Причины перевода в другую школу

Обновлено: 07.07.2024

Осенью 2019 года мы решили, что хотим переехать в другой район. Сын к тому времени перешел в 4-й класс , и нужно было понять, что делать со школой.

Я расспросила знакомых и узнала, что перевести ребенка в хорошую школу непросто. В Петербурге в первый класс детей принимают по прописке, но в другие классы попасть можно только на свободные места. В сильных школах могут быть и свои критерии приема.

В итоге мы очень удачно перевели сына и не жалеем. Хотя нас пугали, что ребенок будет тяжело адаптироваться к новой школе. Расскажу, как все происходит в процессе перевода из одной школы в другую и какие есть нюансы.

Как устроен процесс

Я напишу, как все происходит, на примере Санкт-Петербурга. В других регионах все может быть немного иначе.

В первый класс в Петербурге зачисляют в три волны:

Но у некоторых категорий семей и тут есть преимущественное право на зачисление детей в школы. Например, военнослужащие, у которых изменилось место службы, могут переводить детей в ближайшие к новому месту военной службы или жительства образовательные организации. Их обязаны взять в школы или детские сады в первую очередь.

Вот так выглядит заявление на прием в новую школу, если подавать его через портал госуслуг. Последовательно заполняются все данные о родителе, ребенке, а также желаемая школа, параллель и даже конкретный класс

Еще отказывают, если школа специализированная. Например, в ней со второго класса углубленно изучают испанский или французский язык. Дети, которые до этого не учили эти языки, не смогут там учиться — брать таких нет смысла.

Мне посоветовали походить по школам лично и узнать, где есть свободные места. А также поговорить с завучем о подаче заявления на прием в школу. Так шанс попасть в нужную школу выше.

Вот как я действовала.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Мы живем в огромном спальном районе Санкт-Петербурга. Переезжать собирались в рамках своего района, но с одного конца на другой. Планировали все сделать летом 2020 года.

Мы сразу поняли, что оставлять сына в старой школе не будем. Удобнее, когда в школу можно ходить пешком, а не ездить на общественном транспорте. Тем более, в нашем случае путь от школы до дома составил бы больше 10 км. Поэтому я начала присматриваться к школам в будущем микрорайоне проживания.

У нас был выбор среди пяти школ. Теперь нужно было понять, на какую целиться.

Рейтинги школ. Раньше рейтинги школ выстраивались в зависимости от того, как выпускники сдали ЕГЭ. С 2014 года официальных сводных данных результатов единых госэкзаменов по школам нет, зато Комитет по образованию Санкт-Петербурга стал публиковать рейтинги школ по другим критериям:

  1. По результатам массового образования — средним результатам ОГЭ и ЕГЭ и предметным диагностическим работам.
  2. По высоким образовательным результатам и достижениям обучающихся.
  3. По качеству условий ведения образовательной деятельности — площади залов, наличию специализированных кабинетов, разнообразию видов обучения и т. п.
  4. По кадровому обеспечению — количеству учителей, их квалификации и достижениям.
  5. По качеству управления — по квалификации и достижениям руководящих работников, инновационной деятельности и достижениям школ.

Я посмотрела эти рейтинги и поняла, что судить по ним об уровне школы сложно. Например, в рейтинг образовательных результатов и достижений попадают результаты олимпиад. Есть школы, где детей специально натаскивают к олимпиадам, поэтому в рейтинге такие школы будут выше за счет олимпиадников. При этом это вообще не гарантирует качество обычного образования.

В интернете я нашла рейтинг, который составили энтузиасты. Он основан на данных за 2018 год, которые публиковали сами школы. Но там было всего 20 школ, а нужных мне не было вообще.

Отзывы. Есть сайты, где о школах пишут отзывы дети и их родители. Судить по ним однозначно тоже сложно. Например, по опыту я знаю, что если человек недоволен, то шансов, что он оставит плохой отзыв, много. А довольные родители напишут свои впечатления о школе, только если их очень попросят. Но я честно просмотрела все отзывы, что нашла.

Еще я зашла на петербургский форум для родителей и прочитала все, что там пишут о нужных школах. На форуме можно написать напрямую кому-то из пользователей. Я написала троим, кто писал о школах, которые я рассматривала. Двое мне ответили и рассказали свои впечатления. Такие отзывы я считаю более ценными, потому что это точно не отписка, а реальное мнение. К тому же можно было задать уточняющие вопросы.

На самом деле почти на всех сайтах отзывы повторяются — видимо, сайты их копируют друг у друга. Но отзывы не дают полной картины. Так, вот в этой школе у нас учатся несколько знакомых, и все очень довольны. А по отзывам об этом со стороны судить трудно

Личное общение. Я стала спрашивать о школах знакомых мам в кружках и секциях, куда ходит сын. И так по цепочке нашла маму, у которой старший ребенок учился в одной из школ, что я рассматривала. Она рассказала, что педагогический состав в школе сильный, а параллель классов большая. Учителя ребенку нравились, и он с удовольствием ходил в школу.

В итоге это и сыграло решающую роль — я решила попробовать перевести сына в эту школу. Территориально она нам подходила, отзывы у нее были хорошие.

На все размышления, поиски и переписки у меня ушел где-то месяц. Я начала присматриваться к школам в сентябре 2019 года, когда мы решили переезжать, а определилась уже в октябре.

Теперь нужно было узнать, есть ли в выбранной школе свободные места. Такая информация есть на сайте образовательного учреждения. Но уже потом я поняла, что ее обновляют редко. Чаще всего написано, что вакантных мест нет. Например, из класса, откуда мы переводили сына, за три года ушло несколько человек. Но на сайте старой школы информации о свободных местах не было.

В таких случаях можно позвонить в канцелярию школы и узнать о вакантных местах по телефону. Правда, в сильных школах секретари обычно отвечают, что мест нет, или предлагают прийти и узнать лично.

Вот так обычно выглядит страница о вакантных местах на сайте школы. Хотя я уверена, что хотя бы одно место где-то есть

На сайте новой школы я удостоверилась, что мест нет, и решила съездить туда лично. Поехала в день открытых дверей в октябре 2019 года — в этот день родителям проще попасть в школу, а завуч специально выделяет время на общение с родителями. Поскольку сын должен был переходить в среднее звено, то есть в пятый класс, я разговаривала с завучем среднего звена.

Вот что мне рассказала завуч:

  1. Сколько точно будет мест, станет понятно к концу учебного года, поскольку после четвертого класса многие уходят в другие школы. То есть, будут ли свободные места в пятых классах и сколько, наверняка можно узнать только летом.
  2. Чтобы попасть в школу, нужно пройти собеседование и тестирование по основным предметам.
  3. На тестирование можно записываться уже с января 2020 года. Если сын его проходит, то попадает в список на вакантные места.

Когда лучше переходить в новую школу: в конце года или в середине

Изначально мы собирались переводить сына в новую школу, когда он закончит четвертый класс в старой. Но информация о тестировании меня насторожила. Сын учился в обычной школе, а новая школа была лицеем. Программа и требования могли отличаться, а значит, шансов на хорошие баллы за тестирование было меньше. Чтобы готовиться с репетиторами, нужно знать, по какой программе идут классы и на что делается упор.

Поэтому в следующий день открытых дверей нового лицея, в ноябре, я поехала к завучу начальной школы. Я собиралась узнать, какая программа у нынешних четвертых классов и на какие темы сделать упор при подготовке к тестированию. И тут в дело вмешался случай — в разговоре завуч упомянула, что сейчас у них есть свободные места. Я подумала, что можно попробовать перевести сына в новую школу уже в этом учебном году, не дожидаясь окончания четвертого класса. А в пятый класс он бы перешел уже автоматом с новым классом.

Здесь были свои плюсы. Обычно в пятом классе дети уже не сидят в одном кабинете, а ходят по разным — ученику и без того непросто привыкнуть к новому процессу обучения. А если он новенький и не знает школу и своих одноклассников, то это двойной стресс для ребенка.

В начальной школе один учитель на все предметы. Он поможет новичку освоиться и присмотрит, чтобы все было в порядке. В пятом классе на каждый предмет свой учитель — такого присмотра уже нет.

Но были и минусы: нужно было решать проблему с дорогой до школы на то время, пока мы не переехали.

Я вернулась домой и переговорила с сыном. До этого мы обсуждали, что будем переезжать и нужно будет переводиться в новую школу. Но такой скорый перевод он воспринял болезненно. Сын хотел доучиться год в старой школе и сходить на выпускной с одноклассниками. Я рассказала ему о плюсах и минусах и предложила подумать.

Сначала сын отказался, но через день подошел и сказал, что готов попробовать.

С дорогой мы тоже все продумали: от школы шел прямой автобус до дома, а по утрам я бы подвозила его сама на машине. С выпускными решили, что сын пойдет на оба — и в старом классе, и в новом.

В разговоре завуч сказала, в каком классе есть место, поэтому в ноябрьский день открытых дверей я подошла прямо к учительнице этого класса. Она рассказала, по какой программе они идут и что изучают. Мы договорились, что через несколько недель — в конце ноября или начале декабря — подъедем в понедельник во второй половине дня, чтобы сын написал тесты по математике и по русскому языку.

Диктанты я брала из интернета. Мы начали с легких диктантов за 3-й класс, а потом перешли к тем, что посложнее. Если сразу начать со сложных, то мотивация потеряется, и ребенок не захочет заниматься дальше

С этим диктантом сын справился хорошо. Но в других пошли ошибки, поэтому следующие страницы основательно почерканы ручкой в эмоциональных порывах

В начале декабря мы приехали на тестирование. По математике это была обычная срезовая контрольная работа. По русскому сын писал диктант, делал морфологический и фонетический разборы.

Тесты он написал прилично: математику вообще без ошибок, русский немного хуже. Учительница сказала, что обсудит результаты с завучем, и нам скажут ответ. Также нас попросили показать текущие тетради сына по математике и русскому. По ним смотрят, как ребенок учится в целом.

Через неделю я приехала в школу, и мне сказали, что сына берут. Завуч выдала мне приглашение, которое я должна была отдать в старую школу. На основании него там мне должны были отдать документы.

На некоторых форумах пишут, что школы охотно берут детей, у кого много дипломов, грамот и достижений. У меня обычный ребенок. Он занимается биатлоном, ходил в бассейн и на моделирование, но призовых мест нигде не занимал. В олимпиадах сын тоже не участвовал, поэтому похвастаться нам было бы нечем. Но у меня ничего и не спрашивали — новая школа ориентировалась только на результаты тестов.

Мы договорились, что сын доучится вторую четверть в старой школе и в новую придет после новогодних каникул. Переводить его сразу после тестов я не решилась: в декабре идут итоговые контрольные работы по всем предметам, и ребенок мог их все провалить просто из-за стресса .

Вот так выглядит справка, что ребенка берут в школу. Говорят, что в некоторых школах ее уже не выдают, а сами присылают электронную справку напрямую в старую школу и также электронно пересылают документы

Забрать документы оказалось непросто. В конце декабря я позвонила в канцелярию старой школы и спросила, когда можно прийти. Мне сказали, что документы смогут выдать только после Нового года, поскольку переводы до конца года закрыты. Но это значило, что в первый день после каникул в новую школу сын не попадет. Мне такой вариант не подходил, и я пошла в школу лично.

Меня не пустили дальше порога. Охранник позвонил в канцелярию — секретарь сказала, что документы она не выдает, а значит, говорить нам не о чем. Дозвониться до директора я не смогла.

Тогда я поехала на прием в районный отдел народного образования, РОНО. Приемные часы я посмотрела на сайте администрации нашего района. Сотрудник отдела образования выслушал меня и удивился. Он сказал, что даже если переводы уже закрыты, забрать документы я все равно могу. Никаких письменных распоряжений от РОНО в школы на этот счет не поступало. Он при мне позвонил директору старой школы и все обсудил.

На следующий день утром я пришла в школу, и мне разрешили подняться в канцелярию. Там мне выдали обходной лист. На нем нужно поставить подписи о том, что нет долгов в школьной библиотеке и бухгалтерии. После этого отдают личное дело ребенка и табель с текущими оценками.

Отдельно нужно зайти в медкабинет и забрать медкарту, которую сдают при поступлении в школу. Она похожа на ту, которую делают для поступления в детский сад.

Медсестра предупредила меня, что нужно еще получить форму № 063/у о прививках в поликлинике, к которой относилась старая школа. Эту форму нужно передать в медкабинет новой школы, которая, в свою очередь, отдаст ее в ту поликлинику, к которой прикреплена. Возможно, где-то это уже делается электронно, но мне пришлось лично съездить в картотеку поликлиники и забрать форму. Приезжать пришлось в рабочий день утром. Очередей не было, все сделали за 5 минут.

Личное дело — это несколько листков, где указаны данные о родителях и ученике, а также сведения об успеваемости

В новой школе меня попросили принести такие документы:

  1. Личное дело ребенка.
  2. Копию и оригинал свидетельства о рождении.
  3. Свежую справку о регистрации по форме 9. Ее может заменить выписка из домовой книги или ЕЖД в Москве и Московской области.
  4. Две фотокарточки сына.
  5. Медкарту и форму № 063/у из поликлиники.

В школе я заполнила заявление о приеме и согласие на обработку персональных данных, а также еще несколько бумаг типа заявления на питание.

После этого я зашла к новой учительнице сына со списком вопросов. Вот какие моменты меня волновали:

  1. Где раздевается класс: вся раздевалка была поделена на зоны.
  2. Расписание на первые дни четверти. Поскольку электронный дневник сына у меня еще не был подключен, посмотреть сама я не могла.
  3. Сколько и каких тетрадей нужно купить. В прошлой школе у нас все закупал родительский комитет, и учительница сама выдавала все одинаковое детям.
  4. Когда можно подойти за учебниками и где библиотека.
  5. В какой форме занимаются на физкультуре и где проходят уроки — на улице или в зале.
  6. Что нужно закупить для ИЗО и технологии.
  7. Какая форма принята в школе и можно ли иногда одеваться более вольно.
  8. Как сделать электронный дневник и оформить проездной.
  9. Что с обедами и завтраками, можно ли оплачивать наличными.
  10. Как проходить в школу в первые дни: там пропускная система, а карточки у сына еще не было.
  11. Как в школе относятся к телефонам и можно ли их носить с собой.
  12. Куда и кому сообщать, если, например, надо пропустить один день по семейным обстоятельствам.

Отдельно я спросила о том, как класс встречает новичков, и об общей атмосфере в коллективе. Выяснилось, что класс неплохой, между собой ребята дружат, парий и изгоев нет. В начале года в класс пришло несколько новичков, и их встретили нормально. Меня это успокоило.

О чем нужно не забыть

Электронный дневник. В старой школе я была подключена к электронному дневнику сына. Как только забрала документы, меня отключили. Чтобы подключиться в новой школе, я подала заявление через сайт госуслуг и через день еще зашла лично к бухгалтеру лицея, чтобы подписать бумаги. Дневник заработал на второй день обучения.

Без электронного дневника было бы сложно, поскольку телефонов новых одноклассников сын еще не знал — спросить или уточнить что-то по учебе было бы не у кого.

Пропуск в школу. В школе пропускная система — каждому ученику оформляется электронная карта. На нее же можно класть деньги на обеды. Карту оформляет бухгалтер. Я оформила ее тогда же , когда подписывала заявление на электронный дневник. Но заработала карта не сразу, а только через сутки. Пока она не работала, я подходила к охраннику и объясняла, что ребенок новенький и карты у него нет.

Проездной. Ученики в Петербурге могут купить бесконтактный электронный проездной — БЭПК — на все виды транспорта по льготной цене. Но для этого нужно в первый раз в кассе метрополитена предъявить ученический и свидетельство о рождении. Кроме того, ребенок должен быть в электронной базе, реестры для которой школы подают ежемесячно.

Новый ученический я оформила сыну через учителя спустя несколько дней после начала четверти. Ученический нельзя оформить, пока ребенка официально не зачислили в школу. Тогда же школа добавила сына в реестр учащихся школы. Но обновления электронной базы в метрополитене пришлось подождать несколько дней. Примерно неделю сын ездил на транспорте за наличные.

Возможно, стоило оформить сыну проездной на месяц, пока он еще числился в старой школе. Тогда обновления реестров мы бы не почувствовали, а потом сразу бы купили проездной на следующий месяц как ученики новой школы. Но я об этом вовремя не подумала.

Поскольку автобусами сын пользоваться не умел, мне пришлось проехать с ним два раза на общественном транспорте и показать, где садиться и выходить. Изначально сын ездил на прямом автобусе до дома, а потом наловчился и даже стал ездить с пересадками, если прямого долго не было.

Питание. Чтобы ребенок мог ходить со всеми в столовую, его должны поставить на питание. Но было понятно, что в первый день в столовой завтрака на сына еще не будет, потому что приказ о зачислении в бухгалтерию поступит чуть позже. Поэтому в первые дни я давала ребенку с собой наличные и собирала небольшой перекус. Сын так привык брать еду с собой, что потом сам уже отказался от школьных завтраков.

Сколько времени и денег я потратила на перевод ребенка в новую школу

Я начала присматриваться к новой школе в сентябре 2019 года, а в конце декабря сына официально перевели. Он пошел в новый лицей сразу после новогодних каникул 2020 года.

Самое долгое в этом процессе — найти школу и узнать о свободных местах и условиях. Перекинуть документы из школы в школу, если постараться, можно даже за день.

Мне кажется, нам повезло, потому что поймать свободное место в хорошей школе не так просто. Я знаю тех, кто приходил в нужную школу в конце августа и переводил детей за день, поскольку были свободные места. А наши соседи по дому полгода ждали места в школе, куда хотели перевести ребенка.

Дополнительные расходы. В новой школе требования к форме оказались такие же , как и в старой. Но я все равно купила сыну новый пиджак: за осень он вырос, и старый стал ему мал.

Помимо этого приобрела новые тетради и дневник, а также обложки, поскольку старые к тому моменту уже истрепались. По английскому языку класс пользовался рабочими тетрадями и решебниками. Я купила их сама через интернет.

По ИЗО и технологии в старой школе у нас все закупал родительский комитет на весь класс. Например, на рисовании учительница выдавала каждому лист бумаги, а краски были одни на парту. В новой школе у каждого все было свое. Поэтому я закупила все сама: новые краски и гуашь, альбом, кисточки, клей, цветную бумагу и картон. Большую часть этого сын не израсходовал до конца года, и мы забрали остатки домой.

Мотивы смены образовательной организации или даже формы обучения разнообразны. Но чаще всего родители задумываются об этом из-за:

  • низкого уровня преподавания,
  • отсутствия индивидуального подхода,
  • недостаточной подготовки к экзаменам,
  • желания сконцентрироваться на профильных предметах,
  • переезда и других семейных обстоятельств, с учителями или одноклассниками.

Порядок перевода в другую школу

Для этого необходимо отчислиться из старой и подать заявление в новую школу.

В заявлении об отчислении в порядке перевода нужно указать фамилию, имя, отчество и дату рождения ребёнка, класс и профиль обучения (если есть), а также наименование школы, куда планирует перейти ученик. Если причина перевода переезд, то достаточно названия населённого пункта.

В течение трёх дней школа должна издать акт об отчислении ученика. Родителям предоставят личное дело, медицинскую карту и документы о текущей успеваемости школьника. Важно проследить, что на документах стоит печать школы и подпись уполномоченного лица. Также на новом месте может пригодиться справка об обучении в конкретной образовательной организации. Её можно запросить при отчислении.

  • личное дело ребёнка;
  • медицинская карта;
  • документы, подтверждающие успеваемость;
  • заявление о зачислении в школу в порядке перевода.

Новая образовательная организация должна рассмотреть обращение и принять решение о зачислении в течение трёх дней.

Если родители передумают и решат вернуть ребёнка в прежнюю школу, то восстановиться можно в течение пяти лет при наличии свободных мест, но не раньше завершения учебного года или семестра, в котором ребёнок отчислился.

Перевод в онлайн-школу

Количество мест в государственных школах ограничено. А частные учебные заведения не всегда располагаются в шаговой доступности. Благодаря онлайн-школам, можно получать качественные знания из любой точки мира.

Чтобы перевестись в онлайн-школу, необходимо поменять очную форму обучения на семейную или заочную и прикрепиться к образовательной организации для сдачи аттестаций.

Переход на семейное обучение производится в четыре этапа:

    органов управления образования,
  • отчисление из контингента школы,
  • подписание договора с онлайн-школой,
  • прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна.

Переход на заочное обучение осуществляется по договорённости с администрацией школы. Родители пишут заявление на имя директора, и если локальные акты организации не запрещают заочку, издаётся приказ о смене формы обучения. После этого можно подписывать договор с онлайн-школой и заниматься дома.

Само обучение проходит на платформе онлайн-школы. Например, в онлайн-школе учёба состоит из вебинаров с преподавателем, интерактивной домашки, тестов для контроля знаний и внеурочных активностей.

Перевод в вечернюю школу

В вечернюю школу, как правило, переводятся те, кто хочет продолжить школьное обучение в более взрослом возрасте, иметь возможность совмещать получение знаний с работой, поступить в дальнейшем в вуз.

Получение образования в вечерней школе — это не самостоятельная форма обучения, а лишь один из форматов организации учебного процесса. Юридически такие ученики находятся на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.

Перевестись в вечернюю школу можно, если уже есть аттестат об основном общем образовании или человеку больше 15 лет. Алгоритм перевода в вечернюю школу такой же, как в обычную. Разница лишь в том, что нужно соответствовать указанным критериям, а в пакет документов необходимо добавить аттестат за девятый класс.

Изображение на обложке: Sheetal Dwivedi / Dribbble

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно



Разбираемся в юридических тонкостях и практике двух разновидностей обучения вне традиционной массовой школы.

Чтобы перевести ребенка из одной школы в другую, перед отчислением необходимо зарегистрировать электронное заявление о приеме в новую школу.

2. Как подать электронное заявление?

3. Что будет после подачи заявления?

После регистрации электронного заявления в течение 5 рабочих дней вы получите уведомление с информацией об условиях приема, перечне необходимых документов и сроках их представления в школу либо уведомление об отказе из-за отсутствия свободных мест.

Как только из новой школы сообщат, что ребенок записан, можете идти в прошлую школу для отчисления.

4. Какие документы забрать из старой школы?

В старой школе напишите заявление об отчислении ребенка и заберите:

  • справку об обучении или периоде обучения;
  • ведомость текущих отметок за подписью директора с печатью школы;
  • медицинскую карту.

После этого посетите новую школу.

5. Какие документы нести в новую школу?

В новую школу принесите следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность одного из родителей или законных представителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о регистрации ребенка;
  • справку об обучении или периоде обучения из прошлой школы;
  • ведомость текущих отметок за подписью директора прошлой школы с печатью школы;
  • медицинскую карту;
  • аттестат об основном общем образовании (для учащихся 10-х или 11-х классов);
  • удостоверение опекуна или попечителя (при необходимости).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства дополнительно нужно представить:

  • документ, подтверждающий родство родителя и ребенка;*
  • документ, подтверждающий право ребенка на пребывание на территории России.*

В течение 5 рабочих дней после приема документов ребенка зачислят в школу.

Все документы иностранного образца представляются вместе с нотариально заверенным переводом на русский язык.

6. Как поступить, если ребенку нужны специальные условия обучения?

  • реквизиты медицинского заключения, выданного в системе здравоохранения города Москвы;
  • сведения о заявителе (родителе/законном представителе) и ребенке, контактные данные;
  • наименование образовательной организации в случае, если ребенок обучается в образовательной организации, расположенной на территории города Москвы.

7. У меня остались вопросы, куда обратиться?

Если у вас остались вопросы, обратитесь в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования и науки города Москвы:

Плохая учёба не всегда связана с интеллектуальный развитием ребёнка. Успеваемость и успешность школьников зависит от многих факторов - социальных, психологических, биологических и физиологических и т. д.

Но основных внешних причин перевода ребёнка в иное образовательное учреждение всего три - педагоги, дети, администрация.

Педагоги

Итак, здесь 4 причины

1. Ребёнок мешает педагогу вести урок своим поведением

Здесь речь не только о гиперактивном ученике, который несчастный не знает куда ему деть свою гиперактивность, и ведь никто не подскажет.

Если ребенку исключительно повезло родиться математически одарённым или активным холеричным лидером, это может не понравиться учителю, которому для спокойствия нужен послушный болванчик средней успеваемости. Учитель в данном случае собирательный образ усталого человека, не стремящегося к профессиональному росту и не способному быстро переучиваться и подстраиваться под изменяющуюся реальность. При этом он собирается ещё лет двести проработать в школе, потому что программа его предмета в рамках одного УМК это единственное, что он знает в этом мире. А ещё ему не чужды тщеславие, он падок на лесть, и научился мастерски манипулировать детьми и в некоторых случаях даже родителями. Поэтому когда в классе появляется белая ворона, у такого учителя срабатывает тревожная кнопка. Ага, сейчас назревает нарушение спокойствия, привычного хода вещей. Самое противное в этой ситуации то, что уникальность ребёнка предстаёт в интерпретации педагога некой извращенной патологией, отклонением от нормы, и дети, разумеется, начинают сторониться своего одноклассника. А учителю того и надо. Чем быстрее назреет конфликт с классом, тем больше шансов на то, что в стаде станет одной паршивой овцой меньше.

2. Ребёнок не понимает, что говорит учитель

У вас было такое: общаетесь с человеком, он вам что-то рассказывал, доказывал, объяснял, а после разговора вы и вспомнить не можете толком ничего. Если да, то вы общались с человеком, который энергетически вам не подходит. Во взрослой жизни мы избегаем таких людей на интуитивном уровне. Но у ребёнка в школе нет возможности не ходить на урок именно к этому учителю. Выбора у него нет, но после такого урока он ничего не помнит, словно через ватную стену слушал. Какими бы педагогическими техниками педагог не располагал, достучаться до ученика с другим энергетические уровнем ему будет крайне сложно. К тому же многие педагоги довольно скептически относятся к понятию энергетический уровень.

3. Педагоги не компетентны

Сегодня есть в школе замечательные педагоги, которые любят детей и свой предмет, которым нравится совершенствовать технологии преподавания, которым свойственно признавать свои ошибки и учиться на них. Есть такие рабочие лошадки, которые всю жизнь проработали в школе, видели все и всякое, и в целом делают свою работу хорошо. Но есть и такие, которые уже ничего не хотят, потому что слишком стары душой, или слишком молоды и неопытны и ещё к тому же плохо учились в ВУЗе. Это называется отсутствие ключевых профессиональных компетентнций. Если учитель по истории не может донести до учеников мысль, что религий много, и выбор конфессии дело личное, и усердно проповедует баптизм, то дело плохо. Если учитель математики задаёт тонну домашнего задания, не учитывая другие предметы и элементарно возрастные особенности детей. Если учитель физкультуры видит только нормативы и в упор не замечает телосложение пухлого подростка, то дело плохо. Ещё хуже, если все эти педагоги работают в одной школе.

С одним учителем ещё можно договориться, но если такова педагогическая концепция школы сиречь администрации, то шансов на спокойное комфортное обучение мало.

4. Личная неприязнь.

Это случается довольно редко, но все же бывает. Некоторые родители дружны с педагогом ребёнка, а некоторые в состоянии вечной войны. Если это так, то с большой долей вероятность рано или поздно нелюбовь учителя к вам перейдёт на вашего отпрыска. Ну и что, что он ребёнок, и ничего плохого лично учителю не сделал. Всё мы люди, и такой перенос эмоций с предков на потомков отлично вписывается в человеческую картину межличностных отношений. И ничего с этим, кроме перехода в другую школу, не сделаешь.

Дети. Ещё 2 причины

1. Одноклассники представляют собой однозначно плохую компанию для ребёнка

Рассмотрим типичную ситуацию. Это может случиться, если вы из городской гимназии перевели ребёнка в сельскую СОШ в связи, например, с переездом. И там к вашему удивлению нет ни одного достойного собеседника для вашего чада, и теперь ему не с кем обсудить сложность воспроизведения Лунной сонаты Бетховена или особенности произношения английских слов американцами из штата Калифорния. Зато, новые одноклассники с удовольствием расскажут о 10 проверенных способах скрыть запах табачного дыма и почему на втором свидании можно уже не предохраняться.

2. Дети начали травлю

Коллектив сложное образование, в котором есть свои законы и правила. Детский коллектив нечто непредсказуемое без умного руководителя. Умных руководителей катастрофически не хватает, а дети жестоки и злы. Это правда. У них ещё не сформировались морально-нравственные ценности, поэтому в своих действиях они часто руководствуются сиюминутными прихотями или максимой "начал, иди до конца". Закончить безобидную шутку вовремя не получилось, и ситуация невинного подтрунивания переросла в жестокую травлю. Никто потом не вспомнит, кто начал первый, и вообще из-за чего все это, поэтому и решить проблему быстро не получится. Либо жертва самоустранится, то есть уйдёт в другую школу, либо перерастет, так как дети быстро все забывают и переключаются на новые объекты. Но для последнего варианта нужно время, терпение и огромный запас спокойствия.

3.Администрация. Последняя причина

К администрации школы относят завучей и директора. Они самые сильные звенья школьной цепи. Нередко именно от их действий зависит, останутся дети в школе или покинут ее. Как правило, они хотят избавиться от двоечников и прогульщиков, а также от асоциальных элементов, но иногда они демонстрируют определённый тип поведения, вследствие которого вполне себе умному ребёнку приходится искать новое образовательное пристанище. Как правило, этот тип поведения характеризуется бездействием, вялой реакцией на любые стимулы. Они могут соглашаться с родителями, одобрять их действия, что-то обещать, но на самом деле они сделают все, чтобы дело не сдвинулось с мёртвой точки. До последнего они будут защищать стиль поведения педагога, хотя сами могут и не добрять его, и, возможно, учителю крепко достанется за такие финты, но вы об этом не узнаете, потому что сор из избы не принято выносить, а школа это дом, это семья. Вот и получается, что как поведёт себя администрация это едва ли не самая главная причина, по которой дети покидают школы, но начинается проблема на уровне педагогов или детей.

Запомните, школа это система. Никто из управленцев не захочет создавать прецедент, в результате которого ученик окажется прав. Это естественная защитная реакция школьного организма. Как только дашь слабину, мамочки начнут атаковать педагогов по малейшей ерунде. Справедливости ради, надо отметить, что многие родители действительно напрасно возводят в степень серьёзность проблемы, попросту раздувая из мухи слона.

В общем, если вы решили повести войну против школы, приготовьтесь к долгой, нужной и упорной борьбе. Задайте себе вопрос, так ли это нужно вам, вашему ребёнку? Может есть смысл потратить то время, которое уйдёт на бессмысленное сражение с системой, потратить на воспитание и обучение своего чада?

Порядок
и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2014 г. N 177)

С изменениями и дополнениями от:

17 января 2019 г.

I. Общие положения

1. Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее - Порядок), устанавливают общие требования к процедуре и условиям осуществления перевода обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в которой он обучается (далее - исходная организация), в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (далее - принимающая организация), в следующих случаях:

по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;

в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.

2. Учредитель исходной организации и (или) уполномоченный им орган управления исходной организацией (далее - учредитель) обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их письменного согласия, а также несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей).

3. Действие настоящего Порядка не распространяется на специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением и общеобразовательные организации при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

4. Перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года.

II. Перевод совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей)

5. В случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:

осуществляют выбор принимающей организации;

обращаются в выбранную организацию с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет;

при отсутствии свободных мест в выбранной организации обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения принимающей организации из числа муниципальных образовательных организаций;

обращаются в исходную организацию с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую организацию. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.

6. В заявлении совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода в принимающую организацию указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося;

б) дата рождения;

в) класс и профиль обучения (при наличии);

г) наименование принимающей организации. В случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации.

7. На основании заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об отчислении в порядке перевода исходная организация в трехдневный срок издает распорядительный акт об отчислении обучающегося в порядке перевода с указанием принимающей организации.

8. Исходная организация выдает совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося следующие документы:

личное дело обучающегося;

документы, содержащие информацию об успеваемости обучающегося в текущем учебном году (выписка из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).

9. Требование предоставления других документов в качестве основания для зачисления обучающихся в принимающую организацию в связи с переводом из исходной организации не допускается.

10. Указанные в пункте 8 настоящего Порядка документы представляются совершеннолетним обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в указанную организацию в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

Информация об изменениях:

Порядок дополнен пунктом 10.1 с 16 февраля 2019 г. - Приказ Минпросвещения России от 17 января 2019 г. N 20

10.1. При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся 1 .

1 Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32 (часть I), ст. 5110).

11. Зачисление обучающегося в принимающую организацию в порядке перевода оформляется распорядительным актом руководителя принимающей организации (уполномоченного им лица) в течение трех рабочих дней после приема заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, с указанием даты зачисления и класса.

12. Принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении обучающегося в порядке перевода письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию.

III. Перевод обучающегося в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе; в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования

13. При принятии решения о прекращении деятельности исходной организации в соответствующем распорядительном акте учредителя указывается принимающая организация (перечень принимающих организаций), в которую будут переводиться обучающиеся, предоставившие необходимые письменные согласия на перевод в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.

О предстоящем переводе исходная организация в случае прекращения своей деятельности обязана уведомить совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о прекращении деятельности исходной организации, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет. Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на перевод в принимающую организацию.

14. О причине, влекущей за собой необходимость перевода обучающихся, исходная организация обязана уведомить учредителя, совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в письменной форме, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет:

в случае аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности - в течение пяти рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда;

в случае приостановления действия лицензии - в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр лицензий сведений, содержащих информацию о принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, решении о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности;

в случае лишения исходной организации государственной аккредитации полностью или по соответствующей образовательной программе, а также приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования - в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, сведений, содержащих информацию о принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования (далее - аккредитационные органы), решении о лишении исходной организации государственной аккредитации полностью или по соответствующей образовательной программе или о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;

в случае если до истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе осталось менее 105 дней и у исходной организации отсутствует полученное от аккредитационного органа уведомление о приеме заявления о государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу - в течение пяти рабочих дней с момента наступления указанного случая;

в случае отказа аккредитационного органа исходной организации в государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, если срок действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе истек, - в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, сведений, содержащих информацию об издании акта аккредитационного органа об отказе исходной организации в государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

15. Учредитель, за исключением случая, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, осуществляет выбор принимающих организаций с использованием:

информации, предварительно полученной от исходной организации, о списочном составе обучающихся с указанием осваиваемых ими образовательных программ;

сведений, содержащихся в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

16. Учредитель запрашивает выбранные им из Реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, о возможности перевода в них обучающихся.

Руководители указанных организаций или уполномоченные ими лица должны в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего запроса письменно проинформировать о возможности перевода обучающихся.

17. Исходная организация доводит до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) полученную от учредителя информацию об организациях, реализующих соответствующие образовательные программы, которые дали согласие на перевод обучающихся из исходной организации, а также о сроках предоставления письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, на перевод в принимающую организацию. Указанная информация доводится в течение десяти рабочих дней с момента ее получения и включает в себя: наименование принимающей организации (принимающих организаций), перечень образовательных программ, реализуемых организацией, количество свободных мест.

18. После получения соответствующих письменных согласий лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, исходная организация издает распорядительный акт об отчислении обучающихся в порядке перевода в принимающую организацию с указанием основания такого перевода (прекращение деятельности организации, аннулирование лицензии, лишение организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечение срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе).

19. В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося указывают об этом в письменном заявлении.

20. Исходная организация передает в принимающую организацию списочный состав обучающихся, копии учебных планов, соответствующие письменные согласия лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, личные дела обучающихся.

21. На основании представленных документов принимающая организация издает распорядительный акт о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода в связи с прекращением деятельности исходной организации, аннулированием лицензии, приостановлением действия лицензии, лишением исходной организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, приостановлением действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, истечением срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

В распорядительном акте о зачислении делается запись о зачислении обучающегося в порядке перевода с указанием исходной организации, в которой он обучался до перевода, класса, формы обучения.

22. В принимающей организации на основании переданных личных дел на обучающихся формируются новые личные дела, включающие в том числе выписку из распорядительного акта о зачислении в порядке перевода, соответствующие письменные согласия лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

Читайте также: