Причины и последствия детской агрессии в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры.

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Родительское собрание

Цели собрания:

1 . обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Участники: классный руководитель, родители детей класса

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения своей

способности любить, он способен ненавидеть,

проявляя агрессию и жестокость. Этим средством

он руководствуется как бегством от собственной

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано?

Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её. На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

Агрессия может быть физической (использование физической силы против другого человека или объекта, драки), вербальной ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства, ссора, крик, визг), и аутоагрессия (самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений)

Составление родителями портрета агрессивного ребенка . (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)

Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

Анализ анкетирования детей.

Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.

Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).

3. Запрет на физическую активность.

Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.

4. Различные нарушения семейного воспитания.

Частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, сарказм и ирония, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей плоха тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

К примеру, сегодня "лёгкие" уроки, можно в школу не идти, я напишу учителю записку, что тебе плохо. Не надо удивляться родителям этого ребёнка, если через пару лет он сам напишет записку

учителю и распишется за отца или мать.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 1З тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

- При подготовке к родительскому собранию мы провели исследование отношения детей к телепрограммам. Предлагаю вам ознакомиться с его результатами.

Профилактика агрессивного поведения.

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.

Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.

Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.

Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для человека и наказание, если:

оно следует немедленно за проступком;

оно суровое, но не жестокое;

оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

Методы для выражения подавленного гнева:

Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, пинать мяч, бегать вокруг дома.

Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

- Наша встреча подходит к концу. Очень хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, заставила задуматься.

Вот несколько советов:

Учитесь слышать своих детей.

Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Решение собрания.

Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

Делать установку на положительные эмоции.

Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии .

Приложения к родительскому собранию

Приложение 1.

Анкета для учеников

Чаще всего я радуюсь, когда _________________________________________

Чаще всего я смеюсь, когда _________________________________________ _

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда _________________________

Чаще всего я плачу, когда __________________________________________

Чаще всего я злюсь, когда ___________________________________________

Чаще всего я обижаюсь, когда _______________________________________

Мне хорошо, когда меня ____________________________________________

Мне плохо, когда меня _____________________________________________

Приложение 2.

Тест для учеников

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Подчеркните те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.

Цель : формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи : обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма проведения : беседа.

Подготовительная работа : анкетирование, подготовка памятки для родителей, проведение исследования по проблеме детской агрессивности.

Вопросы для обсуждения:

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как проявляется агрессия?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

Форма проведения: Беседа с презентацией.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( слайд)

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

- Как вы думаете, какая тема собрания? О чём будем говорить? ( слайд)

Этот вопрос актуален, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники.

Психолог Надежда Леонидовна Кряжева в своей книге написала:

Предлагаю вопросы для обсуждения

- Причины возникновения детской агрессии?

- Как проявляется агрессия?

- Как бороться с проявлением детской агрессии?

- И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её?

На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ.

(слайд ) Агрессия - действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету.

Агрессивность – это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.

Агрессия – это действие.

Агрессивность – это готовность к совершению таких действий.

Агрессия может проявляться как фи­зически (нанесение вреда здоровью людей, драка, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, пресле­дования и др.).

Для чего вообще людям агрессия? ( слайд )

Иногда она выступает сред­ством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Послушайте, что об этом говорят психологи.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Он не может промолчать, когда чем- то недоволен.

3. Когда кто- то причиняет ему зло, он обязательно старается оплатить тем же.

4. Часто спорит, ругается со взрослыми.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что- то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чём- то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Часто завистлив, мстителен.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто- то над ним подшучивает.

10. Иногда специально раздражает людей.

11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.

12.Часто отговаривает взрослым.

13. Приходится несколько раз повторять просьбы.

14. Любит быть первым.

15 Часто винит других в своих ошибках.

16.Легко ссорится, вступает в драку.

17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

19.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

20. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность- 15-20 баллов.

Средняя агрессивность- 7-14 баллов.

Низкая агрессивность- 1-6 баллов.

Степень агрессивности своего ребёнка вы определили. Не пугайтесь, а старайтесь понять, как можно помочь своему ребёнку.

Столкновение с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Причины детской агрессивности ( слайд )

Отношения в семье.

Внешняя среда (взаимоотношения со сверстниками)

Средства массовой информации (телевидение, Интернет)

Отношения в семье. ( слайд )

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования . Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявле­нию агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в фор­мировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребёнок видит не­честность, непорядочность, несправедливость, болезненно пережи­вает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Безразличное отношение - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к за­креплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходитель­ность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Причиной агрессии могут быть( слайд )

и взаимоотношения со свер­стниками . Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (7-8 лет), противоречив. В этом возрасте дети копируют друг друга, (один обозвал, другой повторил, один пнул ногой портфель, другой добавил) а главное –«Я не виноват, это он мне сказал так сделать)

Коллективная работа в парах

Дать пуговицу ( или конфету) одному из партнёров, он зажимает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту.

Прежде, чем сделать выводы, послушайте притчу:

Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать

по- другому? ( слайд )

Анкетирование детей

1.Чаще всего я радуюсь, когда день рождения, праздники, подарки, горсад.

2. Чаще всего я плачу, когда мне больно, ругает мама, обижают.

3. Чаще всего я злюсь, когда дразнят, раздражают.

4. Мне хорошо, когда, любят, хвалят, жалеют, со мной все играют.

5. Мне плохо, когда бьют.

Как проявляется агрессия? (из анкет)

- в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова, обзываются);

- в играх ребенка;

- по отношению к окружающим (дерется);

- по отношению к животным.

Рассмотрим подробнее причины ( слайд )проявления агрессии и рекомендации психологов.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприлич­ных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства ещё более привлекательными в глазах ребенка.

Итак, каковы же советы психолога , если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

Следите сами за собственной речью.

Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, ос­корбляют и унижают человека.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. ( слайд )Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вы вспомните ваше детство, то можно с уве­ренностью сказать, что вы выбирали роли положительных персонажей.

Наиболее часто встречается агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окру­жающим у ребенка бывает по нескольким причинам: ( слайд )

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель не­умения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избало­ванности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выра­жать их более приемлемым способом.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?

Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гне­ва и протеста - истерика . ( слайд )Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные. Такое поведение можно расценить как импульсивность. Например, один толкнул другого, тот ему ответил мгновенно, не успев сообразить, что можно сделать еще. Завязалась драка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отно­шению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или драки, а словами.

Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребен­ку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Если Вы зачастую наказывают ребенка физически, то у него происходит перенос подобного поведения на своих сверстников. Он просто копирует Ваше поведение. Физическое насилие, как правило, дает временный результат, но зато вызывает у ребенка агрессивность.

А ту же вазу он тоже нечаянно разбил и телефон не специально потерял! Но ваза и телефон стоили денег, а котёнок и щенок по улице бесплатно ходили.

Рекомендации родителям. ( слайд )

Взрослым необходимо быть последовательными в своих дей­ствиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявля­ют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог полу­чить либо наказание, либо равнодушную реакцию. Обычно они говорят, а мне за это всё равно ничего не будет.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз .

Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

В последние ( слайд )годы психологи рассматривают отдельно такую при­чину возникновения детской агрессии, как СМИ . На ребенка оказывает влияние передачи телевидения, кино, детективы, напол­ненные различными проявлениями агрессии.

Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их.

Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты на­силия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. Об этом надо говорить подробнее. Эту тему (влияние телевидения и компьютерных игр на поведение ребёнка) я хочу предложить вам для обсуждения на следующем родительском собрании.

Советы психолога ( слайд )

Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь.

Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения : ( слайд )

1.Самим не проявлять грубости, жестокости.

Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

2.Постараться быть внимательными к ребенку.

Уделяйте внимание хорошему поведению. Часто ребенок начинает драться, чтобы привлечь к себе внимание, если его игнорируют или не хвалят, когда он ведет себя хорошо. Дети, которым, кажется, что на них не смотрят, пойдут на все, вплоть до драки со сверстником, чтобы привлечь к себе внимание.

3. Учиться слушать и слышать своего ребенка. Чаще включать в общение доброе слово, ласковый взгляд.

- побить подушку или диван,

- написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать написанное,

- мять глину, пластилин,

Можно еще посоветовать сыну или дочери в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать

-несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до десяти.

А можно еще предложить

- нарисовать свой гнев, тогда он большей своей частью останется на бумаге.

Позволяйте ребенку кричать, выплескивать отрицательные эмоции. Для этого можно использовать ”кастрюлю гнева”, ”мешок обид” и т.д. Если агрессии не дать выхода через слова, она проявится в поведении.

4.Контролировать просмотр телепередач

При любой возможности - когда показывают драку по телевизору, когда вы видите дерущихся детей или ребенок гневно замахнулся на кого-то - объясняйте ему, что такое поведение неприемлемо, что это вредит другому человеку, делает ему больно.

Не учите давать сдачи. Учите хорошему, плохому научится сам.

И, конечно, нельзя оставлять без внимания больной вопрос всех родителей — наказание. За проявление жестокости и нанесение вреда людям наказание должно быть серьёзным, но, ни в коем случае не физическим, а сло­вом, взглядом, жестом, действием.

Наказывая ребенка, проявляйте терпение, спокойствие и выдержку.

- И в заключении я хочу рассказать Вам притчу . ( слайд )

О ее основной мысли задумайтесь, пожалуйста, сами.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, жестокость, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Как вы ответите на этот вопрос?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

Для преодоления детской агрессии в своем ар­сенале, каждый родитель должен иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Берегите, цените, а главное - любите своих деток! Тогда они вырастут добрыми. Порядочными настоящими людьми.

Я искренне надеюсь, что вы сделаете для себя правильные выводы из всего услышанного, а может быть, кто-то из вас пересмотрит своё отношение к близким вам людям.

Список используемой литературы:

1. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.

Татьяна Верухина

Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире.

К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.


Содержание:

Портрет агрессивного ребёнка

агрессивный ребёнок

Не заметить ребёнка с агрессивным поведением довольно сложно. Часто это драчливый и грубый ребёнок, который может напасть и ударить сверстника или родителей, ломающий игрушки, кричащий или целенаправленно употребляющий грубые выражения.

детская депрессия

Такие дети чаще всего не могут оценить свою агрессивность, они не замечают, что такая форма поведения приводит к каким-то негативным последствиям. Они тревожны, пугливы, им кажется, что весь мир настроен против них.

Виды агрессии

детская агрессия

Среди видов агрессии можно выделить следующие:

Вербальная агрессия

Этот вид агрессии проявляется в словесной форме: повышенный тон разговора, переходящий на крик, оскорбления и унижения, возможны даже угрозы.

Физическая агрессия

Данный вид агрессии проявляется в конкретном физическом воздействии по отношении к какому-либо лицу или причинении ущерба чужому имуществу: укусы, побои, повреждение различных вещей, техники и т.д.

Прямая агрессия

прямая детская агрессия

Вид агрессии, который направлен на определённый объект.

Косвенная (непрямая) агрессия

С помощью этого вида агрессии ребёнок может сплетничать, использовать злобные шутки, провоцировать.

Аутоагрессия

Этот вид агрессии, который ребёнок использует против самого себя. Проявляется в выдирании волос, ресниц, бровей, обгрызании ногтей, частой травматизации.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

признаки детской агрессии

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправдана, и в таких случаях считается абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

один из признаков детской агрессии

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка, родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Проявление агрессии в разном возрасте

проявление агрессии у детей в раннем возрасте

Проявление агрессии у детей можно увидеть на разных возрастных этапах:

Младенчество

Младенцы проявляют свою агрессию, когда голодны, испытывают боль, дискомфорт, находятся в неудобном положении.

Раннее детство

Маленькие дети склонны к проявлению агрессии:

Дошкольный возраст

агрессивная реакция на обиду

Появляется враждебность к сверстникам. Агрессия может проявляться как реакция на обиду.

Школьный возраст

В этом возрасте агрессия проявляется чаще всего в вербальной форме для защиты своих интересов (оскорбления, ругательства) или для выхода из изоляции. Через агрессию школьник может выражать обиду и страх.

Подростковый возраст

Причины детской агрессии

детская драка

Эмоциональная бездна

Если у родителей и ребёнка не установлена или утрачена положительная эмоциональная связь, если родители решают свои проблемы между собой очень бурно и эмоционально, и крайний вариант – винят ребёнка в своих проблемах, то это может привести к появлению и закреплению агрессии в поведении детей.

Здесь возможны два варианта развития событий, ведущие к агрессии:

  1. Подражание. Когда агрессия воспринимается как допустимый вариант поведения и усвоенный способ решения проблем.
  2. Утрата надежной привязанности (когда нет контакта). Если контакт родителя и ребёнка утрачен или он не был установлен с самого начала, проявление агрессии в поведении ребёнка не заставит себя долго ждать.

Неуважение к личности ребёнка

Если взрослый (особенно родители) позволяет себе оскорбления, унижения, некорректные высказывания в сторону маленького человека, то это приводит к развитию глубоких комплексов. Итогом такого общения может стать не только агрессия, но и вспышки сильнейшей ярости.

Низкая самооценка

низкая самооценка у ребенка

Одной из причин агрессивного поведения ребёнка может быть низкая самооценка.

Если у таких детей на фоне заниженной/низкой самооценки нет возможности получить эмоциональную поддержку от родителей, то есть вероятность, что ребёнок сделает выбор в пользу агрессивной формы поведения.

Гипер и гипоопека

Полное отсутствие контроля, как и его чрезмерное проявление, несут в себе большую опасность влияния на формы поведения ребёнка и в частности на уровень проявления агрессивного поведения. Чрезмерность контроля со стороны родителей может порождать страх, тревогу, которые аккумулируясь в ребёнке, приведут к неизбежному протесту против существующих правил. Часто это происходит именно в форме агрессии.

Быть лучшим

счастливый ребенок

Желание быть лучшим среди сверстников часто подталкивает детей к проявлению агрессивной формы поведения.

В таких случаях важно объяснить ребёнку, что есть разные пути достижения статуса лидера: например, через способности и увлечения.

Не следует забывать и о таких причинах, как переутомление, запрет на физическую активность, чрезмерное употребление некоторых продуктов питания (шоколад, кофеин и др.), температура воздуха, уровень шума и т.д.

Как бороться с детской агрессией – советы психолога

ребенок агрессор

Родителю нужно знать некоторые истины, которые помогут ему в борьбе с агрессией ребёнка:

Выход, а не подавление

Правильный пример

мама с ребенком

Важно, чтобы ваши слова ни расходились с вашими действиями. Отдавайте себе в этом отчёт. Не требуете от ребёнка того, чего не можете выполнить сами.

Если вы хотите, что бы ребёнок экологично выражал свои эмоции, обратите внимание на то, как делает это его окружение, и прежде всего, вы – родители.

Агрессия неминуема

Способы коррекции агрессивного поведения

девочка с папой

Следует отметить: для того чтобы был виден устойчивый результат работы, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический характер, а постоянный и комплексный.

К наиболее популярным способам коррекции агрессивного поведения, особенно в дошкольном возрасте, можно отнести арттерапию во всём её многообразии:

  • изотерапия (можно использовать различные способы рисования: кляксотерапия, рисование пальчиками, ладонями, стопами);
  • песочная терапия;
  • глинотерапия;
  • куклотерапия (можно приобрести или сшить самим куклы для кукольного или пальчикового театра, изготовить бумажные фигурки для настольного театра);
  • сказкотерапия (сочинение сказок самим ребёнком и для ребёнка. Важно предлагать для ребёнка роль с позитивной силовой характеристикой, к примеру: рыцари, богатыри и др);
  • танцевальная терапия и др.

Следует обратить внимание на подвижные игры, способствующие снятию напряжения и нейтрализации агрессии; игры на развитие коммуникации ребёнка и позитивной модели поведения, игры на развитие эмпатии и релаксационной направленности.

Для выхода накопившейся агрессии ребёнку можно предложить:

Ошибки родителей

родительское равнодушие

На формирование и закрепление агрессивного поведения детей могут влиять следующие факторы:

Рекомендации родителям агрессивного ребёнка

воспитание агрессивных детей

Следует помнить, что наказания и запрет на выражение негативных эмоций могут закрепить агрессивное поведение ребёнка, загнать проблемы вглубь. Ищите причину возникновения такого поведения.

Большинство родителей на разных возрастных этапах, рано или поздно сталкиваются с агрессивным поведением ребёнка. И главное, что они должны помнить в такие моменты – решать эту проблему можно и нужно только через любовь, ласку и уважение к своему ребёнку.

Читайте также: