Разработки методических семинаров в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Берлизова Татьяна Михайловна

Организация: МАОУ СОШ 3 УИОП г.Усинск

Населенный пункт: Республика Коми, г. Усинск

Учитель, как обычно, не ответил прямо на вопрос и в свою очередь спросил ученика:

— Скажи, если тебе понадобится попасть в место, в котором ты никогда не был, что ты станешь делать.

— Я обращусь к тому, кто знает Путь, — ответил ученик.

— А как ты предпочтёшь оказаться в этом месте: чтобы тебя доставили туда с закрытыми глазами и открыли их только тогда, когда ты уже будешь там, или чтобы тебя провёл знающий человек, предоставляя тебе запоминать окрестность и самому учиться определять правильный путь, лишь время от времени помогая отыскать верное направление?

— Конечно же, лучше чтобы знающий провёл меня, помогая мне ориентироваться в пути и отличать верный Путь от неверного, — сказал ученик.

Кто же тот проводник в мир открытий и знаний?

Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нем увидели? (ответы)

Слайд 3 Верно, вы увидели в нем самого себя. Мы все разные, но нас объединяет одно – мы учителя.

Время идет. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! А понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

Как разработать урок по-новому? Что будет главными составляющими современного урока?

В ходе сегодняшнего обсуждения давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Слайд 6 А у меня урок ассоциируется с кругом (Демонстрирую круг на доске). Потому что цели, которые мы ставим в начале урока, должны быть достигнуты в конце учебного занятия, иначе урок не будет завершенным.

Ув.коллеги, предлагаю вам объединиться в микрогруппы в зависимости от вашего выбора геометрической фигуры, которая условно будет представлять современный урок. Изобразите вашу фигуру на листе. Представьте, что ваша фигура разбита на определенное количество частей, осталось только определить эти составляющие части. А я буду работать с кругом. (Предлагаются заготовки круга, поделенного на сектора-составляющие, которые по ходу работы будут открываться и крепиться на свои фигуры).

Участниками образовательного процесса являются учитель и ученик.

Слайд 7 Предлагаю вам охарактеризовать деятельность учителя и ученика на современном уроке, подобрав соответствующие глаголы. (Раздаются выдержки).

Напишите, пожалуйста, в течении 2 мин. эти глаголы. Одна группа будет характеризовать деятельность учителя, другая – учеников.

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК

(Если будут затрудняться, предлагаю выбрать из списка. Предполагаемые ответы. Учитель: направляет, помогает, координирует, взаимодействует, побуждает… Ученик: реализуется, добывает, познает, сотрудничает, применяет, перерабатывает, узнает, открывает… )

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте, пожалуйста, глаголы, которые характеризуют деятельность учителя и ученика на современном уроке.

? О чем свидетельствуют данные глаголы?

  • глаголы свидетельствуют о том, что учитель в процессе урока не просто действует, а взаимодействует со своими учащимися, которые, работая в парах, группах, сотрудничают друг с другом. Ученик становится активным деятелем, который умеет ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике).

Пришло время узнать, что же будет одним из составляющих современного урока? (Называют – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и СОТРУДНИЧЕСТВО) – (Вариант подводящих вопросов: 1. Как правильно (с научной точки зрения) назвать работу учащегося на современном уроке? – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 2. Как называется процесс взаимодействия учащегося с другими учащимися? – СОТРУДНИЧЕСТВО).

Давайте откроем КРАСНЫЙ и СИНИЙ сектор нашего круга (Открывают два сектора ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – красный сектор и СОТРУДНИЧЕСТВО – синий сектор, рядом с сектором – лист работы в группах располагаю на доске).

Расположите данные составляющие на вашей фигуре-ассоциации современного урока. (Прикрепляют части на фигуру).

Рождение любого урока начинается с постановки цели.

Что поможет учителю добиться поставленной цели? Что необходимо учителю для постоянного совершенствования современного урока?

(Для успешного обучения учителю необходимо постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся.)

Действительно, в этом вопросе на помощь учителю приходят педагогические технологии, которые позволяют разнообразить формы, приемы и методы обучения.

  1. (Как часто используете в своей деятельности инновационные технологии?) Что побуждает нас работать над чем-то новым?
  2. Вы согласны с тем, что педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения школьников?
  3. Почему образование по своей сути уже является инновацией?
  4. Как вы думаете, есть ли будущее у какой-нибудь инновации, если она используется только автором?
  5. Какие инновационные технологии вы используете в своей деятельности и почему? (Ответы).

(Если будет затрудняться, обращаюсь к другому).

Слайд11 ? Как вы думаете, что будет следующим составляющим?

Слайд 12 Эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой – системой ресурсов. Давайте остановимся на системе ресурсов.

Вот объект - цветок, а вот субъект – ученик. Для эффективного роста и развития того и другого необходима система ресурсов.

? Найдите общий ресурс, относящийся и к ученику и цветку. (Обсуждают)

Выход на климат или комфорт.

Педагоги и психологи единодушны в том, что современный урок должен обеспечить – создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Мы подошли к главному составляющему любого урока.

? Что добывает на каждом уроке ученик под опытным руководством учителя-наставника? Что же может быть скрыто под оранжевым сектором? (Ответы).

Давайте, откроем оранжевый сектор. Соответственно, недостающим и главным составляющим будут полученные ЗНАНИЯ. Обратитесь к вашей фигуре и расположите часть оранжевого цвета – ЗНАНИЯ.

Осталось определить последнее составляющее современного урока.

Вам необходимо найти, что есть общее на всех изображениях. Действительно, это развитие. (Открываем последнее составляющее круга, фиолетовый сектор – РАЗВИТИЕ). Осталось включить последнее составляющее в вашу фигуру.

Слайд 17 ? Что же будет главными составляющими современного урока? Эти вопросы мы ставили в начале нашего заседания и совместными усилиями определили составляющие современного урока:

(Демонстрирую результат работы микрогрупп. Размещаю на доске полученные фигуры.)Результаты вашей работы, представленные в виде различных геометрических фигур, свидетельствуют о том, что современный урок не может быть шаблонным и схематичным.

Опираясь на эти составляющие, мы пришли к выводу, что на современном уроке учащийся активно действует в ходе учебного процесса, сотрудничает, благодаря применению со стороны педагога педагогических технологий и созданию комфортности на уроке. Самостоятельно добывает знания под руководством учителя-наставника, тем самым на уроке мы создаем условия для воспитания, формирования и развития личности.

Заметьте, что какое бы место в вашей условной фигуре не занимали эти составляющие, они являются частью единого целого – СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Посмотрите на эти два цветка, которые я держу в руках (показываю один искусственный и один живой). Что вызывает у вас большее восхищение? (ответы участников). Безусловно, живой цветок. Дети- цветы жизни. И только под руководством опытного садовника из семечки, он станет прекрасным цветком

Слайд 15 На вопрос ученика из притчи о важности знания Пути и умения разбираться в нем, мудрый учитель ответил: «Знать конечную цель не означает добраться до неё, нужно ещё уметь различать Путь и нужна сила, чтобы пройти по нему своими ногами, ибо никто нас не понесёт на своих плечах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методический семинар презентация.pptx

Я выбрала дорогу. Я иду, Встречая на пути Удачи и ненастья. С позиций доброты.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Я выбрала дорогу. Я иду, Встречая на пути Удачи и ненастья. С позиций доброты.

Я выбрала дорогу. Я иду, Встречая на пути Удачи и ненастья. С позиций доброты Вершить свою судьбу Учу детей, И в этом вижу счастье.

Современный урок – это…

Современный урок – это…

…интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технол.

…интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. г. Тольятти …тот урок, который позволяет максимально развить интеллектуальный и творческий потенциал ученика. Главное - организовать урок так, чтобы у каждого ученика было посильное задание, чтобы каждая секунда драгоценного урочного времени была занята делом. г. Каменск – Шахтинский …урок, когда педагог руководит познавательной деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них. г. Ставрополь …урок, который ведёт учитель-лоцман в бурном море информации, владеющий современными мультимедиа - технологиями. г. Москва …прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий. г. Каменск - Шахтинский Современный урок – это… (с точки зрения учителей)

Современный урок – это… (с точки зрения учащихся) «Современный урок - это поз.

Современный урок – это… (с точки зрения родителей) …урок, на котором учитель.

Современный урок – это… (с точки зрения родителей) …урок, на котором учитель должен быть учителем ребёнка, а не класса. …урок, в процессе которого формируются целеустремлённость, самостоятельность и ответственность. …урок, на котором учитель преподаёт так, чтобы дети при выходе из школы смогли успешно вписаться в мир. …урок, на котором даются хорошие знания по предмету. …урок, на котором учат дисциплине; развивают речь, любознательность, умение анализировать.

Современный урок – это… …деятельностный подход к обучению. …формирование проч.

Современный урок – это… … есть основная форма обучения, определяемая содержан.

Современный урок – это… … есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. М.И. Махмутов.

Позиция учителя и ученика в современном уроке… Установки, характерные длясубъ.

Позиция учителя и ученика в современном уроке… Установки, характерные длясубъект-объектногоподхода Установки, характерные для школ, стимулирующих и поддерживающих активность детей в обучении Учитель учит, а ученик учится. Учитель знает все, а ученик не знает ничего. Учитель говорит, а ученик молча слушает. За учителем закреплено право выбора, а за учеником – нет. Учительвыбирает программу и ее содержание, а ученик принимает ее. Учитель стремится развиватьобщеучебныеумения учащихся. Учительподдерживает атмосферу равенства среди школьников. Учитель стимулирует участие ученика в работе. Ученик имеет возможность получить помощь в обучении и от учителя, и от сверстников. Развиваетсявзаимное уважение учителя и учеников.

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовлен.

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”. (П.Г. Щедровицкий)

Выбранный для просмотра документ Методический семинар.docx

Методический семинар по теме "Современный урок. Позиция педагога и ученика в современном образовании"

Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.

Изменения охватили и систему образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход семинара представляет собой модель современного урока.

Открытие новых знаний (восприятие и осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).

Включение нового знания в систему знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о характере взаимодействия учителя и ученика в современном образовании).

Подведение итогов – рефлексия.

1. Вступление

Презентация . Слайд 1

Я никогда не сомневалась в выборе профессии. Оглядываясь назад, могу точно сказать, что всю свою сознательную жизнь я постигала и влюблялась в профессию учителя. Когда сделала первые шаги в качестве учителя, ощущение во мне педагога на базе уже имеющихся умений было чудесным и ласкающим самолюбие. Однако очень скоро я пришла к выводу, что получение педагогического образования не является гарантией того, что ты уже учитель. Диплом педагогического вуза – только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни).

Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса.

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким должен быть урок в современной школе?

Для начала разберемся, что же такое современный урок в нашем понимании…
Слайд 3 (варианты участников семинара записываются на слайде)
(По-вашему, современный урок – это…, в вашем понимании…, как вы считаете – что такое современный урок).
Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории. Современный урок – это урок, который предполагает… (зачитываются записанные на доске варианты)

3. Социологический опрос

– Посмотрите на слайд: можете ли вы сказать, что взгляды педагогов на современный урок однозначны?
– С какой из этих формулировок вы не согласны и почему?
– Какие существующие позиции в образовании отражают точки зрения учителей?

Вывод: сегодня в современной школе существуют 2 способа организации процессов современного образовательного пространства: традиционного и инновационного.

Что такое современный урок? На этот вопрос с удовольствием ответили ученики нашей школы. Просмотрите содержание слайда. Слайд 5
– О чем вам говорят (что отражают) формулировки этих учеников? (вызовы и заказы) .
– Какова позиция современных учеников по отношению к образованию? (готовы к новым формам работы, новым способам обучения, нет расслоения по отношению к тем новым условиям, в которых живут).

Каким должен быть современный урок в понимании родителей?

Здесь представлены наиболее общие точки зрения. Слайд 6

– Что отражают данные высказывания?
– Чего ждут родители от современной школы? (Более всего жаждут индивидуального подхода к ребенку, выпускник должен быть целеустремленным, ответственным и умеющим мыслить, чтобы дети после школы смогли успешно вписаться в мир, меняющийся на глазах – ориентиры современного образования).

4. Обобщение

Теперь я предлагаю обобщить полученные результаты исследования, содержание высказываний и сделать вывод: что такое современный урок, каким он должен быть, если учитывать потребности общества.
Сформулируем единое мнение. Из предложенных характеристик выберите ту, которая раскрывает сущность современного урока, и обоснуйте свой выбор. Слайд 7

Слайд 8 Сравним наше понимание урока с научной, компетентностной трактовкой: урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися М.И. Махмутов .

Современный урок должен давать современный учитель. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование?

– В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании? Каким словом можно обозначить характер их взаимоотношений? (партнеры)
– Какова роль учителя в современном уроке? ( создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования).

6. Подведение итогов. Слайд 10

Ключевое слово, определяющее деятельность учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершествованию.

Цель недели: обобщение и внедрение в учебно-воспитательный процесс передового педагогического опыта.

Задачи методической недели:

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива.
  2. Совершенствование профессионального мастерства через участие в организации и проведении урочных и внеурочных мероприятий.

Эпиграфом к методической неделе хочу взять слова известного педагога прошлых лет Адольфа Дистервега: “Без стремления к научной работе учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается”.

Окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий.

Общее положение о методической неделе (документ, презентация)

Классно-обобщающий контроль в 10-х классах.

Его цель - определение социальной эффективности профильного обучения, соответствия реальных достигаемых результатов социальным и личностным ожиданиям.

· Выявление сформированности у выпускников готовности выбора дальнейшего места продолжения образования после школы и выбора профессии.

У Универсальные учебные действия- это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия надо закладывать в начальной школе на всех уроках. О пытом работы по формированию универсальных учебных действий поделились Шайкина Т.А., Деркач З.В., Потапчик Е.Н, Ковалева В.А, Щепанцова Е.И. Были даны рекомендации педагогам по формированию УУД.

Материалы представлены замдиректора по УВР Абих Т.И.

Присутствующие учителя получили теоретические знания и практический материал по организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся школы. Многие заинтересовались деятельностью своих коллег, выступавших на методическом семинаре. По окончании работы семинара было принято решение систематизировать исследовательскую и проектную деятельность учащихся (начиная с начальной школы), привлекать больше учеников разных классов в ШНОУУ.

Методический семинар "Пути преодоления учебных перегрузок учащихся"

— Предотвращение неуспеваемости и перегрузки учащихся. Комплекс упражнений для школьников. ( Лузан О.А).

Открытый урок литературы 9 класс "Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева "Царь-рыба" Латышева Л.А.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский. Презентация

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации обра-зовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

Информационный бум, появление новых педагогических технологий в условиях перегрузки и нарастающего дефицита времени преподавателей и мастеров производственного обучения ставит их в сложное положение. Сегодня нужно не просто информировать педагога о новейших образовательных технологиях. Необходимо создать систему научно-методической помощи для развития индивидуального стиля деятельности. Систему, которая смогла бы помочь ИПР эффективно решать проблемы, возникающие в повседневной педагогической деятельности, своевременно вскрывать противоречия, формировать новые потребности и мотивы в получении актуальных знаний, повышать уровень профессиональной компетентности.

Одной из форм методической работы профессионального училища № 42, направленной на развитие профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения, активизацию педагогических исследований являются обучающие методические семинары.

По продолжительности, семинары длятся один или два дня и проводятся в то время, когда занятия в училище идут только у учащихся первого или второго курса, а учащиеся остальных курсов находятся на производственной практике. В этот период все педагоги имеют возможность принять участие в работе семинара.

При организации семинаров по проблемам обучения важным условием является четкое распределение обязанностей между руководителями учебного заведения. Вопросы планирования и материально-технического обеспечения семинара относятся к компетенции директора и соответствующих служб. Организация подготовительных работ и проведение семинара осуществляется методической службой, под непосредственным руководством заместителя директора по научно-методической работе.

Первоначальным этапом подготовки семинара, по нашему мнению, должно стать изучение запросов преподавателей и мастеров производственного обучения в новых знаниях и умениях. Такое изучение мы организовали через анкетирование, индивидуальные беседы, заявки по существующим проблемам в самообразовании. На основе анализа и обсуждения материалов исследования была сформулирована тема семинара. По нашему мнению, работа семинара должна быть направлена на решение проблем, с которыми сталкивается преподаватель или мастер производственного обучения. Главная задача состоит в том, чтобы помочь педагогам осознать круг проблем в рамках тематики семинара и оценить возможности рассматриваемых технологий по их разрешению. Задача организаторов на данном этапе сводится к тому, чтобы определить, кто из членов коллектива работает над этими проблемами и на каком уровне. Создается команда из инициативных, творческих педагогов, у которых имеются наработки по данной теме или она представляет для них интерес.

После того как сформирована команда, сформулирована тематика, определены цель и задачи семинара, обсуждается оптимальная форма его проведения. Форма проведения занимает важное место в планировании семинара, так как от правильного выбора формы во многом зависит его результативность. Необходимо найти такую форму работы, которая обеспечит комфортность всем участникам семинара, предоставит возможность свободного обмена мнениями и опытом работы. Выбранная нами основная форма работы “мастер-класс” предоставляет каждому участнику возможность побывать в роли ученика, учителя и эксперта.

Необходимо также создавать условия, при которых у слушателей появляется желание отрефлексировать свою педагогическую деятельность и стремление что-то изменить в ней. Это в конечном итоге и обеспечивает развитие индивидуального стиля. Мы исходим из того, что каждый человек – это индивидуальность, уважая которую, можно многого достичь как в воспитании учащихся, так и в развитии собственного стиля педагогической деятельности.

Наряду с главной целью – повышения образовательного уровня участников, семинар позволил решить ряд не менее важных задач:

  • Обмен опытом организации системы методической работы, направленной на развитие профессиональной компетентности ИПР, с образовательными учреждениями (школы, ПУ, ПЛ) Иркутской области.
  • Создание условий для выбора слушателями подходящих для них способов педагогической деятельности через изучение инновационных технологий.
  • Презентация педагогами-исследователями индивидуальных программ экспериментов. Цель презентаций – поиск и привлечение коллег к совместной деятельности над данной проблемой.
  • Подведение предварительных итогов по первому этапу эксперимента “Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР”.
  • Экспертная оценка формы и результатов работы “мастер-классов”.

В некотором смысле неожиданным результатом этапа подготовки семинара явилось изменение системы взаимоотношений внутри авторского коллектива. Целенаправленная совместная деятельность позволила педагогам раскрыться с совершенно новой, до этого времени ни кому не знакомой стороны. Произошло сплочение авторского коллектива, повысилась ответственность друг перед другом, взаимовыручка.

Проведение семинара

Семинар “Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля деятельности участников образовательного процесса” проходил в профессиональном училище № 42 два дня. Программа семинара (Приложение 1) предоставляла возможность общаться, обмениваться мнениями, знакомиться с опытом работы ИПР училища.

При регистрации, каждому участнику был выдан бейдж с указанием его фамилии, имени, отчества, должности, учебного заведения и папка, в которой находилась программа семинара, блокнот для записей, ручка, а также тезисы предстоящих выступлений.

Семинар начался с просмотра видеофильма, посвященного 30-й годовщине города Усть-Илимска и 25-ти летнему юбилею профессионального училища № 42, что позволило создать необходимый эмоционально-психологический фон для дальнейшей работы.

Открыл семинар проректор ИПКРО г. Иркутска, заслуженный учитель РФ В.Н. Зимин, который в своем выступлении отметил актуальность рассматриваемых проблем, значимость тематики, необходимость внедрения эффективных педагогических технологий в учебный процесс.

Эстафета выступлений была передана директору, которая познакомила слушателей с историей и перспективами развития профессионального училища № 42.

Семинар проходил в два этапа: первый день работы был посвящен обсуждению психолого-педагогических условий развития индивидуального стиля учащихся, а второй – проблемам развития индивидуального стиля деятельности педагогов.

Аудитория, в которой проходила теоретическая часть семинара, была оснащена кафедрой, видеодвойкой и компьютерным проектором. Художник-оформитель училища делала зарисовки выступающих и слушателей. Проводилась фото- и видео- съемка.

После доклада заместителя директора (Приложение 2), по научно-методической работе посвященного теории вопроса, рассмотрение проблемы развития индивидуального стиля продолжалось в малых группах. Группы формировались по следующему принципу: каждый участник при входе в аудиторию получал жетон определенного цвета (красный, синий, желтый, зеленый) и занимал место за столом, соответствующим цвету жетона.

Команде поручалась одна из следующих ролей: Родители, Администрация, Учащиеся, Молодые педагоги. Было выдано практическое задание: разработать критерии и показатели индивидуального стиля деятельности. При этом необходимо было придерживаться ролевой установки. Дальнейшее обсуждение результатов работы команд позволило участникам рассмотреть вышеозначенную проблему с различных точек зрения.

Изучение теоретических аспектов развития индивидуального стиля завершалось презентациями “мастер-классов”. Время на одну презентацию – до 5 минут. Целью презентаций было ориентирование участников в поле проблем применения конкретной образовательной технологии и разделение участников семинара на две группы по интересам. Необходимость такого деления была обусловлена одновременным проведением “мастер-классов” (по 2 в день).

В программе семинара были представлены следующие “мастер-классы”:

“Метод проектов”, “Учебное сотрудничество”, “Игровые технологии”, “Технология блочно – модульного обучения”.

Содержание “мастер-класса” включало в себя три основных раздела:

1. Изучение, анализ и обсуждение эффективности рассматриваемой технологии с точки зрения развития индивидуального стиля деятельности учащихся.
2. Проведение урока с использованием данной технологии.
3. Самоанализ урока учителем и анализ его эффективности участниками семинара.

Работа каждого дня семинара завершалась “Панелью”. “Панель” – рефлексия в форме публичного выражения участниками своих чувств, впечатлений и мыслей, возникших в ходе работы семинара. Начинали “Панель” организаторы. Они выходили перед аудиторией, вынося с собой стул, садились и делились своими впечатлениями. К ним подключались остальные участники.

Как показал опыт, важным психологическим моментом явилась необходимость выхода и выступления перед малознакомой аудиторией. Тот, кто преодолел указанный барьер, получил дополнительную уверенность в своих силах, сделал еще один шаг на пути личного самосовершенствования и развития индивидуального стиля.

Так как семинар проходил в рамках опытно-экспериментальной работы по теме “Исследовательская деятельность как фактор повышения уровня профессиональной компетентности ИПР”, то педагоги–исследователи провели презентацию экспериментальных программ с целью публичного обсуждения и обмена опытом.

Закрывая семинар, В.Н. Зимин поблагодарил участников и организаторов семинара за хорошую работу, пожелал им здоровья и творческих успехов.

Опросы слушателей и их выступления на заключительной части семинара показали, что проведение обучающего семинара в виде “мастер-классов”, когда теоретические сведения подкрепляются практической работой в группах и наблюдениями открытых уроков по заданной технологии является весьма интересной и продуктивной формой его работы.

Приложение 1

Программа семинара "Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса”

Методический семинар
(для методистов, преподавателей, мастеров п/о)
г. Усть-Илимск, 22-23 декабря 2003 г.

21 декабря, воскресенье.

с 18.00 – Заезд участников семинара. Размещение

22 декабря, понедельник (день первый)

  • "Учебное сотрудничество" – Черняева Л.А., мастер п/о,
    Макарова Е.А., мастер п/о
  • "Метод проектов" – Трускова Н.В., мастер п/о
  • "Учебное сотрудничество" – Черняева Л.А. (к. 507)
  • "Метод проектов" – Трускова Н.В. (к. 516)
  • “Построение лекал воротников пиджачного типа по фотографиям из журналов мод” –
    Черняева Л.А.
  • “Имидж делового человека” – Трускова Н.В.
  • производственные мастерские – Пеленова Н.Б.
  • кабинеты теоретического обучения – Арганы Н.Ф.

23 декабря, вторник (день второй)

Приложение 2

Управлять или подавлять? Есть ли между этими понятиями нечто общее или они из разных систем морально-психологических координат? В процессе работы семинара мы попытаемся вместе с Вами ответить на ряд вопросов:

  • Как добиться успеха в своей профессии и при этом сохранить и улучшить свое здоровье?
  • Что мешает человеку получать удовольствие от жизни и работы?
  • Как стать нужным и полезным, интересным и любимым своими близкими, коллегами, учениками?
  • Что нужно делать, чтобы оставить добрый след в их жизни и памяти?

Для начала проведем небольшой экскурс в историю.

В 1801 г. вышла в свет знаменитая книга Песталоцци "Как Гертруда учит своих детей", где он сформулировал основные принципы обучения. Песталоцци считал, что главная цель обучения – не столько накопление знаний, сколько развитие умственных, душевных и физических сил ребенка. Процесс обучения должен быть нацелен не столько на запоминание и усвоение знаний, сколько на развитие способности к самостоятельному мышлению и позитивному переживанию. Преподаватель должен любить своего ученика, более того, личность учащегося должна быть для учителя священной.

Одна за другой стали возникать школы, в которых преподавание велось в соответствии с принципами Песталоцци. В 1802 г. открылась такая школа в Аарау, неподалеку от Бургдорфа (в Бургдорфе работал сам создатель новой системы).

После провала на экзаменах в Цюрихский политехникум летом 1895 г. в школу Аарау поступил шестнадцатилетний Эйнштейн и пробыл в ней всего лишь год. Но этот год не пропал даром. В автобиографии, написанной перед вручением ему Нобелевской премии и рекордно сжатой – всего 14 строк, немногословный автор упоминает о школе Аарау, как важном этапе духовного становления [2].

Перед педагогической наукой и практикой встает проблема: каковы должны быть условия школьной жизни, чтобы каждый мог развить свои творческие задатки и превратить их в творческие достижения, не потеряв психического и физического здоровья?

Работа нашего семинара посвящена изучению условий развития индивидуального стиля участников образовательного процесса.

Одним из таких условий, мы считаем, является переход от субъект-объектных отношений в системе ученик-учитель – к отношениям субъект-субъектным. Сложность перехода к субъект-субъектным отношениям заключается в том, что невозможно внешними, по отношению к учащемуся, средствами и методами придать ему статус субъекта. В основе субъективности воспитанника – его внутренняя, сознательно принятая позиция, субъекта своего собственного развития, автора себя и своей собственной жизни.

Не менее важным условием мы считаем личностно-ориентированный характер процесса обучения. Личностно-ориентированный подход включает создание ситуации выбора, ситуации успеха.

Прежде, чем мы приступим к выявлению системы педагогических условий развития индивидуального стиля учащегося, введем понятия индивидуального стиля, его сущности, факторов, функций.

Категория “индивидуальный стиль” широко используется в различных сферах деятельности человека (философия, биология, психология, педагогика и т.д.). Поэтому можно определить это понятие как междисциплинарное, общенаучное. С одной стороны, это повышает значимость понятия “индивидуальный стиль”, а с другой – порождает вариативность подходов и интерпретаций:

  • Особенностью продуктов деятельности субъекта (И. Тэн)
  • Направленностью личности (Б.Я. Ливер)
  • Способностями (Л.Я. Дорфман)
  • Методом (П.Г. Понов, И. Тэн).

Основу любых стилей (как коллективных, так и индивидуальных субъектов) составляют дифференцирующие признаки, являющиеся следствием предпочтением людей (А.В. Либин, И. Тэн).

В области психологии 20-го столетия проблемы стилевого разнообразия и стилеобразования исследовались в русле трех основных направлений:

  • Личностных изменений;
  • Познавательной активности;
  • Поведения и деятельности.

Проблемам развития индивидуального стиля человека посвящены работы А. Адлера, Г. Олпорта, В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, Б.А. Вяткина, А.В. Либина.

В настоящее время выделены четыре принципа единой концепции стиля человека:

  • иерархичности;
  • инвариантности;
  • кросситуативности;
  • стилевого единства

На основе выделенных принципов в контексте единой концепции стиля человека, разработана, исследована и экспериментально обоснована иерархическая структура целостного индивидуального стиля субъекта, обозначаемая у разных авторов как “стиль жизни” (К.А. Абульханова-Славская), “стиль жизнедеятельности” (Б.Б. Коссов), “стиль человека” (А.В. Либин).

Читайте также: