Интеграция индивидуализация адаптация оля перевелась в новую школу

Обновлено: 05.07.2024

Этапы развития личности в относительно стабильной группе называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:

Третья фаза -интеграция: определяется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями – с одной стороны, и с другой, потребностью группы принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Став членами отряда, школьники, пройдя адаптацию на второй фазе становления своей личности, стремятся найти пути проявления своей индивидуальности, своих особенностей, к которым окружающие внимательно присматриваются. Если в результате эти выявившиеся отличия (в смекалке, трудолюбии, развитии чувства юмора, самоотверженности и т. п.) принимаются и поддерживаются, происходит интеграция личности в группу. Интеграция наблюдается и тогда, когда не столько индивид приводит свою потребность в персонализации в соответствие с потребностями группы, сколько группа трансформирует свои потребности в соответствии с потребностями индивида, занимающего в этом случае позицию лидера. Впрочем, так или иначе всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.

Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной группы, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.

Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию в обществе.

Особенности взаимодействия этих двух сторон социализации, процессов адаптации и индивидуализации личности в процессе вхождения в новую социальную группу раскрываются в концепции социально-психологического развития ребенка и подростка, предложенной А.В. Петровским.

В общем виде развитие личности А.В. Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. На каждом этапе развития личности в относительно стабильной общности могут быть выделены три основные фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз в связи с тем, что социальная ситуация развития человека меняется, и он имеет возможность входить в различные референтные для него общности или вынужден входить в состав новых социальных групп неоднократно. Процесс подобной адаптации-интеграции в новую социальную группу часто обозначается как первичная социализация в конкретных условиях.

в твоём вопросе под "адаптацией" следует понимать способность человека усвоить существующие в обществе правила, законы.
под "индивидуализацией" следует понимать выделение себя из группы и оценка, сравнение себя с другими.
под "интеграцией" следует понимать способность человека совершать совместные действия для достижения общих целей и интересов.

Самым важнейштм аргументом для объяснения самой главной категории социализации человека будет тот, что приспосабливаться, давать оценку, интегрироваться может КАЖДЫЙ,
Но не каждый умеет изменять этот мир в своих интересах!

Тренер Мозгов Искусственный Интеллект (121277) да! Смелее! Так и скажи! я только ещё раз усилю и повторю: Каждый умеет приспосабливаться, выпендриваться, соглашаться с другими. но не каждый может заставить других и весь мир плясать под свою дудку, под свои интересы! Не каждый может изменять мир, изменять то, что не нравится! И добей училку цитатой из К. Маркса: "До сих пор философы лишь различным образом объясняли этот мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"!

Алёна Соболева, Надежда Кокшарова

Студентки гуманитарного факультета
Шадринский государственный педагогический университет

Интеграция ребенка в новый класс

Существуют ситуации, когда ребенку необходимо сменить класс или школу. Девять из тридцати человек хотя бы раз в жизни переходили в новый класс, двое – больше одного раза [5]. Причины могут быть разные: переезд на новое место жительства, смена места работы родителей, проблемы во взаимоотношении с учителями, смена обычной школы на профильную и многие другие [3]. Здесь ученик сталкивается с проблемой принятия или непринятия его коллективом.

Несомненно, принятие или непринятие коллективом нового ученика зависит от многих факторов – одним из решающих является этап обучения, на котором происходит интеграция ребёнка в незнакомый коллектив [4]. В. С. Безрукова полагает, что интеграция – это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи [2]. От правильности интеграции ученика в новый класс и взаимосвязи между всеми участниками образовательного процесса зависит то, как быстро и успешно ребёнок адаптируется в новом коллективе.

Сам термин адаптация охватывает разные научные отрасли: психологию, биологию, социологию и т.д. В педагогике под адаптацией понимают способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественное учебно-воспитательное учреждение (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив [1, с. 9].

Психологи говорят, что адаптация в новом классе может занимать до двух месяцев. На разных ступенях обучения есть свои особенности адаптации детей в новом коллективе.

В подростковый период существует большой риск проявления травли. Именно в средней школе у детей начинается процесс индивидуализации, когда учащиеся стараются выделить себя от остальных, а появившийся в классе новенький ученик видится для них, как конкурент, что провоцирует недоброжелательное отношение к нему. В этом возрасте дети наиболее жестоки ко всем и зачастую ищут себе жертву из слабых и неуверенных в себе детей. Поэтому появившийся в классе новенький становится для них легкой добычей. К тому же, дети в этом возрасте наиболее осторожны, они разбиты на небольшие группы со своим лидером и своим уставом, в который новенький не вписывается.

В старших классах ученики находятся в процессе познания себя глубже, в выборе своего места в жизни. Новенький ученик для них — это источник знания, поэтому отношения к нему будут более доброжелательными, нежели в средних классах. Однако здесь существует строгое деление на лидеров и аутсайдеров.

На каждом этапе обучения интеграция ребёнка в новый коллектив имеет свои особенности, главное в работе учителя – не игнорировать, если ребёнка не принимают и пытаться помочь, используя те методы, которые подходят к возрасту детей в классе.
Библиографический список

1. Глоссарий современного образования / Нар. укр. акад. ; под общ. ред. Е. Ю. Усик ; [сост.: Астахова В. И. и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп.– Харьков : Изд-во НУА, 2014 – 532 с.

3. Сборник социологических исследований в молодежной среде / сост. Т. В. Берестовая, М. А. Кондакова. – Ярославль, 2017 г. – 166 с.

Читайте также: