Процессный подход в школе

Обновлено: 08.07.2024

I. Цель: организация управления воспитательным процессом образовательного учреждения на основе процессного подхода, в основе которого лежит:

· представление воспитательного процесса как совокупности процессов на основе их соответствия концепции, основным целям образовательного учреждения, базовым ценностям, целям воспитания;

· создание нормативно-организационной и информационно-методической основы и постоянного улучшения управления воспитательным процессом по средствам разработки технологических карт.

1. Повышение удовлетворенности всех групп потребителей и заинтересованных сторон в повышении уровня воспитанности учащихся ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

2. Повышение эффективности деятельности воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

3. Улучшение организационного состояния воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

1. Процессный подход в управлении воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга распространяется на образовательную, воспитательную и внеурочную деятельность ОУ; потребителей образовательных услуг ОУ; структурные подразделения, кафедры, входящие в состав ОУ.

2. В основе применения процессного подхода в управлении воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга лежит процессная модель управления.

1. Закон РФ “Об образовании”

2. Федеральная программа развития образования.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4. Устав ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

5. Локальные акты и правовые документы ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

В основе управления воспитательным процессом лежит модель, в которой все начинается с определения требований потребителей воспитательного процесса и заканчивается удовлетворенностью этих требований. Всю деятельность по управлению воспитательным процессом представим в виде следующих блоков:

В статье рассматривается проблема управления отечественной общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности как интеллектуально-творческого потенциала, присущего каждому учащемуся. Основную целью, по мнению автора, является разработка концепции и модели управления образовательным учреждением, позволяющей гармонично встроить работу по развитию одаренности в общий образовательный процесс школы в соответствие с требованиями государственных стандартов, личностных особенностей учащихся и запросов родителей.

Ключевые слова: детская одаренность, модель управления, образовательные программы, образовательный процесс, общий и социальный интеллект, креативность, пролонгированная диагностика.

Karpova. S.I.

PhD, Associate Professor

ANOO HPE Odintsovo Humanities Institute

(Odintsovo, Moscow Region)

MANAGEMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL AS FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF CHILDREN’S TALENTS

Abstract

The article deals with the problem of managing the national secondary school, focused on the development of children’s talents as an intellectual and creative potential inherent in every student. The main purpose of the author’s opinion, is the development of concepts and models of educational institution, allowing work to build harmonious development of giftedness in the overall educational process of the school into compliance with state standards, students’ personal characteristics and wishes of the parents.

Keywords: children’s talent management model, educational programs, educational process, general and social intelligence, creativity, prolonged diagnosis.

Стратегической целью долгосрочного социально-экономического развития нашего общества является формирование качественно нового образа России как сильного, влиятельного и уважаемого во всем мире государства. Реализация этой цели на государственном уровне требует создания условий для максимально эффективного использования человеческого потенциала[1].

Ведущее место в решении задачи формирования интеллектуально-творческого потенциала и социально значимых личностных качеств человека традиционно занимают учреждения общего образования. Разработка концепции управления общеобразовательной школой, ориентированной на выявление и развитие детской одаренности как внутреннего интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося, является одним из наиболее востребованных направлений педагогических исследований и важнейшей задачей современной образовательной практики.

При изучении процесса управления образовательной школой ключевым вопросом является определение общего и специфичного в процессе управления.

Особо следует отметить работы, выполненные с позиций педагогического менеджмента (В.А. Кальней, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.). Не отрицая общую подчи­нен­ность процесса управления школой законам классического менеджмента, авторы подчеркивают, что объектом управления в данном случае становится образовательный процесс, осуществляет его как руководящий состав учреждения, так и педагогический коллектив. В этом случае не только руководитель образовательного учреждения наделяется управленческими функциями, но и учитель. Он тоже становится менеджером образовательного процесса, направленного на развитие внутреннего потенциала личности учащихся.

В современной науке и образовательной практике отмечается устойчивый интерес к изучению природы детской одаренности, способам ее диагностики и развития, при этом существует относительно мало работ, посвященных изучению специфики управления общеобразовательной школой, реализующей целенаправленную работу по выявлению и развитию детской одаренности. Сложность состоит в том, что организованный с учетом решения этой задачи образовательный процесс, с одной стороны, должен отвечать ориентирам и нормативам, заданным ФГОС, а с другой – основным современным стратегиям, формам организации, методам и приемам развития детской одаренности.

В соответствие с традициями отечественной науки одаренность рассматривается как интеллектуально-творческий потенциал, присущий каждому ребенку, и представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, обеспечивающее успешность в деятельности и характеризующееся, прежде всего, индивидуальным сочетанием уровней развития общего, социального интеллекта и креативности.

Целью нашего исследования стала проверка на практике модели управления общеобразовательной школой, ориентированной на развитие одаренности учащихся.

Теоретическая основа современной концепции и модели управления общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности, должна базироваться на интеграции основных методологических подходов к управлению: системного и процессного.

Выбор процессного подхода обусловлен усилением роли общества в управлении современным образованием: это приводит к повышению требований к его качеству (результату) не только со стороны получателей образовательных услуг, но и со стороны работодателей, профессиональных сообществ и объединений. Свидетельством тому является создание Национальной системы независимой оценки и сертификации квалификаций в педагогической области. Процессный подход, ориентированный на управление результатами, в наибольшей степени отвечает задаче повышения качества образования, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность школы в современном образовательном пространстве.

Процессно-ориентированное управление уделяет особое внимание взаимодействию структурных элементов образовательной организации, причем взаимодействие строится не вдоль функциональной иерархии, а по горизонтали, на связи между структурными подразделениями.

Основное внимание обращается на межфункциональные виды деятельности, интегрирующие отдельные функции в общие потоки и нацеленные на конечные результаты. Это дает управленческий эффект, при котором каждый сотрудник многофункционален, т.е. на нем пересекаются несколько бизнес-процессов.

Методология процессного подхода обеспечивает целостность управления на стыках деятельности структурных подразделений и должностных лиц.

По отношению к управлению школой все действия в бизнес-процессах служат цели преобразования ученика на основе сформированного социального заказа общества на входе, в выпускника, обладающего необходимым уровнем подготовки в соответствии с требованиями ФГОС и социального заказа на выходе. Кроме того, процессный подход обеспечивает качество интегративного свойства системы, он нацелен на результат. Его использование помогает сформировать режим предотвращения сбоев в деятельности всех структурных подразделений и участников образовательного процесса, способствует их самоорганизации.

Конкретизировать реализацию процессного подхода в управлении общеобразовательной школой, ориентированной на поддержку и развитие детской одаренности, призвана корневая модель бизнес-процессов. Она представляет собой совокупность отдельных бизнес-процессов, необходимых для организации и управления образовательным процессом, ориентированным на развитие детской одаренности (Схема 1).

Корневая модель бизнес-процессов, обеспечивающих управление общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности

Схема 1. Корневая модель бизнес-процессов, обеспечивающих управление общеобразовательной школой, ориентированной на развитие детской одаренности

Таким образом, бизнес-процесс школы – особый процесс, который служит достижению основных целей школы (бизнес-целей) и включает в себя совокупность действий, мероприятий, связей между структурными подразделениями школы и между школой и внешним миром.

С нашей точки зрения в школьном управлении следует выделить три вида бизнес-процессов:

Управляющие – управляют функционированием образовательной системы школы (корпоративное управление, стратегический менеджмент, внутренний аудит);

Поддерживающие – обслуживают основную деятельность школы (подбор персонала, бухгалтерский учет, материально-техническая и информационная поддержка, административно-хозяйственная деятельность).

Классификатор бизнес-процессов школы, созданный на основе корневой модели, включает в себя управляющие, операционные (образовательный процесс) и поддерживающие бизнес-процессы с целями, задачами, результатами и моделями, соотнесенными с основной целью и миссией образовательной организации.

Цель бизнес-процесса: создание банка знаний по научному обеспечению и сопровождению образовательного процесса.

  • создание авторских программ, учебно-методических разработок, диагностических методик;
  • разработка инновационных образовательных технологий, совершенствующих образовательный процесс;
  • разработка программ дополнительного образования, направленных

Ресурсы бизнес-процесса: информационные (законодательство, нормативная документация, методы, методики, образовательные технологии и программы, документы, файлы, данные, программное обеспечение); финансовые (наличные деньги, средства на расчетных счетах и пр.); материальные (материалы, оборудование); кадровые и временные.

Результат бизнес-процесса: система научно-методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на развитие детской одаренности.

Представленный классификатор бизнес-процессов следует соотнести со структурными подразделениями школы. Схема соотнесения определяет каждому структурному подразделению бизнес-процессы с целями, задачами и результатами, в которых оно занято, что приводит к четкому взаимодействию всех структурных подразделений по достижению основной цели и обеспечивает качество управленческого процесса (Схема № 2).

Схема 2. Схема соотнесения бизнес-процессов общеобразовательной школы со структурными подразделениями

Взаимосвязь корневой модели с классификатором бизнес-процессов и схемой соотнесения бизнес-процессов со структурными подразделениями школы позволяет определить функции структурных подразделений, занятых в бизнес-процессах, и смоделировать управление общеобразовательным учреждением с позиций процессного подхода: управление школой на основе результатов бизнес-процессов (Схема № 3).

Схема 3. Модель управления общеобразовательной школой с позиций процессного подхода

Интеграция процессного и системного подходов позволяет встроить психолого-педагогическую работу по развитию детской одаренности в общий образовательный процесс школы, с учетом требований ФГОС, индивидуальных особенностей учащихся и запроса родителей. При этом системный подход обеспечивает управление по достижению интегративного свойства образовательной системы, а процессный подход обеспечивает его качество. Основным критерием эффективности модели управления следует считать наличие положительной динамики в уровне развития детской одаренности учащихся, определяемой в ходе процесса ее систематической пролонгированной оценки.

В определении критериев оценки эффективности управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, выделяются количественные и качественные критерии.

Среди количественных критериев фигурируют: количество учащихся-победителей и призеров конкурсных мероприятий (предметных олимпиад, марафонов, научно-практических конференций по проектной и исследовательской деятельности и пр.), количество выпускников, поступивших в вузы, количество разработанных авторских учебных программ основного и дополнительного образования и т.д. Наиболее значимым признается качественный критерий, выражающийся в оценке уровня развитости у учащихся таких основных элементов детской одаренности как:

  • общий интеллект, рассматриваемый как способность к конвергентному мышлению (Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, А.И. Савенков и др.);
  • креативность – как способность выдвигать и реализовывать множество вариантов решения проблемной ситуации (Э.П. Торренс, Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли и др.);
  • социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность человека, определяющая успешность общения, возможность разбираться во взаимоотношениях людей, выстраивать свое поведение с учетом особенностей окружающего социума, способствующее социальной адаптации и эффективной самореализации в социуме (А.И. Савенков, Р. Стернберг, Д.В. Ушаков и др.).

В эксперименте на констатирующем этапе приняли участие учащиеся 1,5,9-х классов; на контрольном этапе – те же ученики, но только ставшие учащимися 4,9,11-х классов. Это позволило оценить эффективность организации работы по поддержке и развитию детской одаренности на начальном, среднем и заключительном этапах школьного обучения.

Обработка данных осуществлялась с помощью методов статистического анализа (методов описательной статистики, коэффициента ранговой корреляции и t-критерия Стьюдента).

На этапе формирующего эксперимента был проведен анализ реализуемой в гимназии Одинцовского гуманитарного института (далее гимназия ОГИ), выступающей в роли экспериментальной группы, модели управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, на основе интеграции системного и процессного подходов.

Сформированная руководством гимназии нормативно-правовая база является ресурсом, позволяющем эффективно распоряжаться имуществом для расширения спектра образовательных услуг, в том числе на внебюджетной основе. Дополнительные финансовые средства, полученные в результате реализации платных образовательных услуг, а также организационно-правовая форма гимназии ОГИ (автономная некоммерческая образовательная организация), способствуют созданию эффективных организационных условий для модернизации образовательного процесса в соответствие с выбранной миссией школы и основной образовательной стратегией.

Управленческая система гимназии представлена структурными элементами, каждый из которых имеет свою зону ответственности.

Ответственность за результаты стратегического управления несут конференции гимназии (общее собрание работников) – высший орган управления (собирается 2 раза в год) и управляющий совет, в который входят представители Управления образования администрации Одинцовского района и руководство Одинцовского гуманитарного института – учредителя гимназии.

Ответственными за качество тактического управления являются директор, координирующий работу всех структурных подразделений, и заместители директора, обеспечивающие оперативное управление образовательным процессом и реализующие основные управленческие функции (анализ, планирование, организацию общественного контроля, самоконтроля, регулирование деятельности педагогического процесса и т.п.).

Общественное управление осуществляют и несут за него ответственность: управляющий, попечительский, педагогический; родительский комитет и совет учащихся гимназии.

Представители педагогического, родительского и ученического советов школы, играют важную роль в аудите образовательного процесса. Определенным итогом этой работы является то, что с 2010 по 2012 учебные годы учащиеся демонстрируют стабильные показатели по набранным баллам ЕГЭ выше средних по региону (Московской области). В гимназии ежегодно осуществляется мониторинг успешности выпускников при поступлении в профессиональные учебные заведения. Так, последние три года выпускники гимназии ОГИ демонстрируют 100% поступление в столичные вузы.

Ведущее место принадлежит активным методам обучения (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным и т.д.) как оказывающим наибольшее стимулирующее воздействие на интеллектуально-творческие способности детей и на их психосоциальное развитие. Учебный план гимназии предусматривает участие всех гимназистов с первого по десятый классы в исследовательской и проектной деятельности. Перечень учебных дисциплин промежуточной аттестации в каждом классе включает подготовку и публичную защиту собственных исследований, индивидуальных или групповых проектов учащихся.

Гимназия функционирует в режиме полного дня (8.00 – 19.00). Воспитательная система гимназии включает:

– систему дополнительного образования, представляющую собой организацию деятельности временных коллективов детей, созданных по интересам;

– внеклассную и внеучебную деятельность, включающую в себя конкурсы защиты исследовательских работ и проектов детей, интеллектуальные марафоны, конференции, выездные экскурсии, летние лагеря и т.д.;

– систему ученического самоуправления, позволяющую учащимся раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем гимназии и т.д.;

Одним из важнейших направлений воспитательной работы гимназии является работа с родителями, цель которой состоит в приобщении семьи к процессу воспитания и развития школьников, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития одаренности ребенка. Работа осуществляется посредством привлечения родителей к реализации совместных групповых исследовательских проектов, совместных занятий с детьми в творческих лабораториях, работы в управляющих советах.

Концептуальная модель процессов системы менеджмента качества в гимназии включает в группу основных бизнес-процессов систематическую пролонгированную диагностику всех учащихся с целью определения динамики уровня когнитивного и психосоциального развития. Она осуществляется как с использованием тестовых методик и опросников, так и с привлечением методов пролонгированного педагогического наблюдения, объединяя в себе информацию всех участников образовательного процесса (учителей, психологов и родителей).

Таким образом, формирующий этап исследования показал, что процесс реализации управляющих и основных бизнес-процессов предлагаемой концепции управления общеобразовательным учреждением, ориентированным на развитие детской одаренности, соответствует деятельности большинству выделенных специалистами направлений, реализуемых гимназией Одинцовского гуманитарного института. В ходе эмпирического этапа исследования был осуществлен подход, предполагающий совершенствование каждого из рассмотренных бизнес-процессов и входящих в него подпроцессов на протяжении всего времени существования гимназии.

Ее преимущество перед другими школами – участниками обусловлено не только наличием в образовательном процессе гимназии расширенного варианта реализации программ художественно-эстетического и психомоторного направлений, но и активной поддержкой педагогами и психологами школы проектной и исследовательской деятельностей, предполагающей стимулирование в учениках индивидуальной и коллективной инициативы, смелости в реализации своих творческих идей.

Сравнительный анализ результатов диагностики креативности учащихся 1 и 2 этапах обследования

Среднее значение (М)

Стандартное отклонение (S)

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р).

Процесс – продукция – потребитель
– Процесс – совокупность взаимосвязанных и
взаимодействующих видов деятельности,
преобразующая входы в выходы (ИСО 9000, 3.4.1)
– Продукция – результат процесса (ИСО 9000, 3.4.2)
– Потребитель – организация или лицо,
потребляющее продукцию (ИСО 9000, 3.3.5)

6. Цикл Э. Деминга - PDCA

• Plan – планирование
разрабатывайте цели и процессы, необходимые для
достижения результатов в соответствии с требованиями
потребителей и политикой организацией
• Do – осуществление
внедрите процессы
• Check – проверка
постоянно контролируйте и измеряйте процессы и
продукцию в сравнении с политикой качества, целями и
требованиями на продукцию и сообщайте о результатах
• Act – действие
предпринимайте действия по постоянному улучшению
показателей процессов

Задачи создания процессной модели состоят в
определении:
– видов выполняемой деятельности;
– ответственности за ее выполнение;
– входных данных (материальных и/или информационных
потоков);
– поставщиков входных данных;
– выходных данных (материальных и/или информационных
потоков);
– потребителей выходных данных;
– документации, устанавливающей требования к деятельности;
– существующих ресурсов (включая персонал, здания и
сооружения, оборудование, вспомогательные материалы,
оргтехнику и т.д.);
– установленных целей;
– наличия показателей и критериев соответствия деятельности и
ее выходных данных.

9. Типовая модель СМК ОО

10. Типовая модель СМК ОО Реестр процессов и видов деятельности в рамках СМК ОУ

1. Процессы управления
1.1 Стратегический менеджмент
1.2. Управление качеством
1.3. Управление финансовой деятельностью
Ответственность руководства

11. Типовая модель СМК ОО Реестр процессов и видов деятельности в рамках СМК ОО

2. Основные процессы системы качества ОО
(2.1) Маркетинг
Проектирование и разработка
(2.2) образовательных программ, их реализация
(учебная работа)
(2.3) Прием обучающихся
Воспитательная и внеучебная работа с
(2.4)
обучаемыми

12. Типовая модель СМК ОО Реестр процессов и видов деятельности в рамках СМК ОО

2. Основные процессы системы качества ОО
(продолжение)
Проектирование и реализация программ
(2.5)
дополнительного образования
(2.6) Научно-исследовательская деятельность
(2.7) Инновационная деятельность
(2.8.)
Международная деятельность

13. Типовая модель СМК ОО Реестр процессов и видов деятельности в рамках СМК ОО

3
(3.1)
(3.2)
(3.3)
(3.4)
(3.5)
(3.6)
Вспомогательные процессы
Управление персоналом
Библиотечное и информационное обслуживание
Управление закупками
Управление инфраструктурой
Управление производственной средой
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Социальная поддержка обучающихся и
(3.7)
сотрудников

14. Типовая модель СМК ОО Реестр процессов и видов деятельности в рамках СМК ОО

4. Измерение, анализ и улучшение в рамках
основных и вспомогательных процессов
4.1 Мониторинг, измерение и анализ процессов
4.2 Улучшение процессов

з
а
и
н
т
е
р
е
с
о
в
а
н
н
ы
е
с
т
о
р
о
н
ы
Ответственность
руководства
Процессы управления
Управление
качеством
Стратегический
менеджмент
Планово-финансовая
деятельность
у
д
о
в
л
е
т
в
о
р
е
н
о
н
о
с
т
ь
Основные процессы
т
р
е
б
о
в
а
н
и
я
Образовательная деятельность
Научная деятельность
Дополнительные образовательные услуги
Воспитательная деятельность
Материальнотехническое
обеспечение
Бибото
течное
обесп-е
Вспомогательные процессы
обеспечения
Менедж
Информа
МетодиМеждунамент
-ционное
(вспомогательные
ческое
родная
персона
ла
обесп-е
Измерение,
мониторинг
обесп-е
деятель-ть
Социальная
поддержка
Постоянное
улучшение
Инфрас
труктура
БЖ
з
а
и
н
т
е
р
е
с
о
в
а
н
н
ы
е
с
т
о
р
о
н
ы

–Процесс – совокупность
взаимосвязанных и
взаимодействующих видов
деятельности и ресурсов,
преобразующая входы в выходы
(ИСО 9000)

Требования п.4.1 ИСО 9000
Организация должна:
а) определять процессы для СМК и их применение;
б) планировать процессы;
в) определять последовательность и взаимодействие
этих процессов;
г) определять критерии и методы обеспечения
результативности при осуществлении и при
управлении этими процессами;
д) обеспечивать наличие ресурсов и информации для
поддержки этих процессов и их мониторинга;
е) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих
процессов;
ж) принимать меры для достижения
запланированных результатов и постоянного
улучшения этих процессов.

Для эффективного менеджмента процессов
необходимо наличие предпосылок:
• Определение ответственности за процесс
(владелец, руководитель или менеджер
процесса)
• Внедрение системы постоянного улучшения
процессов и при необходимости радикальное
их изменение (реинжиниринг процессов)

Карта процесса
Основные элементы карты процесса:
Критерии
Показатели
Пороговые значения
Периодичность мониторинга
Ответственность

Для оценки процессов можно использовать
показатели:
• результативность, т. е. степень
достижения запланированного результата;
• эффективность, т. е. использование
ресурсов (времени, издержек) для
достижения результата;
• гибкость процесса, т. е. способность
адаптации к изменениям.

К общим для всех процессов СМК
показателям оценки могут быть отнесены
следующие показатели
результативности:
• выполнение плановых показателей;
• несоответствия, выявленные при
внутренних и внешних аудитах, не
устраненные в планируемые сроки;
• претензии (рекламации) потребителей
(включая внутренних потребителей).

Перечень общих требований к измеряемым величинам для
определения и введения системы измерений
Измеряемость: измеряемые величины нужно суметь
измерить.
Валидность/объективность: измеряемая величина
должна быть характерной для исследуемого признака и
отражать реальность.
Точность: несколько измерений должны приводить
к одинаковому результату (измерение разными
методами)

Понятность: измеряемые величины и взаимосвязи
между ними должны быть понятны и прозрачны
для пользователя.
Возможность влияния: пользователь на основании
измеряемых величин должен быть в состоянии
принять меры (корректировки).
Затраты на измерения должны быть, по
возможности, невысокими (разумное
соотношение затрат и значимости результатов)

31. Условные обозначения, применяемые при составлении блок-схем процессов СМК

Графический элемент
Значение графического элемента
- начало/ конец блок-схемы алгоритма процесса (операции)
- действие
- процесс Системы менеджмента качества, с которым
устанавливается взаимодействие в ходе выполнения операции.
- оформление документа или регистрация данных
- принятие решения (моменты возможного принятия
альтернативного решения – точки задержки)
да
- положительное решение
нет
- отрицательное решение
- контроль, проверка, анализ
- указание исполнителя действия
(подчеркиванием выделяется должностное лицо,
утверждающее документ)

32. Условные обозначения, применяемые при составлении блок-схем процессов СМК

Графический элемент
Значение графического элемента
- формирование электронной базы данных
- обозначает последовательность действий в процессе
(операции)
- соединительный элемент к другой части процесса
(например, для перехода на другую страницу)

• ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ - требования и
удовлетворенность потребителей, политика
и цели в области качества, план развития
СМК, требования нормативной базы и т.д.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ – документация
СМК, свидетельства соответствия СМК,
данные для анализа со стороны руководства,
программа аудита, планы корректирующих и
предупреждающих действий. Потребителями
этих данных являются все процессы СМК.

– В документированной процедуре
рекомендуется четко определить входные и
выходные данные и результаты, а также
определить операции данного процесса и
описать реализацию и взаимодействие этих
операций.

Лист регистрации изменений

изменения
Номера страниц
измененн
ых
новы
х
аннулированн
ых
Дата внесения
изменений
Подпись
ПР/УК

Вложение средств в разработку образовательных стандартов нового поколения и в экстенсивное увеличение размеров образовательных учреждений – бесполезное занятие министерских идеологов. Этот путь соответствует мышлению вчерашнего дня, стремлению к достижению зыбкой стабильности. Постиндустриальная же эпоха – это эпоха постоянных изменений. Поэтому стандарты в образовании должны прописываться с опережением, то есть с прицелом на реальное развитие экономики и общества в целом.

высшее образование, образование, процессный подход, образовательные стандарты, образовательная система

Свиридов О.А. Процессный подход в управлении образовательными системами // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 12. – С. 139-142.
Sviridov, O.A. (2006) Protsessnyy podkhod v upravlenii obrazovatelnymi sistemami. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 7(12), 139-142. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

Читайте также: