Час мужества краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаем вам интервью московских школьников Маши Ш. и Димы Л. с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне — Юрием Георгиевичем Разумовским.

М. Ш. 1 Какое стихотворение о войне Вы более всего любите?

Ю. Г. На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Дело в том, что многие стихи мне по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск — в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступили слезы, когда я читал их в первый раз.

Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами.

М. Ш. А почему много?

Ю. Г. Потому что каждый поэт — это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще — всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.


Д. Л. В те годы больше было поэм или стихотворений, баллад или песен?

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд,
Одни в пустой квартире,
Их матери не спят.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Очень скоро стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и еще скорее облетали всю страну.

М. Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?

В этом стихотворении я имел в виду высоту духа, моральную высоту, о которой необходимо помнить всегда, в любом возрасте и в любое время.

Д. Л. Сейчас мы все чаще слышим, что народы не хотят войны.

М. Ш. Юрий Георгиевич! Мне кажется, что не случайно молодежь все чаще включает в свои выступления и концерты стихотворения и песни о войне, о памяти и совести, которые проверялись в жестокие годы военных лет. Например, различны стихотворения Анатолия Жигулина и Владимира Высоцкого, но одинаково скорбная нота в них о павших бойцах.

. Окопы старые
Закрыты пашнями.
Осколки острые
авно поржавели.

Д. Л. А каково значение этих стихов о войне в наше мирное время?

Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание, испытание силы духа, нравственности, совести. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало. Мы осознаем лучше историю через искусство и литературу.

1 М. Ш. — Маша Ш.;
Ю. Г. — Юрий Георгиевич;
Д. Л. — Дима Л.

2 Дань — здесь: отдать должное, долг. В старину дань — налог, взимавшийся победителем с побежденного народа.

3 Жертвенник — в старину место, на котором приносились жертвы.

Вопросы и задания

  1. Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Попробуйте сами сформулировать вопросы о литературе военных лет, попросив ответить на них ваших родственников, друзей, или найдите ответы в произведениях о войне, или подготовьте целиком интервью с участником Великой Отечественной войны.

Обогощайте свою речь

Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тема урока: Час мужества

(урок литературы в 7 классе)

Составил: учитель русского языка и литературы

Иванова Ольга Михайловна,

первая квалификационная категория

п. Игра 2014

Час мужества (урок литературы в в 7-й классе)

Цели и задачи урока:

- познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;

- научить их выразительному чтению;

- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация.

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3). Презентация

Вступительное слово учителя. На фоне песни “Священная война”. (Слайд 4)

О, Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

Ответы учащихся.

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

Ответы.

- В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”. (Слайд 5)

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 6)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 7)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора. (фонозапись)

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 8)

Чтение стихотворения. На фоне песни “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины” . Послушайте его. (Слайд 9)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества. “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наша республика во время ВОВ? (Слайд 10)

Удмуртия была основным поставщиком стрелкового оружия для фронта. В довоенный период Ижевск производил чуть более 2 тысяч винтовок, а уже в январе 1942 года за сутки вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизию.

За годы войны ижевские заводы дали фронту более 11 миллионов единиц стрелкового оружия. Это почти столько же, сколько вся промышленность США, в 2 раза больше, чем все заводы Германии.

К ним нужно прибавить 7 тысяч авиапушек, 214 тысяч пулемётов Березина и Максима , 131 тысячу противотанковых ружей Дегтярёва и Симонова , 692 тысячи пистолетов.

Воткинский завод за четыре года войны выпустил 52 тысячи пушек разных калибров, или почти 11 процентов произво дства артиллерии в стране. В завершающий период ВОВ коллектив завода добился среднего ежемесячного изготовления 1 тысячи пушек и до 60 тысяч штук боеприпасов. Чтобы пушки скорее попали на фронт, их красили прямо на железнодорожных платформах, пока паровоз тянул состав от Воткинска до Агрыза. В любое время суток и в любую погоду.

Ижевский метал - почти полтора миллиона тонн стали, 1 миллион 100 тысяч проката, почти 150 тысяч тонн штамповок и поковок, 100 тысяч тонн проволоки, калибровки и ленты, - поступал более чем на 150 оборонных предприятий страны. Из него ковали головки снарядов для "катюш" и коленчатые валы для самолётов, делали пружины для автоматов и противотанковых ружей, корпуса морских мин, отливали щиты пулемётов Максим и орудийные стволы.

Учитель. О нашем земляке, Николае Байтерякове, расскажет Малых Данил . (Слайды 11)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 12)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война .

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Час мужества: краткое содержание, описание и аннотация

В книгу вошли очерки о боевых действиях моряков в годы Великой Отечественной войны. Это рассказы о реальных людях — матросах и командирах — героях обороны и освобождения Таллина, Севастополя, Заполярья. Час мужества. Этот час приходит, когда твоей Родине грозит смертельная опасность и нужно собрать все силы, всю волю для достижения победы. Часом мужества была героическая оборона Таллина для связиста Константина Голева, севастопольская эпопея для школьницы Зои Козинец, бои в Заполярье для артиллериста Александра Покатаева, подводника Николая Лунина и еще многих воинов, о ком рассказано в этой книге.

Николай Михайловский: другие книги автора

Кто написал Час мужества? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Николай Михайловский: Только звезды нейтральны

Только звезды нейтральны

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Николай Михайловский: Всплыть на полюсе!

Всплыть на полюсе!

Николай Михайловский: Штормовая пора

Штормовая пора

Николай Михайловский: Ночь у мыса Юминда

Ночь у мыса Юминда

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Илья Эренбург: Летопись мужества

Летопись мужества

Николай Михайловский: Всплыть на полюсе!

Всплыть на полюсе!

Николай Чуковский: Рассказы

Рассказы

Николай Михайловский: Ночь у мыса Юминда

Ночь у мыса Юминда

Александр Ефимьев: Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941–1945

Николай Михайловский: Только звезды нейтральны

Только звезды нейтральны

Час мужества — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Все тревожнее становятся сводки Совинформбюро, и лейтенант Голев с горечью отмечает в своей тетради:

«. Не нахожу себе места, Москву бомбят уже третий раз. Из дома ничего нет. Почта, по-видимому, не работает.

— Летят, проклятые! — только и успел произнести Голев, ни на один миг не отрываясь от экрана, продолжая сообщать по рации все новые и новые данные о самолетах, держащих курс на Таллин.

Его сигналы были приняты. На зенитных батареях сыграли тревогу, и с узкой полоски асфальтированной дороги, на которой вынуждены были базироваться наши истребители, ушли в небо командир эскадрильи Романенко и его летчики Кулашов, Байсултанов, Потапов, Васильев.

На самых подступах к Таллину завязался воздушный бой, и лишь отдельные самолеты, прорвавшись к рейду и кораблям, бросали бомбы. Ничего этого не видел Голев. Он не знал о той, можно сказать, классической атаке, когда молодой истребитель Иван Георгиевич Романенко (ныне генерал-лейтенант в отставке) буквально врезался в строй бомбардировщиков, ошеломив своим дерзким маневром врага. Голев даже не слышал выстрелов зенитной батареи, стоявшей неподалеку от виллы, потому что все его внимание было направлено на экран, куда в это время приходили новые и новые сигналы.

После отбоя Голев снял трубку и услышал знакомый голос:

— На этот раз вы молодцы. Так держать дальше!

Налеты продолжались, и локаторщики, окрыленные первым успехом, старались издалека обнаружить воздушного противника.

В Таллине становилось тревожнее. О чем думал Голев?

Какие мысли роились в голове?

История создания

Вместе с тем, Анна Андреевна видела, что новой власти удалось объединить народ перед лицом фашистских захватчиков. Она искренне верила: её соотечественники сильны духом и достаточно патриотичны, чтобы встать грудью на защиту родной страны. Поэтесса полагала, что людям требуется моральная поддержка. Поэтому она создаёт данное произведение.

Жанр, направление, размер

Поэтический размер – четырёхстопный амфибрахий. Поэтесса использует два вида рифмовки: перекрёстную и парную. В стихотворении имеются женские и мужские рифмы.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение можно разделить на три части – это две основные части и дистих, который завершает стих на мажорной ноте:

Образы и символы

Темы и настроение

Ахматова поднимает три лаконичных, как и само произведение, темы:

Произведение, с настроенческой точки зрения, звучит торжественно, гордо и размеренно. И это не случайно: такое звучание отождествляет стихотворные строки с клятвой победить, отстоять родную землю, родной язык и национальные традиции.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем: необходимо суметь сохранить чистое и свободное русское слово, защитить родную речь от иноземного влияния фашистских захватчиков. Анна Андреевна не сомневается в мужественности русского народа, видит его непоколебимую веру в скорую победу. Такая уверенность автора ощущается в каждой поэтической строке и передаётся читателям.

Средства выразительности

В своём произведении Ахматова использует весьма скудную палитру средств художественной выразительности. Она делает это осознанно, стремясь придать поэтическому повествованию заметную строгость и торжественность. В стихотворении имеются следующие тропы:

Читайте также: