Защита от стрелка в школе

Обновлено: 05.07.2024

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.


Мои соболезнования родным и близким. Вводных данных пока мало. Но я бы хотела поговорить о причинах произошедшего.

Чего делать не надо

1. Уповать на турникеты и охрану

Сколько их должно быть? Два, три, забор с проволокой? Если человек захочет, он найдет способ зайти в помещение с оружием. При этом с каждым новым турникетом теряется положительный образ школы — а именно это сможет остановить человека от подобных действий.

2. Мониторить странички в социальных сетях

Это работает в обратную сторону! Представьте, вы ученик 7-8 класса, у вас проблема с общением, прыщи, низкая самооценка, мало друзей и признаки депрессии — короче, вам плохо. С родителями общаться не получается или не хочется, потому что вы вошли в период сепарации и это нормально. У вас есть классный руководитель или учитель, который занимается с классом. Вы расскажете о своих проблемах человеку, который просматривает странички через приложения и пишет отчеты? Нет, конечно. Чтобы у человека была возможность опереться на взрослого вне семьи, нужно, чтобы этот взрослый хотел и умел быть авторитетным взрослым. То есть перед педагогикой стоят совершенно иные задачи, совсем не те, которые им хотят навязать.

3. Списывать все на буллинг

Я сама работаю с буллингом и очень боюсь, что на волне этого происшествия поднимутся неумелые борцуны с этим явлением. Пугает и то, что любой конфликт или отшельничество, непопулярность будут называть буллингом. Чем плоха такая абсолютизация? Мы не видим комплекс проблем, систему закономерностей. А еще перекладываем вину на остальных: это они не так посмотрели, обозвали и все! К тому же остается один из самых важных факторов за кадром — отношения в семье, эмпатия, принятие.

4. Запрещать информацию или создавать тепличные условия

Важнее этого и первично — дать навыки и способы выдерживать трудности и справляться с внутренними демонами, болью и переживаниями. Этому важно и нужно учить детей и подростков!

5. Вводить новые контролирующие должности

Что надо сделать прямо вчера

1. Снять стигму с диагнозов

2. Учителя должны знать о расстройствах

Дать информацию для родителей и педагогов по внешним признакам расстройств, депрессий и зависимого поведения. Чуткий педагог должен не по страничкам лазить, а наблюдать за ребенком здесь и сейчас, быть открытым для диалога, принятия и обладать знаниями. У него должна быть внятная инструкция, как поступать в том или ином случае.

3. Работать с травлей в коллективах

Комплексно, честно и открыто, не заметая под ковер. Мое абсолютное убеждение — службы медиации должны быть независимыми от школ, финансироваться из фондов и иметь нужный уровень компетенции. То есть это не просто психологи. Это опыт, знания, терапия, супервизия, причем знания еще и по психиатрии, виктимологии, криминологии.

Идеи уже есть, пробую внедрять. Пока что мы это делаем от случая к случаю бесплатно, но, конечно, надо понимать, что компетенция как школьного психолога, так и такой службы требует очень большой зарплаты и вложений. Потому что хотя бы одна личная терапия в месяц и одна супервизия в месяц — это 10000 рублей.

4. Формировать положительный образ школы

Нет, конечно, я не верю, что стрелков замотивировали анекдоты про Вовочку, который школу взорвал, но такое чувство, что в образовании сейчас колоссальное напряжение. Про положительный образ школы отступление: рассказывают мне, что детям в школе запретили гулять после уроков во дворе. Но как они будут решать проблемы в классе (там травля и конфликты, ведь дети не знают, как общаться), если у них нет позитивного опыта контакта вне уроков, например, игры на школьном дворе? Зато у завуча одно место прикрыто и как-бы-чего-не-вышло в действии.

5. Создавать прозрачные и честные социальные лифты

Потом у что обратная сторона их отсутствия — это безнадега, токсичное лидерство (добейся или пропадешь) и низкая ценность жизни.

6. Говорить о ценности жизни

Я не знаю, что здесь делать. Просто не знаю. Давить правилами, как жить семье и школе — нельзя. Уметь слушать себя — это путь личной терапии опять же, а те, кто не готовы, их куда? Видимо, стоит уповать только на постепенное взросление общества.

И да, ситуация может быть изменена только тогда, когда вместо многослойного контроля будет соприсутствие и сопринятие авторитетных взрослых. Настоящая педагогика! А не вот это все как-бы-чего-не-вышло.


Фото: Unsplash

Полностью исключить вероятность вооруженного нападения невозможно — это может случиться в школе, в клубе и даже на улице. Оказавшись в такой ситуации, самое важное — не поддаваться панике. Что делать дальше?

Не привлекать внимание

Действовать в одиночку

Оценить обстановку и выбрать тактику

В ситуации вооруженного нападения очень легко впасть в ступор, однако медлить нельзя. Счет идет на секунды. Вопреки страху ребенок должен собраться и понять, как лучше действовать: бежать, прятаться или бороться.

Если у нападающего огнестрельное оружие, то первое, что надо сделать, — присесть или лечь на пол. Так ребенок окажется ниже линии огня при беспорядочной стрельбе. Затем нужно оценить шансы покинуть помещение. Если выход рядом — держать нападающего в поле зрения и ползти к двери. Если нападающий окажется спиной к ребенку или его что-то отвлечет, можно добежать до выхода, пригнувшись или по зигзагообразной траектории. Если сбежать не получается, нужно попытаться спрятаться или забаррикадироваться — под столом или партой, у шкафа или между стеллажами. Задача ребенка — не привлекать внимания нападающего и не сидеть в простреливаемой зоне — у окон, дверей, посередине помещения, где в случае штурма можно пострадать в том числе от пули спецназа.

Если ребенок находится в одном помещении со стрелком — это самый непредсказуемый вариант. Попытка бежать может закончиться плохо. Нападать на стрелка имеет смысл только в том случае, если уже есть жертвы и ребенок может стать следующей. Тогда можно заговорить с нападающим спокойным голосом и резко броситься ему под ноги или на него, постаравшись задрать его руку с оружием максимально высоко. Но это самый крайний случай. Если нападающий — правша и ребенок все-таки решился бежать, пусть бежит влево.

Если у нападающего холодное оружие, то многое зависит от расстояния между ним, ребенком и выходом. Если выход ближе, стоит рискнуть и выбежать. Если нет, лучше искать другие решения.

Выучить правила из курса ОБЖ

Вместе с ребенком изучите основы безопасности и жизнедеятельности. Он должен знать, что делать при захвате заложников, как остановить кровотечение при ранении, как вести себя при пожаре и задымлении, как не поддаваться панике и выйти из толпы, как правильно прыгать с высоты два-четыре метра. Не будет лишним взять несколько уроков самообороны.

В случае пожара использовать повязку на лицо

Если нападающий устраивает поджог, нужно держаться как можно ниже, дышать неглубоко и через одежду. Если получится — сделать любое подобие повязки на лицо. Для этого подойдет майка, шарф, колготки, даже носок. Если есть жидкость, ткань надо намочить (помните, что моча — гораздо лучший фильтр, чем обычная вода). Если ребенок почувствует запах дыма, газа, любой странный запах или услышит кашель других, не теряя ни секунды, ему следует использовать повязку — это поможет оставаться в сознании и спастись.

Не игнорировать поведение одноклассников

Объясните ребенку, что нужно быть внимательным к словам и поведению знакомых и одноклассников. Мысли о самоубийстве и даже о расправе со школой могут приходить в голову многим подросткам, однако если кто-то в окружении ребенка говорит об этом регулярно, даже в шутливой форме, и при этом ведет себя неадекватно и озлобленно, не стоит идти на конфликт — нужно рассказать об этом родителям, учителям и друзьям. Это может предотвратить возможную трагедию.

Не участвовать в травле

Мир подростков жесток. Дети склонны объединяться против кого-то одного, и школьный буллинг остается серьезной проблемой как в российских, так и в зарубежных школах.

Объясните ребенку, что издеваться над кем-то недопустимо. Объясните, чем чревата травля. Поговорите о чувствах того, кто оказывается в позиции жертвы, и о том, что довести до отчаяния можно практически любого. О том, как рассказать о проблеме буллинга детям, читайте здесь.

Подготовила Саша Чернякова

В России участились случаи шутинга среди подростков. Молодые люди приходят в школы и университеты с одним намерением – убить как можно больше людей. Рассказываем, что нужно делать, чтобы спасти свою жизнь

Что делать, если в школе или вузе начали стрелять? 10 правил выживания

В результате стрельбы погибли шесть человек, еще 28 человек пострадали, 19 из них получили огнестрельные ранения.

Студенты и преподаватели баррикадировались в аудиториях, некоторые в панике выпрыгивали из окон. Ситуацию усугубило то, что в университете не сработала тревожная сигнализация, а по радио не было сделано никаких объявлений.

Как вести себя в такой ситуации? Многих людей охватывает паника, и они совершают необдуманные поступки, которые могут стоить им жизни. Рассказываем о том, что нужно делать, если в школе или вузе начали стрелять, и какие правила нужно соблюдать, чтобы спасти свою жизнь.

Не паникуйте

Если вы услышали стрельбу и крики, постарайтесь не паниковать. От ваших дальнейших действий будет зависеть ваша жизнь и, возможно, жизнь людей вокруг вас.

Заприте двери

Если вы находитесь в классе или аудитории, заприте дверь на ключ изнутри и забаррикадируйте ее мебелью (то же следует сделать, если дверь не закрывается на ключ). Отойдите вглубь комнаты и лягте на пол, за парты. Есть шанс, что стрелок просто уйдет, если дверь будет заперта. Главное – не выдавайте себя.

Не выпрыгивайте из окон

Если кабинет находится на втором этаже и выше, не нужно выпрыгивать из окон. Неудачное падение может стоить вам жизни. Если кабинет находится на первом этаже, стоит попробовать сбежать через окно.

Найдите укрытие

Спрячьтесь за шкафы, столы или парты. Если есть возможность, закройтесь в лаборантской (комнате, примыкающей к кабинету). Отойдите от окон и держитесь как можно ниже к полу – так вы будете в большей безопасности в случае беспорядочного огня.

Отключите телефоны

Выключите звук на телефоне, отключите вибросигнал. Если стрелок далеко, вызовите службу спасения. Не стоит снимать происходящее на камеру.

Не привлекайте к себе внимание

Если во время нападения вы оказались вне класса (в коридоре или холле) один, как можно скорее найдите себе укрытие. Ведите себя как можно тише, не привлекайте к себе внимание и выключите мобильный телефон. Не выходите из укрытия, пока вас не обнаружит служба спасения.

Если стрелок беспорядочно стреляет по людям, падайте на пол. Оцените свои шансы. Если выход рядом, держите нападающего в поле зрения и ползите к двери. Если внимание стрелка сосредоточено на чем-то другом, постарайтесь пригнувшись выбежать из помещения и найти укрытие. Другой способ спастись – притвориться мертвым.

Бегите не по прямой

Если придется убегать от стрелка, бегите, петляя. Не каждый стрелок сможет попасть по движущейся цели.

Не геройствуйте

Если стрелок захватил класс, не пытайтесь вступить с ним в переговоры, не смотрите ему в глаза и не провоцируйте его. Помните – перед вами опасный человек, лишенный чувства здравого смысла. Не пытайтесь сбежать, постарайтесь не шуметь и ничем не выделяться. Следуйте указаниям стрелка. Не бросайтесь на помощь другим и не покидайте укрытие.

Действуйте в случае крайней необходимости

Если вы понимаете, что можете стать следующей жертвой стрелка, обороняйтесь. Помните, что это – самый крайний случай. Спокойно заговорите с нападающим и резко атакуйте его. Действуйте агрессивно и не останавливайтесь, если начали сопротивляться.

Помните, что эти правила могут спасти вам жизнь в случае нападения. Продумайте свои действия в кризисной ситуации и вспомните правила оказания первой помощи и поведения при пожаре.

И главное – любую проблему лучше предотвратить. Если вы услышали о планах знакомого или друга устроить стрельбу или взрыв в школе или любом другом месте, сообщите об этом в полицию.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

Читайте также: