Опера чародейка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Дэвид Паунтни
Художник-постановщик – Роберт Иннс Хопкинс
Хореограф – Ренато Дзанелла
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Мими Джордан Шерин
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
Хормейстер – Павел Теплов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева

Краткое содержание

Действие второе
Княгиня, покинутая князем, горюет и негодует. Она требует, чтобы Мамыров рассказал ей всю правду о князе. Тот сообщает, что наместник часто бывает на постоялом дворе у Кумы. Княгиня клянется отомстить обидчице. Она приказывает Мамырову разузнать о неверности князя.
Княжич Юрий души не чает в матери. Он обеспокоен тем, что княгиня мрачна и несчастна, но та не называет ему причины своих горестей.
Мамыров подкупает чернеца Паисия и просит его следить за Кумой. Князь понимает, что страсть к Куме разрушает его семью. Разговор с княгиней перерастает в ссору. Князь угрожает княгине расправой.
Во дворец врывается разъяренная толпа. Народ возмущен непомерными налогами, которыми обложил его Мамыров. Молодой княжич Юрий успокаивает людей и уговаривает их разойтись. Мамыров рассказывает Юрию, что причина страданий его матери – Кума. Юрий обещает убить околдовавшую отца чародейку.

Действие четвертое
Настасья и Юрий решаются бежать из родных мест.
Но первой на месте встречи оказывается княгиня, которую Паисий привел к Мамырову, переодетому знахарем Кудьмой, за отравой. Княгиня решила отомстить за мужа и сына. Появляется Настасья, которая ждет Юрия. В это время к Куме подходит княгиня в одежде нищей странницы. Она успевает напоить Настасью отравленной водой.
Княжич возвращается, но яд уже начал действовать. Княгиня выдает себя. Княжич Юрий не может сделать выбор между матерью и возлюбленной. Кума умирает.
Появляется старый князь. Он хочет знать, что случилось с Кумой. Заподозрив, что Юрий куда-то скрыл Настасью, князь в исступлении убивает сына. Князь-сыноубийца сходит с ума.

О спектакле

Постановка Мариинского театра в сотрудничестве с Национальным театром Сан-Карлуш (Лисабон)

Мировая премьера: 20 октября 1887 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 29 июня 2003 года

Продолжительность спектакля 3 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом


Фото

Интересные факты

Популярные номера

автограф Чайковского Чародейка

Петр Ильич Чайковский

Его внимание, прежде всего, привлекла сила страстей, заложенная в драме, и особенно та сцена, в которой у княжича Юрия, впервые увидевшему Чародейку, вспыхивает страстное чувство. Загоревшись идеей создания оперы по произведению Шпажинского, Пётр Ильич в январе 1885 года обратился к драматургу с просьбой о написании либретто. Ипполит Васильевич согласился, несмотря на то, что композитор сразу его предупредил о значительной переработке текста. В конечном результате либретто оперы изрядно стало отличаться от первоисточника. Были сокращены не только диалоги, но и целые сцены, удалены некоторые второстепенные персонажи. В итоге число актов уменьшилось до четырёх вместо бывших пяти. Однако были внесены и другие изменения. Массовой стала картина столкновения горожан с княжескими прислужниками, а также по просьбе композитора Шпажинский ввёл колоритный персонаж чёрного колдуна Кудьмы.

Постановки

В том же году опера впервые была поставлена в Горьковском театре оперы и балета, а в 1954 году - в оперном театре Алматы.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Действующие лица:

  • Князь Никита Данилыч Курлятев, великокняжеский наместник в Нижнем Новгороде (баритон)
  • Княгиня Евпраксия Романовна, жена его (меццо-сопрано)
  • Княжич Юрий, их сын (тенор)
  • Мамыров, старый дьяк (бас)
  • Ненила, сестра его, постельница княгини (меццо-сопрано)
  • Иван Журан, княжеский ловчий (бас)
  • Настасья, по прозвищу Кума, хозяйка заезжего двора у перевоза через Оку, молодая женщина (сопрано)
  • Фока, дядя её (баритон)
  • Поля, подруга Кумы (сопрано)
  • Балакин, гость нижегородский (тенор)
  • Потап, гость торговый (бас)
  • Лукаш, гость торговый (тенор)
  • Кичига, кулачный боец (бас)
  • Паисий, бродяга под видом чернеца (тенор)
  • Кудьма, колдун (баритон)
  • Девушки, гости из Нижнего, приставы, княжеские холопы, охотники и псари, скоморохи, народ

Действие происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях в последней четверти XV века.

Первое действие

Берег Оки против Нижнего Новгорода. Заезжий двор молодой вдовы Настасьи, прозванной Кумой. Красота и приветливый нрав привлекают к Куме немало людей разного чина и звания. Здесь могут они повеселиться на приволье, позабыть о гнетущей скуке старозаветного богомольного быта, отрешиться от ханжества и лицемерия, царящих по ту сторону реки, в городе. Зато и ненавидят Настасью темные ревнители старины, нашептывающие, что она знается с нечистой силой, что она — злая чародейка.

На берегу шумное пированье. Настасья поет гостям о бескрайнем волжском просторе, рождающем в душе жажду такого же бескрайнего, беззаветно-широкого чувства. Проплывают лодки, возвращается с охоты княжич Юрий, сын нижегородского наместника, старого князя Курлятева. Все приветствуют ласкового княжича. Настасья, давно уже тайно полюбившая юношу, рада была бы увидеть его своим гостем, но Юрий сторонится бойкой хозяйки заезжего двора и на берег не сходит. Не пришел желанный гость, а пожаловал нежеланный. Только уплыли лодки княжича, как Настасья узнает, что к ней сейчас нагрянет сам грозный наместник с дьяком Мамыровым, приставами и челядью. Вот и они сами. Беда грозит Куме. Однако, пораженный красотою Настасьи, ее разумной, смелой и приветливой речью, князь внезапно меняет гнев на милость. Он принимает из рук хозяйки чашу вина, одаривает перстнем и, захмелев, приказывает старому дьяку Мамырову плясать вместе со скоморохами на потеху гостям. Сама того не желая, покорила Настасья старого князя.

Второе действие

Сад у дома наместника. На крылечке горюет княгиня, с недавних пор покинутая князем. Мамыров, затаивший жестокую обиду на князя и Куму, уверяет, что наместника приворожила Чародейка. Гордая княгиня, оставшись одна, клянется отомстить обидчице. Является старый князь, недовольный и гневный, поглощенный своим чувством к Куме. Разговор с княгиней, полный взаимного раздражения и угроз, лишь накаляет обстановку. Оба уходят. В опустелый сад с криком врывается толпа народа, преследуя княжеских слуг, среди бела дня грабивших торговый люд. Появляется проклинаемый народом Мамыров, берет грабителей под свою защиту и приказывает челяди вязать зачинщиков. На шум побоища выходит княжич Юрий. Он прекращает драку, упрекает Мамырова в несправедливости и ласково отпускает народ по домам. Где же, однако, сам князь? Он поехал за Оку, к Куме. Оскорбленная этой вестью до глубины души, княгиня изливает горе своему единственному защитнику, любимому сыну. Княжич обещает убить опутавшую отца своими бесовскими хитростями Чародейку.

Третье действие

Изба Кумы. Вечер. Старый князь у Настасьи. Лаской и гневом пробует он вырвать у Кумы согласие стать его полюбовницей. Напрасно. Не нужно ей ни золота, ни жемчуга. Князь пытается обнять ее. В отчаянье приставляет Настасья к своему горлу острый нож. Она лучше умрет, чем уступит немилому. Взбешенный князь уходит.

Вбегает подруга Кумы с недоброй вестью: княжич Юрий поверил злым наговорам и поклялся убить Настасью. Надо остерегаться его. Кума остается одна. Жизнь не мила ей — незачем себя и беречь. Она гасит свет и, не заперев дверей, ложится. Неслышно входит Юрий. Обнажив нож, подходит княжич к ложу Настасьи. Но рука его не поднимается на спящую. Настасья открывает глаза — она чиста перед княгиней, перед княжичем, она любит его больше жизни. Покоренный Юрий не может сдержать нежности и восхищения. Он полюбил — впервые в жизни.

Четвертое действие

История создания

Пётр Чайковский (Pyotr Tchaikovsky)

Либретто оперы значительно отличается от пьесы. Количество актов уменьшено с пяти до четырех, большинство диалогов сокращено, исключен ряд второстепенных персонажей, изъяты отдельные сцены. Одновременно были развиты некоторые существенные моменты драмы, как, например, вскользь упоминаемый в пьесе эпизод столкновения горожан с княжеской челядью, выросший в опере в развернутую массовую картину. По предложению Чайковского был введен новый персонаж — колдун Кудьма.

Несмотря на активное участие Чайковского, либретто оперы получилось во многом несовершенным. Уже на репетициях оперы обнаружились длинноты, побудившие композитора сделать значительные сокращения в музыке. Кроме того, либретто страдало стилистическими пороками; оно было изложено псевдонародным языком с примесью вульгарного бытового говора. Новая редакция текста оперы создана советским поэтом С. М. Городецким для постановки Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1941).

Музыка

Третий акт распадается на две части — сцены встречи Кумы с князем и с княжичем. Степенно-величавая мелодия симфонического вступления полна чувства внутренней силы и достоинства. Эта мелодия главенствует в сцене Кумы с князем; на всем ее протяжении драматизм растет, достигая предельной остроты в заключительном эпизоде. Спокойно и уверенно звучат начальные фразы обращения Настасьи к княжичу; в стремительном развитии воплощен большой диапазон чувств, обуревающих Куму: горькая ирония, трогательная мольба, страстная тоска, упоение счастьем.


Сцена Кумы и Княжича начинается краткой, но ярко выразительной немой картиной, сопровождаемой внезапным бурным взрывом оркестровой звучности: княжич Юрий, пришедший для того, чтобы отомстить за обиду матери и убить Куму, при виде ее внезапно останавливается и хочет уйти. В этой сцене ведущая роль принадлежит Куме, которая искренностью и задушевной проникновенностью своей речи утишает гнев Княжича и покоряет его сердце. Юрию принадлежат только отдельные реплики, выражающие его внутреннюю растерянность и борьбу с самим собой. Но постепенно чувство неожиданно вспыхнувшей любви побеждает в нем и заставляет отбросить все сомнения.

Дискография: Грампластинка — Мелодия. Дир. Самосуд, Князь (Киселев), Княгиня (Борисенко), Княжич Юрий (Нэлепп), Кума (Соколова).

Однако к Настасье двоякое отношение: если постояльцам нравится ее добрый нрав, то ревнителям старины и строгих порядков остается только ненависть и зависть. Они поговаривают, что кума – чародейка, что она водится с темной силой.

Женщина поражает князя своей красотой и умными речами, он влюбляется, забыв о своей княгине. Пытаясь добиться ее расположения, князь наталкивается на отказ, Настасье лучше умереть, чем быть с ним, разозлившись, Курлятев уходит. Княгиня же не знает всего, до нее дошли слухи о чародейке, она жалуется сыну, и княжич решает убить вдову. Придя к ней, он мимовольно влюбляется, понимая ее нравственную чистоту. Молодые люди решают сбежать вместе, однако княгиня отравляет Куму, которая умирает на руках у возлюбленного. Ее тело по приказу княгини бросают в реку. Князь ищет Куму, но не найдя ее, обвиняет сына в пропаже, в гневе Курлятев убивает княжича.

Настасья показана как простая русская женщина, мечтающая об истинной любви, близкая к природе, гармоничная и обладающая как внешней, так и внутренней красотой и нравственной чистотой. Опера учит тому, что людям нужно научиться слышать, любить, прощать и не предаваться пагубным страстям.

Читать краткое содержание Чайковский - Чародейка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оперы. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Чайковский - Чародейка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Роман начинается со вступления, где автор повествует читателям о том, что все события, изложенные в произведении, принадлежат его приятелю Максудову, который покончил жизнь самоубийством.

События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят.

Волшебная страна появилась благодаря волшебнику Гуррикапу. Он искал тихое и живописное местечко, где не было людей. Волшебник сделал красивую страну, окружил ее лесами и горами.

Таня очень смелая девочка. Она дружит с Петей. Петя очень умный, благодаря чему замечет все мелочи. Вожатый в пионерском лагере ведет себя сомнительно. Таня и Петя выясняют, что фея Вежливости и Точности заколдовала его.

Читайте также: