Проблемы в школе 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологические новообразования 9-классников

Ведущая потребность девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности в самопознании и самоопределении.

Интенсивное развитие внутренней жизни подростка : на смену приятельства приходит дружба, делаются попытки вести интимные дневники, начинаются первые влюблённости.

Поведение носит протестующий характер по отношению к взрослым , демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов. Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний .

противоречивость коммуникативного поведения : с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой

Значимой деятельностью может оказаться та, которая имеет отношение к их профориентации

Значимой деятельностью становится вполне конкретные практические занятия, меняющие статус увлечения на более серьезный: автомеханика, компьютерная графика, различные виды домоводства и т.д., а также коллективная творческая деятельность: совместные поездки, походы

Психологические новообразования 10-11-классников

Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения .

общее эмоциональное состояние становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

Открытие своего внутреннего мира . Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, формируется представление о собственной уникальности.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение , как профессиональное, так и личностное.

Учебная деятельность становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек и приобретает черты избирательности, осознанности.

Особенности преодоления учителем сложных проявлений

у старшеклассников

Психологические особенности

Положительные проявления

Отрицательные проявления

Воспитательное воздействие

Чувство взрослости

Стремление делать что-то полезное, социально значимое

Копируются чисто внешние проявления взрослости (курение, употребление алкоголя)

Поощрять общественно одобряемое проявление взрослости.

Потребительское отношение к взрослым

Желание проверить равенство прав со взрослыми

Расширение своих прав и сужение своих обязанностей

Не снижать требований, объяснять их разумность. Помогать ребенку выполнять эти требования

( ребенок должен чувствовать безопасность)

Недостаточный опыт общения

Агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение, а так же незнанием конструктивных способов решения конфликтных ситуаций

Совместный анализ поступков ребенка.

Реакция группирования

Ребенок полностью растворяется в группе, без нее как бы не существует.

Влияние группы тем больше, чем неблагополучнее его отношения с родителями

Налаживание взаимоотношений в семье.

Расширить мир увлечений подростка

Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а так же на познание себя и других в процессе общения

Низкая или неоправданно высокая самооценка.

Оценочные суждения со стороны взрослых должны быть направлены не на личность в целом, а на конкретный поступок.

Обстоятельный разбор причин побед и неудач.

Рекомендации классному руководителю:

1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от взрослых, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия.

Если у вас не получается принять ученика таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

3.Не предъявляйте к ученику завышенных требований. Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с их неудачами.

4.Не торопитесь искать виноватых . Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.

5.Не афишируйте свою беспомощность . Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.

6.Не торопитесь наказывать ученика , иначе правда для него теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами . С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своих учеников .

9.Старайтесь говорить правду, подростки очень чутко распознают ложь. Старайтесь вести себя так, чтобы ученики не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.

10.Чтобы максимально избежать конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения :

11 класс – непростое время в жизни современного молодого человека.

Основная цель школы, выпускающей тех самых ребят – провести все уроки в соответствии с планом и выдать детям аттестаты.

Дети в 11 классе оказываются перед непростым выбором: с одной стороны они должны посещать все уроки и осваивать учебную программу в полном объеме, включая уроки технологии, физкультуры и МХК.

С другой стороны, освоение этой самой учебной программы в полном объеме, как того хочет школа и государство, ни на шаг не приближает молодого человека к заветной цели – поступлению в ВУЗ. Поскольку уже на самых высоких уровнях решено, что школа готовить к ЕГЭ в отдельном порядке не должна. Ребенок просто должен осваивать успешно учебную программу и с эти багажом знаний сдать ЕГЭ.

Но на уровнях пониже, все давно знают, что между школьной программой и вопросами на ЕГЭ общего почти ничего нет. Кроме того, шансов сдать ЕГЭ без помощи репетиторов и курсов у среднестатистического ребенка нет.

Есть, конечно, уникальные дети. Каждый год после сдачи ЕГЭ мы может прочитать про 10-15 ребят, набравших 100 баллов по каждому сдаваемому предмету. Но таких ребят не так много.

Обычным детям необходима дополнительная подготовка по каждому выбранному предмету. Так как нужно выбрать минимум три предмета для сдачи экзаменов, то путем элементарных расчетов можно вычислить, что у школьника дополнительная подготовка идет ЕЖЕДНЕВНО! То есть каждый день после школы дети идут к репетиторам и на курсы. Но просто занятий у репетитора недостаточно. Ежедневно дома по 2-3 часа (а кто-то и больше) дети занимаются самостоятельно. Самый загруженный день у всех – суббота.

Но наша любимая школа решила все по - своему. В субботу у детей в расписании 7 иногда 8 уроков. Причем собраны все второстепенные уроки речь и культура общения, МХК, физкультура. И вишенкой на торте – классный час!

Дети стали уходить с последних уроков. Что, естественно, не устраивает администрацию школы и педагогов. Начались конфликты. Родители пишут заявления с требованием освободить детей от части уроков, школа сопротивляется. У нее план. Дети все равно уходят с уроков. У них оплачены репетиторы и переносить занятия некуда. К хорошему репетитору запись на год вперед. Школа начала требовать с детей письменные объяснительные и пугать неаттестацией.

А еще только первая четверть закончилась! Боюсь представить, что будет во втором полугодии, когда подготовка к ЕГЭ будет главным занятием школьников.

Я, как мать, очень переживаю. Хочется, чтоб у сына был хороший аттестат. Но если он получит хороший аттестат, как того хочет школа, но не сдаст ЕГЭ?

Голова кругом. Хочется помочь ребенку, а вместо этого он получает от меня бесконечные нотации. Родителей накручивают учителя своими звонками и жалобами. Мы, родители, накручиваем детей и огрызаемся на учителей.

И только бедные дети, заткнув уши наушниками, чтоб уже не слышать воплей завучей и родителей, идут к своей цели – поступлению в ВУЗ.

Они все мечтают поскорее закончить школу, только используют другой глагол, когда говорят об этом. Они мечтают СВАЛИТЬ из школы. И, по-моему, школа, это очень тревожный звоночек для тебя.

Просмотры

Когда я только перешла в 10 класс, написала пост в Instagram о том, как нам, старшеклассникам, сладко живётся. На тот момент я рассуждала наивно, потому что только начинала путь к ЕГЭ. Сейчас на своё своеобразное творение я смотрю с усмешкой, потому что 11 класс оказался трудным для меня. Я опросила 60 старшеклассников в возрасте от 17-18, чтобы рассказать школьникам помладше, к чему им готовиться.

Возникшие трудности

— 68% опрошенных старшеклассников страдают от недосыпа. Ранний подъем, шесть-семь уроков в школе, занятия с репетитором, у кого-то даже с несколькими. Под конец вечера приходят выпускники домой, а их куча домашней работы ждёт — так и сидят до поздней ночи за учебниками. Сложно в таком режиме работать, а многие так живут без выходных, не щадя себя и свои нервы.

— 50% выпускников жалуются на то, что успевают далеко не все. Подготовка к ЕГЭ занимает много времени, но есть и школьные предметы, оценки за которые пойдут в аттестат. Если вы планируете по окончании 11 класса получить золотую медаль, вам стоит приложить титанические усилия, чтобы успевать выполнять всё идеально.


— У 33% школьников возникают трудности из-за огромного потока информации, с которым не все справляются. Чтобы поступить в вуз, выпускники сдают от двух до пяти предметов на ЕГЭ. Каждый из экзаменов включает в себя около 20-27 заданий. Для их успешного выполнения необходимо поработать с большим количеством информации, чтобы всё запомнить и затем применить на практике.

Ребятам в старшей школе не так уж просто учиться. Помимо большого количества домашней работы у многих есть репетиторы. Кто-то ещё успевает заниматься хобби, например ходить на танцы, вокал или в спортзал, но увы, таких людей мало. Часто из-за недостатка сна у выпускников начинаются проблемы со здоровьем, например, головные боли, рассеянность внимания или апатия.


Страхи в выпускном классе

Кто-то боится, что сдаст ЕГЭ на низкие баллы и никуда не поступит. Некоторые переживают, что не смогут переехать в большой город и начать работать там. А есть и те, кто не хочет разочаровать родных, которые ждут больших достижений.

— Единственный страх это то, что впереди меня ждёт что-то новое. Я понимаю, что школа заканчивается и начинается другая жизнь. Одновременно весело и тревожно.

— Боюсь не поступить, не оправдать ожидания родителей/друзей/учителей. Я не знаю, как двигаться дальше, если не сдам ЕГЭ на нужные высокие баллы.

— В середине года у меня появился страх, что я выбрал неверную профессию.

Жизнь выпускника похожа на колесо Фортуны — никто точно не знает, каким будет результат на ЕГЭ и вступительном испытании. Но ясно точно, что в такой трудный момент ни в коем случае не стоит опускать руки и раньше времени разочаровываться в себе.

Подготовка к ЕГЭ, сумасшедшая занятость, напряжение – учеба в выпускном классе – не сахар.

Виктор, студент 1 курса МГТУ им. Баумана

В 11 классе мне категорически не хватало свободного времени. Но когда я поступил в вуз, понял, что тогда его было предостаточно. Естественно, как и любого человека, иногда меня настигала лень и пропадало желание делать что-либо. В такие моменты я позволял себе небольшой отдых, после чего с двойной силой начинал готовиться.

Мне повезло, эмоциональное выгорание обошло меня стороной, но были случаи, когда мозг говорил: “Все, я больше не могу”. В такие моменты стоит отвлечься : позаниматься спортом или сходить погулять. Главное - не забывать о развитии и не пускать всё на самотёк.

Безусловно, 11 класс - время сильных стрессов. В основном, самые большие страхи сопровождали меня вначале 11 класса и за неделю до ЕГЭ. В какой-то момент я понял, что нет никакого смысла бояться, ведь это только мешает мне развиваться. Но мандраж перед экзаменами никто не отменял. Я думаю, он был и будет у каждого, и, к сожалению, от него никуда не деться.

Сейчас я студент МГТУ им. Баумана, но для такого результата я упорно и регулярно занимался. Во время подготовки важно понимать, нужно ли тебе это самому. Никакие слова родителей и учителей не смогут повлиять на твое желание. Временами было сложно, но при осмыслении того, зачем нужны эти трудности, появляется дополнительный стимул работать над собой.

Алина, студентка 1 курса МГУ

С одной стороны, было непросто готовиться сразу к четырем предметам, но с другой, мне было не так сложно, как могло бы казаться. Я каждый день что-то повторяла, учила, но это никогда не казалось мне каторгой или обязаловкой. Я училась, потому что мне нравилось, а не потому. что так хотела мама или мои учителя. Наверное, поэтому я не испытывала трудностей с учебой, ведь я делала это с удовольствием.

Несмотря на то, что учеба не доставляла мне сильного дискомфорта, я столкнулась и с таким явлением, как прокрастинация. Я откладывала уроки на последний момент, что потом выливалось в долги и недосып. Это было моей самой главной проблемой, потому что с этим, действительно, трудно бороться. Иногда очень хочется посмотреть фильм, полистать ленту в социальных сетях вместо учебы, что как раз и мешало готовиться к экзаменам.

В данной ситуации мне всегда помогали мои близкие, которые заставляли меня отвлечься, пойти в кино с друзьями, развлечься, также мне помогал отдых от учебы. Я читала книги, смотрела фильмы или же вообще ничего не делала. После такого полноценного отдыха через пару дней у меня снова возникало желание учиться.

Я хотела бы посоветовать всем выпускникам не откладывать все на последний момент и делать вовремя, чтобы потом не возникало проблем. Сейчас я учусь в университете и поэтому могу точно сказать, что только благодаря правильному планированию вы сможете совмещать и учебу, и отдых.

Одиннадцатый класс – это последний год в школе, считайте, последний год детства! Поэтому нужно как можно больше времени проводить со своими одноклассниками и друзьями, но не во вред учебе. Этот последний год нужно провести так, чтобы это запомнилось на всю жизнь. Ведь отдых и воспоминания важны так же, как и учеба.

Поговорили со студентами-первокурсниками, которые по прошествии времени поняли, что делали не так в выпускном классе

Поговорили со студентами-первокурсниками, которые по прошествии времени поняли, что делали не так в выпускном классе Фото: Алексей БУЛАТОВ

Дмитрий, студент 1 курса МГУ

В выпускном классе мне не хватало усидчивости, я просто был ленив. Это иногда сильно мешало мне идти к своей цели. Ближе к середине учебного года у меня началась апатия, и появилось нежелание что-либо делать. Были даже такие мысли: “Я не хочу готовиться, я устал, пусть уже все будет так, как есть”. Но буквально через пару недель это прошло. Думаю, у многих ребят наступает подобный период в определенный момент, когда появляется желание всё бросить и остановиться на половине пути. Но мои результаты стали ухудшаться, и я снова начал работать.

Если бы у меня была возможность вернуться в прошлое, я бы изменил свое отношение к учебе. Ведь времени было достаточно, чтобы готовиться постепенно. Поэтому будущим выпускникам я бы посоветовал учиться и не упускать время. ЕГЭ - это период, который нужно просто пройти, перешагнуть, получить свои баллы и поступить в вуз. В будущей жизни, в том числе и в университете, эти баллы обнуляются и больше вам не пригодятся. Поэтому сдача экзаменов - это всего лишь маленькая цель на пути к большой!

Анна, студентка 1 курса НИУ ВШЭ

Первое время психологически было сложно свыкнуться с мыслью, что ЕГЭ отчасти определяет твоё будущее. И я понимала, что все усилия, приложенные к подготовке сейчас, окупятся в будущем при сдаче экзамена. Поэтому в начале учебного года я наладила тайм-менеджмент и старалась распределять нагрузку равномерно. Это очень помогало мне не выгорать во время учебы.

Моим самым большим страхом в 11 классе был страх не оправдать свои же собственные ожидания, т.е. не поступить в вуз моей мечты. Мне было страшно просто не сдать ЕГЭ. Я думала: “А вдруг я просто возьму и не смогу перейти порог?” Тогда эта мысль не давала мне покоя, но, как ни странно, именно она и была одним из моих двигателей.

Ещё мне очень помогал сон, им нельзя пренебрегать. А еще, для лучшего усвоения информации я повторяла материал периодами. То есть, в первый день я перечитывала информацию один раз, потом утром перечитывала ещё раз, затем через несколько дней опять, и уже потом я бегло ориентировалась в темах, которые так прорабатывала.

Выпускникам советую начинать готовиться как можно раньше, а также хорошо отдыхать. Я верю, что залог успеха - это не только продуктивная подготовка, но и отдых. Постарайтесь распределять своё время с умом! Это помогало мне не впадать в депрессию и не думать о том, что я делаю что-то не так. Настройте себя на хороший результат, пропишите ваши цели на листочке и поставьте перед собой, они будут вас мотивировать идти дальше и не сдаваться при первых трудностях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему российские школьники не справляются с "домашкой". Отвечают учителя

Просиживают над ней вдвое больше разрешенного времени, а в конце концов списывают или просят помощи у родителей (подробности)

КСТАТИ

С 14 по 24 ноября 2021 года пройдет международная просветительская акция Русского географического общества - Географический диктант. С 2015 года в нем приняли участие почти 1,8 млн. человек по всему миру. А в этом году диктант впервые напишут в Антарктиде.

Присоединиться и узнать подробности можно на сайте Географического диктанта.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: