Кружок познай себя в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373)

· Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

· Письма Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216

Важностью данной программы является не только решение дидактических и воспитательных, но также психологических проблем, возникающих в классе. Младшие школьники наиболее восприимчивы. И психологическая работа с детьми этого возраста наиболее важна. Предлагаемые занятия предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге организовано в форме бесед, проблемно-ценностных дискуссий.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей младшего школьного возраста, на создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности.

Целью программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, а также формирование у школьников способности и готовности к ответственному проблемно-ценностному общению как в школьной, так и в открытой общественной среде.

Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия, задачи , позволяющие:

На групповых занятиях значительное место отводятся заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость. Занятия призваны смягчить процесс адаптации, помочь осознать их новый статус, обрести друзей, не растеряться в потоке новой информации.

Описание места курса в учебном плане

На изучение данного курса в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Основные результаты

Низкий уровень тревожности;

Высокая и нормальная самооценка;

Позитивное отношение к себе и своей личности;

Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми;

Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки , которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

Умение общения и достойного поведения с одноклассниками;

Навыки коллективной деятельности.

Личностные УУД:

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения;

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали;

Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения;

Умеет находить выход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.;

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки.

Регулятивные УУД:

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности;

Умеет планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом результата предыдущего действия.

Коммуникативные УУД:

Планирует учебное сотрудничество со сверстниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов, рефлексии;

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации;

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении.

Содержание учебного предмета

Игра — конкурс КВН (1 час). Обобщают знания и навыки, полученные ими в течение года. Вспоминают полюбившиеся упражнения, применяют их в новой ситуации.

Педагогические средства:

Специально организованная среда.

Специально организованные занятия.

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками).

Работа с книгой.

Праздники и соревнования.

Диагностика и контроль.

Формы работы;

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Психогимнастические этюды и элементы

Работа с книгой

Работа с притчами

Тематическое планирование

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Беседа, коллективное рисование, участие в тренингах и тестированиях

Беседа, подготовка инсценировок, тренинг, работа с притчей

Участие в дискуссии, прохождение тестирования, упражнения

Участие в различных играх, беседы, участие в дискуссии

Участие в тренингах по общению, сплочению, беседа, работа со сказками

Игра – конкурс КВН

Организация праздника и участие в игре, подведения итогов

Составление личной карты успехов и целей

Учебно – методическое обеспечение

Материально-технические средства обучения:

Бумага для рисования

Краски, карандаши, фломастеры

Список литературы:

Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4), О.В. Хухлаева, 2-изд., М.: Генезис, 2008г.

Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. /Д.В. Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. М. Просвещение, 2014. – С.224

Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. /Авт.-сост. Е.Д. Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2007, С.85

Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е.А. Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С.88

Статус документа: Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373);

- Примерная программа курса психологического развития личности младших школьников. Авторы-составители:

В. Н. Карандашев, А. С. Лисянская, Т. А. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2011.-319с.

Программа занятий разработана таким образом, что школьники на каждом году обучения получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях ("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Каждая тема, изучение которой начато в 1-й год обучения, в последующих классах углубляется, наполняется новыми знаниями о том, что изучает психология, как работают наши психические процессы и как использовать свои способности в учебе и общении. Таким образом, школьники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов.
Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения, предлагаемые на уроках, позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания. На уроках психологии в начальных классах предполагается освоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из 1

важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу.

Повышение психологической культуры школьников, формирование и сохранение психологического здоровья воспитанников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни - является основной целью преподавания психологии в школе.

При изучении психологии в школе могут ставиться следующие задачи:

– дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;

– помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии;

– ориентировать учащихся на профессию психолога.

При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.

Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.

Принцип систематичности предполагает, что учебный материал дается в определенной последовательности. При этом показывается взаимосвязь разных психологических понятий и закономерностей друг с другом. Для этого учебная программа должна строиться в соответствии с определенной логикой.

Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а также уровню их развития. Опыт ясной и понятной формулировки психологических знаний для категории учащихся 1–4 классов предлагается в пособии.

Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации более емкое и потому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.

Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения; в) проблемного подхода в обучении; г) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).

Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни. 2

Обучение психологии должно носить развивающий характер. У уроков психологии есть особая миссия. В итоге курса

психологии в школе главную ценность представляет лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и

себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.

Главной целью изучения психологии младшими школьниками является знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Основными задачами изучения психологии младшими школьниками являются следующие:

– первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

– изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;

– изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;

– изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;

– изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;

– изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

– изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;

– изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;

– изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.

Принципы обучения психологии младших школьников:

1. Конкретность и образность в обучении психологии – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.

2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях.

Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач. 3

3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей .

4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие.

Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.

5. Межпредметные связи при изучении психологии в начальной школе.

Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.

6. Широкое использование игровых форм и методов.

Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.

Описание места учебного курса в учебном плане

Предложена технология, раскрывающая формы работы педагога-психолога с учеником через обращение к разным сферам его психики – быстроте реакции, логическому мышлению, вниманию, памяти, воображению, и позволяющая сформировать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.

Формы контроля : входная, итоговая диагностика.

Ожидаемые, планируемые результаты :

Личностные результаты:

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
  • формирование внутренней позиции обучающихся
  • формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

$1· овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми

$1· извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

$1· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

$1· учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

$1· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

$1· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

$1· учиться исследовать свои качества и свои особенности

$1· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

$1· учиться наблюдать

$1· моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

$1· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

$1· учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли
  • слушать и понимать речь других ребят
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1-ой год обучения) – 34 часа

Раздел 2. Уроки общения – 10 ч

Знакомство со способами человеческого общения – мимикой, жестами, речью; с одним из секретов общения. Развивать умения проявлять внимание к окружающим людям, слушать и слышать окружающих, определять их эмоциональное состояние. Обсудить условия устранения психологического дискомфорта, агрессии; формировать умение учитывать позиции другого человека. Познакомить с индивидуальными особенностями человека – темпераментом, характером, способностями.

Раздел 4. Восприятие – 10 часов

Раздел 5. Память – 9 часов.

Примерное календарно-тематическое планирование (1-ой год обучения) – 34 часа


Программа кружка предназначена для занятий с обучающимися первых классов. Занятия помогают детям пройти успешно адаптацию к школе.

Описание разработки

Пояснительная записка

Цель данной программы - создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий.

Задачи:

Развитие у детей познавательных универсальных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Развитие у детей коммуникативных универсальных действий, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Формирование личностных универсальных действий, на фоне позитивной Я – концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Формирование регулятивных универсальных действий.

Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.

Программа предназначена для учащихся первых классов, испытывающих трудности в школьной адаптации. В группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков. Программа рассчитана на 34 часа по одному занятию в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Программа включает в себя диагностические процедуры, необходимые для формирования группы и отслеживания эффективности проводимых занятий. Основным содержанием занятий являются игры и тренинговые упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоциональной сферы ребенка. Структура каждого занятия включает ритуалы приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию, ритуал прощания. Занятия поострены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных. После проведения коррекционно-развивающих занятий обязательным является проведение повторной диагностики с целью выявления динамики развития ребенка.

Тематическое планирование

Программа кружка Познавая себя, развивайся

Содержание программы

Занятие №1. Диакгостичское обследование уровня готовности к школе

Цель: определение уровня развития познавательных процессов( внимание, память, мышление).

Занятие №2. Диагностика мотивационной сферы.

Цель: диагностика уровня познавательной мотивации и сформированности внутренней позиции школьника

Занятие № 3. Диагностика уровня тревожности

Цель :определение уровня тревожности и выявление причин высокого уровня тревожности у учащихся первых классов.

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания памяти.

Цель: Установление контакта между детьми, осознание своих положительных черт характера, обучение приемам саморасслабления.

Цель: Формирование правильной мотивации обучения в школе, развитие наблюдательности, внимания, памяти.

Цель: повторение правил поведения в школе, дома, на улице, развитие внимания, снятие мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия, обучение приемам саморасслабления.

Цель: изучение эмоций человека и особенностей их внешнего проявления, отреагирование собственных эмоциональных состояний, развитие внимания, наблюдательности, диагностика мотивации школьного обучения

Цель: профилактика робости, развитие внимания, обучение навыкам релаксации.

Цель: профилактика агрессивного поведения, формирование навыков релаксации.

Цель: профилактика агрессивного поведения, развитие переключения внимания, наблюдательности, формирование навыков релаксации.

Читайте также: