Положение о высшей школе 1921

Обновлено: 05.07.2024

Образец ссылки на эту статью: Тарасенко В.Н. Высшая школа и студенчество в эпоху НЭПа // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 15.

УДК 336.719

ВЫСШАЯ ШКОЛА И СТУДЕНЧЕСТВО В ЭПОХУ НЭПА

Тарасенко Виталий Николаевич

Основной результат: автор доказал, что сегодня исследования НЭПа органично вписываются в очерченные современными исследователями ключевые проблемные области постсоветской историографии, включая высшую школу и повседневный быт советского студенчества.

Ключевые слова: Новая экономическая политика; СССР; повседневность; быт; уровень жизни; высшая школа; образование; студенчество.

HIGHER SCHOOL AND STUDENTS IN THE ERA OF THE NEW ECONOMIC POLICY

Tarasenko Vitaliy Nikolaevich

The main result is that the author proved that the study of the new economic policy fit into modern researchers outlined key areas of concern post-Soviet historiography. They include the high school and the everyday life of Soviet students.

Keywords: New economic policy; USSR; daily routine; life; standard of living; high school; education; students.

В 1921 г. был введен принцип командирования в вузы абитуриентов партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. Поступавшие, получившие командировку, принимались в первую очередь, однако должны были иметь минимальный уровень подготовки. С другой стороны, в 1921 г. не запрещалось принимать в вузы тех, кто вообще не имел командировок, хотя они и зачислялись в последнюю очередь при условии наличия свободных мест.

Была ли это личная позиция Н.К. Крупской или же она отражала официальную точку зрения высших партийных структур по вопросу о тактике и темпах пролетаризации вузов? Ответить на этот вопрос непросто.

Так или иначе, но с точки зрения сегодняшнего дня с Надеждой Константиновной трудно не согласиться. Накопленный опыт в образовательной сфере разных стран показал, что государства, достигшие высоких стандартов в образовании и обучении, имеют одну принципиально общую черту: они были устремлены на образовательные достижения детей и молодежи из различных социальных классов и слоев, включая как элиту, так и социальные низы [6, с. 87-88].

В 2000-е гг. активизировались исследования в области истории вузовской политики государства. В центре внимания все чаще оказываются преподаватели и студенты высшей школы, чья повседневная среда и образ жизни рассматривались как важнейшее условие развития высших учебных заведений. На региональном уровне одними из первых исследований по изучению студенчества 1920-х гг. стали работы Г.Г. Амалиевой, Е.А. Вишленковой и А.А. Сальниковой [1, 3, 14]. Авторы не только ввели в научный оборот новые источники (в частности, личные дела студентов 1920-х гг.), но и провели на их основе реконструкцию студенческой повседневности.

А.В. Пономарев выявил механизмы влияния советской политики в сфере высшего образования на реалии студенческой жизни Поволжья в 1920-е гг., обратив, прежде всего, внимание на ликвидацию автономии высшей школы в марте 1921 г. и имитацию демократического управления (вхождение представителя студентов и общественных организаций в Правление и Совет университета и факультета). По мнению исследователя, учебную повседневность высшей школы во многом определяло деление студентов на обучающихся на основных факультетах, и на рабфаковцев, находившихся на особом положении. В учебном отношении рабфаки считались автономными и финансировались по смете отдела профессионального образования. Вузы обязывались удовлетворять потребности студентов рабфаков в аудиториях и другом необходимом обеспечении. Кроме того, все рабфаковцы дневного отделения получали стипендии, в силу чего их обучение обходилось в три раза дороже, чем обучение вечерников, продолжавших работать на производстве [4, 12, 17-18].

Также враждебно относились к рабфаку и научные учреждения академии. Можно отметить такой показательный факт: осенью 1920 г., когда рабфак начал свои занятия, для его студентов устраивались экскурсии по опытным учреждениям академии. Группа рабфаковцев прибыла на Опытное поле. Вопреки ожиданиям, администрация приняла их недружелюбно. Заведующий Опытным полем, возражая против допущения студентов на вверенную ему территорию, поднял принципиальный вопрос – о целесообразности проведения такой экскурсии для студентов рабфака. Мотив – неподготовленность студентов. Для разрешения этого вопроса вызвали декана рабфака. Последнему пришлось выступать как профессору, чтобы доказать коллеге его неправоту. Экскурсия была проведена без вреда для неподготовленных студентов и без малейших повреждений для научных ценностей Опытного поля.

Только в 1924 г. удалось обеспечить рабфак аудиториями, поместив его на втором этаже 15-го корпуса, откуда был выведен инженерный фа­культет во вновь построенное для него здание. К этому времени прези­диум рабфака сумел обеспечить рабфак новыми, лучшими общежитиями, переработал учебные планы и организовал его нормальную работу. В 1925 г. у рабфака было уже 13 аудиторий, четыре кабинета и две лаборатории.

А.И. Хайруллина отдельно проанализировала социально-экономическое положение учащихся (в том числе, формы их социальной поддержки) и их участие в учебно-воспитательном процессе в ВПИ в 1920-е гг. Она показала, что 1920-е гг. стали временем создания советской системы социальной поддержки учащихся, которая включала в себя: стипендии и обеспечение местами в общежитии, организацию льготного проезда, заботу о здоровье (в том числе санаторно-курортное лечение) и организацию питания. Одной из основных проблем, с которыми приходилось сталкиваться молодым людям, приезжавшим в город, была нехватка жилья. Места в общежитиях получали не более 40 % всего студенчества, а большинство самостоятельно занимались поиском места для проживания. В 1920-е гг. строительство студенческих общежитий в Казани не велось: для расселения использовались старые, построенные еще до революции здания общежитий или бывшие гостиницы и торговые помещения. Еще одной болезненной проблемой на всем протяжении 1920-х гг. оставался вопрос о материальной обеспеченности учащейся молодежи. Одним из направлений социальной поддержки учащихся являлась студенческая самопомощь, выражающаяся в виде касс взаимопомощи, студенческих землячеств и кооперативов, бюро труда и других организаций, главной целью которых был поиск источников заработка. На практике большинство студентов все свободное время тратили на поиск работы. Впрочем, в 1920-е гг. доминирующим для студентов стал физический труд, чаще всего низкооплачиваемый.

В отдельном параграфе диссертации А.И. Хайруллина рассмотрела основные формы и виды учебных занятий. Она показала, что 1920-е гг. стали временем экспериментов в области развития форм учебных занятий. Первый комплекс предметов объединял вокруг себя общественно-политические дисциплины и практическую работу студентов, в том числе политпросветработу, педагогическую пропаганду, работу в детских организациях и т.д. Во второй входили все дисциплины, изучающие школу и ребенка (психология, педология, анатомия и физиология человека, педагогика, история педагогики, школоведение). Третий включал в себя специальные дисциплины. Четвертый – всю производственно-практическую работу, проводимую студентами и преподавателями в порядке изучения экономики, техники, культуры и быта населения местного края. Диссертантка полагает, что тенденцию, направленную на снижение теоретической подготовки за счет усиления практической общественной деятельности студентов среди населения, на предприятиях, в школах и культурно-просветительских учреждениях, можно считать ошибочной. Были намечены следующие две основные формы так называемого коллективного (конференции, беседы, коллективные консультации и опросы) и индивидуального учета (консультации, опросы, руководство в процессе проработки задания выполнения практической работы, письменные работы).

Новая политическая система требовала перестройки во многих областях, в том числе и в области корпоративных взаимоотношений. В первую очередь это касалось отношений между профессорско-преподавательским и студенческим составами вузов. Молодые люди перестали воспринимать педагогов как наставников, обладающих непререкаемым авторитетом. В первой половине 1920-х гг. этому способствовало участие студенческих представителей в заседаниях предметных комиссий отделений, где они имели возможность оценивать лекторское умение преподавателей и суть излагаемого материала. Среди основных претензий со стороны учащихся были: отсутствие в читаемых курсах элементов марксистско-ленинской идеологии и недостаточное владение ею самими педагогами, манера подачи материала и даже личные качества преподавателей. Реакция со стороны преподавателей на подобные выпады в свой адрес нередко была неоднозначной, в ряде случаев дело заканчивалось конфликтами.

Вопросам здоровья студентов 1920-х гг. на основе анализа студенческих анкет посвящена статья Н.А. Араловец. Обследования студентов показали, что у большинства из них здоровье было расшатанным. Это было связано, прежде всего, с тем, что многие из них перенесли тяжелые заболевания в годы Первой мировой и гражданской войн. Свою роль в высокой заболеваемости сыграли тяжелые жилищные условия и плохое питание. Студенты проживали в скученных условиях, в не отличающихся чистотой, теплотой и освещением комнатах. Постельные принадлежности практически не менялись. Калорийность пищи в студенческой столовой была в 1,5 раза ниже нормы. Все это, наряду с необходимостью постоянной подработки, влияло на качество учебного процесса [2, с. 133, 135, 136].

Проведенный анализ имеющейся литературы позволяет сделать вывод о том, что сегодня исследования новой экономической политики органично вписываются в очерченные современными исследователями ключевые проблемные области постсоветской историографии, включая высшую школу и повседневный быт советского студенчества. Расширению базы и диапазона исследований нэповской повседневности сопутствовало постепенное освобождение исторической проблематики от устойчивых стереотипов, активное взаимодействие истории с другими гуманитарными (и не только) науками и смена методологических ориентиров. Все это неизбежно вело к формированию новой научной проблематики, что и продемонстрировано в данной статье.

Список литературы

References

Рецензенты:

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

В 1922-1923 учебном году была проведена реструктуризация факультетов практически во всех вузах страны, прежде всего это затронуло историко-филологические факультеты в старых университетах и педагогических институтах. В июне 1921 г. был закрыт историко-филологический факультет Казанского университета, а в августе был закрыт и ФОН. Часть преподавателей была переведена во вновь созданный Восточный педагогический институт, другие были вынуждены переквалифицироваться и приспосабливаться к новым условиям. Из Казани в другие города уехали М.В. Нечкина, С.А. Пионтковский, А.Р. Лурия, С.Е Малов. Целью данных преобразований было вывести из университета представителей дореволюционной гуманитарной науки. По инициативе Наркомпроса на основе Казанского университета стали создаваться новые учебные заведения, в самом университете количество факультетов стало сокращаться. В составе университета с 1922 г. по 1928 г. оставались только физико-математический и медицинский факультеты, но и физмат в 1924 г. пережил угрозу закрытия, что привело бы к ликвидации самого университета.

Ходоровский И.И., Где и как учиться рабочему


Ходоровский, И.И. Где и как учиться рабочему / И.И. Ходоровский. — Москва-Ленинград: Гос. изд-во, 1927. — 46 с.

Читать
В каталоге

В конце издания приложен список образовательных учреждений, при которых действуют рабфаки (по состоянию на 1927 г.).

Но не все хотели в инженеры, были и те, кто хотел получить другие специальности. О том, какие есть профессии, их общественном значении и практических сторонах профессиональной деятельности следующее издание.

Опарин И.М. Чему учиться. выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист


Опарин И.М. Чему учиться : выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист / И.М. Опарин. - Москва-Ленинград: Гос. изд., 1926. - 125 с.

Читать
В каталоге

Очень любопытная статья о профессии педагога. Автор отмечает резкое падение интереса молодежи к педагогической профессии, а также крайнюю непопулярность ее у мужской части молодежи, объясняя это тем, что

Приложением к сборнику даны указатель литературы и указатель вузов СССР (с перечислением факультетов).

Бронтман Л.К. От станка во втуз


Бронтман Л.К. От станка во втуз / Л.К. Бронтман ; Ф.Л. Вейтков. - Москва: Изд-во МОСПС "Труд и Книга", 1930. - 67 с.

Читать
В каталоге

Незамедлительного решения требовала проблема распределения кадров. Выпускники вузов не спешили уезжать на работу в удаленные от Москвы и Ленинграда регионы:

В то время как тысячники, придя в вуз с завода, туда же после окончания вуза и возвращались.

Вторая часть книги содержит очень подробную информацию о действующей на тот момент в СССР системе профессионально-технического образования (включая подробное описание вузов и втузов), а также методические рекомендации поступающим на подготовительные курсы, включая порядок оформления работ, примерные учебные программы по предметам, и указания первокурсникам (как записать лекцию; роль технической книги и учебника; практические занятия (семинары); как написать контрольную; как подготовиться к зачету и пр.).

Примерно в это же время началась перестройка системы образования, в том числе, высшего. Были приняты документы, устанавливающие единый порядок работы вузов, от приема до окончания. Базовым предметам отводилось 80-85% всего учебного времени. Основной формой преподавания стали лекции, семинарские и лабораторные работы. Были введены обязательные для всех абитуриентов вступительные экзамены, а также промежуточные экзамены для оценки академической успеваемости. Были введены курсовые и дипломные работы. Академические критерии были установлены для назначения на преподавательские должности.

Что касается рабфаков, то после 1930-х число их начало сокращаться, поскольку необходимую подготовку дети рабочих и крестьян стали получать в общеобразовательных и вечерних школах. Последний рабфак был закрыт в Москве в октябре 1941 года.

Читайте также: