Причины скулшутинга в школе

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье расскажу про скулшутинг — что это такое простыми словами.

Содержание статьи:

Что такое скулшутинг?

Скулшутинг (школьная стрельба) — событие, при котором учащийся учебного заведения — начальной или средней школы, колледжа или университета — стреляет и ранит или убивает по крайней мере одного другого учащегося или преподавателя на территории этого учебного заведения.

Такие инциденты обычно приводят к многочисленным смертям. Буйство — это разновидность школьной стрельбы, в которой стрелок не преследует конкретного человека. Стрельба в школах происходит по всему миру, но ареной подавляющего большинства нападений, особенно с конца 20-го века, были Соединенные Штаты Америки.

Стрельба в Американских школах

Школьные перестрелки в Соединенных Штатах имеют долгую историю, а 1990-е годы стали поворотным моментом, когда громкие события произошли в таких городах, как Перл (штат Миссисипи, 1997); Уэст-Падука (штат Кентукки, 1997); Спрингфилд (штат Орегон, 1998); и Джонсборо (штат Арканзас, 1998).

Однако особую актуальность этому вопросу придали перестрелки в средней школе Колумбайн в Литтлтоне (штат Колорадо) в 1999 году. В ходе этого нападения два студента — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — убили 13 человек, а затем покончили с собой.

Эти перестрелки привлекли огромное внимание средств массовой информации и вызвали общенациональную дискуссию о насилии с применением оружия. Кроме того, некоторые школы начали принимать дополнительные меры предосторожности.

skulshuting - chto eto takoe

Несмотря на такие усилия, стрельба в школах продолжалась, и каждый год происходило несколько нападений. В 2007 году было около 10 таких перестрелок, наиболее заметная из которых произошла в технологическом институте Вирджинии, где 32 человека были убиты до того, как стрелок Чо Сын Хи из Южной Кореи покончил с собой.

Более позднее громкое нападение произошло в начальной школе в Ньютауне (штат Коннектикут), где 20-летний Адам Ланза убил 27 человек, прежде чем покончить с собой; незадолго до нападения он также убил свою мать в их доме. Стрельба привлекла особое внимание из-за возраста жертв: 20 из убитых были в возрасте 6-7 лет.

Факторы риска

Учитывая распространенность таких перестрелок, многие журналистские и научные исследования были сосредоточены на выявлении основных факторов риска стать школьным стрелком.

  • В большинстве исследований в качестве ключевых факторов риска были определены крайнее социальное неприятие и издевательства. Социальное отвержение со стороны сверстников часто включало романтическое отвержение.
  • Издевательства принимали многочисленные формы, как словесные, так и физические, и в значительной степени характеризовались действиями и словами, направленными на унижение жертвы.
  • Другие выявленные в ходе исследований факторы риска включали наличие оружия и потребление агрессивных средств массовой информации, жестокой музыки, телевизионных шоу и фильмов, а также жестоких видеоигр.
  • Примечательно, что недавно выявленный риск потенциальных скулшутеров заключался в издевательствах и социальном отвержении, бросающих вызов мужественности мальчиков, особенно в форме “травли геев”.
  • Другие насмешки над мальчиками, которые стали стрелками, включали издевательство над их физическими особенностями: тощий, маленький, толстый. Стрелки часто были самыми запуганными учащимися мужского пола в школе, а основными раздражителями будущих скулшутеров часто были самые популярные юноши в школе: спортсмены и “продвинутые”.

Таким образом, когда жертвы издевательств становились стрелками, они часто нападали на своих обидчиков. Однако они также могли нападать на других людей, в том числе с низким статусом в школе.

Школьные стрелки иногда поддерживают и расистские (например, нацистские) догмы.

  • Было отмечено, что некоторые из стрелков страдали психологическими проблемами. В случае с Ланзой из Ньютауна медицинские эксперты диагностировали у него различные психические расстройства, но они в основном не лечились.

skulshuting - chto eto takoe

У Чо также была история психических заболеваний, и в 2005 году, за два года до его нападения в технологическом институте Вирджинии, суд признал его опасным для самого себя.

Психологические причины скулшутинга

Давайте попробуем порассуждать и разобраться. Что общего во всех случаях школьной стрельбы и характеристиках стрелков?

  • Замкнутость, необщительность;
  • Отсутствие доверительных отношений с родителями;
  • Воздействие издевательств ( буллинга ) в школе;
  • Отсутствие увлечения спортом или творчеством;
  • Частые головные боли .

Человеку не нравится реальность, в которой он находится. В ней не удовлетворяются его естественные потребности в любви, одобрении, понимании. У него появляется желание-потребность уйти из этой реальности или создать новую (часто эту роль играют компьютерные игры).

От непринятия и отрицания (противодействия) происходящего вокруг происходят частые психосоматические головные боли.

Практически все случаи массовых убийств заканчиваются самоубийством.

Раса, пол, класс и школьная стрельба

Большинство случаев скулшутинга совершается белыми мужчинами среднего класса, проживающими в пригородных или сельских районах.

Пытаясь объяснить это явление, некоторые исследователи утверждали, что афроамериканские родители, осознав необходимость подготовки своих детей к столкновению не только с издевательствами, но и с унизительными расистскими комментариями и действиями со стороны доминирующей культуры, часто подчеркивают своим детям, что расистское поведение является неправильным и что их дети не должны чувствовать себя одинокими в своей ситуации.

skulshuting - chto eto takoe

Поскольку мальчикам иногда было стыдно сообщать об этих нарушениях их мужественности, родители и школьный персонал часто не знали или игнорировали повседневную деморализующую, унизительную и издевательскую среду, встроенную в школьную и общественную культуру, в которой жили будущие школьные стрелки.

Таким образом, некоторым будущим школьным стрелкам было предоставлено самим решать, как справляться со своими чувствами сильного отвержения и дискриминации, связанными с их социальным положением в своих школах и среди сверстников, — они сами защищали свое чувство собственного достоинства в контексте их часто экстремальных физических и словесных издевательств и серьезного личного унижения.

Изображения в СМИ школьных перестрелок

Исследование репрезентаций школьных перестрелок в средствах массовой информации показало, что в случае расстрелов в белых пригородных школах газетные статьи были написаны таким образом, чтобы с большей вероятностью вызвать симпатию к стрелкам.

В случае с Клиболдом и Харрисом, стрелками в Колумбайн, их часто изображали как запуганных молодых людей, ставших жертвами общества, наводненного жестокими видеоиграми и пистолетами, лишенных прав, которые обычно обещал их социальный статус.

Статьи об афроамериканских городских перестрелках, однако, оказались короче, и они изображали городскую преступность как “реальность”. Средства массовой информации в таких случаях с большей вероятностью подчеркнут необходимость преследования стрелков и привлечения их к ответственности.

Скулшутинг в России

В 2021 году в России произошло как минимум два значимых скулшутинга.

Массовое убийство в Казанской гимназии № 175 (Республика Татарстан) —произошло утром 11 мая 2021 года. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. Предполагаемый (интересное словечко) нападавший был задержан, им оказался бывший ученик этой гимназии Ильназ Галявиев.

Подробности убийств можно найти в Википедии и прочих источниках. На какие болезни самого скулшутера и всего общества можно обратить внимание, исходя из предложенной СМИ информации об инциденте?

skulshuting - chto eto takoe

Массовое убийство в Пермском государственном университете 20 сентября 2021. В результате стрельбы, погибли 6 и получили ранения 47 человек, подозреваемый (опять это слово) в совершении нападения был ранен и доставлен в больницу в тяжёлом состоянии. Нападавший — студент первого курса юридического факультета Тимур Бекмансуров.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели, что такое скулшутинг простыми словами. Надеюсь вам было интересно узнать о некоторых фактах и психологических причинах этого явления.

Если я упустил какие-то моменты, о которых вам хотелось бы рассказать, вы можете оставить комментарии под статьей. Всем любви!

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и педагогам, не первый подобный случай в России: вооруженные нападения в учебных заведениях происходили в Москве, Барабинске, Керчи, Благовещенске. Вместе с экспертами Forbes Life разбирался, что может толкнуть подростков на стрельбу, как на ситуацию влияют психофобия и атмосфера в школах и какие методы помогут сократить риски повторения трагедии

11 мая 2021 года 19-летний житель Казани Ильназ Галявиев вышел из подъезда своего дома и отправился в сторону гимназии №175. Лицо Галявиева было скрыто под маской, в одной руке он держал гладкоствольное ружье, в другой — спортивную сумку. Галявиев смог беспрепятственно добраться до своей конечной цели — гимназии №175, где открыл стрельбу по ученикам и педагогам. Стрелок убил девять человек (семерых детей и двоих преподавателей), еще 21 получили ранения. Полиции удалось задержать Галявиева.

Трагедия, произошедшая в Колорадо, стала в общественном сознании и массовой культуре символом вооруженных нападений на образовательные учреждения

Скулшутинг в России

Трагедия в Керчи стала самой массовой в истории России: в результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек, еще 67 были ранены · EPA · TASS

Между этими событиями произошло больше 15 других нападений в учебных заведениях России — с той разницей, что вместо винтовок и ружей подростки использовали холодное оружие.

Психологический портрет убийцы

Есть ли опасность подражаний

Американская статистика показывает, что после скулшутинга возрастает риск следующих вооруженных атак на школы в том же или соседнем штате. В российском исследовании о массовых убийствах в образовательных учреждениях говорится, что подражание часто упоминается как один из мотивов скулшутеров.

Виноваты ли фильмы и видеоигры

Какую роль играет школа и родители

По словам психолога, существуют первичные и вторичные сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок подвергается травле. Первичные — ребенок возвращается из школы с испорченной одеждой и учебниками, у него есть синяки или царапины, появление которых не объяснить естественным путем. Среди вторичных сигналов — нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе, снижение успеваемости. Ребенок, ставший жертвой травли, может выглядеть несчастным и депрессивным или демонстрировать резкие перепады настроения и вспышки гнева.

Низкая самооценка

Можно ли предотвратить трагедию

Также американское правительство поощряет школьное руководство в проведении тренировочных учений, во время которых ученикам и персоналу учебных заведений объясняют, как действовать в случае нападения вооруженных людей.

В России после массового убийства в керченском колледже Владимир Путин приказал Росгвардии усилить контроль оборота оружия, а заместитель директора ведомства Сергей Лебедев говорил даже о повышении возраста покупки оружия до 21 года (вместо 18 лет). Предложения также касались ужесточения условий получения лицензии и введения экзамена на получение оружия для охотников. Ни одна из поправок не была принята, но в мае 2021 года (после стрельбы в Казани) Госдума одобрила законопроект о запрете выдачи лицензии на оружие людям с двумя и более судимостями, а также тем, кого подвергли административному наказанию за езду в нетрезвом виде или отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Известно, что после событий в Керчи по периметру территории колледжа установили систему охранного освещения, парковочные барьеры на подъезде к учреждению и систему управления контролем доступа в студенческом общежитии. Школы и детские сады в Керчи, по решению властей, охраняли сотрудники Росгвардии.

На сегодняшний день, статистика совершенных преступлений в школьной среде, как в мире, так и в России, говорит об увеличении количества преступлений скулшутинга.

В основном, скулшутинг совершается нынешними или бывшими учениками учебного заведения, а жертвами становятся ученики и рабочий персонал, при этом вид учебного заведения варьируется от начальной школы до ВУЗов.

Большая часть подобных преступлений зафиксирована в США, реже в странах Европы, однако начиная с 2014 года, в зависимости от оценки событий, в России было зафиксировано от 15 до 19 преступлений с насилием в учебных заведениях, которые имеют схожие признаки копирования скулшутинга в США и Европе.

Нападения с применением огнестрельного оружия, совершенные учениками на одноклассников и сотрудников образовательных организаций в России в период с 2014 по 2018 гг.

Нападения с применением огнестрельного оружия, совершенные учениками на одноклассников и сотрудников образовательных организаций в России в период с 2014 по 2018 гг.

Так же, в 2017 году были зафиксированы случаи применения пневматического оружия 19.10.17 в школе №12 в г.Сыктывкар и 22.12.17 в школе №36 г. Комсомольск-на-Амуре и 18.01.2018 года в гимназии №1 г. Симферополь.

Опираясь на уже совершенные преступления, психологами были выделены формальные признаки скулшутинга:

1. Преступник или преступники имели прямое отношение к школе, т.е. учились в ней.

2. Ранения или убийства были умышленными, но не имели корыстных мотивов.

3. Планирование и организация нападения были осуществлены заранее, и чаще всего они сводились к публичным или демонстративным актам, направленным на убийство неопределенного круга лиц.

4. В большей части случаев было использовано огнестрельное оружие.

Ряд случаев с применением холодного оружия, вполне соответствует общему сценарию нападения на школу с целью массовой бойни, а выбор колюще-режущего оружия вероятно обусловлен недоступностью огнестрельного.

Нападения учеников на одноклассников и сотрудников образовательных организаций России с применением холодного оружия и других средств в 2014–2018 гг.

Нападения учеников на одноклассников и сотрудников образовательных организаций России с применением холодного оружия и других средств в 2014–2018 гг.

Основные подходы к исследованию скулшутинга можно разделить на три категории:

1. Поиск факторов риска.

Исследователи пытаются обнаружить сигналы опасности в 4-х сферах: семья, личность, социальная динамика, школьная динамика.

2. Применение патопсихологических теорий.

Выявление различных психологических заболеваний. Предполагается, что перступников можно разделить на три типа: психопаты, психотики и травматики. При этом, психопаты не чувствуют эмоциональной связи с другими людьми и не могут испытывать чувство вины или угрызения совести. Психопаты могут испытывать наслаждение от причинения боли другим, например, мучают животных. Психотики же, страдают от разрыва с реальностью и склонны испытывать глубокое чувство отличия от других, ощущая себя изгнанниками. Травматики, зачастую были подвержены эмоциональному, физическому или сексуальному насилию.

3. Использование социально-психологи­ческих, социологических и культуро­логических теорий.

- Например, распространенный в США культурный стереотип, что оружие может решить проблемы, провоцирует инциденты скулшутинга.

- Также считается, что насильственное содержание компьютерных игр и медиа, формирует установки на применение оружия.

- Не стоит исключать роль воздействия школьного окружения на школьника совершившего преступление: насмешки, запугивание, социальная изоляция.

1. Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем;

2. Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний);

3. Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения проблем;

4. Отсутствие системы выявляющей потенциальных школьников склонных к скултушингу;

5. Доступность оружия.

1) Хроническая деформация, которая основана на глубоких жизненных

разочарованиях (например, в отношениях с родителями или одноклассниками) и недостаточностью систем просоциальной поддержки, что приводит к социальной изоляции. Хроническая деформация мо­жет длиться несколько лет. Зачастую проблемы взаимоотношения с социумом не видны со сто­роны, а семьи будущих преступников, часто воспринима­ются окружающими как вполне благополучные.

2) Неконтролируемая деформация, возникает при отсутствии корректирующего воздействия социальных отношений. В благополучных условиях, кто не нашел поддержку в школе, могут обратиться к семье, к спортивному коллективу или к группе сверстников вне школы, но для лиц, слабо включенных в социальные отношения механизм конформизма перестает действовать, что приводит к потере контроля со стороны социума.

5) Стадия осуществления.

Статистика совершенных преступлений скулшутинга, показывает что 81% нападений, были совершены одиночками (McCauley & Moskalenko, 2014). Средний возраст преступников скулшутинга, варьируется от 13 до 19 лет.

В данном возрасте ребенок испытывает кризис идентичности, предполагающий серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений (Эриксон, 1996).

В большинстве случаев, финалом скулшутинга является самоубийственный финал – суицид или безрассудная перестрелка с полицией.

У многих лиц, совершивших вооруженное нападение в школах, была выраженная депрессия хотя бы раз в жизни (Spaaij, 2010), а у 61% факт депрессии был зафиксирован в медицинских документах (Fergusonet al., 2011). По другим данным, около 78% школьников совершивших нападения в школах США испытывали депрессию, отчаяние или имели суицидальные мысли (Ferguson et al.,2011; McCauley & Moskalenko, 2014).

Исследователи выделяют основные сигнальные признаки предупреждения скулшутинга:

1. Как правило, нападающие - лица мужского пола, ранее подвергавшиеся буллингу, бойкоту или издевательствам одноклассников.

2. Наличие депрессии и негативных эмоций, являются важным признаком возможной агрессии. Наличие у подростка некого уровня депрессивных симптомов при наличии у него антиобщественных черт личности является

наиболее прогностичным критерием его готовности к насилию (Ferguson et al.,2011).

5. прямые свидетельства или намеки на насильственные фантазии и планы.

В 81% случаев накануне преступления преступник сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы они избежали опасности (Fergusonet al., 2011).

Среди организационных причин подобных происшествий можно выделить направленность учителей и администрации исключительно на академические занятия, а не на удовлетворение и распознавание социальных и эмоциональных потребностей учеников.

Школьные социальные работники и психо­логи должны помочь разочарованным в себе и в об­ществе подросткам найти место в обще­стве, ведь многие из них считают, что они его не имеют. Индивидуальная работа школьной администрации направлена в основном на недисципли­нированных и отстающих учеников, а сравнительно тихих подростков со средней академической успеваемо­стью оставляет без вни­мания, но ведь как раз они и затевают стрель­бу (Фокс & Хардинг, 2005).

В течение 18 месяцев после совершения преступления скулшутинга наблюдается заметный рост психических расстройств или обострения существо­вавших ранее психических расстройств у жертв и непосредственных свидетелей нападения (Seguin et al., 2013). Ряд исследований описывают различные ас­пекты нарушения психического здоровья такие, как краткосрочный дистресс (Vicary & Fraley, 2010), неадекватные ко­пинг-стратегии и общий психологиче­ский дистресс, появление различных посттравматических симптомов. Они могут проявляться у уязвимых учащихся (Littleton, Axsom & Grills-Taquechel, 2011). Отмечается, что травматические воздей­ствия усиливались в связи с действиями полиции, которая искала возможных со­общников и опрашивала свидетелей в то время, как все ученики стремились быс­трее покинуть школу и вернуться домой (Seguin et al., 2013).

Статьи на тему школы:

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участи


Еще совсем недавно школа была одним из самых безопасных и защищенных мест в мире. Отправляя ребенка на уроки, родители могли не волноваться, что в школе с ним что-то случится, ведь на протяжении всего учебного дня он будет находиться в компании своих сверстников под присмотром учителей, школьного психолога, директора и т.д. Но сейчас ситуация изменилась самым кардинальным образом:

В феврале 2014 года произошел первый на территории Российской Федерации громкий случай стрельбы в школе.

Первый случай массового расстрела в школе в США произошел в 1927 году. Тогда погибло 44 человека, а 56 человек получили тяжелые травмы. С начала двадцатого века прослеживается четкая тенденция: стрельба в школе – явление, которое постепенно распространяется по всему миру.

Шутинг или скулшутинг: что это такое простыми словами?

Чаще всего нападение совершает ученик школы, бывший ученик (выпускник или подросток, который в текущий период времени учится в другой школе) или посторонний человек, который к данной школе сейчас или вообще никакого отношения не имеет. Скулшутинг может устроить как один человек, так и вооруженная группа из нескольких подростков или подростков и взрослых людей. Человека, который совершает вооруженное нападение на школу, называют шутером или скулшутером.

Для совершения скулшутинга огнестрельное оружие чаще применяется в тех странах, где достаточно легко получить разрешение на владение им. Речь идет о Соединенных Штатах Америки. В тех же странах, где на владение огнестрельным оружием существуют более строгие законодательные ограничения, для совершения нападения применяется холодное оружие.

Можно было бы предположить, что при использовании холодного оружия людей гибнет меньше, но на самом деле практически нет никаких отличий, так как люди из-за внезапности нападения впадают в ступор и испытывают парализующий страх.

Скулшутинг как явление не имеет ничего общего с террористическими актами, для осуществления которых применяются разные виды вооружения (захват учебного заведения в Беслане в 2004 году). Так как цели скулшутеров практически никогда не конкретизированы, то стрельба очень быстро становится хаотичной и беспорядочной.

Скулшутинг: с чего все началось в США и других странах мира?

20 апреля 1999 года два ученика этой школы, Дилан Клиболд и Эрик Харрис, поднялись по лестнице входа школьного здания с западной стороны и совершили вооруженное нападение. Они без какого-либо предупреждения открыли огонь по ученикам. Первыми жертвами стрелков стали Ричард Кастальдо и Рейчел Скотт. Девушка погибла сразу же, парень же сумел выжить, невзирая на восемь тяжелейших огнестрельных ранений.

Двигаясь по территории школы и внутри учебного заведения, скулшутеры за 58 минут застрелили 13 и ранили 23 человек. Погибли 12 учеников и один учитель. Затем стрелки покончили с собой, чем увеличили число жертв до 15 человек.

Произошедшая в Колорадо трагедия в массовой культуре и общественном сознании стала символом скулшутинга. С развитием интернет-технологий и социальных сетей возникла целая интернет-субкультура колумбайнеров в среде подростков. Они обсуждают стрелков на форумах, создают видеоролики, рисуют фан-арты, пишут фанфики и т.д., тем самым непрерывно создавая новый контент для колумбайн-сообществ.

У Дилана Клиболда и Эрика Харриса, вооруженное нападение на школу которых стало частью американской культуры, со временем появились поклонники и последователи во всем мире. Многие из этих последователей если пока и не планируют совершить что-то подобное, то уж точно мечтают об этом.

Массовые убийства на территории учебных заведений происходили не только в Соединенных Штатах Америки, но и в Канаде (в 1975 году в школе Сентенниэл), Германии (в 2002 году в гимназии Гуттенберг), Финляндии (в 2007 году в школе Йокела), Японии (в 2001 году в начальной школе Икэда), Азербайджане (в 2009 году в Баку) и многих других странах.

Скулшутинг: с чего все началось в России?

Первый громкий случай вооруженного нападения на территории учебного заведения в нашей стране произошел в феврале 2014 года. 3 февраля 2014 года ученик 10-го класса школы № 263 в Отрадном Сергей Гордеев пришел в учебное заведение с винтовкой и карабином. Он застрелил охранника и учителя географии, тяжело ранил патрульного. После переговоров стрелка задержали, затем в суде его признали невменяемым и отправили на принудительное лечение.

Стрельба в школе № 263

Стрельба в школе № 263

Следующий громкий случай произошел в 2017 году в Ивантеевке. Ученик 9-го класса Образовательного центра №1 Михаил Пивнев 5 сентября 2017 году начал в школе стрельбу и взорвал самодельные устройства. Были ранены 4 человека. Скулшутера признали вменяемым и вынесли приговор: 7 лет и 3 месяца лишения свободы. Именно этот случай исследователи считают первым в Российской Федерации преступлением, совершенным последователем Эрика Харриса и Дилана Клиболда.

Нападение на школу в Ивантеевке. Скулшутинг

Нападение на школу в Ивантеевке

С наступлением 2018 года нападения на учебные заведения стали совершать чаще. В январе 2018 года было зафиксировано сразу два случая шутинга. Первый случай произошел 15 января 2018 года, когда между двумя учениками пермской школы №127 завязалась драка. Школьники были вооружены ножами, а в результате этой драки в той или иной степени пострадали 15 человек. Учеников признали вменяемыми и виновными: одного лишили свободы на 9 лет и 8 месяцев, а второго – на 7 лет.

Нападение на школу в Перми. Школа 127

Школа № 127. Пермь

Нападение на школу в Бурятии 19 января

Нападение на школу в Бурятии 19 января

В октябре 2018 года было совершено массовое убийство в Керченском колледже. Владислав Росляков, студент Керченского колледжа, 17 октября 2018 года заложил в столовой учебного заведения взрывное устройство, открыл стрельбу по работникам и учащимся. В результате его действий погиб 21 человек и было ранено не менее 65 человек. Стрелок покончил с собой, поэтому никакого наказания за свои действия он не понес.

Массовое убийство в Керченском политехническом колледже

Массовое убийство в Керченском политехническом колледже

В ноябре 2019 года студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ Даниил Засорин устроил стрельбу в учебном заведении. Произошла эта трагедия 14 ноября. С ним в перестрелку вступили сотрудники ДПС. В результате 1 человек погиб, а 3 получили ранения. Сам стрелок покончил жизнь самоубийством.

Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ

Стрельба в Амурском колледже строительства и ЖКХ

Скулшутинг в России в 2021 году

В 2021 году было зафиксировано два случая шутинга. Первый произошел 11 мая 2021 года в Казани (Республика Татарстан) в гимназии №175. Бывший ученик гимназии, девятнадцатилетний Галявиев Ильназ Ринатович, держа в одной руке гладкоствольное оружие, а в другой – спортивную сумку, беспрепятственно добрался до учебного заведения, где ранил 21 человека и застрелил 9 человек: двух преподавателей и семерых учеников.

Массовое убийство в казанской гимназии № 175

Массовое убийство в казанской гимназии № 175

Правоохранительным органам удалось задержать скулшутера. Во время допроса он рассказал, что, осознав себя в апреле богом, понял, что может делать все, что ему угодно, поэтому начал заниматься подготовкой к массовому убийству в родной школе. Галявиев признался, что никакой вины по этому поводу не испытывает, так как просто очищал мир от биомусора.

Второй случай произошел 20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете. Тимур Бекмансуров, восемнадцатилетний студент первого курса юридического факультета, устроил стрельбу на территории и внутри восьмого корпуса университета. В результате 47 человек получили ранение, а 6 человек погибли. Стрелок был ранен и обезврежен. Его в тяжелом состоянии доставили в больницу, где оказали экстренную помощь и ампутировали ногу из-за образовавшихся тромбов.

Стрельба в пермском университете. Скулшутинг

20 сентября 2021 года в Пермском государственном университете

Почему шутинг в России становится частым явлением?

Виноваты компьютерные игры? Буллинг в школе? Жестокие и бездушные учителя? Отсутствие компетентного и неравнодушного психолога? Низкий уровень жизни в стране? Проблемы в семье? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как его нужно рассматривать в комплексе.

Психотерапевт и психолог Алина Алиева утверждает , что отсутствие каких-либо интересов и компьютерные игры влияют на психику подростков не так уж и сильно, как это принято считать в обществе.

Основная причина, по словам Алины Алиевой, кроется в отсутствии психологического благополучия, о котором обязаны заботиться родители. Она подчеркивает, что причины нужно искать во взрослых людях, а не в детях или подростках.

Что творится в душе у подростка, который целенаправленно берет оружие в руки и идет убивать своих учителей и одноклассников? Либо он пережил что-то ужасное, либо у него напрочь отсутствует эмпатия к другим людям, что свидетельствует о психопатии.

Еще одна причина заключается в том, что если подросток стреляет в других людей, то он чувствует себя бессильным, отвергнутым, ничтожным, никому ненужным, а взрослые этого не замечают или не хотят замечать. Если в школе над ребенком издеваются одноклассники или старшие ученики, игнорируют его, обзывают, бьют, прячут или выбрасывают его вещи и снимают все это на видео, чтобы потом выложить в интернет, то ребенок, хоть и не обращается за помощью к учителям и родителям, но на подсознательном уровне все равно ждет от них помощи. Когда учителя и родители не делают ничего, чтобы помочь такому ребенку, то он осознает, что только он сам может спасти себя и восстановить справедливость.

Еще одна причина – родительский неглект. Мама и папа игнорируют или обесценивают чувства ребенка. Если ребенок решится поделиться своими переживаниями с родителями, то они скажут, что никакой депрессии не существует, а это все выдумки, чтобы не идти в школу. Если ребенок сталкивается с безразличием значимых взрослых или насилием с их стороны, то рождающуюся внутри него ответную реакцию в виде агрессии он будет направлять на самого себя. Но нет никакой гарантии, что эта агрессия никогда не будет направлена во внешний мир и все не закончится тем, что подросток не придет в школу с ружьем и не начнет убивать своих одноклассников.

Психологический портрет скулшутера: типичные паттерны поведения

☑ Поведение подростка меняется:

  • он становится замкнутым и отстраненным.
  • Наблюдаются вспышки агрессии и/или ярости,
  • открытые угрозы совершения убийства и/или самоубийства,
  • склонность к насилию к людям, животным и т.д.

Меняется не только поведение, но и внешний вид и увлечения.

☑ Стиль одежды становится более мрачным и агрессивным:

☑ У подростка появляются новые увлечения:

  • он интересуется оружием и изготовлением взрывчатых веществ,
  • регулярно посещает тир,
  • записался на курсы практической стрельбы,
  • смотрит тематические видео в интернете и читает тематическую литературу.
  • Подросток начинает увлекаться неонационалистической идеологией и становится сторонником идей Гитлера, Таррента, Брейвика и т.д.

☑ Потенциальный скулшутер часто произносит такие слова и словосочетания , как

☑ В своей речи он часто упоминает имена совершивших скулшутинг фигур:

  • Эрика Харриса,
  • Дилана Клиболда,
  • Владислава Рослякова,
  • Дилана Руфа,
  • Митчелла Джонса,
  • Джефри Уиза,
  • Эндрю Голдена и т.д.

Подросток оправдывает преступников, серийных убийц, нацистов, скулшутеров и т.д.

☑ У потенциального шутера меняется и виртуальная жизнь.

В названии своего аккаунта он использует имена организаторов шутинга и выбирает такую аватарку (основная фотография аккаунта), которая демонстрирует его положительное отношение к скулшутингу и шутерам. Это могут быть фотографии реальных скулшутеров или же их изображения в формате тематических комиксов.

✔ Что делать родителям?

В обществе сложился образ типичного скулшутера: одинокий, брошенный всеми и никому не интересный подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией. Он все свое свободное время тратит на жестокие видеоигры, а затем вдруг заполучает оружие и идет убивать своих одноклассников. Но далеко не все стрелки ведут замкнутый образ жизни и не имеют друзей. Многие из них имеют активную социальную жизнь, посещают спортивные секции и не демонстрируют явные признаки социальной изолированности.

Что же делать родителям, чтобы их ребенок не превратился в скулшутера, который без зазрения совести берет оружие в руки и идет убивать своих одноклассников и учителей? Необходимо убедиться, что подросток не является жертвой школьной травли. Если он возвращается из школы с испорченными учебниками, тетрадями и письменными принадлежностями, в разорванной или грязной одежде, с синяками или царапинами, появление которых он не может объяснить, то это свидетельствует о том, что подросток подвергается травле.

⚑ Когда у ребенка не все в порядке в школе, он становится задумчивым, апатичным и отстраненным, теряет интерес к учебному процессу, не хочет идти в школу, имеет несчастный или депрессивный внешний вид. Успеваемость подростка, который стал жертвой буллинга, резко снижается, а сам он демонстрирует внезапные вспышки гнева или резкие перепады настроения.

⚑ Если ребенок делится с вами своими переживаниями и проблемами, то внимательно выслушайте его, не обвиняйте и не критикуйте, а задайте интересующие вас вопросы спокойным тоном и в корректной форме. Помогите подростку разобраться в том, что происходит в его жизни, объясните, что насилие – это удел слабых и бесхарактерных людей, коими и являются организаторы школьной травли.


28 мая 2019 года в городе Вольск Саратовской области 14-летний ученик школы № 4 Даниил Пулькин вошел в учебное заведение с двумя бутылками коктейля Молотова и топором. Как сообщается, в учебном заведении не было охраны. Первую бутылку он кинул в класс на втором этаже, где шли занятия, а вторую в коридор. К счастью, жидкость не загорелась, но когда он увидел 12-летнюю ученицу Дашу, то ударил ее по голове ледорубом, принесенным в рюкзаке. Сейчас девочка находится в больнице.

В интернете есть манифест Даниила: в нем он рассказал, что разочаровался в родителях, сверстниках и в обществе. 14-летний подросток призвал последователей нападать на учебные заведения и органы власти, закидывать их коктейлями Молотова.

История Даниила Пулькина – это последний в России случай скулшутинга – преступлений, когда подростки совершают нападение на учебные заведения с огнестрельным оружием, а если такого нет – то с холодным. Итогом нападения обычно становится попытка суицида, часто неудачного.

Своим поступком они создали новый сценарий, который за ними переняли множество подростков по всему миру, а с 2014 года – и в России.

3 февраля 2014 года 15-летний москвич Сергей Гордеев взял из дома ружье и карабин отца и пошел в школу № 263. Войдя в класс, он застрелил учителя и объявил, что берет всех учеников в заложники. После приезда сотрудников полиции он убил одного из правоохранителей и ранил другого. Лишь вызванный в школу отец смог уговорить Сергея отдать оружие и сдаться сотрудникам полиции. Следствию подросток признался, что хотел покончить с собой. По итогу расследования он был признан невменяемым.

После этого в конце 2017 и в 2018 годах случаи скулшутинга пошли один за другим.

Но прошло меньше полугода и вот опять: 14-летний ученик устроил очередной скулшутинг, хоть и без огнестрельного оружия. Создается впечатление, что явление скулшутинга только набирает обороты.

Причины проблемы

Это новый способ подросткового суицида, в котором подросток пытается покончить с собой, отомстив своим обидчикам

Клинический психолог выделила ряд факторов, которые в своем взаимодействии могут стать причиной скулшутинга:

Также, по словам психолога, причиной могут стать и психологические травмы.

Здесь хотелось бы отметить и ряд других факторов макросоциального характера. В России фактически отсутствует индустрия качественного подросткового контента.

Сегодня в России нет качественного подросткового контента: подростки не видят примеров достойного поведения

В подтверждение можно привести слова Владимира Путина, сказанные им после трагедии в Керчи:

Также хотелось бы обратить внимание на то, что сейчас уже вошло в дееспособный возраст поколение, не заставшее опасных 1990-х годов и выросшее в относительно стабильные и благополучные времена. Для них в некоторой степени опасность и риск – абстракция, как компьютерная игра.

Несмотря на то, что у нас часто винят во всех бедах интернет, профессиональный психолог указывает следующее:

Решение проблемы

В школах и колледжах должны работать многопрофильные психологические службы

Однако, по словам психолога, все это не спасает ситуацию: необходима полноценная психологическая служба, при которой работали бы специалисты разных профилей:

Сложную ситуацию в работе школьных психологов подтверждают и другие специалисты. Групповой психоаналитик Кирилл Горохов также указал на недостаточность усилий школьных психологов в профилактике девиаций среди подростков. По словам психоаналитика, основная ответственность за профилактику подростковой агрессии лежит на государстве.

В завершение хотелось бы привести ряд советов для родителей, составленных для профилактики девиаций профессиональными психологами МГППУ:

Обратите внимание на следующие особенности в поведении ребенка или подростка:

Пожалуйста, помните, что наличие одного или нескольких признаков еще не свидетельствует о поведенческих трудностях, а может быть проявлением нормативного возрастного кризиса или следствием кризисной, стрессовой социальной ситуации в жизни ребенка.

Как родитель может помочь ребенку

Не стесняйтесь напоминать ребенку, что вы любите и цените его и что вам важно то, что с ним происходит

Читайте также: