Преимущества квеста в доу

Обновлено: 02.07.2024

ФГОС ДОО, в основе которого лежит деятельностный подход, предполагает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Необходимым условием реализации ФГОС является создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможность для его позитивной социализации.

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр. Необходимым условием реализации деятельностного подхода в ДОУ, является применение интерактивных методов обучения: обучающих игр, работа в малых группах, обучение с применением дистанционных технологий, создание проблемных ситуаций и др.

Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является технология квест-игры, которая в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДОО, и направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие и самопознание, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Квест-технология является эффективным средством воспитательного процесса в ДОУ, помогает в формировании личности дошкольника, его морально-волевых качеств

Ребенок понимает значимость конечного результата игры, получает удовольствие и яркие впечатления, улучшается его физическое здоровье. Благодаря неординарной организации через использование игрового квеста, дошкольник лучше усваивает информацию, так как она преподносится в игровой форме посредством загадок, ребусов, творческих заданий. Таким образом, с помощью игры, происходит получение новых знаний и привитие навыков.

Актуальность данной работы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а так же необходимостью всестороннего изучения и применения их на практике для развития познавательной активности дошкольников.

В детском саду квест-технологию можно использовать в разных возрастных группах, начиная с младшей. Однако, предпочтение отдается детям старшего дошкольного возраста, так как у них уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Кроме того, целесообразным будет привлечение не только детей, но и родителей.

При разработке квест-игры важно учитывать ряд моментов:

  • во-первых, необходимо знать психологические и физические особенности, потребности каждого возраста;
  • во-вторых, уровень знаний детей, каким социальным опытом они обладают. Немаловажную роль играют возрастные особенности дошкольников, которые на каждом этапе индивидуальны.

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

В этом возрасте ребенок очень эмоционален, его легко отвлечь. Познание окружающего мира происходит через собственное восприятие. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Именно поэтому помещение для проведения квеста должно ограничиться группой, где дошкольники привыкли находиться.

Ведущая позиция принадлежит воспитателю. Задания следует ориентировать на наглядные примеры. Чтобы детям было понятно, воспитатель должен сначала дать план действий, то есть показать сам, а затем попросить детей повторить. Так как в данном возрасте пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, для квеста будет достаточно 2-3 активности, длительностью 15-20 мин.

К трем годам ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Сюжет игры должен основываться на сказках, на знакомых игрушках (мишка, зайчик и т.п.) В игру можно включать персонажи кукольного театра.

Развитие мелкой моторики – необходимый навык. Для этой цели подойдут задания, связанные с сенсорикой (лепкой, шнуровкой, сортировкой мелких предметов, конструктором).

Пример квест-игры для детей 2-3 лет "Белкина кладовка"

Сюжет: белка (кукла бибабо) играла все лето и не успела сделать запасы на зиму, поэтому пришла к детям, чтобы они ей помогли. Приглашает ребят в лес.

Задания: рассортировать шишки и орехи, слепить ягоды, физминутка "Грибы", в ходе которой дети находят грибы и развешивают их на веревочку. Грибы превращаются в угощение. (печенье грибочки)

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. В это время проявляется первичная самостоятельность, новый уровень самосознания, ребенок хочет быть взрослым.

Планируя квест, необходимо придумать задания, в которых он быстро и самостоятельно сможет найти ответ. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов. На каждом этапе игры следует использовать похвалу.

Младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости (быстро переходят от активности к замкнутости). При разработке сценария квеста следует избегать долгого повествования. Необходимо подобрать игру с простым сюжетом, в которую можно ввести сказочного персонажа без грима и масок. ("страшных" героев лучше не использовать)

Игра обязательно должна иметь эмоциональную окраску (музыка, декорации, видеоматериалы). Длительность квест-игры для данного возраста составляет 20-25 минут. В 3-4 года ребенок хорошо овладевает двигательными навыками. Поэтому в сценарий квеста можно включать физические упражнения: перепрыгивать препятствия, кидать мяч, ходить по наклонной доске и др.

Дети способны ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях. Пункты игрового маршрута лучше всего размещать в пределах узнаваемого места (спортивный зал или музыкальный зал, или прогулочная площадка), так как дети могут побояться передвигаться из одного помещения в другое. (эффект неожиданности их еще пугает)

Так как на данном этапе воображение ребенка еще слабо развито, он плохо понимает словесные инструкции, проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
В возрасте 3-4 года развивается грамматический строй речи, увеличивается словарный запас. В игре можно использовать задания на составления описания ситуации или изображения.

Пример квест-игры для детей 3-4 лет "В поисках точек божьей коровки"

Сюжет: в гости к детям прилетела божья коровка (роль божьей коровки может сыграть воспитатель), ей нужна помощь: она потеряла свои черненькие точки. Муравей знает где найти точки, за каждое выполненное задание он дает подсказку-картинку с местом, где находится точка. В конце дети находят подарки в виде мармеладных конфет.

Задания: полоса препятствий, "Четвертый лишний", "Угадай тень", собери пазлы (4 крупных детали), музыкальная разминка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В среднем дошкольном возрасте психические процессы становятся более устойчивыми и осознанными. Дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнообразить задания для квеста. Упор в сценарии игры рекомендуется делать на развитие наблюдательности, воображения, логики.

В этом возрасте у детей развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы. В игру можно вводить положительных и отрицательных героев и задания, способствующие речевому развитию, например рифмовки.

В промежутке между 4 и 5 годами ребенок достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира, хорошо умеет обобщать, может выстраивать ассоциативный ряд по картинкам. Именно поэтому главной особенностью квестов для дошкольников являются яркие карточки с рисунками, но без надписей.

Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности (конструктивная, трудовая, изобразительная) мелкая моторика рук, что способствует включению в игру творческих заданий.

К пяти годам дети более выносливы физически, что позволяет им активизировать познавательную деятельность. Сюжет квеста может быть направлен на ознакомление с растительным и животным миром. В подвижных этапах применяются задания на координацию движений, ловкости, скорости. Но физическую нагрузку следует дозировать. Длительность квеста составляет 25-30 мин до пяти активностей с несколькими простыми действиями. Пункты игрового маршрута должны быть знакомы дошкольникам. Воспитатель в квест-игре - внимательный наставник.

Пример квест-игры для детей 4-5 лет "Подарки от эколенка елочки"

Сюжет: на День защиты животных эколенок елочка принесла детям подарки, а сорока по дороге их вытащила. Но она оставила карту, где можно найти подарки (фломастеры и раскраски). На каждом этапе игроки получают подсказки.

Задания: наклеить редких животных края (оформить страницу Красной книги), потушить пожар (пройти эстафету), разгадать загадки, собрать мусор на полянке, изобразить животного.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Дети периода 5-7 лет общительны, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чем не очень разбираются. Появляются предпосылки к учебной деятельности. В сценарий квеста включаются игровые математические упражнения, задания по грамоте.

У старших дошкольников имеется большой запас представлений об окружающем мире. Поэтому тематика квеста достаточно разнообразна. Для детей 5-7 лет можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок.

К 6 годам речь достаточно богата в лексическом отношении. Подсказками в квест-игре могут служить синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, пословицы и поговорки.

В игре дети данного возраста могут сами распределить роли, оказывают помощь и поддержку. Активно сотрудничают со взрослыми, уточняют информацию. С удовольствием включаются в творческую деятельность, могут создавать что-то свое, оригинальное.

В физическом развитии наблюдаются успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств. В спортивных этапах можно включать эстафеты на ловкость, быстроту, силу, точность, координацию движений. Для ребенка лучше не предлагать конкурсы, где будут победители и проигравшие. В квест-игре для детей 5-7 лет может быть включено 7-10 активностей разной сложности. (лучше всего их чередовать)

Время проведения 35-40 мин. Чем больше маршрутных пунктов, тем интереснее игра. Особенно полезны квесты, проводимые на свежем воздухе.

Пример квест-игры для детей 5-7 лет "Клад витаминов"

Сюжет: Карлсон решил пошалить. Он сладкоежка и совсем не любит витамины, поэтому спрятал их в сундук на 4 замка. Витамины "Аскорбиновая кислота" - это приз детям.

  • разложить их по корзинкам картинки продуктов питания (полезно, вредно);
  • отыскать фрагменты пазла "Пирамида здорового питания", собрать его;
  • найти пульт, нажать красную кнопку на экране "Мультзарядка" (дети повторяют);
  • угадать по вкусу сок, правильно его назвать;
  • дать название каши по крупе (греча, манка, пшено, перловка).
  1. Донеси через мягкие модули фрукт или овощ до блюда, в котором он содержится.
  2. Прыжки в мешках за буквами (А, В, С), обозначающие витамины; назвать правила правильного здорового питания.

Таким образом, при планировании сценария квеста следует помнить, что излишняя сложность или излишняя простота ведут к отсутствию внимания и интереса. Важно учитывать возрастные особенности детей и использовать тот квест, который будет понятен для конкретного возраста. С некоторой переработкой технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОУ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методический семинар на тему:

«Расскажи–и я забуду,

покажи–и я запомню,

Цели и задачи:

• сформировать у участников семинара-практикума представление о Квест- технологии.

• содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест- технологии.

• создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в Квест- игре.

В связи с реализацией федерального образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Аннотация квест - игры

По версии энциклопедии (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:

• Приключенческая игра (quest — поиски), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

• Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач

• Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание

• Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами

• Веб - квест – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.

• Образовательный веб - квест – это сайт в сети Интернет, который содержит проблемное задание для учащихся с элементами ролевой игры. Для выполнения задания используются как библиотечный фонд, так и информационные ресурсы сети Интернет.

В играх - квестах тоже есть увлекательный сюжет - основанный на поиске чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду. Через череду заданий достигается главная цель.

Почему квесты так популярны?

Во-первых, это приятная для человека деятельность.

Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, (стремлении быть в обществе других).

Привлекательным мотивом для участия в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Они есть и сейчас. Главный герой, управляемый игроком, взаимодействуя с игровыми персонажами и выбирая из многих нужные игровые предметы, решает логические задачи и добирается до цели.

Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей : реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи :

Ø воспитательные - формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;

Ø образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

Ø развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

Ø коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Классификация квест - технологий. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест - технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Виды квестов:

1. Поиск по запискам . Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее, неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования.

2 . Поиск по карте .

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Темы квестов могут быть самыми различными:

1. Поиск сокровищ

5. По художественным произведениям (литературные квесты )— книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

6. Физкультурные праздники.

7. По любому поводу проведения(окончание детского сада/школы, приход весны, и т.д.).

Цель квеста - последовательное выполнение заданий с известной целью:

- Найти клад/сокровища/мешок с подарками

- Найти слова заклинания для спасения кого-то

- Собрать из кусочков карту

- Найти ключи от замка и т.п.…

С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

Подготовка к проведению квеста

1. Разработать сценарий с учетом целей и задач игры. Выбор сюжета

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовить музыкальное сопровождение.

4. Разработать презентацию для вступ. части.

6.Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

7.Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.

8.Разработка маршрута и карты, сценария квеста.

9. Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Проведение игры

1 создание игровой ситуации – замотивировать участников

2 задание – постановка цели

3 процесс – логически и последовательно построенная цепочка заданий

4 завершение – подведение итогов.

Задания детского квеста могут быть самыми разнообразными:

• игры с песком; с водой;

Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

до3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3простых действия;

от 3до5 лет —5активностей, несколько простых действий;

от 5до7 лет — 7-10 активностей разной сложности;

старше7 лет — около 12 активностей разной сложности.

У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.

ПРАВИЛА

Ø активные и пассивные задания;

Ø легкие и трудные;

Ø творческие и интеллектуальные;

Ø быстрые и затянутые;

НАЧИНАТЬ с самого интересного и заканчивать тем же.

- Спасение героя и другое

• Расширение кругозора детей.

• Выработка командных решений.

• Получение новых впечатлений, эмоции.

• Открытие нового, удивительного.

• Преодоление неуверенности в себе.

• Проявление смекалки и логики.

• Поиск верных решений.

• Взаимопомощь в выполнении заданий.

• Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами.

При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:

Доступность заданий – не должно быть чересчур сложно для ребёнка.

Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево).

Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.

Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

Эмоциональная окрашенность заданий.

(Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами , с использованием декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря).

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии с воспитанниками . В педагогической практике я применяю различные формы квест – игр, это спортивные, экологические, познавательно – исследовательские, интерактивные квесты. Мною были разработаны и реализованы следующие квесты:

В результате проведения данных квест - игр, получив большой эмоциональный заряд, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания, творчество, повысить познавательно – речевую, двигательную активность. А это помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив.

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

Заключение и выводы

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сегодня одной из ключевых задач дошкольного учреждения.

Особое внимание педагогического коллектива было направлено на поэтапное введение Стандарта в практику работы дошкольного учреждения. На начальном этапе наиболее актуальной для меня проблемой стал поиск эффективных технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса и приведение в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта в системе дошкольного образования актуальной проблемой для педагогов становится поиск эффективных технологий взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с требованиями Стандарта. Построение образовательной деятельности происходит на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образовательного процесса.

Новизна. Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и методисты дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе Федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, что образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной программы и решения конкретных образовательных задач.

Проанализировав я пришла к следующему выводу: для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс, строился как поле выбора форм, методов и условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали субъектами выбора сфер самореализации. Результатом выбора форм деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно- эстетического развития детей в игровой форме. Ведь один из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, а также познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используется разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ.

Задачи итоговой работы:

Квесты актуальны в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Квест, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Актуальность применения квест-технологии в современном образовании я вижу в том, что при реализации Федерального государственного образовательного стандарта ключевым условием является использование системно-деятельностного подхода в образовании, т.е. технологии деятельностного типа, к которым так же относится квест-технология.

1. Теоретические аспекты проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к структуре Программы, условиям реализации Программы и результатам освоения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не "объекта", а в роли "субъекта" образования, ребёнок - самоценная личность.

Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И. П. Волков)

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

К числу современных образовательных технологий, которые мы используем в работе с детьми дошкольного возраста, можно выделить:

1. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

ИКТ в работе педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Компьютер становится в детском саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно - образовательного процесса, обогатить и изменить развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе используются программы:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Говорящие словари иностранных языков
  • Простейшие графические редакторы
  • Игры-путешествия
  • Обучение чтению, математике
  • Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

  • Высокая самостоятельность детей;
  • Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;
  • Развитие мыслительных способностей детей.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

3. Технология проектного обучения - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

  • Личностно-ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, то есть целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

2. Квест-игра: сущностная характеристика понятия, виды, значение в развитии ребенка

Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы (технология) стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

Квесты требуют включения всего педагогического коллектива и привлечение родителей воспитанников. Поэтому необходимо подготовить основу для организации работы с использованием данной формы. Чтобы обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо тщательно продумать методическое сопровождение включения квест-игр в образовательный процесс.

Использование такой формы работы как квест в образовательной деятельности очень актуально, так как ФГОС ДО требует использования технологий деятельностного типа. Современные дошкольники намного лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного добывания и систематизирования. Именно квесты, необычные и увлекательные, способны сформировать те качества личности, которые полностью отвечают современным требованиям информационного общества. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Идея игры проста - команда, перемещаясь по заданному маршруту, выполняет различные задания, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз - к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Актуальность. Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею - организация образовательной деятельности в виде игры - квест.

Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:

Квест-технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

В каких бы условиях ни проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут:

  • Способствовать всестороннему развитию детей;
  • Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
  • Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
  • Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а также решением конкретной педагогической проблемы. Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты:

Подготовка реквизита для проведения каждого задания.

Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.

Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).


Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства.

Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается в концепцию, заданную Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест–игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Цели и задачи квестов:

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность инициативность. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
  • развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
  • воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).

Виды квест-технологий.

На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов таких обучающих и воспитательных процессов, ведь в большинстве случаев педагог является не только учителем, преподающим определенный материал, а еще и воспитателем, так сказать, нравственным наставником. В общей классификации выделяют следующие:

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии в начальной школе или другом общеобразовательном заведении имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены. Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений. Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения). Кстати, нужно отметить, что отсутствие некоего путеводителя по квесту зачастую служит стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений. Согласитесь, ведь дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав.

Структура квест-технологии.

Теперь несколько слов о том, какова сама структура таких процессов. Рассмотрение ее следует применять не к отдельно взятому ученику, а, наверное, даже к целой команде, ибо на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат.

Итак, все сводится к следующему:

  • постановка задачи (введение) и распределение ролей;
  • список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);
  • порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);
  • конечная цель (приз).

Исходя из этого, нетрудно заметить, что квест-технология для дошкольников или точно такой же процесс для детей постарше совершенно совместимы между собой. Разница может быть лишь в сложности поставленных заданий и методике поиска оптимального решения по достижению конечной цели.

Принципы организации квестов.

При разработке и проведении квестов с детьми используются следующие принципы:

  1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
  2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
  4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

  1. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3.Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.

  1. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Задания для квестов.

Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

Идеи квестов для дошкольников.

Роль и значение квест – технологий в воспитании и образовании.

Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка зубрежкой, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хорошего из этого не выйдет. Грубо говоря, он запомнит какой-то определенный неосмысленный набор знаний, который на практике будет совершенно ни к чему. Но вот когда придет понимание того или иного процесса, тут дело другое. И, надо сказать, дети иногда способны запоминать материал даже на подсознательном уровне (та же таблица умножения). А если процесс преподнесен еще и в игровой форме, то никто не откажется в нем поучаствовать. Квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Читайте также: