Причины стандартизации в доу и архивном деле

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время документационное обеспечение управления на предприятиях, в организациях и учреждениях регулируется действующим законодательством, распорядительными документами вышестоящих органов, правилами и указаниями архивного управления.

Нормативно-методическая база ДОУ — это совокупность нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения. Эта база также включает регламентацию деятельности службы ДОУ и других служб аппарата управления (штаты, функции, структуру, техническое обеспечение и другие аспекты).

Нормативно-методическая база ДОУ включает:

- законодательные акты в сфере информации и документации;

- постановления и распоряжения, регламентирующие вопросы документационного обеспечения управления;

- правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций;

- государственные стандарты на документацию;

- унифицированные системы документации;

- нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;

- нормативные документы по организации архивного хранения документов.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс Украины, который устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Например, Гражданским кодексом устанавливаются виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Наряду с Гражданским кодексом отдельные стороны работы с информацией и документацией регулируются специальными законами.

регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство ираспространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения,возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной

деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации

1.1. Форма трудовой книжки и форму вкладыша в трудовую книжку

1.2. Инструкцию о порядке ведения и хранения трудовых книжек

1.3. Форму книги учета движения трудовых книжек и вкладьишей в них

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в органах исполнительной власти, утвержденные Приказом Главного государственного архивного управления Донецкой Народной Республики от 25.03.2015 № 4.

Все перечисленные нормативные документы имеют большое значение для организации делопроизводственного процесса на предприятиях.

Стандартизация и унификация системы документационного обеспечения управления

Унифицированная система документации является результатом проведения унификации документов этой системы.

Унификация – это приведение каких-либо объектов (в том числе документов) к единой системе, форме, единообразию и сокращение исходного множества этих объектов (например, форм или видов документов, их показателей и реквизитов). Унификация обязательно приводит к установлению рационального (на какое-то достаточно продолжительное время) единообразия в любой области деятельности, в том числе и в документировании.

Другими словами, суть унификации документов сводится к сокращению их неоправданного многообразия путем установление рационального состава форм документов, приведения их к единообразию через единство структуры, реквизитов, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению документов. При унификации сокращение количества видов и форм документов достигается за счет изъятия из документных цепочек сложившихся в системе документации лишних и дублирующих документов.

Управленческие документы, используемые в самых разных сферах и органах управления, должны оформляться единообразно. Это позволяет включать документы в единую для страны систему делопроизводства, способствует их оперативной обработке и исполнению, сокращает затраты времени на работу с документами не только делопроизводственного персонала, но и всех работников управленческого аппарата – от руководителей до рядовых сотрудников.

Унификация документов– это установление единообразия состава и форм управленческих документов, создаваемых в процессе осуществления однотипных управленческих функций и задач, операций по их обработке, учету и хранению. Унификация позволяет упорядочить работу с многочисленными документами, упрощает и ускоряет обмен деловой информацией.

Унификация управленческих документов предполагает унификацию состава документов, создаваемых при решении управленческих задач, и унификацию форм документов.

Унификация состава документов организации – это отбор и закрепление комплекса документов, необходимых и достаточных для решения управленческих задач (в результате состав документов организации может быть значительно сокращен).

Унификация форм документов – это отбор и закрепление в унифицированных формах документов информационных показателей и реквизитов, соответствующих назначению документов, и установление единых требований к их составлению и оформлению.

Унификация в делопроизводстве может быть как самостоятельной работой, так и этапом в работе по стандартизации.

Суть стандартизации заключается в разработке оптимальных правил и требований по подготовке, оформлению, учету и хранению деловой документации, принятых в установленном порядке и рекомендованных для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Другими словами, стандартизация документов – это установление единых норм и правил, предъявляемых к документам с целью упорядочения управления. Стандартизация является итогом унификации, ее высшей формой.

Стандартизация означает возведение в юридическую норму основных правил и требований к разработке и оформлению управленческих документов. Благодаря стандартизации огромная масса документов создается по одним и тем же правилам, быстрее и легче воспринимается получателями.

Если система документации формируется исходя из потребностей документирования той или иной деятельности, то унифицированная система документации является результатом проведения унификации документов этой системы: приведение документов к единой системе, форме, единообразию и сокращение исходного множества форм или видов документов, их показателей и реквизитов. Унификация обязательно приводит к установлению рационального на какое-то достаточно продолжительное время единообразия в документировании.

Унифицированная система документации способствует:

1) сокращению затрат ручного труда в информационных процессах (в результате от человека требуется минимум усилий для заполнения или прочтения документов);

2)широкому использованию электронно-вычислительной техники, поскольку унифицированные формы документов удобны для электронной обработки (это достигается обеспечением программной, технической и информационной совместимости документов, разработкой соответствующих форм документов, классификаторов, словарей и т. п.);

3)упорядочению информационных потоков;

4)сокращению количества документов;

5)дальнейшему совершенствованию культуры документа и в целом информационной культуры.

Всё это вместе взятое позволяет повысить эффективность управления, так как достигается большая оперативность в получении качественной информации, снижается количество ошибок в документах, сокращаются ручные операции, повышается творческий характер управленческого труда, уменьшаются финансовые затраты на работу с документами.

Сказанное относится не только к российской сфере работы с документами. Так, согласно проведённым в США исследованиям, стоимость индивидуально составленного и напечатанного служебного письма достигала суммы в 3 доллара 75 центов, тогда как стоимость составления письма-формы, т. е. унифицированного документа, равнялась всего лишь 25 центам.

Стандартизация является формой юридического закрепления результатов унификации. Поэтому УСД представляет собой комплекс государственных стандартов, определяющих, во-первых, основные положения унифицированной системы и, во-вторых, единую форму всех входящих в неё документов.

Другими словами, в состав унифицированной системы документации (УСД) входят: 1) государственные стандарты; 2) унифицированные формы документов, 3) методические указания по их применению.

В зависимости от уровня утверждения они разделяются на следующие категории:

- формы документов объединений, предприятий, организаций.

Разработчиками унифицированных форм на общегосударственном уровне выступаютГлавное государственное управление документационного обеспечения и архивного дела Донецкой Народной Республики Донецкой Народной Республики, Совет Министров ДНР и др. Общегосударственные унифицированные формы документов обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от их подчиненности и формы собственности.

Наряду с межотраслевыми системами документации существуют формы документов, отражающие специфику информационного обеспечения конкретных отраслей деятельности или отдельных организаций. Эта специфика может быть двух видов: 1) особые дополнительные требования к информации для решения типовых управленческих функций, например оформление приема, перемещения и увольнения кадров в образовании, здравоохранении и т.д.; 2) специфическая деятельность, для реализации которой и была, собственно, сформирована та или иная отрасль деятельности и управление ею. Данный вид специфической документации существует безусловно, так как в этих документах фиксируется основная деятельность отрасли, например, документация по здравоохранению (рецепты, больничные листы, истории болезней и т.д.); документация по архивному делу (описи дел, листы-заверители, путеводители и т.д.); документация геолого-разведочного производства (карты, профили, дела скважин и т.д.); учебная документация (расписания, ведомости успеваемости, программы курсов и т.д.).

Формы документов учреждений, предприятий, организаций разрабатываются, утверждаются и применяются на локальном уровне.

Унификация формы документов позволяет улучшить их качество, т. к. содержание унифицированной формы включает оптимальное количество сопоставимых показателей, необходимых реквизитов. Такая форма рациональна по расположению реквизитов, предусматривает удобные способы заполнения и составления. Использование на практике унифицированных форм дает значительный эффект в результате снижения затрат на составление, изготовление, оформление документов, их передачу и обработку. Все это позволяет ускорить прохождение документов в организации.

Цель работы - раскрыть проблемы стандартизации в области ДОУ
Наша задача – изучить роль стандартизации, её объекты, историю развития, органы управления, виды, методы стандартизации, а так же выяснить какие задачи выполняет стандартизация.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..
Роль стандартизации и её определение………….
История развития стандартизации………………………………….
Характеристика стандартизации…………………………………….
ЗАДАЧИ СТАНДАРТИЗАЦИИ………………………………..……
Органы стандартизации…………………………………………….
Виды стандартизации……………………………………………….
Принципы стандартизации…………………………………………..
Методы стандартизации……………………………………………..
Проблемы стандартизации…………………………………………..
Проблема систематизации стандарта……………………………….
Развитие стандарта………………………………………………….
Проблема внедрения стандарта в ДОУ……………………………..
Новый стандарт………………………………………………………
Заключение……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

Комплексная стандартизация. При комплексной стандартизации осуществляются целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам в целях оптимального решения конкретной проблемы. Применительно к продукции — это установление и применение взаимосвязанных по своему уровню требований к качеству готовых изделий, необходимых для их изготовления сырья, материалов и комплектующих узлов, а также условий сохранения и потребления (эксплуатации). Практической реализацией этого метода выступают программы комплексной стандартизации (ПКС), которые являются основой создания новой техники, технологии и материалов.

В связи с резким сокращением финансирования работ по стандартизации в последнее десятилетие работы по комплексной стандартизации выполняются в очень ограниченном объеме, в основном в рамках федеральных целевых программ, которые содержат раздел по нормативному обеспечению качества и безопасности работ и услуг.

Опережающая стандартизация. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.

Стандарты не могут только фиксировать достигнутый уровень развития науки и техники, так как из-за высоких темпов морального старения многих видов продукции они могут стать тормозом технического прогресса. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии.

4. Проблемы стандартизации.

4.1. Проблема систематизации стандарта.

Эта проблема является центральной в развитии и использовании методологии стандартизации, поскольку системность - важнейший принцип стандартизации. От того, насколько развита и применяется на практике методология, обеспечивающая достаточно полное выполнение требований данного принципа, существенно зависит эффективность этой деятельности.

Следует иметь в виду, что стандартизация - одна из форм проявления объективных экономических законов развития общества, в частности, таких, как закон стоимости и закон повышения производительности труда и, во-вторых, что это проявление стандартизации осуществляется в качестве одного из эффективных средств управления экономикой . Таким образом, стандартизация - объективно обусловленный, непреходящий и к тому же весьма массовый вид деятельности, эффективность которой, естественно, зависит от степени совершенства ее методологии, т.е. от уровня разработки ее теоретических основ.

Общепринятым в настоящее время является определение понятия "стандартизация", данное в ГОСТ Р 1.0-92: "деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач". Упомянутое в определении "упорядочение" осуществляется "посредством (разработки и) установления положений (требований) для всеобщего и многократного применения:". В этих словах и состоит сущность деятельности по стандартизации. А поскольку эта деятельность направлена на "достижение оптимальной степени упорядочения", то и сама она, очевидно, должна быть упорядочена и опираться на достаточно серьезные научно-методические основы. В противном случае не только оптимального, но и элементарного упорядочения она может не дать. Очевидно также, что основой ожидаемого упорядочения от деятельности по стандартизации является системность этой деятельности. Однако это обстоятельство в стандартах, определяющих Государственную систему стандартизации (ГСС), не только не подчеркивается, но вообще умалчивается. Так, среди основных принципов стандартизации принцип системности не упоминается. В то же время актуальность, важность и сложность решения проблемы обеспечения системности в стандартизации не только существуют, но и возрастают с расширением масштабов экономики и соответственно с ростом объема работ по стандартизации.

Реализация принципа системности в стандартизации предполагает выявление и учет взаимосвязей между различными объектами стандартизации при их создании и применении и соответствующими требованиями к этим объектам, а также обеспечение на этой основе согласования взаимосвязанных требований по стандартизации, их рациональной унификации и исключения дублирования требований в различных нормативных документах по стандартизации (НДС). Соблюдение принципа системности предполагает также согласованность в организации работ по стандартизации по времени и последовательности планирования, проведения и реализации результатов взаимосвязанных работ.

Планирование работ по стандартизации в бессистемной постановке осложняет разработку и применение многих стандартов, приводит к несогласованности, а иногда и противоречивости требований различных НДС, к дублированию требований в различных НДС или многочисленным ссылкам на другие НДС, к получению в результате неопределенных по названию и содержанию документов. Часто такие НДС остаются невостребованными из-за неопределенности отражаемых в них объектов стандартизации и требований к ним.

Необходимо также отметить, что бессистемность в научно-методических основах и соответственно в практике стандартизации закономерно приводит к стихийности и хаотичности их развития. Указанное состояние в отечественной государственной и отраслевой стандартизации, к сожалению, наблюдается достаточно долгое время и есть опасения, что по достижении критических параметров приведет к необратимым негативным последствиям.

Для решения проблемы обеспечения системности в работах по стандартизации и разработки, в частности, методических основ создания новых систем (комплексов) стандартов по актуальным вопросам, необходимо, прежде всего, решить следующие две научно-методические проблемы:

  • разработать четкую и достаточно полную классификацию объектов стандартизации и видов требований (видов нормативных документов) по стандартизации по их основным признакам;
  • разработать концепцию о структуре Единой системы требований (системы НД) по стандартизации (ЕСТС) на государственном, отраслевом и других уровнях организации экономики.

Развитие информационных технологий обусловило объективную необходимость их регламентации. Требуется привести к единообразию технологию: процессы, средства, методы, продукты производства и т.д. Кроме того, как и любая деятельность, сфера библиотечных и информационных технологий должна располагать собственной четкой и непротиворечивой терминосистемой.

Первые отечественные стандарты в области библиотечно-информационных технологий были разработаны и утверждены Госстандартом в 1969-1977 гг. Их разработкой были заняты крупнейшие библиотеки и органы научно-технической информации.

На первых этапах стандартизации сферы библиотечных и информационных технологий принятым регламентам уделялось достаточное внимание со стороны разработчиков: их пересматривали, вносили изменения и приводили в соответствие с международными стандартами.

В течение 1967-1978 гг. указанные стандарты были пересмотрены с учетом требований международной и отечественной практики стандартизации и опыта работы библиотек и информационных учреждений. 1

В настоящее время сроки пересмотра действующих стандартов (раз в пять лет) не соблюдаются разработчиками. Многие библиотечно-информационные процессы опережают развитие стандартизации, и регламенты не в силе их регулировать (ГОСТ 26525-85 Системы обработки данных. Показатели использования; ГОСТ 22771-77 Автоматизированное проектирование. Требования к информационному обеспечению; ГОСТ 7.52-85 СИБИД. Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными и на магнитной ленте. Поисковый образ документа и др.). В результате многие стандарты утратили свой статус обязательных и выполняют рекомендательную функцию.

Россия интенсивно проходит путь интеграции в мировое сообщество, все активнее транснациональные корпорации стремятся занять достойное положение на ее рынке и все острее в этой связи встает проблема установления еденных требований (стандартов), в том числе в сферах ДОУ и ИОУ.

Учитывая положение дел на современном этапе, когда сама функция делопроизводства в стране де-факто существует, а де-юро отсутствует; ее не контролирует и не возглавляет ни один государственный орган, а, следовательно, государство не регулирует эту сферу своей деятельности даже посредством издания соответствующих правовых, и тем более нормативных и методических документов; на наш взгляд, создание и внедрение в практику работ организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм таких нормативных документов, как стандарты, один из вариантов, позволяющих удержать ситуацию под контролем, и не допустить хаоса в этой сфере. Тем более, что по пути стандартизации пошли развитые страны мира, на которые у нас модно равняться.

Мы не стоим на месте и продолжаем развитие национальной базы стандартизации за счет включения в нее новых международных стандартов.

4.3. Проблемы внедрения стандартизации в ДОУ.

Стандарт содержит также методические рекомендации по проектированию и внедрению систем управления документами

До настоящего времени этот вопрос в нормативных актах, регулирующих деятельность в сфере документационного и информационного обеспечения управления, в должной мере не был отражен. Между тем такие документы содержат информацию, являющуюся ценным ресурсом и важным элементом деловой деятельности, а системный подход к управлению документами, отраженный в них, позволяет организациям создавать, использовать и сохранять документы во времени. В свою очередь, система управления документами позволяет создавать информационный ресурс о деловой деятельности организации, который может поддерживать ее последующую деятельность, обеспечивать оперативное принятие отдельных решений и представление необходимой и своевременной отчетности.

В разделе стандарта, посвященном вопросам проектирования и внедрения систем управления документами, описываются:

Необходимость стандартов Решению технологических задач документирования способствует разработанный ВНИИДАД и утвержденный Госстандартом Российской Федерации ГОСТ 6.30-97. "УСД. Система ОРД. Требования к оформлению документов". Стандарт, предъявляя требования к унификации элементов оформления документации, в значительной степени облегчает создание типовых, унифицированных и единых процессов как традиционного, так и автоматизированного документирования, хранения и передачи документированной информации. Исключительно важное значение имеет также последующая разработка и ведение (обновление) общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, в т.ч. форм управленческой документации на уровне ведомств, предприятий и организаций. Спрашивается, не страдаем ли мы желанием в силу своего "исторического" пристрастия к бюрократии и администрированию, склонностью к централизации, взять под государственный контроль сферу административной документации? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к опыту других стран. В Соединенных Штатах Америки с 1976 г. действует Закон по управлению федеральной документацией. Термин "Управление документацией" означает планирование, контроль, руководство, организацию, обучение, выдвижение по службе и другие административно-управляющие действия, предполагающие создание документов, их хранение, использование и возможность распоряжения документами. В 1980 г. - принят "Закон о сокращении работы с документами", направленный на создание единой правовой основы в этой области административной деятельности. В системе Национального архива США действует мощное подразделение, которое ведает вопросами управления документацией.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с проблемами стандартизации документационного обеспечения управления в Российской Федерации.

Цель курса – изучение теоретических проблем и прикладных аспектов стандартизации ДОУ в РФ.

Освоение дисциплины направлено на приобретение студентами знаний о принципах разработки стандартов, используемых в сфере ДОУ, а также о методах внедрения стандартов в деятельность служб ДОУ.

Предметом изучения является стандартизация сферы ДОУ в РФ; возможности и направления использования стандартов в настоящей предметной области.

Задачи курса:

– изучение основных понятий, используемых при проведении работ по стандартизации сферы ДОУ;

– изучение истории стандартизации ДОУ в России;

– изучение нормативно-правовых основ стандартизации ДОУ;

– изучение информационных систем и основных информационных ресурсов, используемых при организации и проведении работ по стандартизации ДОУ;

– изучение стандартов, регулирующих сферу ДОУ в РФ.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс базируется на предварительном усвоении студентами дисциплин:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

– причины, историю, особенности унификации и стандартизации ДОУ;

– влияние научно-технического прогресса на процессы стандартизации ДОУ;

– органы и структуры, руководящие стандартизацией в РФ;

– организации, разрабатывающие государственные и отраслевые стандарты;

– требования и нормы государственных и отраслевых стандартов, технических условий в области ДОУ;

– взаимосвязь стандартов и других нормативных документов в области ДОУ и смежных областей деятельности;

– взаимосвязь российских и международных стандартов ДОУ;

– нормативные документы, регламентирующие разработку и внедрение стандартов в РФ.

Уметь:

– применять нормы стандартов в ДОУ;

– организовать внедрение стандартов в деятельности служб ДОУ организации.

Владеть:

– современными технологиями ДОУ, регулируемыми государственными и отраслевыми стандартами;

– навыками получения информации из специализированных информационных систем.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа) и читается в 5 семестре. Программой дисциплины предусмотрены 26 часов аудиторной работы студентов и 46 часов самостоятельной работы студентов. Аудиторная нагрузка состоит из 12 часов лекций и 14 часов практических занятий.

На вечернем и заочном отделениях общая аудиторная нагрузка выстраивается в соответствии с учебным планом.


Содержание дисциплины

Терминология основных понятий в данной сфере и ее эволюция. Оценка и сопоставление терминов в отечественной и зарубежной литературе.

Обзор источников и литературы по теме.

Часть 1. История стандартизации ДОУ и архивного дела в РФ

Унификация документов, хранение и уничтожение архивных дел в XIX веке-1910-е гг. Научные дискуссии 1920-х гг. о единых правилах работы архивов. Ведомственная унификация документов в 1920-х гг. Введение единых учетных форм, перечней документов, унификации описания в 1930-е годы. Роль Главархива и Московского государственного историко-архивного института в решении данных вопросов. Стандартизация ДОУ в 1960-80-е гг. Стандарты системы УСД. Роль ВНИИДАД в разработке ЕГСДОУ и других нормативных документов по ДОУ. Влияние внедрения Единой государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации. ГСДОУ и другие нормативно-методические документы сферы ДОУ. Классификаторы ТЭСИ. Стандартизация ДОУ в 1990-е гг. Стандартизация ДОУ на современном этапе.

Часть 2. Организация системы стандартизации в Российской Федерации

История становления и развития системы стандартизации в РФ.

Характеристика законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно-методических документов и стандартов, регламентирующих процессы стандартизации в Российской Федерации.

Органы стандартизации и сертификации Российской Федерации: Ростехрегулирование (Росстандарт России), Стандартинформ, ВНИИСтандартизации, ВИНИТИ, ВНИИМАШ и другие.

Нормативные документы и стандарты, регламентирующие процессы разработки и внедрения стандартов в РФ. Органы и структуры, участвующие в этом процессе.

Стандартизация ДОУ и архивного дела в РФ на современном этапе. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД).

Часть 3. Стандартизация ДОУ в РФ

Раздел 1. Унификация документоведческих терминов.

Раздел 2. Унификация и стандартизация документов на традиционных носителях.

Раздел 3. Стандартизация документов на машинных и электронных носителях.

Раздел 4. Стандартизация в областях, смежных с ДОУ.

Терминологические стандарты смежных областей. Стандарты на автоматизированные системы управления (ГОСТ 25.702-85; ГОСТ 34.03–90; ГОСТ 34.601-90; ГОСТ 35.003-90). Стандарты на бумагу для документов и иные носители информации. Стандарты системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9000–2008; ГОСТ Р ИСО 9001–2008 и др.). Иные стандарты областей, смежных с ДОУ.

Раздел 5. Стандартизация ДОУ на современном этапе.

Стандарты, использующиеся в ДОУ на современном этапе.

Российские аналоги международных стандартов по управлению документацией.

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины используются различные образовательные и информационные технологии. Класс, оснащенный современными компьютерами, подключенными к Интернету и объединенными в единую внутреннюю сеть.

Практические занятия проходят в компьютерном классе с использованием Интернет-ресурсов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя консультации преподавателя при подготовке курсовых работ и рефератов, а также самостоятельную работу студента с ресурсами Интернета, посещение специализированных выставок и конференций.

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

Форма промежуточной аттестации:

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Значение и роль стандартизации для документационного обеспечения управления.

Основные этапы развития стандартизации в сфере ДОУ.

Нормативно-правовое обеспечение стандартизации в РФ.

Организация системы стандартизации в РФ.

Основные органы и структуры системы стандартизации в РФ.

Структуры Ростехрегулирования, вовлеченные в процесс стандартизации сферы ДОУ.

Формирование и развитие системы стандартов, используемых в ДОУ.

Унификация и стандартизация терминологии ДОУ.

Стандарты, регулирующие работу с документами на машинных носителях. История создания и анализ.

Современные стандарты, применяемые в сфере ДОУ.

Национальные стандарты – аналоги международных стандартов по управлению документацией.

Роль ВНИИДАД в возрождении стандартизации сферы ДОУ.

Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Значение и роль стандартизации для ДОУ.

Основные этапы развития стандартизации сферы ДОУ.

Нормативно-правовое обеспечение стандартизации в РФ.

Общая структура и направления деятельности основных органов по стандартизации в РФ.

Общая характеристика стандартов, применяемых в сфере ДОУ.

Стандартизация основных документоведческих терминов.

Стандарты, регулирующие работу с документами на машинных носителях. История создания и анализ.

Современные стандарты, применяемые в сфере ДОУ.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Библиотечно-информационная деятельность

Содержание

ГЛАВА І. СОЗДАНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВНИИДАД РОССИИ 7

1.1. ВНИИДАД и его роль в развитии архивного дела в России 7

1.2. Задачи деятельности ВНИИДАД в наше время 10

1.3. Поддержка развития отечественного архивного дела фондами ВНИИДАД 13

ГЛАВА ІІ. РОЛЬ ВНИИДАД В ПРОЦЕССЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ СФЕРЫ ДОУ 17

2.1. Понятие стандартизации и его значение в ходе возобновления архивного дела России 17

2.2. Стандартизация ДОУ и архивного дела в Российской федерации на современном этапе 19

Список литературы и источников 25

Выдержка из текста

Актуальность темы работы. Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной властей, производства, науки и образования связано не только с принятием юридических основ их деятельности, но и с формированием рациональных, конкретных правил и процедур их функционирования, в том числе в области работы с документами.

Непрерывный рост объемов документации во всем мире, все более широкое применение электронно-вычислительной техники при обработке информации, использование ее небумажных носителей и другие объективные факторы приводят специалистов к выводу о необходимости поиска возможностей овладения и управления документированной информацией.

Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. В условиях современного общества информация стала полноценным ресурсом производства, надежным оружием конкурентной борьбы во всех сферах экономической деятельности, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления, поскольку информация, как кровеносная система, пронизывает все органы управления, обеспечивая их энергетическим потенциалом и приводя в целенаправленное движение.

Целью настоящего исследования является решение научной проблемы возрождения стандартизации сферы ДОУ и управления документацией в условиях новых информационных технологий в организациях различного типа, формирование концепции управления документационными ресурсами для принятия решений на базе информационного менеджмента в историческом развитии и в методологическом аспекте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать источники по теме работы;
  • охарактеризовать структуру ВНИИДАД, его роль в развитии архивного дела в России, а также задачи деятельности ВНИИДАД в наше время;
  • осмыслить значение поддержки развития отечественного архивного дела фондами ВНИИДАД;
  • рассмотреть понятие стандартизации и его значение в ходе возобновления архивного дела России;
  • исследовать историю становления и развития системы стандартизации в России;
  • оценить цели и значение стандартизация ДОУ и архивного дела в Российской федерации на современном этапе.

Объект исследования – роль ВНИИДАД в возрождении стандартизации сферы ДОУ.

Предметом исследования является управление архивной документацией в структуре ВНИИДАД.

Разработанность проблемы. Роль ВНИИДАД в возрождении стандартизации сферы ДОУ, вопросы формирования и развития документального фонда органа государственной власти субъекта Российской Федерации во взаимосвязи с функциями управления, а также на основе анализа дел, заводимых в организации, в отечественной литературе как самостоятельные до настоящего времени не ставились.

Однако в отдельных работах, например, А.Н. Соковой исследованы вопросы ведения делопроизводства в государственном аппарате, рассмотрена необходимость нормативно-правовой и методической регламентации ДОУ, а также показана тесная связь систем документации с функциями государственных структур .

В основополагающих работах М.В. Ларина достаточно глубоко исследована документация как часть информационных ресурсов и обоснована необходимость создания систем управления всем комплексом таких ресурсов, использующих современные информационные технологии .

В работах Банасюкевича В.Д. изложены проблемы современной нормативно-методической базы ДОУ, обоснована необходимость разработки Государственной системы документационного обеспечения управления на современном этапе управления документацией, рассмотрены аспекты проведения экспертизы ценности документов, первый этап которой зафиксирован в номенклатуре дел, а также функции управленческих документов, которые и составляют документальный фонд органа государственной власти .

Принципиальное значение для разработки темы исследования имеют работы К.Г. Митяева, который первый наиболее полно описал правила группирования дел документального фонда и проанализировал номенклатуру дел как основу построения документального фонда организации .

Достаточно четко выделены функции номенклатуры дел в работе авторского коллектива кафедры документоведения Российского государственного гуманитарного университета под редакцией профессора Т.В. Кузнецовой .

М.П. Бобылёва отмечает новое информационное качество и специфические характеристики номенклатуры дел в условиях внедрения современных систем автоматизации делопроизводства .

Начавшиеся в 1990-х годах реформы государственного управления привели к формированию новой системы органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации, что обусловило начало изучения практики работы с документами в органах власти.

В связи с обозначенным, интерес вызывают исследования Е.М. Емышевой, Б.В. Альбрехта, А. Красавина, Т.В. Белой, Н.П. Ерошкина, Т.П. Коржихиной, A.C. Сениной, А.Ю. Чуковенкова и других авторов.

Теоретическое значение курсовой работы определяется тем, что результаты анализа истории архивного дела и процесса стандартизации в России, а также функционирования ВНИИДАД являются определенным вкладом в развитие документоведения, как актуальной науки.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в образовательном процессе для подготовки курсов по истории архивоведения, документоведения и других областей.

Структура и объем курсовой работы соответствуют целям и задачам исследования, которое состоит из введения, двух глав, каждая из которых сформирована из трех параграфов, заключения, списка использованных источников (20).

Общий объем работы составляет 25 страниц.

Список использованной литературы

2. октября 2015 года)

2. Федеральный закон от

2. октября 2015 года)

1. Банасюкевич В. Современная нормативная база делопроизводства [Текст]

/ В.Д. Банасюкевич // Делопроизводство. — 1997. — № 2/1. — С.7-13.

2. Банасюкевич В. Разработка Государственной системы документационного обеспечения управления — актуальная задача [Текст]

/ В.Д. Банасюкевич, М.В. Ларин // Делопроизводство. — 1998. — № 1. — С.5-8.

3. Банасюкевич В. Формирование Архивного фонда Российской Федерации. Современный этап / В.Д. Банасюкевич // Секретарское дело. — 1998. — № 1. — С. 15-19.

4. Банасюкевич В. Экспертиза ценности документов [Текст]

/ В.Д. Банасюкевич // Секретарское дело. — 1998. — № 3. — С. 19-23.

5. Банасюкевич В. Функции управленческих документов [Текст]

/ В.Д. Банасюкевич; ВНИИДАД // Терминологические проблемы в области документоведения и архивоведения: тез. сообщ. к теоретическому семинару. — М., 1973. — С. 69.

6. Бобылёва М. Подготовка номенклатуры дел организации в условиях использования элементов электронного документооборота [Текст]

/ М.П. Бобылёва // Делопроизводство и документооборот на предприятии. — 2007. — № 1. — С. 6-17.

7. Варламова Л. Современное состояние дел в сфере стандартизации процессов документационного обеспечения управления: опыт России / Л.Н. Варламова // Труды третьей международной конференции «Стандартизация информационных технологий и интероперабельность – SITOP 2009. Москва. – С. 137– 140.

8. Димов Ю. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов / Ю.В. Дымов. 2-е изд. – Издательство: Питер, 2005. – 432 с. – С. 73.

9. Делопроизводство: учеб. для вузов [Текст]

/ Т.А. Быкова, JI.М. Вялова, Г.Ю. Максимович, JI.В. Санкина; под общ. ред. Т.В. Кузнецовой. — М.: МЦФЭР, 2004. — 544 с.

10. Ларин М. Управление документацией и новые информационные технологии [Текст]

/ М.В. Ларин. — М.: Науч. кн., 1998. — 137 с.

11. Ларин М. Управление документацией в организациях [Текст]

/ М.В. Ларин.- М.: Науч. кн., 2002. — 288 с.

12. Ларин М. Управление документацией: Теория и практика: Тезисы доклада [Текст]

/ М.В. Ларин // Делопроизводство. — 2001. — № 1. — С. 7-12.

13. Мингалёв В. Общие закономерности итенденции документообразования в социально-экономических системах управления (Проблемы изучения) [Текст]

/ В. С. Мингалёв. — М., 1983.

14. Митяев К. История и организация делопроизводства в СССР [Текст]: учеб. пособие / К.Г. Митяев; под ред. A.B. Чернова. — М.: МГИАИ, 1959. — 353 с.

15. Митяев К. Теория и практика архивного дела. [Текст]: учеб. пособие / К.Г. Митяев. — М.: МГИАИ, 1946; Митяев К. Документоведение, его задачи и перспективы развития [Текст]

/ К.Г. Митяев // Вопр. Архивоведения. — 1964.

16. Соколова А. Делопроизводство в государственном аппарате [Текст]

/ А.Н. Соколова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – 249 с.

17. Соколова А. Деловая документация в сфере управления [Текст]

/ А.Н. Соколова. — М.:3нание,1985. – 64 с.;

18. Соколова А. Документоведение и его роль в государственном управлении и для исторической науки [Текст]

Читайте также: