Изготовление кукол кувадок в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению традиционных народных кукол.

Ход мастер – класса:

1. Оргмомент.

Ведущий: Здравствуйте, гости званые,

Гостьюшки, мои желанные

Много гостей, много и новостей

А чтоб мастер-класс был веселей

Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)

Как ты тут? (положили руку на плечо)

Где ты был? (спросить рукой)

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь?

Актуальность изготовления народных тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Как по - вашему, что такое кукла? (ответы)

По словарю Сергея Ивановича Ожегова «Кукла – это фигура, воспроизводящая человека в полный рост.

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общие решения.

Взять куклу.

Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение: страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость.

Для оживления куклы вместе с детьми придумываем и произносим волшебные слова:

Кукла, оживай опять!

Кукла, оживай скорей,

И повесели детей!

Вот и создание театра народной куклы подсказали дети.

Сегодня я познакомлю вас с методическими приемами при изготовлении куклы Кувадки. Напомню, что методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей, они используются в различных видах детской деятельности, что соответствует Федеральному государственному стандарту.

В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы:

* беседа, рассказ, художественное слово, вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные;

* рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы;

* выполнение действий с детьми, с проговариванием,совместное действие педагога с детьми;

* выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам; *выполнение работ с опорой на личный опыт.

В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приемы.

Я предлагаю изготовить куклу Кувадку, используя 2 приема, а именно:

- выполнение действий с детьми, с проговариванием;

- выполнение действий по пооперационным картам или схемам.

Эти приемы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый прием выполнение действий с детьми, с проговариванием.

Я буду педагогом, а вы будете исполнять роль детей.

Демонстрация приема.

Куколка Кувадки - (или Куватка) – одна из самых простых куколок, она участвовала в обряде накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать или вывешивать над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Кувадки защищали новорожденных и служили им первыми игрушками. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.

Делаем куклу "Кувадку" (технологическая карта).

* Берем лоскут яркой ткани, кладем его перед собой. Какой формы лоскут вы взяли?

* Скручиваем к середине по длинным сторонам. Что вы сделали?

* Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2см и обматываем ниткой другого цвета несколько тугих витков, концы связываем тройным узлом – это голова и туловище куклы.

* Из лоскута другого цвета размером 6х6см делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1см и делаем обмотку яркой ниткой – это ручки. Что получилось? На, что они похожи? (ручки – конфетка).

* Вторую скрутку вкладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками яркой ниткой: сначала по линии талии, а потом крест – накрест на груди. Что вы сделали?

* Такая куколка-девочка может легко превратиться в мальчика.

У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? (развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определенной деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи).

Для того, чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую прием – выполнение действий по пооперационным картам или схемам. Этот прием эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

На выполнение задания дается 5 - 7 минут.

Педагог подходит к каждой группе и уточняет содержание деятельности.

Вопрос: как вы думаете, что развивает данный прием у детей? Применение данного приёма развивает у дошкольников познавательные психические процессы: восприятие, внимание, логическое мышление; способствует развитию у детей способности к самостоятельной творческой деятельности.

Цель: Познакомить с историей народной куклы. Развивать интерес к традициям. Прививать любовь к русской народной кукле как виду художественного творчества.

1. Формировать знания о народной кукле.

3. Познакомить детей с технологией изготовления тряпичных кукол на примере куклы – Кувадка.

4. Воспитывать бережное отношение к рукотворным изделиям.

5. Развивать мелкую моторику.

Словарная работа: Оберег, Кувадка.

Тряпичные куклы : ангел-хранитель, пеленашка, утешница, кувадка.

Раздаточный материал: лоскуты ткани белого цвета размером6*6 см, лоскуты цветной ткани на выбор размером 10*12 см, хлопковые нитки двух цветов (белого и красного, ножницы.

Музыкальное сопровождение: русская народная музыка.

Ход занятия:

Звучит весёлая русская народная музыка.

Вопросы к детям:

А знаете ли вы, ребята, в какие куклы играли ваши бабушки и прабабушки?

А хотели бы вы это узнать?

Изготавливали кукол из тряпочек и ниток. Лица у кукол не было. Куклы были небольшого размера.

- Какие вы молодцы! Всё знаете. Это тряпочная кукла. Бывают эти куклы разными. Тряпочная кукла – игрушка не простая. Искусство делать таких кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

Самую первую куколку - пеленашку, мама изготавливала для малыша, когда тот в колыбельке качался (демонстрация куклы); делали такую куклу из кусочков ткани. На голову куколки надевали платочек. Когда малыш подрастал, то пробовал укачивать и кормить куколку.

Плач ребёнка унимали куклой - утешницей (демонстрация куклы)

Вопросы к детям:

Как вы думаете, почему её так назвали – утешница?

Правильно, кукла их утешала, успокаивала, её даже прятали от детей и доставали только в тех случаях, когда ребёнок болел или сильно плакал.

Куклу ангел-хранитель изготавливали тоже из ткани и ниток (демонстрация куклы) считалось, что она защищает людей от болезней и неудач. И такая кукла должна быть у каждого.

Сегодня мы с вами научимся изготавливать вот такую куклу (демонстрация куклы). Называется куколка Кувадка. Повторите. Это кукла-оберег.

Вопросы к детям:

Оберег защищает людей от разных бед и болезней.

Оберег – это предмет, наделённый способностью оберегать от бедствий.

Обереги были только на Руси. Дом и ворота тоже превращали в оберег.

Куколку - кувадку вешали над колыбелью младенца, чтобы она отгоняла злых духов. Мягкие и безопасные для ребёнка кувадки были любимыми игрушками малыша.

Вопросы к детям:

Из какого материала они изготовлены? (Из кусочков ткани и ниток)

Сколько лоскутков нам понадобится для того, чтобы изготовить куколку?

(Два лоскута белый и цветной)

Какую форму они имеют?

Как вы думаете, для чего необходим большой прямоугольник?

Из большого сделаем туловище, голову и платье.

А что сделаем из маленького прямоугольника?

Из маленького сделаем руки нашей кукле.

Для чего нужны нитки двух цветов?

С помощью белых делаем кукле кулачки, а красными соединим туловище и руки.

Для начала предлагаю вам поиграть.

Звучит весёлая русская народная музыка.

-Выходи честной народ, заводи хоровод.

Ходим, ходим хороводом,

Перед всем честным народом.

(присаживаемся)

Себя показали. Попрыгали,

В ладошки весело похлопаем.

Работа за столами.

Выбор лоскутков для платья куклы по желанию.

1. Начнём свою работу с того, что сложим лоскут по длинным сторонам.

2. Перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перетягиваем лоскут несколько раз ниткой. Нитку отрезаем.

Напомнить детям о правилах безопасного обращения с ножницами. Стягиваем тугим узлом.

Обратить внимание на подобранный цвет ниток.

Этот выбор был неслучайным.

Красный цвет- символ изобилия, а белый цвет-чистота и порядок.

3. Маленький лоскут также сворачиваем.

Стягиваем нитью с обеих сторон, отступив от края. Получились кулачки у нашей кувадки.

4. Вставляем ручки в туловище и перевяжем красной нитью.

Кувадка готова!

Наше сегодняшнее занятие подошло к концу.

Расскажите, что вы запомнили о рассказе, о куклах?

(Это кукла-оберег, которая помогала отгонять от малыша злых духов и защищала его).

(Предмет, который оберегает от болезней и неудач).

-Что вы чувствовали, когда изготавливали кувадку?

(Чувство радости, потому что первый раз делала куклу из ткани).

Я предлагаю сделать вам из кукол солнышко. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу) .

Давайте вместе попросим солнце одарить наших кукол любовью и теплотой.

Поскорей, не робей!

Наших кукол обогрей!

Самую первую куклу-оберег, дарить или отдавать не принято – это плохая примета. Эту куклу сохраните у себя.

Если хотите кому-нибудь подарить, то сделайте ещё куколок вместе с родителями.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер – класс

Цель: прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества.

Рассказать об истории тряпичной куклы, объяснить назначение обереговых кукол.

Познакомить с традициями и символикой Кувадки.

Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами.

Воспитывать бережное отношение к произведениям рукотворного творчества.

Для участников: лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине, ножницы.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Ход мастер - класса:

Подготовительная часть.

- А какие они были? (Кукол делали из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.)

- Конечно, это тряпочная кукла. Они бывают разные. Тряпочная кукла - игрушка не простая, а заветная. Мы можем про неё так сказать, потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.

Называется куколка Кувадка. Давайте запомним это название.

Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных несчастий и болезней.

Куклу вешали над колыбелью младенца, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становились любимой игрушкой.

Рассмотрите куколок. Из какого материала они сделаны? (Куклы сделаны из кусочков яркой ткани и ниток).

- Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)

- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)

- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)

- А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)

- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)

- А сейчас подготовим наши руки к работе. Давайте их разомнём.

Наша куколка гуляла
(шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала,
(шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала -
(шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло.
(ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Основная часть.

1этап. Положите перед собой большой лоскуток ткани изнаночной стороной вверх. Скручиваем лоскуток к середине.

2этап. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом. Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны неслучайно. Так красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.

3 этап. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.

4 этап. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест накрест. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.

Заключительная часть.

- Наше занятие подошло к концу. Пройдите со своими куклами на ковер. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это обереговая кукла. Кукла помогала отгонять злых духов от ребенка. Ее вешали над колыбелькой малыша.)

- Что чувствовали при изготовлении куклы? (Я испытывала чувство радости, потому что первый раз делала куклу из ткани.).

Оборудование: Рабочий стол, ножницы, красная нить, 2 лоскута ткани.

Кукла

Кувадка - это и игрушка и оберег в одном лице для ребёнка. Раньше, когда женщины рожали дома в бане, существовал интересный обычай. Чтобы зло не вселилось в ребёнка, мужчина в предбаннике имитировал роды, сидя на лукошке с яйцами, и кричал, что было сил. А чтобы обманутые злые духи не вернулись назад к роженице, ему подкладывали кувадку. Таким образом, всё зло, что ждало и караулило дитя, вселялось в куклу. Когда ребёнок рождался, такую куколку сжигали.

Теперь такой обряд уже не проводится, но куколку традиционно делают перед родами, только уже не сжигают, а оставляют в кроватке. Обыкновенно делается несколько таких куколок, они связываются между собой и вешаются в кроватку к ребёночку. Яркие и нарядные, они привлекают ребёнка, и подрастая, он начинает с ними играть. К тому же они являются дополнительным оберегом места ребёнка.

1. Итак, возьмем большой квадрат и сложим его пополам, получившийся прямоугольник сложим еще раз, и еще.

Кукла

2. Далее сворачиваем полученный прямоугольник пополам.

Кукла

3. На 1/3 от сгиба перевязываем красной ниткой- это будет голова нашей куклы.

Кукла

4. Далее берем квадрат поменьше и скручиваем также как большой - это будут руки наше куклы.

Кукла

5. Вставляем скрученные руки в туловище куколки.

Кукла

Под голову и перевязываем талию куклы. Нитку перевязываем так, чтобы получился крест на груди.

Кукла

Затем края рук перевязываем ниткой. Лишние нитки обрезаем.

Кукла

Вот и получилась наша Кувадка! Цвет куклы может быть абсолютно разный, также, как и длинна, и толщина. Куклу можно нарядить, но лицо не рисовать. По народным поверьям, кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее недобрых сил, А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Читайте также: