Проблемы школьной неуспеваемости у одаренных детей

Обновлено: 05.07.2024

Многие педагоги считают, что причиной плохой концентрации и низкой школьной успеваемости ребенка часто являются его личностные качества. Если им не удается свалить все проблемы на своеобразие личности ребенка, то они начинают искать причины низкой успеваемости в сложившейся дома ситуации. К родителям, которые отрицают, что дома есть какие-либо проблемы, педагоги относятся с недоверием. В таких случаях они начинают искать причины неуспеваемости в личностных качествах самих родителей.

После начальной школы Тайс идет в гимназию. Первый год проходит без всяких проблем, и он получает хорошие отметки. Но на следующий год он начинает терять интерес к учебе, остается на второй год, а после этого и вовсе прекращает прикладывать какие-либо усилия, что в конечном итоге приводит к его отчислению из школы.

Тайс начинает все чаще откладывать на последнее подготовку к заданиям и докладам. На бессознательном уровне он пытается найти такой способ, чтобы, прикладывая минимальное усилие, тем не менее достигать хороших результатов. Начиная с четвертого класса начальной школы, он, делая доклад, уже демонстративно не использует никаких шпаргалок, а рассказывает все по памяти и сопровождает это потрясающими презентациями, сделанными в Powerpoint. Таким образом, он сам ставит перед собой цели. Но после нескольких удач ему опять все кажется слишком простым: он снова теряет интерес и перестает прикладывать какие-либо усилия.

Следующая ступенька вниз для Тайса – профессиональное училище, но он его бросает и опять пытается закончить техническое училище и получить диплом. Это ему не удается, и он вынужден перейти в другое профессиональное училище. Ни в одной школе он не чувствует себя комфортно. На стажировке в своем последнем профессиональном училище его работа заключается в том, чтобы разносить рекламные листовки и прибирать в здании. Это приводит его в полную растерянность. И это его будущая профессия? В профессиональном училище ему предлагают закончить обучение по ускоренной программе. Он ставит перед собой такую цель и начинает усердно заниматься.

Он решил после выпускных экзаменов поехать на год в Америку изучать английский. Вдруг оказывается, что ускоренная программа в его профессиональном училище еще недостаточно разработана, и ему не могут предложить закончить обучение за три года, как это было обещано. А вот его наставник считает, что Тайс способен закончить обучение и за два года. Если бы только школа могла ему в этом помочь! Но школа не может. Тайс все-таки решает ехать за границу, так и не получив диплома. В Америке ему в первый раз в жизни интересно на уроках. И он учится. На уроках ему рассказывают об устройстве общества, политике, экономике, и все это на английском языке.

Вернувшись в Нидерланды, он знает, чего он хочет: начать свой бизнес, работать на международном уровне, изучать менеджмент на английском языке и по обмену поехать обратно в Америку. Наконец-то он начинает много заниматься. Он получает необходимые довузовские сертификаты по экономике и математике. Последний раз он занимался математикой шесть лет назад, когда был в четвертом классе, а занятий экономики у него вообще никогда не было. Тем не менее его результаты – одни из лучших в классе. От того, что он ясно видит перед собой цель и понимает, что ему нужно сделать для ее достижения, пробуждается его интеллект и он способен свернуть горы на своем пути.

Собственная цель – вот тот стимул, который всегда требовался Тайсу. Также обстоит дело и сейчас. Он хорошо и успешно работает. К счастью, у него все еще может быть хорошо!

Что общего у неуспевающих?

Если сравнить истории Тайса и Руби, то становится понятно, что не все отстающие дети одинаковы. Вместе с тем исследования неуспевающих детей показывают, что эти ученики имеют кое-что общее.

В 1986 году исследователи под руководством Германа ван Бокстела сравнили между собой успевающих и неуспевающих, одаренных и неодаренных учеников. В исследовании приняли участие 708 учеников из десяти голландских профессиональных училищ, технических училищ и гимназий. Было установлено, что некоторые общие особенности есть у большинства неуспевающих учеников. Перечислим эти особенности.

1. Неуспевающие ученики чувствуют себя зависимыми от окружающей среды, они считают, что сами они не в состоянии повлиять на ситуацию (у них внешний локус контроля).

2. На уроках неуспевающие ученики часто испытывают проблемы с концентрацией. Им кажется, что они не способны получать хорошие отметки, что процесс обучения идет у них медленнее, чем у их одноклассников. Они часто испытывают трудности с письменными заданиями. Им часто не нравятся их учителя и их школа, и в большинстве случаев это взаимно.

3. Они не выносят скуки, но, к сожалению, считают школьные предметы невыносимо скучными.

4. У них нет желания прилежно учится в школе, но они и сами не удовлетворены тем, как они делают свои домашние задания. Скуку в школе они часто стремятся уравновесить большим количеством хобби и другими увлечениями, что, в свою очередь, сокращает время на выполнение домашних заданий.

5. Эти дети плохого мнения о себе, но дело, к сожалению, этим не ограничивается. Их окружение также оценивают их невысоко: их родители и учителя, как правило, не довольны их усердием и успеваемостью в школе. Учителя видят, что ребенок не справляется с учебой.

Есть одаренные дети, которые не успевают в школе, но, конечно, есть и такие одаренные дети, у которых все идет хорошо. Давайте не будем забывать и о них. Одаренные отстающие дети отличаются от одаренных успевающих детей тем, что они боятся экзаменов, чувствуют, что их не принимают одноклассники, часто у них нет уверенности в своих социальных навыках.

Как изменить ситуацию: чем раньше, тем лучше

Для Тайса старшие классы тоже были катастрофой. Для его мотивации решающую роль сыграла безусловная поддержка, которую он получал от родителей и учителей в начальной школе. Поддержка, которую он получал, несмотря на свои переменные успехи, заложила основу его уверенности в себе. Помогло еще и то огромное доверие, которое ему оказали родители, разрешившие поехать в Америку без диплома профессионального училища. Они надеялись и ждали, что там он, в конце концов, обретет себя и найдет ту цель, ради достижения которой захочет напряженно работать. К счастью, они попали прямо в яблочко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети [10]

Акимова М. К., Козлова В. Т. Неуспевающие дети [10] Почему ребенок плохо учится?Этот вопрос волнует и семью и школу. Не может он быть обойден и в работе школьного психолога. Мы рассмотрим основные психологические причины школьной неуспеваемости психически здоровых детей, а

Глава 9 Дети и рынок

Глава 9 Дети и рынок Что знают дети об экономике? Каким образом и в каком возрасте они приобретают это знание? Как влияет на этот процесс социально-экономическая среда и ее трансформация?Все эти вопросы носят далеко не академический характер, особенно в переходный период,

Глава 13. Дети

Глава 13. Дети Отношения между мужчиной и женщиной развиваются благодаря врожденному инстинкту продолжения рода. Самая главная задача природы — сохранение видов и поддержание жизни. Поэтому она заботится о том, чтобы мужчина и женщина встречались, образовывали союзы и

Глава 5 Одаренные и чувствительные дети

Глава 5 Одаренные и чувствительные дети Одаренные люди часто намного более впечатлительны, чем обычные люди. Даже мелкие детали привлекают их внимание, иногда на бессознательном уровне. Поэтому многие одаренные люди часто испытывают потребность в уединении и действуют

Глава 5 КОШКИ И ДЕТИ

Глава 5 КОШКИ И ДЕТИ Ученые утверждают, что успех лечения зависит главным образом от того, какие отношения между животными и пациентом установлены еще в детские годы, а именно в 6–13 лет. Подумайте о том, что животные входят в жизнь человека очень рано, сначала как

5. КОМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ-ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ

5. КОМПУЛЬСИВНЫЕ ДЕТИ И ДЕТИ-ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ К компульсивным действиям и поступкам относятся действия и поступки, к совершению которых человек как бы невольно подталкивается. Даже если эти действия по существу рациональны, разумны, они могут повторяться до неразумных

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ ЭтюдГорячий кофе поутру,Пушистый кот мурчит и вьетсяВ ногах, глаза — как два колодца;И снег струится на ветруЗа дверью, там, где тишина,Где все застыло в странном танце,И снежные протуберанцыНе досягнули до окна,Застыл у края грозный ком,Что

Глава 15. Взрослые и дети

Глава 15. Взрослые и дети 15.1. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕПочему родители управляют детьми?Ответить на поставленный, казалось бы, тривиальный вопрос следует для того, чтобы понять место и роль скрытого управления и особенности манипулирования детьми в

Талантливые и одаренные дети

Глава 22. Дети

Глава 22. Дети Когда я в родильном отделении второй раз взглянула на свою дочь — она лежала в люльке недалеко от меня, — я поняла, что это уже сложившийся человек и воспитывать его уже поздно. Это был человек, четко запрограммированный на что-то свое и обладавший для этого

Глава 30. Дети и родители

Глава 30. Дети и родители Большое количество вопросов приходит от родителей по поводу воспитания детей. Я не стану подробно раскрывать эту тему, пока не сделаю абсолютно счастливыми и успешными своих чад. Они у меня пока еще маленькие. Поэтому в данную книгу я включаю всего

1. Одаренные дети — группа риска

1. Одаренные дети — группа риска В моду входят не только фасоны платьев, но те или иные слова, идеи… Сегодня модной стала проблема детской одаренности. Везде и всюду ищут таланты, развивают таланты, создают фонды для помощи талантам. Но это сейчас. А долгое время одаренных,

Одаренные СЧЛ на рабочем месте

Токарь Ирина,
кандидат педагогических наук,
доцент, учитель-логопед ГБОУ
Школа 1251 имени генерала
Шарля де Голля, г. Москва

Аннотация. В статье освещены причины возникновения школьных трудностей у обучающихся с признаками одаренности. Автор делает акцент на необходимости своевременной работы по предупреждению возникновения возможных проблем у одаренных младших школьников. В частности, в статье обозначены основные направления педагогической работы по преодолению дисгармоничного развития, которое может быть связано с дефицитарностью школьно-значимых психических и психофизиологических функций, оказывающих значительное влияние на качество процесса учения и обучения одаренных детей.

Ключевые слова: одаренные дети, школьные проблемы, нарушения письма и чтения, адаптационные проблемы.

Восхищаясь гениями, достижения которых во многом определили траектории развития науки и искусства, судьбы народов и человечества в целом, мы призываем молодое поколение следовать их примеру. Однако обращение к биографиям многих из когорты великих может оказаться не вполне удачным примером для современных школьников, так как далеко не все они ладили с учителями и одноклассниками, отличались прилежанием в учебе и образцовым поведением. И, как бы странно не звучало, большое количество из почитаемых ныне авторитетов слыли в школе … малоспособными, а некоторые так и не смогли закончить школу.

Не самыми светлыми воспоминания о школе могли бы поделиться Д. Байрон, О. Бальзак, В.Г. Белинский, Р. Бернс, Г. Гельмгольц, А. Герцен, П. Корнель, П. Кюри, К. Линней, С. Морзе, И. Ньютон, Л. Пастер, Э. По, В. Скотт, Т. Эдисон . Современная педагогическая наука определила бы специфику их трудностей как проблему школьной дезадаптации. Об отдельных сторонах которой стоит поговорить более подробно, чтобы не пропустить за неблагоприятной картиной ее проявлений истинную одаренность. Тем более, что рост количества одаренных детей, по мнению академика Д.И. Фельдштейна, – одна из отличительных характеристик современного детства.

Однако и ранее при подсчете частоты зарождения людей со сверхспособностями, отечественный ученый-генетик В.П. Эфроимсон, пришел к выводу, что на тысячу новорожденных приходится рождение одного вероятного гения. Вместе с тем, возможность проявить себя получает всего-навсего один из ста тысяч (1:100 000). Количество талантов, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний непревзойденными, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования, составляет один к десяти миллионам (1: 10 000 000). Таким образом, из тысячи потенциальных гениев 999 гасится на этапе реализации [1, с. 5, 21].

Выше сказанное подводит к выводу о том, что тот институт, который в наивысшей степени призван открывать, развивать, поддерживать и продвигать таланты – система образования – непреднамеренно выполняет противоположную функцию. В дошкольные годы конфликт (если он имеет место) между образовательной организацией и одаренным ребенком проявляется не столь явно. В школе же он зачастую принимает тупиковый характер, запуская при этом механизмы школьной и социальной дезадаптации. По данным исследователей, самыми неординарными подходами к решению стандартных задач обладают дошкольники. Причем, согласно результатам одного эксперимента, проведенного не так давно зарубежными исследователями, 98 % дошкольников активно используют дивергентное мышление, т.е. легко находят множество решений одной и той же задачи. По мере взросления эти же дети утрачивают свое преимущество по изучаемому показателю и в 8 – 11 лет только 50 % из них ярко проявляют способность к дивергентному мышлению. Такова плата за приспособление к новым для ребенка образовательным условиям (как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе). Трудностями адаптации можно объяснить и весьма интересный факт, на который обращают внимание исследователи, а именно – одаренных дошкольников больше, чем младших школьников.

Выше уже отмечались повышенные риски развития у одаренных школьников адаптационных нарушений. По мнению профессора Г.Ф.Кумариной, эти нарушения, в том числе и у одаренных детей, могут быть спровоцированы проблемами здоровья, социальными условиями, академической неуспешностью или же совокупностью различного рода причин, за которыми удачно скрываются способности и склонности ребенка, а, возможно, талант.

Показательный факт: И. Гете, признанный в 2011 г. величайшим немцем в истории Германии, судя по истории болезни, должен был бы умереть в младенчестве или вырасти в человека с глубокой задержкой психического развития.

В связи с недостаточностью информации трудно анализировать условия воспитания гениев. Но и поверхностное изучение этого вопроса наводит на мысль о том, что многие из них, с точки зрения современной педагогики, выросли в социальных условиях, назвать которые идеальными, вряд ли найдутся основания. Так, биографы писателя А.И. Куприна отмечали, что его детство проходило в нищете, унижении, нередко было и наказание розгами, а юношеские годы повторяли собой обычный по тем временам путь сироты из благородных. Много в школе говорили о великой нужде будущего художника И.И. Левитана. Семья поэта О.Э Мандельштама была трудная и запутанная. Ж.Ж. Руссо вырос без матери, брошенный отцом и не приспособленный к жизни. Семья М.Е. Салтыкова-Щедрина была дикая и нравная, отношения между членами ее отличались какой-то зверскою жестокостью, чуждой всяких теплых родственных сторон [1].

Проблема школьной адаптации и дезадаптации одаренных детей очень серьезная. В рамках ознакомительной статьи можно коснуться только отдельных ее сторон, связанных с недостатками формирования школьной зрелости.

Определенная часть одаренных детей достаточно часто испытывает трудности на стадии формирования простейших навыков так необходимых для успешного обучения в школе. Дисгармоничность развития является причиной академической неуспеваемости, во многом зависящей от того, насколько у ребенка сформированы психофизиологические и психические функции, на которых базируется процесс учения. Если высокий уровень развития высших психических функций у одаренных детей не подлежит сомнению, то сформированность таких функций как пространственное восприятие и анализ, пространственные представления; зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез; зрительно-моторные координации; сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. зачастую оставляют желать лучшего.

Проблемы формирования названных выше функций лежат в основе трудностей учеников при овладении навыками каллиграфии, письменной речи (письма и чтения). Неудивительно, что у одаренных школьников очень часто диагностируют дисграфию (нарушение письма) и дислексию (нарушение чтения). Команда великих и выдающихся дисграфиков выглядит весьма внушительно. Среди них Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, М.Фарадей, Х. К. Андерсен, В. Маяковский, У. Дисней, Н. Рокфеллер, К. Тарантино, Д. Хоффман, … .

С тем, чтобы избежать трудностей в овладении простейшими навыками, целесообразно в дошкольном возрасте уделять пристальное внимание формированию названных школьно-значимых психофизиологических функций. Однако, если по каким-то причинам их развитие не достигло нужного уровня, то в начальных классах должна быть продолжена коррекционно-развивающая работа. Она может быть организована во внеурочное время учителем начальных классов или на занятиях, проводимых школьными специалистами – педагогом-психологом или учителем-логопедом.

О том, как помочь одаренному ребенку с признаками школьной незрелости и несовершенством психических и психофизиологических функций, пойдет речь ниже.

В целях предупреждения трудностей, связанных с несовершенством сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации эффективно применять пальчиковый игротренинг, массаж/самомассаж пальцев и кисти рук, лепку из пластилина и глины, раскрашивание объемных фигурок из гипса и глины, штриховку плоскостных изображений; конструирование и моделирование из проволоки, бумаги; оригами; метод рваной мозаики; рисование ножницами; вышивание; ремонт сломанных игрушек и т.д. Интересным представляется приобщение детей к работе с использованием специальных инструментов (лупы, отвертки, пинцета, булавки и т.д.). Необходимо разрешать им трогать, щупать предметы, тем самым развивая сенсомоторную сторону психики.

Формирование и развитие зрительного анализа и синтеза и расширение поля зрения предполагает использование тренировочных упражнений, направленных на развитие произвольного внимания, наблюдательности, умения находить в предметах сходство и различие. Данная работа предусматривает ряд последовательных этапов: 1) узнавание предметов и их изображений; 2) узнавание контурных и силуэтных изображений предметов; 3) узнавание пунктирных силуэтов предметов; 4) узнавание зашумленных, т.е. намеренно перечеркнутых множеством различных линий, изображений; 5) узнавание наложенных друг на друга контуров изображений различных предметов; 6) выбор в ряде предметных изображений заданного; 7) узнавание незаконченных изображений предметов; 8) узнавание изображений предметов по их отдельным частям. Соответствующие упражнения могут строиться на буквенном и цифровом материале.

В развитии зрительной, зрительно-пространственной памяти и внимания хорошо зарекомендовали себя упражнения на запоминание и воспроизведение увиденного (предметов, изображений, букв, цифр, явлений) с указанием их пространственного положения; запоминание ряда предметов, изображений, букв, цифр, явлений, символов и их воспроизведение в определенном месте и заданной последовательности; запоминание и воспроизведение увиденного с опорой на схемы, символы и т.д.

Уточнение и развитие пространственных представлений проводится в последовательности с использованием упражнений, предполагающих: определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве, пространственных взаимоотношений объектов, схемы тела другого человека (стоящего напротив), последовательности предметного и числового ряда; графическое обозначение направлений с использованием ориентировок на себе, листе бумаги; упражнения в количественном и порядковом счете; упражнения, включающие воспроизведение нескольких последовательных движений; развитие конструктивного праксиса (моделирование букв из палочек, элементов букв, реконструирование букв и т.д.).

Педагогическая работа по развитию пространственных представлений направлена на формирование в ближайшей перспективе базовых навыков, на основе которых происходит овладение чтением, письмом, счетом и грамматикой. Такая работа является пропедевтикой в усвоении знаний более высокого уровня сложности.

Уточнение и развитие временных представлений предусматривает применение упражнений, предполагающих: уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д.); формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость); формирование и уточнение представлений о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).

В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с недостатками звукопроизношения и фонетико-фонематическими нарушениями, особое значение для дошкольников приобретает формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза с использованием системы тренировочных упражнений, направленных на совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти.

Совершенствование эмоционально-личностной сферы и коммуникативной компетенции ориентировано на развитие способности учащихся к самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этическому оцениванию, умению планировать сотрудничество, ставить вопросы и разрешать конфликты, управлять поведением партнера, выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка. Оно реализуется посредством организации совместных действий и деятельности (игры, драматизации, чтение по ролям, тренинги и т.д.).

  1. Безумные грани таланта: энциклопедия патографий / Автор-составитель А.В. Шувалов. М., 2004.
  1. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб., 2011.
  1. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 1999.
  1. Шапиро Л. Секретный язык детей. М., 2007.
  1. Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002.

A gifted child and school problems

The article deals with the causes of school difficulties of children with signs of giftedness. The author emphasizes the need for timely work on prevention of possible problems in gifted younger students. In particular, in the article the basic directions of educational work to overcome disharmonious development, which may be due to deficiency of school-significant mental and psycho-physiological functions, have a significant impact on the quality of learning and teaching gifted children.

Keywords: gifted children, school problems, disorders of reading and writing, adaptation problems.


Одаренные дети были в не зависимости от времени. Но если в прошлые времена с некоторой опаской и насторожённостью относились к таким детям, то в современном мире как можно больше родителей стараются воспитать из своих чад – одарённых.

В современном мире работа с одарёнными детьми стала приоритетной и все больше и больше набирает оборотов. Но каким же должен быть ребенок, чтобы его считали одаренным? На самом деле не все так просто. Психологи до сих пор не могут однозначно расставить границы одаренности человека, но существуют альтернативные к этому подходы.

На протяжении многих лет такие дети оставались в тени либо считались изгоями общества. Чаще всего они учились в закрытых школах, а если им предстояла учеба в простом среднестатистическом заведении, то они старались не выделятся из толпы. Только в последнее время таким детям стали уделять больше времени и уже на общественных началах.

Для того, чтобы выявить одаренного ребенка в школе, учителю не надо много времени. Зачастую такие дети с легкостью участвуют во всех олимпиадах, конкурсах школ и прочих мероприятиях, на которых возможно определить интеллектуальный уровень ребенка. Такие соревнования не обязательно должны быть на умственные нагрузки, это могут быть и творческие состязания по танцам, музыке и т.д.


Естественно, если одаренный ребенок учится в обычной средней школе, у него есть свои трудности. В первую очередь это связано с тем, что такой ребенок считает себя умнее остальных, и это совсем не из-за его эгоизма, а просто в большинстве случаев так и бывает. Соответственно, это приводит к тому, что остальные дети могут создать своему однокласснику своеобразный бойкот из-за его умственных способностей. И в современном мире это не редкость. Очень часто бывает так, что одаренным деткам просто не интересно со своими одногодками, а отличие от основного коллектива никогда не приветствовалось в обществе.

Одаренные дети в школе имеют массу проблем. И первой можно назвать неприязнь к самой школе. Зачастую это случается из-за того, что программа, которую проходят в школе, может казаться ребенку скучной и не интересной. Все то, что школьники должны проходить по программе, уникальные дети уже знают, а если и не знают, то им достаточно одного двух уроков чтобы выучить всю программу, расписанную на год обучения, а то и больше. Те знания, которые предоставляют в средних школах, не соответствуют развитию одаренного ребенка.

Совершенно нет сомнений в том, что при соответствующей системе обучения и воспитания, а также при продуманной системе мотивации, такая проблема одаренных школьников может быть решена, но в таком случае необходим строго расписанный план действий. А это не каждый учитель способен выполнить. Очень часто психологический уровень подготовки самого преподавателя не позволяет работать с подобными детьми, так как его не совсем стандартное поведение и мышление приводит к конфликтам. Учителя все происходящее могут воспринимать как несдержанность, демонстративность и желание выделиться из основной массы. Очень часто такое поведение путают с истеричностью, протестами по отношению к установленным регламентам, ленью и упрямством.

Психологи же отмечают, что такое поведение со стороны учителя говорит о том, что он не способен адекватно воспринимать личность ребенка и развивать его. Многие исследования показывали то, что большинство одаренных детей с лёгкостью проходили все начальные стадии интеллектуального развития и начинают сопротивляться уже на дальнейшем уровне обучения. Именно то, что учителя воспринимают поведение ребенка, как лень, нежелание работать и упрямство, и дает такие результаты. Такой человек просто закрывается в себе и перестает развиваться в дальнейшем. Ребенок самостоятельно не способен понять, почему его поведение вызывает негатив и воспринимается так неоднозначно и только с помощью психолога и грамотного и заботливого руководителя, одаренный ребенок способен и в дальнейшем развивать свои способности.

Одаренные дети намного быстрее работают, чем другие дети и от этого им становится скучно на уроках. В период свободного времени ребенок просто не знает, чем себя еще занять и начитает отвлекаться и, соответственно, отвлекать и других детей. Учителем такое поведение расценивается как хулиганство, тут и начинаются конфликты. Дальнейшее развитие такого ребенка может быть совершенно непредсказуемым. В лучшем случае он может стать просто лентяем, а в худшем – его таланты могут быть направлены не совсем в мирное русло. В такой момент именно от учителя зависит будущее школьника.


Следующей проблемой одаренных детей можно назвать нехватку внимания со стороны взрослых к его персоне. Учитывая то, что такие дети очень любопытны и стремятся к познанию неизведанного, они очень часто монополизируют внимание преподавателя, родителей и всех окружающих его взрослых. Такое поведение может вызвать ревностное отношение со стороны остальных детей. Так как такое поведение воспринимается, как желание выделится и быть первым на виду у взрослых.

Проблемы одаренных детей в школе на первый взгляд могут показаться обыденными и порой наигранными самим ребенком. Но не стоит так безответственно относиться к этому. Особенно родителям. От того, как поставят себя родители, в той или иной ситуации, и примут ли они сторону своего ребенка, и будет зависеть его дальнейшее развитие, и восприятие мира.

К одной из проблем можно отнести и нетерпимость. Это, пожалуй, главная проблема не только в школе, но и во всем остальном. Одаренные дети способны не воспринимать остальных детей и отталкивать от себя своими замечаниями и претензиями по поводу разницы в развитии.

Очень часто случается так, что одаренный ребенок может быть уникален в одной отрасли и быть совершенно беспомощным и необучаемым в другой. Так, например, если ребенок в доскональности владеет астрологией и точными науками, он может элементарно не помнить, как завязывать шнурки и правильно держать ложку. Таких примеров можно привести массу, и встречаются такие дети, которые при невероятной памяти и пересказу томов Пушкина совершенно не могут написать имя поэта.

А школьная программа не предусматривает такие ситуации. Учитель не будет возиться с ребенком, который не сможет записать домашнее задание и не помнит, как правильно завязать шнурки на урок физкультуры. А это является большой проблемой в первую очередь для самого ребенка.


Одаренные дети не способны воспринимать рутинную работу. Для них это очень тяжело. Такие дети практически не способны преодолевать трудности. Учитывая то, что в период обучения в школе таким детям все достается довольно легко в плане обучения, то в последующей жизни это становится главной проблемой. Вырастая, такие дети не способны логически мыслить, как среднестатистические граждане, и то, что для простого обывателя кажется совершенно простым для одаренного человека становится масштабной проблемой.

Именно из-за того, что в школе не было серьезных препятствий, некоторые мозговые функции за период учебы притупляются. В большинстве случает, ребенку не просто лень искать какое либо решение проблемы, а для него это становится унизительным. В его понимании все должно проходить легко и не принужденно, как в школьные годы.

В школьный период, также возможны проблемы связанные с ограничением, в чем-либо. То есть возможен протест против заключения в рамки. Это может выявляться в виде недовольства сидеть на уроке определенное количество времени, выполнять поручения учителя, при организации каких-либо праздников, возможно, что такому ребенку доверят определенную роль, но она будет воспринята, как попытка подавления его личности.

Одаренные дети любят принимать участие в сложных играх и головоломках. То, чем занимаются его одноклассники на переменах, совершенно не прельщает такого ребенка. По этой причине у него может быть мало друзей, а то совсем и не быть. Вследствие того, что такое дитя остается совершенно один и непонятен никем, появляется ощущение одиночества, и того, что ему даже поиграть не с кем, ребенок уходит в себя и создает некую защитную капсулу от окружающего мира.

Очень часто такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старше него, в будущем это может привести к тому, что лидирующих позиций такой ребенок может не занимать. Таким детям присуща низкая самооценка и неуверенность в себе. Одаренные дети постоянно стремятся к самосовершенствованию. Им больше присуще задумываться о высоких материях, чем об обыденных проблемах.


Диагностика одаренных детей в школе проходит с помощью специальных тестов и упражнений. Для того, чтобы выявить, в какой именно отрасли ребенок наиболее одарен, проводятся множество тестов на самые различные темы. Заниматься такими детьми необходимо в специализированных школах, где они будут окружены такими же уникальными детьми, и не будут чувствовать себя изгоями общества. Одаренные дети уникальны по своему, в не зависимости от того, в какой сфере у них больше, а в какой меньше познаний. Не стоит к ним относиться пренебрежительно, ведь такие дети намного острее чувствуют неприязнь и негативное отношение к себе.

Для одаренных детей необходим индивидуальный подход и от того насколько интересно такому ребенку будет учиться и зависит его дальнейшая жизнь и то, насколько хорошо он сможет адаптироваться в обществе. Но родителям одарённого ребенка не стоит все силы и надежны возлагать на школу. Они сами должны заниматься со своим чадом и приучать к обыденной жизни, так как зачастую такие дети не готовы к самостоятельности.

Если ребенок развит только в одной, какой либо отрасли, необходимо постепенно его приучать и к другим направлениям. Так, например, если ребенок уникален в точных науках, его необходимо периодически направлять на творческое мышление. Необходимо развивать свое чадо во всех направлениях, только тогда его можно будет назвать действительно одаренным ребенком.

Но, прежде, чем заявлять об одаренности собственного ребенка, необходимо пройти психологические тесты. Не редко бывают случаи, когда легкие формы психологических отклонений или расстройств дают такие же результаты, как и при одаренности. А при выявлении умственных отклонений на ранних стадиях, возможно благоприятное лечение. Очень часто мозг играет злую шутку с человеком и то, что нам кажется одаренностью, может быть на самом деле безумием, также, как и обычная лень, неусидчивость, попытки выделится из толпы, могут быть признаками индивидуальности ребенка, при не замечании которых, детская психика начинает ломать свои взгляды и принципы. Такое поведение, впоследствии, может привести к неконтролируемым действиям.

Заниматься с подобными детками необходимо по отдельной программе, не такой, как в простой средней школе, иначе в противном случае, можно вырастить злого гения, который будет обижен на весь мир. К подобным детям необходим особый подход, но в то же время не стоит внушать им, что они уникальны и неповторимы. Такой подход может поломать всю дальнейшую жизнь. Всего должно быть в меру, как похвал и заявлений об уникальности, так и уроков простой жизни и попыток научить ребенка общаться с окружающими. В жизни именно такие уроки ему будут наиболее важны.

Каждый ребенок по-своему одаренный и уникальный для родителей, но не стоит нагружать свое дитя уроками и заданиями, если у него нет таких способностей. У каждого ребенка должно быть детство и от родителей зависит, каким оно будет.

Трудности, которые испытывают одаренные дети

У вас растет одаренный ребенок и в последнее время он борется с рядом социальных, эмоциональных или школьных проблем? Одаренность часто сопровождается удивительным набором проблем: от перфекционизма и духа соперничества до сложностей в дружеских отношениях. Далее представлены некоторые распространенные проблемы и соответствующие меры, которые вы можете предпринять для их решения, а также помощи ребенку в гармоничном развитии.

Проблема заниженной самооценки

Будучи одаренным в учебе, ребенок может чувствовать, что отличается от своих сверстников, к тому же, он может подвергаться их травле (буллингу) и испытывать в связи с этим депрессивное состояние. Исследования показали, что чем сильнее ребенок одарен интеллектуально, тем выше риск возникновения социальных трудностей. Очень важно следить за самооценкой своего ребенка и, если он страдает от ее недостатка, своевременно консультироваться с учителями и детскими психологами. О наличии этой проблемы могут свидетельствовать его негативное мнение о себе и частые перепады настроения.

Чувство вины

Перфекционизм

Одаренные дети часто пытаются достигать максимальных результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашнего задания или начало школьного проекта или тратить на это слишком много дополнительного времени, а все потому, что у него есть желание сделать все идеально. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным по одним предметам, но при этом иметь средние способности по другим, и это также может раздуть проблему перфекционизма. Стремление выполнить все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм сопровождается болями в животе, голове, расстройством питания и даже формированием обсессивно-компульсивного расстройства.

Вопрос контроля

  • Совет: посоветуйте ребенку попробовать новые веселые развлечения, например, покататься на самых необычных качелях в парке аттракционов. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для своего стремления к лидерству, например, в виде помощи при обучении или тренировке младших детей.

Нереалистичные ожидания

Нетерпеливость

Одаренные дети могут злиться и терять терпение по отношению к себе и другим детям. Ваш ребенок может разволноваться, если мгновенно не поймет какое-то слово в книге или вопрос из домашнего задания, или может легко отказаться от внеклассных мероприятий, если не преуспевает в них с самого начала. Младшие дети, еще не знающие о своей одаренности, могут сердиться на своих одноклассников, которые не схватывают предмет, так же быстро, как они.

  • Совет: когда ребенок чувствует себя чрезмерно взволнованным, заставьте его сделать паузу, закрыть глаза и сделать несколько глубоких вдохов. Посоветуйте ему в моменты разочарований думать только о хорошем как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям.

Проблема дружеских отношений

Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помогать детям в преодолении социальных и эмоциональных проблем на ранних стадиях их возникновения, при этом стоит обратиться за помощью к учителям или психологам. Количество социальных проблем может увеличиваться с возрастом.

  • Совет: помогите ребенку найти подходящую компанию, организуя совместные мероприятия с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя найти других одаренных детей в школе (не только в его классе). Посещайте с ребенком научные кружки и литературные семинары, там он может встретить ярких и способных сверстников.

Вопросы внимания и самоорганизации

Многие одаренные дети сталкиваются с проблемами недостатка внимания и организационных навыков, так как обычно мыслят абстрактно и им быстро становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчикам более свойственно быть дезорганизованными и отвлекаться. К счастью, существуют советы и приемы, которые вы можете использовать, чтобы помочь вашему одаренному ребенку, мальчику или девочке, побороть проблемы недостатка внимания и дезорганизации. Определите особенности своего ребенка и поговорите с учителем о существующих проблемах и возможных путях решения.

  • Совет: пусть ребенок выполняет домашнее задание письменно, а не с помощью мобильного телефона или Интернета. При этом давайте ему короткие перерывы примерно каждые 30 минут, чтобы его мозг успевал отдохнуть.

Истощение физических и душевных сил

Многие одаренные ученики обладают повышенной энергетикой. При этом они подвержены риску возникновения истощения и опустошения. В то время как интеллектуальная одаренность вашего ребенка приходит естественно, большой объем домашней работы, стремление к самоорганизации и преуспеванию во внешкольных мероприятиях не проходят бесследно. Стресс и переутомление могут привести к нарушению сна, болезням и неприятностям в школе.

Читайте также: