Проблема над которой работает школа

Обновлено: 08.07.2024

В условиях модернизации российского образования перед ОУ поставлены важнейшие задачи:

1. Расширение доступности образования.

2. Повышение качества образования путем обновления содержания образования и введения новых образовательных стандартов.

3. Повышение эффективности образования через систему воспитания.

4. Интеграция образования в культуру, социализация личности

5. Информатизация образования

6. Профилизация образования.

Анализ перечисленных выше задач, а также анкетирование родителей, учеников и учителей показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы.

Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила:

возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

начальную профессиональную подготовку обучающихся третьей ступени школы;

интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

сохранения и укрепления здоровья детей.

Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

было интересно учиться;

имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.

создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Способы решения проблемы

Недостаточное использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово–хозяйственной деятельности школы. Пассивное отношение значительной части родителей к образованию.

Активизация работы Управляющего совета школы.

Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой.

Совершенствование и систематическое обновление школьного сайта.

Недостаток мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности работающих педагогов.

Изменение формы морального и материального стимулирования лучших учителей. Внедрение новой системы оплаты труда.

Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга качества реализации образовательных проектов.

Расширение использования электронных носителей в управлении школой; перевод всего архива школы и учёта информации в электронную форму. Разработка мониторинга обученности школьников по программе Фоминой Н.Б.

Способы решения проблемы

В настоящее время учителю приходится работать в состоянии неопределенности. Быстрая смена образовательных парадигм, и, как следствие, фрагментарная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик.

Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности:

Создание методического кабинета.

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в инновационную работу:

разработку экспериментальных нетиповых программ, мультимедиа программ для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий.

работу над темами самообразования,

организацию творческих групп,

участие в научно-практических конференциях различного уровня.

Постоянно меняющееся программное обеспечение и появление новой компьютерной техники приводит к тому, что уровень владения учителями ИКТ отстает от современных требований к учителю.

Повышение квалификации учителей по освоению современных информационных технологий.

2. Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских учителями, владеющими ИКТ, для коллег.

Новые требования к подготовке обучающихся приводят к необходимости постоянного обновления дидактических материалов (направленных на подготовку к ЕГЭ, к экзамену в 9 классе в новой форме, материалов, предполагающих компетентностный подход в обучении и т.д.)

Оптимизация системы (создание в МО банков) дидактического обеспечения образовательного процесса в электронном виде.

Вариативность учебного процесса с одной стороны и отсутствие типовых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов с другой, приводят к необходимости модификации имеющихся типовых или разработке собственных экспериментальных образовательных программ.

Оптимизация системы (создание банка) программ факультативов и элективных курсов, а также нетиповых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов.

Способы решения проблемы

Разработка программ элективных курсов предпрофильной подготовки, направленных на повышение интереса к предмету. Заключение договоров о сотрудничестве в области профориентационной работы с вузами .

1.Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва:

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо,

2.Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности. Создание Научного общества школьников. Проведение научно-практических конференций.

Противоречие между потребностью родителей и обучающихся в образовании повышенного уровня, желанием значительной части школьников продолжить обучение в вузах и чрезмерной перегруженностью школьников, трудностями в усвоении программы средней школы частью обучающихся.

25-30 % обучающихся не могут усваивать сложные разделы физики, химии, математики.

Внедрение технологии дифференцированного подхода к обучению.

Развитие существующей системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Слабая практико-ориентированная направленность знаний.

1.Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.

2. Создание условий для перехода на итоговую аттестацию обучающихся 9,11 классов в форме ЕГЭ.

Способы решения проблемы

Дошкольное образование (5-6 лет) существует сегодня, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.

Открытие групп дошкольной подготовки.

Причины и факторы, способствующие её появлению

Способы решения проблемы

Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учете ОДН, КДН, ВШУ.

Недостаточный уровень психолого-педагогической компетенции и навыков практической работы участников воспитательного процесса по вопросам ранней профилактики.

Увеличение количества семей с нарушением воспитательной функции

Отсутствие психологического сопровождения воспитательного процесса и психологической диагностики асоциальных отклонений

Повышение интенсивности негативного воздействия социальной и медиасреды (компьютерные игры, фильмы и т.п.)

Недостаточная информированность детей данного возраста о последствиях (социальных и медицинских) своих негативных действий.

Повышение методического мастерства классных руководителей в вопросах профилактики

Повышение уровня психологической и педагогической компетенции всех участников воспитательного процесса в вопросах профилактики (педагоги, родители, инспекторы ОДН)

Повышения качества совместной работы с социальными партнерами

Разработка системы классных часов и уроков профилактики для младших школьников

Разработать систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни

Снижение количества обучающихся, занятых в системе дополнительного образования

Значительное снижение количества часов в БДО

Отсутствие объединений дополнительного образования, учитывающих потребности старших школьников

Мотивирование учителей школы на участие в городских воспитательных программах с обучающимися своего класса.

Безопасность и здоровьесберегающая среда

Способы решения проблемы

Ухудшение здоровья школьников из-за:

1) проблем экологии,

2) усложнения образовательных программ ведущих к чрезмерной перегруженности детей.

Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности здания, помещений, образовательного процесса.

Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Совершенствование физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с учащимися и родителями.

Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе через оптимальную организацию рабочего дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей.

Привлечение максимально возможного количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях.

Увеличение численности групп здоровья для ослабленных детей.

7. Создание психологической консультации для старшеклассников.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Способы решения проблемы

Непрерывное изменение требований к оснащению образовательного процесса.

1.Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов.

2.Приобретение дополнительной аудио- и видеотехники для работы учителей начальных классов и иностранного языка;

3.Пополнение фонда медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки.

4. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ

КАК РАЗВИВАЮЩЕЙся СИСТЕМЫ

Основной целью становится личностная самоактуализация и будущее профессиональное самоопределение обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

Самоактуализация – желание человека стать тем, кем он может стать (Maslow, 1987, p.22). Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен или рабочий у станка – все могут актуализировать свой потенциал.

Исследование Маслоу показало, что большинство людей нуждаются в самосовершенствовании и ищут его. И только некоторые, как правило, одаренные люди, достигают самоактуализации. Отчасти дела обстоят столь неблагополучно, что многие люди не видят своего потенциала, они не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к самоактуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения.

Данная концепция предполагает объединение трех блоков содержания образования:

- инвариантное содержание, соответствующее государственным образовательным стандартам, обеспечивающее освоение учащимися необходимого минимума общенаучной информации;

- вариативное содержание, предполагающее на элективной основе углубленное изучение предметов, отвечающих индивидуально-личностной направленности и способностям каждого обучающегося;

- содержание дополнительного образования, обеспечивающее реализацию познавательных интересов в соответствии с увлечениями и прикладной направленностью обучающихся.

Наиболее полно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения помогает организация профильного обучения. В школе имеются материально-технические, кадровые, учебно-методические условия для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. На основе предварительной диагностики запросов обучающихся и родителей можно говорить о необходимости организации в школе многопрофильного обучения за счет вариативной части учебного плана (элективных курсов).

Развитие школы определяется следующими принципами

Принцип гуманитаризации образования предполагает формирование у обучающихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития. Посредством гуманитаризации образования осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутренней потребности самосовершенствования реализации творческих возможностей личности.

Принцип гуманизации образования является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций. Основным смыслом образовательного процесса становится развитие ученика

Принцип развивающего обучения . Развивающее обучение предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и предполагает применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования обучающихся. Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, информационно-комуникативных технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.

Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития обучающегося. Индивидуализация обучения имеет своей задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации отражает в формировании такой структуры, при которой максимально учитываются индивидуальные способности и возможности обучающегося. Дифференциация обучения предполагает формирование ступеней, классов, потоков и групп с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, дифференциация обучения отражается в построении образовательной модели, учебного плана.

Принцип целостности образования основан на единстве процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, его реализация проявляется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип непрерывности действует как фундаментальная основа организации целостной универсальной системы образования

Основные направления развития воспитательной работы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2.1.docx

2. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

2.1. Проблема над которой работает учреждение.

Работа методической службы была направлена на решение следующих задач:

- Обеспечение необходимых условий для внедрения новых Республиканских государственных стандартов начального общего, основного общего и общего среднего образования.

- Повышение теоретической, научно-методической и профессиональной подготовки педагогических работников путем организации работы предметных школьных методических объединений, творческих групп, мастер-классов, семинаров, проведения методических мероприятий в условиях реализации проблемы школы;

- Модернизация работы предметных методических объединений в условиях внедрения новых Республиканских, государственных стандартов.

- Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников в учебных учреждениях, создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- Удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников;

- Повышение качества образовательных услуг путем внедрения инновационных технологий.

Выбранный для просмотра документ 2.2.docx

2.2. Работа школьных методических объединений.

Учителя школы объединены в предметные М/О, то есть, вовлечены в методическую систему школы. В 2015-2016 уч. году в школе согласно приказу функционировало четыре школьных методических объединений

ШМО учителей естественно-математического цикла. Руководитель Мирошниченко Тамара Саитовна;

ШМО учителей историко-филологического цикла. Руководитель Козлова Галина Францевна;

ШМО учителей начальных классов. Руководитель Дорощенкова Лариса Витальевна;

ШМО классных руководителей. Руководитель Афонина Наталья Николаевна.

Каждое методическое объединение имеет свою методическую тему и свой план работы, в соответствии с единой методической темой и целью методической службы школы, в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю.

Совершенствование профессиональных знаний и умений учителей МО естественно-математического цикла.

Повышение педагогического мастерства, профессиональной подготовки каждого учителя посредством самообразования.

Обеспечение высокого методического уровня проведения учебных занятий.

Поддержание методического обеспечения учебных предметов в соответствии с требованиями нормативных документов в области образования, учебных планов, программ, ориентированных на ВГОС.

Активизация работы с учащимися по подготовке к олимпиадам

Координация деятельности педагогов МО.

В составе учителей естественно-математического цикла 6 человек.

1. Сенченко О.А. – учитель ОБЖ и ИЗО, специалист, директор школы, стаж работы 7 лет.

2. Сторчоус Н.В. – учитель математики, высшая категория, стаж 23 года;

3. Мирошниченко Т.С. –учитель физики, высшая категория, стаж 30 лет;

4. Кубряк Л.Ф. – учитель математики, высшая категория, стаж 42 года;

5. Чурбанова Л.А. – учитель математики, 1 категория, стаж 45 лет;

6. Лупешко Н.И. – учитель географии, высшая категория, стаж работы 32 лет.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно - объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка.

Вся методическая работа была направлена на повышение качества обучения, создание комфортной образовательной среды для учащихся и учителей в школе. Основой всей работы являлись современные образовательные и педагогические технологии:

технология проблемного обучения;

технология разно уровневого обучения;

В этом учебном году учителя работают по следующим темам самообразования:

В текущем году заседания проводились в соответствии с планом работы, а также с учетом рекомендаций методического совета и завуча по учебной работе. Всего было проведено 5 заседаний. На них были рассмотрены следующие вопросы, которые способствовали решению поставленных задач: обсуждение и рассмотрение учебных программ по предметам естественно- математического цикла; их соответствие содержанию государственным стандартам, объемам практической части и графику прохождения учебного материала, нормативно-методическое обеспечение по предметам естественно- математического цикла, рассмотрение практического материала для проведения школьного тура олимпиад по предметам естественно- математического цикла, подготовка к итоговой аттестации, активизация работы с одарёнными детьми и организация целенаправленной работы со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания , обсуждение методов подготовки к ЕГЭ, анализ результатов школьных олимпиад по предметам естественно-математического цикла, работа со слабоуспевающими учениками по устранению пробелов в знаниях по предметам естественно-математического цикла. Практически все учителя были задействованы в подготовке к заседаниям МО. Учителя естественных дисциплин не только принимали участие в работе школьного МО, выступали на заседаниях, но и посещали районные МО по графику отдела образования.

Методическим объединением учителей естественных дисциплин велась работа и между заседаниями: проведение диагностических работ, сбор материала для школьного тура олимпиад и ее проведение, проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных, лабораторных и практических работ, работа с одаренными детьми и организация консультаций для слабоуспевающих учащихся по предметам естественно-математического цикла, подготовка учащихся к итоговой аттестации (стенды, уголки, консультации, папки), срезовые работы (в рамках классно-обобщающего контроля), организация консультаций для учащихся 9,11 классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ, взаимопосещение уроков. Учителя Сторчоус Н.В., Кубряк Л.Ф., Мирошниченко Т.С., Чурбанова Л.А., Сенченко О.А. посетили уроки друг у друга, и коллег из других МО передавая свой полезный опыт и обогащаясь опытом коллег.

Проведение олимпиад, один из способов выявления одаренных детей и детей, проявляющих интерес к предмету. Победители школьных этапов олимпиад принимают участие в районных олимпиадах по предметам. В этом учебном году 2 ученика стали призерами районного тура олимпиады по предметам естественно-математического цикла: Ряднов Егор (ІІ-ІІІ место, математика, учитель Сторчоус Н.В.), Руденко Александр (ІІ место, физика, учитель Мирошниченко Т.С.). Работа с одаренными детьми в нашей школе имеет определенную схему, план.

Также учащиеся школы под руководством учителей стараются принимать участие в различных конкурсах.

Наряду с одаренными также ведется работа и со слабоуспевающими учащимися, которая имеет свою структуру и дает положительную динамику по повышению качества и обученности учащихся.

Согласно плану работы МО проводилась предметная неделя математики . Целью проведения этого мероприятия являлось развитие познавательного интереса к предмету, выявление учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Все мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, были продуманы, вызывали живой интерес ребят.

Данная неделя в основном решила поставленные перед ней задачи и в целом, прошла на удовлетворительном методическом уровне. При составлении плана учителя математики стремились вовлечь в проведение недели все классы и разнообразить формы проводимых мероприятий. Это дало возможность учитывать уровень общего развития, направленность интересов и черт характера обучаемого, т. е. его индивидуальных особенностей.

Мероприятия, которые проход или в дни недели физики, должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.

Такие мероприятия привлекают тем, что в их подготовке и проведении участвуют разные, в том числе, и слабые по успеваемости ученики. Талантливые, активные, коммуникабельные с гуманитарными способностями дети не остались в стороне во время проведения предметной недели по физике.

Учащиеся 7-11 классов приняли активное участие в неделе физики.

Согласно плану работы МО проводилась предметная неделя географии и биологии . Целью проведения этого мероприятия оказать влияние на формирование личности обучаемых, на развитие их самостоятельности, активности и творческих способностей; экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде; формирования ответственного отношения к природе; понимания современных проблем окружающей среды .

Данная неделя в основном решила поставленные перед ней задачи.

Повышение педагогического мастерства учителей осуществлялось через курсовую подготовку. В этом учебном году курсы прошли Лупешко Н.И., Чурбанова Л.А., Сторчоус Н.В., Мирошниченко Т.С.

Подводя итоги работы МО учителей естественно- математического цикла за 2015-2016 учебный год, работу МО нужно признать удовлетворительной, отметить хороший уровень подготовки отдельных мероприятий, работу учителей по самообразованию. В следующем году следует улучшить работу по более активному использованию новых технологий обучения, проводить уроки с использованием компьютера, обратить внимание на решение тех вопросов, которые в этом году не удалось решить полностью.

Ввиду вышеизложенного следует :

Обновить содержание учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеурочное время.

Серьезней и добросовестней относиться к своей работе.

Совершенствовать профессиональную компетентность учителя как условие развития компетентной личности.

Активнее принимать участие педагогам и учащимся в конкурсах, олимпиадах школьного, районного и других уровней.

С целью раскрытия талантов и способностей учащихся, привития интересов к предметам, каждому учителю вовлекать учащихся в предметные олимпиады разных уровней, разнообразить формы и методы проведения уроков.

ЦЕЛЬ: Обеспечение методических условий для эффективного введения временного государственного стандарта в основной школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения. Для достижения поставленной цели МО учителей гуманитарного цикла в течение года решало следующие задачи:

Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ВГОС.

Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, в том числе дистанционные курсы, обмен опытом, самообразование.

Содействие раскрытию творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

Организация системной подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку, иностранному языку, литературе, обществознанию, истории.

НАПРАВЛЕНИЯ:

Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровьесберегающих, проблемных методов обучения.

Разработка с последующим применением эффективных методик тестирования, анализа и подготовки к ЕГЭ и ИГА .

Повышение грамотности письменной и устной речи обучающихся, расширение словарного запаса.

Повышение результативность личностно-ориентированного образования.

Планирование и проведение заседаний МО в форме конструктивного диалога с целью обобщения и обмена опытом работы по переходу на ВГОСы.

Способствовать всестороннему развитию духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.

Для решения поставленных задач в течение учебного года было проведено 4 заседания ШМО. Тематика заседаний соответствовала теме ШМО и поставленным задачам. Заседания были тщательно подготовлены и продуманы, выступления и выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать методические обобщения. Все заседания МО проводились согласно утвержденному плану. Были рассмотрены вопросы по внедрению новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла .

На первом заседании члены МО проанализировали деятельность МО за прошлый учебный год, результаты итоговой аттестации по русскому языку, а также представили на рассмотрение рабочие программы, программы элективных курсов по предметам гуманитарного ц икла на 2015-2016 учебный год; выбрали темы по самообразованию . Члены МО обсудили план проведения предметных недель , утвержден план работы МО на новый учебный год.

Заслушали и обсудили выступления учителей Хюринен Н.В. и Яковлева Ю.В.

Формирование профессиональной компетентности педагога через освоение современных образовательных технологий ( Хюринен Н.В).

Повышение эффективности и качества обучения в условиях реализации новых стандартов образования .( Яковлева Ю.В ).

На четвертом заседании была поднята тема организации и подготовки учащихся к ИГА и ЕГЭ, рассмотрена нормативно-правовая документация по организации и проведению экзаменов. Были рассмотрены вопросы по организации урочной и внеурочной деятельности учащихся по подготовке к экзаменам. С докладами выступили учителя: Хюринен Н.В., Яковлева Ю.В.,Проклов В.С.

Каждый учитель в течение года работал над выбранной темой самообразования , с которой выступал на заседании МО с целью обмена опытом:

В течение года учителями даны и проанализированы следующие открытые уроки:

Цель: создать условия для повышения качества образования путем реализации компетентного подхода, формирования у учащихся навыков самообразования; воспитание разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности.

Проблема , над которой работает школа в 2021/2022 учебном году:

- повышение качества образования через формирование системы педагогических средств по достижению максимальных результатов в обучении, воспитании, развитии и профессиональном самоопределении учащихся.

Задачи:

1. Продолжить работу над системой мер по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.

2. Расширить систему маркетинга образовательных услуг для удовлетворения запросов обучающихся и родителей.

3. Активизировать деятельность педагогического коллектива в научно-исследовательской работе с обучающимися.

4. Проводить систематическую работу по подготовке обучающихся к централизованному тестированию и различным этапам республиканской олимпиады по учебным предметам.

5. Совершенствовать условия и механизмы осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках школы.

6. Совершенствовать работу социально-психологической службы в вопросах сопровождения учебного процесса.

7. Усилить взаимодействие семьи и школы.

8. формировать у обучающихся систему знаний, понимание значения происходящих событий и явлений, представление о роли личности в истории и ее ответственности за мир, природу, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, самого себя;

9. формировать у школьников умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму;

10. формировать осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, прививать уважение к историко-культурному наследию белорусского народа.

В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается современная школа: острая нехватка квалифицированных педагогов, проблемы подготовки молодых специалистов, отсутствие мотивации к учебе у подавляющего большинства школьников, влияние различных гаджетов на сознание детей, неблагополучие их семей, несовершенство многих образовательных программ. Особое внимание автор уделяет проблеме наличия большого количества учебных программ для начальной школы. Такое разнообразие губительно не только для детей, но и для педагогов. Отдельно автор рассматривает положительную и отрицательную значимость экзаменов для детей: возможность поступить в ведущие вузы страны, концентрирование внимания на отдельных учебных предметах. Поставленные проблемы были обозначены по результатам анализа педагогической практики в школе. Также в работе выдвигаются возможные, но не единственные пути их решения: повышение зарплат учителям, уменьшение отчетности, разработка единых для всей страны комплектов учебников и рабочих программ, замена экзаменов упрощенной зачетной формой в 9 классе, планирование досуга в семье. Автор статьи формулирует выводы о том, что игнорирование затронутых проблем может привести к необратимым последствиям в отечественном образовании.


Прохождение педагогической практики в школе оказывает большое влияние на профессиональное становление будущего педагога: определение целей и мотивов работы, развитие его навыков и компетенций, формирование взглядов на жизнь и профессию. За время пребывания в школе практикант набирается опыта в общении с администрацией, учителями и учащимися, проводит уроки и внеклассные мероприятия и готовится к ним, выделяет недостатки и достижения в своей работе, прикладывает усилия для их устранения, отмечает положительные и отрицательные стороны работы в школе. Педагогическая практика в школе помогает студентам обнаружить и проблемы в образовании, знание которых подготовит будущего учителя к реальным условиям труда и не принесет разочарования в профессии. Остановимся на этом подробнее.

В современной российской школе много проблем, связанных как с одной конкретной школой, так и со всей системой школьного образования. Основные и определяющие – это острая нехватка квалифицированных педагогов, отсутствие мотивации к учебе у подавляющего большинства школьников, воспитание детей в неблагополучных семьях, несовершенство многих образовательных программ, составленных педагогами, отсутствие последовательности и определенности в общей системе российского образования.

Цель исследования: подробное рассмотрение каждой из названных проблем и продумывание возможных путей их решения.

Рассматривая конкретные проблемы современной школы, необходимо в комплексе оценить систему российского образования, влияние на нее сложившегося уклада жизни граждан России, а также воздействие внутренних и внешних факторов на самосознание педагога.

Методом исследования послужило интервьюирование работающих педагогов студентами, находящимися на практике. Исследование проблем современной школы проводилось посредством бесед с педагогическим сообществом школ. Беседы затрагивали различные проблемы отечественной школы: низкая оплата труда, снижение авторитета учителя, большое количество ненужной отчетности, наличие огромного количества образовательных программ и учебников, отсутствие мотивации у подавляющего большинства школьников, воздействие интернета на учащихся, неблагополучие семей, в которых растут и воспитываются дети. Также были проанализированы научная и методическая литература по данной теме и результаты исследований международной организации по вопросам преподавания.

Результаты исследования и их обсуждение

Основной проблемой, с которой сталкивается подавляющее большинство руководителей школ и других образовательных учреждений и которая была отмечена всеми интервьюируемыми учителями, является острая нехватка квалифицированных педагогов. В настоящее время дефицит кадров наблюдается не только в деревенских и сельских школах, в которых он чувствовался всегда, но и в школах больших районных центров и городов. Бывший министр просвещения Ольга Васильева еще в 2019 г. говорила о нехватке учителей в регионах, составляющей 10–11 % от общего числа всех педагогических работников. С учетом того, что в школах работает свыше миллиона человек, дефицит составляет более ста тысяч педагогов. По результатам Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 в российских школах сейчас средний возраст педагога составляет 45–46 лет. Работают в основном люди предпенсионного или пенсионного возраста, а это означает, что спустя каких-то двадцать лет наших детей просто некому будет учить. Постараемся разобраться в причинах, по которым молодые специалисты, получив педагогическое образование, не идут на работу в школу [1].

Отсюда вытекает и другая проблема – недопонимания и разногласия между родителями и учителями. Они появляются по различным причинам, объективным и субъективным: занижение (завышение) оценок, непонимание предмета, плохое поведение на уроке, повышение голоса на ребенка, игнорирование его просьб и требований. Это происходит по следующей причине. В каждом классе в среднем обучается от 20 до 25 учащихся. Поэтому по объективной причине нехватки времени учителям трудно уделить всем детям достаточное внимание. Родителям важно понимать, что в классе, помимо их ребенка, есть и другие дети, которым учитель тоже должен оказать необходимую помощь и поддержку. Но и ситуации, когда педагог не стремится поработать с каждым учеником, не должны находить отражение в учебно-воспитательном процессе. Поэтому разумный баланс требований и ожиданий со стороны родителей поможет в решении данной проблемы.

На престиж профессии учителя влияет низкий уровень заработных плат. Во многих регионах нашей страны реальная зарплата педагогов едва превышает минимальный размер оплаты труда. По предварительным оценкам в 2021 г. минимум будет составлять всего лишь 12792 руб. На эти деньги учителям трудно приобретать необходимые методические пособия и материалы. По этой причине многие молодые педагоги и не идут на работу в школу, потому что в других сферах они могут зарабатывать значительно больше при меньшей самоотдаче. Получить какие-либо надбавки первое время они не смогут в силу отсутствия необходимой квалификации и опыта работы. Учителя пенсионного возраста в сумме получают достаточно неплохие зарплаты благодаря надбавкам за стаж и квалификацию, пенсии по выслуге лет и плюс к этому очень большая нагрузка (1,5 или 2 ставки), но важно понимать, что они не могут работать вечно, как бы нам этого ни хотелось. Эта проблема решаема на уровне правительства путем повышения заработных плат педагогам. Нужно сделать так, чтобы зарплата учителя была соразмерна его труду и привлекательна для молодого специалиста [2].

Недостатки имеются в подготовке будущих учителей в стенах педагогических колледжей и институтов. Начинающие учителя, покинувшие учебное заведение с дипломом, не имеют соответствующих компетенций, так необходимых в работе с детьми. Здесь основная работа ложится на плечи руководства школы, которое старается восполнить недостающие знания. Если этого не происходит и начинающему педагогу приходится справляться со всеми трудностями в одиночку, то это грозит непоправимыми ошибками в воспитании и обучении детей, которые скажутся спустя определенное время, а также навредят профессиональному становлению личности педагога, его авторитету. Разберем существующие сбои в подготовке учителей. Многое объясняется частой сменой руководства системой высшего образования, отсутствием преемственности и последовательности в их работе. Нет определенности в выборе программ и учебных планов: они часто меняются и дополняются, на смену одним программам приходят другие, нет четкости и системности в обучении.

Дефицит кадров наблюдается и в системе высшего и среднего профессионального образования, что не может не сказываться на его качестве.

Подготовку квалифицированных учителей осложняет отсутствие отдельных профилей и направлений подготовки. Учителям нужна методика преподавания предметов, а на смежных базовых специальностях ее не дают. Так, например, по современным федеральным государственным образовательным стандартам учителем математики может стать человек, который отлично знает математику, но не знает методику ее преподавания. А это намного важнее, чем знание самого предмета. Оттого, знает ли методику учитель, будет зависеть знание детьми материала предмета, который он преподает. Поэтому уничтожение отдельных направлений подготовки может привести к отсутствию соответствующих педагогов-предметников.

Следует усилить воспитательную работу в педагогических вузах: осознанно работать в школу должны прийти только те люди, которые чувствуют ответственность за будущее своей страны, а те, кто идут работать от безысходности, нанесут больший вред, чем тот, который бы возник, если бы они не связали свою судьбу со школой.

Немаловажной проблемой является отсутствие мотивации к учебе у обучающихся всех возрастов. Проблема мотивации к учению присутствовала всегда, но в последнее время, со вступлением общества в цифровую эпоху, она стала более острой. Компьютеры, интернет, повсеместное использование различных гаджетов формируют в сознании отсутствие важности овладения различными знаниями. Зачем мне учить, если можно открыть интернет и узнать? Зачем читать книги, если можно прочитать их краткое содержание? Зачем уметь считать, если есть калькулятор? Такие установки ведут к деградации человека и общества. Отключив интернет, люди останутся не только без информации, но и без способности рационально мыслить.

Интернет таит и другие опасности. Дети, которые с раннего возраста знакомятся с гаджетами (играют в игры, просматривают различные видео, читают ненужную в их возрасте информацию), становятся заложниками виртуального мира. В дальнейшем перемещение их из виртуальной среды в реальную жизнь грозит замкнутостью, неумением общаться со сверстниками, взрослыми и даже родителями, неоправданной агрессией, асоциальным образом жизни и, к сожалению, даже суицидами. Все то, что предлагается детям, а зачастую и взрослым в искусственном пространстве, в большинстве случаев основывается на лжи, которую грамотно преподносят и доказывают. Этим занимаются наши идеологические противники, ведущие против нас информационную войну, которые хотят убрать из нашей памяти все, что создавалось и бережно охранялось веками: наши нравственные и моральные ценности, наши семейные и народные традиции. Противники хотят, чтобы мы забыли свою историю и все, что с ней связано. Добиться этого идеологические противники стараются с помощью развращения наших детей, фокусирования их внимания на том, что не соотносится с их возрастом, губительно для их детской психики. Пропаганда и навязывание западных ценностей, когда нормальным становится заключение однополых браков, превращение мальчиков в девочек, а девочек в мальчиков, стирание гендерной принадлежности нехарактерны для культуры и традиций нашей страны.

Разнообразие программ многократно усложняет работу учителей, подготовку будущих педагогов и понимание материала детьми. В последнее время наблюдается беспрерывный процесс, когда на смену одним программам приходят другие. Учителю нужно досконально изучить новые учебники, разработать для них программы, по которым он будет обучать детей. Для педагога это колоссальный труд, который занимает большое количество времени и сил. Однако через некоторое время приходит документ или рекомендация из Министерства просвещения о смене освоенных программ на новые. Студентам педагогических колледжей и институтов тоже сложно работать с таким объемом программ. Вместо того чтобы изучить и технологически освоить ту программу, по которой они будут работать в дальнейшем, им приходится тратить время на сравнение различных учебно-методических комплектов между собой. При этом каждый учебно-методический комплект начинающим учителем осваивается поверхностно. Младшим школьникам такое многообразие образовательных программ тоже вредит. Представим, что семье ребенка пришлось переехать, ученик пошел в другую школу, в которой обучение ведется совсем по другой программе. Помимо сложностей с адаптацией к новой школе и классу, у него возникают трудности и с преемственностью образовательных программ, с несоответствием уровня сложности с тем, который был ранее. Это является еще одной причиной снижения мотивации к учебе. Груз ответственности опять ложится на учителя, которому придется после уроков заниматься с учеником. Решить эту проблему может только Министерство просвещения, разработав единые для всей страны программы обучения и воспитания для детского сада, начальной и средней школы, отдельно для гимназий, лицеев, а также комплекты учебников к ним. Это облегчит работу педагогов и поможет им сфокусировать внимание на одной программе и соответствующем комплекте учебников (разработка конспектов уроков, контрольных и проверочных работ, подготовка раздаточного материала).

Одной из проблем являются обязательные ОГЭ (основной государственный экзамен) и ЕГЭ (единый государственный экзамен). Однозначно, роль ЕГЭ для поступления в вузы невозможно недооценить, так как это хорошая возможность для школьников из глубинки поступить в ведущие учебные заведения нашей страны на равных правах с другими абитуриентами. Но здесь есть и обратная сторона. Дети и учителя тратят на подготовку к экзаменам очень много времени, а количество экзаменов в последнее время растет. Много времени уходит на правильное заполнение бланков, вписывание одних и тех же букв и цифр, репетиции, организационные вопросы. И если на это уходит больше времени, чем положено, то на что-то его не остается. В первую очередь страдает учебный процесс: дети пропускают важные уроки, не читают запланированную литературу, не решают важных для своего будущего задач. И это становится заметным в процессе послешкольного обучения. Преподаватели вуза удивляются, почему студенты не знают элементарных вещей. А все потому, что в школе они уделяли время тому, что не является первостепенным и важным.

Следует отметить, что речь о полной отмене ЕГЭ и ОГЭ не идет. Но важно найти альтернативу. Например, экзамены должны сдавать только те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения, требующие наличия результатов экзаменов. А для тех, кому при поступлении они не нужны, ЕГЭ и ОГЭ должны быть заменены на упрощенную зачетную форму, постановку оценок по результатам обучения в году. Важно понимать, что уровень подготовки у всех школьников разный. И для одних сдать все экзамены не составляет труда, а для других даже один обязательный экзамен является непосильным.

Педагогически значимой проблемой является неблагополучие семей, в которых растут и воспитываются дети. Алкоголизм, наркомания, курение, нецензурная брань, распущенный образ жизни некоторых родителей оказывают непоправимый вред ребенку. Родители стали обсуждать с детьми те проблемы, которые всегда являлись запретными, и, наоборот, темы, о которых надо говорить с детьми, остаются в стороне. Поэтому в школьной среде нам приходится наблюдать асоциальное и аморальное поведение, вынесенное из семьи, и его проявление с каждым годом становится все более заметным. Это не может не вызывать тревогу. Прежде чем воспитывать ребенка, нужно воспитать его родителей, иначе все усилия, которые будут прикладывать учителя и классные руководители, станут напрасными.

Выводы

Решение проблемы отсутствия авторитета у педагогов возможно только в союзе с родителями: адекватные требования, которые выдвигают учителя, должны правильно восприниматься родителями, находить отклик у них. К сожалению, во многих семьях нет правильной реакции родителей на рекомендации учителей. Для родителей нужны разъяснительные беседы об обязанностях учеников, педагогический лекторий и практикум по воспитанию детей на уровне федеральных и региональных властей, общественных организаций.

Разрешение проблемы дефицита кадров возможно путем выстраивания четкой и последовательной системы подготовки преподавателей, принятия единых стандартов для всех образовательных организаций и упора на стабильность всей системы.

Проблему зависимости от интернета возможно решить при условии совместной работы учителей и родителей. Основной путь решения – это ограничение пользования интернетом детьми и подростками. Без присмотра детям нельзя работать в сети, а появление смартфона лучше отложить на более поздний срок. Решить проблему поможет и проведение времени с детьми: чтение книг, посещение культурных мероприятий всей семьей, развитие и соблюдение семейных традиций, общение с родственниками и людьми старшего поколения, оказание им безвозмездной помощи.

Заключение

Подводя итог наблюдениям и размышлениям по результатам преддипломной педагогической практики, следует отметить, что последствия, которые могут быть вызваны современными проблемами российской системы образования, представляют собой большую угрозу для будущего нашей страны, для будущего российского народа: его обычаев и традиций, самосознания, идентичности. И если мы сейчас не предпримем меры для решения поставленных проблем, то мы потеряем нашу страну, а значит, потеряем и свое будущее.

Читайте также: