Преодоление школьной неуспешности педсовет

Обновлено: 02.07.2024

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Слайд 2. Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Слайд 3. Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости .

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Слайд 4. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны. Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

– дефекты здоровья школьников;

– психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки;

– низкое развитие интеллекта;

– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;

– слабо развитая волевая сфера. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.

Слайд 5. К числу внешних они, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе. В.С. Цетлин пишет: “Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий”.

К числу внешних относятся и такие, как:

1) несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);

2) отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.

Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Слайд 6. Три типа неуспевающих

Чтобы в глазах учителей все неуспевающие школьники не были на одно лицо, без четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна?

Одна из мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем часто она используется для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость. Доказано, что экстенсивный подход в решении учебных проблем, в частности, в преодолении неуспеваемости, не эффективен. Таким образом, в решении проблемы неуспеваемости не столько важен объем учебного времени, столько качество самого обучения.

Вернемся к нашей типологии и постараемся определить, в какой конкретной помощи нуждается каждая из выше названных групп учащихся. Исследователи считают, что:

– Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Слайд 7. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Слайд 8. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новыx усилий: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.

Слайд 10. Все моменты психолого-педагогического сопровождения способствуют выравниванию учебно-познавательной ситуации и ведут к формированию компетентностной личности ученика.

Цель : выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы .

Хочу рассказать вам одну притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков . Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь , надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Коллеги, задумывались ли вы о причинах неуспеваемости школьников внашей школе? О мерах по предупреждению этой неуспеваемости и способах решения этой проблемы? Каковы вообще признаки неуспешного ученика?

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в левый столбик.

Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика. Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: успешный – неуспешный, умный – глупый).

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в столбик на крайней правой стороне доски (центральная часть остается свободной).

В нашей школе стоит проблема работы с неуспевающими учениками. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о причинах неуспеваемости и поищем способы ее преодоления, а также что нужно сделать чтобы ленивый стал трудолюбивым, а рассеянный – собранным.

Цель : выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы .

Работу нашего педсовета предлагаю провести в форме деловой игры.

2. Работа творческих групп:

А) Ведущий делит всех присутствующих на 4 группы по 5-6 человек. Задание: Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. (5 минут)

Б) Ведущий предлагает рассмотреть причины и следствия неуспеваемости школьников, поработав в группах, и ставит на стол каждой группы по табличке: “Диагностика”, “Терапия”, “Профилактика”, “Оптимисты”. Каждая группа получает карточку с заданием, памятку, ватман, маркер и рассматривает данную им проблему в соответствии с названием своей группы. (15 минут)

2. Назовите основные причины неуспеваемости школьников, заполнив данную вам таблицу. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

Недостатки психического развития личности:

Недостатки воспитанности личности:

Недостатки образования личности:

Недостатки опыта влияний школы:

Недостатки влияния внешкольной среды:

1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику? Заполните таблицу, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

2. При изложении нового материала

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

4. При организации самостоятельной работы вне класса

2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?

1. Каким образом можно избежать неуспеваемости школьников?

2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Посредством содержания (содержательные)

Посредством организации деятельности (организационные)

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся

2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

3. Презентация: Один из представителей каждой группы ( или несколько – по решению группы) делает презентацию по проделанной работе. (15-20 минут).

  • Рефлексия. Я не буду спрашивать, понравилась ли Вам проведённая работа? Каждый это решит для себя лично.

5. Зам. директора по УВР: но вернемся к написанным критериям неуспешного и успешного ученика. Как ЖЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ из неуспешного ученика сделать успешного. (каждая группа защищает свой ватман. В итоге на доске остаются все 4)

Дать задание на определенном этапе обучения

Постоянно подбадривать на уроке, контролировать

Теперь вернемся к составленному списку неуспевающих учеников. Составьте программу работы с каждым учеником, который является неуспевающим по вашему предмету. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на методических объединениях. (10 минут)

Как итог – притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки.

6. Подводится итог педсовета. (5 минут)

7. В конце педсовета каждый участник получает раздаточный материал (приложение) (2 минуты)

Примечание: Данный педсовет поможет учителям выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы. До проведения педсовета целесообразнее провести подготовительный этап по следующему плану:

Может быть предложено следующее решение педсовета:

1. Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости.

а. Создавать на каждом уроке ситуацию успеха для всех учеников, особенно для слабоуспевающих.

б. Повышать эффективность каждого урока.

в. Формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.

г. Осуществлять индивидуальный подход к учащемуся на уроке.

2. На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

3. Разработать систему обратной связи с родителями неуспевающих учеников.

5. Поставить на контроль администрации неуспевающих учеников.

Материал для ведущего : не забудьте в решении педсовета указать ответственных за выполнение каждого пункта и срок исполнения.

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

Недостатки психического развития личности:

Недостатки воспитанности личности:

Недостатки образования личности:

Недостатки опыта влияний школы:

Недостатки влияния внешкольной среды:

а) дефекты органов чувств;

б) соматическая ослабленность;

в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;

г) психопатологические отклонения

а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б) слабое развитие воли;

в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей

а) недостатки в раз витии моральных качеств личности

б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.

в) недостатки в трудовой воспитанности

а) пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда

а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.)

а) недостатки влияний семьи;

б) недостатки влияний сверстников;

в) недостатки влияний культурно-производственного окружения

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

2. При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Посредством организации деятельности (организационные)

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

2. Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность (простота, доступность);

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы

3. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4. Показ значимости знаний, умений:

5. Метапредметные связи

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач ( совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач). Выбор действия в соответствии с возможностью ученика.

2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (репродуктивный, творческий.

4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссии), игрового (познавательной игры), эмоционального (успеха, увлеченности темой).

5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи

6. Контроль за деятельностью учащегося, взаимо- и самоконтроль, оценка отношения к предмету, деловых качеств и т.д. и побуждение учащихся к подобным проявлениям

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

8. Создание на уроке ситуации успеха.

9. Учет возрастных особенностей школьников.

1. Показ достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся. Создание ситуации успеха.

2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

3. Проявление учителем собственных качеств данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

5. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

6. Эмоциональная речь учителя.

Применение поощрения и порицания.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе с использованием интерактивных методов. Использование наглядных пособий, помогающих излагать суть явления. Стимулирование подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль за их деятельностью, оказание помощи.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Психологическая атмосфера в школе как одно из условий успешности обучения.

Оцените по девятибалльной шкале показатели психологической атмосферы в нашей школе .

Дружелюбие 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Враждебность

Увлеченность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Равнодушие

Сотрудничество 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие сотрудничества

Успешность 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Неуспешность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся? В чем в.


Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости


Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления

в помощь учителю.


Родительское собрание "Детская агрессивность: причины, последствия и пути преодоления"

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. ФГОС, определяя семью, как важнейший институт общес.


"Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся. Современные требования к качеству урока – ориентир модернизации урока."

Выступление на педсовете.


Выступление на районном МО. Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления

Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, пе.


В докладе представлен анали педагогического опыта по преодолению учебной неуспеваемости.

Материалы педсовета

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче отчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких немало. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот. Думается, что школа имеет уникальную возможность избавить ребёнка от груза неудач, значительно смягчить этот негативный фактор личностного развития.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: Кто виноват ? Что делать?

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет.

Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Слайд 2 .Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.

Слайд 3-4 . В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача практической и теоретической педагогики.

Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.

Слайд 5 .По итогам 1 четверти у нас в школе неуспевающих 26 человек…Каковы же причины такого положения вещей? Они известны нам давно, и не требуется особых усилий , чтобы их обозначить

Слайд 6 ..Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями- классы компенсирующего обучения.. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Слайд 7-8 Что же такое неуспеваемость?.НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению ,неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств (щелчок) : это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, (щелчок) либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности

Слайд.9-10.. Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:

1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;

2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.

Готовясь к педсовету мы провели анкетирование учителей Просили указать, каким приемам учебного труда трудно обучать школьников .

Результаты анкетирования учителей нашей школы по итогам 3 четверти

Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:

– ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;

– не умеют видеть свои ошибки,

– испытывают затруднения при решении математических задач;

– затрудняются пересказывать тексты;

– очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.

-грубят,пререкаются,хамят.

Как мы убедились, многие из вас испытывают очень сходные трудности в своей педагогической работе. Может быть, потому, что все наши неуспевающие очень похожи? Но, нет.Неуспевающие бывают очень разными. И хотя проблемы в работе с ними действительно мало отличаются, но причины этих проблем вряд ли всегда совпадают.

Так какие же бывают неуспевающие.

НЕ ВСЕГДА ДВОЕЧНИК, НО БУЙНЫЙ

ДВОЕЧНИК ПО ЧУЖОЙ ВИНЕ

ДВОЕЧНИК, НО В ПЕРСПЕКТИВЕ

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Слайд 13. Все причины неуспеваемости

Слайд 14. Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания.

Таких учителей в нашей школе нет. А вот учителя – урокодатели встречаются , и далеко не всегда это безразличные по сути своей люди. Пришел, выдал, спросил, оценил, ушел – это привычка, рутина, не работа, а служба; учительский труд, потерявший творческое начало. Ему безразлично, что будет после него, усвоили ученики или нет; смогут сделать домашнее задание или пойдут за помощью (добросовестные, естественно). Часто учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.

Слайд 15 . Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей и интереса к данному предмету . Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике.

Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки.. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу средней школы и даже получают высшее образование.

Слайд 16 . Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья . К сожалению, часто встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой - для ребёнка не остается времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются. Таких учащихся в нашей школе достаточно. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к какому-либо творчеству.

Слайд 17 . Неуспеваемость связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Слайд 18 .Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка . Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.

Слово психологу и зам директора по ВР.

Слайд 19. Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:

  • К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
  • Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
  • Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
  • Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
  • Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
  • Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.

· Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей

Работа с неуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. И мы не можем подходить к этой работе формально .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это выступление можно использовать на педсовете, МО начальных классов, на примере своих учеников.

Причины неуспеваемости и пути ее преодоления.

(выступление)

Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным. Неуспевающие ученики плохо усваивают школьный материал, не справляются с классными и домашними заданиями, теряют интерес к занятиям. Отсутствие своевременной помощи приводит к изменениям в личности ребенка. У школьников возникает негативное отношение к учению и учителю. В конечном итоге они начинают себя хуже вести, дезорганизуют класс, нередко бросают школу и пополняют ряды так называемых трудных подростков.

Основные признаки неуспеваемости учащихся:

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю

- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);

-медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- индифферентно относится к результатам работы;

- не подмечает своих неудач и трудностей.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!

К внешним причинам относятся социальные причины: снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)

Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., так как общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта, отсутствие мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкие способности (слабое развитие внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокие способности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкие способности сочетаются с отрицательным отношением к учению.

Но всё-таки, одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к началу регулярного обучения в школе. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Такой ребёнок при поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательную самостоятельность, мотивационную сферу.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

Одной из главных причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность.

Основную роль в педагогической запущенности играют родители, их педагогическая некомпетентность, низкий уровень образованности, отсутствие педагогических и психологических знаний при подготовке детей к школьной жизни.

Так, дети, воспитывающиеся в семьях, где проявляется недостаточное внимание к играм, чтению, организации досуга, как правило, не получают достаточного запаса знаний, страдают узостью и бедностью интересов. Для этой категории школьников характерна слабость учебных навыков, замедленность в усвоении программы. Они с трудом выполняют задания учителя. Низкие учебные результаты могут вызвать у таких школьников негативное отношение к учёбе в целом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии ребёнка, на формировании навыков поведения в коллективе.

Ранняя диагностика и предупреждение педагогической запущенности учащихся – задача комплексная. Её решение связано с широким аспектом социально-педагогических воздействий. Она может и должна преодолеваться педагогическими средствами.

Основными путями предупреждения педагогической запущенности являются:

*совершенствование всей работы школы по обучению и воспитанию школьников;

*обеспечение преемственности в деятельности дошкольных учреждений и школы, *учителей начальных классов и педагогов средней и старшей ступеней обучения, учителей, работающих в данном классе;

*глубокое изучение личности школьника, условий его семейного воспитания;

*включение каждого школьника в различные виды познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной деятельности;

*взаимодействие школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности в воспитательной работе с детьми и подростками.

Работа по предупреждению и преодолению возникшей педагогической запущенности требует кропотливой индивидуальной работы учителя с детьми.

Психическое здоровье детей – залог успешности

Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее значимых являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены.

Дети с временной задержкой психического развития

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников часто связана с временной задержкой психического развития детей.

Дети с синдромом дефицита внимания.

Детей с нарушением такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт является чрезмерная активность ребёнка, излишняя подвижность.

Важный аспект в обучении ребенка - это особенности умственной деятельности.

Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников

Среди основных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости важное значение принадлежит суммарной учебно-воспитательной нагрузке.

Хроническая неуспешность и школьная тревожность – основная сфера проявления трудностей в учёбе

Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе

Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка.

Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие.

Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся.

Заключение

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество. Первый подход в силу ряда причин у нас не практикуется. Остается второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле.

Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться.

Читайте также: