим солнечных зайчиков, которые плескаются в лучах солнца. Как много тепла, озорства, покоя приносит в наших маленьких сердцах. Вдруг откуда не возмись, взялась черная – черная туча, которая покрыла все небо, и наше яркое солнышко мраком. Обратите внимание на наши лица : каким настроением мы вернемся из той комнаты, отчаявшись, или растерянными, даже со слезами на глазах.

И так вернемся в реальность. Наблюдая за детьми, можно отметить, как прозрачен чуток их мир. Порой взрослые не замечают самого главного, отсюда и возникает у наших маленьких друзей недоверие, непонимание к нам - взрослым.

Из рассказа мамы о своей дочери: девочка Маша 5 лет придумала своим воображением микстуру доброты. Чтобы папа с мамой меньше ругались. Она, возвращаясь с детского сада, всем домашним делала уколы от злости.

Девочке Вале 6 лет, во время рисования рисовала елочку. Присмотревшись на рисунок, заметила, что огни на елочке тусклые. Спрашиваю, а почему гирлянды не светятся? Валя рассказала, как в прошлом году перед Новым годом у них разбилась новогодняя елка. И это она выразила в рисунке. Эту грусть пронесла через год.

Мне хочется отметить, что в памяти маленьких детей остаются отпечатки радости и грусти на всю жизнь. Так давайте беречь, ценить это мгновение света, доброты и сказки.

В плане содействия общему психическому развитию, наряду с формированием интеллектуальных операций счета, классификации, сериации важнейших задач представляет развитие воспроизводящего, пространственного и абстрактного воображения.

- Давайте я надую на пальчик.

Я с радостью согласилась.

- Боль прошла? – спрашивает он

- Спасибо тебе мой славный маленький врач,- ответила я

Игорь обрадовался и взял стульчик, побежал завтракать. Так начался день радости и добра.

. В трехлетнем возрасте у ребенка проявляется возможность помогать и созидать, наиболее полно предоставляются детям вымышленные ситуации. Позиция помощника и защитника позволяет ребенку переживать добрые чувства и побуждает к реальным усилиям для достижение цели .Очень важно также ,чтобы в такой благородной роли выступала вся группа как целое, как "мы".Это порождает чувство общности и сопричастности всех к достойному делу, формирует групповое сознание и групповую традицию откликаться на просьбы о помощи. Подобная помощь и защита должны выражаться в полне конкретных и практических действиях.

Алена и Даша уселись рядом и начали дружно вырезать из бумаги фигурки, когда другие дети играли.

Я обратила внимание на девочек. До этого мы играли в игру волшебные ножницы. Правила игры придумали дети сами. Дети начинают вырезать в воздухе разные фигурки при этом помнить, что ножницы волшебные, а не простые,что только не найдешь в этих фигурках: и черепаху, мячик, снежинку, домик и даже Оленькины туфельки, конфеты. Это игра очень понравилась детям. С тех пор прошло где-то полчаса, подошла я к девочкам. Аленка вырезала из бумаги лягушку, зайчика, и рака. А Даша вырезала курочку с цыплятами и цветы. Они решили вырезать фигурки из бумаги то, что они до этого вырезали на воздухе. Сами довольные и фигурки получились на славу.

Я предложила фигурки переклеить в цветной картон. Дети повесили их так, чтобы родители смогли увидеть их. А вечером они показали родителям свои работы. Тут я отметила для себя, что иногда хорошо использовать приемы игры, придуманные самими детьми. Это приводит к творческой деятельности, а также к полету фантазии и воображения.

. На данном возрастном этапе интерес к средствам и способами практических действий создает уникальные возможности для становления ручной умелости. Не случайно в так называемых традиционных культурах, начиная с 3 лет детей учили пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом, поэтому они уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становиться тем внутренним "мотором",который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия, побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности, наслаждаясь своим умением. Только так можно сохранить и укрепить его веру в свои силы, достижении творческого воображения.

Две сестры Алена и Оля - очень хрупкие девочки. Когда впервые вступили через порог детского сада, Оленьке было 2 года и 3 месяца, а Алене 4 года.

Алена с первых дней хорошо ухаживала за сестренкой, не давая никому в обиду, а Оля, в свою очередь, ходила за сестрой и убиралась за ней.

Оленька, как маленькая мышь, ходила везде, успевала, где-то что-то приклеивать, вырезать, спрятать и т.д. ее маленькие ручки доходили до всего. Это было естественно для ее возраста. Здесь я для себя сделала очень важные выводы для этого возраст:

  1. Уважать особенности этого возраста.
  2. Одним из деятельных факторов воспитания ребенка является пример, возбуждающий подражание.

Именно эти два заключения стали опорой в моей работе.

Когда Алена начинала танцевать под музыку, тогда Оля, подражая сестре начинала кружиться. Ее движения не отточены как у сестры. Оказывается, ребенок в этом возрасте всему подражает, а потому пример в этом возрасте значит все: надо окружать ребенка хорошими примерами, тогда можно вырастить умелого ребенка, а если окружить его дурными примерами, то эффект будет противоположным.

В обществе детей, а именно в разновозрастной группе, среди родных братьев и сестер больше шанса для полноценного развития ребенка в раннем возрасте.

Сейчас наша маленькая Оленька выросла, у нее много дел. Стала очень самостоятельной, может даже учить и показывать свой пример для малышей, иной раз может и командовать. Тут мы с моей напарницей отметили, силу подражания. Мы являемся для них наглядным примером в их воспитании. Каждое наше слово, каждый наш жест не говоря уже о поступках, может служить для него примером для подражания.

. К двум-трем годам сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют "рядом, но не вместе". Заняться общим делом детям этого возраста еще трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот понимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают , глядя друг на друга и заражаясь весельем.

Мне сегодня хочется рассказать об одной очень удивительной девочке Алексе.

В садик к нам поступила когда ей было 6 лет. Приехала из северных улусов. Когда начала наблюдение за ней то, увидела очень много странного. Например, при виде взрослого человека прибегала навстречу распростертыми руками и обнимала сильно-сильно и не отпускала долго. Как будто нашла то, что искала так давно..

Присмотревшись к девочке я увидела в лице тоску и в тоже время твердый взгляд девочки.

Личностные черты девочки можно характеризовать таким образом: эмоциональная неустойчивость, демонстративность, иногда замкнутость и заторможенность. Она очень любит рисовать, мало общительна. Рисунки очень красочны, часами может сидеть рисовать.

При общении очень оживляется, быстро идет на контакт со взрослыми а со сверстниками очень избирательно относится. Когда мы с ней беседовали она рассказывала как тоскует по бабушке и дедушке иногда даже плакала. Она воспитывалась у бабушки и дедушки, к шести годам мама забрала девочку к себе, новой семье.

Когда начинали играть она быстро забывалась и совсем не хотела уйти после очередного занятия.

. Что было упущено в младенчестве? Потребность в общении. Что это такое? Смотреть на взрослого видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его - в чем нуждается ребенок.

Общение приносит ребенку массу общительных, радостных переживаний. лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Может замедлиться и искажается все психическое развитие малыша. У малышей теплое чувство к матери формируется в течение всего первого года жизни.

Какой сюрприз они мне сегодня приготовят? В маленьких головках с большими бантами прячется столько неизвестного!

Выглядываем в окошко:

- Солнышко тоже вышло погулять ! Утром его не было -в тучках пряталось.

Мы отправляемся на прогулку поприветствовать солнышко. Маленькие ножки устремляются вперед , лица сияют , словно каждое поймало солнечный лучик!

Настроение у всех спокойное ,лирическое .Самое время рассказывать сказку. Только о чем?

В центре детской площадки стоит деревянная скульптура сказочной старушки -какая -то одинокая, всеми покинутая. Я начинаю рассказывать: «Жила –была сказочная старушка, добрая -предобрая ! Больше всего на свете она любила детей. Они приходили к старушке в гости , смеялись играли. Но дети не всегда вели себя хорошо. Случалось, они начинали ссориться по пустякам, ругались между собой и обзывали друг друга грубыми словами. Тогда сказочная старушка грустила, а ее деревянное сердце начинало больно щемить. Когда же дети мерились ,старушка радовалась вместе с ними и позволяла им сидеть рядом с ней на деревянной приступочке и украшать ее сухими цветочками ,готовить ей салат из травки, прогулка заканчивалась. Дети отправлялись домой ,старушка оставалась одна .Как же она тосковала и печалилась! Из ее деревянных глаз текли слезы. Или это были капли осеннего дождя?

. Начиная с данного возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, которые они не видели и о которых узнают только со слов взрослого. Способность по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами , а со своими представленями о них играет решающую роль в развитии детей.

Моральные представления. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам.

Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность воспринимать чувства другого человека и сопереживать им.

В этом возрасте дошкольник, как и раньше весь в эмоциях, то загорается ,то потухает. Но он уже умеет скрыть обиду и даже сдерживает слезы или страх. В 5 лет у малышей обычно пик страхов перед сказочными персонажами . Им не дает спокойно заснуть Алаа -Моҕус.

Я использую наблюдения за жизнью детей, для того, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком в течение дня. Разобраться в действительных причинах поведения и состояния моих воспитанников. Педагогические наблюдения позволяют мне увидеть развитие каждого отдельного ребенка, определить потребности, интересы, и умения детей, при необходимости внести изменения в среду группы, выявить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решить проблемные ситуации. При этом ценность наблюдений заключается в признании уникальности и целостности личности каждого ребенка, принятии его индивидуальных особенностей и права на самостоятельные действия.

Во время отстраненного наблюдения я стараюсь не вмешиваться в действия ребенка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни).

Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого для определения уровня знаний.

Провожу наблюдения в периоды активной деятельности детей. Особое внимание обращаю на те моменты, когда ребенок впервые проявил какие-либо качества или способности. В отдельных случаях делаю фотографии и видеозаписи, они мне помогают впоследствии составить комплексное видение происходящего. Наблюдая и не вмешиваясь в их действия детей, я сделала для себя очень важное открытие, самостоятельная игра позволяет детям самим выбирать не только предметы или партнеров, но и регулировать темп, ритм, последовательность действий.

Выводы могут охватывать целый спектр особенностей и достижений ребенка.

Чтобы отразить факты, свидетельствующие об уровне и динамике развития детей, я веду дневники. Форма введения может быть разной, я использую стики, по ним я сразу вижу, кто из детей чаще всего и как высказывается, а кто занимает пасивную позицию.


Цель проекта: формирование общего представления дошкольников о птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Сейчас вы увидите видео на котором я веду включенное наблюдение с целью выявить насколько у каждого ребенка сформировано представление о разнообразии птиц и насколько они могут реализовывать задуманное.

Сейчас я вам на практике покажу как я провожу способы фиксации Видео

- Свободная деятельность детей в средней группе

Гнезда Дети 4-5 лет еще только учатся сотрудничеству, соподчинению своих желаний, согласованию действий. Без ссор и столкновений пока обойтись трудно, но для меня, наблюдение за играющими детьми возможность увидеть то, как они пытаются договориться, как взаимодействуют в игре, как сплавляются с конфликтными ситуациями. Кроме того в игре я вижу то как осмысливаются и используются детьми знания полученные ими из разных источников.

Родители и дети часто существую в двух параллельных мирах, у ребенка своя жизнь в детском саду, у родителей насыщенная событиями и делами работа. Тайна рождения личности их ребенка, источники новых знаний и опыта, остаются для них скрытыми практически недоступными. Как можно приблизить родителям мир их детей, прежде всего предоставить им больше информации, это могут быть экспозиции детских работ, выставки, записи высказываний о том что ребенок знает, что хочет узнать и что предполагает сделать чтобы узнать. Для этого дети на шкафчики клеют стики с записями своих высказываний.

Насыщенность, достоверность, открытость информации снимает барьеры между детским садом и родителями, рождают множество поводов для удивления, радости, вопросов для сотрудничества.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых МАДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление МАДОУ.

Программа не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности МАДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на

методе наблюдения и включающая:

- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

- карты развития ребенка;

- различные шкалы индивидуального развития.

Система оценки качества реализации Программы на уровне МАДОУ обеспечивает участие всех участников образовательных отношений.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;

- внутренняя оценка, самооценка МАДОУ;

- внешняя оценка МАДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне МАДОУ система оценки качества реализации Программы решает задачи:

1. повышения качества реализации Программы;

2. реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы МАДОУ;

3. обеспечения объективной экспертизы деятельности МАДОУ в процессе оценки качества Программы;

4. задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого МАДОУ;

5. создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в МАДОУ является оценка качества психолого -педагогических условий реализации Программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне МАДОУ. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив МАДОУ. Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации МАДОУ материал для рефлексии своей деятельности.

Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности МАДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов МАДОУ.

Мониторинг динамики развития детей осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в

процессе непосредственной образовательной работы с ними.

Карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе наблюдения будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Почему так трудно идеи гуманистической педагогики пробивают себе дорогу в массовую практику учителей начальной школы? Основных причин две: неполная реализация требований гуманистической педагогики и укоренившиеся стереотипы авторитарного воспитания. Требования личностно-ориентированного воспитания должны быть реализованы либо все и сразу, либо от них следует отказаться вовсе. Частичного, неполного гуманизма, отмеренных порций доброты и любви не бывает. Здесь действует правило детского максимализма: все или ничего. Увлеченные идеей, начинаем что-то делать, а потом энтузиазм иссякает и все возвращается на круги своя. Получается очень даже негуманно: поманили ребенка, потом бросили. Он поверил, раскрылся, но пыл воспитателя уже угас. Что может быть ужаснее?

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на неразъединимые части понимания, признания и принятия ребенка. Точно такие же компоненты должны быть выделены и в структуре отношений воспитанника с педагогом. Он тоже сталкивается с проблемами понимания, признания и принятия своего воспитателя. Наложенные друг на друга, они образуют очень сложную структуру педагогических отношений.

Понимание – проникновение во внутренний мир ребенка. Оно осуществляется с помощью чувств и логики. Воспитатель – человек настолько умный и прозорливый, что читает ребенка как раскрытую книгу. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно прочитанным: понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом его состоянии, в любом его проявлении. Он уверен, что учитель никогда не ошибается. Так оно и должно быть, нельзя разрушать иллюзии. Поэтому позиция педагога, учитывающая надежды и чаяния ребенка, будет доминирующей в личностно-ориентированном воспитании.

Понимание детей взрослыми затруднено еще и по той простой причине, что они дети. Профессиональная обязанность учителя – возвращаться в детство. Тогда ему будет понятно, почему воспитанник ведет себя так, а не иначе, почему он именно такой и не может быть другим. Не удивляются же дети друг другу.

При целостном восприятии внимание обращают на стержневые структуры личности, их проявление в поведении и деятельности. Перед нами незнакомая девочка лет 5–6. Понаблюдаем за ней несколько часов. Этого достаточно, чтобы профессионал составил первое впечатление о ребенке, которое, как известно, бывает достаточно правильным. Мы пока не знаем подробностей воли, ума, восприятия этой девочки, но видим главное – что она представляет собой внешне: куда смотрит, как реагирует на происходящее, что говорит, как стоит. Этого уже немало, хотя первичное восприятие происходит на подсознательном уровне. Видимое дополняет скрытое. Это скрытое и обнаруживают, если нужно, тщательные педагогические обследования.

В древности такие методы изучения ребенка не применялись. Учителя обязаны были совершенствовать свое главное оружие – педагогическое чутье и интуицию. Судя по результатам, ошибок было гораздо меньше, чем сегодня. И зарубежные специалисты прибегают к тщательным обследованиям только тогда, когда у ребенка появляются проблемы, которые нельзя обнаружить невооруженным глазом. Это не значит, что не следует изучать детей. Изучать нужно, но – стержневые структуры личности, а не второстепенные ее характеристики.

Познакомившись поближе с девочкой, мы обнаружим, что наши первые впечатления были правильными. Остается дополнить их наблюдением отдельных качеств, которые нас интересуют больше других: готовности к школьному обучению, степени самостоятельности, уровня развития нравственной сферы и др. Однако методика обобщенного восприятия учеников еще разрабатывается.

На педагогической практике проверьте себя. Соберите всю доступную вам информацию о ребенке. Будучи уверены, что узнали и поняли его, попытайтесь спрогнозировать его дальнейшие действия – например, как выполнит домашнее задание, как будет вести себя на уроке чтения или математики, как отнесется к идее общего воспитательного дела и т.п. Ведите записи. Подсчитайте в конце, какие и сколько из ваших прогнозов совпали. Сделайте выводы.

Чтобы процесс понимания учеников сделать результативным, воспитатель будет настойчиво развивать в себе:

• наблюдательность и понимание того, что происходит; в любой момент может объяснить, почему это происходит;

• эмпатию, т.е. сопереживание, понимание чувств, переживаемых учеником, адекватное проявление своих собственных чувств;

• умение постоянно осознавать и правильно реагировать на то, как воспитанники воспринимают и оценивают его как педагога;

• знание типичных ошибок, которые чаще всего допускаются другими педагогами при оценке внешнего облика и внутреннего мира воспитанников;

• умение практически применять оценочные характеристики для сравнения изменений, наступающих в результате воспитательных действий.

Эмоции, точнее их внешнее выражение, могут многое сказать о ребенке. Достаточно воспитателю научиться их правильно читать и можно быть наполовину уверенным, что он безошибочно распознает состояние ребенка. Внешнее выражение эмоциональных состояний – экспрессия. Мимика и поза, жесты и движения, интонация и темп речи скажут воспитателю многое. Психология подробно описывает различные состояния ребенка и их внешние проявления. Немного поупражнявшись, даже начинающий педагог без труда узнает, что выражает мимика ребенка – радость или печаль, страх или гнев, удивление или безразличие. Но первое, на что обычно обращается внимание, – это общее состояние ребенка: возбужденное, нормальное, угнетенное. Хорошо известны признаки возбуждения: высокий, пронзительный или дрожащий голос, свидетельствующий о волнении, смена скорости и темпа речи, потеря пауз, разрыв слов. Забывание того, что хотел сказать, свидетельствует о тревоге и растерянности. Мимика и речь, интонация дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Непринужденная поза свидетельствует об уравновешенном состоянии, напряженная выдает волнение.

Учитель моментально схватывает, объединяет и осмысливает увиденное. Связывая звенья поступков, выражений и эмоций в единое целое, он понимает и объясняет внутреннее состояние ребенка, его мотивы, позицию, духовно-культурный потенциал, способности и возможности. Но этого недостаточно. Если учитель сделает совершенно правильные выводы, безошибочно распознает внутреннее состояние ребенка, но останется при этом посторонним наблюдателем, регистратором событий, он мало поможет ребенку. Эмпатия, готовность сопереживать и прийти на помощь, принять воспитанника со всеми его недостатками – естественный порыв души педагога-гуманиста.

Доверие ребенка нужно заслужить. Даже со своим небольшим социальным опытом ученик прекрасно понимает, кто и как к нему относится. Учителя, который лишь симулирует проявление эмпатии, он распознает быстро. Стена отчуждения между ним и замеченным в фальши педагогом будет расти. Единственный выход для отвергнутых учителей – организация и проведение формальных воспитательных мероприятий, где разыгрываются социально-ролевые отношения, где учитель и ученики понимают неизбежность подобных отношений. В этом главная причина отчуждения учеников.

Ученик примет учителя со всеми его недостатками, но только не фальшивого, а искреннего и честного. Поэтому воспитателям следует помнить, что одного желания работать в русле новых педагогических отношений недостаточно. Сохранять прежний стиль и ждать доверчивого к себе отношения детей невозможно. Здесь неминуемы противоречия, причины которых в том, что, стремясь иметь с детьми доверчивые отношения, педагоги часто не прилагают усилий, чтобы изменять самих себя, чтобы чутко слышать своих воспитанников.

Установлено, что низкий уровень самооценки – следствие душевного дискомфорта, что происходит в основном из-за невнимательного отношения взрослых. Ребенка не замечают, не поддерживают, не хвалят за успехи. Разве может у него развиться чувство уважения к себе? Вот и ожесточается он на весь белый свет, защищаясь агрессией к окружающим.

Только доброта, ласка, любовь – действенное лекарство от этого недуга. Но если Я слишком нарушено, то и оно не помогает. Исследования показали, что при глубокой травме Я возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ребенку уже все равно, что о нем думают, он со всем заранее согласен. Ему даже неприятно, если его случайно похвалят. Ему привычнее быть плохим. Отсюда огромные трудности в воспитании, точнее – перевоспитании, ибо воспитатель пытается в таком случае изменить сложившиеся стереотипы поведения.

Уже в раннем детстве дает о себе знать направленность ребенка. Если он индивидуалист, то будет стремиться к достижению преимуществ лично для себя, коллективист будет больше думать о своем месте среди других. Разрабатывая стратегию воспитания, для первого нужно проектировать большую долю участия в коллективных делах, для второго – умеренное развитие опыта индивидуального поведения.

К стержневым характеристикам личности относятся также потребности и мотивы, над удовлетворением которых она постоянно трудится. Диагностика их уже рассматривалась.

Таким образом, понимание ребенка воспитателем будет более продуктивным, если он не остановится на уровне восприятия внешних поведенческих проявлений, а будет проникать в глубинные структуры его Я.

Что же дальше? Не после того, а параллельно с изучением внутреннего Я воспитанника педагог вступает с ним в отношения заинтересованной заботы – позитивной эмоциональной поддержки и педагогической защиты. Эти отношения сохраняются до тех пор, пока первый не почувствует, что второй понял и принял его таким, какой он есть, признал его личность, индивидуальность. Разумеется, это не выражается словесно. В реальной ситуации и воспитатель, и воспитанник тонко чувствуют, что происходит между ними, когда наступает переломный момент, когда можно надеяться на первые положительные результаты. Конечно, слова, которые находит воспитатель, проясняют воспитаннику смысл многих не совсем понятных ему самому ощущений. Доверившись воспитателю, он, как губка, впитывает без боязни все сказанное им.

Доверительные отношения по силе превосходят все остальные, вместе взятые. Ребенок открывает воспитателю свои мысли, чувства, переживания. Но, к сожалению, это бывает очень редко – даже с родителями едва ли четверть детей столь доверительны. Воспитатель должен завоевать любовь воспитанника. Путь к этому – раскрытость, откровенность, доброта, искренняя заинтересованность, внимание и уважение к ребенку. Ребенок должен быть уверен, что педагог никогда не предаст, не выступит против него.

Таким образом, понимание ребенка – первая естественная реакция педагога-гуманиста. Главное здесь – целостное восприятие ребенка, а не отдельных его особенностей, акцент на стержневые структуры личности, их проявление в ее поведении и деятельности, отношении к себе, направленность потребностей и мотивов. Не следует применять жесткие эталоны, делать далеко идущие выводы из малозначимых деталей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Симферопольского района Республики Крым

Выступление на педагогической студии старших воспитателей

Докладчик: старший воспитатель

Дубина Виктория Александровна

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. (Слайд 2 )

Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в каждый возрастной период.

(Слайд 3) Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках оценки индивидуального развития ребенка и лежащей в основе дальнейшего планирования образовательной работы.

Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждение.

Оценка индивидуального развития ребенка, обеспечивает эффективность реализации основной образовательной программы ДОУ по отношению к каждому воспитаннику, позволяет судить о качестве образования в ДОУ.

(слайд 4) Нормативно - правовой базой педагогической диагностики являются следующие документы:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

В пункте 2.3 ФГОС ДО прописано, ООП дошкольной организации - программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объём, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

В пункте 4.1. ФГОС ДО. Требования Стандарта к результатам освоения Программы - целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования)

В пункте 4.3 ФГОС ДО , указано, что целевые ориентиры НЕ подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга ), НЕ являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. НЕ являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы НЕ сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Целевые ориентиры НЕ привязаны к педагогической диагностике (мониторингу).

(слайд 6) Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляется посредством : оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, в соответствии п. 3.2.3. ФГОС ДО: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования);

психологической диагностики развития детей, (пункт 3.2.3. ФГОС ДО) при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

(слайд 7) ФГОС ДО

Проведение оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики, которая проводится педагогическим работником.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(слайд 8) Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)

Оптимизации работы с группой детей

(слайд 9) Что же такое педагогическая диагностика?

Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса.

Задача – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Направленность - познание его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

- понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного

развития, предвидение его поведения в будущем

Педагогическая диагностика

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

- понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем (ожидаемый результат).

- деятельностные умения ребенка

- интересы, предпочтения, склонности ребенка

- личностные особенности ребенка

- поведенческие проявления ребенка

- особенности взаимодействия ребенка со сверстниками

-особенности взаимодействия ребенка со взрослыми

(Слайд 13) Структура

Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных , обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

(Слайд 14) Инструментарий

Сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение, беседы и карты наблюдений детского развития.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 16) Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

(Слайд 17 ) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

- изучения продуктов деятельности детей

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

- Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

- с ребенком работает один взрослый.

- не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

- обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов;

- диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

(Слайд 19) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

(слайд 20) Виды педагогической диагностики:

Вводная: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, по результатам диагностики своевременная коррекция программ развития, планирование работы на будущий год.

Итоговая: оценка эффективности педагогических воздействий, выявление достигнутого уровня развития способностей детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

(слайд 21) Периодичность проведения диагностики:

Октябрь – вводное обследование вновь поступивших детей, обследование всех воспитанников, составление планов на год.

Апрель – итоговое обследование всех воспитанников, сравнительный анализ полученных данных, итоговое обследование выпускников ДОУ.

(слайд 22) В конце учебного года проводится итоговая диагностика: сравнительный анализ – это снова конструирование образовательного процесса на новый учебный год.

Цель образовательного процесса , осуществляемого в нашем ДОУ, заключается в развитии физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста, сохранении и укреплении их здоровья, формировании общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих успешное освоение ими образовательных программ начального общего образования.

При реализации Основной образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическими работниками ДОУ в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

(слайд 25) Положение о системе оценки индивидуального развития детей (диагностике) в соответствии с ФГОС ДО;

(слайд 26) Разработка методологической основы оценки индивидуального развития.

Фиксация показателей развития выражается в (опосредованной) форме:

• не сформирован (ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает);

• находится в стадии становления (ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки);

• не достаточно сформирован (ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

• сформирован (ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно);

При заполнении итоговых показателей разрешается использование условных обозначений в виде графических знаков:

- не сформирован (ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает);

- находится в стадии становления (ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки);

- не достаточно сформирован (ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

- сформирован (ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно)

– деятельность соответствует уровню нормы.

– незначительное отклонение от уровня нормы.

– существенное отклонение от уровня нормы.

– практическое несоответствие уровню нормы.

(слайд 28) После разработки методологической основы оценки индивидуального развития, создается приказ по ДОУ :

«Об организации проведения педагогической диагностики

уровня развития детей в МБДОУ

На основании Положения о системе оценки индивидуального развития детей (диагностике) в соответствии с ФГОС ДО и в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2016-2017 учебный год.

С целью организации образовательного процесса и развивающей среды ДОУ, обеспечения личностно-ориентированного подхода в образовательной работе с детьми.

Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже показатель развития, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются показатели в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все показатели сложить (по строке) и разделить на количество параметров). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все показатели сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых результатов освоения общеобразовательной программы.

Читайте также: