Причина неуспеваемости вашей дочери в школе

Обновлено: 07.07.2024

Все мы хотим видеть своих детей образованными, самостоятельными в поиске знаний. Но как мы расстраиваемся. Когда дети приносят плохие отметки вопреки нашим ожиданиям. Возникает вопрос: почему мой ребенок учится слабо?

ВложениеРазмер
Успеваемость и дисциплина 49.14 КБ
Почему школьник плохо учится 1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 3 классе

Цель: формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости.

Задачи: обсудить проблему плохой успеваемости; ознакомить родителей с причинами плохой успеваемости; помочь в поиске повышения успеваемости учащихся.

1. Провести анкетирование детей с целью изучения мотивации к учению, сформированности познавательных интересов, взаимоотношений в классе.

2. Приготовить классный журнал, тетради для ознакомления родителей.

Изучить межличностные отношения методом социометрии.

II. Знакомство с темой.

(Далее идет выполнение следующего задания: родители по очереди берут мягкую игрушку и задают вопрос, который бы они хотели задать или часто задают своему ребенку по поводу учебы. Например: почему ты до сих пор не сделал уроки? После этого мож¬но сесть за парты.)

III. Этап педагогического всеобуча.

Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:

  • Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
  • Те, кто не могут и не хотят;
  • Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.

Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет от позиций учителя, и от терпения родителей, и от самого ученика.

Почему же учиться трудно?

Вот первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

  1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.
  2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.
  3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
  4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.
  5. Ригидность психики, т.е. замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
  6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.
  7. Специфические расстройства. Дислексия - трудности с овладением чтением (путает, похожие буквы – Е, З). Дисграфия – путает парные звонкие и глухие согласные. Дискалькулия – трудности в овладении арифметическими знаниями. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание сосредоточенным на чем-либо, что нужно усвоить, в течение требуемого на это времени. Гиперактивность - чрезмерная активность; слабый контроль побуждений.
  8. Нарушения зрения, слуха.
  9. Преобладание у ребенка одного канала получения знаний, например, двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии.
  10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Как ни странно это прозвучит для тех, кто старше тридцати, но сегодняшние дети часто не хотят учиться по очень простым причинам:

1 .Они совершенно не знают для чего это нужно.

4. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные, и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им просто не интересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) – подыскать специальную школу.

6. Отсутствие дисциплины и самодисциплины.

Дисциплина и уважение – закон школьной жизни, родители должны были готовить к пониманию этого закона заранее. Какие же мотивы побуждают ребёнка следовать школьным правилам дисциплины? Основной – надо хорошо вести себя для того, чтобы хорошо учиться. В общем-то, дети это понимают, но на практике далеко не у каждого это получается. Особенно этот мотив должен быть устойчивым у тех ребят, кто непоседлив, но быстро схватывает материал.

Порой в ответ на упрёки родителей ребёнок начинает пенять на учителя. Необходимо убеждать школьника, что дисциплинированное поведение на уроке есть также и его помощь учителю. Учитель не отвлекается, не нервничает, когда дети ведут себя хорошо, даёт больше знаний. Стало быть, дисциплинированное поведение – это забота о хорошем настроении учителя, а, в конечном счете, и его здоровье. Также мы приучаем ребёнка считаться с интересами других ребят, которые хотят учиться.

Школьника побуждает быть дисциплинированным и то обстоятельство, что за это похвалят дома, а в противоположном случае неизбежны неприятности. Но вот всё дело в том, какого рода неприятности. Психологические исследования показывают, что родители по-разному могут влиять на поведение своего ребёнка в школе. Одни дети ведут себя хорошо, потому что не хотят ОГОРЧАТЬ родителей, другие – потому что БОЯТСЯ наказаний.

Именно это наблюдается в анкетах детей.

Если вы действительно хотите эффективно влиять на своего ребёнка, основой ваших отношений должны стать доброжелательность, взаимное уважение, доверие, искренность. Однако это не значит, будто мы не вправе показать ему, когда и почему он не заслуживает нашей любви. Это научит его согласовывать своё поведение с требованиями и ограничениями, без которых не могут существовать любые формы человеческого общения. Дисциплина, и школьная прежде всего, требует от ребёнка отказа от удовлетворения некоторых потребностей. Это трудно, и мы должны помочь ребёнку.

В возрасте 9-10 лет правила поведения ещё воспринимаются детьми как закон, однако этот закон соблюдается при ОДНОМ условии: отношения между детьми и взрослыми должны быть демократичными и справедливыми. Те же правила не признаются подростками, если их пытаются продиктовать исключительно с позиции силы. Швейцарский психолог Ж. Пиаже выделяет важные условия, при которых правила превращаются в чувство ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ:

  1. это – одобрение окружающих,
  2. удовольствие, которое ребёнок получает при соблюдении правил,
  3. а также чувство уважения к человеку, который предъявляет эти правила.

Однако часто в наших отношениях, к сожалению, полагаемся скорее на нашу силу и власть. В нашей торопливой жизни самая распространённая реакция на неправильное поведение ребёнка, увы, окрики или наказания. Ворчим, упрекаем, угрожаем и не замечаем порой, что ребёнок нас не слышит. Единственное, к чему он ещё прислушивается, - это бурные всплески наших эмоций, крики. Потеряв терпение, прибегаем к наказанию. Наказание принуждает делать ребёнка то, что он не хочет, поступать так, как он не желает. Однако наказание не создаёт, не формирует мотивов хорошего поведения. В итоге ребёнок пытается избежать как наказания, так и правильного поведения: пытается обмануть взрослого, соврать, набедокурить, когда тот не видит. Если ребёнка часто наказывают, он, накапливая опыт, перестаёт бояться как наказаний, так и угроз. Перестаёт считать, что быть наказанным стыдно. Моральный смысл наказания обесценивается. Через какое-то время он становится враждебен к родителям.

Давайте разберёмся. Ведь, нарушая дисциплину, ребёнок к чему-то стремиться, в основе его поведения лежат какие-то цели, не так ли? Во всём многообразии целей недисциплинированного поведения психологи выделяют четыре, наиболее типичные и важные:

  1. ребёнок хочет обратить на себя внимание;
  2. ребёнок не хочет подчиняться взрослым, хочет одержать верх над ними;
  3. ребёнок мстит взрослым за то, что нелюбим и обижен;
  4. ребёнок демонстративно показывает, что ни на что не способен, пусть его оставят в покое (это и тот случай, когда желания взрослых не совпадают с возможностями ребёнка)

Я сейчас не хочу доказать, что учителя всегда правы, а родители и дети виноваты. Нет. И учителям, как и любым людям, свойственно ошибаться Важно, правильно оценить ситуацию, в которой произошла ошибка, и постараться найти выход, заботясь о том, чтобы своей реакцией на замечания учителя, на оценку. Которая вам кажется неверной, не принести вреда воспитанию ребёнка.

Но надолго ли удержится в таких условиях авторитет самих родителей. И смогут ли они заставить Андрюшу с уважением и вниманием относиться к тому, что будет требовать школа?

Давайте уважать друг друга!

И на посошок. Ехала в автобусе. Сзади сидела какая-то мамаша с 5-6 летним ребенком. И вот этот 'малыш' постоянно меня тыкал ногой в грязных ботинках по белым брюкам (специально), на что я обратилась к его мамаше с просьбой его унять. Она мне сказала, что ОНИ воспитывают ребенка по системе 'Эйзера', это когда ребенку все разрешают… Тут сзади подошел парень, вынул изо рта жвачку, налепил прямо на лоб мамаше и сказал: 'Меня тоже по этой системе воспитывали. ', - подмигнул мне и вышел на следующей остановке.

Как будет ваш ребенок ходить в школу, с удовольствием или неохотой, зависит не только от школы, но и от семьи. Давайте попробуем найти решение проблемы.

Нередки случаи, когда причиной школьных бед становится семейная ситуация, дефекты семейного воспитания и это не обязательно в неблагополучных семьях. Детский психолог М.И. Буянов выделяет такие типы дефектов семейного воспитания:

6. Эти и многие другие ситуации объясняют одно – неумение ребенка наладить адекватные отношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит оно от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ученика с одноклассниками и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться ( например, ребенок прекрасно общается со сверстника играх дома), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда преимущественно беда, а не вина сына или дочери. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том как обвинить его самого и других.

( Родители обсуждают проблему, делятся опытом)

Классный руководитель . Вполне очевидно, что нежелание заниматься – проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления на детей. Если оно усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям школьника сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать сына или дочку в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали, чтобы создать им необходимые условия для занятий. Причем речь идет не об отдельном кабинете, а о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка ( пусть даже заслуженно) – интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Сегодня мы поговорим на довольно актуальную для многих родителей тему, а именно о причинах неуспеваемости детей в школе. Согласитесь, не бывает так, что причина одна. Давай же выясним, в чём заключаются эти причины.

1. Повышенный уровень тревожности

Чаще всего повышенный уровень тревожности наблюдается у детей, которые ещё не успели адаптироваться к школе. Тревожность может быть связана как с ощущением неспешности в учёбе и личностными проблемами, так и внешними факторами (общение с одноклассниками, учителями, боязнь неизвестности, новых мест)

2. Проблемы в межличностной сфере

Здесь целых три варианта:

Кроме того бывает так, что ребёнок просто не умеет общаться со сверстниками.

3. Проблемы в обучение и познавательной деятельности

Ребёнок бывает не успешен потому, что не успевает за программой по ряду причин. Вы прекрасно знаете, что дети все разные, одним легче воспринимать материал визуально, другим аудиально, а другим обязательно нужно подержать что-нибудь в руках. Графики, схемы, рисунки, презентации с яркими слайдами, тексты — всё это разнообразие помогает разным детям лучше понимать материал.

Бывает так, что учитель по привычке работает только на отличников, не беря в расчёт тех, кто не схватывает всё на лету. К сожалению, порой бывает сложно уделить внимание всем ученикам, ведь и подход к каждому необходим индивидуальный. Просто это важно учитывать.

А бывает и так, что у ребёнка проблемы с вниманием, памятью или мышлением. В этом случае необходимы дополнительные занятия.

В обоих случаях у ребёнка возникают трудности в освоении материала, что и приводит у неуспеваемости и заниженной самооценке.

4. Ребёнку скучно в школе

Да, такая причина тоже бывает. Если учителя и родители не смогли ребёнка замотивировать на обучение, то его успеваемость может быть низкой, ведь ему не захочется учиться.

Это лишь небольшой список причин, которые могут привести к неуспеваемости в школе. Эти причины вполне могут объединяться и ещё больше усугублять проблему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию "16 причин неуспеваемости" можно использовать и педагогу и педагогу-психологу на родительском собрании в любом классе среднего звена. Здесь не только указаны причины неуспешности, но и указаны возможности устранения этих причин.

16 ПРИЧИН ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТИ

«Увидеть и понять проблему –

наполовину решить её,

но если не видишь проблему,

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорблениями.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорблениями.

1-я причина 1-я причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин - это врождённые свойства. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать.

  • 1-я причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин - это врождённые свойства. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами санкций, они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и из-за волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать.

У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам – себя самого! Дети замечательно воспитываются на личном примере родителей. А в подростковом возрасте проекция родительских недостатков в детях принимает сногсшибательные размеры.

  • Превышение разумного порога строгости родителей по отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции ребенка с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку?
  • Хуже, как правило, учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

Итак, мы изучили возможные причины снижения интереса к учебе у детей. Но, главное – это стремление к изменениям. Знания у вас уже есть, а стремление к изменениям – это уже ваша дальнейшая самостоятельная работа, результаты которой, зависят от вас.

Причины неуспеваемости детей в школе

Исследования доказали, что почти все люди пользуются только небольшой частью своих умственных способностей. Другими словами, никто из нас не совершенен, если мы говорим о полном использовании своего потенциала. То есть все мы неуспевающие ученики и не полностью применяем свои способности учиться и достигать чего-либо.

Причины детской неуспеваемости

Что вызывает неуспеваемость детей? Существуют ли какие-либо генетические параметры, играющие активную роль в процессе? Могут ли какие-либо внешние факторы привести к неуспеваемости? Помимо медицинских и психических причин, приводящих к неуспеваемости у детей (эти причины находятся вне компетенции и поля зрения этой статьи), к неуспеваемости также приводит ряд внешних причин. Во многих случаях основной причиной, почему дети максимально не раскрывают свой потенциал, является то, что отстающие дети, возможно, просто не овладели искусством достигать своих целей.

Неуспеваемость детей может возникнуть из-за причин, связанных со школой и домом (как в комбинации, так и в отдельности).

Возможные причины, связанные со школой

  • В классе отсутствует интересная, интригующая и бросающая вызов (в хорошем смысле слова) атмосфера.
  • Чрезмерная конкуренция.
  • Отсутствие конкуренции.
  • Конфликты между учителем и учеником.
  • Некоторые формы пониженной обучаемости.
  • Медленное обучение.
  • Слишком большое давление со стороны сверстников.
  • Отсутствие видимых возможностей для проявления творческих способностей.
  • Инертность, отсутствие гибкости в школьной программе. Явное несоответствие способностей ребенка школьной системе.

Возможные причины, связанные с домом

  • Разногласия или конфликты между родителями.
  • Чрезмерная родительская опека над ребенком.
  • Отсутствие проявлений любви и привязанности родителей.
  • Отсутствие родительского внимания.
  • Проблемы со здоровьем. между братьями и сестрами.
  • Слишком большое давление родителей, требующее от ребенка постоянно демонстрировать высокие результаты.
  • Нехватка самоотдачи и стараний ребенка на уроке.

Большинство отстающих детей проявляют следующие признаки

  • Они дезорганизованы и недисциплинированны.
  • Они обычно забывают выполнять домашние задания, не пишут рефераты и игнорируют школьные контрольные работы.
  • Они не выполняют свои задания.
  • У них беспорядок на партах, в учебниках и учебных материалах.
  • Они никогда не слушают ни учителя, ни родителей.
  • Они всегда невнимательны и беспокойны.
  • Они слишком много разговаривают со своими одноклассниками и смотрят в окно на уроках.
  • Их навыки обучения неудовлетворительны.
  • Они постоянно оправдываются и защищаются.
  • Им скучно в классе.
  • Они считают, однако, что внеклассные мероприятия интересны и увлекательны.
  • Низкие оценки их не обескураживают. На самом деле, они относятся к низким оценкам безразлично.
  • Они могут обвинять учителей в своих низких оценках.
  • У них есть большие мечты, но они не считают, что должны упорно трудиться, чтобы достигать больших результатов.
  • Они не признают ценность истинных усилий.
  • Временами они бывают слишком самоуверенными, не проявляя ни усилий, ни стремлений.
  • Они хотят достигать больших целей, но не знают, как это сделать.
  • Они не умеют ставить перед собой реальные цели и терпят неудачи из-за такой неэффективности.

В сущности, у детей с плохой успеваемостью отсутствует чувство веры в собственные силы. На самом деле, отстающие дети – это хорошие ученики, хотя они не знают о своей реальной ценности. Они не считают, что могут стать лучшими в своем классе. Родителям и учителям необходимо излечить это состояние детей как можно быстрее и направлять их в сторону достижения более высоких результатов в учебе.

Читайте также: