Проблема краеведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Сапунов Андрей Вячеславович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Гусев Калининградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность преподавания краеведения в школе
Раздел: среднее образование

Краеведение
— одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности по любому учебному предмету. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно- воспитательных целях своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание. Но сопричастность к прошлому и настоящему невозможно воспитать только словами или передачей знаний: нужны более тонкие и эффективные подходы и средства, способные возбуждать, волновать, вызывать истинно высокие чувства и переживания, которые формируют эмоционально-ценностное отношение личности к действительности. Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами образовательного учреждения. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В школьном краеведении следует иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение (его содержание и характер определяются учебной программой) и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на пришкольном участке, во время учебной экскурсии или в походе. Но в таком виде учебной деятельности предполагается обязательное участие обучающихся всего класса. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны. Учебное краеведение преследует две задачи: всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала; использование этого материала в преподавании учебного предмета. Решение первой задачи открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение школьного краеведения.

Статья о проблемах музейной педагогики и школьного краеведения.

ВложениеРазмер
problemy_muzeynoy_pedagogiki_i_shkolnogo_kraevedeniya_1.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Чебоксары Чувашской Республики

Проблема музейной педагогики

и школьного краеведения.

Работу выполнил учитель истории

Иванова Любовь Аркадьевна, 1 категория

Сегодня для отечественной педагогики проблема нравственного и духовного воспитания молодежи становится наиболее злободневной. Перед современной школой стоит трудная задача - воспитать школьника с активной жизненной позицией, положительными ценностными ориентациями, патриота своей страны. К сожалению, современная молодежь мало читает, мало интересуется отечественной культурой и историей, отказываются чтить вековые традиции родного народа. Восполнить эти пробелы в воспитании подрастающего поколения по силам школьному краеведению.

Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом. Они ставят перед собой цели:

-вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

-развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.

-формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.

Краеведческая деятельность в школе осуществляется в рамках учебной деятельности (уроки, факультативные занятия), внеурочной (занятия краеведческих кружков, клубов и обществ) и внешкольной, проводимой под руководством учреждений дополнительного образования.

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает и углубляет усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Среди музеев школ России мемориальный музей 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии в 30-й школе г.Чебоксары считается базовым. Участник Великой Отечественной войны, работавший в первые послевоенные годы директором школы №30 г.Чебоксары, Стребнев Александр Иванович, оформив два стенда с фотокарточками нескольких однополчан, поместил их в одной маленькой комнате и назвал ее комнатой боевой славы. Наверняка, он и не предполагал, что это явится началом изучения боевого пути подшефной 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии и истории всей Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., станет центром(штабом)военно-патриотической работы в школе.

Работа музея 324 ВДКСД организуется на основе самоуправления и проводится согласно плану.

Руководит музеем Совет, который состоит из 9 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся, ветераны. Работают 24 экскурсовода из числа учащихся. Имеет свой устав.

I.Общее положение устава:

1.Школьный музей 324-ой Верхнеднепровской Краснознаменной стрелковой дивизии, созданный на общественных началах и открытый 9 мая 1968 года приказом директора школы от 16 мая 1968 года, выполняет функции военно-патриотического воспитания среди молодежи Калининского района и учащихся школы.

2.Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.

Деятельность музея направлена на:

  1. воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;
  2. достойную службу в рядах Российской Армии;
  3. изучение истории нашей страны;
  4. изучение Великой Отечественной войны;
  5. знание подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. нашими земляками;

3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Чувашской Республики, органов управления образованием города и Калининского района.

II. Организация воспитательного процесса.

1 . Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.

2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:

  1. определены дни и часы работы;
  2. время проведения экскурсий и тематических занятий классов;
  3. работа библиотеки при музее;
  4. проведение теоретических и практических занятий кружковцев;
  5. выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.

3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 15 мая.

4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и дошкольных учреждений.

Принимаем участие в республиканских и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.

Проводим встречи с представителями военкомата, с воинами, проходившими службу в горячих точках.

Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов дивизии с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.

На 01 сентября 2011 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.

За период с 01 сентября 2011 года по 20 февраля 2012 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.

Материалы музея позволяют восстановить нелегкие времена Великой Отечественной войны на уроках и напоминать молодежи об угрозах фашизма для человечества.

Однако, школьные музеи испытывают немало проблем и трудностей в своей деятельности.

  1. Не хватает специального оборудования для экспонирования и хранения фондов, недостаточно средств отпускается на работу музеев, и слабо стимулируется материально работа их руководителей. Работа школьных музеев должна подкрепляться соответствующей финансовой поддержкой государства, и ни в коей мере это финансирование не должно сокращаться.
  2. В первую очередь широко должна быть внедрена компьютеризация. Каждый музей должен иметь свой выход в Интернет. Вся необходимая информация по музейному фонду должна введена в электронные терминалы, что позволяет любому посетителю самостоятельно ознакомиться с интересующими его документами, которые систематически пополняются и обновляются.
  3. Музей немыслим без хорошо поставленных занятий дополнительного образования, где дети не только изучают музейное и экскурсионное дело, но и получают различные навыки. Музей обязательно должен иметь свой методический кабинет, на базе которого изучается опыт современной музейной работы, создается и развивается школьный опыт музейной педагогики, успешно развиваются творческие связи с другими школьными музеями.
  4. Современный школьный музей не может быть без помещения для прикладных занятий детей. В них происходит ознакомление с экспозицией новой выставки, проведение дополнительных занятий.
  5. Необходимо выделить отдельное помещение для архива, в нем бережно хранится запасной фонд.
  6. Школьный музей всегда нуждается в помощи музейных работников и других специалистов, а его руководители и активисты – в профессиональной учебе. Полагаем целесообразным введение в педагогических вузах спецкурса по музейной педагогике. Настоятельно требует своего решения проблема организации и развития творческих связей между школьными и государственными музеями.

Многие проблемы из перечисленного наша школа уже разрешила.

Решение некоторых вопросов на государственном уровне позволит бережно сохранить имеющиеся школьные музеи и создать условия для дальнейшего развития этой системы. И только тогда школьный музей не будет стареть!

1. Билалов М.Ю.Роль музейно –просветительской работы в воспитании гуманистического мировоззрения у школьников.-Казань:ИСПО РАО,1998.

3.Тараненко Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. - 2006. - Выпуск № 6-7.

4. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992.

5.Тельчаров А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005.

6. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа, 2005.

7. Ванслова Е.Г, Ламунова А.К. и др. Музей и школа: Пособие для учителя / Под ред. Кудриной Т.А. — М.: 1985.

8. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя / Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982.

9. Ягудина Р. И. Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробно описаны проблемы преподавания краеведения в школе, и приведы примеры того, что изучение истории края в 7-8 классах не даст положительного результата.

СЛОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Преподавание краеведения в средней общеобразовательной школе является непростой задачей. Сама дисциплина не представляется актуальной для обучающихся, и учителю-краеведу необходимо каждый урок заинтересовывать учеников уникальным материалом. И хотя история края посвящена региону, в котором живут ученики, их малой Родине, получить должную отдачу от обучающихся бывает трудно.

Но есть более сложная проблема, не зависящая от мастерства учителя. Заключается в том, что в большинстве случаев курс краеведения изучается в 7-8 классах среднего звена, и по учебным планам истории это период XVI-XIX веков. Учебный план по краеведению в основном рассчитан на 2 года, и первый год охватывает периоды с древнейших времен до XVIII века, а второй год — исторические события региона в XIX-XXI веках. В этом и заключается проблема — несостыковка учебных планов по истории и краеведению. Причем, если первый год курса истории края хоть в какой-то степени сочетается с курсом истории России, то второй год курса для обучающиеся слушают без базовой подготовки по всеобщей истории.

Ученики либо ничего не знают об истории XIX-XXI веков, либо же знают в незначительной мере, и курс краеведения в 8 классе для них является абсолютно новой информацией не только по истории края, но и по истории России.

В связи с этим перед учителем-краеведом ставится фундаментальная задача — преподавание истории края не только в локальном масштабе, но и в масштабах страны. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся понимали, что все события, происходившие в отдельном регионе, взаимосвязаны с историей страны и всемирной историей. Делая вывод из вышеизложенного, можно сказать следующее: учителю-краеведу необходимо перед началом практически каждой темы истории края давать экскурс в историю России XIX-XXI веков, в зависимости от рассматриваемой темы. И этот экскурс должен быть довольно информативным для того, чтобы обучающиеся понимали исторические условия происходящих событий.

В принципе, данная задача решаема, ведь учитель-краевед в то же время является и учителем истории. Но эта задача не входит в учебный план по краеведению, а учитывая время, выделяемое на урок, преподаватель не сможет рассказать новую тему и её проецирование на отдельный регион.

Есть два способа решения этой проблемы. Первый: преподавание курса краеведения в 10-11 классах, когда обучающиеся уже изучили историю XIX-XXI веков и имеют представление о событиях тех времен. И второй, более радикальный способ: ликвидация курса краеведения как такового, и внедрение программы краеведения в курс истории.

Конечно, тем самым увеличится количество часов в рабочей программе, и саму программу придется изменить, но это приведет к положительным результатам: обучающиеся будут изучать историю края без отрыва от истории России, то есть параллельно. Эти подходы решат проблему несостыковки рабочих программ по этим двум дисциплинам, а уровень подготовки и знаний обучающихся будет значительно выше, чем при изучении краеведения по ныне существующим программам.

Список использованной литературы:

С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся на ступени начального образования. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.

Актуальность опыта:

Условия формирования опыта:

Начальная школа - начало всех начал, первоначальный этап становления по знавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уро ков.

Выбирая формы, методы работы, я пришла к выводу о необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический ха рактер, но все виды деятельности объединяет одно - ярко выраженная направлен ность на развитие духовно - нравственной сферы ребенка. Включение краеведческо го материала в содержание образования способствует формированию у детей ин тереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позво ляет учителю чётче конкретизировать учебный план. Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и учащихся. Изучением краеведения я занимаюсь не только на уроках, но и во внеклассной работе. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению села, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Теоретическая база опыта:

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитывает волю. При изучении родного края у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение – одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных школьных дисциплин. Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся. И самое главное – краеведение решает основную воспитательную задачу — вырастить добрых, порядочных, честных людей, любящих свою Родину, и готовых приносить ей пользу. Я определила для себя, как педагога, цель — организация урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов по нравственно-патриотическому воспитанию средствами краеведения. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. Возможности краеведения позволяют привить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Система работы:

Цель — развитие у учащихся интереса к природе, истории и культуре родного края, воспитание любви и уважения к своей малой родине как части огромной России.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- ознакомление с первоначальными сведениями о природе, культуре, истории родного края;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому наследию, гуманного отношения ко всему окружающему;

- формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской, познавательной, творческой активности и социально значимых качеств;

- воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

- развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Изучение краеведения должно быть обусловлено познавательными возможно стями детей с учетом их возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе - формирование у детей общеучебных навыков.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель краеведения - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе , особенно в начальной , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем, он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Составными частями школьного краеведения является учебная программа и внеклассная краеведческая работа . Воспитывать и учить ребенка в отрыве от окружающей его действительности невозможно. Одна из задач нашего образовательного учреждения - знакомить детей с традициями, историей и культурой родного края .

Жизнь каждого из нас неразрывно связана с понятием Родины. Она одна, и начинается она с того места, где ты родился.

Как же в нашей школе мы учим любить свой край, свою страну, родину, то есть какую работу проводим в начальных классах по краеведению ?

Из своего опыта у меня сложилась своя система работы по краеведению:

- работа с энциклопедической литературой;

- моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика;

- экскурсии: в краеведческий музей, прогулки по родному селу.

При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:

- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.

Конечно, учитель должен постоянно учитывать уровень развития и возрастные особенности детей, подбирая к уроку краеведческий материал маленькими порциями, постепенно увеличивая объем информации.

Познавая родной край, младшие школьники в сотрудничестве с учителем будут углублять, и расширять свои знания по мере взросления.

Результативность опыта:

Таким образом, у младших школьников формируется ряд ключевых компетенций:

• умение применять свои знания в решении практических задач;

• умение работать индивидуально и в группе, что, в свою очередь, формирует умение в последующем правильно организовывать проектную деятельность.

• познавательный интерес к природе, истории, культуре родного края.

В результате краеведческой работы учащиеся стали больше интересоваться историей и культурой нашего села, области и района. Выросла активность школьников. Всего этого нельзя достичь в ходе проведения отдельных, разовых мероприятий, это является результатом системной краеведческой работы, опытом которой я делюсь с учителями, на собственном сайте.

К раеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Оно создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с интеллектуальным развитием младших школьников краеведение помогает видеть красоту окружающего мира, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Мне кажется, краеведение обязательно должно присутствовать в школьной программе. Эта дисциплина учит ребёнка знать свою историю, историю своего края. На примерах великих земляков ученик может убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как твёрдая воля, решительность, стойкость, мужество. Уроки краеведения необходимы в школе , так как одновременно это и уроки граждановедения, помогающие ученику выбрать и сформировать свою систему ценностей, в которой на одном из первых мест стоит патриотизм, а начинается он с любви к своей малой родине. Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан России.

История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую я через разнообразие форм и методов в изучении краеведения доношу до своих воспитанников, формируя в их сознании Человека, Гражданина, Патриота.

Читайте также: