Беседа о чайковском в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Класс: для 1-2 классов внеклассное мероприятие к 175-летию П.И.Чайковского подготовили ученики 1в, 2а,3в,4е,7а, 8а классов.

Предмет: музыка

- развитие фантазии и воображения;

- формирование восприятия музыкальных образов;

-формирование духовного мира личности;

- формирование чувства эстетического сопереживания произведениям искусства;

- воспитание устойчивого интереса к творчеству композитора П.И.Чайковского;

-формирование слушательского и исполнительского опыта;

- развития эмоционального сопереживания, эмоционального отклика на музыку П.И.Чайковского;

-знакомство с жанрами: песня, танец, марш – на музыкальных произведениях П.Чайковского;

-развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки;

-развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми признаками (песня, танец, марш), и жизненным содержанием.

Образовательные:

Закрепить знания учеников о творчестве П.И.Чайковского;

Развивающие:

Развивать познавательную активность, внимание, логическое построение, чувства эстетического и эмоционального сопереживания произведениям великого русского композитора;

Развивать духовный мир учеников на примерах восприятия музыки П.Чайковского;

Развивать умение работать в коллективе сосредоточенно и внимательно;

Воспитательные:

Воспитывать музыкальную культуру на лучших произведениях классической музыки П.Чайковского ;

Оборудование

-музыкальная презентация по биографии П.И.Чайковского;

Тип мероприятия: комбинированный

1 Ведущий: (ученица - 7а класса)
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.

Фея Музыка: Здравствуйте дети! Я - Фея Музыка!

1 Ведущий: Наши дети приготовили тебе музыкальное приветствие!

1.Сказка, приходи скорее, любит сказки детвора,
С музыкальной доброй феей, познакомиться пора.

Припев:
Дружат звуки и цвета, получилась Красота!
Будет музыка цветной, Фея, прилети за мной!

2.Нарядились сестры-ноты, приглашают в нотный дом,
Много фее там работы, музыкой ее зовем!

3.Ноты бегают и ходят по ступенькам вверх и вниз,
Дети хороводы водят, ну-ка за руки взялись!

4. Веселитесь тоже с нами, шире музыкальный круг!
Звуками и чудесами, все наполнено вокруг!

5.Веселее, веселее! вместе будем танцевать!
С нашей музыкальной феей песню звонко напевать!

4 куплет нотки танцуют, водят хоровод вокруг Феи Музыки.

ФЕЯ: Спасибо ребята, что вы меня ждали в гости. На службе у меня есть сестрички -7 нот.

(Обращаясь к детям в актовом зале спрашивает:)

ФЕЯ: Может кто-то из первоклассников знает имена моих сестричек?

Дети называют: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ФЕЯ: Молодцы ребята, хорошо знаете название нот.

Ноты гаммы составляют, если выстроятся в ряд.
Ноты чувства выражают, если в музыке звучат.
И, как буквы в предложенье, ноты – музыки прочтенье.
А всего-то их – семь штук, и у каждой – сольный звук.
Только сколько комбинаций, музыкальных вариаций
Память нотная хранит! нет числа для всех мелодий,
Что из этих нот выходит, в музыкальный мир манит.

ФЕЯ: Эти семь нот очень любил композитор, чьё имя является самым известным и самым значимым в истории мировой музыкальной культуры. Человек, чьим именем называют музыкальные конкурсы и, произведения которого звучат во всех уголках мира по сей день… Великие музыканты принимают за честь исполнять его произведения, дети разучивают пьесы в музыкальной школе.
Он родился 175 лет назад – в 19 веке.

1 Ведущий: Посмотрите презентацию о детских годах композитора Петра Ильича Чайковского.

Презентация по биографии П.Чайковского

2.Ведущий: (ученица -7а класса)

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора.

Что значит – Музыку сложить? Отдать живую мертвым знакам,
И над воскресшей молча плакать, и умирать, и снова жить…

О, нот возвышенная власть! Но Музыка была в начале.
Она не с ноты началась – с полей, которые звучали;

С тех первых слов, что в жизнь твою, входили с маминой улыбкой,
С тех самых, сказанных над зыбкой, с пропетых: “Баюшки-баю…”.

Они в тебе, пока ты жив, и на земле со дня творенья
В них – тот единственный мотив, что не боится повторенья.

Что значит – Музыку сложить? Гармонией проверить душу,
И песню выплеснуть наружу, на дне души она лежит.

1Ведущий: Деревянные солдатики маршируют до зари,

И из всей из математики знают только – раз, два, три…

Много лет тому назад, я в солдатиков играю,

Их давно я собираю, дома выстрою их в ряд

И отправлю на парад, поиграю я в солдат…

И на полку – пусть стоят…Дом, квартиру берегут… Пост на службе всё несут!

2.Ведущий: Много лет тому назад Пётр Ильич Чайковский написал д ля своего племянника Володи Давыдова "Детский альбом", в который вошли 24 замечательных детских пьес

Не простой он - музыкальный, то весёлый, то печальный, сочинённый для ребят много лет тому назад. (Звучит барабанная дробь за сценой.)

1Ведущий: Знакомая мелодия разбудила деревянных солдатиков. Они проснулись все разом, выскочили из своей коробки, выстроились и замаршировали бодро и весело, а впереди веселый, бравый барабанщик стучал в барабан.

Льется музыка рекой, вьется нотною строкой,

Снова звуков половодье захлебнуло все вокруг.

И кораблики мелодий выплывают из-под рук!

О вальсе сказано немало, он в песнях и в стихах воспет,

И сколько б танцев не бывало, а лучше вальса, право нет!

Лишь только вальс нам дарит этот миг, и только он сейчас разъединяет.
Листая время, как страницы книг, забытым чувством снова опьяняет.

Всех красивей, всех милее кукла новая моя, только с нею, только с нею целый день играю я,

Кукла новая моя, очень тебе рада я,

Положу тебя я спать на удобную кровать, буду песни тебе петь, буду я тебя жалеть!

Этой куклы кто не знает, лучше куклы не найдёшь,

Сразу глазки открывает, только на руки берёшь.

И хоть слёз у куклы нету, плачет девочка моя:

- Мама, мама, где ты, где ты? Ну а мама – это я.

Я надену кукле бусы, платье новое сошью,

Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою.

Прекрасны здесь небеса! Прекрасны птиц голоса!

Льёт солнце с высоты на эту землю яркий свет! Лучше нашей Италии нет!

ФЕЯ: - Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года… (Осенью зовётся!) – отвечают дети из зала.

ФЕЯ: Вам понравилась музыка? (ФЕЯ ждёт ответы детей).

Какое настроение в ней? (ждёт ответы детей).

ФЕЯ: Стало вдруг светлее вдвое‚ двор как в солнечных лучах,

Это платье золотое у березы на плечах,

Утром мы во двор идём‚ листья сыплются дождем

Под ногами шелестят - и летят. летят… летят!

ФЕЯ: Поёт рояль пронзительно и грустно , о днях осенних в гаснущей тиши.
Как много в этих хрупких звуках чувства, как много в них страдающей души!
И льётся эта музыка неспешно, в ней слышно — листья по ветру летят,
Она полна сердечной муки нежной, о том, что Осень наш печалит взгляд.
Ещё о том, что старый сад пустует, что все тропинки занесло листвой,
Что он застыл в дождливых хладных струях, но всё ещё пленяет красотой.
Мелодия из среднего регистра секвенцией* стремится в высоту,
Чтоб вскоре ходом ломаным пасть низко и замолчать, являя немоту.
И вот два голоса рыдают вместе, нам говоря о том, что жизнь грустна,
Звучит осенняя печально песня, как сердца вдруг умолкшая струна.

ФЕЯ: А сейчас я с вами поиграю. Вы повторяйте за мной все движения.

Мы листики осенние,
На веточках сидели. (Дети сидят на месте.)
Дунул ветер – полетели. (Поднимают руки вверх и размахивают руками.)
И на землю тихо сели. (Опускают руки.)

Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (Поднимают руки вверх ими, кружат руками.)
И на землю опустил. (Опускают руки.)

ФЕЯ: Молодцы ребята! Вам понравилась музыка П.И.Чайковского? (Ответы детей) Я познакомила вас с тремя жанрами в музыке –маршем, танцем и песней. Повторите хором: марш, танец, песня. Фея задаёт детям вопросы о названиях прослушанных произведений. (Ответы детей)

1 Ведущий: Пётр Ильич Чайковский – гений в полном и лучшем смысле этого слова, человек, создавший своим трудом и духом мир, сравнимый с явлениями природы, человек, благотворно влияющий на всё Человечество. Благодаря Чайковскому в пространстве, в котором мы живём, стало гораздо больше света, чистоты и разума. Когда звучит музыка Чайковского – он рядом с нами, он говорит с каждым о смысле жизни. Он говорит с нами о красоте, доброте и правде. Это и есть – реальное бессмертие!

ФЕЯ: Как симфония жизни владеет сердцами звуковая, зовущая к небу волна .

О Чайковском сейчас говорить не словами, не выдумать даже такие слова.

Его творчество символ нездешнего света, победителя в век нарастающей тьмы.

Им нетленная слава России пропета нашей русской державы, великой страны!

ФЕЯ: До свидания дети! Даю вам домашнее задание: послушать произведения П.И.Чайковского и пол юбить его музыку - нашего великого русского композитора!

Ту вселенность, что в русской душе непреложна, он в гармонию звука сумел перелить.

Его музыка, как откровение Божье, с его музыкой легче и радостней жить!

посвящённого 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского

(мероприятие подготовила учитель музыки высшей категории

МБОУ «Лицей г.Обнинск – Набойченкова Людмила Николаевна)

Оформление сцены: портрет композитора, осеннее дерево с летящими листиками и разноцветными нотками (приколоть или приклеить). По краям сцены - разноцветные шары, детские игрушки: куклы, машинки, солдатики, детский рояль, детский баян, ксилофон, дудочки, и т. д.

На сцене на цветных листах прикреплены цитаты П.И.Чайковского (крупным шрифтом)

1.Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохно­вением души.

2.Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки.

Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я рус­ский в полнейшем смысле этого слова.

3.Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.

Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармони­ческих курьезов, а в простоте и естественности.

5.«Мне кажется, что я действительно одарен

свойством правдиво, искренно и просто

выражать музыкой те чувства, настроения и образы,

на которые наводит текст. В этом смысле я реалист

Описание проведения мероприятия

Ученики были не только внимательными зрителями, но и участниками праздника, посвящённого творчеству П.И.Чайковского. По требованиям ФГОС были показаны много видов деятельности: пение, игра, групповая работа, индивидуальная, речевая активность детей; показаны УУД и рефлексия учеников; учитель выступал в роли организатора, всю остальную работу по оформлению актового зала, нахождения информации в Интернете, костюмы - делали сами учащиеся. Динамическое развитие в сценарии присутствовало. Дети познакомились с некоторыми произведениями великого русского композитора, а это начало слушательского опыта. Направление работы в этом мероприятии плавно перейдёт в ознакомление и изучение творчества П.И.Чайковского на уроках музыки.

Список литературы.

П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151

Яснов М. Чайковский. – СПб.: “Азбука-классика”; “Нота МИ”, 2006.

Список сайтов

П.И. Чайковский. Письма к близким. Избранное. Музгиз. М. 1995, с. 149, 151

Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела?

П. И. Чайковский любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта – Италия и песенка, которую он написал – итальянская. Красивая песенка, потому люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, которые любят петь и слушать музыку – красивые люди.

А вот и полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом и косичкой и надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним поспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.

У девочки Тани заболела любимая кукла, может она простудилась во время дождя? Таня, как настоящая мама переживает за куклу, заботится о ней, не спит, когда у куклы температура, качает ее, успокаивает, переживает.

Девочке купили новую куклу, какая радость, какое счастье, кукла красива, ну просто очаровательна. Ее можно взять за ручки и весело кружиться по комнате.

1 занятие. Цель: вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.

2 занятие. Цель: определить замысел композитора: показать веселую, жизненную, народную пляску, научить детей находить зерно – интонацию в музыке, дать представление о народности, основной мелодии пьесы.

Ход: Дети, послушайте музыку и постарайтесь вспомнить ее название и имя композитора. Определите характер, жанр. (Слушание). Музыка веселая, быстрая, под нее можно плясать. Чайковский изобразил в этой музыке пляску. Полюбилась ему незатейливая русская мелодия. Вот она. (Слушание неполных 7 тактов). Он создал на основе мелодии большую музыкальную пьесу. Так часто делают композиторы и тогда народная мелодия становится большим произведением. А называется это – обработка. Послушайте русскую народную мелодию, обработанную композитором. (Слушание пьесы).

3 занятие. Цель: учить детей различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение.

Ход: Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте знакомую пьесу. Скажите, подходит ли эта иллюстрация к музыке. (Слушание 1 части пьесы). А почему вы так думаете? Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинает он свою пляску легко, спокойно, но постепенно расходится, движения его становится шире, быстрее, громче звучит музыка. Но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску. (Слушание сей пьесы).

4 занятие. Цель: учить детей находить в произведении средства музыкальной выразительности: устанавливать связи вариаций с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса. Использовать музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки (на каждую вариацию свой инструмент).

Ход: (Напоминание мелодии). Как называется эта пьеса? Кто ее сочинил? (Исполняется вся пьеса). Что сделал композитор с мелодией? Он сумел создать образ пляски, слышаться разные народные музыкальные инструменты: дудочка, балалайка, гармонь.

Сыграем на инструментах каждую вариацию.

Как рассказать детям о Пасхе

Как рассказать детям о Пасхе Как рассказать детям о ПАСХЕ Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать.

Как рассказать детям об истории праздников 23 февраля и 8 Марта День защитника Отечества – 23 февраля 23 февраля – это государственный праздник в РФ, особый праздник для нашей страны, его отмечают повсеместно,.

Пришла весна. О чём рассказать детям

Пришла весна. О чём рассказать детям Потеплело, день заметно прибавился. Весной природа оживает, наступает цветение плодовых деревьев и кустарников. На клумбах появляются первые.

Рассказ о Чайковском для детей

Портрет гения:

Чайковский Петр Ильич

Краткая биография:

Чайковский биография

Говоря о Петре Ильиче кратко, невозможно понять, что это за человек, и почему стал великим. Ближе познакомиться с ним помогут интересные факты из жизни.

Счастливое детство в глубинке

Музыка с пеленок

Родители Петра Чайковского очень любили музыку, хотя и не были профессиональными музыкантами. В доме часто проходили концерты – мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец предпочитал флейту. С 4 лет матушка обучала Петра игре. Музыка его очень захватывала.

Трагедия всей жизни

В семье Петра Чайковского с детства царила любовь. Родители относились друг к другу с большой нежностью. Они писали друг другу трогательные письма, которые дети позже вклеили в альбом. Когда в 14 лет мать Петра умерла, он испытал сильнейшее потрясение, которое наложило отпечаток на всю его жизнь. Он писал, что только забота о братьях, которым было всего 4 года, помогла ему пережить страшное горе. Он стал для них ласковой матерью, старшим братом, лучшим другом.

Петр Чайковский композитор

Музыка – мое призвание!

В 22 года Петр Ильич наконец всецело посвятил себя любимому делу. Он называл это служением Музыке. Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский сразу же начал преподавать в Москве. Он помог стать музыкантами многим талантливым людям. Но при этом уделял много времени сочинению собственных композиций. К 30 годам Петр Ильич написал несколько серьезных произведений.

Все лучшее – детям

Чайковский Петр Ильич в молодости

Он также посвятил его маленькому племяннику Володе, который питал страсть к музыке.

Эти, и последующие его детские произведения написаны простым языком. Они мелодически выразительные, волшебные, увлекательные.

Признанный гений

Чайковский – один из немногих композиторов, чем талант был оценен по достоинству еще при жизни. Ему удалось завоевать признание публики, коллег и критиков. Примерно с 40 лет он гастролировал по миру. Его оперы ставились в театрах. Их продолжают ставить до сих пор. Музыка Петра Чайковского используется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламных роликах.

Произведения Чайковского для детей

Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Сначала он растил своих братьев, рано потерявших мать, а затем проводил много времени с племянниками. Его натура сама была по-детски трепетной и чуткой. Поэтому сочинения для детей давались легко.

Детские пьесы

Июль:

Октябрь:

Ноябрь:

Май:

16 песен для детей

Находясь со своими племянниками в Каменке, осенью 1883 года композитор пишет песни одну за другой.

Сказки для детей

Чайковский часто обращается к жанру сказки. Причем они не всегда милые и добрые.

Музыка Чайковского вдохновляла и продолжает вдохновлять на написание детских сказок.

Детские стихи Чайковского

Мало кто знает, что до того, как писать музыкальные произведения, Петр Ильич сочинял стихи. Он записывал их в тетрадку наспех, для себя. Стихотворения чередовались с выписками из газет, отдельными словами, рисунками. Сочинения 7-летнего мальчика сложно назвать талантливыми. Они поражают другим – чрезвычайной эмоциональностью, ценностями и глубокой духовностью.

Сегодня во дворе Московской консерватории Петру Ильичу Чайковскому возведен памятник – символ творческого вдохновения. Личность и музыка композитора вдохновляет студентов на создание новых шедевров. У многих из них тяга к прекрасному появилась еще в дошкольном возрасте. Любовь к музыке начинается с детских произведений Чайковского и других великих классиков.

Цели и задачи:

• воспитание любви к музыке;

• знакомство с творчеством П.И. Чайковского;

• расширение музыкального кругозора учащихся.

Оборудование:

• фотографии дома П.И. Чайковского;

• аудиозаписи произведений П.И. Чайковского;

Ход классного часа

Учитель: Начинаем классный час, посвящённый памяти П.И. Чайковского.

П.И. Чайковский родился 7 мая 1840 года на Урале, в городе Воткинске. Сейчас в доме, где он родился, находится музей композитора. Петр Ильич окончил училище правоведения и получил юридическое образование. Потом он поступил в первую русскую консерваторию, которую окончил с серебряной медалью — высшей наградой в то время.

Петр Ильич очень любил осень.

♦ Звучат пьесы из альбома, учащиеся угадывают названия.

Учитель: Для тех, кто любит путешествовать и отдыхать, звучат итальянские, немецкие, старинные французские и неаполитанские песенки. Давайте послушаем их.

Музыка переносит нас в Италию. Эта страна славится своими певцами. Поют и дети, и взрослые, поют дома и на улице. Дети бедняков пением зарабатывают себе на жизнь.

П.И. Чайковский встречал в Италии таких детей. Песня уличного певца ему особенно понравилась.

В песне старушка вспоминает свою молодость. По другим рассказам, Петр Ильич услышал эту песню от маляра, который пел её во время работы.

Учитель: В Италии спеть для кого-нибудь песню, все равно что сделать этому человеку подарок. Берёт парень гитару, становится под окно девушки и поёт ей вечернюю серенаду. Такую серенаду услышал Чайковский в итальянском городе Неаполе. Он написал к ней сопровождение и включил в детский альбом.

Учитель: За свою недолгую жизнь Чайковский написал много прекрасных произведений: десять опер, три балета, восемь симфоний, четыре сюиты для оркестра, более ста романсов.

♦ Звучит романс П.И. Чайковского.

Учитель: Также Петр Ильич написал множество пьес для фортепиано, три концерта с оркестром и целый ряд хоровых сочинений. Но мало кто знает, что он писал стихи. Его любимыми писателями и поэтами были А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Учитель: Наверное, все знаменитые пианисты начинали свое знакомство с музыкой с маленьких детских произведений П.И. Чайковского. Есть и в нашем классе таланты. И может быть, они удостоятся чести сыграть на рояле, который находится в доме-музее Чайковского в г. Клин Московской области. Рояль открывается только раз в году. И только самые лучшие пианисты мира могут сыграть на инструменте Чайковского.

Читайте также: