Сенсорная комната в детском саду оборудование

Обновлено: 30.06.2024

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – ОСОБЕННОСТИ ОСНАЩЕНИЯ

Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т.д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие дошкольников (то есть, на развитие их восприятия в широком понимании этого слова).

Необходимо отметить, что для России само понятие "сенсорная комната" является достаточно непривычным, а значит для многих родителей непонятным. Из-за этого для большинства обывателей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров), призванными заменить традиционные игровые комнаты в детсадах. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.

Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.

ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии , мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;
  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.

Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники "Пламя", "Плазма", "Вулкан" или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?

Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
  • нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Несмотря на то, что в российских детских садах сенсорные комнаты относятся скорее к категории экспериментальной педагоги, чем к традиционным методам развития и воспитания детей, отечественные педагоги уже успели оценить ошеломляющие результаты стимулирования основных органов чувств.

В частности, даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а мягкие покачивания на водяном матрасе, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться. Дети, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а веселые упражнения и занятия "под аккомпанемент" ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробудит у них интерес к обучению и познанию. Играя с водой и песком, аутичные дети слушают разнообразные звуки, что позволяет взрослым нащупать ниточку контакта с подобными малышами, которые заключены в себе.

Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность. А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду.


Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц.


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ.


Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.


Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Какую пользу приносят сенсорные комнаты в детских садах

сенсорная комната пример оформления

Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, особенно активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.

Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Для того чтобы перед малышом не просто открылся мир во всей его полноте, но также и понимание сути, что и каким образом в нем происходит, достаточно работать с этим инструментом всего несколько часов в неделю.

Что такое сенсорная комната для детей и для чего она нужна

сенсорная комната пример оформления

С точки зрения педагогики, как науки, сенсорная комната в детском саду пока что находится на экспериментальном уровне. Однако, несмотря на это, данный инструмент уже успел зарекомендовать себя, как действительно эффективное и абсолютно безопасное средство для воспитания и развития. Независимо от того, идет ли речь об индивидуальных или групповых занятиях, сенсорная комната показывает действительно потрясающие результаты.

Это же касается и детей, которые имеют следующие проблемы:

  1. Замкнутость, низкий уровень внимания, а также мотивации к обучению. Уже после нескольких занятий ребенок гораздо активнее проявляет интерес не только к учебе, но и общению с другими ребятами и педагогами. Все это происходит, благодаря активации эмоционального фона во время работы.
  2. Синдром дефицита внимания и гиперреактивность. Находясь внутри сенсорной комнаты, такие дети начинают вести себя более сдержано. Это помогает им больше сосредотачиваться на внимании и, следовательно, впитывать знания легче и результативнее. Кроме этого сенсорная комната также способствует расслаблению, причем не только в физическом, но и эмоциональном плане.
  3. Дети с аутизмом. Используя сенсорную комнату, такие ребята буквально на глазах начинают находить общий язык с воспитателями, а также сверстниками. Не замыкаясь в себе, они приобретают все необходимые для развития и обучения навыки.

Таким образом, сенсорные комнаты для детей младшего и среднего возраста обеспечивают комплексную коррекцию не только психологических, но и разного рода физических расстройств.

Нужно понимать, что все занятия проводятся исключительно в игровой форме. Доказано учеными и педагогами, что именно таким способом дети усваивают информацию лучше всего. Помимо этого, для того чтобы стимулировать определенное чувство или качество, используется релаксация, благодаря которой дошколята без особых усилий развивают свои физические, а также чувственные навыки. Это очень важный момент, который поможет ребенку в будущем, поскольку им будет гораздо легче и проще концентрироваться на определенных вещах, находить общий язык с людьми (социализация), четко определять для себя жизненную и позицию, умея ее отстаивать перед другими и т д.

Какое именно оборудование применяется для сенсорных комнат

сенсорная комната пример оформления

Чтобы установить этот инструмент в детском саду, используется различные принадлежности, оказывающие ребенку релаксирующее и стимулирующее воздействие:

  1. Специальные колонны воздушно-пузырькового типа. В процессе наблюдения за движущимися пузырьками, происходит стимуляция зрительного восприятия малыша. Благодаря этому, у него существенно улучшается концентрация внимания. Кроме того данные колонны также обеспечивают психологическое расслабление, вызывающее успокаивающий эффект.
  2. Интерактивные панели, оснащенные качественными сенсорными датчиками. Благодаря отличной картинке и звуку, у ребенка улучшается слуховое и зрительное восприятие. Такие панели также способствуют улучшению мелкой моторики, памяти, воображения, а также установке причинно-следственных связей. Все это активно развивает логическое мышления и раскрывает творческий потенциал.
  3. Панели из оптоволокна. Главная задача данных приспособлений заключается в развитии концентрации. Это значит, что ребенок научится удерживать внимание на одном действии, не переключаясь непроизвольно на что-то другое. Данное оборудование показывает особый эффект при работе с агрессивными или гиперактивными детьми, прививая им усидчивость.
  4. Развивающие и реабилитационные элементы. Сюда входят различные тренажеры, стимуляторы, сухие бассейны, паззлы, конструкторы и другие. Все они активно стимулируют деятельность центральной нервной системы, бытовых навыков, а также физического развития в целом. Такое оборудование сенсорной комнаты способствует расслаблению и тонизированию.
  5. Балансировочные панели, бизборды, тактильные дорожки и панели, модули и лабиринты. Все это обеспечивает развитие мелкой моторики, повышение физической и двигательной активности, а также пространственного и логического мышления. Данное оборудование особенно полезно детям, страдающим задержкой умственного или речевого развития, что также дает эффект, когда малыш недостаточно общается с друзьями.
  6. Звуковые элементы. Это оборудование воспроизводит высококачественные максимально естественные звуки различных типов (шум деревьев, воды, пение птиц, другие элементы окружающего мира или просто музыка), что способствует релаксации и формировании о представлении мироустройства.

Кроме всего этого для обеспечения максимального комфорта и уюта детская сенсорная комната дополнительно оснащается другими элементами. Это могут быть специальные кресла-мешки, матрацы с водным или сухим наполнителем, зонирующие ширмы, пушистые коврики и т д. При этом структура элементов должна быть разной, то есть когда ворсистая и структурная поверхность сочетается с гладкой.

Зонирование

сенсорная комната пример оформления

Чтобы обучение обеспечивало максимальную эффективность и комфорт, используются специальные зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:

  1. Развития и релаксации. Эта зона оснащается различными тренажерами, тактильными дорожками и панелями, домами-трансформерами, напольными конструкторами, игрушками, паззлами, книгами и т д. На пол обычно стелют коврики и матрацы с красочными рисунками. Освещение в этой зоне должно быть достаточно ярким.
  2. Стимулирования. Здесь собраны различные элементы интерактивного направления, задача которых заключается в проявлении ребенком фантазии, а также эмоциональной и физической активности. Данные элементы представлены в виде интерактивных панелей, сухих бассейнов, бизбордов, конструкторов, аквапанелей и других. Процесс обучения в этой зоне проходит под сопровождение жизнерадостной музыки и при ярком освещении.
  3. Релаксации. По сравнению с остальными это наиболее затемненная зона, что придает ей максимального уюта и спокойствия. Здесь обычно устанавливается бескаркасная мебель с огромным количеством разных элементов. Это могут быть водяные матрацы, кресла-мешки, коврики, лава-лампы, проекторы, шезлонги, пуфики, оптоволоконные панели, генераторы запахов и многие другие. Звуковое сопровождение здесь расслабляющее и размеренное.

Ввиду недостаточного количества места, сенсорные комнаты в детских садиках очень часто делают универсальными. Как показывает практика, это совершенно не проблема, поскольку по мере необходимости всегда можно изменять освещение, звук и техническое оснащение, делая из целой комнаты определенную зону.

Каким образом организовывается процесс обучения

сенсорная комната пример оформления

Исходя из эмоциональных, физиологических или психологических потребностей дошколят, занятия делятся на две формы: индивидуальные и групповые. С точки зрения психологического и педагогического воздействия, обычно выделяются следующие направления:

  1. Нейропсихологическая коррекция. Она применяется чаще всего для детей, у которых отсутствует мотивация к запоминанию и усвоению новой информации, в том числе и познанию окружающего мира.
  2. Коррекция и психокоррекция поведения. Как показывает практика, ее лучше всего использовать для детей, у которых наблюдаются частые вспышки гнева, а также замкнутость и неуверенность в себе. Кроме этого такие занятия показывают прекрасные результаты, если необходимо вывести малыша из гипперактивного или наоборот, пассивного состояния. Исходя из конкретной проблемы, используются успокаивающие либо стимулирующие мероприятия. В результате ребенок учится справляться с контролем собственных эмоций, находить общий язык с другими, а также избавляться от навязчивых состояний.
  3. Коррекция неврологических проблем и психотерапия. Занятия такого рода особенно эффективны, когда ребенок заикается, ощущает страхи, а также испытывает нарушения психоневрологического и психического характера. Такие обучения обычно проводятся или индивидуально, либо в группах по 2-3 ребенка.
  4. Занятия на развитие. Чаще всего используются для малышей возрастом 1-3 года. Могут также применяться и для ребят постарше, особенно если у них наблюдаются проблемы со вниманием, памятью, речью, фантазией или образным мышлением. Вследствие такого обучения дети учатся запоминать различную информацию, а также существенно расширяют словарный запас.

Говоря о старших группах в детских садах, для них сенсорные комнаты часто используются, как эффективный инструмент при подготовке к школе. Для этого у детей вырабатываются навыки к самостоятельному мышлению, стрессоустойчивости, мотивации к учебе и другим важнейшим моментам.

Какие элементы безопасности необходимы для использования сенсорной комнаты

сенсорная комната

Главным условиям для занятий является безопасность. Сенсорные комнаты, а точнее их наполнение, не должны представлять абсолютно никаких угроз как физическому, так и психологическому здоровью детей. Для этого элементы должны полностью соответствовать всем гигиеническим нормам и не быть токсичными.

Мы говорим о дошколятах, то есть маленьких детях, следовательно, здесь не должно быть никаких острых углов, об которые ребенок может пораниться. По этой причине лучше всего применять именно бескаркасную мебель с мягкими наполнителями. Сюда относятся коврики, пуфики, игровые блоки (домики-трансформеры, напольные конструкторы) и другие.

Говоря о мелких элементах, все они должны быть максимально надежно закреплены к основным конструкциям, поскольку в противном случае малыши могут легко их проглотить с соответствующими последствиями.

Все без исключения материалы, которые присутствуют в сенсорной комнате, должны быть изготовлены из легко моющихся материалов. Коврики и другие ворсистые элементы в обязательном порядке обрабатываются специальными составами. Такие средства не просто убирают грязь, но также дезинфицируют поверхность, но при этом не содержат химии и являются полностью безопасными для детей. Кроме того, они не должны источать совершенно никаких запахов, в том числе и приятных.

Используя детские сенсорные комнаты, особое внимание следует уделять электрическим и электронным приборам. Каждое такое устройство должно обладать максимальной устойчивостью к повышенной влажности. Все выключатели и особенно розетки располагаются таким образом, чтобы ребенок не имел возможности достать их.

Как видите, сенсорные комнаты для детского сада – это действительно современный обучающий инструмент, который при правильном обращении и наличии педагогических знаний может действительно решать множество вопросов, в том числе и достаточно серьезных.

С помощью сенсорных комнат дети, страдающие психологическими, эмоциональными и физическими расстройствами, смогут решить все свои проблемы. Уже очень скоро ваш малыш будет испытывать все радости познания мира, а вы – радость и гордость за своего сына или дочку.

Отличные варианты для создания комплекса сенсорных игр.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста

Уголок сенсорного развития в группе раннего возраста Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве очень велико. Оно.

Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития - Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Уголок сенсорного воспитания в младшей группе

Уголок сенсорного воспитания в младшей группе Уголок сенсорного развития своими руками в группе раннего возраста. Сенсорное развитие маленького ребенка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с помощью игровых сеансов в сенсорной комнате Игровые сеансы в комнатах сенсорной интеграции активно стимулируют зрительную, тактильную, слуховую системы, так как в данных условиях ребенок получает массированный информационный поток на каждый из анализаторов, за счет чего процесс восприятия становится намного активнее.

Зона сенсорно-моторного развития

Зона сенсорно-моторного развития Зонирование группы детского сада это и есть создание развивающей среды вокруг ребёнка. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с.

Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате

Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате Опыт использования учителем-логопедом игровых коррекционных технологий в световой сенсорной комнате. Золотова Л. М, Подгаецкая И. А, Хихол Л. Б. ГБДОУ №68 Невского района, г. Санкт-Петербург. Россия Вопрос полноценного развития речи дошкольников по-прежнему остается актуальным.

В этой статье расскажем об оснащении сенсорной комнаты для детей. Начнем с того, для чего нужна и какие функции выполняет детская сенсорная комната в ДОУ. Затем рассмотрим, какие элементы и оборудование обязательно должны присутствовать в таком кабинете.

Сенсорная комната в детском саду

Назначение детской сенсорной комнаты

Сенсорная комната – специальное пространство, которое заполнено стимуляторами, воздействующими на вестибулярные рецепторы, слух, зрение и осязание. Их задача – создать в комнате расслабляющую атмосферу для развития сенсорных ощущений, мелкой моторики и укрепления нервной системы. Оснащение сенсорной комнаты подбирается таким образом, чтобы помочь детям раскрыться, снять эмоциональную нагрузку и избавиться от утомления. С помощью сенсорных комнат компенсируется нехватка тактильных ощущений, которая может приводить детей к сложностям в общении, формировании комплексов и ложных стереотипов. Оборудование должно давать педагогам возможность проводить занятия как с замкнутым в себе ребенком, так и с гиперактивными детьми.

Виды детских сенсорных комнат

Если мы говорим об оснащении сенсорных комнат для детей, то оборудование подбирается на основе типа самой комнаты. Существует два варианта в зависимости от типа активности комнаты: пассивные и активные. В первых все элементы оснащения подбираются так, чтобы создать релаксирующую обстановку с плавным изменением освещения, в которую погружается ребенок для стимулирования чувств. Вторые – для непосредственного участия ребенка с использованием интерактивных элементов и обучающих модулей.

В зависимости от набора оборудования для детских сенсорных комнат они также дополнительно подразделяются на два вида: темные и светлые.

Темные сенсорные комнаты

Оснащение сенсорной комнаты для детей

Основные элементы оборудования:

Светлые сенсорные комнаты

Используются для проведения активных занятий с детьми в игровом формате в спокойной обстановке. В таких сенсорных зонах преобладают только светлые тона, а также яркое оборудование, которое нацелено на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и коррекции движений.

Оборудование для детской сенсорной комнаты

Основные элементы оборудования:

Читайте также: