Природа и доброта лихачев краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Особое внимание читателя Лихачев направляет на такое качество, как интеллигентность. По его мнению, оно должно присутствовать в каждом человеке, даже если он имеет самую простую специальность. Интеллигентность заключается в простоте общения, достоинстве, доброте, спокойствии.

Важно правильно относиться к речи. Грамотная речь – ключ к успешному взаимодействию между людьми. Ее можно развивать ежедневно, читая книги, в которых собрана вся мудрость нашего народа.

Огромное влияние на все последующие годы жизни оказывает то, как человек привык относиться к старшему поколению, его накопленному опыту и знаниям. С ранних лет человек должен привыкать к тому, что он обязан заботиться о том, чего было достигнуто до его появления на свет, а став зрелым человеком, важно сохранить это и приумножить.

Посыл Лихачева к молодому поколению в некоторой степени уникален: автор пишет не в форме нравоучений, он размышляет о том, что молодость – это некий фундамент для всей дальнейшей жизни. От того, как человек проживет молодые годы, зависит его дальнейшее благополучие, а также качество жизни его потомков.

Для каждого важно как можно раньше понять, к чему нужно стремиться. Следует стараться приносить людям, которые нас окружают, радость и добро, служить своей земле, месту, где родился и вырос, а также заботиться о старшем поколении и воспитывать лучшие качества в своих детях.

Тест по книге

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Краткое содержание

Слово к молодым

Автор ненавязчиво призывает молодых людей стремиться к культуре, рассуждая, как важно читать русскую литературу, интересоваться искусством. Большое значение Лихачев придает интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу.

По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Теперь основная задача молодых – сохранить и приумножить все достояние, передать будущему поколению.

Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.

Заметки о русском

Дмитрий Лихачев много размышлял об истинно русских качествах в наших людях. Он замечал характерные черты русского человека – глубину души, приветливость, сердечность. Писал он и о храбрости, некой русской удали в мужчинах.

Образование и самообразование для автора — это то, чем каждый человек должен быть озабочен на протяжении жизни. Необразованность и невежество не может быть естественным состоянием человека. Каждый обязан по мере возможности развиваться, достигать совершенства в своем деле.

Лихачев считал, что образовываться нужно и в отношении культуры. Живопись, литература, музыка – то, что поможет лучше познать прошлое, а значит, позволит построить стабильное будущее.

Экология культуры

Что мы называет экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи. Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле.

Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Хороший пример – строительство Великого Новгорода и других древнерусских городов. При планировке города учитывались виды, которые открывались из окон домов. Такая планировка создавала ощущение свободы и простора.

Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.

Новгород Великий

Когда-то Великий Новгород был крупным торговым городом, портом, самостоятельной республикой. Им управляла власть в виде аристократии, купечества и народного вече. В городе было множество творческих людей, которые формировали искусство. Сегодня, по найденным берестяным грамотам, доподлинно известно, что большинство жителей были грамотными.

Восхищает и то, что проживающие в Великом Новгороде люди обладали высокой дисциплиной. Это отображалось в разных областях, в том числе и благоустройстве – все здания, включая церкви, построены с большим мастерством.

После присоединения к Московской Руси Новгород потерял свою независимость, но сохранил культуру.

Древнерусская культура и современность

Во время блокады Ленинграда Лихачев был занят написанием брошюры об обороне древнерусских городов, замечая, как с новыми и страшными обстоятельствами возвращаются в обиход блокадников старые, казалось, давно забытые слова и понятия.

Автор, описывая тяжелый женский труд в годы войны, рассказывает о значении плача при прощании с умершими и погибшими. Плач — своего рода некое осмысление случившегося горя. Недаром в русской литературы так много стихов в форме плача.

Наша литература не всегда находила понимание в мире. Это связано с непониманием русского, славянского фольклора, поскольку там много обрядовой поэзии. Однако она представляет огромную ценность, позволяя опираться в сложных случаях на культурное наследие.

Автор

лихачев земля родная краткое содержание

Первые части произведения содержат в себе наставления молодым людям: важно стремиться к достижению правильных, не материальных и сугубо личных, целей в жизни, быть интеллигентным независимо от образа жизни и окружения, воспитывать в себе чувство прекрасного и уважение к своей семье, стране, её прошлому и культуре.

Много говорится о неразрывной связи прошлого и настоящего: это и культура общения молодежи со стариками, и преемственность поколений, и влияние древней культуры на современное восприятие.

Слово к молодым. Ваша профессия и ваш патриотизм

Все достижения зависят от твоих действий, дело не в везении. Кроме незначительных задач в жизни должна быть одна самая важная, глобальная. Патриот любит свою страну, а националист испытывает ненависть к другим народам, и нельзя эти понятия отождествлять.

Патриотизм начинается с привязанности и заинтересованности к своим родителям, к своему семейному прошлому. Все настоящие культуры связаны с культурным наследием прошлых веков.

Об интеллигентности

Интеллигентность обязательна, независимо от твоего окружения, рода деятельности, уровня образования и других факторов. Она далеко не всегда связана с прочитанной литературной классикой, это больше уровень понимания и осознанность жизни.

Не быть смешным

Как нельзя выливать на окружающих свои печали, так и нельзя казаться в их глазах смешным. Это должно проявляться даже в одежде, особенно у мужчин.

Большое в малом

Жизнь должна быть посвящена достижению малых задач, но, в конечном счете, все ваши действия должны вести к одной большой цели.

Цель и самооценка

В зависимости от того, чего желает человек, можно безошибочно определить то, кем он себя видит. Благородная цель – единственная, позволяющая достойно прожить свою жизнь.

Искусство открывает нам большой мир!

Русская культура и русское искусство многогранно и заслуживает к себе пристального внимания и признания, но при этом стоит приобщаться и к мировому наследию.

Учиться говорить и писать

Приобретение навыков письма и чтения – задача не только маленьких детей. Каждый человек должен на протяжении всей своей жизни учиться понимать свой родной язык.

Любите читать!

Нужно уметь относиться к чтению без корысти, не ради выполнения школьного задания или из-за популярности автора. Нужно искренне и осознанно подходить к литературе.

Возвышать друг друга

Нелегко молодым вести беседы с пожилыми: они плохо слышат, обижаются, про что-то постоянно недовольно бубнят. Но только они могут передать опыт прожитых лет новым поколениям.

Память

Память – единственный механизм, способный сдержать разрушение временем. Только благодаря памяти возможно существование морали.

Просторы и пространство

Русская природа и русский характер

Природа русского края не могла не повлиять на развитие русского характера. Нельзя разделить человека и природу – они взаимосвязаны, и связь эта очень крепка.

Природа России и Пушкин

В творчестве А.С. Пушкина явно прослеживается свой путь, своя география. К пушкинским местам должно быть трепетное и бережливое отношение.

Экология культуры

Говоря об экологии нельзя иметь в виду лишь её биологический аспект. Биологическая неэкологичность способна разрушить организм человека, а культурная неэкологичность убивает нравственность и душу.

Памятники культуры – всенародное достояние

Культурное наследие – это не имущество одного поколения, оно принадлежит нашим потомкам, и наша прямая обязанность – сохранить его в целости на много веков.

Русская культура нового времени и Древняя Русь

Петровские реформы затронули культурное наследие Древней Руси, изменив её до неузнаваемости. Лишь крестьянский быт и культура низших слоев населения осталась без внимания. Отсюда последовало ошибочное суждение о том, что древнерусская культура существовала на уровне крестьянского быта.

Рассуждения автора о развитии паркового искусства, лицейских садах, садах в творчестве Пушкина А.С.

Ровесник русской истории

Речь идёт о Нижнем Новгороде – торговом, политическом и культурном центре Руси. Именно этот древний город сумел стать щитом для древнерусской культуры во время татаро-монгольского нашествия.

Первые 700 лет русской литературы

Наша литература гораздо старше древнеевропейской. Своим появлением она обязана появлению письменности, которая в свою очередь вышла из фольклора.

Прошлое должно служить современности!

Русский, украинский, белорусский народы – братские по своему происхождению, культуре и языку. Культурное наследие прошлых поколений не существует отдельно от современности, но является его базой, основой и имеет огромное влияние.

Просторы и пространство

Для русских природа всегда была свободной, волей, привольем. Воля — это отсутствие заботы о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погружённость в настоящее. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выражалось в понятиях и представлениях, которых нет в других языках. Например, воля-вольная — это свобода, соединённая с простором. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Ощущали волю даже бурлаки, которые шли по узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная.

Русское понятие храбрости — это удаль, а удаль — это храбрость в широком движении. Колокольный звон должен был слышен как можно дальше. Издавна русская культура считала простор и большие расстояния величайшим этическим и эстетическим благом для человека.

Русская природа и русский характер

Образованность и высокое интеллигентное развитие — это как раз и есть естественные состояния человека, а невежество — состояние для него ненормальное. Противопоставление природы культуре несостоятельно. У природы ведь есть своя культура. Живая природа живёт сообществом, существуют растительные ассоциации; деревья живут не вперемежку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми.

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, сглаживавшей, в свою очередь, все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек.

О русской пейзажной живописи

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года; весна и зима — любимые темы художников на протяжении всего XIX века и позднее. Главное в ней — не неизменные элементы природы, а, чаще всего, временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце и т. п. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или часа суток.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева, в творчестве Левитана.

Природа других стран

В Грузии человек ищет защиты у мощных гор, иногда тянется за ними (это выражено в башнях Сванетии), иногда противостоит горным вершинам горизонталями своих жилищ.

Многовековая культура Армении победила даже горы. Пейзаж Восточной Армении суровее, чем в картинах Сарьяна. О богатстве природы Армении свидетельствует тот факт, что в живописи она отражена удивительно разнообразно. Пейзаж — выражение души народа.

Сады и парки

Театрализация старины проникает в мемориальные квартиры-музеи и в реставрации памятников архитектуры. Культура прошлого и настоящего — это тоже сад и парк. Сад — это идеальная культура, в которой облагороженная природа слита с человеком.

Природа России и Пушкин

Красоту русской природы Пушкин открыл в Михайловском. Михайловское и Тригорское также святы для каждого русского человека, как свято то место берега Америки, где ступила нога Колумба.

Национальный идеал и национальная действительность

Следует различать национальный идеал и национальный характер. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт и гениев, приближающихся к этому идеалу, а мерить культуру, её высоту мы должны по её вершинам, ибо только вершины возвышаются над веками.

Национальные черты в русских людях стремились найти и воплотить и Аввакум, и Пётр I, и Радищев, и Пушкин, и Толстой, и Стасов, и Герцен, и Горький… и многие, многие другие. Они уводили всегда от одного общего: от душевной узости, от мещанства, от скупости душевной и жадности материальной, от мелкой злости и личной мстительности, от национальной и националистической узости во всех её проявлениях.

Если исходить из современных представлений о высоте культуры, признаки отсталости Древней Руси действительно были, но, как неожиданно обнаружилось в XX веке, они сочетались с ценностями самого высокого порядка — в зодчестве, в иконописи, в декоративном искусстве, в шитье, хоровой музыке, и древнерусской литературе. Русские по большей части жили в мире с соседними народами.

Добро (правда) и красота понятны человеку из любого народа. Обращаясь к молодому читателю, автор показывает, почему каждый из нас, и общество в целом, должны идти путем добра.

Письмо 1. Большое в малом

Письмо 2. Молодость – вся жизнь

Письмо 3. Самое большое

Письмо 4. Самая большая ценность – жизнь

Ценна жизнь твоя, чужая, живой природы и культуры. Надо уметь видеть хорошее во всем, не жить пустяками, только бытом.

Письмо 5. В чем смысл жизни

Без цели, принципов, идеалов, достоинства жить нельзя. Нужно прожить так, чтоб не было стыдно. То есть, без эгоизма и вранья, с умением признавать и исправлять свои ошибки.

Письмо 6. Цель и самооценка

Какая главная цель у человека, таков и он сам. Да, нужно думать и о себе, но карьера и деньги не главное. Ведь если человек потеряет то и другое, то жизнь его будет разрушена. А добро, любовь к людям, стране, польза профессии (к примеру, врача) неуничтожимы.

Письмо 7. Что объединяет людей

Письмо 8. Быть веселым, но не быть смешным

Письмо 9. Когда следует обижаться?

Письмо 10. Честь истинная и ложная

Письмо 11. Про карьеризм

С детства человек учится ради своего будущего. И пусть это будет не только построение карьеры, на которую тратится жизнь и портятся отношения с людьми.

Письмо 12. Человек должен быть интеллигентен

Письмо 13. О воспитанности

Письмо 14. О дурных и хороших влияниях

Молодому человеку естественно поддаться влиянию, хотеть одобрения друзей. Надо только не поддаваться дурному влиянию.

Письмо 15. Про зависть

Письмо 16. О жадности

Жадность унижает, разрушает отношения, порабощает ум.

Письмо 17. Уметь спорить с достоинством

В спорах видно, кто уважает людей и себя, а кто нет. Умейте выслушать, возражать, не обвиняя.

Письмо 18. Искусство ошибаться

Ошибся – работай над ошибками, не падай духом.

Письмо 19. Как говорить?

Язык – часть нашей личности и поведения в жизни. Речь должна быть спокойна, без грубостей, жаргона.

Письмо 20. Как выступать?

Выступайте по-доброму, и так, чтобы слушатели понимали, что вам не все равно, самому интересно.

Письмо 21. Как писать?

В одних работах нужна образность, в других (научных) хватит простоты, понятности, точности мысли.

Письмо 22. Любите читать!

Читайте с интересом, не торопясь, не только для школы. Выбирайте с умом, перечитывайте и классику, и современную литературу.

Письмо 23. О личных библиотеках

В такой библиотеке должно быть только лучшее, не на один раз.

Письмо 24. Будем счастливыми

Письмо 25. По велению совести

Эти письма – не инструкция. Учитесь сами ходить дорогами добра и правды.

Письмо 26. Учитесь учиться!

Без знаний, образования нет в жизни пользы. Любите учиться, пока молоды, найдите в любом предмете какую-то радость.

Письмо 27. Четвертое измерение

Знайте и храните историю своей семьи, города, народа.

Письмо 28. Быть вместе

Игра – вещь воспитательная, которая сплачивает людей.

Письмо 29. Путешествуйте!

Путешествуйте по своей стране, и чужим странам, по улицам родного города. Думайте, узнавайте, мечтайте.

Письмо 30. Нравственные вершины и отношение к ним

Письмо 31. Круг нравственной оседлости

Воспитание привязанностей начинается в семье. Хорошо знать историю своей семьи, беречь могилы предков. Отсюда родится любовь к народу.

Письмо 32. Понимать искусство

Письмо 33. О человеческом в искусстве

Искусство дорого человечными, трогательными деталями.

Письмо 34. О русской природе

Приволье и простор нашей природы исстари ценится в русской культуре. Именно в такой обстановке создавался национальный характер с его широтой души, свободолюбием, удалью.

Письмо 35. О русской пейзажной живописи

Тончайшая передача смены времен года – примета русской живописи.

Письмо 36. Природа других стран

В родной природе – душа народа. Ее надо беречь. У каждой страны своя красота.

Письмо 37. Ансамбли памятников искусства

Письмо 38. Сады и парки

Добрый человек веками облагораживает природу. Сады и парки – часть культуры.

Письмо 39. Природа России и Пушкин

Через русскую природу (имения, где бывал и жил) поэт понял русскую жизнь, характер, саму Россию.

Письмо 40. О памяти

Культура и совесть основаны на памяти. Мы обязаны беречь это богатство.

Письмо 41. Память культуры

Наша общая цель – сохранить культуру предков, их памятники. Современность не должна их губить.

Письмо 42. Уметь заметить красоту наших городов и сел

Нужно сберечь не только отдельное историческое здание, но и подлинный культурный, природный ландшафт вокруг него.

Письмо 43. Еще о памятниках прошлого

Патриотизм воспитывается через любовь к корням, родному краю.

Письмо 44. Об искусстве слова и филологии

Чтобы приобрести богатство души, необходимо любить словесную культуру своего и других народов.

Письмо 45. Космический Эрмитаж

Не стоит замыкаться только на национальном, еще есть общечеловеческое, космическое.

Письмо 46. Путями доброты

Нужно жить не только для себя, но и других, служить добру, какому-то хорошему делу. Счастье – делать счастливыми других.

Сюжет

46 писем, обращенных к молодежи. Главное в них: человек должен ставить перед собой достойные цели, служить добру, а значит, другим людям, оставить по себе хорошую память. Такой человек любит свою семью, школу, город, страну, историю, с уважением и интересом относится к чужой культуре. Он везде одинаково интеллигентен: дома, на работе. У него есть любимое дело. Он неидеален, но отзывчив, прост, искренен, умеет слушать, спорить, красиво и точно говорить и писать, любит учиться, читать, дорожит идеалами и друзьями юности. Он и ценит, хранит культуру своего народа, и помнит, что принадлежит к общей семье человечества.

Отзыв

Автор не дает готовых рецептов, жестких правил, однако убеждает каждого юного человека сделать выбор в пользу добра, а не зла. Пути доброты – залог чистой совести, личного счастья, любви окружающих, успехов в любимом деле, светлой памяти о человеке. Это советы почти на все случаи жизни, ориентир, чтобы стать гармонично развитой личностью.

Письма учат ценить вечные ценности, дорожить временем, молодостью, любовью, дружбой, профессией, быть сострадательным, интеллигентным человеком, патриотом, хранителем родной культуры, ценителем культуры мировой. Учит жить по совести, быть благодарным, нравственным, учиться и трудиться с удовольствием, радоваться жизни.

Просторы и пространство [ ред. ]

Для русских природа всегда была свободной, волей, привольем. Воля — это отсутствие заботы о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погружённость в настоящее. Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выражалось в понятиях и представлениях, которых нет в других языках. Например, воля-вольная — это свобода, соединённая с простором. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Ощущали волю даже бурлаки, которые шли по узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная.

Русское понятие храбрости — это удаль, а удаль — это храбрость в широком движении.

Колокольный звон должен был слышен как можно дальше. Издавна русская культура считала простор и большие расстояния величайшим этическим и эстетическим благом для человека.

Русская природа и русский характер [ ред. ]

Образованность и высокое интеллигентное развитие — это как раз и есть естественные состояния человека, а невежество — состояние для него ненормальное.

Невежество или полузнайство — это почти болезнь.

Противопоставление природы культуре несостоятельно. У природы ведь есть своя культура. Живая природа живёт сообществом, существуют растительные ассоциации; деревья живут не вперемежку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не со всеми.

Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, сглаживавшей, в свою очередь, все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек.

О русской пейзажной живописи [ ред. ]

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвящённых временам года; весна и зима — любимые темы художников на протяжении всего XIX века и позднее. Главное в ней — не неизменные элементы природы, а, чаще всего, временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце и т. п. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение в пределах года или часа суток.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева, в творчестве Левитана.

Природа других стран [ ред. ]

В Грузии человек ищет защиты у мощных гор, иногда тянется за ними (это выражено в башнях Сванетии), иногда противостоит горным вершинам горизонталями своих жилищ.

Многовековая культура Армении победила даже горы. Пейзаж Восточной Армении суровее, чем в картинах Сарьяна. О богатстве природы Армении свидетельствует тот факт, что в живописи она отражена удивительно разнообразно.

Сады и парки [ ред. ]

Театрализация старины проникает в мемориальные квартиры-музеи и в реставрации памятников архитектуры. Культура прошлого и настоящего — это тоже сад и парк. Сад — это идеальная культура, в которой облагороженная природа слита с человеком.

Природа России и Пушкин [ ред. ]

Красоту русской природы Пушкин открыл в Михайловском. Михайловское и Тригорское также святы для каждого русского человека, как свято то место берега Америки, где ступила нога Колумба.

Национальный идеал и национальная действительность [ ред. ]

Следует различать национальный идеал и национальный характер. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт и гениев, приближающихся к этому идеалу, а мерить культуру, её высоту мы должны по её вершинам, ибо только вершины возвышаются над веками.

Национальные черты в русских людях стремились найти и воплотить и Аввакум, и Пётр I, и Радищев, и Пушкин, и Толстой, и Стасов, и Герцен, и Горький… и многие, многие другие. Они уводили всегда от одного общего: от душевной узости, от мещанства, от скупости душевной и жадности материальной, от мелкой злости и личной мстительности, от национальной и националистической узости во всех её проявлениях.

Если исходить из современных представлений о высоте культуры, признаки отсталости Древней Руси действительно были, но, как неожиданно обнаружилось в XX веке, они сочетались с ценностями самого высокого порядка — в зодчестве, в иконописи, в декоративном искусстве, в шитье, хоровой музыке, и древнерусской литературе. Русские по большей части жили в мире с соседними народами.

Заметки о русском

Природа, родник, родина, просто доброта

Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни – это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах.

Я собрал у себя различные заметки, делавшиеся мной по разному поводу, но все на одну тему – о русском, и решил их предложить читателю.

Естественно, что раз заметки делались по разным поводам, то и характер их различный. Сперва я думал их привести к какому-то единству, придать стройность композиционную и стилистическую, но потом решил: пусть сохранится их нестройность и незаконченность. В нестройности моих заметок отразилась случайность поводов, по которым они писались: то это были ответы на письма, то заметки на полях прочитанных книг или отзывы по поводу прочитанных рукописей, то просто записи в записных книжках. Заметки должны остаться заметками: так в них будет меньше претенциозности. О русском можно писать очень много и все-таки нельзя исчерпать эту тему.

Вы скажете: но и в полемике следует доказывать! Ну а разве распространившееся ныне на Западе, да и частично у нас представление о русском национальном характере, о национальных особенностях русской культуры, и в частности литературы, доказано кем-либо?

Национальное бесконечно богато. И нет ничего удивительного в том, что каждый воспринимает это национальное по-своему. В этих заметках о русском я и говорю именно о своем восприятии того, что может быть названо русским – русским в характере народа, русским в характере природы, городов, искусства и пр.

Каждое индивидуальное восприятие национального не противоречит другому его индивидуальному восприятию, а скорее дополняет, углубляет. И ни одно из этих личных восприятий национального не может быть исчерпывающим, бесспорным, даже просто претендовать на то, чтобы быть восприятием главного. Пусть и мое восприятие всего русского не исчерпывает всего главного в национальном русском характере. Я говорю в этих заметках о том, что кажется для меня лично самым драгоценным.

Читатель вправе спросить меня: почему же я считаю свои заметки о русском достойными его внимания, если я сам признаю их субъективность? Во-первых, потому, что во всяком субъективном есть доля объективного, а во-вторых, потому, что в течение всей жизни я занимаюсь русской литературой – древней в особенности – и русским фольклором. Этот мой жизненный опыт, как мне представляется, и заслуживает некоторого внимания.

Природа и доброта

Читайте также: