Проблемы ребенка с сдвг в школе

Обновлено: 05.07.2024

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – частая причина трудного поведения детей. Ребенок с СДВГ не может долго фокусироваться на чем-то, его внимание скачет, он рассеян и ведет себя слишком активно. Наладить поведение такого ребенка сложно в принципе, а школа бросает новый вызов и его родителям, и его одноклассникам (и их родителям), и педагогам.

Что такое СДВГ и почему он появляется

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – диагноз, который ставят современным детям все чаще.

Это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором развитие управляющей система мозга, отвечающей за самоорганизацию, планирование и постановку целей, происходит у детей с отставанием на несколько лет.

По этой причине они ведут себя несоответственно возрасту.

В 60% случаев после подросткового возраста симптомы СДВГ уходят, но в остальных случаях сохраняются, и людям приходится учиться с этим жить.

По мнению большинства ученых, чаще всего причины СДВГ генетические, но иногда свой вклад могут внести осложнения в процессе беременности и родов, какие-то проблемы в послеродовой период или внешние факторы – например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ.

Что отличает детей с СДВГ

Синдром дефицита внимания может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью, но обычно у таких детей маленький диапазон активного внимания.

Это означает, что своим вниманием они управлять не могут.

Их привлекает все яркое, блестящее, новое: птицы за окном, муха в комнате, громкие звуки с улицы или смех старшеклассников за дверью. Ученик может перебивать учителя, выкрикивать что-то, крутиться на стуле, петь.

Иногда к неусидчивости и гиперактивности добавляются сопутствующие проблемы – депрессия, тревожность, расстройство поведения. Ребенок может относиться к окружающим враждебно, а иногда и агрессивно – оскорблять, толкать, хватать за руки. Это становится проблемой для других учеников и их родителей, и они начинают писать жалобы в разные инстанции.

Но все возникающие проблемы можно попытаться решить мирным путем.

Что делать родителям ребенка, в классе которого есть ученик с СДВГ

У родителей нет права требовать исключить ученика с СДВГ или перевести его в другой класс. Но улучшить ситуацию попытаться можно. Для этого можно обратиться к администрации школы, которая обязана постараться наладить общение между всеми участниками образовательного процесса.

Администрация может прикрепить к ребенку тьютора, который будет учить его самоконтролю и следить, чтобы он не отвлекался, или попросить школьного психолога присутствовать на уроках.

Школа также может создать для ученика индивидуальный план обучения: например, часть уроков он посещает вместе с классом, часть изучает дома, по каким-то предметам общается с учителем один на один.

Что делать родителям ребенка вместе с учителем

Наиболее эффективный вариант работы с ребенком с СДВГ – объединение усилий.

Важно, чтобы требования к ребенку и в школе и дома были едиными – так ему будет легче к ним привыкнуть и выработать систему поведения.

К сожалению, на практике это не всегда возможно.

В любом случае старайтесь обмениваться информацией. Родители могут помочь педагогу, рассказав об особенностях своего ребенка: как можно вернуть его внимание, если он отвлекся, что можно сделать, если он эмоционально возбужден.

Учитель со своей стороны должен дать четкие инструкции, что нужно делать школьнику, чтобы освоить программу и пройти аттестацию, а также сообщать о возникающих в школе проблемах.

Бывает, что родители не знают о том, что у их ребенка накопилось много долгов, что он пропускает какие-то уроки, и не узнают об этом без помощи учителя. При этом учитель, несомненно, должен быть корректен: он не может позволять себе оценивать умственные способности и душевное здоровье ребенка, давать ему оскорбительные характеристики, оценивать педагогические способности родителей.

Лучше всего, если родители и учителя вместе разберутся, где именно у ребенка возникают проблемы и как ему помочь.

Родителям ученика с СДВГ и учителю стоит разделить зоны ответственности: чем педагог помогает ученику в классе, а чем – родители дома.

Что делать родителям ребенка с СДВГ дома

Зона ответственности родителей – во-первых, контролировать физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ при плохом самочувствии почти совсем не могут сосредоточиться, поэтому важно следить, чтобы ребенок вовремя ложился спать и нормально завтракал.

Во-вторых, родители могут проконтролировать, чтобы ребенок делал домашнее задание, а также научить его организовывать свою работу: понимать, когда устал и стоит сделать перерыв, распределять силы на разные виды работы, составлять план своей деятельности.

Такая помощь детям с СДВГ очень нужна: сами они не научатся самоорганизации.

Иногда у детей такая низкая мотивация и такие серьезные проблемы с волей, что родителям приходится вносить дополнительную мотивацию (хотя платить за сделанные уроки — плохая идея), а иногда — просто сидеть рядом и следить, чтобы ребенок не отвлекался до тех пор, пока можно будет сделать перерыв.

Со временем он научится это делать сам. Но пока не научился — родителям не стоит выходить из себя и кричать на ребенка: он так ведет себя не потому, что вредничает, и крик не поможет ему собраться.

Роль мамы или папы — не надсмотрщик с хлыстом, который понукает ленивого раба, а доброжелательный наставник и помощник рядом с юным стажером.

В школе детям с СДВГ бывает сложно адаптироваться к большому количеству требований и правил. Родители могут обсудить с ребенком, как ему следует вести себя в школе, как реагировать на замечания или похвалу, как общаться с окружающими, что делать при эмоциональной перегрузке.

Скорее всего в сложной ситуации он не вспомнит объяснений, а будет руководствоваться эмоциями, поэтому дома нужно отрабатывать эти навыки.

Как распознать СДВГ:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детстве. При таком синдроме человек слишком активен и импульсивен, ему сложно концентрироваться и удерживать внимание.

Выделяют три основные группы симптомов СДВГ:

  • гиперактивность (ребенок много и бесцельно двигается);
  • импульсивность (ребенок перебивает, выкрикивает с места, вмешивается в разговоры, не может дождаться своей очереди);
  • невнимательность (ребенок не может управлять своим вниманием и отвлекается на все, что способно его увлечь — скажем, на то, что быстро движется, мелькает, блестит, шумит).

Эти симптомы могут быть выражены по-разному: или один сильнее других или все три в равной степени. Проявляются в любой обстановке, не соответствуют возрасту и создают трудности для самого ребенка и окружающих.

СДВГ часто сочетается с расстройством аутистического спектра, расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.

Конечно, эти симптомы не означают стопроцентного наличия у вашего ученика СДВГ, это могут быть проявления и других расстройств. Поэтому диагноз может поставить только квалифицированный врач.

Большинство учёных сегодня сходится на том, что в основном за возникновение синдрома отвечает генетика, но свой вклад вносят и неврологические нарушения. Это могут быть осложнения в период беременности и родов, сложности послеродового периода, внешние факторы (например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ). У большинства людей симптомы после подросткового возраста сглаживаются или уходят совсем. Сохраняется синдром примерно у 40 процентов людей. Им приходится учиться с ним жить.

Для детей с СДВГ учеба в школе – это вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците. Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителям, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это, да еще и сопутствующие расстройства вроде тика часто становятся поводом для школьной травли. Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.

Как создать комфортную среду для ученика с СДВГ, его одноклассников и учителя:

1. Установите дисциплину в классе

Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими. Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку. Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил.

2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести

Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы. Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего.

3. Выясните, как привлечь его внимание

4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций

Это могут быть школьные праздники, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, подготовьте к этому ученика – напомните, какие правила нужно соблюдать и что будет за их нарушение. Если взрыв эмоций у ребенка вызывают плохие оценки, объясняйте, что вы оцениваете только то, как он усвоил материал, а не его личность. Если школьника всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать – успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно – обнять, и ни в коем случае не ругать.

5. Помогайте разрешать возникающие конфликты

Как сделать учёбу ребёнка с СДВГ эффективной:

Хвалите его даже за небольшие достижения

Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз.

Поддерживайте его работоспособность

У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах.

Помогайте организовывать рабочий процесс

Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки.

Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:

Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех. Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.

Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.

СДВГ: причины и лечение. Воспитание ребенка с гиперактивностью

Прошло чуть больше месяца с начала учебного года, и во многих классах учителя столкнулись с похожими проблемами: дети, обычно мальчики, не слушают на уроках, делают, что вздумается, и с трудом контролируют себя. Сегодня таких детей принято называть гиперактивными. Могут ли такой диагноз поставить в школе? Как родителям наладить школьную жизнь ребенка?

Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям

Полностью этот диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые; у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью. В среднем в мире детей с СДВГ около трех процентов, следовательно, в классе, состоящем из тридцати учеников, вполне может оказаться такой ребенок.

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские. В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью.

Не расстройство личности

Причин у СДВГ может быть несколько. Например, наследственность. Исследования говорят о том, что примерно у половины детей с этим диагнозом хотя бы у одного из родителей СДВГ тоже есть. Также известно, что у детей с низким весом или низкими оценками по шкале Апгар сразу после рождения чаще развивается СДВГ.

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.

Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

Гиперактивный ребенок в школе: 6 советов родителям и учителям

СДВГ и окружающие

Одна из проблем, с которой сталкиваются родители детей с СДВГ, — недостаточная информированность общества, учителей и даже некоторых специалистов. Но главное, сами родители должны четко понимать, с чем они имеют дело.

По мере взросления способность к самоконтролю, умение управлять своим поведением у любого ребенка улучшается. Суетливость, подвижность, болтливость уменьшаются обычно уже к концу начальной школы. Чуть медленнее уменьшается импульсивность.

Конечно, люди приучаются сдерживать себя, однако они продолжают оставаться порывистыми и вспыльчивыми. Проблемы, связанные с недостатком внимания и сосредоточенности, обычно остаются и сопровождают этих людей и во взрослой жизни. Но тогда хотя бы появляется возможность выбирать, чем заниматься.

Существует немало профессий, которые вполне подойдут человеку с проблемами самоконтроля. Известно, что, например, в США люди с СДВГ охотно идут в армию (таких там, по некоторым подсчетам, более десяти процентов), потому что армия предполагает четкие правила и рамки, понятную структуру, прописанные обязанности и двигательную активность.



клинический психолог, нейропсихолог, член Международной ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов

Что мешает детям с СДВГ в школе?

Все основные проблемы детей с СДВГ вызваны незрелостью лобных структур, которые отвечают за самоконтроль и планирование. Таким детям сложно концентрироваться на заданиях, они часто отвлекаются, забывают тетради или теряют вещи. Они не могут самостоятельно делать уроки, не умеют придерживаться расписания и очень редко записывают домашние задания.

Учителя часто жалуются на таких учеников: мешают педагогам, одноклассникам, болтают на уроках. Ребенок с СДВГ усваивает гораздо меньше информации на уроках в силу того, что лобные доли его мозга, которые отвечают за произвольное внимание, недостаточно развиты. Он не может организовать себя и противостоять первому желанию отвлечься, ему сложно включиться обратно в деятельность.

Из-за того, что ребенок с СДВГ сначала делает, а потом думает, у него возникает много проблем в учебе: он читает в слове первый слог, а остальное додумывает; тянет руку, не дослушав вопрос учителя; вскакивает и убегает, как только звенит звонок. К тому же детям с СДВГ непросто усидеть на месте, они стремятся к агрессивным играм. Правда, происходит это не со зла, а из-за дефицита ощущения своего тела. Чтобы почувствовать его, таким детям постоянно надо двигаться: очень быстро, резко, с кем-то удариться, кинуть что-то — тогда они хорошо себя ощущают.

Если педагог поймет проблему ребенка, будет знать, что на самом деле он хороший, просто надо его организовать, установить рамки, поощрять, ребенок будет нормальным учеником. Дети с СДВГ отлично считывают правильные примеры поведения — для этого нужно только обращать внимание на других людей.

Как делать домашнее задание?

Делать вместе

В начальном периоде обучения ребенок с СДВГ однозначно не сможет делать уроки без взрослого. Взрослый для такого ребенка является лбом и планирует деятельность за него. Постепенно родитель может передавать управление ребенку, но при этом должен быть начеку: периодически заглядывать в комнату, проверять, справляется ли ребенок сам. Если нет, то возвращаться к совместным занятиям.

Не отвлекаться

Делить сложные задачи на части

Использовать таймер

У детей с СДВГ плохо развито восприятие времени, поэтому он должен видеть, что время идет. Можно использовать песочные часы, разнообразные приложения, где бежит стрелка и циферблат закрашивается — так ребенку будет проще воспринимать время. Когда ребенок видит, что 15 минут, отведенные на математику, истекают, его активность повышается.

Делать перерывы

Детям с СДВГ они необходимы: 20 минут работы, пять минут отдыха. Если ребенок начинает ерзать, зевать, ковырять в носу — останавливаем таймер и идем отдыхать. Перерыв в процессе выполнения одного задания должен быть коротким, не больше пяти минут, так как ребенку с СДВГ сложно включиться обратно в процесс. Перерыв между заданиями — обычно 10–15 минут. Во время перерывов все гаджеты (телефон, планшет, телевизор) — под запретом: ребенку нужно активно подвигаться (балансир, батут, турник), попить воды, посмотреть в окно, съесть яблоко — этого достаточно. Можно толкать руками стены или балки дверного проема: такое напряжение и давление включает проприоцептивную систему, которая активизирует все структуры головного мозга.

Если ребенок постоянно крутится на стуле, можно заменить его на фитбол — это поможет сконцентрировать внимание. Если ребенок сползает со стула, помогут противоскользящие коврики на сиденье, под ноги и под учебники. Под рукой всегда должен быть эспандер, жвачка для рук, мячик: глубокие нажатия способствуют улучшению энергетического тонуса в головном мозге.

Держать стол в порядке

Ответственен за это должен быть ребенок. На столе остается органайзер для письменных принадлежностей, и больше ничего. Никаких игр, журналов, книг. После уроков ребенок должен позаботиться о том, чтобы все было убрано. Вводим правило: где берем, туда и кладем. Это поможет решить проблему с организацией, которая свойственна детям с СДВГ. Поначалу можно сориентировать ребенка, наклеив стикеры с подписями.

Отказаться от черновиков

Большая проблема ребенка с СДВГ — он быстро истощается. Если ребенок напишет черновик, то на чистовик сил уже не хватит. Конечно, писать сразу начисто поначалу будет сложно, ребенок будет допускать ошибки. Но это будет приучать его к ответственности, он будет стараться сделать качественно.

Как взаимодействовать с учителями?

Важно также передать учителю рекомендации нейропсихолога, которые касаются учебного процесса ребенка: как взаимодействовать с ним на уроке, как лучше реагировать, как распределить для него задания. В течение учебного года нужно поддерживать связь с педагогом, спрашивать об успехах и неудачах ребенка, а также благодарить за терпеливое отношение и понимание его проблем.

Читайте также: