Пиарские школы на территории беларуси появились в

Обновлено: 05.07.2024

г) кадетскими корпусами и институтами благородных девиц.

6.Инициатором Эдукационной комиссии, реформатором пиарских школ был:

7. Главной целью Эдукационной комиссии было:

а) развитие профессионального образования;

б) поддержка католических школ;

в) обучение на родном языке;

г) придание системе образования светского характера

8.Основным типом школы в Беларуси на протяжении XVIII столетия оставалась:

9.Пиарские школы на территории Беларуси появились в: а) конце XVII века;

б) начале XVIII века

в) середине XVIII века;

г) конце XVIII века.

10. Первые русско-язычные школы в Беларуси появились в конце XVIII века и назывались:

а) приходские и уездные училища;

б) малые и главные училища

в) иезуитские и пиарские коллегиумы;

г) арианские и базилианские школы.

Тема 8. Основные направления развития зарубежной школы и педагогической мысли в XIX веке

1.Общим в становлении национальных систем образования в странах Западной Европы и США в XIX веке было:

б) централизация школьного управления;

в) расширение участия государства в школьном деле

г) осуществление равного доступа к полному образованию.

2.Создателем института образования характера (Англия) был:

в) И.Г. Песталоцци;

3.Теория детской игры была впервые разработана:

г) А. Дистервегом.

4.Попытка дифференцировать дидактические принципы и правила по отношению к ученику, учителю, учебному материалу и внешним условиям принадлежит:

а) И.Г. Песталоцци;

5.Теория элементарного образования И Г Песталоцци включала:

а) умственное, физическое, нравственное воспитание

б) нравственное, поликультурное, трудовое воспитание;

в) трудовое, эстетическое, умственное воспитание;

г) эстетическое, умственное, нравственное воспитание.

6.Сословная школа была заменена классовой в: а) XVII веке;

7. Белл-ланкастерская система обучения широко использовалась в системе:

а) дошкольного воспитания;

в) средней школе;

8.Основные принципы воспитания - природосообразностъ, культур ос ообразностъ, самодеятельность - были предложены:

а) И.Г. Песталоцци;

9.Обучение в соответствии с пятью видами деятельности было предложено:

в) А. Дистервегом;

10.Составные компоненты педагогического процесса - управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание - были предложены:

б) И. Г. Песталоцци;

г) А. Дистервегом.

Тема 9. Школа и педагогическая мысль в России и Беларуси в XIX - начале XX веков

1.Основоположником педагогической антропологии в русской педагогике XIX в. был:

б) Н. А. Добролюбов;

а) К. Д. Ушинского;

в) Н. Г. Чернышевского;

3.Главными принципами школьной политики царского правительства в Беларуси в XIX в. были:

а) широкое развитие сети школ;

б) самодержавие, православие, народность

в) преемственность всех типов школ;

г) гуманизация и демократизация образования.

4.Большая часть учебных заведений в Беларуси во второй половине XIX принадлежала:

б) Министерству образования;

в) частным лицам;

г) православному Синоду

5.Горы-Горецкий земледельческий институт был основан в:

6.Для подготовки учителей начальных школ повышенного типа в Беларуси начале XXв. были созданы:

а) учительские курсы;

б) учительские семинарии;

в) учительские институты

г) учительские школы.

б) К. С. Калиновский;

г) К. И. Тихомиров.

8.Русскоязычная школа стала основным типом школы в Беларуси в:

а) 20-30-е гг. XIX в.;

в) 40-50-е гг. XIX в.;

г) 50-60-е гг. XIX в.,

9.В начале XIXв. большая часть белорусских губерний вошла в состав:

а) Виленского учебного округа

б) Белорусского учебного округа;

в) Петербургского учебного округа;

г) Московского учебного округа.

10.Следующих педагогов (К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. Е. Богдановы ча, Э. Пашкевич, Я. Коласа) объединяла разработка принципа:

Тема 1 0. Реформаторская педагогика зарубежных стран (конец XIX- начало XX веков), ее основные течения

1.Такие направления, как свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, входят в педагогику:

2.Видные зарубежные педагогики (А. Ферьер, О Декроли, Э. Демолен и др.) возглавили в начале XXв.:

б) экспериментальную педагогику;

в) прагматическую педагогику;

г) социальную педагогику.

3.Основоположником прагматической педагогики был:

г) Г. Кершенштейнер.

4.Движение свободного воспитания в рамках реформаторской педагогики представляли:

а) П. Наторп, Г. Кершенштейнер;

б) Н. К. Крупская, А. С. Макаренко;

в) Я. Корчак, Р. Штейнер;

5.Идею создания школы действия вместо школы учебы выдвинул:

6.Теория врожденной умственной одаренности зародилась в недрах педагогики:

7.Метод проектов был создан в начале XX века:

в) Г. Кершенштейнером;

8.Е. Паркхерст была создателем:

б) метода проектов;

9.Педагогические инварианты (истины, не подлежащие пересмотру) разработаны:

в) Г. Кершенштейнером;

10.Методика развития сенсорной культуры дошкольников была разработана:

Тема 1L Создание системы образования и разработка ее теоретических основ в СССР и Беларуси (1917-1945 гг.)

1.И. К. Крупскую, А. С Макаренко, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского объединяла разработка проблемы:

а) свободного воспитания;

в) трудового воспитания и политехнического образования

2.БГУ был основан в:

3.Основные документы, которые легли в основу создания советской системы образования, назывались:

б) устав учебных заведений;

в) циркуляр о школах;

г) закон о перестройке школы.

в) А. С. Макаренко;

5.Организатором пионердвижения является:

а) Р. С. Баден-Поуэлл;

в) П. Н. Лепешинский;

г) А. В. Луначарский.

6.Течение в педагогике и психологии, пытавшееся обобщенно использовать психологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей и получившее широкое распространение в советской педагогике 20-30-х гг., называлось:

а) социальная педагогика;

8.Процесс белорусизации в системе образования Белоруссии начался в:

9.Первая опытная показательную школа-коммуна была создана в Беларуси в 1918 г.:

10.Переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в Белоруссии был осуществлен в:

Тема 12. Развипше системы образования в СССР и Беларуси (1945-1991

1.Первым послевоенным пятилетним планом БССР в области образования ставилась задача перехода ко всеобщему:

а) начальному образованию;

б) семилетнему образованию

г) среднему образованию.

2. Переход ко всеобщему обязательному семилетнему обучению в советской системе образования начался в:

3.Переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению в советской системе образования начался в:

4.Переход ко всеобщему обязательному среднему обучению в советской школе начался в:

5.Задача перехода к 11-летнему обучению, обучению с 6-летнего возраста, постепенного сближения общего и профессионального образования ставилась:

а) реформой 1958 г.;

б) Законом о школе Белоруссии (1969 г.);

г) Положением о средней общеобразовательной школе Республики Беларусь (1991 г.).

6.Автором идеи обучения детей с шестилетнего возраста считают:

а) Ш. А. Амонашвили;

б) В. А. Сухомлинского;

а) В. В. Зеньковскому;

в) В. В. Краевскому;

8.Представителями педагогики сотрудничества являются:

а) И. Я. Лернер, В. А. Сухомлинский, С. Н. Лысенкова;

б) С. Н. Лысенкова, И. П. Волков, М. П. Щетинин

в) Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков;

г) Л. С. Выготский, В. А. Караковский, В. Ф. Шаталов.

9.На рубеже 1980-1990-х гг. в начальном образовании проводились эксперименты по методике развивающего обучения:

а) В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным;

б) В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, Л. В. Занковым

в) Б. П. Есиповым, И. Т. Огородниковым, Ю. К. Бабанским;

г) М. А. Даниловым, Э. И. Моносзоном, В. Е. Гмурманом.

10.Новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи) стали создаваться в Республике Беларусь в: а) 60-е г.;

После заключения Брестской унии (1596) и на протяжении второй половины XVII в. первенство в сфере образования перешло к католическим учебным заведениям, появились униатские школы, а протестантские и православные пришли в упадок. Особенной активностью в сфере образования отличался орден иезуитов. Иезуиты содействовали закрытию православных и протестантских школ. Орден иезуитов создавал начальные школы при монастырях и костелах, а также коллегиумы - учебные заведения, которые давали классическое гуманитарное образование.

С 1697 г. государственными языками в Речи Посполитой были признаны польский и латинский, на которые переводилось преподавание в учебных заведениях. Образование было доступно преимущественно шляхетским детям. С 1720-х гг. на территории Беларуси появились учебные заведения, созданные орденом пиаров. Пиарские школы были созданы в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде.

В 1773 г. была создана Эдукационная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. В соответствии с ним создавались три типа школ: начальные (приходские), средние (окружные и подокружные) и высшие (Главная школа BKЛ). Среди учащихся 30 % составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер.

Во второй половине XVIII в. появились профессиональные учебные заведения: в Гродно и Поставах А. Тизенгауз организовал медицинскую, акушерскую, ветеринарную, финансовую, чертежную и рисовальную школы. Гродненской медицинской школой руководил французский натуралист Жан Эммануэль Жилибер.

В стиле позднего барокко в Гродно в 1740-е гг. построен Новый замок - резиденция короля и место заседаний сеймов Речи Посполитой, а также перестроен Несвижский дворец Радзивиллов.

Во второй половине XVIII в. в архитектуре ВКЛ позднее барокко соседствует с классицизмом, который к концу века становится господствующим стилем. Сочетание элементов классицизма и барокко характерно для дворца в Ружанах.

В XVII в. барокко распространилось в изобразительном искусстве Речи Посполитой. Черты барокко присутствовали в скульптурных украшениях, стенных росписях и фасадах католических костелов, светской живописи, книжной гравюре, в декоративно­прикладном искусстве (резьба по дереву, ювелирные изделия, керамика).

Проникая в Литву, католики также учреждали свои училища. Одной из первых была коллегия, учрежденная королевойЯдвигойдля 12 литовцев при Пражской академии; затем была учреждена краковская академия, где окончило курс немало литовских бояр. Однако и католические училища преподавали первоначально на западнорусском языке. Так, в1454 годубыло учреждено при виленском св. Станислава кафедральном соборе училище для подготовки духовенства. В этом училище учились и представители светских профессий, однако значительная часть его выпускников предназначалась для духовной службы в костеле. В училище этом от основания и до начала XVII века науки преподавались на латыни и на западнорусском языке. Преподавание в костельных школах не только Литвы, но и Жемайтии вплоть до конца XVII века велось на западнорусском языке[36].

В XVI веке в городах и местечках Великого княжества Литовского возникли кальвинистские школы, позже школы различных католических орденов: иезуитов,базилиан,ариан. В XVI—XVII вв. важную роль в организации образования сыгралибратские школы.

Кальвинистские школы

В 1550-х гг. в Вильне,Бресте,Кедайняй,Несвиже,Биржай,Клецке,Дубингяйвозникли кальвинистские общины. К 1560-м годам кальвинизм приняли большинство магнатов Великого княжества Литовского, число общин ширилось. При общинах стали возводиться храмы, учреждаться школы.

Во второй половине XVI-начале XVII в. кальвинистские школы существовали в Шилуве,Витебске, Новогрудке, Орше,Ивье,Сморгони, Заславле,Каунасе, Минске,Копыле,Плунге, Койданове, Любче,Ивенце,Ретавасеи др.

Особое внимание в школах уделялось религиозному воспитанию, однако значительное место уделялось и светским наукам: изучались богословие, различные языки,риторика, история, математика, античная поэзия, церковное пение.

Учились 6-10 лет. Выпускники отдельных школ получали знания, достаточные для поступления в университет.

Арианские школы

Арианство, как протестанское течение в христианстве, появилось в начале IV века в Римской империи. В XVI веке идеи арианства возродились, пришли они и Великое княжество Литовское. Наиболее значительные арианские общины были в Новогрудке, Ивье, Несвиже. При общинах открывались школы. Так, существовали школы в Ивье, Клецке. Любче, Лоске, Несвиже.

Школы имели 3-5 классов. Кроме богословия в них изучались труды древних философов, греческий, латинский, польский и белорусский языки, риторика, этика, музыка, арифметика и др. Учились дети не только ариан, но и остальных католиков и православных.

Наиболее известной являлась школа в Ивье. В 1585—1593 гг. её ректором был Ян Лициний Намысловский.

Пиарские школы

Учебные заведения католического ордена пиаров появились в Великом княжестве Литовском в XVIII веке. Школы были в Вильне,Щучине,Расейняй,Вороново,Дукштос, Могилёве,Укмерге,Россонах, Поставах,Паневежисе, Витебске,Зельве. В 1726 году в Вильне учреждена пиарская коллегия (Collegium Nobilium Scholarum Piarum), действовавшая до 1842. В 1782—1831 действовало Полоцкое высшее пиарское училище.

Воспитывали детей они в духе религиозности и преданности ордену. Обучение считалось бесплатным, но дети из бедных семей выполняли работы по монастырю.

В 1740-е гг. по инициативе польского просветителя С. Канарского проведена реформа пиарских школ: введены курс теологии, изучение польского языка и литературы, математики, музыки, рисования.



История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

Вспомните

Почему иезуитская система образования считалась универсальной?

1. Образование. Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов.

Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества.

Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.

Историческая справка

В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти ттткольт пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве.

Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школ ы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Историческая личность

ЯН ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ (начало 1560-х гг. - между 1633-1636) происходил из Силезии. Окончил Краковский университет. Проповедовал арианство в Новогрудке. Известен как одаренный писатель и оратор.

Также в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свисло-чи, Могилеве и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому


воспитанию. Также изучались древнегреческий, латинский, старобелорусский, польский языки, риторика, история, математика, античная поэзия. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г.

2. Виленский университет. Привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в высшее учебное заведение — академию (университет). Это решение в 1579 г. утвердил римский папа. Первым ректором академии стал известный иезуит Петр Скарга. Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже — на правовом и медицинском. Количество студентов уже в скором времени достигло более тысячи человек.

Одним из первых начал знакомить студентов с гелиоцентрической системой Коперника профессор математики Освальд Крюгер (1598—1655).

Широкую известность приобрели его работы по математике, астрономии, военной инженерии, оптике и метрологии. Крюгер был архитектором восстановления Несвижского замка после пожара. Позже король Речи Посполитой назначил его инженером, ответственным за сооружение военных машин в Гродно.


Академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Известно, что оснащение для академической типографии перевез из Бреста в Вильну Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). Сын Льва Сапеги — Казимир Сапега — передал академии ценную библиотеку. Он же финансировал открытие правового факультета в 1641 г. На средства Казимира Сапеги содержали четырех профессоров-юристов. С момента основания в академии действовал театр, публичная аптека, а в середине XVIII в. была открыта астрономическая обсерватория. Средства на ее организацию выделила шляхтянкас Мстиславщины Елизавета Пузына.


3. Наука. В середине XVII — начале XVIII в. по причине войн и разгрома реформационного движения сложились неблагоприятные условия для научной деятельности. Мыслители того времени доказывали правдивость христианской веры. Они утверждали, что мир, созданный Богом, управляется им с помощью ангелов, что вера в Бога доступна человеческому разуму и подкрепляется логическими доказательствами.


Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич (1651 — 1714), который жил в Амстердаме, Гданьске и Москве. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.

Из наказа гродненской шляхты послам на Варшавский сейм (1733 г.)

Ходатайствовать об издании твердого закона, чтобы никого из крестьянских детей не принимали в школы для обучения грамоте. Согласно старой поговорке, крестьянский род хорош, когда он в печали, но плох, когда он в радости или когда образован школьными науками.

Определите позицию шляхты относительно просвещения народных низов.

Вопросы и задания

Тип школ

Местонахождение

Особенности обучения

  • РАЗДЕЛ I. Беларусь в середине XVI — первой половине XVII в.

Читайте также: