Семинар по преемственности начальной и средней школы по фгос

Обновлено: 05.07.2024

1 Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС

3 Преемственность новых стандартов ФГОС Официально принят, действует Срок введения с года Срок введения с года Единая система целей-результатов

4 КТО будет учить? Образовательная система ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Союз методистов и педагогов; непрерывная система повышения квалификации Цель: Функционально грамотная личность. УМК от д/с до старшей школы © ?!

5 Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности? Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют. Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии

6 Переход в основную школу осуществляется БЕЗ алгоритма организации преемственности. 4 кл 6 кл Диагностика личностных и метапредметных результатов Переход из начальной в основную школу осуществляется по алгоритму организации ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. > 4 кл 6 кл Экспериментальные классы Контрольные классы РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ Цели Содержание Технологии Цели Содержание Технологии основная школа начальная школа основная школа начальная школа ЗАМЫСЕЛ И ГИПОТЕЗА ЭКСПЕРИМЕНТА

7 Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

8 Необходимо построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: Учителя –дети -родители Оформление школы Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям

14 Результаты второго шага (согласование) Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта. Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели.. Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленном у), используя Н - основные П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятельно. НПНПНПНПНПНПНП Средний % по классу Регулятивные УУД. Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)

17 СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФГОС Учитель:________________________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д. Использование технологий деятельностного типа: Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.); Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.) Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий): Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей (подробнее – см. табл. УУД). Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий - предметных умений. Другие проблемы взаимодействия учителя и учеников, проявившие в данном фрагменте урока 1. …

18 4 шаг. Март-апрель Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

20 5 шаг Март-апрель Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

21 Результаты пятого шага (диагностика) ПРИМЕР Тест: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Умение: представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм Задание 8. В киоске продавалось мороженое эскимо и пломбир в стаканчике. Продавец занес в таблицу результаты своей работы и начал строить по ней диаграмму. Помоги продавцу достроить диаграмму. Не забудь подписать ее элементы. Таблица Диаграмма Мороженое Дни недели Понедельник ВторникСреда Четверг Эскимо Пломбир в стаканчике Получение реального портрета выпускника, сравнение с желаемым

23 7 шаг Октябрь-декабрь Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

24 Результаты шестого и седьмого шага (в 5-м кл.) Положительный опыт: Создается коллектив единомышленников. Учителя прислушиваются друг к другу. Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена. Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, что позволяет ему определить положительные и отрицательные моменты своей работы и скорректировать свою учебную деятельность. Трудности и их преодоление: Трудность: разный диапазон владения современными технологиями по данному алгоритму. Преодоление: заранее (годом раньше )привлекать к работе методического объединения учителей, которые планируют работать по данной системе, с тем, чтобы они были уже информированы и смогли сразу включиться в работу.

26 Результаты восьмого шага Положительный опыт: Результаты каждого отдельно взятого учащегося не будут снижены по сравнению с 4 классом; дети имеют хороший уровень мотивации, владеют навыками самостоятельной работы в парах, группах, имеют навыки работы с различными видами источников. Сильного снижения качества по итогам входных контрольных работ не наблюдается. Особенно выше результаты по устным предметам (истории, окружающему миру, литературе) Учителя – предметники отмечают умение излагать свои мысли, логично строить ответы, выделять главное, высказывать свое мнение. Трудность: Некоторые учителя формально относятся к формированию общеучебных умений (УУД) учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям) учащихся Преодоление трудностей: Регулярно вести наблюдение за формированием общеучебных умений (УУД) учащихся не только в виде диагностических срезов, но и через портфолио, результаты педагогического наблюдения и т.д. Шире привлекать психолога к данной работе.

27 Технология организации преемственности между начальной и основной школой в условиях внедрения ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Егорова Нина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ №2

Цель: выявить проблемы преемственности между педагогами начальной и основной школы в формировании предметных знаний и умений у обучающихся 4-5 классов и найти пути их решения.

Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено.

Мотивировать педагогов на восприятие обучающегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого.

Активизировать творческий ресурс педагогов.

Пополнить методическую копилку педагогов играми на развитие у детей самосознания, адекватной самооценки и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта.

Сроки проведения: август

Участники: педагоги 4-5 классов.

Организация пространства: стулья и столы расставлены для работы в группе.

Ход семинара

Жил-был человек. И было у него обыкновение: он поднимался каждый день утром до рассвета, выходил на берег моря, встречал зарю и молился Богу.

Сын его вырос и тоже, как отец, каждый день поднимался утром до рассвета, выходил на берег моря встречать зарю. Но молитву он не произносил.

Вырос у сына сын. Как и отец, он тоже каждый день поднимался утром до рассвета и выходил на берег моря. Только он не знал, зачем это делает.

Чтобы такая ситуация не повторилась нужно в коллективе решать проблемы преемственности, потому что это проблемный вопрос первостепенной важности .

Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

5 класс - своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классный руководитель за короткое время должен узнать детей, семьи, найти эффективные способы управления деятельностью своих подопечных. Учителю начальных классов предстоит доказать, что хорошо подготовил детей, вооружил их всеми необходимыми знаниями. Чтобы процесс адаптации учащихся прошёл успешно, нужно определить, в чём конкретно заключаются проблемы преемственности :

• Увеличение объёма учебной нагрузки

• Новые учебные дисциплины: история, обществознание, природоведение, ОБЖ, информатика

• Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения. Приспосабливаются, выбирают модель поведения на каждом конкретном уроке.

• Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет.

• Совпадает с переходным возрастом. Это уже младшие подростки, смещаются приоритеты от учителей и родителей – к сверстникам.

• Ослабление внешнего контроля. Классный руководитель не находится постоянно с учениками.

-Как вы думаете, с какими трудностями могут столкнуться ваши дети в 5 классе? (Ответы педагогов: разные требования у учителей, много предметов, большой поток информации, новые термины, чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы…)

Как вы думаете, что может помочь ребенку успешно адаптироваться в 5 классе? (Ответы педагогов: навыки общения, личностные качества; позитивное отношение к себе и к другим; развитие таких психологических новообразований данного возраста, как рефлексия и эмпатия.)

А что такое рефлексия и эмпатия? Для чего необходимо развитие этих способностей? (Ответы педагогов: чтобы уметь различать свои чувства и выражать их; чтобы другие люди тебя лучше понимали; а также понимать других.)

Для успешной адаптации прежде всего нужно помочь ребенку удовлетворить его потребность в психологической безопасности, то есть ребенку важно знать и чувствовать, что окружающие люди, значимые для него, – учителя и родители – всегда готовы его поддержать, помочь.

Как мы можем дать понять ребенку, что мы, взрослые, к нему доброжелательно относимся? (Ответы педагогов.)

Отношения между людьми можно сравнить с Солнечной системой: так же, как Солнце согревает одни планеты сильнее, а другие – слабее, одни люди ближе нам, другие – дальше.

Сопоставьте оба рисунка. Посмотрите, насколько изменилась картина?

Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

А что еще может помочь ребенку адаптироваться в новой ситуации? Какие внутренние качества и способности? (Ответы педагогов: идёт перечисление способностей.)

Хочется обратить особое внимание на адекватную положительную самооценку ребенка.

Как вы думаете, почему это так важно? (Ответы педагогов: чем ребенок увереннее чувствует себя, тем успешней он в реальной жизни.)

А как мы можем помочь ребенку оценить отношение к самому себе?

Важно знать, как он себя оценивает?

Можем предложить ему ответить на следующие вопросы анкеты (можно работать индивидуально и в группе, по желанию ребят):

Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет.)

Что нам было важно понять благодаря этим вопросам? (Ответы педагогов.)

Важно было понять, способен ли ребенок в трудных ситуациях обратиться к внутренним ресурсам?

Поговорите с ребенком о том, что ему мешает воспринимать себя позитивно.

Как помочь ребенку обнаружить в себе внутренние ресурсы?

Можно предложить следующие рекомендации:

- Обратитесь за консультацией к психологу.

- Работа с семьей по стабилизации эмоционального климата в семье.

- Наблюдение за ребенком в учебной и внеучебной деятельности.

В современной школе возникает потребность формирования у обучающегося понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

На качество познавательной деятельности в 5-6 (и далее) классах влияют метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) умения и навыки, приобретенные в начальной школе.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

III . Заключительная часть, подведение итогов.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями. В заключении всем педагогам предлагается методический материал, практические игры и упражнения по развитию у детей самосознания, рефлексии, эмпатии, адекватной самооценки, а также по сплочению детского коллектива.

Успеха и хорошего вам настроения!

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

1 Слайд. Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

2 слайд. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения.

- Разнообразие требований и прочее

– все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

3 Слайд. Поэтому проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда.

4 Слайд. Субьективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следущим аспектам: Взаимодействие программ обучения Уровня изложения предметного материала, требований к качеству его оформления. Единство (точнее сказать, его отсутствие) подхода к критериально - оценочной деятельности.

5 Слайд. С педагогической точки зрения этот период в жизни ребё нка характеризуется:

-Учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

- Снижением интереса к учёбе у значительной части пятиклассников вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и основной школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Неполнота или отсутствие полных, объективных данных о выпускниках; Несоответствие оценок выпускников начальной школы;

Неподготовленность к восприятию усложнённого материала; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников; Недостаток самостоятельной работы учащихся; Низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся выпускных классов начальной школы.

8 Слайд. Решение проблем приемственности:

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

образовательные программы;

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

10 слайд. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Способствовать формированию социальных навыков, способствующих успешной адаптации; Способствовать формированию позитивной Я - концепции и устойчивой самооценки; Помочь учащимся в работе по самоорганизации, самоконтролю; Помочь учащимся принять новых учителей; Повысить уровень психологической готовности к обучению; Развивать у детей творческие способности, способствовать их самовыражению, творческому отношению к общественной жизни. Помочь принять новую позицию ученика основной школы;

11Слайд. Для родителей.

Создать атмосферу сотрудничества; Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года.

12 Слайд. Цели и задачи

• Организация непрерывного образовательного процесса в условиях принятия педагогами начальной, основной и старшей школы общих целей, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий.

• Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.

• .Открытые уроки в 5-м кл. для учителей нач. школы

• Проведение комплексной диагностики уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную.

• 7. Определение эффективности – диагностика, анализ

• Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.

• Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

• Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

• Проведение родительского собрания.

• Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

• Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки).

• Изучение системы работы учителя начальных классов : формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т. п.

• Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

• Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Преемственность дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС «. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Пути формирования у детей 6–7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Тема: Пути формирования у детей 6-7 лет дружеских взаимоотношений в условиях реализации ФГОС ДО Выполнила: Степнова О. П., воспитатель.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьёй в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Анализ деятельности учителя-логопеда показал, что количество детей с речевой патологией увеличилась на 10%: на начало учебного года из 100%.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2

Подготовила: Е.П.Брянцева, заместитель директора по УВР

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны.

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на уроках.

Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-тиклассник чувствует себя “беспризорником”.

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими , чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география, биология.

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение четырёх лет

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Приоритетное направление развития образования - переход на новые образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-педагогическую среду, способствующую формированию и развитию человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные проекты, культурно-образовательные инициативы.

ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.

Стандарт общего образования

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

1. накопленной оценки,

зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам;

2. оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе).

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

1. результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

3. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования.

требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ;

требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим);

требования к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы являются ключевой составляющей Стандарта.

Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов.

Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Формировать и развивать УУД – значит:

Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).

Передать сам способ выполнения метапредметного действия.

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.

УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Читайте также: