Проблема выбора профессии выпускников школы

Обновлено: 04.07.2024

Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?

Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу

На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.

Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью

Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.

Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать

Причина четвертая. Боязнь поступления

Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать

Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.

Профориентация VS самоопределение

Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет.

Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.

1. Родители

Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.

2. Учителя

Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом. Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим. При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.

3. Друзья

4. Кино/соцсети

Киноиндустрия формирует определенные образы и людей, и профобластей. Например, профессия адвоката в последнее время очень популярна. На экране ребята видят успешного, богатого и красиво одетого человека. Кажется, что его дело — красноречиво выступать в суде. Но кропотливая работа с документами, постоянная напряженность и жесткая конкуренция, как правило, остаются за кадром. Поступив на юридический, молодой специалист неожиданно сталкивается с рутинными задачами, сложностями и, разочаровавшись, уходит.

5. Установки окружающего мира

Блогерство и желание быть всегда актуальным также оказывают сильное влияние на подростка, сужая его представление о существующих профессиях.

За ними кроется огромное количество критериев. Их нужно разбирать с помощью уточняющих вопросов.

Слова взрослых, на которые необходимо наложить табу:

когда я был в твоем возрасте;

Не всегда дети нуждаются в экспертном мнении старших. Позиция взрослого должна исключать универсальные ответы. Профориентация и самоопределение — нелинейные процессы, в них нет четкого алгоритма действий. Ведь каждый новый опыт корректирует наши пожелания относительно профессии. Это нужно учитывать.

Как заинтересовать ребенка выбором будущего

Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.

Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.

10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.

Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.

Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.

То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.

Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.

Проблемы профориентации школьников

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:

    Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
  • Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
  • Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
  • Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
  • Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
  • Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
  • Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.

По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.

Противоречия профориентации школьников

Рекомендуемые профориентационные мероприятия

Проблемы профориентации в школах

Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:

  1. Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
  2. Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
  3. Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
  4. Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
  5. Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
  6. Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.

Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.

Выводы

Профориентация в школе и её проблемы

В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.

Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.


Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Похожие статьи

Мотивационные факторы в выборе профессии. | Молодой ученый

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Мотивированный выбор профессии – основа.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального успеха. Автор: Бутримова Наталья Вениаминовна.

Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных.

Понятие профессионального выбора в современных.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия.

Психологические особенности профессионального.

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Особенности профессионального самоопределения.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии.

Готовность к выбору профессии

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

Задачей данного этапа является уточнение выбора профессии, построения плана профессионального пути.

Важную роль в выборе профессии старшеклассников играет медико-биологический аспект.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Проект "Проблема выбора профессии"


Готовый исследовательский проект по истории и обществознанию на тему "Проблема выбора профессии" рассчитан на то, чтобы помочь подростку выбрать свой профессиональный путь, ведь каждый подросток задается вопросом: "Кем быть?", - и от ответа на него во многом зависит будущее человека.

Подробнее о работе:


В исследовательской работе по истории на тему "Проблема выбора профессии" автор дает развернутое определение понятия "профессия", а также приводит классификацию профессий. В проекте подробно изучено состояние образовательной системы в Российской Федерации, а также установлены факторы, которые чаще всего влияют на выбор подростком будущей профессии.

В исследовательском проекте по обществознанию о будущей профессии выпускника представлен перечень профессий, которые пользуются популярностью среди молодежи, и объясняется, почему так. В рамках проекта "Проблема выбора профессии" автор разработал специальное тестирование, ответы на которое могут помочь выпускнику школы определиться со специальностью, на которою они хотят выучиться.

Оглавление

Введение

Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Таким образом, правильное определение профессиональных интересов стало большой проблемой.

Цель работы – помочь подростку определить свой жизненный путь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Объект исследования: выбор профессии

Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускникам школы

Метод исследования: Тестирование.

Проблема выбора профессии

Профессия — это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

Выбор профессии, планирование карьеры, трудоустройство: такие вопросы возникают не только у каждого подростка и выпускника школы, но и у его родителей, учителей. Своевременный и грамотный ответ на эти вопросы, а также психологическая и педагогическая помощь специалистов станут условиями благополучного выбора профессии и карьеры, определят успех личности в профессиональной деятельности, общественной и личной жизни.

Исходя из этого основная задача современной школы и родителей – подготовить выпускника к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал правильный выбор своей судьбы. Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне.

Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной социально-экономической и педагогической проблемой. Эта идея отражена в новом федеральном государственном образовательном стандарте: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны.

Стандарт ставит задачу – при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания уважительного отношения к труду.

Классификация профессий


Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обуславливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности, характеристик субъекта и людских ресурсов, содержания трудовых задач, вида рабочих нагрузок, орудий труда и т. д. Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяет возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам.

Например:
1) по характеру рабочей нагрузки субъекта деятельности и его усилий по реализации трудовых задач на (преимущественно) физический или умственный труд;
2) по характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на управленческий, операторский, творческий (стандартный и нестандартный), эвристический; динамический и статический; однообразный и разнообразный;
3) в зависимости от условий деятельности – на комфортный, в необычных, неблагоприятных и в экстремальных условиях;
4) по форме организации деятельности – на регламентированный, нерегламентированный и смешанный; индивидуальный и коллективный. Возможно использование и целого ряда других классификационных признаков – по характеристикам орудий труда, типу трудовых задач, виду исходного и конечного продукта деятельности и т. д. Различные сочетания признаков трудовой деятельности создают своеобразный облик конкретных профессий. Научно-практическая деятельность определяет необходимость сопоставления и классификацию профессий по психологическим, гигиеническим, экономическим и другим признакам. При решении психологических задач диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности такая необходимость в классификации профессий определяется потребностью использования методического аппарата, разработанного и обоснованного для какой-либо одной профессии, при решении аналогичной задачи в родственной профессии (профессиях).

Е. А. Климов предложил четырехъярусную классификацию профессий, которая построена на основе многофакторного принципа Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т. п.;
2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;
3) человек – человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т. п.;
4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т. п.;
5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т. п.

Во втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) – мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.; 3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А), – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный мастер АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), – актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:

  • работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) – лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
  • работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т. п.;
  • работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
  • работа в условиях повышенной ответственности (М) – воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими, но не взаимоисключающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Предложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим ячейкам, а для определения их близости, общности по совокупности признаков. Эта задача, конечно, весьма условна, потому что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве, как отмечает Е. А. Климов, полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различия и отождествления.

Читайте также: