Преподавание политологии в школе

Обновлено: 08.07.2024

В мероприятии, о котором идет речь, приняли участие представители средних общеобразовательных школ — директора, дети и родители. Тут же присутствовали и представители вузовского сегмента — профессора и преподаватели МГИМО. В сущности, ключевой задачей семинара было выявить возможные пути перехода и совместимости в преподавании политических наук в московских образовательных учреждениях на разных уровнях.

Особое внимание участники семинара уделили программам дополнительного образования, обсуждался, к примеру, возможный цикл занятий по изучаемым в данный момент темам. Также были затронуты аспекты правового воспитания. В качестве позитивного опыта привели проведение в школе Дня Конституции с играми и викторинами для старших школьников и дискуссиями — для младших.

Выпускники Факультета политологии традиционно ориентированы на трудоустройство в органах государственного управления (Государственной думе, министерствах и ведомствах, включая МИД России и российские загранучреждения), крупнейших российских и транснациональных корпорациях, аналитических центрах и компаниях, специализирующихся в сфере связей с общественностью и политического консалтинга.

Студенты Факультета политологии уже в период обучения в бакалавриате имеют возможность пройти ознакомительную практику в государственных или корпоративных структурах с перспективой последующего трудоустройства. Так, в 2009 году ряд студентов старших курсов прошли практику в Правительстве Российской Федерации, Управлении международных связей Совета Федерации, Государственной думе, Центральной избирательной комиссии РФ, Информационном центре ООН в Москве, московских представительствах ряда международных компаний и других организациях.

С целью знакомства студентов с возможностями дальнейшего трудоустройства Факультет политологии организует серию с участием , которые могут предложить студентам факультета дополнительные возможности в данной области.

Заключительная часть семинара была посвящена специфике магистерской подготовки по специальностям политологического цикла и проблеме перехода .

По заключению участников семинара, совместные образовательные программы дают , в первую очередь, доступ к новейшим достижениям мировой политической науки, нередко неизвестным в России (в частности, по причине неудовлетворительного комплектования зарубежных фондов российских библиотек). , обучение по программе совместной магистратуры дает возможность профессионально овладеть иностранными языками, поскольку часть учебных материалов приходится изучать в оригинале (в магистратуре МГИМО, например, по ряду дисциплин объем рекомендованной литературы на английском языке приближается к 40–50%). И, наконец, , возможность расширить свой кругозор, развить навыки межкультурной коммуникации, глубже понять особенности мышления и политического поведения представителей других государств.

Раздел, тема

Кол-во часов

I

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

5

Причины возникновения политики

Структура политики. Роль политики в обществе

II

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ

8

Развитие политической мысли на Западе и на Востоке

Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

Политические учения нового времени

Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.

Особенности развития политической мысли в России

Основные направления развития российской политической мысли

III

ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

31

Предмет современной политологии

Методы и функции политологии

Политическая наука в России

Принципы организации и функционирования политической системы

Современная политическая элита: источники власти и системы отбора

Политическая элита в России

Понятие политического лидерства

Типы лидеров и их функции

Политическое лидерство в России

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие и функции политической системы

Типы политических систем

Политическая система России

Понятие политического режима

Типы политических режимов

Политический режим в России

ПОЛИТИКА и ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Содержание, предпосылки возникновения и структура гражданского общества

Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества

Формирование гражданского общества в России

Природа и сущность государства

Функции и устройство государства

Государство в России: тенденции развития

Возникновение и сущность партий

Типология партий и их функций

Российская модель партийной системы

IV

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

4

Функции и содержание политической социализации

Модели (типы) политической социализации

Политическая культура: содержание и типология

Политическая культура России: тенденции развития

V

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

3

Возникновение идеологии и её функции

Политические идеологии в постсоветской России

VI

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

3

Политика и международные отношения

Теория и практика международных отношений

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Минимальные требования к оснащённости учебного процесса
Учебно-методические компоненты (учебник, хрестоматии, дополнительная литература, рабочая тетрадь, познавательные задания для учащихся), картины, схемы, таблицы, аудиовизуальные средства обучения (кинофильмы, слайды, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы).

Курс "Политология" состоит из двух больших блоков: а) история политических учений и б) введение в категории современной политической науки. По содержанию эти блоки довольно далеко отстоят друг от друга, поэтому концепция преподавания предмета должна учитывать как общие принципы преподавания для двух разделов, так и специфику преподавания каждого из них в отдельности. В соответствии с этим соображением выстроен дальнейший текст.

Общие принципы преподавания предмета

1. Проблемноориентированный характер курса.

В традиционной системе школьного образования задачи, которые ставятся перед учащимся, по своему формату зачастую резко отличаются от задач, с которыми он(а) сталкивается по выходе из школы, во "взрослой жизни". Во-первых, в школе ученик сталкивается с готовыми задачами, которые заранее были кем-то сформулированы (учителем, автором учебника или кем-либо еще). Во-вторых, школа часто ориентирует на решение задач, для которых есть один и несомненно правильный ответ, который можно найти, правильно применив знакомые процедуры. Однако, выпустившись из школы, учащийся будет все чаще сталкиваться с совершенно иными требованиями: 1) перед тем как решать задачу, ему нужно будет ее сформуровать, иными словами, - идентифицировать проблему; 2) эти задачи в большинстве случаев не будут иметь одного несомненного ответа. По этой причине существует явный разрыв между навыками, которые в основном закладывает школа, и навыками, которые в особенности пригодятся после выпуска из нее.

Иной взгляд на образование, обладая рядом специфических черт, предполагает (разумеется, речь не идет о математике или прочих предметах, где задачи в самом деле зачастую имеют только один и несомненно правильный ответ) смягчить указанную проблему, инкорпорируя в процесс обучения элементы, связанные с задачами самостоятельной формулировки проблем и поиска разных вариантов их решения, с попутным критическим анализом этих вариантов, выделением их положительных и отрицательных сторон. Настоящий курс использует эти принципы на соответствующем материале. Так, в обоих блоках предмета особое внимание уделено разнообразным дилеммам, почти неизбежно присутствующим в политической жизни, как-то: дилемма между порядком и свободой, управляемостью и представленностью интересов, проблемой компетентности большинства и проблемой доброй воли меньшинства, абсолютная этика и консеквенционалистская этика и т.д. Иными словами, на этом материале учащиеся неоднократно будут сталкиваться с ситуациями, когда дать какой-то ответ на ту или иную проблему, который по всем параметрам превосходил бы все остальные варианты ответа, невозможно.

Особенно в первой части курса, посвященной истории политической мысли, от школьников требуется развивать навыки формулирования проблем, поскольку это является условием глубокого понимания теоретического текста, улучшает осознание его возможной актуальности, а также облегчает рассмотрение его взаимосвязей с другими текстами из программы курса.

2. Стимулирование самостоятельной творческой работы учащихся.

Данный пункт является продолжением первого. Написание текстов разных жанров, таких как критический анализ или эссе, игровые формы работы в классе (см. следующий пункт) и обсуждения на уроках на основании вдумчиво прочитанного текста в качестве домашнего задания - все эти виды работы являются творческими по своему характеру.

3. Использование разных форматов работы в классе.

Разнообразие форм классной работы делает изучение предмета более увлекательным и в целом способствует лучшему усвоению учебного материала. В процессе изучения предмета будут использоваться как традиционные формы работы в классе (обсуждение на уроке), так и более нестандартные, такие как работа в группе, игра "Дебаты", игра "Принятие решений в парламенте", "Что? Где? Когда?" и др.

4. Ориентация на оригинальные тексты, а не на учебники.

Одна из часто встречающихся проблем в процессе обучения политологии в школе или даже в ВУЗе состоит в том, что в качестве основного источника знания выступают учебники, которые а) в области политологии не всегда соответствуют высоким стандартам качества, б) по самому своему формату не вполне соответствуют "духу и содержанию" дисциплины, потому как учебники часто передают теории довольно поверхностно и подчас упускают важные детали, а также ориентируются скорее на изложение теорий, чем на их проблематизацию. Поэтому опора на учебники в процессе преподавания курса будет сведена к минимуму. Первая часть курса будет построена исключительно на оригинальных текстах - подобранных преподавателем из оригинальных произведений политических теоретиков. Во второй части иногда (там, где это наиболее целесообразно) будут использоваться вузовские учебники, но зачастую материал будет изучаться на основании подготовленных преподавателем кейсов.

5. Использование новейших достижений политической теории и политической науки.

Еще одна проблема современного политологигического образования в России обусловлена масштабными структурными факторами (молодость политологии как научной дисциплины в России) и состоит в том, что в российских школах на уроках политологии или в рамках политологического раздела обществознания а) преподаются темы, которые в мировой ("мейнстримной") политической науке были популярны и рассматривались как центральные 50-60 лет назад (как, например, тема "Политическая система"), б) изучение даже достаточно современных тем происходит на основании старых концепций, часть из которых уже неоднократно корректировалась и пересматривалась (это касается, например, тем "формы правления" или "политические режимы"). Отличительная черта курса политологии в Лицее НИУ ВШЭ состоит в том, что в процессе его преподавания привлекаются новейшие разработки политической науки, хотя и устаревшие темы, если они необходимы для ЕГЭ, тоже рассматриваются в рамках курса.

6. Подробный и глубокий анализ каждой темы, включенной в программу курса.

Лицей НИУ ВШЭ предлагает уникальные условия для глубокого и подробного курса политологии в связи с тем, что в программе Лицея это отдельный курс, для которого предназначено гораздо больше часов, чем для политологического раздела обыкновенного курса обществознания.

Принципы преподавания раздела "История политической мысли"

1. Ориентация на прояснение актуальности политических теорий прошлого и на возможность их применения для интерпретации современных проблем и явлений.

Раздел истории политической мысли по сути своей предполагает рассмотрение политических теорий, сформулированных многие века или даже тысячелетия назад, в связи с чем школьникам может быть совершенно неочевидна актуальность этих теорий; потому данный раздел курса может видеться ими как бесплодные упражнения ума. В наиболее общем плане задача данного раздела состоит не только в обогащении культурного опыта школьников, но и в том, чтобы продемонстрировать актуальность давно написанных сочинений политических философов, причем на двух уровнях: а) на уровне проблем и дилемм, которые рассматриваются в этих трудах; б) на уровне возможных решений, которые предлагаются в этих сочинениях. Зачастую для прояснения актуальности политических трактатов необходимо хотя бы частично изложить теории на другом - более понятном и знакомом - языке, обнаружить за чередой более поверхностных черт общие и фундаментальные принципы, привести примеры из недавней политической истории, иллюстрирующие затронутые в трактатах проблемы. Все эти задачи берет на себя преподаватель курса, но все они вполне осуществимы в условиях большого количества часов, выделенных под дисциплину.

2. Ориентация на демонстрацию внутреннего единства предмета и "сквозных сюжетов" в истории политической мысли.

Во многих отношениях полезно и прекрасно обнаруживать единство изучаемого предмета. В данном курсе особое внимание будет уделяться анализу и демонстрации единых сюжетов, красной нитью проходящих через всю историю политической мысли, полемике политических философов сквозь века или, наоборот, их укорененности в давней традиции.

3. Развитие критического мышления в процессе прохождения курса.

Первый раздел курса предлагает особенно благоприятные условия для развития критического мышления школьников, потому что политическая теория и философия почти полностью состоит из мнений и позиций, но не из безупречных решений. Рассмотрение преимуществ и недостатков разных концепций, предоставление школьникам возможности полемизировать с великими мыслителями прошлого - один из ключевых принципов курса.

Принципы преподавания раздела "Введение в категории современной политической науки"

1. Включение в программу новых тем, связанных с рассмотрением "теоретической оптики" современных политологов.

Политологические разделы в обычном курсе обществознания по разным причинам чаще всего ограничиваются рассмотрением ряда базовых понятий политологии. В курсе для Лицея НИУ ВШЭ наряду с этим безусловно важным сюжетом второй подраздел дисциплины включает в себя еще и ознакомление школьников с аналитическими подходами, которые используют политологи в своей работе; речь идет о "теоретической оптике", которая позволяет в определенных терминах интерпретировать мир политики и предлагает эвристические инструменты для его лучшего понимания. Почти несомненно, что ознакомление школьников с такими аналитическими подходами резко повышает их способность подступиться к размышлению о разнообразных аспектах жизни общества.

2. Выработка "панорамного взгляда", образующего концептуальный контекст для рассмотрения нескольких взаимосвязанных тем.

Преподавание политологии и в школе, и в ВУЗе не всегда высвечивает взаимосвязь между разными блоками дисциплины и не всегда обнаруживает, что в основе разных сюжетов нередко лежат одни и те же фундаментальные принципы и паттерны. Например, темы "Формы правления", "Избирательные системы" и "Виды территориального устройства государства" можно рассматривать при помощи единых концептуальных рамок (состязательная versus консенсусная модель). В рамках курса принцип "панорамного взгляда" будет использоваться регулярно. Его преимущества состоят, помимо прочего, в углублении понимания политических проблем и институтов, в выработке привычки к широким и нетривиальным обобщениям, в том, чтобы видеть "похожее в различном".

3. Ознакомление школьников с элементами исследовательских инструментов современных политологов.

В качестве одной из главных "связок" настоящего школьного курса с университетским курсом политологии предлагается ознакомление лицеистов с элементами исследовательских инструментов современных политологов. Отчасти они освещаются в разделе об аналитических подходах, отчасти же - в виде иллюстраций к темам из блока базовых понятий современной политологии.

Для того, чтобы приступить к обучению, достаточно оплатить 25% от указанной стоимости (первый взнос). Остаток необходимо будет оплатить после прохождения первого модуля.

Халва

Новинка!

Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе: 134 дня (минимальное время обучения: 60 дней)

Предусмотрена возможность ускоренного обучения по индивидуальному графику.
Срок обучения по программе 300 часов - от 2 до 6 месяцев, 600 часов - от 3 до 12 месяцев.

Выдаваемый документ По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который высылается Почтой России (доставка бесплатна).

Образец диплома

Образец диплома

Однако, специалисты, пришедшие в политику из смежных отраслей, зачастую не обладают необходимыми политическими знаниями, должным уровнем социальной ответственности, не имеют фундаментальной научной политологической подготовки.

В связи с этим при обучении необходимо учитывать ряд требований, обусловленных целями, стоящими в целом перед системой профессиональной подготовки политолога, содержанием конкретного учебного курса, спецификой студенческого контингента, психолого-педагогическими закономерностями профессиональной подготовки. Постоянные изменения в общественно-политической сфере также определяют целесообразность изучения учебного материала в связи с политической практикой сегодняшнего дня. Например, разъяснить сущность политической власти и ее ресурсов на теоретическом уровне преподавания будет сложно без конкретных примеров из политической жизни современной России. Поэтому преподаватель политологических дисциплин должен владеть не только методикой преподавания и знаниями в области педагогики и психологии, но также самостоятельно ориентироваться и анализировать события в общественно-политической сфере.

Пройдя данный курс вы:

• Сможете оперировать профессиональной терминологией, научитесь использовать специализированные методы политических исследований, выявлять проблемные зоны нормативно-правовой сферы деятельности;

• Уточните содержание и принципы составления аналитических документов в сфере политики, попрактикуетесь в самостоятельной подготовке аналитических отчетов, обзоров, записок;

• Изучите порядок организации управленческих процессов в органах государственной власти, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, органах местного самоуправления, бизнес-структурах, средствах массовой информации;

• Научитесь разбираться во взаимоотношениях с органами и управления, и способах выстраивания эффективного взаимодействия.

Программа профессиональной переподготовки разработана на основе:

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" ;

Уровень образования: высшее образование.

Читайте также: