Профилактика агрессивного поведения подростков в школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рабочая программа по профилактике и коррекции агрессивного поведения несовершеннолетних

Составители:

Щиголева В.Г, педагог-психолог

Участники программы : программа рассчитана на: подростков 11-13 лет, родителей и педагогов

Срок реализации: 3 месяца

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Современное общество в жизни сталкивается с серьёзными трудностями и внутренними конфликтами, приводящие к многообразию форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Все это особенно сильно влияет на подрастающее поколение, имеющие еще неустойчивую психику. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников. Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения ("я самый сильный - и мне все можно"), во время игр. И в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

В программе использованы психолого-педагогические методы, приемы, техники, классные часы,семинары-практикумыкоторые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, и учат управлять собой в критических ситуациях.

В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии: сильная активность, стремление к самоутверждению.

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)

Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

Одно из определений агрессии, предложено А. Бассом, агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям

И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Хочется, обратить внимание на то, что не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность. Агрессивные действия – деструктивные действия выступающие, как средство достижения какой либо цели , способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, форма самореализации и самоутверждения.

Формы проявления агрессивных действий:

Физическая – нанесение телесных повреждений;

Вербальная – словесное проявление агрессивности.

Прямая и косвенная аутоагрессивная – самообвинение, самоунижение, самоубийство.

Враждебная – причинение вреда.

Инструментальная – использование агрессии для достижения какой либо цели. Существует ряд теорий агрессии, одна из них - теория инстинкта (З.Фрейд) - в основе лежит врождённая способность к агрессии.

По мнению Э. Фрмма существует два вида агрессии:

1.Злокачественная, представляющая собой жестокое и детруктивное поведение и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

2. Доброкачественная– появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность минует, доброкачественная агрессия затухает.

В настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл:

- конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

- деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, а агрессивностьобеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Как говорилось ранее, рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки кобщественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям.

Характеристика агрессивных подростков:

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: в 12 и 14 лет. У них наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии. У девочек пики агрессивного поведения отмечаются в 11 и 13 лет и выражаются в прямой вербальной и косвенной вербальной агрессии. У 10-11 летних подростков преобладает физическое проявление агрессии, а по мере взросления на первый план выходит вербальное. В 12-13 лет и у мальчиков, и у девочек наиболее выражена такая форма агрессии, как негативизм. Негативизм - это оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм и обычаев. По мере взросления на первый план выходит вербальная агрессия.

Научно - методологическую основа программы: данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения, как в отечественной (Левитов Н.Д., Румянцева Т.Г., Иванова Л.Ю., С.А.Беличева,Семенюк Л.М., Петров В.Г., Павлова Н.Н., и др), так и в зарубежной литературе ( Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.). Проблемы профилактики агрессивного поведения подростков представлены в исследованиях (З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др).

Нормативно-правовые документы:

Конвенция ООН о правах ребенка.

Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 года № 223-ФЗ ( изменения 02.01.2000 г.)

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)

Цель данной программы – снижение уровня агрессивности подростков путем обучения навыкам адаптивного поведения.Повышение уровня знаний родителей, педагогов о факторах способствующих агрессивному поведению ребенка.

Задачи:

Обучение подростков приемлемым способам выражения гнева;

Развить навыки эффективного межличностного взаимодействия;

Развить чувство эмпатии;

Научить конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;

Закрепить положительные модели поведения.

Совершенствовать и расширить знания педагогов и родителей по профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения.

Практическая направленность: д анная программа является комплекснойи предполагает сопровождение всех участников образовательного процесса. Программа дает возможность своевременной корректировки выявленных психологических проблем учащихся, и оптимизации педагогической поддержки по предотвращению агрессивного поведения.

В программе содержатся мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию подростков склонных к агрессивному поведению, а также мероприятия по психолого-педагогическому просвещению классных руководителей, учителей-предметников, родителей, способствующих реализацию педагогической и родительской поддержки учащимся и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях .

Ожидаемые риски: несогласованность механизмов взаимодействия участников образовательного процесса.

Новизна программы : заключается в том, что:

Обоснована множественность причин проявления агрессивности у учащихся.

Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении учащихся.

Обоснована необходимость использования значимой для учащихся деятельности, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности.

Целевая аудитория : подростки 11-13 лет, родители, педагоги. Количество учащихся в группе: 7-10 человек, количество занятий - 12, продолжительность занятий – 60 минут.

Критерии отбора в группу : проводится диагностическое обследование учащихся 5-7 классов, по результатам первичного мониторинга приглашаются подростки, имеющие агрессивное поведение с письменного согласия родителей (законных представителей).

Срок реализации: 3 месяца, программа рассчитана на 30 часов.

Формы, методы и техники:

1. Двигательные разминки, упражнения -энергизаторы, активаторы.

Цель : снятие напряжения, раскрепощение организма, способность переключаться с одной темы на другую, сплочение коллектива.

2 .Релаксация.

Цель : снижение излишнего нервного напряжения, сосредоточение на самом себе, своем внутреннем мире.

3.Концентрация.

Цель : Сосредоточение на своих эмоциях, чувствах, ощущениях, переживаниях.

4.Игротерапия, кинотерапия

Цель : Снижение напряженности, повышение уверенности в себе, снижение агрессивности.

Требования к результатам освоения программы : при условии успешной реализации программы будет отмечаться у учащихся: расширение знаний, снижение уровня агрессивного поведения подростков, углубление осознанности и важности реализации коммуникативной, освоение навыков адекватного ролевого поведения через повышение самооценки. Расширение знаний родителей, педагогов по профилактике агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков.

Критерии эффективности программы : проводится заключительное диагностическое обследование подростков после групповых и индивидуальных занятий. Оценка эффективности осуществляется на основе сравнения результатов диагностического обследования.

Читайте также: