Шарлы урман краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

- примерной программы по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Рабочую программу составила:

Насибуллина Нурия Юлаевна,

учитель башкирского языка и литературы,

истории и культуры Башкортостана

Рабочая программа для 6 в,г классов МБОУ лицея села Месягутово по истории и культуре Башкортостана составлена на основе примерной программы по истории и культуре Башкортостана для учащихся I - IX классов под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова, год

Количество часов по Региональному базисному учебному плану - 35 часов, 1 час в неделю, по учебному плану МБОУ лицея села Месягутово - 35 часов, 1 час в неделю, поэтому в календарно- тематическом планировании изменений нет.

Срок реализации: 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; результаты изучения учебного предмета к концу 6 класса; календарно- тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Основное содержание курса

Из них письменных работ

Повторение пройденного материала

Башкирское народное творчество

Писатели Башкортостана - детям

Хозяйство и быт башкир

Театрализованные обряды и театр

Орнамент и декоративно-прикладное искусство


Повторение пройденного материала (1ч.)

к концу 6 класса:
• выделение характерных причинно-следственных связей в изучении истории и культуры РБ;
• уметь делать сравнение и сопоставление исторического прошлого и современной истории;
• уметь различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза и т.д.;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование знаковых систем (текст, таблица, схема и т.д.);
• составление плана, тезиса, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных задач источников информации, включая энциклопедии, различные словари и другие справочники;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
• осознанное определение сферы своих интересов и возможностей в изучении истории и культуры Башкортостана.
Учебно- методические средства обучения:

21.В.С.Мавлетов, Цветущий край - Уфа - 2001 г

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

для 5, 7 классов

основного общего образования

(базовый уровень)

Срок реализации: 2 года

Составил: Ермаков И.Л.,

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

Пояснительная записка

Исходя из возрастных особенностей обучающихся, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Актуальностью программы является то, что на современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Программа патриотического воспитания детей на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать обучающихся на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Цель данной программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся.

Из данной цели вытекают следующие задачи

Образовательные

- развитие познавательного интереса к своей малой родине через различные формы работы;

- формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;

- освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, зданий, города, рода)

Развивающие

- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Башкортостан;

- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

- стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их интересов и склонностей, индивидуальной траектории развития;

- формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- развитие эстетических чувств в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием родного края.

Воспитательные

- воспитание положительной привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода;

- воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

- воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

- воспитание любви к природе родного края

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий.

Срок реализации программы — 3 года. Занятия в объединении проводятся по 34-часовой годовой программе, 1 час в неделю.

Планируемые результаты обучения:

учащиеся должны

- названия наиболее известных улиц;

-животный и растительный мир Республики Башкортостан;

-некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, республики;

-малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни);

-краеведческий музей с. Месягутово;

-даты основания с. Месягутово и Дуванского района;

-некоторые виды народных промыслов;

-народные праздники, обычаи;

-самые крупные предприятия района;

- географические особенности расположения республики, района.

-находить свой район и село на карте Башкортостана;

-объяснять причины образования села;

-объяснять изображение на гербе Дуванского района;

-ориентироваться в селе;

-рассказывать в непосредственной обстановке (в семье, в общении со сверстниками) историю возникновения города, республики;

-получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее;

-описывать отдельные (изученные) события из истории города, жизни, быта и культуры;

-различать следы исторического прошлого в современной действительности;

-передавать свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному через рисунок, драматизацию;

К концу второго учебного года учащиеся должны

-выдающихся людей города Уфы, Республики Башкортостан;

-наиболее важные исторические события и факты о сел, районе, республике;

-достопримечательности своего села, района, республики;

-имена поэтов, писателей, художников города Уфа, Республики Башкортостан;

-роль района в жизни республики, страны

-строить свое родословное древо;

-читать карту города: показывать на карте и называть улицы города;

-объяснить название улиц, историю имени улицы, села;

-определять последовательность исторических событий (в пределах XX века);

-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;

-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;

-выполнять исследовательские задания учебных проектов;

-соблюдать правила поведения в музеях и театрах;

В ходе занятий учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

- подготовка и проведение народных праздников;

- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам наблюдений, представлений;

- формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;

- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;

- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;

- ориентироваться в райцентре;

- читать карту села;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

Содержание учебного материала

1. Введение (1 час)

2. Башкортостан в древности (4 ч.)

Первые люди на Урале .

Шульганташ – уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.). История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм. Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи.

Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.

Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.

Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия, исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.

Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Краткая характеристика родоплеменного состава башкир.

3. Башкортостан в эпоху Средневековья (7 часов)

Башкиры в составе Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение.

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана.

Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края.

Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале.

Участие башкир в военных походах России.

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

Понятие о религии. Роль религии в истории народов. Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.

Основатель ислама пророк Мухаммад. Распространение ислама на территории Башкортостана. Миссионеры. Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.

Топонимические легенды, характерные для местности расположения образовательного учреждения.

4. Башкортостан в XVIII веке (5 часов)

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша.

Скотоводство – основное занятие древних башкир. Лошадь в их хозйстве. Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Образ коня в фольклоре и музыке: сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свой ства конины и кумыса. Кумысолечебницы Башкортостана.

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи (саба, турсук, башкунэк), одежда (тулуп, шуба).

Земледелие. Орудия труда. Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.

Бортничество. Орудия труда: музга, кирем, дымник. Башкирский мед.

Лесные промыслы. Обработка дерева (посуда: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и т.д.), бересты, коры и лыка. Резьба по дереву.

5. Народные детские игры (2 часа)

Роль (значение) игры в воспитании детей. Виды детских игр башкирского народа: игры в кости, городки, игры с шаром и мячом, со стрельбой из лука; прятки, жмурки; игры наперегонки и догонялки, с переплясом (приплясом) и частушками. Зимние игры.

Детские игры других народов Башкортостана. Общие элементы в них. Разучивание народных игр.

6. Народная медицина (2 часа)

Особенности народного врачевания.

Использование в народной медицине средств растительного (можжевильник, девясил, душица, зверобой, липовый цветы, березовые почки и др.) и животного (кумыс, бульон, курут, жиры и др.) происхождения. Лечение минералами (квасцы, сера, медный купорос).

Магические способы лечения: обряды осоклау и кот койоу - отливание души. Стихотворные заклинания. Рациональное зерно в этих обрядах.

7. История Дуванского района (4 часа)

История возникновения с. Месягутово. Этимология. Организации и предприятия с. Месягутово. Культурно-досуговые и образовательные учреждения райцентра. История улиц райцентра. Достопримечательности и природные объекты Дуванского района.

8. Я помню, я горжусь… (1 час)

Вклад жителей Башкортостана, Дуванского района в победу. Биографии участников ВОВ в голосах их потомков.

9. Природа Башкортостана (5 часов)

Дикие и домашние животные. Дикорастущие и культурные растения. Красная и Чёрная книги. Экология республики, района, села.

Тематическое планирование

Башкортостан в древности

Башкортостан в эпоху Средневековья

Башкортостан в XVIII веке

Башкирские народные инструменты

Народные детские игры

Народная медицина

История Дуванского района

Я помню, я горжусь…

Природа Башкортостана

Итоговый урок

1. Введение (1 час)

2. Башкортостан в начале ХХ века. (9 часов)

3. Башкортостан в 1920 – 1930-е гг. (7 часов)

Индустриализация БАССР. Экономическая отсталость Башкортостана к началу первой пятилетки. Техническая перестройка и расширение действующих предприятий черной металлургии. Открытие месторождения медных руд в Сибае (1940г.). Строительство новых промышленных объектов. Создание нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Обеспечение нового промышленного строительства энергетической базой. Создание промышленности строительных материалов. Появление пищевой отрасли промышленности. Новые производственные объекты легкой промышленности. Железнодорожное строительство. Развитие автомобильного, речного транспорта, связи. Авиация. Изменения в коммунальном хозяйстве городов. Реконструкция полиграфических предприятий. Соцсоревнование и стахановское движение в республике.

Коллективизация сельского хозяйства в Башкортостане. Кооперативное движение в Башкортостане. Потребительская и производственная кооперация. Принудительное создание коллективных хозяйств. Сплошная коллективизация. Перегибы, борьба с ними. Раскулачивание зажиточных крестьян. Спецпоселки в Башкортостане. Тактика и методы дальнейшей коллективизации.

Общественно-политическое развитие БАССР. Наметившаяся демократизация общественной жизни республики в 20-е годы. Торжество тоталитаризма в 30-е годы. Башкирская партийная организация. Принятие новой Конституции БАССР (1937г.). Репрессии 1937 года против и государственных деятелей, деятелей литературы и искусства, служителей религии.

4. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны (5 часов)

Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мероприятия по мобилизации сил Башкортостана на борьбу с врагом. Формирование воинских частей и отправка их на фронт. Перестройка работы промышленности на военный лад. Размещение на территории Башкортостана промышленных предприятий, учреждений и населения, эвакуированного из оккупированной части СССР. Участие башкирских воинских формирований в боевых действиях на фронтах войны. Боевые действия Башкирской кавалерийской дивизии. Подвиги воинов из Башкирии.

Патриотические почины на промышленных предприятиях. Продолжение производственной деятельности и промышленного строительства в условиях военного времени. Обеспечение бесперебойного снабжения фронта и тыла сельскохозяйственной продукцией.. Меры по ужесточению трудовой дисциплины в условиях войны. Участие жителей республики в создании фонда обороны, подписке на военные займы, в сборе средств на изготовление танков, самолетов.

5. Башкортостан в послевоенные годы (2 часа)

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики. Перестройка на мирный лад. Создание новых отраслей промышленности. Новые города. Зарождение экологических проблем.

Сельское хозяйство республики в послевоенный период. Освоение целинных, залежных земель в Башкортостане. Повышение валовой продукции сельскохозяйственного производства. Попытки реформирования отрасли.

6. Башкортостан на стыке эпох (8 часов)

Изменения в Башкортостане в 70-х, 80-х, 90-х. годах прошлого столетия. Социально-экономические проблемы. Общественно-политическое положение республики. Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Принятие государственных символов Республики Башкортостан. Выборы первого Президента республики. Принятие Конституции Республики Башкортостан (1993г.). Первые выборы в Государственное Собрание – Курултай. Всемирный курултай башкир (1995г.). Современный Башкортостан – перспективы развития.

7. Культура региона и Дуванского района (1 час)

Ознакомление учащихся со знатными людьми района, региона: Работниками литературы и искусства, культуры. Общественными и государственными деятелями.

Читайте также: