Диагностика слепых детей в школе

Обновлено: 04.07.2024

В рамках реализации новых подходов к образованию детей с проблемами в развитии, обусловливающих необходимость личностно-ориентированного подхода, реализуемого посредством вариативности, разнотемповости и разноуровневости образования, особое место отводится комплексной диагностики уровня готовности слепых и слабовидящих к школьному обучению.

Диагностическая работа в данном направлении имеет свой целью не только необходимость определить реальный уровень готовности каждого воспитанника к школьному обучению, но и потребность наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. Результаты диагностической работы имеют огромное значение, так как именно учет полученных результатов позволяет разработать для каждого ученика индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Игнорирование результатов диагностической работы по выявлению уровня готовности к школьному обучению или отсутствие такой работы неизбежно обусловливает появление у ученика так называемой школьной дезодаптации. Школьная дезодаптация, возникающая в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развития (ситуации школьного обучения), в свою очередь может являться причиной школьной неуспеваемости, нарушений поведения, появления у ребенка состояний повышенной нервенно-психической напряженности.

По данным современных психолого-педагогических исследований, именно дети с нарушениями развития (в том числе слепые и слабовидящие) более подвержены действию таких неблагоприятных факторов, как длительная психическая депривация (сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная, самотическая ослабленность, нарушение формирования или недо1развитость) отдельных функций и познавательных процессов и т.п.

Таким образом, диагностическую работу по оценке уровня готовности к школьному обучению можно рассматривать как средство профилактики школьной дезодаптации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Диагностика слепого младшего школьника

Цель: диагностика слухового восприятия

Серия А. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

3) III III III (быстро);

4) IIIIII (быстро);

Полное правильное повторение всех ритмов серий говорит о хорошо развитом слуховом восприятии ребенка.

В случае, если ребенок сначала затрудняется выполнять задания новой серии, но позже воспроизводит верно, можно сказать об патологической инертности.

Совершенно иной характер имеет нарушение выполнения ритмов при поражениях премоторной области. Характерное для этих поражений нарушение системы высших автоматизмов делает невозможным выполнение плавных кинетических мелодий. Каждый удар, входящий в ритмическую структуру, требует в этих случаях изолированного импульса, и автоматизации ритмических ударов не возникает. Выполнение двигательных ритмов у больных этой группы осложняется еще и тем, что при каждой попытке ускорить темп денервация ритмических ударов затрудняется, возникают лишние удары, ошибочность которых больной хорошо оценивает, но затормозить которые часто оказывается не в силах.

Своеобразные особенности представляет выполнение ритмов у больных с поражениями лобных отделов мозга. Одной из таких особенностей является тот факт, что в результате описанного выше нарушения регулирующей роли речи выполнение ритмов по словесной инструкции оказывается у них не лучше (как это бывает у больных с поражением височных отделов мозга), а значительно хуже, чем выполнение ритмов по наглядному слуховому образцу. Больные этой группы легко теряют обозначенный в инструкции ритм или удерживают его на протяжении очень короткого времени, легко поддаются влиянию инертности раз возникших импульсов и с очень большим трудом переключаются с одного, ранее выполнявшегося ритма, на другой, новый ритм.

Цель: диагностика осязательного восприятия

В случае, если ребёнок верно распознает все предметы, то можно говорить о хорошо развитом осязательном восприятии.

Если ребенок не узнает какой-то предмет, то сначала нужно убедиться в том, что этот предмет знаком ребенку, что он встречал его и имел возможность запомнить тактильный образ предмета. Если предмет ребенку знаком, но он не может его узнать, то данную ситуацию можно с осторожностью интерпретировать как нарушения осязательного/тактильного восприятия.

Цель: диагностика уровня развития внимания.

Тебе нравится, как пахнут цветы?

Когда у тебя день рождения?

Малина это овощ?

Снег выпадает зимой?

Когда дети идут в школу?

Ты любишь слушать музыку?

В школе есть перемены?

Нужно мыть руки перед едой?

Как часто ты ешь в течении дня?

Если ребенок внимателен, он при выполнении данного задания может набрать 10 баллов. Каждое нарушение запрета — вычитание 1 балла. Отвечать на вопрос следует немедленно.

4-7 баллов – средний уровень развития внимания;

0-3 балла – низкий уровень развития внимания.

Цель: изучение процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Инструкция: состоит из нескольких, этапов;

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

Слова для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностический комплект представляет собой набор методик для обследования детей с нарушением зрения. Содержит описание методик и их интерпритацию.

Диагностический комплект для обследования детей с нарушением зрения

Составитель:

1. Исследование зрительного восприятия

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Предметные представления

1. Предметные изображения (силуэтные изображения)

2. Восприятие сюжетных изображений

Цвета и оттенки

3. Узнавание и называние (10 цветов+3 цвета и их оттенки)

4. Узнавание и называние (6 объемных фигур + 4 плоскостные фигуры)

Восприятие сложной формы

5. Составление целого из частей (8 частей)

6. Словесное обозначение категорий величин (7 категорий)

-Набор силуэтных изображений: молоток, заяц, свинья, бабочка, кружка, лошадь, козел, медведь, гриб.

-Сюжетное изображение многоплановой перспективы

- Набор цветовых карточек 10 цветов (зеленый, желтый, синий, оранжевый, красный, черный, белый, коричневый, фиолетовый, голубой) и набор предметных картинок по оттенковым цветам (желтый, красный, зеленый)

- Набор геометрических фигур плоскостных (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) и объемных (параллелепипед, трапеция, цилиндр, шестиугольник, пятиугольник, треугольная призма)

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.

Уровни развития зрительного восприятия:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.

2. Исследование пространственного ориентирования

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Ориентировка на себе

1. Выделение правой и левой стороны тела

2. Изображение эмоциональных состояний на себе

Ориентировка в микропространстве

3. Словесное определение углов и сторон листа и работа с клеткой

Ориентировка в макропространстве

4. Умение словесно ориентироваться в пространстве по памяти

5. Составление схемы движения по памяти

- Лист бумаги и карандаш

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.

Уровни развития пространственного ориентирования:

Высокий уровень – от 12 до 15 баллов;

Средний уровень – от 7 до 11 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 6 баллов.

3. Исследование мелкой моторики

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

Тактильное восприятие

1. Узнавание и называние геометрических и объемных форм

2. Называние характера поверхности

Графомоторные навыки

3. Владение карандашом при обводке

4. Штриховка изображения

Развитие мелкой моторики и мускулатуры

5. Владение ножницами

6. Завязывание узла и банта на шнурках

- Набор геометрических фигур в мешочке

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.

Уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.

4. Исследование социально-бытовой ориентировки

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Критерии оценки

1. Сведения о себе и своей семье

2. Название полного домашнего адреса ребенка

4. Дефренциация профессий и название орудий труда

5. Обобщающие слова по лексическим темам

6. Ориентировка во времени (части суток, времена года, дни недели, месяцы)

-«Назови свое имя, отчество, фамилию;

- Назови имя и отчество своих родителей;

- Назови профессию и место работы твоих родителей;

- Изображения профессий и орудий труда (военный, полицейский, врач, парикмахер, пожарный, воспитатель)

- Набор картинок по частям суток

Бальная оценка каждого задания:

1 балл – не справляется с заданием;

2 балла – частично выполняет задание;

3 балла – задание выполнено верно.

Уровни развития мелкой моторики:

Высокий уровень – от 16 до 18 баллов;

Средний уровень – от 9 до 15 баллов;

Низкий уровень – от 0 до 8 баллов.

Уровень развития

Зрительное восприятие

Ориентировка в пространстве

Мелкая моторика и осязание

Социально-бытовая ориентировка

Восприятие, составление сложных форм из простых

Развитие мимики и пантомимики

Обводка и штриховка

Ф.И.О свое и членов семьи, место жительства

Знания по лексическим темам

Ориентировка во времени

1. Узнает силуэтные изображения

2. Выполняет классификацию по цвету

3. Классифицирует объекты по форме

4. Выстраивает предметный ряд по величине в порядке возрастания и убывания (7 величин)

5. Составляет целое из частей (8 частей)

6. Называет правильно форму геометрических фигур плоскостных и объемных

1. Ориентируется на своем теле

2. Показывает эмоциональные состояния человека

3. Правильно ориентируется на листе бумаги по указаниям

4. Словесно обозначает расположение предметов в макро- и микроплоскости

5. Умеет составлять схему пространственного расположения

1. Узнает на ощупь плоскостные геометрические формы

2. Узнает и правильно называет характер различных поверхностей (3-4)

3. Умеет завязать узел и бант

4. Обводит по контуру несложные плоскостные фигуры и штрихует их, не выходя за контур

5. Аккуратно вырезает по контуру изображение

1. Знает и называет Ф.И.О. свое и членов своей семьи, их возраст, а также место проживания, в т.ч. город, страну

2. Дифференцирует и узнает на картине виды профессий взрослых.

3. Узнает, называет и выделяет некоторые виды орудий труда (4-5)

4. Хорошо ориентируется в частях суток, временах года, днях недели и последовательно их называет

1. Допускает 2-3 ошибки

2. Правильно называет и выделяет 7-9 цветов из 10

3. Может путать формы, но при

уточнении называет правильно

4. Может путать величины местами при выстраивании предметного ряда, но при обнаружении ошибки исправляется

5. Составляет целое из 8 частей с помощью взрослого

6. Допускает 2-3 ошибки

1. Иногда допускает ошибки при ориентировании на себе

2. Допускает 2-3 ошибки при показе эмоций

3. Допускает некоторые ошибки при ориентировании на плоскостях (бумаги)

4. Недопонимает словесное обозначение расположения предметов в микро- и макропространстве, а также мало употребляет подобные слова в своей речи

5. Путается при нахождении определенного местоположения при изображении схемы в реальном пространстве

1. Допускает 2 ошибки

2. Ошибается в определении величин, путается

3. Завязывает с трудом, мелкая моторика при этом слабая

4. Линия контура слабая, часто смещающаяся, штрих иногда выходящий за контур

5. Не ровно вырезает по контуру

1. Не знает отчества родителей, их возраст. Путает названия города и страны, номера дома и квартиры

2. Допускает до 3-х ошибок по

различным лексическим темам

3. Допускает 1-2 ошибки при узнавании и назывании орудий труда

4. Знает части суток, времена года, дни недели, но не называет их в последовательном порядке

1. Часто ошибается, не узнает изображения

2. Допускает более 3-х ошибок путает названия цвета

3. Плохо дифференцирует формы

4. Плохо понимает разницу между величинами, выстраивает их в разном порядке

5. Не составляет целое только из 8 частей, даже с помощью

6. Не следует образцу

1. Крайне плохо ориентируется на себе

2. В основном показывает только полярные эмоции, но не совсем точно

3. Не выполняет ориентировку на плоскостях по указаниям

4. Не называет расположение предметов в пространстве и не использует в своей речи

5. Не понимает обозначения различных схем

1. Выделяет только округлые и угловатые фигуры

2. Не может определить фигуру на ощупь

3. Путает качество и названия поверхностей

4. Не справляется с умением завязывать

5. Контур обводимой фигуры не имеет узнаваемой формы, штрих не имеет смысловую направленность

1. Затрудняется назвать Ф.И. членов своей семьи, адрес, город и страну

2. Крайне плохо дифференцирует понятия по лексическим темам, затрудняется при узнавании их на картинке

3. Узнает и называет орудия труда меньше 2-х либо не называет вообще

4. Плохо ориентируется во временных понятиях, не понимает смысла их существования.

Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения.

Оценить 48308 0

Диагностические методики, адаптированные для работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Принципы адаптации диагностических методик при обследовании детей разных возрастных групп с нарушениями зрения

Проведение диагностики детей с нарушениями зрения требует специальных методик, которых, к сожалению, мало. Адаптация стимульного материала при исследовании детей с нарушениями зрения вызывается необходимостью его четкого и точного восприятия детьми и требует от специалиста знания диагноза заболевания и состояния основных зрительных функций исследуемого ребенка: остроты зрения, цветового зрения, характера зрения и др.

В связи с этим стимульный материал для обследования должен учитывать индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Предлагаемые для обследования задания могут состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, рельефных и плоскостных изображений в контурном или силуэтном виде, выполненных в различной цветовой гамме.

Методические рекомендации по проведению диагностики

Работая в специальных дошкольных учреждениях, приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.

Имеются также общие требования, которые необходимо выполнять при предъявлении стимульного материала, обращенного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне. Они также лучше воспринимают заполненные, силуэтные фигуры, нежели контурные.

Среди особенностей построения стимульного материала следует обратить внимание на несколько положений, которые должны быть учтены при выборе и адаптации методик: соблюдение в изображениях пропорциональности отношений по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов, соотношение с реальным цветом объектов, высокий цветовой контраст, более четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.

Величина предъявляемых объектов должна быть определена в зависимости от 2 факторов: возраста и зрительных возможностей детей. Предъявление стимульного материала слабовидящим детям должно осуществляться с расстояния не более чем 30-33см от глаз ребенка.

Расстояние от глаз определяется для каждого ребенка индивидуально (20-30 см). Картинки предъявляются под углом от 5 до 45 градусов.

Сложность фона: для детей дошкольного возраста фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его качестве в соответствии с заданием.

Цветовая гамма: желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона, особенно для детей дошкольного возраста.

При сходящемся косоглазии трудности детей связаны с восприятием материала вблизи, поэтому ребенку с дальнозоркой рефракцией при проведении тестирования необходимы очки для близи.

При расходящемся косоглазии при высокой степени миопии детям также требуются очки для близи, а при миопии средней и слабой степени они не требуются (при отсутствии астигматизма).

Детям с амблиопией и косоглазием от 5 до 10 лет с остротой зрения до 0,3 с нецентральной, но устойчивой фиксацией рекомендуется использовать тест-объекты преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, размеры которых менее 2 см. Детям в том же возрасте, с той же остротой зрения до 0,3, но с центральной и неустойчивой, а также нецентральной и неустойчивой фиксацией рекомендуется предъявлять тест-объекты тех же цветов, размеров. Однако время обследования желательно ближе к полудню.

Детям в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, со сходящимся косоглазием можно предъявлять объекты разнообразных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня. На занятиях этой группе детей рекомендованы упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль).

Дети в возрасте от 5 до 10 лет с остротой зрения выше 0,4 с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять объекты различных цветов и размеров. Обследование можно проводить в любое время дня.

Для детей от 5 до 10 лет с остротой зрения от 0,4 до 1,0 при одновременном, бинокулярном неустойчивом характере зрения и отсутствии косоглазия предъявление стимульного материала имеет лишь возрастные противопоказания.

При предъявлении стимульного материала требуется увеличение времени как минимум вдвое, а в тяжелых случаях время может быть увеличено до 10 раз.

Трудности координации движений, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, что также требует увеличения временных норм на их выполнение по сравнению с нормально видящими детьми в 2-3 раза.

Монокулярный характер зрения детей с амблиопией и косоглазием определяет недоразвитие микрокоординации движений, поэтому не следует учитывать неточность движений при выполнении заданий, а лишь их результативность. Удлиняется и время выполнения заданий.

Диагностическое обследование детей проводится со снятой окклюзией.

Диагностика уровня формирования восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (5-6 лет)

Для оказания помощи педагогу в деле соотнесения зрительных функциональных возможностей с фактическим восприятием могут быть предложены методики диагностики перцептивного развития. В ходе занятий по этим методикам выявляется наличие или отсутствие у ребенка зрительного внимания, представлений, возможностей опознавания изображений, элементарных навыков работы с наглядным материалом.

В предложенные ниже методики включаются задания разной степени сложности, которые рассчитаны на работу с детьми старшего дошкольного.

Методика 1. Зрительное опознавание изображений с усиленными признаками

Это самая простая методика предназначена для того, чтобы выявить среди детей с низким зрением тех, которые смогут заниматься по курсу развития зрительного восприятия. На рисунках. представлены геометрические фигуры и предметные изображения, окрашенные в черный и основные хроматические цвета.

Для выполнения первого задания потребуется 2 набора карточек. Один из них включает 5 карточек с изображениями, соответствующими или другими изображениями выбранными педагогом.

Во втором задании участвует только первый (базовый) комплект карточек. Педагог последовательно предъявляет ребенку изображения и просит его назвать форму и цвет фигур (вербальная форма). При рассматривании каждого рисунка ребенку может быть задан вопрос: где находится та или иная фигура - вверху, внизу, справа или слева? Таким образом педагог получит информацию о восприятии ребенком основных признаков изображений: формы, цвета, местоположения в пространстве. Если ребенок не выполняет оба задания, то это свидетельствует о том, что его зрительные функциональные возможности недостаточны для занятий по курсу нижеизложенных методик, В случае выполнения двух или даже только первого задания с детьми может проводиться дальнейшая коррекционная работа.

Методика 2. Зрительное опознавание объемных и плоских объектов и их соотнесение

Для работы подбираются объекты, с которыми ребенок сталкивается в быту и которые имеют для него особую значимость (посуда, одежда, мебель и т.д.). Самое простое задание этой методики - соотнесение объемного и двух плоскостных объектов, один из которых является изображением объемного. Наиболее сложное задание состоит в необходимости выбора из семи изображений одного, которое соответствует объемному объекту. Задания выполняются как на вербальном (соотнесение объектов по сходству без их называния), так и на вербальном уровне (с называнием объектов).

Отмечаются выполнение заданий (а), (б), (в) следующим образом:

2 балла - если при назывании реального объекта и/или 5 предметных изображений ребенок ошибается не более двух раз;

1 балл - если при назывании реального объекта и/или 5 предметных изображений ребенок ошибается более двух раз;

0 баллов - неправильное соотнесение реального предмета и его изображения, ошибки в опознавании практически каждого предметного изображения.

В процессе обследования отмечается, какой вид помощи требуется ребенку (привлечение внимания, помощь в выделении существенных частей/деталей изображения, которые могут облегчить его опознание, и т.д.)

Методика 3. Развитие зрительно-моторных координаций

Наиболее простые задания этой методики состоят в прослеживании с помощью руки и глаза, либо волнистых, либо ломаных линий, изображенных на листах белой бумаги.

В задании (а) отмечаются нахождение и ненахождение всех фигурок и правильность их опознания, а в задании (б) отмечается прослеживание или непрослеживание обеих линий до конца. Дополнительно отмечаются характер прослеживания линии, соскальзывание с одной лини и переход на другую, сдвиги фломастера с линии, остановки. Результаты выполнения пункта (а) фиксируются педагогом в протоколе, но в баллах не оцениваются.

Правильность выполнения пункта (б) оценивается в баллах следующим образом:

3 балла - прослеживание обеих линий до конца, не более трех остановок и сдвигов с линии;

2 балла - прослеживание обеих линий до конца, более трех остановок и сдвигов с линии;

1 балл - прослеживание одной линии до конца, остановки, соскальзывание с одной линии и переход на другую; 0 баллов - невыполнение задания.

Исследование зрительной перцепции с помощью изложенных методик проводятся до начала, после шести месяцев и после одного года коррекционного обучения. Полученные индивидуальные данные сравниваются, что позволяет сделать вывод о динамике изменений состояния зрительной перцепции в ходе коррекционных занятий.

Методика 4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке

Для реализации этой методики используются простые и сложные лабиринты. Один из лабиринтов (а) представляет собой соединение горизонтальных и вертикальных линий, другой (б) - пересечение волнистых линий без четких границ.

Оценки за выполнение задания:

П.1: 1 балл - есть предварительная ориентировка;

0 баллов - нет предварительной ориентировки;

П.2: 2 балла - зрительная ориентировка;

1 балл - зрительно-моторная ориентировка;

П. 3 – 4: 2 балла - в каждом лабиринте допустимо сделать не более двух захождений в тупики и не более двух остановок одновременно (в сумме не более 4-х ошибок).

1 балл - в каждом лабиринте допустимо сделать не более трех захождений в тупики и не более трех остановок одновременно (в сумме не более 6-ти ошибок).

П.5:3 балла - прохождение лабиринта в течение 1 мин.

2 балла - прохождение лабиринта в интервале от 1 мин. до 2 мин.

1 балл - прохождение лабиринта в интервале от 2 мин. до 2миню 30 сек.

0 баллов - прохождение лабиринта более чем за 2 мин. 30 сек.

П.6:2 балла - прохождение лабиринта от начала до конца.

1 балл - прохождение половины лабиринта.

0 баллов - прохождение менее половины лабиринта.

Методика 5. Способность восстанавливать целое предметное изображение из частей по образцу

Наиболее простым заданием этой методики является составление целого изображения из частей при наличии образца в поле зрения ребенка. Размер изображения приблизительно 1,5 х 1,5 см. Количество частей, на которые разрезана картинка, должно соответствовать возрасту ребенка и состоянию его зрения. Так, например, картинка, разрезанная на 2 части, может быть предложена ребенку 2-х лет и ребенку 8 - 10 лет с остаточным зрением. Картинки с четкими контрастными изображениями фруктов, овощей, животных разрезались по вертикали и горизонтали на 4 (первый вариант) и 8 (второй вариант) равных частей. Вначале ребенок рассматривает и описывает целое изображение (а), затем он должен собрать это изображение из частей, имея перед глазами образец (б).

Более сложным заданием является дорисовывание изображения (пирамидки) на основании ее фрагментов

В протоколе фиксируется (а) называние изображенного, (б) точность описания по вопросам педагога (какого цвета, формы, сколько предметов (если их несколько), где расположен (наверху, внизу, справа, слева,…), (в) выполнение задания на составление целого, (г) стратегия составления (хаотичный перебор частей или целенаправленный подбор частей).

В баллах оценивается только выполнение п. (в).

3 балла - составление целой картинки без помощи учителя.

2 балла - составление целой картинки с небольшой помощью учителя (например, привлечение внимания, помощь в ориентации отобранногоребенком элемента и т.д.).

Для организации дифференцированного обучения большое значение имеет своевременная психологическая диагностика интеллектуального развития однако на данный момент отсутствует стандартизированный психодиагностический инструментарий, позволяющий провести дифференциальную диагностику интеллекта у данного контингента учащихся. Поэтому была поставлена задача разработать и апробировать комплекс методик, позволяющий диагностировать нарушение интеллектуальной деятельности у слепых младших школьников. В предлагаемый психодиагностический комплекс вошли известные методики, которые были модифицированы для работы со слепыми детьми 7—9 лет.

Эта методика позволяет составить представление не только о сформированное логических операций мышления (анализа, сравнения, обобщения, классификации), но и в целом об обучаемости лепого младшего школьника (скорости и качестве усвоения знаний, умений и навыков). В случае наличия у него интеллектуальных нарушений данные показатели будут находиться на значительно более низком уровне по сравнению с незрячими сверстниками, имеющими сохранные интеллектуальные возможности.

Данная методика была адаптирована для незрячих младших школьников с учетом возможности узнавания ими на ощупь знакомых предметных изображений, выполненных рельефно-точечным способом. Предлагается следующий стимульный материал: слова (игра, лето, море, лес, обед, труд, школа), соответствующие предметные изображения (матрешка, солнце, кораблик, гриб, ложка, молоток, портфель, дополнительно — звезда). В начале экспериментатор убеждался в том, что все предметные изображения знакомы ребенку. Затем последнему давалась инструкция: к каждому названному экспериментатором слову необходимо подобрать подходящую картинку с тем, чтобы лучше его запомнить. Если ребенок затруднялся при выборе картинки, ему оказывалась обучающая помощь в объеме 1—2 уроков для объяснения принципа подбора картинки к слову. После каждого сделанного ребенком выбора предлагалось его обосновать, т.е. найти ассоциативную связь. После того как был сделан выбор картинок ко всем словам, ребенку задают 2—3 вопроса отвлекающего характера, а затем предлагают по картинкам воспроизвести запоминаемые слова.

При анализе полученных данных использовались следующие критерии:

самостоятельность выбора ассоциативной пары или необходимость оказания ребенку обучающей помощи и требуемый ее объем;

содержательность объяснения ребенком выбора ассоциативной пары;

точность воспроизведения слова по опорному изображению.

Данная методика позволяет диагностировать сформированность у слепого ребенка способности к абстрагированию. В случае наличия сопутствующих интеллектуальных нарушений у него будут возникать трудности как на этапе запоминания (невозможность самостоятельного побора ассоциативных пар, трудность вербализации выбора после обучающей помощи), так и воспроизведения (замена, искажение слов).

Если ребенок выполнял данное задание, то ему вновь предлагалось основное задание (карточки с разнородными предметными изображениями). При анализе результатов учитывалось количество попыток, потребовавшихся ребенку для выполнения основного задания (справился сразу; потребовался один обучающий урок; потребовалось два обучающих урока, не справился и после двух обучающих уроков).

На основании данной методики, позволяющей оценить способности незрячего ребенка к абстрагированию (и в целом к обучению), делается вывод об его интеллектуальных возможностях.

4. Исключение лишнего предмета.

Ребенку предлагалось выполнить три задания разной степени сложности. В первом задании необходимо было найти на ощупь лишний предмет из пяти по признаку величины (четыре больших и одна маленькая пуговица одинаковой толщины и фактуры). Во втором задании предлагалось найти одно лишнее из пяти плоскостных изображений (рыбок). Рыбки предъявлялись в виде аппликаций одинакового размера и формы, выполненных из бумаги двух

сортов: мелкозернистой (четыре рыбки) и крупнозернистой (одна рыбка). В третьем задании нужно было исключить одну из пяти рельефно изображенных геометрических фигур по признаку формы: большой и маленький круги; большой и маленький овалы, различно расположенные в пространстве (вертикально, горизонтально); один прямоугольник, расположенный горизонтально. При анализе результатов выполнения задания использовались

следующие критерии: справился ли ребенок с заданиями самостоятельно или потребовалась помощь взрослого; в каком виде помощи ребенок более всего нуждался (стимулирующей, организующей, обучающей); как принимал помощь и насколько она была эффективна для достижения результата.

Данная методика позволяет сделать вывод о степени сформированности у незрячего ребенка ряда логических операций (анализа, сравнения, обобщения) , что позволяет оценить его интеллектуальные способности.

II. Методика психологической диагностики уровня обучаемости слепых младших школьников

Для диагностики уровня умственного развития (его операционной и организационной сторон) у слепых младших школьников можно использовать комплекс методик, приведенный выше. На основании этого выявляются три группы учащихся:

1-я группа — дети с высоким уровнем умственного развития (они самостоятельно и успешно справились со всеми заданиями);

2-я группа — дети с достаточным уровнем умственного развития (им для выполнения

заданий потребовалась незначительная обучающая и организующая помощь взрослого);

3-я группа — дети с недостаточным уровнем умственного развития (даже после оказания обучающей помощи они самостоятельно не справлялись с заданиями).

Вместо палочек ребенку предлагалось в течение 5 мин писать рельефно-точечным шрифтом с помощью брайлевского прибора буквенный ряд, придерживаясь установленных правил:

писать буквы в определенной последовательности:

писать буквы не на каждой строке, а через одну (т.е. после написания каждой строки делать пропуск); осуществлять правильный перенос буквенного ряда с одной строки на другую:

Для оценки уровня сформированности саморегуляции нами использовались ледующие критерии:

высокий уровень — ребенок принимает все правила, во всех компонентах (Буквы для данного задания подобраны с учетом следующих соображений. Они взяты не по порядку их нахождения в алфавите, а с точки зрения легкости их дифференцировки в брайлевском варианте написания. Для детей, не освоивших буквенный рельефно-точечный шрифт, дается установка на написание точек шеститочия; первой, второй, третьей), удерживает их в процессе работы; работает сосредоточенно; после окончания работы принимает предложение экспериментатора найти ошибки, тщательно проверяя сделанное;

достаточный уровень — ребенок изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно-два правила (чаще на перенос буквенного ряда); ошибок не замечает; по окончании работы к предложению экспериментатора проверить сделанное относится формально;

недостаточный уровень — ребенок изначально принимает не все правила, по ходу работы может потерять и эти; работает хаотично; ошибок не замечает; от проверки сделанного отказывается.

После обследования учебной группы незрячих учащихся можно произвести несложные расчеты среднеарифметических показателей точности узнавания колец и общего времени работы. Учащихся, показавших результаты работы с корректурными таблицами выше среднегрупповых, можно условно отнести к высокому уровню работоспособности. Подобным способом определяются учащиеся со средним и низким уровнями умственной работоспособности.

На основании диагностики всех факторов, определяющих обучаемость, делается общий вывод об обучаемости ребенка. В результате можно выделить три группы незрячих младших школьников.

Первая группа — дети с высокой обучаемостью (показавшие высокий уровень умственного развития, личностной саморегуляции и умственной работоспособности). Таким учащимся необходимо давать задания сверхпрограммного материала, чтобы поддерживать учебно-познавательный интерес.

Вторая группа — дети с низкой обучаемостью (обнаруживается низкий уровень умственного развития, личной саморегуляции и умственной работоспособности). Такие дети нуждаются, во-первых, в выяснении причин пониженной обучаемости (чаще всего на фоне психического недоразвития), а во-вторых, в обучении по специальной программе (для учащихся с умственной отсталостью) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Третья группа — учащиеся, нуждающиеся в индивидуальной коррекционной помощи отдельных компонентов обучаемости. При сниженном уровне умственного развития ученику требуется помощь в овладении рациональными приемами мыслительной деятельности. Учащемуся с низкой умственной работоспособностью необходимо дозировать учебную нагрузку по объему и темпу выполнения. При недостаточном уровне личностной саморегуляции

учебной деятельности ребенку требуется помощь в формировании мотивов учения и социальной позиции учащегося, развитии произвольных процессов.

Читайте также: