Игры по ознакомлению детей со словесным составом предложения в доу

Обновлено: 05.07.2024

Итак, в результате обучения дети должны приобрести прак­тические умения анализа и синтеза предложения и теоретиче­ские знания о языке. Говоря о теоретических знаниях, имеем в виду формирование более отчетливого представления о слове, о тех основных свойствах речи, которые способны обнаружить и понять дети старшего дошкольного возраста.

Наши слова стоят по порядку. (Показывает направление — слева направо.) Маша скажет свое слово и даст руку Тане, по­том Таня скажет свое слово и даст руку Свете, последней свое слово скажет Света. А вы все слушайте.

Про что сказали эти слова? (Про деревья.) Что они сказа­ли про деревья? (Деревья покрыты снегом.)

После хлопка воспитателя дети-слова расходятся по группе.

Учитывая возможности детей своей группы, воспитатель мо­жет упрощать или усложнять этот вариант игры. В первом случае можно взять предложение из двух слов, во втором — начинать замену слов в предложении с глагола.

Таким образом, проводимая работа не только подготавли­вает детей к усвоению грамоты, но и оказывает существенное влияние на их общеречевое развитие. Она оказывает влияние и на умственное развитие детей, развитие умственной актив­ности, на формирование осознанного отношения к своей рече­вой деятельности. Поэтому формирование активного познава­тельного отношения к речи как языковой действительности — это не просто условие обогащения знаний и представлений де­тей о новой для них области объективных явлений, способст­вующее усвоению грамоты. Вместе с этим ребенок учится созна­тельно и произвольно строить свою речь, выбирать средства языка для более точного выражения мысли.

Воспитание умственной активности при ознакомлении стар­ших дошкольников с речью как языковой действительностью, формирование умений осознавать речь становится существен­ным условием воспитания культуры речи — необходимого звена во всестороннем гармоническом развитии личности ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека дидактических игр

по ознакомлению детей со словом и словесным составом предложений

hello_html_120b2dd0.jpg

Сытенкова Наталья Петровна

Картотека дидактических игр

по ознакомлению детей со словом и словесным составом предложений

hello_html_m348e54d7.jpg

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Оборудование: длинные и короткие полоски, обозначающие предложения, для выкладывания слов

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры : 1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры: ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры : 1. Алеша спит.

2. Петя кормит кур.

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу.

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Ход игры : каждый ребёнок изображает слово.

Цель: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровое правило : Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Ход игры: Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

Цель : упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход игры: воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Цель: упражнять детей в составлении простых полных предложений.

Оборудование: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.

Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения:

- Деревья, на, почки, появляются.

- Тают, сосульки, солнце, от.

2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.

1. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.

2. Методика ознакомления дошкольников с предложением.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

3. Методика ознакомления дошкольников со словесным составом предложения.

Прежде, чем начинать знакомство детей дошкольного возраста со словесным составом предложений необходимо познакомить детей непосредственно со словом и предложением.

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом и предложением подготавливает детей к знакомству и анализу словесного состава предложения.

Ознакомление детей со словесным составом предложений.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условияхстихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались профессором факультета психологии МГУ С. Н. Карповой в середине 60х годов прошлого века. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложений они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Приведем примеры нескольких занятий.

Составление предложений об игрушке. На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе,

На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла завтракает или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.

Подводя итог занятия, педагог (в беседе с детьми) заключает, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.

Составление предложений по картине (из 3—4 слов). Используются несложные сюжетные картины, например из серии, разработанной Е. И. Радиной и В. А. Езикеевой для развития речи детей младшего возраста.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину, придумать имена девочке и двум мальчикам, изображенным на картине, и составить предложения про всех детей (Дети гуляют, про девочку Таню (Таня собрала букет, Девочка дает букет маме, про маму (Мама сидит, Мама берет букет, Мама берет цветы, про мальчиков (Саша рвет цветы, Саша собирает букет, Коля нюхает одуванчик).

Затем воспитатель, используя составленные детьми трехсловные предложения, просит назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и один ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все.

Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской и т. п., т. е. слово за словом. Эту динамику видно, когда педагог рисует схему на доске, еще более отчетливо она выступает перед детьми, когда они составляют схему сами.

Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

4. Практическая часть

Ознакомление детей с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все предложения составлены детьми старшей группы

Ознакомление с предложением

Ознакомление со словесным составом предложения

Ознакомление со схемой предложения

3. Какие умения приобретают дети в процессе ознакомления с предложением?

4. Ознакомление с предложением

•Выделение предложения из речи.

•Определение смысловой стороны предложения.

•Составление предложений из двух, трёх слов, четырёх слов.

5. Составление рассказа по картине

Педагог предлагает послушать небольшой рассказ по картине (из 3-4 предложений, интонационно выделяя каждое предложение. К каждому предложению ставятся вопросы.

Детям предлагается еще раз послушать рассказ, после каждого предложения выложить фишку. Сколько предложений в рассказе?

Вывод. Наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что- то говорится.

Весной Саша, Коля и Наташа посеяли семена моркови. Все лето дети поливали посадки из леек. Осенью они собрали большую корзину моркови. Дети довольны урожаем.

•Что Саша, Коля и Наташа посеяли весной?

•Как дети ухаживали за посадками летом?

•Сколько моркови собрали они осенью?

•Дети довольны урожаем?

8. Осознание смысловой стороны предложения

Я сказала предложение.

О ком говорится в предложении?

В предложении говорится о мальчике.

Что говорится о мальчике в предложении?

В предложении говорится то, что мальчик рисует.

9. Составление предложений по игрушкам

Мячик весело прыгает.

Мишка любит кататься на машине.

Машина быстро едет.

Задайте вопросы на осмысление каждого предложения.

10. Составление предложений по заданному слову

Я придумала предложение со словом котёнок

Отгадайте моё предложение.

Придумайте предложение со словом яблоко

Придумайте предложение со словом девочка

11. Составление предложений по действию

Котенок играет с мячиком.

Дети весело танцуют.

12. Ознакомление со словесным составом предложения

• Выделение слов в предложении.

•Составление из слов предложений.

•Называние слов в предложении последовательно и вразбивку.

13. Количество слов в предложении

Машина везет груз.

•Сколько слов в предложении?

•Назовите первое слово… машина

•Назовите второе слово… везет

•Назовите третье слово… груз

14. Придумайте предложение

предложение про ёжика из пяти слов так, чтобы слово ежик было

Ёжик ищет грибы.

Веселый ёжик гуляет в лесу.

Между ёлками бегает ёжик.

Мы в лесу видели ёжика.

15. Составь предложение из слов (дождем, под, промок, щенок)

Щенок промок под дождем.

16. Составьте предложение из трех слов

Из двух слов

Из четырех слов

Мальчик катается на лыжах.

На горке сидит щенок.

18. Ознакомление со схемой предложения

•Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем.

•Составление схемы предложения всеми детьми.

•Один ребенок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему.

•Воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.

19. Схема предложения

Мишка держит мяч.

Первое слово обозначается уголком. Уголок показывает, что первое слово в предложении

пишется с большой буквы.

Слова обозначаются линиями.

Между линиями есть расстояние, оно обозначает паузу между словами.

В конце предложения ставится точка.

20. Составь предложение по схеме со словом дети.

Дети любят играть

Про кого они сказали?.

Что они сказали про рабочих?

23. Теперь еще послушайте, что скажут эти дети.

Воспитатель говорит детям слова на ушко.

По знаку воспитателя они произносят слова предложения, но не последовательно, а все вместе, одновременно.

Слова в речи произносятся последовательно, одно за другим.

Учить детей распространять предложение, добавляя одно слово : придумать недостающее

слово, угадать задуманное слово.

Ко мне подойдут трое детей

Какое предложение получилось?.

Ко мне подойдут трое детей.

А каким словом будет Катя, вы должны придумать сами.

Каждый ребенок, предлагающий вариант перестановки, берет названное слово и ставит его на место, которое он назвал, а дети говорят, что получилось. Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение

Около двери лежит кошка.

«Послушайте стихотворение К. И. Чуковского

Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают.

Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.

Летит колючий крокодил.

Какие слова нужно заменить, чтобы получилось правильное предложение?

29. Такая игра дает возможность детям поупражняться в замене слов, составлении правильного по смыслу предложения.

Плывет зеленый крокодил.

Летит белый голубь.

Бежит колючий ежик.

Что можно сказать этими словами про кота или лису?

Рыжий кот бежит.

кот рыжий бежит

Рыжая лиса лежит.

Лиса рыжая лежит

Дети приобретают умения членить предложения и составлять их из слов, знакомятся с речью как языковой действительностью. Перед детьми, не умеющими читать, в наглядной форме выступают обычно скрытые, основные свойства речи:

линейность- временная последовательность слов,

входящих в предложение, и дискретность отдельность слов, составляющих предложение.

Возникают предпосылки формирования у детей в дальнейшем навыков чтения.

5. Используемая литература

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и

Белякова Г. П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.

Н. Н. Поддъякова,Ф. А. Сохина. -М. ,1984.

Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н. В. Дуровой. М. :Школьная Пресса,2001.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе. ЦЕЛЬ: Формирование представлений о составе числа.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.


Представляю разработанный мной конструкт по развитию речи (по ознакомлению детей с предложением и со словесным составом предложения) на тему: "Домашнее задание Мишки" для подготовительной группы.

Содержимое разработки

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Конструкт по ознакомлению детей с предложением и со словесным составом предложения

Исполнитель:

Студентка 4 до группы
Преподаватель:

Цель: формировать у детей умение составлять предложение, анализировать словесный состав, определять количество слов и их последовательность;

Образовательные:

Ознакомление с предложением и со словесным составом предложения;

Учить составлять схемы предложений по определенному алгоритму;

Развивающие:

Развитие умения правильно, отчетливо произносить звуки;

Развитие слухового внимания, памяти;

Развитие фонематического слуха

Воспитательные:

Воспитание усидчивости, дисциплинированности, самоконтроля.

Форма ОД – занятие;

Форма организации: групповая;

Материал: сюжетные картинки;

Раздаточный материал: схемы по количеству детей;

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Методы и приёмы

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Вышел из лесу медведь,

Начал топать и реветь.

Чем ты, мишка, огорчен?

Мне приснился страшный сон,

Видел девочку Алину -
В роще съела всю малину!

Словесный метод – художественное слово.

Сюрпризный момент – Мишка.

Дети настраиваются на дальнейшую работу.

- Для того, чтобы помочь Мишке, давайте сначала вспомним, что такое слово?

- Молодцы ребята, справились с заданием.

- Воспитатель показывает картинки с действиями, а дети должны их правильно назвать;

- Ребята, а вы знаете, что слово можно не только писать буквами, но и обозначать схемой?

- Посмотрите, черная полоска – обозначает слова-предметы (например, дом, слон, мама, дерево) и слова, которые обозначают действие (например, спит, идёт, прыгает, бегает). А красной полоской обозначаются слова, такие как: красный, большой, полосатый. Эти полоски должны быть одной длины.

Короткая черная полоска обозначает предлоги.

- А вы помните, что такое предлог? Предлог – это маленькое слово, например – в, из, на, под, за, над, перед.

Читайте также: