Коррекционный уголок в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Чухина Марина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР г. Калининграда д⁄с № 87
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Коррекционный уголок группы как часть предметно – развивающей среды
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей

Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды

учитель – логопед МАДОУ ЦРР г. Калининграда д/с № 87

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает

окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях

дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или

самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания

детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и

подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-

развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия

ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех

детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети

реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой

специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его

оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой,

дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции

отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитывается:

В основу наполняемости ложится тематическое планирование по лексическим темам.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие

(коррекцию) речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую

базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном

уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится

материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое

оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его

саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к

безделию и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это

затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше

потребность в общении.

Весь материал в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен

соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников,

обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра

создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым,

предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным

для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексико-

грамматическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может

быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или

решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогают им в

этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий

игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися

Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была

комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому надо много внимания уделять

эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и

вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить

детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером

в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как

преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и

саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка является игрушка. Ведущей в

коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-

бо, марионетка). Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть

одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка),

задавать вопросы или отвечать на них, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей

живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный

язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной

гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук

(кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки. Молнии, ленточки, зажимы и т.п.). Ткань, из

которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия

материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая

гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или

лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в

определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

Примерный перечень учебно-игрового материала для речевого уголка:

Звуковые линейки № 1, 2, звуковые сигналы, полоски для составления схемы слова и

предложения, цветные фишки для звукового анализа слов.

Подбор пособий для развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов:

Набор игрушек для развития физиологического дыхания.

Пособие для развития мелкой моторики рук.

Предметные картинки (по формированию обобщающих понятий, по автоматизации и

дифференциации звуков), сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

1-я младшая группа

Картинки по лексическим темам.

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

Художественные произведения по программе и др.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Различные виды театров.

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями транспорта: (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.п., чистый, грязный, сладкий,

горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

2-я младшая группа

Картины по лексическим темам (альбомы).

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

Художественные произведения по программе и др.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

различные виды театров.

- с изображением характерных особенностей времен года;

- предметами домашнего обихода;

- с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов;

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

Средняя группа

Картинки по лексическим темам.

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

Художественные произведения по программе и др.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

Различные виды театров.

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями предметов;

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет и т.п.);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д.,

чистый, грязный, сладкий, горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит а

- с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов; одна кукла –

много кукол и т.п.);

- для согласования существительных с числительными (одна груша, две груши, пять груш и т.п.).

Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

Картинки по лексическим темам.

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Художественные произведения по программе и др.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,

сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,

панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,

звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

Зеркало или индивидуальные зеркала.

Подготовительная группа

Картинки по лексическим темам.

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

Художественные произведения по программе и др.

Словесные дидактические игры.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,

сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,

панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,

звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

Доказано, что на развитие дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В дошкольных учреждениях такой средой является групповая комната.

Особую значимость проблема организации предметно – развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет 5\6 всего времени пребывания детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальной работы или небольшими группами.

При подборе дидактического материала учитывались:

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а плодотворным.

Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Как показывает опыт, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. при случайном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Материал, содержащийся в логопедическом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. (приложение)

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.


Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в логопедической работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Как показывает опыт работы, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе.

Если захочет взрослый, то и захочет ребенок. В заключении хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Приложение

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ

Бассейн-как неотъемлемая часть предметно-развивающей среды в ДОУ В наше время резко увеличилось количество детей дошкольного возраста с ортопедической патологией, в частности с нарушением осанки и больных.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалке

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалке Мои дети подросли и мы переехали в новую группу. В группе нам все нравилось, а вот раздевалка нам показалась скучноватой. И на помощь нам.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Пополнение предметно-развивающей среды. Фотоотчёт

Пополнение предметно-развивающей среды. Фотоотчёт Детский сад, в котором я проработала почти тридцать лет, закрыт на капитальный ремонт. Временно мы работаем в других детских садах. Поэтому.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета логопедического уголка группы

МБДОУ детский сад №14

Согласно ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства группы, использование материалов, оборудования для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Принципы предметно-развивающей среды:

1. содержательно-насыщенной,

2. трансформируемой,

3. полифункциональной,

4. вариативной,

5. доступной,

6. безопасной.

Для детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи кабинет учителя-логопеда также является частью предметно-развивающей среды, так как дети посещают подгрупповые и индивидуальные занятия учителя- логопеда в логопедическом кабинете.

Основное назначение логопедического кабинета

Создание условий для выявления детей с нарушением речи, осуществления квалифицированной коррекции и профилактики речевого развития детей,

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

Информационно-просветительской, консультативной и методической помощи педагогам и родителям.

Центр коррекции речи

Направления коррекционной работы

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Развитие артикуляционных движений.

• Совершенствование фонематических процессов.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие связной речи

• Совершенствование просодической стороны речи.

В кабинете есть логопедическая шхуна. Она представляет собой встроенный компьютер в мебельную стенку со множеством полок и ящиков в форме корабля. Компьютер оснащен игровыми комплектами МЕРСИБО + и ЛОГОМЕР 2.

Эти игры охватывают все направления коррекционной работы

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Развитие артикуляционных движений.

• Совершенствование фонематических процессов.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Обогащение словарного запаса.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие связной речи

• Совершенствование просодической стороны речи.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Для решения такой важной задачи, в логопедическом кабинете создан центр коррекции звукопроизношения. Он оборудован: настенным зеркалом, рабочим столом, зондозаменителями, артикуляционными профилями, методическими пособиями, т.е всем тем, что необходимо для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Для развития звукопроизношения в кабинете имеются карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений.

Из этих картинок можно составить комплексы упражнений для постановки любой группы звуков (свистящих, шипящих или соноров) и придумывать к ним любую сказку. Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важен принцип наглядности, и глядя на это наборное полотно, дети быстро и с удовольствием разучивают

Особенный интерес у детей вызывают логопедические сказки, благодаря которым дети не только выполняют артикуляционные упражнения, но и пополняют словарный запас, узнают новые сказки, учатся добру и справедливости.

АВТОМАТИЗАЦИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И

ВВЕДЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В РЕЧЬ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от дефектно произносимого, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для успешной коррекции звукопроизношения, а в дальнейшем и овладения грамотой. Поэтому в логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий и звучащих игрушек для развития слухового внимания и фонематического слуха.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и её интонационной выразительности. В презентации представлены пособия на выработку длительного, плавного речевого выдоха.

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

Одной из важных задач логопедии является развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. В логопедическом кабинете имеются пособия способствующие решению этой задачи: предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, игры на образование относительных и притяжательных прилагательных, множественного числа существительных, согласование числительных с существительными, игры на уточнение, расширение и активизацию словарного запаса, детские развивающие игры и многое другое.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Как педагогам, так и родителям известно, как важно развивать координацию и мелкую моторику. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только ловкость рук, но и речевое развитие у детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость произношения звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Еженедельно (каждый вторник) родители приносят выполненные задания, и забирают новые задания в пятницу .

Логопедический уголок группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи как часть предметно-развивающей среды

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и интеллектуальное развитие в целом. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. В логопедических группах особую значимость приобретает речевой уголок . Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

"Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

Цель коррекционный уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

1. Формирование фонематического восприятия и слуха.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.

4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.

5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие мелкой моторики.

При подборе составляющих коррекционного уголка необходимо учитывать:

1.Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается.

2. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.

3. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке.

* * Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т.к. это затрудняет выбор.
** Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.

** Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на :

--развитие и коррекцию речи,

--развитие фонематического восприятия,

--игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи, максимально вербализированы.
Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:

артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).


мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;


фонематический слух: игры на дифференциацию звуков

Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Содержимое публикации

Особенности предметно-развивающей среды в группе для детей с ЗПР (задержкой психического развития).

В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной програм­мы. В состав этой категории входят:

- дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (инфантилизм) и недостаточное разви­тие познавательной деятельности (развитие внимания, па­мяти, речи);

- дети с функциональ­ной недостаточностью нервной системы, в том числе из не­благоприятной микросоциальной среды,

- соматически ослабленные дети.

Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.

Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Основные задачи предметной среды при подготовке к школе детей с ЗПР :

создание ребенку с ЗПР возможности для осуществле­ния содержательной деятельности в условиях, оптималь­ных для его всестороннего и своевременного психичес­кого развития;

обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

профилактика (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

В группе для детей с ЗПР я совместно с воспитателями организовала среду, при которой ребенок может проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Каждый ребенок в нашей группе имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование в группе размещено по принципу нежесткого центрирования, а это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. В групповой комнате находятся детские столы (рассчитанные на 2 человек) - 6 штук, 15 детских стульчиков. Мебель подобрана по росту ребенка и ее высота корректируется в течение года. Пространство группы мы разбили на небольшие полузамкнутые микропространства:

Коррекционный уголок – предметная среда которого, направлена не только на коррекцию речевого развития, но и на формирование и развитие основных психических функций дошкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Вся коррекционная работа ведется с опорой на различные схемы, ситмволы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у дошк-в с ЗПР нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память.

Уголок конструированиятакже необходим в группе для детей с ЗПР,т.к. у нихобна­руживается грубое недоразвитие мелкой моторики рук и отставание мыслительной деятельности (недостаточная гиб­кость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия). Если не организовать специальной коррекционной рабо­ты, нарушения ручной моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторных координации скажутся при обучении детей письму.

Читайте также: