Применение облака слов в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Как показывает практика, нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. Пытаясь решить поставленные передо мной задачи, я стараюсь всегда применять на своих уроках что-то новое, необычное, интригующее, то, что увлечет детей, вызовет в них желание узнать, решить, достичь результата, и приведет к осознанию, что им это удалось. Иными словами, всячески стараюсь повысить учебную мотивацию и познавательную активность через различные формы обучения.

В своей работе я использую все больше текстов новой природы, одним из которых является облако слов.

Облако слов – это форма визуализации данных , представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрИфта и, иногда цвета.

Данный прием я использую очень часто, так как слабоуспевающим детям, это является хорошей поддержкой. Например, на уроках развития речи, облако слов помогает учащимся для написания сочинений, особенно актуальна предварительная работа над словарным запасом по теме сочинения, это может быть набор из нескольких облаков, предоставив выбор самим детям применительно к рассматриваемой теме, от простого набора слов до более красочных выражений. На литературном чтении для пересказа, написания отзыва по прочитанному произведению или написанию стихотворений. На уроках математики и окружающего мира с помощью облако слов мы выходим на новую тему, закрепляем или обобщаем изученный материал.

Работа с облаком слов захватывает моих учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. А я, таким образом, решаю следующие задачи: обучающие, развивающие, коррекционные, развиваю у учащихся умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызываю устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивирую слабоуспевающих учеников к учебной деятельности; активизирую познавательную деятельность; побуждаю их к активной работе на уроке. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.

На каких этапах урока можно использовать облако слов?

t1575954316aa.jpg
t1575954316ab.jpg

На этапе речевой разминки для коррекции нарушений устной речи младших школьников. Я создаю облако в виде нужной буквы, заполняю слогами, словами с отрабатываемым звуком: находим слова, в которых звук в начале слова, в середине, в конце; составляем из данных слов предложения и скороговорки.

t1575954316ac.jpg

t1575954316ae.jpg
t1575954316af.jpg

Закрепление и систематизация знаний. На данном этапе учащиеся с помощью облако слов вспоминают изученный материал, пересказывают, систематизирует свои знания.

t1575954316ag.jpg

t1575954316ah.jpg
t1575954316ai.jpg
t1575954316aj.jpg

Также облако слов использую и при подведении итогов урока, на этапе рефлексии. Оно помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

t1575954316ak.jpg

Я же облако слов использую на уроках развития речи с 2017 года и веду мониторинг учащихся. Для слабоуспевающих детей – это помощник в написании сочинения или изложения, но есть дети, у которых хорошо развита речь, но как начать писать свой текст они затрудняется и тут облако слов снова выступает как помощник.

Облако слов – это универсальный инструмент, его можно использовать не только на разных уроках, но и на разных этапах урока.

Варианты использования данного сервиса на уроках – это творчество учителя. Ведь каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, и каждый найдёт свое применение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка

мастер-класса

«Использование образовательного ресурса облака слов

Подготовила

учитель начальных классов

город Бугульма РТ

Сабанина Татьяна Николаевна

Цель мастер класса:

× предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов для создания облако слов в педагогической деятельности.

Задачи мастер класса:

× привлечь внимание коллег к новым сетевым технологиям;

× развитие ИКТ-компетентности педагогических работников через освоение ими технологии создания облака слов;

× способствовать развитию творческого потенциала учителя;

× создать условия для внедрения в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий;

× содействовать обмену опытом учителей для повышения качества обучения.

Актуальность мастер класса:

Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование всех сервисов для обучения, развития учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные как на развитие познавательного интереса к предмету, так и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения, который был и остаётся одним из основных в дидактике.

Целевая аудитория мастер класса:

учителя начальных классов


1. Вступление

Сегодня я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, а вот о чём будет мой мастер класс, попрошу вас отгадать.

О чем поётся в песне?

(Постановка целей и задач мастер класса)

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Введение в образовательный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определило обязательное внедрение и использование новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Необычно, и, весьма полезно для тех детей, у которых развита зрительная память использовать на уроке приём облако слов.
Облако слов – это схема взаимосвязанных одной темой слов. На уроках в начальных классах более интересным будет вписывание данных слов в картинки.

Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?

Существуют различные способы:

  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере).
  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.).
  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо.
  • для представления результатов опроса или обсуждения.

Приведу несколько своих конкретных примеров использования облака слов на уроке :

К примеру, на открытом уроке русского языка, темой которого была “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ” этот приём я использовала для определения целей урока. И если нам, взрослым, бывает трудно понять и вычленить информацию, заключённую в таком необычном виде. Оказалось, что дети в этом смысле гораздо мобильнее нас, у них такие задания не вызывают протест, а только стимулируют интерес.

· на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;

· на уроках русского языка на этапе работы со словарными словами ;

· на уроках чтения во время игры “ Собери стишок”, “ Собери пословицу” и т.д..

· на уроках математики для определения темы урока, во время устного счета и т. д.

Создавать собственное облако слов - большое удовольствие. А видеть, как увлечены на уроке дети, - радостное душевное удовлетворение.

1 (Восстановить определение)

2 (Изучение новой темы)

В облако слов можно записать тему урока, которую должны определить учащиеся.

3(Определение целей урока )

На открытом уроке русского языка, темой которого была “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ” этот приём я использовала для определения целей урока .

4 Словарная работа.

Во время словарной работы предлагается данное облако слов. Необходимо выбрать слова с непроверяемой безударной гласной. Можно разделить их на две группы : животные и школьные принадлежности.

5 На этапе закрепления и обобщения знаний.

На уроках русского языка в 4 классе по теме “Склонение имен прилагательных” детям предлагается составить словосочетание и просклонять его.

6 Во внеклассной работе — КВН по сказкам Г.Х. Андерсена

7 Экологический квиз “ Путешествие по страницам Красной книги Татарстана”

8 Облака слов из проектов детей по теме : “ Моя семья – моё богатство”

9 На этапе закрепления— облако слов содержит основное понятие по пройденной теме.

10 На этапе закрепления и обобщения знаний на уроке окружающего мира в 1 классе по теме “ Что общего у разных растений”

Найти лишние слово, аргументируя свой ответ.

11 Данное облако слов используем при изучении новой буквы

12 В 1 классе на уроке окружающего мира при изучении домашних животных.

13 В 1 классе на уроках чтения использовала облако слов во время игры “ Собери стишок”

14 Эта ёлочка появилась у нас на доске за пару дней до каникул .Дети читали слова, а потом мы использовали данное облако при составлении текста “ Зима ”

15 Облако эмоций

А это облако слов мы будем использовать , чтобы выразить свои эмоции по поводу моего выступления

Существует несколько сервисов, позволяющих учителю создать облако с необходимым содержанием. WordCloud.pro - самый простой сервис, который можно использовать в работе. В сервисе WordCloud.pro получается картинка в формате png. Слова в облаке будут разного размера и цвета.

Используя данный сервис , педагог получает возможность создания собственных материалов для работы по любому предмету и любой теме, на любом этапе урока.

Преимущества WordCloud.pro:

· интуитивно понятный интерфейс;

· бесплатный основной пакет шаблонов;

· даны красочные трафареты;

· имеется возможность изменения цвета фона и текста;

· простой и удобный в использовании.

На основе облака слов можно придумать множество различных заданий, которые помогут привлечь внимание учащихся к изучаемому материалу, развитию познавательной деятельности. Выберите тему, придумайте текст, воспользуйтесь готовым шаблоном, а сервис красиво оформит облако слов. Все это способствует созданию оригинального задания за минимальное время.

Рассмотрим алгоритм создания облака слов.

1. Пройдите регистрацию на сайте, получите письмо на электронную почту и подтвердите регистрацию, пройдя по указанной в письме ссылке.

2. Чтобы создать свое облако, в главном меню выберите вкладку Студия (1)

Кликаем по левой картинке (2).

Выбранный эскиз будет выделен зеленой линией.

Для учебных словарных облаков иконки используются редко.

Если выбран тёмный фон, то картинка будет выглядеть так:

Чтобы добавить или убрать какие-то слова, вернитесь к этапу добавления слов, внесите необходимые изменения, можно убрать галочку у иконок, они исчезнут, затем заново сохраните результат. Вы также можете изменить дизайн эскиза, вернувшись к первому этапу, выбранные слова при этом сохранятся.

Вы можете сохранить изменения, если получившаяся картина Вам нравится. Также можно вернуться к предыдущей версии, отменив изменения, создать копию или удалить дизайн.

Для того, чтобы скачать получившуюся картину на свой компьютер, необходимо сохранить изменения.

При выборе бесплатной лицензии — скачивание начнется автоматически. Для пользовательских целей вполне достаточно персональной бесплатной лицензии.

Автор: Калинкина Елена Владимировна

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

Введение

Использование облако слов на уроках

  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
  • для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
  • для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
  • для представления результатов опроса или обсуждения;
  • и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.

Урок литературного чтения в начальных классах 1-4 классы. Тема “Устное народное творчество”. На данных уроках можно в каждое ОБЛАКО поместить по одной поговорке или пословице, которые обучающиеся должны будут отгадать. По данной теме (при обобщении учебного материала) можно провести игровой марафон, разбив класс на команды и предложив каждой из них расшифровать облако слов. Игровая деятельность, нестандартно подготовленные задания позволят поддерживать активность класса и интерес детей к предмету.

При обобщении по разделу или теме: собрать в облаке имена героев произведений, добавить лишних для исключения. Или фамилии авторов и попросить назвать их произведения.

Возможно использования данную технологию и на уроках математики. Облако слов разнообразит устный счет на уроках математики. Может помочь в создании проблемной ситуации, есть примеры, которые учащиеся не могут решить в облаке слов. Обучающиеся могут сами создать облако из математических терминов, знаков, цифр, самостоятельно составить примеры для устного счета.

Облако слов можно применять и во внеурочной деятельности. Примером может служить создание логотипа команды, логотипа для презентации, реферата, творческого задания.

Облако слов можно использовать и в коррекционной работе с младшими школьниками для коррекция нарушений устной речи младших.На этапе автоматизации звука облако создается в виде буквы Оно может быть заполнено: слогами (прочитать),словами с отрабатываемым звуком и без (найти слова со звуком),словами с отрабатываемым звуком (найти слова, в которых звук в начале слова, в середине, в конце),словами (составь предложение из данных слов),скороговорками.

Обучающиеся или учитель могут создать облако в виде графической шпаргалки по тексту. Можно дать задание ученикам после каникул: написать сочинение о летних каникулах и сделать из своего сочинения облако. Потом в классе постараться рассказать свой текст с опорой на слова или обменяться своими облаками слов и составить рассказ о летних каникулах одноклассника.

Особо хотелось бы отметить тот факт, что у учащихся начальной школы преобладает наглядно – образное мышление. Это зачастую усложняет работу с рассказами, текстами и стихотворениями и их анализом в отсутствии иллюстраций к ним. Хотя, современные учебники предлагают нам большой объем иллюстративного материала. Но одних иллюстраций мало.

1.Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2004.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Дислексия, дисграфия, ОВЗ и другие трудности обучения | Дидактические задания на основе “облака слов” в коррекционной работе учителя русского языка


Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, и не только на начальном этапе обучения.

В то же время методисты, учителя-лингвисты, психологи с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку. В связи с этим, конечно, меняется и роль учителя родного языка в школе. Включение в деятельность учителя русского языка дидактических заданий корректирующего характера не только окажет помощь тем учащимся, у кого есть проблемы с письмом и чтением, но и разнообразит работу на уроке в целом.

Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro

Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.

Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.

Не надо путать теги при работе с электронными текстами и ключевыми слова.

Теги создаются по частотности употребления тех или иных слов и выражений в тексте.

При отборе ключевых слов в основе лежит принципы не частотности, а смысла.

Задание (в начале урока): Изучите ключевые слова облака и найдите те, которые относятся к теме урока. Назовите только члены предложения. Назовите только части речи.

На этом этапе можно осуществить первичное закрепление лексики занятий.

Задание: 6 класс. Рассмотрите облако слов. Какие части речи в нем представлены? Дополните облако, образовав все возможные степени сравнения прилагательных.

Задание (в начале, в качестве разминки): Составьте все возможные предложения из облака слов.


7 класс. 1 четверть.


Учитель зачитывает текст. Проверьте себя!

Волки
О волках ходит много выдуманных рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о растерзанных одиноких путниках на зимних пустынных дорогах. Страшные эти рассказы выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а опасен человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных оленей.4 Волки выполняют возложенную на них природой жестокую, но подчас и полезную роль.4 Известно, что находящиеся под охраной человека домашние олени часто заболевают заразной копытной болезнью и погибают. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что преследовавшие оленей волки уничтожали заболевших животных. (По И. Соколову-Микитову.)
(92 слова.)

Задание Б. Восстановите текст по облаку

О ______ ходит много ______ рассказов. Говорят о нападениях волков на людей, о ______ одиноких путниках на зимних _____дорогах. Страшные эти _____ выдуманы досужими людьми. Волки сами боятся человека, а ______человеку бешеный волк, как опасны и бешеные собаки.
В тундре я видел волков, преследовавших табунки кочующих северных _____.Волки выполняют возложенную на них природой _______, но подчас и полезную роль. Известно, что _______ под охраной человека домашние олени часто ______ заразной копытной _____ и _______. У диких оленей этой болезни не наблюдали, потому что _______ оленей волки уничтожали ________животных. (По И. Соколову-Микитову.)

Сравните с оригиналом!

Вывод: применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.

Читайте также: