Проблемы в спортивных школах

Обновлено: 16.05.2024

Основные задачи и функции спортивной школы. Появление ряда новых проблем образовательной сферы, связанных с проводимой экономической реформой, в том числе резкое сокращение ее бюджетного финансирования, особенно в сфере профессионального образования.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.10.2012
Размер файла 18,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Красноярский Государственный Университет

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра индустриальной экономики и экономики труда

Спортивные школы: проблемы финансирования в условиях рынка

Студента гр. ФФК-34

Гризмана Александра Александровича

Проверил: старший преподаватель кафедры

индустриальной экономики и экономики труда

Григорьева Евгения Гербовна

1. Спортивная школа объект финансирования

2. Проблемы финансирования спортивных школ

Список используемой литературы

Нормативно-правовыми документами в Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей (1997 г.) включены наряду с другими и учреждения дополнительного образования сферы физической культуры и спорта, а именно: дворцы спорта для детей и юношества, дома детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные (спортивно-технические, в том числе олимпийского резерва) школы (ЦЮСШ, СДЮШОР).

Деятельность всех учреждений дополнительного образования регулируется Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Правительством Российской Федерации (1997 г.).

В соответствии с требованиями (структурными и содержательными) Типового положения охарактеризуем в общем виде организацию и содержание деятельности спортивной школы (ДЮСШ, СДЮШОР), которые должны быть конкретизированы в ее уставе как регулирующем нормативно-правовом документе.

1.Спортивная школа объект финансирования

Представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализации дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи спортивной школы состоят в обеспечении условий для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни, творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии, развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям детей.

В спортивной школе не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Спортивная школа имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями и организациями, в том числе с иностранными.

Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и собственным уставом.

Язык (языки), на котором (которых) ведется образовательный процесс в спортивной школе, определяется учредителем. Обучающиеся имеют право на обучение на родном языке в рамках возможностей, предоставляемых системой образования конкретного региона.

2.Проблемы финансирования спортивных школ

Прошедшие годы экономической реформы, характеризовавшиеся существенным сокращением бюджетного финансирования образовательной сферы, не только обострили ряд содержательных ее проблем (связанных с составом изучаемых дисциплин, соотношением их объемов, выделением обязательного и факультативного компонентов, уровнем инновационной активности и т.п.), но и обусловили появление ряда новых, связанных уже собственно с проводимой экономической реформой. Не касаясь детально содержания проблем первого типа, остановимся подробнее на вторых. Основными среди них являются:

финансовые, заключающиеся прежде всего в хроническом недофинансировании всей сферы образования со стороны государства, сочетающееся с неэффективных использованием бюджетных ресурсов; это обусловливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую заработную плату работников образования и хронические ее невыплаты (особенно в период 1995-1997 гг.) и, соответственно, нехватку кадров, утечку из системы педагогических работников, низкую привлекательность труда в учебных заведениях и т.п.;

экономические, заключающиеся в широком распространении таких негативных явлений как замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными (коммерциализация образования) и использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений в целях повышения личных доходов различных категорий работников образовательных учреждений (спонтанная приватизация); здесь нужно отметить, что оба этих явления имели место и в дореформенный период, однако именно реформа, с ее процессами приватизации в реальном секторе, резким снижением уровня контроля государства за соблюдением прав собственности существенно усилили глубину и расширили масштабы их проявления;

организационно-управленческие, связанные с ростом несоответствия между продекларированной самостоятельностью и автономностью учебных заведений и стремлением многоуровневой управленческой надстройки сохранить "управляемость" системы образования. При этом управляемость - так, как ее понимают чиновники сводится к обеспечению быстрой и беспрекословной реакции учреждений образования на распоряжения вышестоящих органов управления. Средством достижения такой "управляемости", как правило, служит усиление зависимости между уровнем финансирования учебного заведения и его "послушностью". Условием же этого выступает низкий уровень прозрачности механизмов распределения и продвижения бюджетных средств. Такие проблемы возникают не только между образовательным учреждением и местными органами управления, но и между последними и региональными органами управления, а также между регионами и федеральным центром. Другими словами, суть организационно-управленческих проблем образования - отсутствие четкости в распределении функций, задач и полномочий (возможностей) их решения между различными в сфере образования;

социальные проблемы, состоящие в возрастании дифференциации возможностей различных слоев населения получить качественное образование вследствие его коммерциализации (снижение доступности качественного образования), снижении качества образовательных услуг и ограниченных возможностях потребителей влиять на него, используя легальные механизмы, низкой социальной защищенностью учащихся и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений (уровень стипендиального обеспечения не соизмерим с прожиточным минимумом), а также в росте социальной напряженности в педагогических коллективах из-за регулярных задержек с выплатой и индексацией заработной платы работникам образовательной сферы, выразившемся в беспрецедентном размахе забастовочного движения в 1995-1998 гг.

Наиболее значимой финансовой проблемой для развития системы образования в России до сих пор остается резкое сокращение ее бюджетного финансирования, особенно, когда речь идет о сфере профессионального образования. В целом динамика бюджетных расходов (из бюджетов разных уровней) в 1991-1998 годы характеризовалась данными, приведенными в * По данным Госкомстата об исполнении консолидированного бюджета

Доля бюджетных расходов в ВВП на общее образование, как следует из приведенных данных, в 1992-1994 г. г. растет, затем в 1995 г. заметно падает и в целом стабилизируется. Правда, существенное падение самого ВВП привело к достаточно ощутимому сокращению объема бюджетных средств на общее образование. Следствием этого явилось расширение внебюджетных источников финансирования сферы образования, включая неформальные платежи населения за получение образовательных услуг. В профессиональном образовании сокращение расходов было более драматичным: за период 1992-1998 г.г. их доля в ВВП упала почти в 3 раза. Вместе с тем и возможностей для легальной компенсации такого снижения финансирования здесь были значительно больше.

Сокращение удельных расходов в системе образования в силу ухудшения ее бюджетного финансирования и падения ВВП по сравнению с концом 80-х годов было следующим: удельные расходы на 1 учащегося общеобразовательной школы снизились в среднем на 38 процентов, аналогичные расходы на 1 учащегося ПТУ сократились, по различным оценкам, на 65-75%, а на 1 студента вуза - на 70 процентов.

Помимо собственно сокращения поступающего в систему образования объема бюджетных ресурсов, представление об ухудшение ситуации во многом связано с ее регулярным недофинансированием, т е. с не полным получением образовательными организациями обещанных средств. Исполнение бюджета, как правило, составляло в рассматриваемый период 75-80% от запланированных объемов финансирования.

Наряду с недофинансированием, с августа 1995 г. в системе, как общего, так и профессионального образования возникает хроническая задолженность по оплате коммунальных услуг. В том же 1995 г. появляются и долги по заработной плате работникам образования. К концу 1998 г. ситуация с выплатой заработной платы становится причиной резкого роста социальной напряженности в образовательной сфере в силу драматичного нарастания невыплат.

Наличие указанных "двусторонних" долгов - с одной стороны, задолженности бюджета системе образования пол заработной плате, а с другой, - ее все возрастающей задолженности по пресловутой "коммуналке", не позволяют наладить в образовательной сфере нормальный экономический механизм, поскольку значительная часть реально поступающих в нее средств неизбежно уходит в "тень", чтобы не быть "описанной" за долги и, пусть нелегально, быть потраченной на заработную плату. Вместе с тем, наличие "тени" приводит к расширению зоны неформальных отношений, порождает коррупцию и взятки, неэффективное использование ресурсов, в том числе и кадровых.

Очевидно, что в рамках только системы образования эту проблему решить нельзя; должны быть выработаны общие подходы для всей социальной сферы. Вместе с тем уже ясно, что ни региональные и местные бюджеты, ни федеральный бюджет через трансферты или субвенции решить эту проблему не в состоянии, поскольку в 1998 г. весь ФФФПСФ не превышал 39,2 млрд. руб., а задолженность только системы общего образования приближалась к 30 млрд. руб.

Характеризуя эту ситуацию в целом, можно сказать, что в стране резко ухудшилось государственное финансирование всего образования, разворачивается процесс морального и физического старения его материально-технической базы, снижается заработная плата и социальная защищенность работников.

образование финансирование школа

1. Спортивная школа представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализации дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию в интересах личности, общества, государства.

2. Финансовые проблемы образования, заключающиеся прежде всего в хроническом недофинансировании всей сферы образования со стороны государства, сочетающееся с неэффективных использованием бюджетных ресурсов; это обусловливает медленное обновление основных фондов учебных учреждений и их оборудования, низкую заработную плату работников образования и хронические ее невыплаты (особенно в период 1995-1997 гг.) и, соответственно, нехватку кадров, утечку из системы педагогических работников, низкую привлекательность труда в учебных заведениях и т.п.;

Экономические, заключающиеся в широком распространении таких негативных явлений как замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными (коммерциализация образования) и использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений в целях повышения личных доходов различных категорий работников образовательных учреждений (спонтанная приватизация); здесь нужно отметить, что оба этих явления имели место и в дореформенный период, однако именно реформа, с ее процессами приватизации в реальном секторе, резким снижением уровня контроля государства за соблюдением прав собственности существенно усилили глубину и расширили масштабы их проявления;

Организационно-управленческие, связанные с ростом несоответствия между продекларированной самостоятельностью и автономностью учебных заведений и стремлением многоуровневой управленческой надстройки сохранить "управляемость" системы образования. При этом управляемость - так, как ее понимают чиновники сводится к обеспечению быстрой и беспрекословной реакции учреждений образования на распоряжения вышестоящих органов управления. Средством достижения такой "управляемости", как правило, служит усиление зависимости между уровнем финансирования учебного заведения и его "послушностью". Условием же этого выступает низкий уровень прозрачности механизмов распределения и продвижения бюджетных средств. Такие проблемы возникают не только между образовательным учреждением и местными органами управления, но и между последними и региональными органами управления, а также между регионами и федеральным центром. Другими словами, суть организационно-управленческих проблем образования - отсутствие четкости в распределении функций, задач и полномочий (возможностей) их решения между различными в сфере образования;

Социальные проблемы, состоящие в возрастании дифференциации возможностей различных слоев населения получить качественное образование вследствие его коммерциализации (снижение доступности качественного образования), снижении качества образовательных услуг и ограниченных возможностях потребителей влиять на него, используя легальные механизмы, низкой социальной защищенностью учащихся и студентов средних и высших профессиональных учебных заведений (уровень стипендиального обеспечения не соизмерим с прожиточным минимумом), а также в росте социальной напряженности в педагогических коллективах из-за регулярных задержек с выплатой и индексацией заработной платы работникам образовательной сферы, выразившемся в беспрецедентном размахе забастовочного движения в 1995-1998 гг.

Список используемой литературы

Агеевцева В.У. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие-- СПб., 2000.

Орлова. Р.М. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие-- СПб., 1995.

Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации. -- М. 1998

Попов А. Н. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие. -- Челябинск, 1999.

Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие / Под ред В.В.Кузина. -- М., 2001.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Современные пути решения проблем физкультурного образования в детской спортивной школе.

Современные проблемы являются следующие аспекты:

Спортивные школы ежегодно проводят спортивно-массовые мероприятия, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса дополнительного образования, первенства, спартакиады учащихся и.т.д. В нашей спортивной школе, как и в других существует проблема финансирования выездных соревнований. Недостаток спортивных объектов. Недостаток финансирования спортивной школы влечет за собой невозможность реализации в полной мере календаря спортивно-массовых мероприятий, выезда на соревнования. Все более очевидной становится проблема сохранения и развития учебно-материальной базы спортивной школы. Вместе с тем, повышение требований к качеству дополнительного образования, в первую очередь, физического воспитания.

В деятельности спортивной школы существует ряд проблем, от решения которых напрямую зависит здоровье подрастающего поколения.

У нас, как и в других регионах, обострилась проблема сохранения здоровья населения, в первую очередь молодого поколения, увеличилось количество детей, употребляющих наркотики, алкоголь, пристрастившихся к курению и зависимость от гаджитов. Все это влечет за собой последующее снижение уровня физического и интеллектуального развития, что в дальнейшем неминуемо отрицательно скажется на качестве трудовых ресурсов, подготовке к службе в армии и.т.д. Но решение главных проблем спортивной школы – стимулирование профессионального роста педагогического коллектива, увеличение числа занимающихся в школе, достижения спортивных результатов - напрямую связано с государственной поддержкой. С целью решения важнейших организационных проблем детско-юношеского спорта необходимо не только принять действенные меры по сохранению и развитию ДЮСШ, но и решить вопрос о финансировании.

Во-вторых , кадровое обеспечение. И на современном этапе это тем более актуально, так как во главу угла ставятся оздоровительный и воспитательный моменты в учебно-тренировочном процессе школы. Почему проблема стоит сегодня так остро?

1. Престижность профессии не достаточно высока в современных условиях, не достаточно оплачиваем и труд тренеров-преподавателей.

2. Учебно-тренировочный процесс и спортивно-массовая работа должны сопровождаться медицинским контролем и обеспечением.

Тренеру-преподавателю одновременно приходится быть педагогом, психологом, медиком и методистом. Для решения этих проблем:

– в велась профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;

– привлекать высококвалифицированные кадры, ориентированные на оказание профессиональных физкультурно-оздоровительных услуг подрастающему поколению;

– для повышения престижности разработать систему стимулирования тренеров-преподавателей, включающая в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например, за высокий уровень подготовки воспитанников - призёров соревнований, за творчество, за сохранность контингента занимающихся;

– оказывать помощь тренерам-преподавателям в прохождении аттестации, включающую в себя как работу по подготовке материалов, открытых занятий, участие в различных конкурсах.

– для решения проблемы формирования привлекательности здорового образа жизни у детей и подростков необходима целенаправленная деятельность всех средств массовой информации по созданию позитивного образа молодого человека, занимающегося физической культурой и спортом, а так же действенная социальная реклама всех информационных служб.

К важнейшим проблемам, на решение которых так же сконцентрирована деятельность спортивных школ, относятся:

– повышение качества учебно-тренировочного процесса; расширение вне учебных форм занятий физической культурой и спортом;

– увеличение числа физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований; развитие физкультуры и спорта среди детей.

Вывод: правильное видение и понимание проблем учреждения, пути их решения, профессиональный и квалификационный уровень тренеров-преподавателей школы, безусловно, является фактором, способствующим улучшению характеристики учреждения, при условии роста уровня молодых педагогов.

Целенаправленная социально-ориентированная физкультурно-спортивная работа среди учащихся в конечном итоге позволит снизить уровень вовлечения в преступную и другую асоциальную деятельность. Увеличение числа детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, позволит многократно сэкономить средства, затрачиваемые на лечение различных заболеваний среди данной категории населения и на процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и преступников. Осуществление мероприятий, предусмотренных деятельностью спортивных школ, позволит улучшить физкультурно-спортивную работу , а так же даст реальный шанс изменить состояние здоровья детей и подростков, повысить уровень их физической подготовленности, что, в конечном итоге, повлияет на экономическое и нравственное оздоровление общества.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю свою школу, свой город, свою страну. А ещё я очень люблю спорт. В этой области меня интересует буквально всё.

В настоящее время в РФ социальная политика является приоритетным направлением курса развития страны, и развитие детского и юношеского спорта - одно из таких направлений. Это связано одновременно с несколькими причинами: во-первых, со слабым здоровьем современных российских школьников, во-вторых, с необходимостью воспитывать среди нынешних детей будущих олимпийских чемпионов, а в-третьих, с потребностью современного общества в организациях, занимающихся досугом школьников в целом.

Мы - подрастающее поколение, за ними будущее страны, а для полноценного и гармоничного развития личности важно совмещать развитый интеллект и красивое сильное тело. Занимаясь спортом, можно стать не только сильным и выносливым, но развить в себе нужные и важные качества характера: развить силу воли, целеустремленность, лидерские качества, стремление побеждать и умение соперничать, сохраняя дружбу.

Я люблю заниматься спортом, но очень часто я встречаю ребят, которые с неохотой выходят на спортивную площадку, а с большим удовольствием проводят время перед телевизором или компьютером. Им больше нравится проводить время в соцсетях . Но ведь виртуальный мир это лишь подобие настоящей жизни. Если я выиграю и убью всех чудовищ в компьютерной игре, это не сделает меня победителем в жизни. А я смотрю на жизнь реально и практично. Поэтому я выбираю спорт!

Актуальность: В здоровом теле – здоровый дух. Занятия спортом благотворно влияют на физическое и интеллектуальное развитие школьника. В связи с этим существует потребность общества в большем количестве детских спортивных организаций и секций.

Аргументы актуальности:

При желании детей и родителей каждый школьник может посещать спортивные секции даже бесплатно, во многих дворах обустроены общедоступные спортплощадки.

И тем не менее большая часть современных школьников имеют слабое здоровье и плохую физическую подготовку.

Наша страна нуждается в олимпийских чемпионах, спортсменах, которые прославят нашу страну.

- актуально лично: спорт - это моё увлечение. Занятия спортом позволяют хорошо выглядеть, быть бодрым и активным, укрепляют здоровье.

У меня возникли следующие вопросы: что нужно сделать, чтобы мои одноклассники любили спорт так же, как я? Какие проблемы детского спорта существуют на данный момент в нашей стране?

Гипотеза: детский спорт в нашей стране развит плохо.

Цель исследования: обозначить проблемы развития детского спорта и найти пути их решения.

Задачи:

-ознакомиться с ситуацией по детскому спорту на лицейском, городском и региональном уровнях

-выявить проблемы развития детского спорта

-обозначить возможные пути их решения

-на собственном примере доказать важность занятий спортом для современного школьника

-приобщить одноклассников и друзей к здоровому спортивному образу жизни

Объект моего исследования –занятия спортом в моём окружении ( в моей семье и среди друзей и одноклассников).

Предмет исследования – детский спорт в РФ.

Методы:

Прикладная ценность и значимость полученных результатов заключается в том, что, несмотря на то, что в области детского спорта решается большое количество проблем, все же занятия спортом не являются популярными и модными, как несколько десятилетий назад. Выявив проблемы, можно найти пути их решения и популяризировать спорт среди детей и подростков.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Современные проблемы детского спорта

Обратившись к интернет источникам, я изучил исследования фонда "Общественное мнение" 1 .

В числе любимых предметов ребенка его родственники чаще всего называли математику (27%). На втором месте по частоте упоминаний - физкультура (17%). Литература, история и иностранный язык в качестве любимых предметов упоминались примерно с одинаковой частотой (12-13%). Среди нелюбимых предметов лидирует всё та же математика (17%), а также русский язык (17%). О нерасположенности своего ребенка к иностранному языку сказали 7% респондентов, а у 4% опрошенных дети не любят уроки физкультуры.

По утверждению половины опрошенных (48%), в школе, где учится их ребенок, существуют факультативы, дополнительные занятия по учебным предметам. Как правило, респонденты говорили, что их ребенок посещает такие занятия (35%). Среди мотивов посещения факультативных занятий главный - это интерес ребенка (21%). О необходимости посещения таких занятий для подготовки к вузу сказали 9% респондентов, о том, что этого требуют родители или учителя - 4% и 5% соответственно, о том, что ребенок посещает факультатив за компанию с друзьями, - 2%.

Однако здесь я хочу заметить, что опрос проводились среди взрослого населения нашей страны. Конечно, многие родители знают, что именно любят их дети. Многие, но не все.

Можно долго спорить о том, действительно ли детский спорт в России сейчас развит плохо или нет, но существуют конкретные показатели, которые могут объективно описать ситуацию. Применительно к детскому спорту, такие показатели могут быть нескольких видов. Во-первых, показатели здоровья современных детей (довольно печальную статистику по этому поводу представил Научный центр здоровья детей РФ: за последние 10-15 лет российские девочки стали ниже на 1,67 см, а мальчики - на 1,9 см, это говорит о неблагоприятной ситуации с физическим развитием детей). Во-вторых, социальные показатели (Здесь для примера я приведу статистику посещаемости спортивных секций: в среднем по России число детей, регулярно занимающихся спортом не превышает 18 %, а ещё в 80-х годах прошлого века это число доходило до 50 %).

Многие специалисты говорят о том, что недостаточное финансирование - основной фактор, препятствующий развитию детского спорта, но не единственный.

2.2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из указанного выше следует, что в последнее время в вопросе развития детского спорта в РФ имеются положительная тенденция, государство принимает результативные меры по решению проблемы (строятся спортивные площадки, развивается инфраструктура), однако ощущается некоторая нехватка спортивных объектов относительно футбола. Это наглядно видно на примере Одинцовской ДЮСШ по футболу, у которой есть определенные сложности по нехватке своего помещения для проведения тренировок, а ведь в этом году у нас пройдет Чемпионат Мира по футболу.

В ходе исследования я пришел к выводу, что если в целом ситуация по детскому спорту имеет положительную динамику, есть области, которые требуют дополнительного внимания. Это российский футбол. Нужно растить своих футбольных лидеров, а не приобретать игроков у заграничных клубов.

Многие мальчики, как и я сам, любим футбол и будем рады заниматься им профессионально.

Спорт развивает тело, делает человека активным и выносливым, приобщает к здоровому соперничеству, выработке силы воли и развитию лидерских качеств.

Первые шаги уже предпринял. В классе регулярно обсуждаем спортивную жизнь страны. Я стал спортивным обозревателем, дискуссии среди одноклассников порой разгораются очень жаркие. Готовим классный час (проведем его в марте) о привычках здоровых и вредных.

Наши ребята молодцы. В спортивных секциях занимаются 65% класса также имеют дома или во дворе турники и спортивный инвентарь 45%.

Взял интервью у учителя физкультуры. Оказалось, наш лицей обеспечен необходимым инвентарем и помещениями. Здесь я спокоен.

Данное исследование показало несостоятельность моей гипотезы.

Проблемам детского спорта уделяется большое внимание в нашей стране. Любой желающий может заниматься выбранным видом спорта. Но необходимо сформировать правильное отношение к спорту, больше уделять внимания агитации здорового образа жизни в каждой семье и пропагандировать спорт во благо человека и страны в целом. Все эти проблемы неразрешимыми не являются и с учетом ориентированности государства на развитие спорта в стране, я надеюсь, что в будущем все будет только улучшаться и проблемы сведутся к минимуму.

Андрей Шитихин

История о том, как сломать бюрократическую машину и найти деньги для секции лыжных гонок обычной спортивной школы из российской глубинки.

Текущее состояние – разруха

Началось всё с того, что мои дети записались в лыжную секцию детско-юношеской спортивной школы Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. До этого я не был погружён в проблемы детского спорта в российской глубинке.

В секции около 100 детей – бывает больше или меньше. На них по документам – 50 пар лыж, чуть меньше ботинок. Естественно, что они в предельно изношенном состоянии.

Сначала в секцию пошли две дочки, потом старший сын. Вскоре втянулись. Очень понравились тренеры, отношение которых к детям сложно передать словами. Это отношение нужно почувствовать.

Но на каком инвентаре они работали и где тренировались! Естественно, меня, как родителя, заинтересовало, как идёт финансирование, как закупаются лыжи, палки, ботинки. Оказалось, никак. Последний раз секция получала инвентарь 12 или более лет назад, точную дату так никто и не смог вспомнить. В секции около 100 детей – бывает больше или меньше, ведь даже по ходу учебного года это число меняется.

И на них по документам – 50 пар лыж, чуть меньше ботинок. Естественно, что они в предельно изношенном состоянии. Палки в основном старые. Есть в секции и купленные бог знает сколько лет назад лыжероллеры, которые используются для летних тренировок. Но их совсем мало, не хватает даже на учебно-тренировочную группу, не говоря о группах начальных годов подготовки. В стартовом домике на месте тренировок нет туалета – летом и осенью это не заметно, поскольку тренировки идут в лесу, но зимой и весной это становится большой проблемой.


Уровень работы чиновников – ниже плинтуса

Тренеры опасаются лишний раз задавать руководству школы вопросы о том, возможно ли получить хоть небольшую помощь на транспортные расходы. Рузаевка – город дотационный. Бюджет муниципального образования стал совсем скудным, когда были разрушены несколько градообразующих предприятий, а на тех, что остались, случились масштабные сокращения.

За свою работу все держатся, несмотря на маленькие зарплаты. Просто уходить некуда. Если только уезжать в другой регион. ДЮСШ в Рузаевке относится не к минспорту, а к министерству образования, так как является учреждением дополнительного образования. Платных услуг не оказывает – запрещено уставом школы. Учредитель – администрация муниципального района. Последнее поступление от неё – 50 тыс. рублей в качестве гранта главы администрации. На эти деньги для секции были приобретены три комбинезона и две пары ботинок.

Весь бюджет школы, который обеспечивает учредитель, уходит на зарплату тренеров, коммунальные услуги и текущий ремонт помещения ДЮСШ. Но даже в этих условиях прежнее руководство школы находило возможность приобретать одну-две пары лыж, которые были предназначены только для выступления на соревнованиях республиканского уровня. И это не профессиональные лыжи, а любительские.

Нынешнее руководство вообще ничего для секции не делает.

Из трёх депутатов-спортсменов прошлого состава Госдумы ответ пришёл только от Светланы Журовой, которая к Мордовии отношения не имеет. Она растормошила сонное царство.

Директор не смогла даже ответить на вопрос, к кому конкретно учреждение обращалось за помощью, объяснив это тем, что недавно заняла эту должность. До этого она руководила Рузаевским интернатом для детей-сирот, который был закрыт и в котором обнаружились многочисленные финансовые нарушения.

Стучаться во все двери

В общем, я решил попытаться изменить эту ситуацию. И не ради своих детей – пойдя в эту секцию, они просто помогли мне узнать о проблемах детского спорта в таких вот глубинках. Тем более что основной контингент секции – дети из неполных и малообеспеченных семей, некоторых воспитывают бабушки и дедушки, оформленные опекунами.

Первым делом я обратился к спортсменам сборной России по лыжным гонкам и биатлону, которые по параллельному зачёту выступают за Мордовию. Призёрам Олимпийских игр, чемпионатов мира, победителям этапов Кубков мира. Людям не бедным, экипировка которым выделяется. Но в ответ на простой вопрос о лишней паре отработавших своё лыж следовала тишина.


Чиновники минспорта Мордовии (странно, что не минобразования), администрации района и руководство школы дружно написали мне, что работа по оказанию помощи ведётся и даже приложили целый план действий. Конечно, ничего выполнено не было. Даже обещание регулярно выделять транспорт для доставки детей на тренировки на лыжно-биатлонный центр в Саранске оказалось пустым звуком, хотя ехать всего 20 км.

Люди с большим сердцем

Всё лето я сам обеспечивал детям тренировки. Загружал старенький инвентарь в машину и вёз до пустынного места с асфальтированной дорогой – не до Саранска, так как в одной машине все бы не уместились – за 5 км от лыжной базы. Ребятишки добирались своим ходом.

В предыдущие годы ребята выходили на ближайшую улицу, где поменьше транспорта, и потихоньку катались.

Читайте также: