Проблема баскетбола в школе

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции , адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.Правильная организация занятий баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и т.д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Однако при этом следует соблюдать особую осторожность, так как, например, при выполнении упражнений на развитие силы с тяжелыми предметами в младших возрастных группах можно получить серьезные травмы, которые могут отрицательно сказаться на развитии физических качеств молодых игроков.

Для высоких результатов баскетболист должен:

1) владеть известными приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
2) Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры.
3) Владеть комплексом примеров, которыми приходится в игре использовать чаще.
4) Постоянно совершенствовать приемы.

При проведении уроков физической культуры по баскетболу необходимо обращать внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола. Успех команды обеспечивает точный завершающий бросок .
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске.
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные игровые приемы лишь способствуют созданию условий для выполнения точного броска в корзину. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Сложный комплекс способностей, позволяющих забросить мяч в корзину, включает в себя правильную технику, сосредоточение и решительность. Существует большое количество разновидностей бросков. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

1) двумя руками снизу;
2) одной рукой снизу;
3) двумя руками с места;
4) одной рукой с места;
5) бросок в прыжке;
6) крюком.

1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча.
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель.

При работе с учащимися выделяем основные требования при броске:

1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Цель мастер-класса: эффективные педагогические приёмы, способствующие достижению результативности в спортивной деятельности.

План-конспект открытого занятия по баскетболу на тему: "Баскетбол как средство совершенствования оперативного мышления"

Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток.
7 класс.

Упражнения в беге.
1. Бег спиной вперед, передача мяча перед грудью.

2. Ведение мяча правой рукой

3. Ведение мяча левой рукой

4. Перевод мяча влево, вправо

Ведение вдоль боковой линии волейбольной площадки

5. Прыжки на правой ноге ведение, правой рукой.
6. Прыжки на левой ноге, ведение левой рукой
7. Захлестывание голени, ведение правой рукой.
8. С высоким подниманием бедра, ведение левой рукой
9. Ускорение ,ведение правой рукой.
10. Ускорение, ведение левой рукой.
11. Ускорение ведение правой на середине площадки перевод в левую, заканчиваем ведение левой рукой.
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек.
30 сек.
30 сек
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек
полкруга
полкруга
полкруга
полкруга Мяч в правой руке прижатый к туловищу с боку, смотреть вперед.

Смотрим прямо, пятки поднимаем выше.
Локти развести в стороны.

Смотрим прямо, работаем кистями рук.
Мяч к голове не прижимать.

Мяч к туловищу не прижимать.

Мелкими шагами, на полусогнутых ногах, смотрим прямо
Выпады шире, смотрим прямо.
Перебрасываем по дуге не высоко, сопровождаем кистью, ловим пальчиками.
Стойка баскетболиста, первая нога ставится на пятку, не прыгать.

Смотреть через левое плечо, пятки поднимать выше.
Ведение справа - сбоку за линией волейбольной площадки.
Смотрим прямо, мяч выше талии не поднимаем.
Переводим по диагонали

Мяч ведем с боку

Мяч выше талии не отбивать
Смотрим прямо

Смотрим прямо.
Перевод по диагонали.
Основная часть ( 25 -30 мин.)

А) Обучение: ведение мяча 2 шага бросок.
1) И.п.- правая нога впереди, мяч в правой руке, левой рукой придерживаем мяч сбоку- бросок мяча вверх над собой

2) И.п. - левая нога впереди- шаг правой ,шаг левой вынос правого колена вверх
3) И.п. тоже - шаг правой, шаг левой прыжок с выносом правого колена вверх- бросок мяча правой рукой вверх.
4) И.п. тоже самое - ведение на месте, по свистку ведение 2 шага бросок
5) И.п.- правая нога впереди, Одновременно с ударом мяча шаг левой, мяч в руках шаг правой, шаг левой прыжок бросок мяча вверх
6) И.п. – левая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг правой, шаг левой- с мячом в руках шаг правой – шаг левой прыжок бросок мяча вверх
7) И.п.- правая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг левой, шаг правой, шаг левой – с мячом в руках , два шага прыжок бросок мяча вверх.

В) Совершенствование передач мяча в движении ( эстафета)
Класс делится на 4 команды . Каждая команда размыкается от лицевой линии до лицевой на всю волейбольную площадку. У каждого учащегося левая нога стоит впереди. Игроки в команде стоят на расстоянии 5 метров друг от друга левая нога впереди лицом к направляющему. Направляющий стоит за лицевой линией лицом к команде с мячом в руках. По сигналу направляющий передает мяч указанной передачей вперед игроку и сам перебегает на его место, игрок получивший мяч делает поворот вправо делая шаг левой ногой вперед выполняя передачу мяч следующему и сам перебегает на его место и т. д. Последний получив мяч выполняет ведение мяча обратно за лицевую линию и передает эстафету следующему. Выигрывает команда первая закончившая эстафету.
А) бросок одной рукой от плеча.
В) бросок двумя руками от груди
6 -7 раз
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
5 -7 мин Кисть смотрит в лицо, мяч лежит на пальцах не касаясь ладони, локоть на уровне плеча. Во время броска рука выпрямляется вверх, кисть после броска завершает полет мяча.
Первый шаг широкий, второй укороченный взрывной.
Рука сопровождает мяч.

Смотрим прямо, все выполняем по сигналу.
Смотрим прямо

Колено поднимаем выше, кисть сопровождает мяч после броска.

Броски мяча одной от плеча - рука сопровождает мяч.

Во время возвращения все команды выполняют ведение мяча с правой стороны.

Заключительная часть( 3-4 мин.)
Построение.
Подведение итога.

Домашнее задание. Выделить учеников хорошо усвоивших упражнение, команду победившую в эстафете.

1) Подъем прямых ног и рук из положения лежа на животе 15- 18 раз
2) Отжимание от пола 10- 15 раз.
3) Касание ногами за головой с медленным опусканием ног 15- 20 раз

Баскетбол является одним из трех самых популярных видов спорта в России. Но по вниманию со стороны зрителей, он уступает хоккею и футболу. Чтобы выявить причины его отставания, нужно проанализировать ряд факторов, на которых держится любой вид спорта 🤔

Для профессионального спорта крайне важен вопрос финансирования 💵Спортивные клубы третью часть своих доходов получают с продажи билетов. Но в России ситуация такова, что достаточно часто трибуны на матчах остаются полупустыми.

❓ Почему так происходит, поможет понять сравнение с сильнейшем баскетбольной лигой в мире — НБА.

🇺🇸 В Америке баскетбол в достаточно раннем возрасте начал развиваться по правилам шоу-бизнеса. Многое делалось для того чтобы привлечь зрителя на матчи, интерес публики всегда подогревался интригующими событиями, на аренах организовывались дополнительные мероприятия для развлечения публики во время перерывов. В плане организации, Российскому баскетболу стоит многому научиться у НБА 🌟

Также стоит отметить тот момент, как формируются команды. Так, в НБА был сформирован механизм драфта новичков в профессиональные команды. Самые слабые команды постоянно пополняли свои ряды сильнейшими новичками из НСАА. Это еще один способ поддерживать интерес публики ко всем командам, а не только к группе сильнейших.

В Российском же баскетболе ситуация совсем другая. Велика доля легионеров, которые занимают места во многих командах, не давая таким образом раскрываться многим российским игрокам. А когда баскетболист недополучает игрового времени, его прогресс замедляется или вовсе он начинает деградировать, теряя таким образом конкурентоспособность ❌

Сильнейшие команды имеют влиятельных спонсоров, давая им богатые финансовые рычаги для приобретения сильнейших игроков, а слабые команды комплектуются по остаточному принципу. Т.е. в борьбе за кубки участвуют не так много команд, как кажется на первый взгляд.

Можно выделить несколько важных моментов, с помощью которых процесс развития отечественного баскетбола можно сдвинуть с мертвой точки:

✅ Во-первых, внести предпринимательскую составляющую в развитие баскетбола. Это поможет улучшить финансовую составляющую клубов, повышая интерес зрителей к играм.

✅ Во-вторых, улучшить механизмы комплектации команд. Если родители будут с охотой отдавать своих детей в баскетбольные секции, это положительно скажется на развитии молодого поколения, которое со временем может играть не хуже любых легионеров.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции , адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.Правильная организация занятий баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и т.д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Однако при этом следует соблюдать особую осторожность, так как, например, при выполнении упражнений на развитие силы с тяжелыми предметами в младших возрастных группах можно получить серьезные травмы, которые могут отрицательно сказаться на развитии физических качеств молодых игроков.

Для высоких результатов баскетболист должен:

1) владеть известными приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
2) Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры.
3) Владеть комплексом примеров, которыми приходится в игре использовать чаще.
4) Постоянно совершенствовать приемы.

При проведении уроков физической культуры по баскетболу необходимо обращать внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола. Успех команды обеспечивает точный завершающий бросок .
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске.
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные игровые приемы лишь способствуют созданию условий для выполнения точного броска в корзину. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Сложный комплекс способностей, позволяющих забросить мяч в корзину, включает в себя правильную технику, сосредоточение и решительность. Существует большое количество разновидностей бросков. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

1) двумя руками снизу;
2) одной рукой снизу;
3) двумя руками с места;
4) одной рукой с места;
5) бросок в прыжке;
6) крюком.

1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча.
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель.

При работе с учащимися выделяем основные требования при броске:

1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Цель мастер-класса: эффективные педагогические приёмы, способствующие достижению результативности в спортивной деятельности.

План-конспект открытого занятия по баскетболу на тему: "Баскетбол как средство совершенствования оперативного мышления"

Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток.
7 класс.

Упражнения в беге.
1. Бег спиной вперед, передача мяча перед грудью.

2. Ведение мяча правой рукой

3. Ведение мяча левой рукой

4. Перевод мяча влево, вправо

Ведение вдоль боковой линии волейбольной площадки

5. Прыжки на правой ноге ведение, правой рукой.
6. Прыжки на левой ноге, ведение левой рукой
7. Захлестывание голени, ведение правой рукой.
8. С высоким подниманием бедра, ведение левой рукой
9. Ускорение ,ведение правой рукой.
10. Ускорение, ведение левой рукой.
11. Ускорение ведение правой на середине площадки перевод в левую, заканчиваем ведение левой рукой.
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек.
30 сек.
30 сек
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек
полкруга
полкруга
полкруга
полкруга Мяч в правой руке прижатый к туловищу с боку, смотреть вперед.

Смотрим прямо, пятки поднимаем выше.
Локти развести в стороны.

Смотрим прямо, работаем кистями рук.
Мяч к голове не прижимать.

Мяч к туловищу не прижимать.

Мелкими шагами, на полусогнутых ногах, смотрим прямо
Выпады шире, смотрим прямо.
Перебрасываем по дуге не высоко, сопровождаем кистью, ловим пальчиками.
Стойка баскетболиста, первая нога ставится на пятку, не прыгать.

Смотреть через левое плечо, пятки поднимать выше.
Ведение справа - сбоку за линией волейбольной площадки.
Смотрим прямо, мяч выше талии не поднимаем.
Переводим по диагонали

Мяч ведем с боку

Мяч выше талии не отбивать
Смотрим прямо

Смотрим прямо.
Перевод по диагонали.
Основная часть ( 25 -30 мин.)

А) Обучение: ведение мяча 2 шага бросок.
1) И.п.- правая нога впереди, мяч в правой руке, левой рукой придерживаем мяч сбоку- бросок мяча вверх над собой

2) И.п. - левая нога впереди- шаг правой ,шаг левой вынос правого колена вверх
3) И.п. тоже - шаг правой, шаг левой прыжок с выносом правого колена вверх- бросок мяча правой рукой вверх.
4) И.п. тоже самое - ведение на месте, по свистку ведение 2 шага бросок
5) И.п.- правая нога впереди, Одновременно с ударом мяча шаг левой, мяч в руках шаг правой, шаг левой прыжок бросок мяча вверх
6) И.п. – левая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг правой, шаг левой- с мячом в руках шаг правой – шаг левой прыжок бросок мяча вверх
7) И.п.- правая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг левой, шаг правой, шаг левой – с мячом в руках , два шага прыжок бросок мяча вверх.

В) Совершенствование передач мяча в движении ( эстафета)
Класс делится на 4 команды . Каждая команда размыкается от лицевой линии до лицевой на всю волейбольную площадку. У каждого учащегося левая нога стоит впереди. Игроки в команде стоят на расстоянии 5 метров друг от друга левая нога впереди лицом к направляющему. Направляющий стоит за лицевой линией лицом к команде с мячом в руках. По сигналу направляющий передает мяч указанной передачей вперед игроку и сам перебегает на его место, игрок получивший мяч делает поворот вправо делая шаг левой ногой вперед выполняя передачу мяч следующему и сам перебегает на его место и т. д. Последний получив мяч выполняет ведение мяча обратно за лицевую линию и передает эстафету следующему. Выигрывает команда первая закончившая эстафету.
А) бросок одной рукой от плеча.
В) бросок двумя руками от груди
6 -7 раз
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
5 -7 мин Кисть смотрит в лицо, мяч лежит на пальцах не касаясь ладони, локоть на уровне плеча. Во время броска рука выпрямляется вверх, кисть после броска завершает полет мяча.
Первый шаг широкий, второй укороченный взрывной.
Рука сопровождает мяч.

Смотрим прямо, все выполняем по сигналу.
Смотрим прямо

Колено поднимаем выше, кисть сопровождает мяч после броска.

Броски мяча одной от плеча - рука сопровождает мяч.

Во время возвращения все команды выполняют ведение мяча с правой стороны.

Заключительная часть( 3-4 мин.)
Построение.
Подведение итога.

Домашнее задание. Выделить учеников хорошо усвоивших упражнение, команду победившую в эстафете.

1) Подъем прямых ног и рук из положения лежа на животе 15- 18 раз
2) Отжимание от пола 10- 15 раз.
3) Касание ногами за головой с медленным опусканием ног 15- 20 раз


Печальная ситуация в российском баскетболе – это не новость. Но закат поколения, которое брало золото на молодежном чемпионате Европы в Чехове, сделал существующие проблемы особенно актуальными.

Мы узнали у специалистов, в чем они видят причины того, что и мужская, и женская сборные России отходят все дальше от былых высот, и какие решения создавшегося сложностей они могут предложить.

«У нас существует иллюзия того, что где-то есть хорошо выстроенная и работающая система, – уверен агент Максим Шарифьянов. – Это миф. Я был практически во всех баскетбольных академиях в Штатах, там нет никакой уникальной работы . Ни в Литве, ни в Сербии, ни в Испании, ни в США нет секретной системы подготовки игроков, которая бы позволяла бы им регулярно выдавать материал.

Все построено на огромном количестве занимающихся и, как следствие, на конкуренции на каждой последующей ступени. Это дает результат и американцам, и литовцам, и сербам.


Несколько лет назад я считал: у меня получилось, что в России баскетболом занимаются от 12 до 17 лет порядка 25-30 тысяч человек (мальчиков и девочек) по всей России . Для сравнения в США в средних школах – с 9-го по 12-й классы – баскетболом занимается около миллиона детей: 480 тысяч мальчиков, 420 тысяч девочек. Это данные примерно пятилетней давности. А всего в Штатах играют в баскетбол примерно 20 миллионов, это совсем фантастическая история.

РФБ не ведет (или не публикует) статистику по количеству баскетбольных залов и площадок. Но все специалисты утверждают, что отсутствие баскетбольной инфраструктуры – основополагающая проблема для спорта.

Во-вторых, нужна доступность. Сейчас в школах огромные ограничения для того, чтобы провести секционные тренировки в обычных школах. Государство ставит задачу, чтобы полный рабочий день был занят учебными занятиями. Попасть в школу – практически невозможно.

У нас организация с развитой инфраструктурой, но даже нам катастрофически не хватает залов. Мы работаем в пяти школах. Еще два зала нам предоставляют на относительно льготных условиях. А представляете, что творится вдали от Москвы?

Сложности с залами можно как минимум нивелировать.


Анна Архипова уверена, что здесь поможет только прямое вмешательство государства.

« Нужна обязательная государственная программа о прикреплении детской команды к заводу, банку или любой другой государственной структуре . Так, как это было раньше: скажем, я – выходец из обычной заводской команды. У нас была детская команда, которую финансировал завод Сибэлектротяжмаш – оплачивал поездки, форму и зал. И таких команд по Новосибирску существовало пятнадцать.

То, что происходит сейчас – это популизм. Это массовость, которая делается на картинке. Для любой организации такая поддержка – это копейки.

Кроме того, необходима система льготного налогообложения . До тех пор пока не будет льготного налогообложения, ни о каком спонсорстве речи быть не может. Во всем мире за пожертвования и спонсорскую деятельность предусмотрены очень серьезные послабления в системе налогообложения: ты можешь платить налоги в государственную казну, а можешь какой-то процент отправлять на спонсорскую деятельность. В России этого нет.

Кто-то видит в этом характерную для провинции безнадегу.

Но гораздо более часто встречающееся объяснение – низкая квалификация и отсутствие корректной оценки работы, которая вынуждает делать то, что идет во вред юным игрокам.

«Можно повесить всех собак на тренеров, хотя это неправильно, это очень сложная работа, – объясняет Максим Шарифьянов. – Никакой помощи тренерам нет.

Мне, например, в корне не нравится, как устроена сертификация тренеров при РФБ . Я дважды присутствовал на таких семинарах. Не думаю, что когда ты на два дня собираешь людей и что-то им читаешь даже по шесть часов в день, то что-то из этого они что-то получают и применяют на местах. По-хорошему нужно выстраивать систему иначе: я бы привозил специалистов, которые могут что-то методически почитать, которые умеют обучать, прямо в регион, создавал бы региональные центры и туда бы собирал тренеров. Так, чтобы эти специалисты сначала читали теорию, а потом ездили по регионам, приезжали в школы и отслеживали бы, как это все применяется. Это затратная история, но это то, чего не хватает.


Деградация игроков, блиставших на молодежном уровне, считается одной из самых значимых для российского баскетбола. При этом нет единого мнения о том, как должен быть устроен молодежный турнир и какие правила должны существовать при подписании профессиональных контрактов.

Во-первых, есть разные мнения о том, насколько полезна молодежная лига ВТБ и молодежные проекты в суперлиге.


При этом РФБ планирует ввести лимит для суперлиги-2: игроки на момент подачи заявки на сезон не должны быть старше 24 либо 26 лет. Андрей Кириленко объясняет это тем, чтобы молодые игроки получали игровое время, а те, кому не светит профессиональная карьера на более высоком уровне, заканчивали с баскетболом.

Во-вторых, ведется заочный спор о том, какими правами могут обладать юные игроки. Многие видят проблему в том, что уже с раннего возраста приоритетом становится не развитие, а заработки. Другие – что лишь определенные клубы могут по-настоящему развивать игроков.

А ведь это самый важный возраст для игрока, когда он должен не уходить с площадки, Они благополучно сидят на лавочке за хорошие деньги и не в состоянии решать большие задачи. Как бы ни тренировались, какими бы талантливыми ни были, они становится неспособными для решения больших задач.

Я бы рисковала: вводила бы потолок заработных плат для молодых игроков, иначе мы получим российский футбол. Мы его практически получили, и это катастрофа. Режим переходов тоже должен быть отрегулирован до определенного возраста.

«На мой взгляд, никаких предпосылок для такого жесткого решения не было, – негодует Максим Шарифьянов. – Когда тебе выбирают на драфте в НБА, то в каждом клубе более-менее одинаковые условия для развития. В России не существует системы, когда есть 10-20 клубов с равными условиями.

Понятно, что у нас нет профсоюза игроков или агентского сообщества, к которому могли бы прислушаться, но в итоге дико ущемили игроков. Они попадают на 9-10-летнее рабство : если это не уникально одаренный игрок и не уникально бездарный, который никому не нужен, то остальных можно бесконечно продлевать до 23 лет.

Межсезонья 18, 19, 20 годов мы жили по этому правилу, и я знаю буквально несколько квалификационных предложений за все годы. Остальных автоматически продлевают. Для клуба лиги ВТБ игрок с зарплатой 40 тысяч рублей – это вообще незаметная история. Люди сидят до бесконечности в молодежках, их не перетащить в суперлигу. Мы пришли к ситуации, когда стало очевидно, что это правило убило рынок.


Влияние самих агентов также предлагается ограничить.

«Знаю очень много агентов и честно могу сказать, что немногие из них думают о развитии игрока, – говорит Анна Архипова-Фон Калманович. – В большинстве это ненужная единица до определенного возраста. До 21 года – точно.

Наконец, даже лучшие молодежные проекты оценивают неоднозначно. Так как они оттягивают большую часть талантливых игроков на себя.

Проблему количества рабочих мест предлагается решать двумя способами.


Вторая опция – это более жесткий лимит на легионеров, как тот, который существовал при Сергее Чернове и дал сборной России современное поколение сборников.

«Есть интересы клубов, есть интересы сборной – учесть и то, и другое мы не можем, – уверен Максим Шарифьянов. – Если мы хотим, чтобы наши клубы успешно выступали, собирали залы, делали продукт, то никакой речи о лимите быть не должно. Вся эта ситуация, описанная выше, имеет значение, но небольшое, потому что мир глобален, ты всегда можешь добрать качество и количество за счет легионеров, и это вопрос экономики.

Если мы остаемся в сегодняшних реалиях (девять клубов в лиге ВТБ, шесть русских в заявке), мой прогноз очень жесткий: мы не то что в медали не зайдем, мы далеко не каждый год будем попадать в финальные первенства Олимпиады и мира . Я даже не беру ситуацию с конфликтом Евролиги и ФИБА, я ориентируюсь на абсолютную оценку силы нашей сборной. У нас нет поколения 90-х годов. Следующие игроки, которые могут усилить – это игроки поколения 2000-2001. Но они смогут зайти в сборную только лет через пять. Даже к этому времени их не будет столько, чтобы они сразу перевернули ситуацию.

Распространенное мнение гласит, что в России не хватает и общей концепции развития баскетбола. Эдуард Сандлер едва ли не все свои предвыборные ролики посвящает тому, что даже люди, которые работают в баскетболе, ничего не знают о какой-либо программе РФБ, ее целях и реализации.

«Должна быть системность, – настаивает Анна Архипова-Фон Калманович. – В 92-м сборная СНГ взяла золото на Олимпиаде в Барселоне. Дальше у нас был провал. Шестое место на Европе с Мышкиным. Тяжелый выход из квалификации. Вадима Павловича Капранова пригласили на руины. Единственное, что у него было – это схема и план работы действия. Он пришел на весь Олимпийский цикл. Он понимал, что делает, как он формирует состав, на каком этапе заслуженные игроки должны отойти. Он рисковал, полностью обновил состав – оставил в каждой линии по одному великолепному игроку, на примере которых мы могли учиться и которые не давали нам упасть. Он шел одной обоймой и сформировал боеспособный коллектив.


Был план действия, который все понимали – игроки, тренеры, руководство Федерации (тогда были Кузин и Чернов).

А сейчас, извините, но я ни плана, ни логики, ни схемы не вижу . Сейчас заходит тренер, отборочный цикл, старт, уходит. И так по кругу. Мы не понимаем, как мы можем обновить состав, если все сидят на банке. Мы худо-бедно проходим отборочный этап, потом с трудом выходим из группы и проигрываем в первом сложном матче. В первой стрессовой игре мы всегда ошибаемся. Это происходит постоянно.

Нужно сначала выработать систему и дать в нее поверить всем остальным. Должны работать все составляющие машины.

Интересно ли все это РФБ?

Читайте также: