Проблемы лидерства в школе

Обновлено: 03.07.2024

Кирилл Алексеев, тьютор, специалист по командообразованию, Москва
В статье - рекомендации и шпаргалки, которые помогут учителю определить лидера, выстроить сотрудничество и выбрать способы влияния. Примените тест, который определит мотивы поведения лидера.
Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним. Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой. Используйте его потенциал на пользу класса.

Рекомендации помогут:
- определить лидера;
- выявить ведущие мотивы поведения лидера;
- выстроить сотрудничество;
- выбрать способы влияния.

Определите лидера в классе

Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.

Как выстроить сотрудничество с лидером

Выберите способы влияния на лидера

Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
    Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
    Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит -
    и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

Шесть способов влияния на лидера

Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.

Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)

Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.

Способ 3. НЛП-ПОДХОД

Описание
Суть способа - в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.

Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное - не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.

Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ

Диагностический инструментарий

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
на определение ведущего мотива поведения у лидера класса

ШПАРГАЛКА для учителя

Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса

1. Способ
Внимание

Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)

2 Способ
Прямая похвала

3 Способ
Льготы, привилегии

Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие

4 Способ
Поощрение

Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей

5 Способ
Игнорирование

Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание

6 Способ
Невербальное выражение недовольства

Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой

7 Способ
Вербальное выражение недовольства

Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.

Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.

Соблюдать личные границы подростков Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.

Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка.

Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.

Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.

Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О лидерстве в детском коллективе


Лидерство — отношения доминирования

и подчинения в системе межличностных

отношений в группе.

Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. Но, как же выявить лидеров и как с ними работать?

Лидер - это врожденная способность . Но выучить лидера, невозможно даже в самой элитарной школе. Лидерство, не только врожденная способность, но и врожденная потребность.

Как выделить лидера в ученическом коллективе

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в воспитательной системе школы. Лидер в классе — опора классного руководителя, завуча по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Вот почему и классному руководителю, и руководителю творческим коллективом, очень полезно знать неформального лидера в классе, в коллективе, уметь определять их по различным признакам. Педагог, будь он руководителем кружка или учителем, классным ру­ководителем или директором школы, — это прежде всего лидер, человек, который умеет всё или почти всё.

Что говорят лидеры о себе? Обратимся к их самонаблюдениям, чтобы понять, с кем имеем дело и кем может стать учитель, воспитатель, ведущий за собой ребят.

Главная черта лидера — справед­ливость, умение постоять за другого, сплотить коллектив. Он не просто принимает решения, но принимает их, исходя из того, что нужно прежде всего коллективу, делу.

Итак, нужен лидер — такой, который противостоял бы влиянию сомнительных уличных компаний, но не декларировал бы своей отвергающей позиции по отношению ко всему, что уже принято подростками. Надо рассмотреть все аспекты личности коммуникативного лидера — и подростка, и взрослого. Посмотрим на лидеров-подростков. Как они говорят? Может быть, именно это приведёт к пониманию лидерства как психосоциального явления.

Учитель, воспитатель, руководитель кружка — постоянный руководитель общения, коммуникативный лидер. Любая наша задача решается в процессе взаимодействия, психологическая роль в груп­пе определяется именно умением общаться. Подлинный учитель-лидер знает: ребятам нравится уверенность и немногословность, а если обнаружишь сомнение — ничего не добьёшься. Рече­вая манера, жёсткость режиссуры, точность формулировок, негромкая и неторопливая значи­тельность речи, исключающая суетливость и непоследовательность, — всё это черты подлинно­го лидера, совершенно необходимые для педагога. Мы даём ребятам возможность высказаться, творить, проявлять себя, но направляющая воля должна угадываться во всём, иначе возникнет анархия. Здесь, как и во всём, нужна мера: избыток авторитаризма подавляет, отчуждает, ак­центированная демократичность может вызвать панибратство

Лидер — это тот, к кому обращаются в надежде быть выслушанными, если кто-то не уве­рен в своём праве делать окончательные суждения. Способность руководить — это способ­ность знать мнение всех и каждого, синтезировать их, чтобы потом принять необходимые ре­шения. Если лидер оказался втянутым в спор, что бывает крайне редко, он ничего не будет страстно доказывать, не станет угрожать, оправдываться, убеждать. Лидер помнит: в споре нельзя торопиться, оправдываться, угрожать, что-либо внушать.

Лидер всегда устраняется от конфликта и не поддерживает ни одну из сторон, если конфликт непримирим. Он умеет угодить обоим, чтобы незаметно подчинить их своим це­лям, т.е. целям коллектива. Наиболее непримиримого из полемистов он умеет ставить в ту­пик сенсационным фактом, интересным и практически не имеющим ответа вопросом, новой информацией или демонстративным молчанием. Он никогда и никого не обрывает, не исполь­зует запретов, угроз, тем более оправданий.

Лидер демонстративно позволяет другим членам группы проявлять слабости, говорить об ошибках и делать ошибки в речи, но сам он при этом говорит безупречно на том языке, ко­торый принят группой. Лидер умеет выгодно трансформировать свою речевую манеру. Если асоциальные ориентиры группы очевидны, он превосходно владеет её языком и всей её коммуникационной манерой. Оказавшись же в другом обществе хотя бы с одним чле­ном своей группы, принимает язык этого сообщества, предъявляя таким образом окружаю­щим и свою компетентность, и умение владеть ситуацией.

Лидер тонко чувствует настроение группы, всегда ориентируется на сложившуюся си­туацию и возникшие запросы. Он говорит с группой о её проблемах; предстаёт как человек, способный их решить и увлечь на решение остальных. Он немногословен — соглашается, ес­ли нужно; игнорирует, если сказанное не заслуживает внимания, не нуждается в чьей-то за­щите или поддержке, отвергает её. Любопытная деталь: лидер избегает цитирования, по­скольку это обращение к чьему-то авторитету, а авторитет — он сам.

Лидеру позволяется многое, но он не обладает правом ни на что идущее вразрез со сложив­шимися ориентациями группы, в том числе внешними, — противопоставив себя остальным, он лишается единственного механизма власти — возможности управлять одними при помо­щи других.

Умение оставаться весёлым, оптимистичным и даже беззаботным — качество, опреде­ляющее лидера. Он ведёт. А тот, кто не знает дороги или боится трудностей, — вести никого не может.

Конечно, не всё сказанное о лидере вы возьмёте на вооружение. Каждый человек — личность со своими идеалами, целями, мотивировками. Но педагог, и, в частности, вожатый, руководитель кружка или секции, должен готовить себя к этой непростой функции. Из мно­жества информации им предстоит выбрать ту, что поможет быть рядом со школьниками и — немного впереди.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

Выявить наиболее авторитетных лидеров и их микрогруппы, особенно те, которые направлены на общественно - значимые цели и хорошо идут на контакт с педагогом.

Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

Сплоченность коллектива определяется отношением числа взаимных связей к общему числу членов коллектива. Поэтому сплоченность является критерием, характеризующим сопротивляемость коллектива неблагоприятным воздействиям социальной среды, критерием защищенности и нравственности. Сплоченность уменьшает число неврозов, является профилактикой правонарушений, улучшает дисциплинированность, творческую активность, способствует развитию самоуправления.

Для практической деятельности по формированию и управлению детским коллективом, педагогу необходимо пройти следующие стадии работы с детским коллективом:

Выявить потребности и интересы детей и организовать их общественно-полезную деятельность по этим интересам.

На первой стадии, четко и однозначно сформулировать требования к формируемому коллективу детей и порядок неукоснительного контроля за их исполнением, используя авторитарный стиль управления.

В процессе деятельности коллектива, выяснить возможности и способности детей стать лидерами, обратив внимание на конкретные характерные черты лидера: общительность, доброжелательность, интеллектуальную и физическую развитость, психическую устойчивость, способность внушать к себе уважение, способность вести за собой от одного до 16 детей в микрогруппе, организаторские способности.

С первого дня назначить своими помощниками детей, обладающих такими характеристиками.

Выявить микрогруппы, формирующиеся вокруг лидеров.

Выявить наиболее авторитетных лидеров и их микрогруппы, особенно те, которые направлены на общественно - значимые цели и хорошо идут на контакт с педагогом.

Найти контакт с лидерами этих микрогрупп и создать условия для поднятия их авторитета (социального статуса) в формирующемся коллективе.

После нахождения положительного контакта с лидерами, включить их в организаторскую деятельность по достижению целей детского коллектива, создав Совет лидеров во главе с наиболее влиятельным, положительно направленным лидером, согласным с предъявленными педагогом требованиями.

Помочь лидеру и его окружению в планировании и управлении детским коллективом по установленным ранее требованиям, постепенно переходя к демократическому стилю управления коллективом.

Создать условия соревнования лидеров и их группировок по более качественному достижению поставленных перед коллективом целей, с премированием победивших микрогрупп значимыми для детей подарками, с организацией друг другу помощи в приемах достижения поставленных целей. Сдружить лидеров между собой, увеличив сплоченность коллектива.

Итак, лидерство – один из активных способов проявления индивидуальности.

Решением проблем воспитания и развития личности в художественных коллективах может быть лишь правильный методический подход руководителя к индивидуальным особенностям каждого отдельного участника, а не коллектива в целом. Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других.

Решение данных проблем позволит добиваться высоких результаᴛᴏʙ, развивая в каждом участнике коллектива эстетическое мировоззрение и гуманное отношение к действительности и личности. На первый взгляд, казалось бы, в каждом коллективе рано или поздно появляются ᴨᴏᴛенциальные или формальные лидеры, и ничего страшного в данном аспекте нет. С позиции психологов, лидерство способствует разрушению коллектива, его дезадаптации. Появление лидера оказывает негативное отношение к нему других участников коллектива, появляются конфликтные ситуации, что ведет в конечном итоге к разрушению творческой атмосферы коллектива и дальнейшей его гибели. Нарушается единство группы, вследствие чего каждый участник пытается все делать сам – это отрицательная сторона, также появление лидера может рассматриваться и как стимул к наиболее активной деятельности коллектива, его творческому и профессиональному росту; когда остальные участники коллектива пытаются достигать таких же успехов, что и их лидер. Данная ситуация будет оценена положительно, если лидер пытается не обособляться от группы, а вместе с ней достигать своих успехов. Позиция остальных участников по отношению к его лидерству будет всегда воспринята положительно, если он не смотрит с высока на их недостатки, провалы, неудачи, а пытается им помочь, в какой-то степени гордясь своим умением.

посещают кружок много лет,

часто проявляют инициативу,

обладают организаторскими способностями,

общительные и отзывчивые.

Многие считают, что руководитель и никто иной должен быть единственным авторитетом у ребят и в этом самая главная ошибка. Педагог - лидер и ориентир для воспитанника, но для того, чтобы избегать проблем (педагог – лидер - коллектив), педагог должен быть в тесном взаимодействии с теми ребятами которых любит и уважает группа. Я могу с уверенностью сказать, такое взаимодействие (педагог-лидер) очень помогает в работе с коллективом, сами собой устраняются проблемы организационного и даже творческого процесса. Лидеры, реагирующие положительно на те или иные предложения руководителя, касающиеся творческого процесса, моментально находят поддержку и одобрение всего коллектива – это и поездки на конкурсы, участие в мероприятиях решение внутренних проблем ансамбля и самое важное постановочная работа, процесс реализации постановки, пошив костюмов и т.д.

Взаимодействие педагог - лидер.

2.Разъяснение основных целей и задач в творческом процессе, для поддержки и понимания поставленных задач внутри группы.

Я твердо убеждена, что полагаясь в своей работе на ребят с багажом многолетнего опыта общения, мне удастся сохранять дружный, сплоченный коллектив с неувядающим творческим потенциалом.


Аннотация
В статье описывается возможность теоретизации материала по общим, частным и частно-специальным проблемам лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении. Специфика эмпирического и теоретического материала, представленного в работе, определяется через традиционные и инновационные конструкты педагогического моделирования и научного поиска в педагогике. Теория лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении определяется на общепедагогическом и предметно-педагогическом уровнях, практика описания особенностей лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении является ситуативно изменяющейся системой описания особенностей поиска решения задач повышения качества социализации и самореализации личности в коллективе и с коллективом. Совокупность уточненных моделей и типологий, непосредственно связанных с рассмотрением и иллюстрацией теории лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении, определяет теоретико-эмпирическую значимость проделанной работы.

Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении определяется одним из интересных направлений современной педагогики, отражающей в системе представлений о возможности продуктивного решения задач развития личности и коллектива, целостную картину научного построения основ управления и коррекции качества педагогической деятельности, фасилитирующей личности и обществу выбор идей и ценностей развития лидера в ученическом коллективе.

Основы теории лидерства и построения ученического самоуправления 1 – многомерная система определения и решения задач современной педагогики управления, основы которой за последние три десятка лет изменились на всех описываемых уровнях изменения и визуализации. Определим из выделенных работ 18 основы педагогического мастерства и практики постановки и решения задач визуализации и решения проблем и противоречий определения теорий, проблем и типологий лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении:

- возможности повышения эффективности ученического самоуправления при использовании сетевых сообществ [16] определяет перспективность использования средств информационных технологий и социальных и образовательных сетей и пространства для решения задач управления коллективом и оптимизации качества продуктивного сотрудничества лидера и коллектива;

- газета как средство развития ученического самоуправления [7] является одной из форм оптимизации качества решения задач развития ученического самоуправления, специфика уточнения и распределения обязанностей у обучающихся в газете является показателем сформированности коллектива и качества выбора лидера в коллективе (редактор или главный редактор);

- лидер и лидерство в российском движении школьников [3] определяет особенности проектирования основ воспитания и развития лидерской позиции личности, включенной в систему поликультурных отношений, в ресурсах и продуктах которых определяется воспитательно-образовательная среда, антропологически обусловленные системы и пр.;

- организация ученического самоуправления [15] определяет проблемность и теоретизированность практики постановки и решения задач организации ученического самоуправления;

- организация ученического самоуправления в среде научно-исследовательского сообщества старшеклассников [1] определяет перспективность решения задач социализации и самореализации личности через науку как избранный профиль саморазвития и становления, в такой практике лидер необходим для коррекции качества продуктивности и сотрудничества в группе, особенности гибкого варьирования выделяемых и решаемых задач обеспечит группе надлежащий уровень материального благополучия в случае верного выбора и наоборот поставит существование коллектива под угрозу при неверном планировании и решении детерминируемых противоречий и проблем;

- основные этапы формирования ученического самоуправления в общеобразовательной организации [9] отражает уровневую возрастосообразную модель поиска оптимального решения представления типологии этапов формирования ученического самоуправления в общеобразовательной организации;

- особенности развития ученического самоуправления в современной школе [17] определяет в описании специфику, теорию и проблемы развития ученического самоуправления в современной школе;

- понятийный аспект развития лидерства детского общественного движения в России [8] определяет основы моделирования в детерминации продуктов и моделей развития лидерства детского общественного движения;

- портфолио лидера ученического самоуправления [6] определяет модель визуализации основ самопрезентации достижений личности лидера в продуктивном решении задач ученического самоуправления;

- развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях [12] раскрывает теорию и практику решения поставленных задач в структуре визуализации основ и возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях;

- роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося [14] раскрывает направленность социализации и самореализации личности в реализации модели деятельности личности и общества, оптимизации качества ученического самоуправления;

- ученическое самоуправление [10] отражает теорию реализуемых функций и моделей ученического самоуправления;

- ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста [18] определяет нишу проблем и противоречий, решение которых повысит качество педагогической деятельности в детерминации и решении задач ученического самоуправления, реализующего условия продуктивности и конкурентоспособности личности в коллективе и коллектива в обществе;

- формирование системы ученического самоуправления в общеобразовательной школе [2] является реализуемой тактикой оптимизации качества развития личности как ценности и продукта общества, культуры и деятельности.

Качество постановки задачи выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяет проблемы аксиологического (ценностного), персонифицированного, деятельностного, акмепедагогического и пр. генеза.

Персонификация как модель фасилитации развития – актуальное решение ряда определяемых в педагогике задач, но деструкции, возникающие вследствие игнорирования нормального распределения способностей и здоровья, нравственных чувств и качества развития личности и общества, общечеловеческих ценностей как основы построения и уточнения всех конструктов и конструкторов педагогики деятельности и теории управления, здоровьесбережения и гуманизма, продуктивности и конкурентоспособности не позволяют нормально и согласованно перестаивать и уточнять способы, формы, методы, технологии управления коллективом, выбора лидера, функционирования системы социальных, образовательных и профессиональных отношений.

Основным показателем может быть количество работ личности, выполненной за отчетный период в той или иной реализуемой единоличной или коллективной деятельности. Если руководитель-лидер ученического коллектива не имеет никаких достижений ни в олимпиадах, ни в смотрах, ни в конкурсах и пр. (но удобен учителю или педагогу из администрации), а у другого обучающегося ученического коллектива их определенное множество, к тому же данный обучающийся привлекает других обучающихся к высоким достижениям в различных направлениях деятельности, то могут быть выделены различные деструкторы, приводящие в ученическом коллективе к социальному и асоциальному перераспределению обязанностей.

Итоги возрастосообразных деструкций являются плодом нерешенных проблем в ученическом возрасте [1, 5, 6, 11, 13, 16]. В структуре деформированных основ выбора лидера в коллективе могут быть определены такие современные проблемы, как реорганизация образовательных организаций, неэффективная оптимизация структуры образовательной организации, приводящая к уничтожению определенного воспитательно-образовательного континуума, острое социальное противостояние общества к проблемам нецелесообразного или асоциального управления (демографическая яма, падение уровня культуры и деятельности и т.д.) и пр.

В системе деятельностного рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе играют основополагающую роль типы и условия продуктивного развития личности. Специфика учета возможностей продуктивности, креативности, конкурентоспособности и прочих конструктов самоорганизации качества развития коллектива и продуктов его деятельности является многомерным направлением поиска, в структуре которого выделяются цели, ценности, приоритеты, принципы, методы, средства, формы, технологии управления производством и производственными отношениями. Проблемы, возникающие в деятельностно-продуктивном поиске, определяют все составные будущих отношений личности в системе реализации профессионально-трудовых отношений, выполнения трудовых функций, трудовых действий и выполнения особенностей трудового контракта.

В модели акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе определяются высшие педагогические ценности и смыслы развития личности и общества. Специфика детерминации и реализации идей акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе – одна из интереснейших плоскостей научной педагогики. К сожалению, направление акмепедагогического рассмотрения проблем выбора лидера и воспитания лидера в ученическом коллективе практически не детализировано в научных публикациях, да и о реализации данной практики практически нет данных в современной системе управления персоналом и разработками системы образования, ученическим и студенческим коллективом.

Типология проблем может быть сведена к следующей совокупности конструктов детерминации и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении:

- по принадлежности к возрастосообразному развитию: детского возраста, младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста, возраста обучающихся СПО, обучающихся ВО;

- по принадлежности к продуктивному самовыражению и самостоятельному генерированию жизнеспособных идей самоорганизации коллектива и личности: адаптивного типа, репродуктивного типа, поискового типа, креативного типа, творческого типа;

- по принадлежности к харизматическому решению задач детерминации и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении: опеки, стимулирования, поиска, харизмы;

- по отношению к продукту и источнику достижений: традиционные и инновационные (лидерство в сети интернет и социальных сетях, лидерство в различных инновационных проектах и НТП и пр.) и пр.

Теория и практика выделения и визуализации проблем лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении – сложная плоскость возрастосообразных новообразований развития и самореализации личности в коллективе. Современные представления о роли и распределении обязанностей в учебном и внеучебном выборе обучающимися основ сотрудничества и взаимодействия раскрывают традиционные и инновационные ниши продуктивных решений проблем и задач современной культуры и деятельности.

Лидерство в сети Интернет и социальных сетях – специфическое новообразование современности, в структуре которого общество с его запросами и возможностями перестраивает все современные представления об общении и решении задач коллективного управления теми или иными общими, частными и частно-специальными основами социально-образовательного выбора и коррекции качества развития и самоорганизации антропопространства.

Ученическое самоуправление (широкий смысл) – продукт реализации идей развития личности и коллектива в модели современного непрерывного образования, гарантирующего личности персонифицированное, продуктивное включение в ситуативно изменяющиеся условия и системы антропологически и ноосферно обусловленных связей и отношений, позволяющих повысить качество развития личности, группы и общества в целом.

Ученическое самоуправление (узкий смысл) – продукт образовательной и культурно-исторической политики и практик решения задач развития коллектива и лидера в нем, определяющего и решающего задачи оптимизации и повышения качества функционирования коллектива и личности в коллективе.

Ученическое самоуправление (локальный смысл) – реализуемый проект самостоятельного выбора условий и принципов, моделей и форм, технологий и тактики решения задач развития коллектива и личности в коллективе учеников (обучающихся) класса или группы, образовательной организации или учреждения.

Лидерство в ученическом самоуправлении (широкий смысл) – выделение личности, способной качественно решать задачи управления ученическим коллективом, признание важности и продуктивности деятельности данной личности субъектами ученического коллектива с последующим подчинением и контролем качества решения делегированных полномочий и решаемых задач.

Лидерство в ученическом самоуправлении (узкий смысл) – выделение личности в коллективе учеников, полномочия и установки, задачи и пожелания в определенном направлении деятельности которых будет выполнять избранный член коллектива (лидер).

Лидерство в ученическом самоуправлении (локальный смысл) – ситуативное избрание лидера для решения тех или иных задач школьного и внешкольного типа взаимодействия и сотрудничества, общения и самовыражения.

Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении будут нами определены в различных моделях и технологиях исследования качества определения типологии и возможностей лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: