Проблемы преподавания музыки в общеобразовательной школе

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 1126 0

Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе.

Платон называл музыкантом не того, кто владел игрой на каком- либо инструменте, но того кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мысли, слов и дел.

На сегодняшний день мы имеем лучшую в мире систему массового музыкального воспитания. Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Д.Б. Кабалевскому. В 50- 80-х г. он смог возродить эстетическое воспитание детей в школе, создав уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире. Она успешно развивается и совершенствуется, принята как основная в 15 странах Европы и Азии.

Согласно истории, эпоха перестройки в нашей стране приходится на вторую половину 80-х г. Педагогическая наука откликнулась на перемены в социальной жизни, выдвинула личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Модернизация общеобразовательной школы была направлена на совершенствование структуры и содержания обучения. Появилась необходимость ухода от идеологизированной, политизированной её сути к конкретной цели, находящейся в рамках музыкального искусства. Но перестройку музыкально- педагогических процессов вряд ли можно считать завершенной и в наши дни. Музыкальная педагогика пребывает в состоянии сдвигов и преобразований. Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования. Важнейшей проблемой музыкальной педагогики является проблема соотношения, сочетания или доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.

Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. Они в свою очередь способствуют достижению цели урока. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения)

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

В основе музыкально- педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Этот подход требует от учителя большей подготовки к уроку и творчества. Возможная проблема: диалог учителя и учеников, подводящий школьников к выводу о том, какова же тема урока, может несколько затянуться и плохо повлиять на дальнейший ход урока.

Музыка обеспечивает среду формирования духовно- нравственной культуры личности на основе культурно- исторических и национально- культурных традиций России, формирование опыта музыкально- творческой деятельности.

Известно, что хорошая организация урока – это половина успеха обучения. При подготовке к уроку учитель всегда должен отвечать на вопросчему учить детей, какие умения и навыки развивать, для чего изучается определенный материал уроков, с какой целью необходимо использовать какие- либо виды деятельности, пользоваться определенными методами изучения.

Учитель музыки в школе – это должно быть серьезно, ответственно и престижно. Но как им стать? В общеобразовательных школах не хватает учителей музыки. Куда деваются выпускники музыкально-педагогических вузов? Необходимо усилить школьную практику студента в годы учебы в учебном заведении.

Учитель музыки должен знать, что успех обучения зависит от того, как мы вступаем в него, как поддерживаем диалог и как мы его завершаем. Профессионализм учителя также зависит от умения держать в поле зрения и внимания весь класс, живо реагировать на реплики и порывы учащихся.

Использование на уроке электронных образовательных ресурсов позволяет учиться с максимальной эффективностью. Но при этом учитель не должен перенасыщать урок многообразием информации мультимедиа, лишней теорией. На первый план необходимо выдвигать музыкально-практическую, творческую деятельность.

Среди актуальных проблем музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе по-прежнему являются охрана голоса учителя музыки (профессиональный голос педагога-музыканта требует от него большей затраты сил и энергии, чем голос, применяемый в быту); непонимание специфики воздействия музыки на человека многими детьми, родителями, руководителями образовательных заведений; информационная перегрузка детей; недостаточное количество часов, выделяемых для изучения предмета. К сожалению, проблемой остается непонимание, недооценка того факта, что музыка обладает огромным лечебным воздействием на человека.

Серьезной проблемой является современная звуковая среда. Еще с прошлого века утрачены азы исконной культуры, подвергся изменению интонационный строй русского бытия.

Актуальной проблемой не только педагогики, но и всей нашей жизни является тот факт, что дети разучились трудиться. Ученики Павлыжской школы, в которой работал В.А.Сухомлинский, строили модели, работали на станке, управляли трактором и мотоциклом. Вокруг школы – прекрасный сад, мастерские, учебная электростанция, теплица, крольчатник, пассика. И всё выстроили и сделали сами ребята с помощью взрослых. По мнению В.А Сухомлинского интерес к учебной деятельности был в успехах детей, в их ощущении роста, достижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! В. А Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе от того, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали почувствовать радость успеха в учении.

Для преодоления проблем музыкального образования необходимо объединить все научные музыкальные силы России для обобщения и обмена опытом.

Ильина Е. Р. Музыкально- педагогический практикум. –М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008 – с.45-56.

Одно из главных условий обновления в области художественного образования — достижение качественно нового результата в формировании культуры школьника как неотъемлемой части духовной культуры. В настоящее время остро ставится проблема формирования духовной культуры детей и молодежи в контексте усиливающихся рисков национальной безопасности.

-В регионах следует находить пути более тесного и систематического взаимодействия учреждений образования и культуры, направленного на вовлечение возможно большего количества детей в культуротворческую деятельность.

-Требует целенаправленной научно-методической поддержки практика внедрения инновационных технологий художественной педагогики, что может быть реализовано посредством: – проведения научно-методических семинаров, мастер-классов, посвященных распространению перспективных педагогических разработок и обмену передовым педагогическим опытом; – создания информационного портала по вопросам обновления содержания и технологий художественного образования, совершенствования примерных программ по музыке, ИЗО и МХК для начальной и основной общеобразовательной школы.

высокопрофессионального подбора кадров для преподавания искусства в школе была всегда. Выпускники художественных факультетов и ВУЗов благополучно устраивали свою судьбу вне педагогической деятельности. Школы остаются без специалистов. Талантливому и творческому человеку не престижно идти в педагогику и поныне. Талант хочет быть независимым и материально обеспеченным

Самой актуальной проблемой считаю выбор образовательной программы . В настоящее время, известно всем учителям и педагогам музыки и ИЗО, что существует несколько программ по данному предмету.

История музыкальной педагогики показывает, что организовать усвоение элементарных знаний о музыке в процессе преподавания и в его контроле, конечно, гораздо проще. И здесь, обращаясь к нашему предмету в примерной основной образовательной программе начального общего образования (ФГОС – авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина; Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.), к сожалению, не сложно заметить отход от перспективных (хотя и не доведенных еще до конца) идей, заявленных педагогикой искусства и как–то не заметно отодвинутых в сторону в начале пути своего воплощения. Мы наблюдаем и излишнюю детализацию по видам деятельности, и регламентацию по освоению операционной деятельности, например, на каждом возрастном этапе жесткое следование дидактическим единицам (например, освоение интервалики во 2 кл., привязка творческой деятельности к элементарному музицированию на орфовских инструментах и относительной сольмизации), использование и изучение терминов с самого начала обучения и т.д.. Как известно, термин не должен дедуктивно предшествовать явлениям, которые он определяет, но которые еще не известны, и не всякий учитель считает продуктивной и полезной относительную сольмизацию — отсюда и возникает эффект принуждения. Особое внимание в программе уделено технологической стороне обучения, что, скорее, имеет значение для предпрофессионального образования, но никак не выявляет специфики массового, общего музыкального образования. Возникает впечатление, что примерная программа провоцируют содержание предмета на излишнюю формализацию урока. А, как известно, некоторые навыки в этом случае привить можно, но приобщить, приохотить к музыкальному искусству нельзя. Каковы же пути решения проблемы? Они видятся в составлении такой примерной программы, которая ориентирует на создание целостного урока музыки — урока искусства, призванного заинтересовать детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними, позволяющего применять те технологии и системы музыкального развития детей, которые отвечают профессиональным предпочтениям учителя–музыканта, постоянно решающего важнейшие вопросы: во образ какой, зачем, почему идет процесс образования человека средствами музыкального искусства, его нравственного развития; как воспитать своего будущего соотечественника, гражданина, личность, умеющую созидать, любить и духовно совершенствоваться?

Сегодня идет подмена понятий и заметно, что зачастую авторитетные люди порывают с традициями, теряют основу жизненной нравственности. Нам нужно постараться продолжать укреплять традиции, на которых стоит вся мировая художественная культура!

Своё выступление хочу завершить на завершен на позитивной ноте:

Окончен вуз, сегодня ты войдешь в просторный класс.

Открытки, музыка, цветы.… И двадцать пар наивных глаз!

В смятенье ум: с чего начать, все позабыл, что знал вчера…

Как к детям ключик подобрать - терпенья, нежности, добра?

С улыбки дружеской начни, тепла, приветливого слова…

Чтобы поверили они в твою надежную основу.

Отныне и на много лет ты - этих юных душ строитель!

Нелегкий вытянут билет…

Удачи! В добрый путь, Учитель!

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема преподавания в школе музыки как искусства.

В данной статье пойдет речь о трех важных проблемах, связанных как с преподаванием музыки в частности, так и с преподаванием искусства в целом.

Первая из них связана с преподаванием предметов, которые представляют собой виды искусства.

Ряд школьных предметов представляет собой упрощенное представление советской педагогической системы об искусстве. Ритмика (хореография) – об искусстве танца, пение – об искусстве музыки, рисование – об искусстве живописи и изобразительном искусстве вообще; МХК – об искусстве в целом. Литературе в этом смысле повезло, так как предмет действительно посвящен изучению одного из видов искусства, не ограничиваясь только уроками чтения в начальной школе.

Нужно сделать оговорку о том, что преподавание искусства – это не обучение самому этому искусству. В общеобразовательном учебном заведении мы не сможем вырастить композиторов, певцов, писателей, танцоров, художников. Этому учат в специализированных заведениях, где отбор производится на основании таланта, заложенного от природы. Однако познакомить с историей конкретного искусства можно каждого ученика, независимо от его способностей к музыке или, скажем, геометрии.

У каждого искусства есть язык. Научить понимать его или хотя бы рассказать правила грамматики и познакомить с алфавитом – задача преподавателя любого искусства. И потому МХК, литература, музыка и хореография должны быть блоком предметов, совершенствующих и формирующих личность, а не дисциплин второстепенного характера, оценки по которым можно заслужить, не прилагая особых усилий. Знание истории классической музыки это такое же знание, как и формула дискриминанта, и как знание истории Великой отечественной войны. Можно даже поспорить, что окажет большее влияние на формирование образованного человека: умение раскрывать скобки и возводить в степень или умение различать на слух немецких романтиков и говорить об этом в приличном обществе?

Поэтому налицо образец преподавания одного из искусств – литературы. Есть хронология текстов, русских и зарубежных. Есть представление о развитии данного вида искусства, о направлениях и основных темах в нем. Есть практика обсуждения и самостоятельного создания текста-размышления о прочитанном – сочинения. По такому же принципу необходимо и главное, возможно, выстроить преподавание музыкального искусства, искусства танца и других искусств, объединенных в блок МХК.

Вторая проблема, о которой пойдет речь, связана с мотивацией учеников и способностью мотивировать у преподавателей. В глобальном смысле эта проблема касается как высшего, так и среднего образования.

Преподаватели музыки, танца, МХК менее всего склонны к таким перегибам, поскольку положение их предметов априори второстепенное. Однако, коллеги, чьи предметы выносят на экзамен, могут надеяться, что их предмет и есть самый важный. И именно набор мельчайших подробных знаний по этому предмету юный выпускник понесет с собой в мир.

Преподавание искусства в данном случае имеет больше шансов на успех, чем преподавание навыков двигаться под музыку, петь хором или рисовать. Потому что интересно может быть что-то знать, а навык топать ногами или открывать рот не требует знания. Поэтому, в частности, преподавание музыки должно быть преподаванием музыкального искусства и именно по принципу интереса. Биографии композиторов, костюмы эпохи, редкие музыкальные инструменты – вот лишь малая часть арсенала средств, который обеспечит преподавателю музыки преимущество перед занудным математиком или преподавателем русского языка.

Третья проблема, которая свяжет воедино первую и вторую, это изменчивость искусства. Любое искусство в своей истории имеет некий классический период – период расцвета, и период, который чаще всего приходится на ХХ век, и называется постклассическим или постмодернистским.

Игра философскими терминами не входит в задачи данной статьи. Суть постмодернизма в искусстве простыми словами в том, что темы и средства их выражения исчерпаны и затасканы. И искусство находится в постоянном поиске, порождая порой кошмарные произведения. Таково современное искусство, и оно не стоит на месте. Энди Уорхол и Марсель Дюшан уже стали классикой ХХ века. Все проходит и пополняет собой энциклопедии и, гораздо позже, учебники.

Если архитектура и скульптура претерпели лишь изменения в тематике, а способ их представления зрителю не изменился (здания стоят на улицах, скульптуры – на площадях и в парках), то с музыкой дело обстоит сложнее. Дело не только в новых инструментах, жанрах и темах. Изменился сам способ существования музыки. Время до середины ХХ века было временем тишины, когда музыка звучала лишь в театрах, концертных залах и соборах, и была соответствующей этим пространствам. Человек из тишины приходил в осмысленное пространство музыки, слушал и переживал услышанное, а потом возвращался в свой мир, заполненный бытовыми звуками и воспоминаниями об услышанном. Время с середины ХХ века – это время фонового шума. Музыка ушла из специализированных пространств на улицы, а потом с помощью техники заполнила собой все пространство. Запись и воспроизведение музыки позволили слушать ее непрерывно и превратили ее из элитарного искусства в шум. Изменилось и качественное содержание музыки. Раньше музыка услаждала нежные уши аристократов, теперь она служит толпе. Можно называть это упадком, но гораздо правильнее будет сказать, что это иной формат существования музыки – в качестве фона.

И в этом качестве музыка остается искусством, поскольку и в таком виде остается возможность создать выдающееся произведение. Джаз, рок-н-ролл, поп-музыка, хеви-металл, диско, хип-хоп – все это варианты существования музыки в качестве фона. И задача педагога музыки – знакомить и заинтересовывать учеников со всеми ипостасями музыки, как классической, так и современной.

Сложность для преподавателя музыки, да и любого другого искусства, в данном случае связана с тем, что необходимо выйти за привычные рамки, сойти с пьедестала классики и снизойти до современного искусства, какую бы форму оно ни принимало. Ученики лучше нас осведомлены в современной музыке, а если повезет и современной литературе. Музыка стала всеобъемлющим способом развлечения, но не перестала от этого быть искусством. Педагоги должны следовать за изменчивыми тенденциями и быть готовыми объяснить их ученикам, в такт постукивающим ногами и качающими головой.

Современные ученики – это поколение без памяти, поколение, для которого знание не является ценностью. Задача преподавателя – вписать их обрывочное мировосприятие в картину общечеловеческой памяти, показать как европейская музыка от Иоганна Себастьяна Баха прошла путь к Армину ван Бюрену, даже если придется с содроганием слушать последнего. Ибо, только понимая картину мира учеников, педагог сможет сделать ее частью образования, пусть не высшего, а пока только общего среднего.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать выводы, которые далеко не оптимистичны. Преподавание искусства – гораздо более сложная деятельность, нежели преподавание полезных навыков. Оно требует большего участия преподавателя и должно привести к гораздо более глубоким и интересным результатам. Но для того, чтобы оно стало возможным, чтобы преподавать музыкальное искусство, а не пение, современный педагог должен быть подвижным и гибким. Приспосабливаться к ученикам и их родителям мы уже учимся. Теперь осталось поступиться принципами, которым не один десяток лет, и научиться быть в курсе тенденций в современном искусстве.

Изучение последствий кризиса всех систем жизнедеятельности в "перестроечный" период и, как следствие, изменения вектора всей музыкальной деятельности. Особенности смещения функций музыкального искусства с воспитательной на креативно-развлекательную.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 26.12.2017
Размер файла 20,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальные проблемы современного музыкального образования

* Появились новые технологии, формы и методы творческого самовыражения (активное использование в работе и создание своих электронных ресурсов, всплеск интереса у детей к вокальному искусству, связанный с широкой доступностью средств звукозаписи, и к электронным инструментам (синтезатор, электрогитара).

* Тесное творческое взаимодействие и высокая интенсивность концертной деятельности на культурно значимых общественных площадках (объекты соцзащиты, школы, музеи и т.д.)

* Повышение профессионально педагогического и исполнительского уровня в результате участия в многочисленных конкурсах и фестивалях.

* Обобщение и передача педагогического опыта через открытые уроки, интернет-конкурсы педагогических и методических работ и т.д.

* Ориентация большинства педагогов на натаскивание и подготовку конкурентно способных детей для участия в конкурсах в ущерб комплексному художественному развитию ребенка и т.д.

Изменения социально-психологического климата вследствие научно-технических революций, катаклизмов приводят всегда к переоценке ценностей, смене приоритетов и несут в себе и негативные, и позитивные моменты. Кризисное состояние заставляет искать новые пути, формы существования и развития личности.

* Концентрация внимания, умение в результате музыкальных занятий обрабатывать и запоминать информацию.

* Формирования навыков общения не только со своими сверстниками, но и со взрослыми (педагоги).

* Умение быстро принимать решения (во время концертных выступлений), критически подходить к своей работе и к действиям других детей и т.д.

Сама форма подачи знаний в виде индивидуальных занятий в музыкальной школе является уникальной и предполагает психологически более тонкий и сложный вариант общения между педагогом и учеником. На протяжении всего периода обучения (7-8 лет) преподавателю приходиться быть в курсе семейных и личных проблем ребенка, со стороны корректировать процесс превращения малыша в подростка, оказывать влияние на формирование взглядов, вкусов в области музыкальной культуры и искусства. В нашем сложном, финансово нестабильным современном мире при все большем отсутствии в воспитании детей старшим поколением, постоянно занятых родителях роль творчески целеустремленного, профессионально грамотного и психологически мудрого педагога только возрастает. Преподаватели, способные адекватно оценивать современную действительность и работающие в данном ключе, имеют самый низкий процент отсева учеников из своих классов.

В связи с этим в наше время происходит резкий дисбаланс между высоким профессионализмом отдельной группы детей, пришедших в музыкальную школу по призванию, и многочисленной группой учеников, менее способных в силу своего природного развития, низкого интеллекта к музыкально-образовательной деятельности. Эти несоответствия, как правило, находят свое отражение в разделах учебных программ, посвященных количеству играемого репертуара и степени его сложности.

Внедрение инновационно-компьютерных технологий в общую музыкальную культуру вызвало изменение методов и форм получения музыкального образования. Компьютеризация образовательного процесса стала дополнительной мотивацией обучения детей музыке. Интеграция знаний в области информационных технологий и музыкальных творческих навыков вызывает огромный интерес у современных школьников, побуждает их к развитию творческих способностей, формирует потребность в личностной и творческой самореализации. Очевидно, что дальнейшее развитие системы музыкального школьного образования будет связано с более активным использованием компьютерных технологий в учебном процессе. В связи с этим возникает проблема пересмотра содержания учебных программ с целью привлечения большего количества учащихся и необходимость комплексной подготовки и переподготовки преподавателей музыкальных школ в изучении компьютерных технологий. Только высококвалифицированный педагог, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высокий требований современности, сможет приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

Проблема повышения престижности профессии педагога-музыканта лежит в области финансов и экономики. Хотя продолжает существовать отношение к культуре, сформированное еще в бюрократическом обществе, по остаточному принципу, положительная динамика в этом вопросе ощущается.

В связи с этим педагог-музыкант должен воспринимать свою специальность комплексно, быть не только профессионально грамотным в своей узкой сфере деятельности, но и должен учитывать современное восприятие жизни учащихся. Современному школьнику как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. В условиях деформированности эстетических ориентаций и вкусов огромной части общества, расцвета массовой культуры, воспитательной несостоятельности СМИ музыканты-педагоги должны позиционировать себя в качестве активных пропагандистов настоящего музыкального искусства.

Возрождение культуры и ее развитие, как свидетельствует история, всегда служило одним из главных факторов эмоционального здоровья цивилизованного общества, а, следовательно, и залогом процветания его граждан.

Читайте также: