Призрачная нить краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

В послевоенном Лондоне модельер Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) придумывает наряды для светских дам и принцесс. Дела в ателье ведет его железная сестра Сирил (Лесли Мэнвилл). Вудкок — эксцентрик, тиран и, по его собственным словам, убежденный холостяк. Очередную надоевшую любовницу тихо провожают из дома, наградив на прощанье платьем из прошлогодней коллекции, и вот уже кутюрье, заказывая обильный завтрак в загородной гостинице, кладет глаз на официантку Альму (Вики Крипс), чьи нежные черты и робкий румянец производят сильное и, как выяснится гораздо позднее, обманчивое впечатление.

Это самый, вероятно, прямолинейный и простой для восприятия из восьми фильмов Пола Томаса Андерсона: мужчина, женщина (две женщины, если считать сестру), их отношения. Герои редко покидают лондонский дом дизайнера, а камера — которой в этот раз управлял сам режиссер — неохотно отрывается от их лиц; разве что ради нарядов. Формально говоря, английский опыт Андерсона — классическая костюмная мелодрама про потаенное бурление страстей. Но конечно, Хичкок ему ближе Джеймса Айвори, и Андерсон распарывает и перекраивает жанр в своей фирменной величественной и в то же время хулиганской манере.



Отчасти смелый автопортрет режиссера, в более очевидной части герой списан, говорят, с испанского дизайнера Кристобаля Баленсиаги, на которого Дей-Льюис даже внешне слегка похож. Основатель модного дома (когда до Демны Гвасалии еще было очень, очень далеко) был знаменит, в частности, своей абсолютной, почти религиозной преданностью ремеслу и закрытой, вроде бы аскетичной частной жизнью — эти черты определяют и Вудкока. Насчет личной скрытности есть нюанс: Баленсиага, как многие кутюрье, был геем. Но если уж на то пошло, сексуальная ориентация Вудкока (если она у него вообще есть) тоже остается под вопросом.

Андерсон дразнит неопределенностью: клиническая картина — стареющий неженатый мужчина, одержимый покойной мамой и всю жизнь проживший с доминантной сестрой (тоже незамужней), — вызывающе красноречива, контакты Рейнольдса и Альмы очень сложно назвать чувственными, и мы не видим ничего, кроме разве что случайного поцелуя. При этом очевидно, что в мире Вудкока существуют только женщины — они заботятся о нем, они работают на него, они, в конце концов, носят его великолепные платья. И однажды могут ответить: в какой-то момент фильм делает шаг в сторону готики и упомянутого Хичкока, и начинает потешно рифмоваться с последней картиной Софии Копполы.



Призрачная нить (2017)
Phantom Thread
драма, мелодрама
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Вики Крипс, Лесли Мэнвилл, Ричард Грэм, Брин Глисон
Премьера: 15 февраля 2018 года
Смотри на

Кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) живет в Лондоне 1950-х. Он обслуживает эксклюзивную клиентуру, и его жизнь подчинена строгому распорядку, который установился много лет назад. В правила Рейнольдса вписаны даже любовницы, которые у него периодически появляются. Мужчина и его сестра Сирил (Лесли Мэнвиль) прилагают все усилия, чтобы работа их модного дома текла размеренно и гладко, с кем бы Рейнольдс ни делил постель. Когда модельер знакомится с официанткой Альмой (Вики Крипс) и приглашает ее к себе домой, все полагают, что это очередное временное увлечение и что Альма надоест кутюрье после того, как он придумает для нее несколько платьев. Но девушке мало быть манекеном для модных экспериментов, и она решает любой ценой добиться большего.

Главный герой ленты Рейнольдс Вудкок – сложная натура с несколькими душевными слоями. Он хочет казаться самодостаточным и сильным мужчиной, который с высоты своего таланта одаривает женщин роскошными платьями. Но под толстым панцирем аристократичной заносчивости живет чувствительный мальчик, который так и не смирился со смертью матери и который жаждет заботы и опеки, хотя, конечно же, не решается в этом признаться. Это чувствует Сирил, которая, так и не выйдя замуж, посвятила себя брату и их общему делу, и это со временем осознает Альма. Поэтому она решает удержать Рейнольдса, поставив его в ситуацию, в которой он окажется слабым ребенком, а она – заботливой матерью. Ее действия экстремальны и преступны, но что остается амбициозной нищей девушке в кастовом обществе?



Сцена, в которой Вудкок наблюдает за Альмой во время модного показа, могла пробудить в нем воспоминания о возможном подглядывании за матерью

Сцена, в которой Вудкок наблюдает за Альмой во время модного показа, могла пробудить в нем воспоминания о возможном подглядывании за матерью

Впрочем, даже красивого платья для этого недостаточно. Вудкоку необходима женщина, максимально приближенная к образу его матери еще и по своим психологическим характеристикам, а также по той роли, которую она должна играть для него.

В период первичной влюбленности ребенка в мать она выполняет для него две основные функции, удовлетворяя:

• Физический голод (потребность в пище, потребление которой является в раннем возрасте главным источником удовольствия)

• Эмоциональный голод (потребности в нежности, ласке, заботе, чувстве безопасности и защищенности).

Чтобы заменить Вудкоку мать, Альме нужно взять на себя обе эти функции. И, по сути, вся основная часть фильма сводится к поиску Альмой способов того, как это сделать.

Заметьте, что такой набор функций, не ставит перед Альмой цель удовлетворить сексуальные потребности Вудкока. Они для него некритичны, да и весь фильм в итоге получается довольно асексуальным — без постельных сцен и всего с двумя довольно целомудренными поцелуями. Все потому что мать для Вудкока, хоть и является объектом интимной страсти, но не связана с желанием физического обладания. Рейнольдс, как любой другой ребенок, хочет, чтобы мама просто была рядом, когда он в ней нуждается.

Но одного удовлетворения потребности Вудкока в еде Альме недостаточно для того, чтобы безальтернативно и окончательно занять место его матери. Об этом, в частности, нам говорит сцена ссоры за ужином-сюрпризом. Наличие на столе пищи не гарантирует Альме ответного внутреннего движения Рейнольдса ей навстречу. Тут нужно что-то еще, какой-то недостающий ингредиент, который придаст их отношениям настоящей близости.

Вот только модные показы случаются не часто, и естественным образом Вудкок выбивается из сил крайне редко. Значит нужно найти искусственный способ создания у него такого разбитого и немощного состояния. На выручку Альме приходят ядовитые грибы. Она добавляет их в чай Рейнольдса и добивается нужного эффекта. Он вновь превращается в беспомощное и уязвимое создание, а девушка в нужный момент оказывается рядом.

И здесь настает черед, пожалуй, ключевой сцены всего фильма. В болезненном бреду Вудкок видит свою умершую мать в свадебном платье. Он пытается с ней заговорить, жалуется, что не слышит ее голоса (это означает, что он уже начал терять внутреннюю связь с матерью под давлением вытесняющего ее образа Альмы). Мать действительно молчит, отстраненно глядя перед собой и стоя в стороне, словно не понимая, что она здесь делает. Далее в комнату входит Альма. Не видя мать Рейнольдса, она оказывается рядом с ней, а вскоре… мать просто исчезает. И больше не появляется никогда. В жизни Вудкока теперь есть только Альма.

Надо отдать должность тонкости и изяществу Пола Томаса Андерсона в решении этой сцены. Он не стал превращать ее в пафосную и торжественную смену почетного караула. Все проходит тихо и аккуратно. Самое важное событие во всем фильме обставляется так, будто ничего и не произошло. Безмолвный призрак появился, скромно постоял у стенки и бесследно исчез. Но жизнь главного героя с этого момента изменилась навсегда.

Так что в итоге? Альма справилась. Она нашла подход, устроивший всех и сочетающий в себе обе возложенные на нее функции — накормить (удовлетворить физический голод) и спать уложить (удовлетворить эмоциональный голод).

А вот роль сестры, пожалуй, лучше рассмотреть с позиций не психоанализа, а трансактного анализа (которое, впрочем, исторически тесно связан с учением Фрейда). Согласно Эрику Берну, для человека характерны 3 основных эго-состояния:

• Ребенок (непосредственность, эмоциональность, творческая энергия, желания),

• Родитель (контроль, забота, защита),

• Взрослый (рациональность, взвешенность решений, ответственность).

Выше мы выяснили, что для Вудкока характерна роль Ребенка, а Альма выполняет функцию Родителя. Остается эго-состояние Взрослого, которое сестра Рейнольдса, Сирил, успешно транслирует весь фильм, являясь образцом сдержанности, учтивости и деловитости (именно она ведет весь семейный бизнес и поддерживает порядок в доме, особенно когда самого Рейнольдса сражает болезнь).


Слева направо: Родитель, Ребенок, Взрослый

Слева направо: Родитель, Ребенок, Взрослый

Призрачная нить (Phantom Thread). Моя небольшая рецензия на фильм.

Сегодня уже блогер Lisenok опубликовала свою хорошую рецензию на этот фильм. Я тоже давно хотела поделиться своим мнением по поводу этого фильма. Тем более, что ждала его, наверное, больше всех других фильмов, выходящих в прокат в этом сезоне. Режиссер - мой любимый Пол Томас Андерсон ("Нефть", "Магнолия", "Любовь, сбивающая с ног"), каждый фильм которого для меня - must see.

А в "Призрачной нити" еще и сыграли мои любимые английские актеры: Дэниел Дей Льюис и Лесли Мэнвилл (много снималась у не менее уважаемого мною английского режиссера Майка Ли). В общем, праздник киномана.

На мой взгляд, Дэниел Дей Льюис все-таки свои лучшие роли сыграл в соавторстве с Полом Томасом Андерсоном. Они как союз талантливого скрипача (Андерсон) и скрипки Страдивари (Дэй Льюис). Сколько оттенков чувств, филигранной актерской игры проявляет Дей Льюис у Андерсона - уму не постижимо! В интервью Пол Томас Андерсон сказал, что с Дей Льюисом над "Призрачной нитью" они очень плотно работали. Общались каждый день, постоянно, на протяжении года, и все это еще до того, как начались съемки. Работа над проектом длилась почти три года, и Дэниэл оставил его в покое, только когда Андерсон перебрался в монтажную. А так они даже сценарий вместе писали. Обсуждали с ним буквально каждый шаг.

В итоге Дэниел Дей Льюис блестяще сыграл измученного, рафинированного невротика-кутюрье.

Удивительный актер! Пожалуйста, пусть он и дальше продолжает сотрудничество с Андерсоном и не уходит из кино!

Но вернемся к "Призрачной нити". Да простят меня поклонники других номинантов на Оскар 2018, но на мой скромный взгляд, "Призрачная нить" сильнее всех фильмов, выдвинутых в этом году на Оскар. Но, скорее всего, "Призрачная нить" ничего не получит. В лучшем случае - Дэй Льюис абсолютно заслуженно заберет свою очередную статуэтку или Андерсона наградят за режиссуру. Тема для Оскара слишком утонченная, рафинированная и сложная. В Каннах или Венеции фильм однозначно бы не оставили без наград. А вот Оскар - это мейнстрим и на нем редко побеждает настоящее авторское кино. Ну и я очень рада, что Лесли Мэнвилл тоже выдвинули на Оскар. Роль у нее очень достойная. Ну и вообще она давно заслужила хотя бы номинацию.

Постараюсь не спойлить. Опишу свои впечатления от фильма.

Герой фильма - английский кутюрье Рейнольдс Вудкок, прообразом которого были Баленсиага и многие другие кутюрье. Для него его платья - это фетиши. Для него они слишком прекрасны, чтобы их носили обычные люди. И конечно он приходит в ужас, смешанный практически с отвращением, когда какая-то клиентка посмела в ЕГО платье упасть мордой в салат.

Благо сестра Вудкока Сирил в исполнении Лесли Мэнвилл удерживает его на земле. По большому счету, именно она является его продюсером, продвигающим его платья на рынке. Без нее он бы не продал ни одного платья, и у него не было бы денег содержать свое ателье и заниматься высокой модой. Он это прекрасно понимает. Поэтому Сирил крепко держит его в руках, контролируя всю его профессиональную деятельность и личную жизнь.

Для Вудкока женщины интересны до тех пор, пока не начинают проявлять элементарные человеческие качества: хрустят гренками по утрам на завтраке, стучат ножом по маслененке, производят прочие шумы. Женщина для Вудкока - это прекрасный манекен, который не должен дышать, смотреть, шуметь и причинять прочие беспокойства. Она не должна выводить его из его невротического спокойствия.

Поэтому при содействии сестры он постоянно меняет своих муз, как перчатки. А женщины уходят от него в непонятках: что ж они такого сделали, что им дали отставку? Но проблема, конечно, не в женщинах, а в самом Вудкоке. По сути, он боится их, так как не знает, как жить с их человеческими качествами, что с ними делать и как на них реагировать. Судя по всему, все это проблемы из его детства, в котором он не получил в достаточном количестве любви от матери. Если мальчик растет в материнской любви и заботе, у него и проблем в дальнейшей жизни не должно возникать. Ведь он доверяет женщинам. В детстве он получал от них много добра. Зачем ему их бояться во взрослом состоянии? Но это не случай Рейнольдса Вудкока.

Через фильм проходит призрачный образ матери Вудкока. Бедный 15-летний мальчик старательно, несколько месяцев шил своей матери свадебное платье, чтобы доказать ей свою любовь. Оценила ли она его труды, в фильме не говорится. Но судя по дальнейшей жизни Вудкока, старания мальчика мама наконец-то оценила. Поэтому его платья для него - это доказательство, что он хороший, достойный, умный, красивый. Именно посредством платьев он получает свою долю любви и признания от женщин. А большего ему, по большому счету, и не нужно от женщин. Большего он и не умеет получать и не знает, зачем ему это нужно.

И только когда одна из его муз сумела интуитивно понять сущность Вудкока, он смог хоть как-то, сикось накось построить с ней союз. Союз болезненный, такой же невротичный, как и сам герой Дей Льюиса. Да и его партнерша (Альма) так же, как и его мать и сестра, оказалась натурой жестокой и волевой.

Могло ли у него сложиться иначе? Наверное, нет, учитывая анамнез из детства. К сожалению, Вудкок может жить только с такими женщинами, которые подчиняют его себе полностью и их союз строится не на любви и уважении, а на жестокости и подчинении. Но наверное, в этом и заключается суть любого творческого человека, когда нереализованная нежность, сексуальные желания находят свой выход в чем-то прекрасном и гениальном: платьях, картинах, музыке, книгах.

Музыку к фильму, кстати, написал гитарист Radiohead Джонни Гринвуд. Саундтрек к фильму выпущен отдельным замечательным альбомом.

Читайте также: