Преподавание русского языка в школе список литературы

Обновлено: 02.07.2024

Список методической литературы, словарей и другой справочной литературы по русскому языку.

1. Грушников П. А. Орфографический словарик: Учеб. Пособие для учащихся нач. шк. – 21-е изд.-М.: Просвещение, 1989.

2. Львов м. Р. Школьный словарь антонимов русского языка : Пособие для учащихся . – М.: Просвещение, 1981.

4. Панов Б. Т. , Текучев А. В. Школьный грамматико – орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение

5. Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976

6. Толково – этимологический словарь. Начальная школа.- М.: ВАКО,2011

7. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. - 40-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.

8. С.И. Львовой. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку. – М.: Мнемозина,2011

9. С.И. Львовой. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5-9-х классах (пособие для учителя). 5-9 классы. – М.: Мнемозина,2011

10. Васильевых И.П. Уроки русского языка. Пособие для учителя. 5 класс, 6 класс, 7 класс. – М.: Мнемозина, 2011

Список наглядных пособий по русскому языку (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты идр.)

1. Зельманова Л. М., Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно – наглядн. Пособие для учащихся общеобразоват. Учебн. Заведений.- 2-е изд. –М.: Дрофа, 1997.

2. Ларионова Н. К., Тененбаум М. И. Организация обучения русскому языку крупными блоками на основе опорных конспектов. Часть 2. Методические рекомендации. – Новосибирский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

Дидактический материал, сборники задач, упражнений по русскому языку

2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

3. Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л. : Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1990

4. Конторольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Н.В. Егорова.- М.: ВАКО,2011.

5. Львова С. И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2002.

6. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.

7. Панов М. В. Занимательная орфография: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1984.

8. Пахнова Т. М. Раздаточные материалы по русскому языку. 8 кл. Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004.

9. Пичугов Ю. С., А. П. Еремеева, Б.И. Фоминых. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Проб. Учеб. Пособие для 9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991

10. Хазанова А. С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

12. С.И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 - 9 кл.: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011

13. И. А. Бажанова, С. И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 – 7 класс. В 2 – х частях.– М.: Мнемозина, 2011

Измерители качества обученности учащихся: контрольные работы, тесты, проверочные задания по русскому языку

1. Капинос В. И., М. А. Пильгун. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. – М.: «Интеллект – Центр:, 2007.

2. Конторольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Н.В. Егорова.- М.: ВАКО,2011.

4. Тихонова В. В., Шаповалова Т. Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7-9 классы: Метод. Пособие. – М. : Дрофа, 1997.

6. Ткаченко Н. Г. Тесты по грамматике русского языка в 3 ч. Ч. 2. Н. Г. Ткаченко.- 7-е изд. – М.: Айрис – пресс. 2007

7. Шанский Н. М. , Баранов М. Т. , Капинос В. И. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

8.Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 5 клаcc. Рабочая тетрадь.– М.: Мнемозина, 2010

9. Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 6 клаcc. Рабочая тетрадь.– М.: Мнемозина, 2010

10. Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 7 клаcc. Рабочая тетрадь.– М.: Мнемозина, 2011

11. Л.Г. Ларионова. Русский язык. 6 - 9 кл. Подготовка к экзаменам шаг за шагом. Книга для учащихся.– М.: Мнемозина, 2010

Список методической литературы, словарей и другой справочной литературы по предмету литература

1. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008.

2. Новиков В. И. Энциклопедический словарь юного литературоведа.– М.: Педагогика, 1987.

3.Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008.

4. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс. Волгоград, 1999

6. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы, - М.: Дрофа, 2003.

Список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты идр.)

1. Колокольцев Е. Н. Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 класса. – М.:Просвещение,1990.

2. Кравцова С. И., Николаев Ю. Ф. Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели 18 – 19 веков. Наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2003.

4. Зинина Е.А. Наглядное пособие. Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение / Метафора, 2009 г., Издательство: Дрофа, ДиК

Дидактический материал, сборники задач, упражнений.

1. Антонова Л.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс, Издательство: Вако,2010

2. Контрольно – измерительные материалы. Литература: 9 класс./ Сост. Е.С.Ершова.- М.: ВАКО, 2010.

3. Зубова Е.Н. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 7 класс, 2011 г

4. Раздаточные материалы по литературе. 7 – 11 кл. Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004

5. Кадашникова Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы. 5-11 класс. Организация контроля и творческая работа. Тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы, 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Список используемой мной учебной и методической литературы

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА5 КЛАССРусский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др. Москва: Дрофа, 2011Литература. 5 класс в двух частях. Учебная хрестоматия для общеоб.

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол.

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика приемов организации обмена мнениями: крыглый стол.


Функционирование спортивной фразеологии на материале англо-фразеологических словарей и художественной литературы

спортивная фразеология, английский язык.

Роль словаря в учебном процессе.

Виды словарей. Информация, которую можно найти в словарях.


Рабочая программа по литературе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:  требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра.



Сегодня учителю приходится намного легче в том плане, что он может быстро и своевременно найти интересующий материал для подготовки к уроку, самообразования, возможности заниматься научной работой и повысить свою квалификацию. Прежде всего, этому способствует Интернет, обилие методических журналов и профессионально ориентированных газет, участие в различных конкурсах и семинарах, конференциях и фестивалях. Но хорошее учебно-методическое пособие по теории и практике проведения урока по-прежнему является часто единственным источником получения необходимой информации, потому что другие порой отсутствуют в силу разных причин и обстоятельств, да и частенько прекрасная методичка, находящаяся под рукой, бывает полезнее, конкретнее, целесообразнее и понятнее, чем пространное изложение новых положений и идей без привязки к конкретным формам, приемам, этапам учебного процесса.

Автор статьи - Мельникова Людмила Николаевна, Узбекистан

Поэтому мне бы хотелось в данной статье написать о книгах, которые помогут школьным учителям русского языка и литературы, особенно начинающим, реализовать вышеизложенные задачи.

Прежде всего, это книги по культуре речи и стилистике, потому что для учителя-русиста первой необходимостью является знание и использование в устной и письменной речи норм русского литературного языка.

Каждая книга — итог многолетнего труда и бесценного опыта отдельного человека или целого коллектива профессионалов. Безусловно, невозможно провести урок, используя только положения того или иного методического пособия. Важно понимать, что каждый учитель выбирает из предложенного разнообразия приемов, видов и способов проведения урока то, что близко ему. Поэтому реализовать новую информацию на практике надо избирательно, дополняя уже известное своим, индивидуальным подходом при реализации предметных задач и целей, вариативно подходя к сложившемуся в преподавании стереотипу, наполняя новым содержанием, делая достоянием своего личного учительского опыта. Методическое пособие является только рабочим инструментом для педагога, но, тем не менее, оно позволяет стать опытнее, увереннее и профессиональнее в мире современных образовательных технологий.

Об авторе: Мельникова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, Академический лицей № 4 при Бухарском государственном университете, Узбекистан.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обзор методической литературы, методических новинок, повышающих качество учебно-воспитательного процесса.

(для учителей русского языка и литературы)

Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. В условиях реформирования и модернизации российского образования, интенсификации интегрирования российской системы образования в европейское образовательное пространство перед образованием ставятся новые задачи.

Образование в России развивается очень быстрыми темпами. Одновременно разрабатываются и модифицируются новые Государственные стандарты содержания образования, более динамичными становятся процессы появления нетрадиционных форм, методов и средств обучения, актуализируются вопросы доступности, качества и эффективности образовательных программ, нарастает объем и темпы введения в педагогический процесс инноваций, вызванных изменениями в общественных отношениях.

Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе (в широком смысле – педагоге). Именно педагог становится ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений. А он только тогда оправдывает социальные ожидания, если его личность , общая и профессиональная культура развиваются опережающими темпами по отношению к подрастающему поколению и основной массе граждан . Для успешного введения в практику различных инноваций , для реализации в новых условиях , поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности , и профессионализма . Не секрет , что внедрение инноваций и их освоение заметно сдерживает низкая профессиональная готовность педагогов .

Мастерство , эрудиция , опыт , качество никогда не приходят сами собой . Качество – всегда результат количества : прочитанного , осмысленного , проверенного на практике .

Двигаясь вперед , в ногу со временем , создавая новое , никогда не следует разрушать старого , многократно себя оправдавшего .

Опираясь на найденное другими , учитель должен искать сам . При этом у каждого рождается своя система работы , а не скопированная.

При подготовке учителя к урокам , проведению внеклассных мероприятий , родительских собраний он часто пользуется методической литературой . Сейчас нашему вниманию предоставлен большой ассортимент методической литературы . На что стоит обратить свое внимание, а что проигнорировать - выбор остается за грамотным педагогом.

Я проанализировала некоторые новинки, и хочу представить их в качестве очень полезных для современного учителя русского языка и литературы.

5467897654074f1584bc302f53d82.jpg

Каждый из нас входит в класс 1 сентября как в первый раз, а особенно – в 2020 году. Но, конечно, прежде всего важна помощь и поддержка начинающим учителям.

Курсы и лекции для учителей

Книги и статьи про актуальные образовательные методики

Материалы к урокам, практические разработки, идеи, лайфхаки

Портал на английском языке для учителей Teachers pay teachers: педагогических техники, шаблоны, ресурсы

Читайте также: