Профессиональная этика преподавателя высшей школы

Обновлено: 08.07.2024

Рассмотрение вопросов педагогической этики в ВУЗе становится еще более актуальным в связи с реорганизацией и реформами, происходящими в нашем среднем и высшем образовании сегодня. Вопросы педагогической этики влияют на усовершенствование стандартов высшего образования, на требования к личности педагога в ВУЗе, его профессиональной культуре и требованиям к личности преподавателя. Все эти особенности определяют важность рассмотрения основных понятий и положений педагогической этики в ВУЗе.

Проблема педагогической этики в настоящее время рассматривается в научной литературе достаточно широко. Однако вопрос профессиональной этики преподавателя ВУЗа являются предметом немногочисленных исследований. В связи с этим рассмотрение и изучение особенностей педагогической этики в ВУЗе является важным и с научной точки зрения.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, цель данной работы является – изучение основных положений педагогической этики в ВУЗе.

1. Проанализировать профессиональную деятельность преподавателя в ВУЗе.

2. Дать краткую характеристику категории педагогической этики применительно к высшему образованию.

Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза

. совершенствования является предпосылкой успеха всей профориентационной работы в вузе. Какова же динамика профессионального самопознания студентов педагогического вуза? Студенческий возраст - начало перехода от юности . целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. В исследовании Н.В. Кузьминой было показано, что для преподавателей высокого уровня .

3. Рассмотреть специфику педагогической этики в ВУЗе.

1. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа

В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в ВУЗе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.

Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т.е. превращает его во взаимодействие, диалог как источники личностного роста обоих участников процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена [3].

Если педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и его профессиональных качествах.

Отвечая на вопрос об объективных трудностях укрепления своего авторитета и решения других профессиональных задач, преподаватели часто отмечают недостаток знаний по педагогике и психологии.

Цели педагогической деятельности полифункциональны, поэтому педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук, но предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей. Этот синтез и должен совершить педагог при выработке конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует и активизирует их учебную деятельность, проводит диагностику того, что усвоено, и т.п.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез. Классический пример из истории науки: фундаментальное научное достижение Д. И. Менделеева — открытие принципа построения периодической системы элементов — явилось результатом методических разработок ученого-педагога [11]….

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

. себе манерой поведения и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать . 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко . сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Педагогической этикой в ВУЗе в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их педагогического взаимодействия. Особенностью педагогической этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогическая этика в высшей школе является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой в ВУЗе стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

Практическая деятельность преподавателя ВУЗа не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики — в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

Категория педагогической этике в ВУЗе определяется в понятиях о педагогическом долге, морали, справедливости, чести, авторитете, такте.

Специфика педагогической этики в высшем образовании определяется функциями образования и воспитания в ВУЗе и реализуется через педагогическую практику взаимодействия педагога и студента, педагога и педагогического коллектива.

Расширение представлений о педагогической этике в ВУЗе помогает реализовывать педагогический процесс более эффективно и направлять его на результат обучения в ВУЗе, в качестве которого мы видим не только получение человеком профессии, но и формировании у будущего специалиста профессиональной идентификации личности того или иного специалиста.

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс: Феникс, 2002. — 544 с

2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003. -475 с.

Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского.

3. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. — М., 1993.

4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 2000.

5. Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. — Самара, 2004.

6. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В.Кузьминой. — СПб., 2002.

7. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 1998.

8. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. – Мн., 1996.

9. Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие. — М., 2001.

10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие. — М., 1995.

11. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2005.

12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

Примеры похожих учебных работ

Анализ профессиональной деятельности педагога

. высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. II. Профессиональная деятельность педагога Для проникновения в сущность педагогической деятельности . преподаватель .

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

. имеет большое значение для самих преподавателей, так как она задает координаты дальнейшего профессионального развития. В настоящее время вопрос о критериях качества педагогической деятельности остается дискуссионным. Это связано с .

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения задачи, .

. службы занятости населения. Объектами профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения выступают участники и средства осуществления целостного педагогического процесса. Педагог профессионального обучения реализует обучающую, .

Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

. профессиональной деятельности педагога-психолога .1 Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога профессиональный педагог документация психолог Целью деятельности . техники и управления вошли в педагогическую теорию и практику. Чтобы .

Значение профессиональной деятельности педагога

Профессиональная деятельность педагога-психолога

. среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек; 8) на добровольное участие в трудовой деятельности по .

21. Профессиональная этика преподавателя высшей школы. (Содержание, структура, сущность и принципы профессиональной этики, роль этики в деятельности педагога).

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а, следовательно, и к людям, с которыми человек связан в силу характера своей профессии, и к обществу в целом [1]. Она представляет собой применение этических норм к профессиональной сфере.


  • беспристрастность, объективность;

  • конфиденциальность;

  • должное старание;

  • точное исполнение профессиональных обязанностей;

  • избегание потенциальных или явных конфликтов.

Педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

В структуре педагогической этики преподавателя вуза можно выделить несколько блоков [6].

Во-первых, это этика его отношения к труду, включающая: осознание ответственности перед студентами, коллегами и своей отраслью научного знания; выбор стратегии и тактики обучения; использование собственного научного опыта в качестве информации для слушателей и др.

Во-вторых, вузовская этика включает в себя этику взаимоотношений двух главных участников процесса непосредственной передачи знаний – преподавателя и студента, но отношения между ними устанавливаются более демократичные, чем в школе между учителем и учеником.

В-третьих, особый блок составляют отношения преподавателей между собой – этика взаимодействия педагогов в процессе достижения общей цели – передачи студентам надежных знаний и становления их как будущих коллег самих преподавателей.

В-четвертых, атрибутом высшей школы выступает этика научного творчества, востребованная особым положением вузовского педагога, который обязан сочетать в своей жизнедеятельности функции преподавателя и ученого.

Преподаватель должен выбрать стиль общения со студентами, основанный на взаимном уважении. В первую очередь он должен быть требователен к себе.

Преподаватель выбирает такие методы работы, которые поощряют в обучающихся развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим.

При оценке поведения и достижений студентов педагог должен стремиться укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим обучающимся. При оценке их достижений в баллах преподаватель стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок обучающихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

Преподаватель постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

Преподаватель не должен злоупотреблять своим служебным положением. Он не может требовать от студента вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если преподаватель занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
Специфичным для вузовской педагогики является отноше­ние преподавателя к общепринятым программам и стандартам вузовского образования, регламентирующим преподавательский труд. Известно, что эти стандарты могут быть полезными ориен­тирами, а могут являться и помехой для творческой преподава­тельской деятельности.

В вузе отношение к ним несколько иное, чем в школе. Учиты­вая более высокий уровень профессионализма, самостоятель­ный научный вклад многих вузовских преподавателей, доцен­тов, профессоров в развитие своей отрасли знания и формиро­вание учебного процесса в рамках этой отрасли, допускается, например, гораздо большая свобода в соблюдении, возможной модификации и изменениях вузовских стандартов. Это проявля­ется, в частности, в поощрении создания авторских программ основных курсов, разработки спецкурсов, модификации учеб­ных планов. Иными словами, в отношении вузовского педагога к учебному процессу на первый план выдвигаются такие требо­вания, как свобода творчества, соединение в одно целое своей научной и учебной деятельности, более персонифицированная от­ветственность за результаты обучения студентов.

В связи с переходом на новые стандарты в образовании предъявляются новые требования к образу, роли и значению преподавателя. В высшей школе это во многом обусловлено изменением самой системы, призванной удовлетворять потребности работодателей и воспитывать в студентах компетентности, сочетающие высокую квалификацию, систему ценностей, способность к самостоятельному поиску необходимой информации и т.д. Таким образом, в свете новых стандартов образования, встает вопрос о новых требованиях к компетенциям, профессиональным качествам, а также личностным характеристикам педагога высшей школы.

Одними из важных характеристик, определяющих компетентность преподавателя, являются его личностные качества, такие как: - уровень его эмпатии, способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека; - способность быстро понимать цели, намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение; - умение разбираться во взаимоотношениях людей; - внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность; - гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и отзывчивость; - порядочность и справедливость, общительность, тактичность и чуткость; - чувство нового и умение развивать инновационное мы­шление у студентов; - эмоциональность и другие [15].

Педагогическое мастерство определяется также педагогическими способностями . Способности, согласно Б.М. Теплову [15], не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. Разные авторы выделяют различные педагогические способности. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были проанализированы В.А. Крутецким [6]. Рассмотрим более подробно некоторые из них:

Дидактические способности заключаются в умении передавать учебный материал, делая его доступным для обучаемых, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у обучаемых активную самостоятельную мысль. Преподаватель, обладающий дидактическими способностями, умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал [15].

Академические способности заключаются в склонности преподавателя к соответствующей области наук (к техническим наукам, математике, физике, биологии, литературе и т.д.), включающих в себя сферу преподаваемых им учебных дисциплин. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу [15].

Речевые способности заключаются в умении преподавателя ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, в культуре речи, в эффективном использовании возможностей невербальных средств общения, в первую очередь мимики и пантомимики [15].

суггестивные или авторитарные способности заключаются в наличии у преподавателя непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых, умения на этой основе добиваться у них авторитета [15].

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для преподавателя. Способный, опытный преподаватель всегда внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за логикой развертывания своей мысли (или мысли обучаемого), в то же время держит в поле внимания всех обучаемых, чутко реагирует на признаки их утомления, снижения внимательности, проявлением непонимания [15].

перцептивные способности - выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Статья для журнала

Тема: «Профессиональная педагогическая этика

Преподаватель: Бикбаева В.М.

Как показывает статистика, в последнее время участились случаи конфликтов студентов с отдельными преподавателями. Растет количество жалоб студентов на унижение и недостойное поведение на занятиях некоторых педагогов.

Основная же задача преподавателя – научить студентов, помочь им утвердиться в правильности своего профессионального выбора, воспитать их грамотными специалистами и хорошими, честными, порядочными людьми.

Студенческая среда постоянно изменяется и все больше усилий преподавателю приходится тратить на преодоление разрыва между реальным уровнем знаний (школьных) и требованиями стандартов СПО для достижения соответствия необходимому качеству обучения.

Педагогический такт в деятельности преподавателя.

Первое. Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения преподавателя, в умении разговаривать, не задевая самолюбие студентов. Педагогический такт подсказывает преподавателю выбор места общения со студентом: в присутствии других или один на один.

Педагогический такт помогает преподавателю управлять своим состоянием, быть сдержанным, внимательным, терпеливым.

Второе. Уважение – положительные отзывы от учащихся, поддержка их достижений, поощрение движения вперед.

Третье. Теплота. Теплота предполагает в основном невербальные средства: поза, выражение лица, улыбка – все, что высказывает заботу преподавателя об учащихся.

Важна и психологическая дистанция . Если она чрезмерна, возникает барьер между студентами и преподавателем, который будет постоянно мешать реализации целей обучения. А ее отсутствие или очень малая дистанция ведет к панибратству в отношениях, при этом резко снижается эффективность влияния преподавателя на студентов.

Преподаватель просто обязан постоянно искать и обязательно находить ту самую оптимальную психологическую дистанцию.

Укрепление неформальных, можно даже сказать более дружеских, элементов общения преподавателя со студентами зависит от характера преподавателя, его психологических особенностей. Экстраверту, безусловно, намного легче добиться непринужденности, чем интроверту. Само собой, естественность в общении немыслима без искренности.

Необходимо постараться показать студентам (только не назиданиями!) а самим характером отношений, что нормальными и приемлемыми считаются только определенные рамки взаимоотношений.

В случае, если преподаватель ошибся, предъявив необоснованные претензии к студенту прилюдно, то и извиниться необходимо также прилюдно.

Установка преподавателя по отношению к студенту может быть и позитивной, и негативной.

Преподаватель чаще за неправильный ответ критикует студентов, чем хвалит за правильный. Слабым студентам уделяется меньше внимания на занятиях.

В случае позитивной установки (например, по отношению к сильному студенту), даже возможна положительная оценка за не совсем правильный ответ.

В обоих случаях отношение преподавателя к студентам избирательно, а значит, не всегда объективно.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 августа 2019 года N ИП-941/06/484

В целях актуализации Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России от 6 февраля 2014 г. N 09-148 "О направлении материалов"), в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере ведения Минпросвещения России, а также профилактики несправедливого и необъективного расследования нарушения указанных норм Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования (далее - Профсоюз) подготовили взамен соответствующему документу примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее - Положение).

Минпросвещения России и Профсоюз обращают внимание на то, что к основным положениям законодательства Российской Федерации, связанным с регулированием вопросов профессиональной этики педагогических работников, относятся:

закрепление норм профессиональной этики педагогических работников в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 4 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273);

создание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Закона N 273);

наличие у педагогических работников обязанности соблюдать этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (пункт 2 части 1 статьи 48 Закона N 273);

наличие у педагогических работников права на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников (пункт 13 части 3 статьи 47 Закона N 273);

наличие у обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников права на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Закона N 273).

В связи с тем, что педагогическим работникам рекомендуется Положением воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, Минпросвещения России и Профсоюз в целях профилактики произвольного толкования наличия (отсутствия) данного вреда также обращают внимание на то, что виды соответствующей информации перечислены в статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Кроме того, Минпросвещения России и Профсоюз рекомендуют организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере ведения Минпросвещения России, совместно с соответствующими первичными профсоюзными организациями разъяснить всем участникам образовательных отношений, что в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Минпросвещения России и Профсоюз предлагают:

разместить Положение на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

рекомендовать в отраслевых соглашениях на региональном уровне руководствоваться Положением при разработке работодателями локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

предусмотреть в коллективных договорах организаций, осуществляющих образовательную деятельность, принятие локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики педагогических работников, разработанных с учётом Положения, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (при её наличии);

разместить локальные нормативные акты о нормах профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработанные с учётом Положения, на официальных сайтах соответствующих организаций в сети "Интернет".

Кроме того, Минпросвещения России и Профсоюз обращают внимание на необходимость ознакомления педагогических работников с локальными нормативными актами о нормах профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основании следующих положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ):

работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абзац десятый части второй статьи 22 ТК РФ);

при приёме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (часть третья статьи 68 ТК РФ).

Заместитель
Министра просвещения
Российской Федерации
И.П.Потехина

Председатель
Профессионального
союза работников народного
образования и науки
Российской Федерации
Г.И.Меркулова

Приложение
к письму Минпросвещения России и
Общероссийского Профсоюза образования
от 20 августа 2019 года N ИП-941/06/484

Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

I. Общие положения

2. Настоящее Положение содержит нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

II. Нормы профессиональной этики педагогических работников

3. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

б) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;

д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

е) придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;

ж) воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;

з) избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.

III. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников

4. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

5. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, установленных разделом II настоящего Положения, рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах - гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

6. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

7. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или нежелания педагогического работника по каким-либо причинам обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет право обратиться в суд.

Читайте также: