Приемы и средства изучения хронологии в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий. История без обозначения времени во­шедших в нее фактов, событий, лет жизни и деятельности личностей и т.д. су­ществовать не может. Педагоги стремятся, чтобы даты попали в поле зрения, слуха, внимания учащихся, которые в свою очередь должны выучить и осоз­нанно запомнить даты и оперировать ими.

Восприятие времени - самая трудная задача для детей 7-11 -летнего воз­раста, поскольку их жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни каче­ственно с многовековой историей человечества. На этом основании методисты рекомендуют начинать работу над хронологическими представлениями школь­ников с эмоционально-зрелищной презентации главных свойств времени. Надо создать на уроке ощущения отдаленности древних культур, поясняя хроноло­гическую отдаленность на более близких для детей примерах (на примерах различных поколений их семьи). Прослеживая жизнь поколений, можно про­следить, какие изменения произошли за последние 100 лет. Подвести детей к пониманию того, что сто лет - это жизнь трех поколений. Школьникам следует предложить составить ленту жизни своей семьи. Таким образом, учащимся пятого класса возможно продемонстрировать поступательность, последователь­ность, преемственность фактов истории.

При отборе дат на урок надо помнить, что необходимо различать опорные и второстепенные даты. Опорные даты локализуют во времени главные исто­рические факты и важны для запоминания. Второстепенные даты привлекаются на уроке для иллюстрирования опорных дат и для более лучшего понимания учебного материала, их запоминание не обязательно.

Наглядно-образное обозначение времени, созвучное картинному описа­нию местности или сюжетному повествованию о событии, является эффектив­ным приемом конкретизации самих исторических событий и одновременно по­могает запечатлеть в памяти учащихся даты, с ними связанные. Обстоятельства важнейших событий описываются максимально ярко и образно, с использова­нием красочных цитат. С этой же целью учитель может предложить школьни­кам самим проиллюстрировать исторические события на специальной хроно­логической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной - рисунок события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однород­ных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.

Создавать представление о времени как пути движения исторических со­бытий и о датах как моментах исторического развития помогают хронологиче­ские комплексы - ряды логически связанных между собой фактов и дат. Хроно­логические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их поэтапность или одновременность, могут быть оформлены в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являют­ся сводные хронологические таблицы. Обычно в них две колонки: даты и собы­тия. Тематические хронологические таблицы посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития. В них добав­ляется к ранее названным колонкам еще одна, которая раскрывает своеобразие или значение каждого факта в отдельности. Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчеркивают их динамизм, быстроту и напряженность действий их участников. Своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп - таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой спо­соб изучения хронологии эффективен при определении масштабов историче­ских событий, их типичности и закономерности. При изучении всеобщей исто­рии и проведении межкурсовых связей особенно ценным является прием за­полнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время. Составление таких таблиц помогает школьникам воспринимать историю раз­ных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс. Взаимосвязь и взаимообусловленность событий, происходивших в одно и то же время в раз­ных сферах общественной жизни одной страны, помогают обнаружить тексто­вые сравнительно-обобщающие таблицы.

Специфическую роль в изложении хронологического материала выпол­няют схемы. Схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые не­посредственно привели к тому или иному значительному факту истории. В бо­лее крупных временных масштабах такие схемы представляют этапы, вехи ста­новления определенного исторического феномена и являются альтернативным вариантом графического оформления хронологических комплексов. Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя их, ученики обоснованно выбирают одну из них.

При выборе конкретных приемов и средств изложения хронологических сведений на отдельном уроке нужно помнить главное методическое правило: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в исто­рии и задачами установления егосвязей и отношений с другими фактами.

При диагностике хронологических знаний и умений школьников исполь­зуются самые разнообразные виды заданий: хронологические задачи (стандарт­ные и нестандартные); хронологические примеры; хронологические уравнения; хронологические диктанты; тесты: а) с выбором ответа, б) на восстановление соответствия, в) на группировку хронологической информации, г) с ограниче­ниями на ответ, д) на определение хронологической последовательности, е) на исключение лишнего; хронологические игры: чайндаты, домино, лото, кроссворды и т.п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Естествознание с методикой преподавания

Тема: Методические приемы и средства изучения хронологии в начальной школе. Государственный образовательный стандарт.

1. Методические приемы и средства формирования картографических умений и изучения хронологии в начальной школе.

3. Государственный образовательный стандарт.

1. Методические приемы и средства формирования картографических умений и изучения хронологии в начальной школе.

Хронология – наука о счете времени, о способах летоисчисления, об определении точных дат исторических событий, о локализации событий в историческом процессе.

Задача хронологии – установление временных отношений между изучаемыми фактами, что служит опорой для усвоения школьниками исторических знаний для лучшего уяснения последовательности исторических фактов.

Наибольшие трудности в усвоении исторических знаний приходится на начальный период обучения. Овладение первыми представлениями об историческом времени затруднено тем, что изучаемые исторические факты выходят за рамки личного жизненного опыта учащихся. Если не вести систематическую работу по формированию хронологических умений, то у младших школьников возникают значительные трудности с временными представлениями. Для школьников данного возраста одинаково далекими являются события как 20 так и 12 веков. Поэтому уже на первых уроках необходимо дать представление о летоисчислении и единицах исторического времени: год, десятилетие, век, тысячелетие.

В начальной школе учащиеся должны овладеть умениями: соотносить события во времени, устанавливать последовательность событий, грамотно читать даты – соотносить год и век, век и тысячелетие, работать с понятиями: прошлое, настоящее, будущее.

Если дата события обозначена трехзначным числом, то первая цифра означает сколько полных веков прошло, а последние две цифры обозначают сколько прошло лет этого века.

Если дата события обозначена четырехзначным числом, то первые две цифры обозначают сколько полных веков прошло и другие две цифры – сколько лет прошло этого века. Методы и приемы формирования хронологических представлений:

1) при подготовке к уроку необходимо тщательно отобрать даты, которые должен запомнить ребенок в процессе изучения нового материала;

2) при изучении нового материала учитель должен фиксировать внимание на называемых датах. В речи следует выделять даты интонацией, четко записать дату на доске;

формирование целостного взгляда на окружающий ребенка мир; основ экологической культуры, представлений о прошлом и настоящем Отечества;

воспитание культуры взаимоотношений с людьми и окружающей природой;

формирование умений рационально организовывать свою жизнь;

воспитание любви и уважения к родному краю и родной стране.

Изучая окружающий мир, младшие школьники получают основы научных знаний о природе и обществе. Они приходят к выводу, что мир реально существует, развивается и его можно познать:

усвоение этических норм поведения в природе и обществе;

формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

обогащение социального опыта ребенка, формирование навыков его общения с окружающими. Таким образом решается важная для школы задача социализации младших школьников;

адаптация детей к школьной жизни. Четырехлетняя начальная школа принимает ребенка с шести с половиной лет. На современном этапе перехода от трехлетней к четырехлетней школе приходят дети разного возраста и разного уровня подготовки. Уроки по изучению окружающего мира помогут облегчить задачу адаптационного периода для первоклассника, так как их содержание выстраивается на более близком ребенку материале, чем содержание других уроков;

воспитание любви и бережного отношения к природе, понимание значимости своих действий. В настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех курсов. Это вызвало необходимость увеличения сведений о взаимосвязях в природе, многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природные процессы. Усилено внимание и к вопросам охраны природы;

Введение государственного стандарта не означает подчинение учебного процесса жесткому шаблону, а создает возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

Учитель, выбирая программу для своей работы, должен учитывать следующие требования:

программа должна реализовывать содержание образовательного стандарта;

быть обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого года обучения (учебниками, рабочими тетрадями или учебниками-тетрадями, методическими рекомендациями для учителя и др.);

не противоречить теоретической концепции, лежащей в основе построения дидактической системы, в рамках которой работает начальная школа.

3. Государственный образовательный стандарт.

В СССР роль стандартов выполняли единые учебные планы, программы и учебники. На этом была впервые в мире практически проверена идея образовательных стандартов.

Необходимость введения общеобразовательных стандартов возникла в нашей стране в связи с реформированием школы. Появление большого разнообразия альтернативных программ и учебников разрушило единство педагогического пространства в государстве.

В России с ее огромной территорией и этническим многообразием важно сохранить то единство образовательного процесса, которое мы получили в наследство от СССР, но вместе с тем перевести его в новое качество, соответствующее современным политическим, экономическим и административным условиям.

Государственные образовательные стандарты направлены на создание единого образовательного пространства в Российской Федерации и на обеспечение равных возможностей получения полноценного образования всеми гражданами в любых образовательных учреждениях. ГОСТ создает условия для осуществления вариативного образования и для поддержания общего образования не ниже международного уровня, так как соотнесен со стандартами других стран с высоким мировым рейтингом.

Работа по стандартизации образования — процесс, который будет длиться вместе с открытиями в науке. Стандарты будут постоянно обновляться.

Федеральный компонент начального естественно-научного образования

Федеральный компонент (ФК) стандарта инвариантен, он определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России. Он определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Национально-региональный компонент начального естественно-научного образования

Национально-региональный компонент (НРК) стандарта по ступеням общего образования вариативен, он определяет региональные проявления тех явлений, которые раскрываются в инвариантном содержании (например, в области родного языка, естествознания и др.). НРК отражает национально-региональные особенности субъекта РФ. Установление НРК основного общего образования осуществляется на основе федерального компонента ГОСТа.

Национально-региональный компонент образовательных стандартов устанавливается нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на его территории. Он включает:

обязательный минимум содержания основной образовательной программы начального общего и основного общего образования в части НРК;

требования к уровню подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений, реализуемых программой в части НРК.

Стандарты, фактически, узаконили и развили существовавшую в образовании практику использования краеведческого принципа обучения.

Содержание естественно-научной программы в полном объеме может быть реализовано только при условии введения краеведческого материала, дополняющего и конкретизирующего содержание федерального образования. Это касается таких сторон, как географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, водоемы и почва, растительный и животный мир характерных для данной местности природных сообществ, сельское хозяйство, экологические проблемы края.

Никами, требующего систематизации и обобщения. Представления, составляющие основу будущих понятий, сформированные на основе конкретных образцов, остаются в памяти надолго и осознанно используются в Дальнейшем обучении. Предшествующее введение краеведческого материала позволяет на конкретном, близком учащимся материале сформировать сложные естественно-научные представления (например, о природном сообществе).

2. Региональный материал вводится параллельно с изучением новой темы по федеральному учебнику.

Параллельное использование различных средств обучения на уроках природоведения взаимно дополняет объем сведений, получаемых детьми из федеральных и региональных источников, помогает формированию специальных умений, усиливает практическую направленность обучения.

3. Краеведческий материал вводится на заключительном этапе изучения темы и служит
для закрепления естественно- научных знаний.

Реализация региональной составляющей начального естественно-научного образования может быть вариативной:

1) распределение и локализация регионального материала в отдельных темах природоведческих курсов, содержащих краеведческие разделы;

2) разработка и введение единого краеведческого (в рамках времени, отведенного на РК), в случае, когда краеведческий раздел в программах отсутствует.

Вопросы для контроля

Какие параметры определяются Государственным образовательным стандартом?

Что такое федеральный компонент стандарта, где отражено его содержание?

Как реализуется региональный компонент естественно-научного образования? Какие задачи при этом решаются?

ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА………………………………………….6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ, СОПРОВОЖДАЮЩИМ ОПИСАННУЮ ВЫШЕ МЕТОДИКУ……………………………………………………………………..13

Министерство образования и науки рекомендует использовать эти программы, однако право выбора того или иного варианта остаётся за школой, при условии соблюдения требований Государственного образовательного стандарта.

Каждая из программ требует формирования у детей определённых хронологических представлений.

Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина , устанавливающая даты исторических событий и документов, последовательность исторических событий во времени и перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Известно, что история без обозначения временных рамок не возможна. Зачастую, школьники механически заучивают то или иное событие, не имея представления с каким конкретно событием, именем связана дата. Поэтому, целесообразно полгать, что на уроках истории важно научить учащихся оперировать годами и веками.

Как правило, с датами школьники сталкиваются еще в начальной школе.

Работа над временной локализацией изучаемых событий идёт весьма трудно. Учащиеся не испытывают интереса к датам и запоминают их лишь по требованию учителя. Они склонны ориентироваться в событиях, соотнеся их со страницами учебника, названием параграфа, рисунком. Временную последовательность событий учащиеся часто воспринимают по последовательности изучения материала и его расположения в учебнике. Методика работы по временной локализации исторических событий разрабатывается в методической литературе очень слабо.

Поскольку формирование временных представлений младших школьников закладывает основы общего целостного восприятии окружающего их мира, элементов его прошлого, настоящего и будущего, постольку нам стало интересно и важно уделить внимание изучению и систематизации данной темы, попробовать реализовать на практике некоторые методические приёмы такого формирования.

Начиная с первых уроков, где встречаются даты, учащиеся начинают системно работать с ними.

Предназначено классным руководителям начальных классов и учителей-предметников. Возможное использование на уроках педагогической деятельности и во внеурочной деятельности

ИЗЛОЖЕНИЕ ГЛАВНОГО ТЕЗИСА

Как помочь детям с их коротким жизненным опытом осознать масштабы ожидающего их на уроках истории путешествия в глубь времени? Тот же немецкий педагог К.Линденберг советует: «Если же весь класс встанет в ряд и каждый ученик представит одно поколение, то 33 ученика позволят нам совершить путешествие назад как раз на тысячелетие. Тогда мы дойдём до времён, когда Германия была почти полностью покрыта лесами, когда ещё и в помине не был городов, и лишь кое-где появились дороги, когда только изредка встречались каменные церкви. Так возникает представление о временном и духовном расстоянии. При этом создаётся почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений каждой отдалённой эпохи.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями: единицы времени (год, век, тысячелетие), високосный год, эра, календарь, эпоха, наша эра, до нашей эры. Как показала практика, наиболее продуктивно эта работа проходит на специальных занятиях в рамках пропедевтического курса по вспомогательным историческим дисциплинам. В дальнейшем, на уроках по истории Древнего мира, Средних веков и древней отечественной истории новые понятия конкретизируются и применяются при решении хронологических задач.

В современном обучении уместно, видимо, говорить об опорных и второстепенных датах в школьных курсах истории, относя к первым только те, что локализуют во времени главные исторические факты. Состав основных дат условен и исторически изменчив, так же как и набор фактов: в зависимости от политической ситуации и задач школьного исторического образования они оцениваются то как главные, то как второстепенные. Очевидно, что специальной работы при изучении истории в школе требуют именно опорные даты.

С этой же целью учитель может предложить ученикам 5--7 классов самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на её лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной -- рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах и в логических задачах на сопоставление однородных фактов, определение их причинно-следственных связей и т.п.

Хронологические комплексы, отражающие длительность исторических явлений, их последовательность или одновременность могут быть оформлены в виде различного рода хронологических и синхронистических таблиц. Наиболее общими являются сводные хронологические таблицы. В качестве справочников по хронологии и своеобразной сетки дат и событий они сопровождают школьные учебники и пособия для абитуриентов. Обычно в них две колонки: даты и события.

Календари исторических событий в деталях воспроизводят хронику наиболее важных событий, подчёркивают их динамизм, быстроту и напряжённость действий их участников. В этих таблицах знаменательный факт фиксируется с точностью дней, часов и минут.

Своеобразным видом хронологических записей может служить хронотоп -- таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий. Такой способ изучения хронологии эффективен при определении масштабов исторических событий, их типичности и закономерности.

При изучении всеобщей и региональной истории, а также для межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Составление таких таблиц и их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает школьникам воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.

Круговые схемы фиксируют временные рамки исторических событий, о периодизации которых в науке существуют разные точки зрения. Сопоставляя, ученики обоснованно выбирают одну из них.

Параллельно с введением основных единиц исторического времени в начальном курсе истории формулируется правило установления их соотношения (год--век--тысячелетие). Обычно этот механизм иллюстрируется на аналогии с часами.

или на примерах самих детей: к сегодняшнему дню вам исполнилось 10 лет и 5 месяцев, т.е. вам идёт одиннадцатый год, соответственно 1005 год относится к XI веку.

Нестандартные хронологические задачи основаны на соотнесении разных систем летосчисления, существовавших в древности и Средневековье. Этот тип задач эффективно используется на уроках по истории Древней Греции и Рима, арабов, отечественной истории и др., поскольку создаёт атмосферу реального прошлого, позволяет работать с оригинальными (неадаптированными) источниками и развивать творческие способности школьников.

Хронологические задачи, кроме всего прочего, являются действенным средством закрепления в памяти учащихся дат основных исторических событий и проверки их усвоения. На это же рассчитаны хронологические примеры.

Хронологические уравнения помогают школьникам не просто вспомнить даты исторических событий, но и соотнести их между собой, найти новые связи и отношения между фактами, имевшими место в разные периоды и в разных странах. Они диагностируют уровень развития невербального воображения учащихся, их логические способности, способствуют выработке точности и лаконичности устной речи. Расставляя условные знаки тождества/аналогии (=), противоположности () или следствия () между парами дат, ученики обосновывают своё решение.

Для усвоения временных представлений и развития навыков по хронологии М. Т. Студеникин предлагает следующие приёмы:

подобрать к каждой дате соответствующее событие;

вычислить продолжительность события;

расставить события в хронологической последовательности;

определить временные промежутки между событиями.

Основные данные ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. Интересно представлен опыт использования хронотронов - специальных пособий для запоминания исторических дат. Хронотроны представляют собой карточки из твёрдой бумаги с прорезями, в которые вертикально вставлены ленты с написанными на одной из них римскими, а ан другой - арабскими цифрами. На арабском хронотроне ученик набирает нужную дату, а на римском показывает, какой это век, первая или вторая половина века [10, с.54-59].

Данное пособие позволяет учащимся решать хронологические задачи, в результате чего происходит запоминание исторических дат. Создатели хронотронов считают, что работа с данными пособиями может проводится при условии наличия хронотрона у каждого учащегося.

Наглядно-образное обозначение времени является эффективным приёмом конкретизации исторических событий и одновременно помогает запечатлеть в памяти учащихся связанные с ними даты. Описание должно быть ярким, красочным, исторически достоверным.

Учитель, работая над созданием наглядного образа времени, может предложить учащимся самостоятельно проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке, на лицевой стороне которой изображена дата, а ан обратной рисунок (символическое изображение) события. Такие карточки успешно применяются в устных хронологических диктантах.

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Особенностью исторического факта является его временная определённость. Только определив время совершения события, можно установить его связи с предшествовавшими и последующими событиями, его причины и последствия. Изучение истории в школе требует, чтобы учащиеся умели представлять исторические события во времени, знали, когда произошло, то или иное событие. Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлением об определённом времени, в значительной мере лишены познавательной ценности, не являются знанием истории, которая вся развивается во времени.

В качестве диагностирующих и контрольных заданий по хронологии также используются:

Тесты с выбором ответа по датам и событиям

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений соотносить факты с определённым периодом исторического развития

Тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений решать хронологические задачи

Тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий

Тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определёнными периодами времени

Тесты с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий

Тесты на определение хронологической последовательности для проверки знания дат и событий, а также для развития и проверки умений определять их последовательность и взаимосвязи

Тесты на исключение лишнего для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов

Тесты на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов.

Эффективным средством формирования хронологических знаний и умений являются игры с правилами на хронологическом материале: чайндаты, домино, лото, кроссворды и т.п.14 , разработки которых можно найти в пособии и по аналогии составлять самим на актуальном учебном материале.

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век или часть века; основные даты требуют указания более точного времени, а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события.

Представления об историческом времени - это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности.

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у школьников понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания.

В обучении возможны и необходимы различная конкретность и различные приемы локализации исторических фактов во времени. Они зависят от характера факта, его места в истории, а отсюда - и от задач установления его связей и отношений с другими фактами - кратковременными историческими событиями и долговременными процессами в истории общества.

Недопустимо, однако, чисто формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление отношений последовательности фактов только на основе механического сопоставления дат. Последовательность фактов познается также и на основе смысловых связей между ними, что, в свою очередь, служит в обучении опорой.

У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий.

Далее необходимо научить учащихся обозначать века и находить их границы. Для этого нужно объяснить, что в исторической науке принято века обозначать римскими цифрами, а даты событий - арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым: например, XIX в. - 1801-1900 гг., XX в. - 1901-2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.

Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век). Например, 1812 г. - это XIX в. Две первые цифры (18) обозначают, сколько веков уже пройдено, две оставшиеся (12) - какой идет год следующего века. Если дата оканчивается двумя нулями (1500 г.), она относится к веку, обозначенному двумя первыми цифрами - к XV в.

Обязательно дополнить материалом из учебника Методика преподавания истории в начальной школе. Студеникин М.Т. стр.40-43

Читайте также: