Четвероевангелие аверкий таушев краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

При составлении настоящего руководства были использованы нижеследующие труды и учебные пособия:

1. Епископ Михаил. Толковое Евангелие в трех книгах.

2. Епископ Михаил. Толковый Апостол: Деяния и Соборные послания.

3. Епископ Феофан 1 . Евангельская история о Боге Сыне.

4. Епископ Феофан. Толкование Посланий святого апостола Павла.

5. Барсов М. Сборник статей по истолкователь-ному и назидательному чтению Четвероевангелия в двух томах.

6. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов.

7. Барсов М. Сборник статей по истолкователь-ному и назидательному чтению Апокалипсиса.

8. Прот. Павел Матвеевский. Евангельская история о Боге Слове, Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения.

9. Гладков Б.И. Толкование Евангелия.

10. Свящ. Т. Буткевич. Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт историко-критического изложения евангельской истории.

11. Фаррар Ф. Ф. Жизнь Иисуса Христа (в переводе А. П. Лопухина).

12. Кохомский С. В. Объяснение важнейших мест Четвероевангелия.

13. Прот. М. Херасков. Истолковательное обозрение Священных Книг Нового Завета.

14. Иванов А.В. Руководство к изучению Священных Книг Нового Завета.

15. Прот. Н. Александров. Пособие к изучению Священного Писания Нового Завета.

16. Проф. Н.Н. Глубоковский. Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле.

17. Проф. Н.Н. Глубоковский. Благовестие христианской свободы в Послании святого апостола Павла к Галатам.

18. Епископ Кассиан. Христос и первое христианское поколение.

Не преследуя специально-научных целей, автор имел в виду дать в руки читающим и изучающим Священное Писание Нового Завета пособие, дающее ключ к его правильному, согласному с учением Святой Православной Церкви пониманию и истолкованию, – пособие, которое здесь, за границей, при крайней скудости книг и изданий подобного рода, могло хотя бы отчасти заменить все прежние русские дореволюционные учебники и пособия. Насколько эта цель достигнута, не ему судить.

Вступление

Понятие о Священном Писании Нового Завета

Священным Писанием Нового Завета называется собрание тех Священных Книг, входящих в состав Библии, которые появились на свет после Рождества Христова. Написаны эти Книги по вдохновению от Духа Святого учениками Господа Иисуса Христа, или святыми апостолами.

Цель написания Священных Книг Нового Завета и их содержание

Священные Книги Нового Завета написаны святыми апостолами с целью изобразить спасение людей, совершенное воплотившимся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью они повествуют нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Его, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры через святых апостолов; разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

Число, наименования и порядок Священных Книг Нового Завета

Общее число всех Священных Книг Нового Завета – двадцать семь. Наименования их и обычный порядок расположения следующие:

1. От Матфея святое Евангелие (или Благовествование).

2. От Марка святое Евангелие (или Благовествование).

3. От Луки святое Евангелие (или Благовествование).

4. От Иоанна святое Евангелие (или Благовествование).

5. Деяния святых апостолов.

6. Соборное послание святого апостола Иакова.

7. Первое соборное послание святого апостола Петра.

8. Второе соборное послание святого апостола Петра.

9. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

10. Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

11. Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

12. Соборное послание святого апостола Иуды.

13. Послание к Римлянам святого апостола Павла.

14. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

15. Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

16. Послание к Галатам святого апостола Павла.

17. Послание к Ефесянам святого апостола Павла.

18. Послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

19. Послание к Колоссянам святого апостола Павла.

20. Первое послание к Солунянам (или Фессалоникийцам) святого апостола Павла.

21. Второе послание к Солунянам (или Фессалоникийцам) святого апостола Павла.

22. Первое послание к Тимофею святого апостола Павла.

23. Второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

24. Послание к Титу святого апостола Павла. 25. Послание к Филимону святого апостола Павла.

26. Послание к Евреям святого апостола Павла.

27. Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова.

Содержание различных Священных Книг Нового Завета

Все остальные Книги Нового Завета часто объединяются под названием Апостол, потому что содержат в себе повествование о деяниях святых апостолов и изложение их наставлений первым христианам.

Разделение новозаветных Священных Книг по их содержанию

По своему содержанию новозаветные Священные Книги разделяются обычно на следующие четыре отдела:

1. Книги законоположительные, к которым относятся четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, как составляющие самое существо новозаветного Божия закона людям, ибо они излагают события спасительной для нас земной жизни Господа Иисуса Христа и Его Божественное учение.

2. Книгу историческую, каковой является Книга Деяний святых апостолов, излагающая нам историю утверждения и первоначального распространения Церкви Христовой на земле через проповедь святых апостолов.

3. Книги учительные, к которым относятся семь Соборных посланий: одно – святого апостола Иакова, два – святого апостола Петра, три – святого апостола Иоанна Богослова и одно – святого апостола Иуды, а также четырнадцать Посланий святого апостола Павла (перечисленные выше), содержащие учение святых апостолов, или, вернее, истолкование Христова учения святыми апостолами применительно к разным случаям жизни.

4. Книгу пророческую, каковой является Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна Богослова, содержащее в таинственных видениях и образах пророчества о будущих судьбах Церкви Христовой, мира и человечества.

История канона Священных Книг Нового Завета

Новозаветные Священные Книги все являются каноническими. Каноническое достоинство эти Книги приобрели сразу после своего появления на свет, ибо всем известны были высокоавторитетные имена их авторов. Замечательно в этом отношении свидетельство святого апостола Петра в его Втором соборном Послании, где он говорит, как об уже известных ему, всех посланиях святого апостола Павла (2 Пет. 3, 16). Написав Послание для Колоссян, святой апостол Павел дает распоряжение, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви (Кол. 4, 16).

Мы имеем множество доказательств того, что Церковь всегда и с самого начала признавала каноническое достоинство известных нам в настоящее время новозаветных Священных Книг. Если же и существовали сомнения относительно некоторых из Книг, на что любит ссылаться так называемая отрицательная критика, то эти сомнения принадлежали частным лицам и не разделялись всей Церковью.

Все эти мужи апостольские жили во второй половине I и начале II века.

От ученейшего церковного писателя Оригена, жившего в конце II и начале III века, до нас дошел целый ряд сочинений, в которых он приводит громадное количество текстов из новозаветных Священных Книг и дает нам свидетельство, что несомненно апостольскими и Божественными писаниями во всей поднебесной Церкви признавались как четыре Евангелия, так и Книги Деяний апостольских, Апокалипсис и четырнадцать Посланий святого апостола Павла.

Нет, однако, никаких оснований считать этот канон официальным церковным документом. В этом же II веке появился перевод Священных Книг Нового Завета на сирийский язык, получивший название Пешито. В нем имеются не указанные в списке Муратория Послание к Евреям и Послание святого апостола Иакова, но зато отсутствуют Послание святого апостола Иуды, Второе послание святого апостола Петра, Второе и Третье послания святого апостола Иоанна и Апокалипсис.

Для всех этих пропусков могли быть причины частного характера. Точно так же, как и сомнения отдельных частных лиц, высказывавшиеся относительно подлинности той или другой Книги, они не имеют серьезного значения, ибо тоже имеют частный характер, иногда с явной тенденциозностью. Известно, например, что основатель протестантизма Мартин Лютер пытался усомниться в подлинности Послания святого апостола Иакова, потому что в нем решительно подчеркивается недостаточность для спасения одной веры без добрых дел, в то время как провозглашенный им основной догмат протестантского вероучения утверждает как раз обратное, что человек оправдывается одной верой, без добрых дел. Столь же тенденциозны, конечно, и все остальные подобные же попытки опорочить наш новозаветный канон.

Что же касается всей Церкви в целом, то она всегда с самого начала принимала все признаваемые у нас в настоящее время новозаветные Священные Книги, что и было засвидетельствовано в 360 году на Поместном Лаодикийском Соборе, издавшем определение, в котором перечисляются поименно все двадцать семь наших новозаветных Священных Книг (см. правило 60). Это определение было потом торжественно подтверждено и получило таким образом вселенский характер на VI Вселенском Соборе.

Язык новозаветных Священных Книг и история их текста

Все новозаветные Священные Книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом койне, на котором говорили или который, во всяком случае, понимали все культурные обитатели не только восточной, но и западной половины тогдашней Римской империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Апостолы для того и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные Священные Книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.

Писались они авторами или собственноручно 2 , или переписчиками, которым авторы диктовали 3 , на папирусе, приготовлявшемся из египетского тростника, чернилами и тростью (3 Ин. 1, 13). Сравнительно реже употреблялся для этой цели и пергамент, приготовлявшийся из кожи животных и ценившийся очень дорого.

Характерным является то, что для письма употреблялись только большие буквы греческого алфавита, без знаков препинания и даже без отделения одного слова от другого. Малые буквы стали употребляться только с IX века, так же как и разделение на слова. Знаки же препинания введены только поcле изобретения книгопечатания Алдусом Мануцием в XVI веке. Нынешнее разделение на главы было произведено на Западе кардиналом Гугом в XIII веке, а разделение на стихи – парижским типографщиком Робертом Стефаном в XVI веке.

В лице своих ученых епископов и пресвитеров Церковь всегда заботилась об охранении текста Священных Книг от всяких искажений, всегда возможных, особенно до изобретения книгопечатания, когда книги переписывались от руки. Есть сведения, что над исправлением текста в неисправных списках много трудились такие ученые мужи христианской древности, как Ориген, Исихий, епископ Египетский, и Лукиан, пресвитер Антиохийский. С изобретением книгопечатания стали следить за тем, чтобы новозаветные Священные Книги печатались только по лучшим древнейшим рукописям.

Как эти добросовестные критические труды, так, в особенности, конечно, и неусыпная забота Церкви, в которой живет и которой руководит Дух Святой, служат нам вполне достаточной порукой в том, что мы обладаем в настоящее время чистым неповрежденным греческим текстом новозаветных Священных Книг.

В богослужебном употреблении нашей Православной Церкви принято вообще разделение новозаветного священного текста не на главы, а на зачала, то есть отдельные отрывки, заключающие в себе более или менее законченное повествование или законченную мысль. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, в Апостоле же, включающем в себя Книгу Деяний и все Послания, – один общий счет. Апокалипсис – Книга, не читающаяся при богослужении, – на зачала не разделен. Деление Евангелия и Апостола на зачала не совпадает с делением на главы и сравнительно с ним является более дробным.

С течением времени первоначальный славянский текст подвергался у нас некоторой, незначительной, впрочем, русификации – сближению с разговорным русским языком. Современный русский перевод, сделанный в первой половине XIX века на русский литературный язык, во многих отношениях является неудовлетворительным, почему славянский перевод следует предпочитать ему 4 .


Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Последовательный обзор содержания всего Четвероевангелия с изъяснением важнейших мест

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Последовательный обзор содержания всего Четвероевангелия с изъяснением важнейших мест

Вот почему уже с самых первых времен христианства стали делаться попытки свести содержание всех четырех Евангелий воедино, т. е. свод всего материала, заключающегося в четырех Евангелиях, в одной общей связной последовательности, установить более вероятный хронологический порядок евангельских событий, так, как если бы Евангелие было одно.

Значение подобных трудов состоит в том, что они дают нам полную, связную, цельную картину всего течения земной жизни нашего Господа и Спасителя.

Мы и будем вести последовательный обзор всего евангельского повествования, по руководству этих трудов устанавливая, насколько возможно, хронологическую последовательность событий, останавливаясь на разностях в изложении у каждого из четырех евангелистов и изъясняя важнейшие места в согласии с авторитетными толкованиями святых отцов Церкви.

Вся Евангельская история естественно распадается на три главных отдела:

I. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.

II. Общественное служение Господа Иисуса Христа.

III. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

Часть первая. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

1. Пролог Евангелия: его достоверность и цель

(Лк. 1, 1–4; Ин. 20, 31)

Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно проглядывает в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но и остальные три Евангелия, конечно, имеют ту же цель.

2. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Аверкий Таушев Четвероевангелие

Четвероевангелие: краткое содержание, описание и аннотация

Аверкий Таушев: другие книги автора

Кто написал Четвероевангелие? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Аверкий Таушев: Четвероевангелие

Четвероевангелие

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Аверкий Таушев: Апостол. Часть 1

Апостол. Часть 1

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Аверкий Таушев: Апостол. Часть 1

Апостол. Часть 1

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Архиепископ Аверкий (Таушев): Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Четвероевангелие — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Архиепископ Аверкий

Руководство к изучению

Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа

Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа.

Общественное служение Спасителя

Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской.

Первая Пасха

Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея.

Вторая Пасха

Третья Пасха

Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодеицей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного. Беседа о добром пастыре. Беседа в праздник обновления. Возвращение 70 учеников. Притча о милосердном самарянине. Господь Иисус Христос в доме Марфы и Марии. Притча о неотступной просьбе. Обличение книжников и фарисеев. Притча о безрассудном богаче. Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина. Притча о благоразумном домоправителе. О разделении среди людей. Падение силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице. Исцеление скорченной женщины. Тесный путь в Царство Небесное. Угрозы Ирода. Исцеление страдающего водянкой. Притча о любящих первенствовать. Притча о званных на вечерю. Об истинных последователях Христа. Притча о блудном сыне. Притча о неверном домоправителе. Притча о богатом и Лазаре. Учение о браке и о девстве. О силе веры. Исцеление десяти прокаженных. Второе пришествие Христово. Притча о судье неправедном. Притча о мытаре и фарисее. Благословение детей. Богатый юноша. Апостолы наследуют жизнь вечную. Притча о работниках, получивших ровную плату. О предстоящих Христу страданиях. Исцеление Иерихонских слепцов. Посещение Закхея. Притча о десяти талантах. Воскрешение Лазаря. Решение Синедриона убить Иисуса Христа. Ужин в доме Лазаря

АПС | Академия Порядочных Семинаристов

АПС | Академия Порядочных Семинаристов

АПС | Академия Порядочных Семинаристов запись закреплена

Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета / архиепископ Аверкий (Таушев)

Максим Ивашко

Нам преподаватель посоветовал оставить эту книжку для воскресной школы и достать еп. Кассиана Безобразова)

Катя Менцель

Валерий Синильщиков

Странная альтернатива: Кассиан Безобразов или Аверкий Таушев.

Отцы разве устарели?

Али Асланлы

Валерий, ничто не устарело, просто СВ. Дух дышит всегда в Церкви, и не важно Златоуст это или Аверкий Таушев или приходской батька

Валерий Синильщиков

Али, это так, но ведь Аверкий Таушев или священник и ошибаться могут.
Есть канон VI Вселенского собора, о том, что следует изъяснять Писание следует "не иначе, чем изложили Отцы и учители Церкви в своих писаниях".

Али Асланлы

Валерий, в каноне идет речь только о проповеди в храме. И как быть с разногласиями отцов в толковании Библии в ооооочень многих местах?
Этот канон очень осторожно пишет про изложения писания. Советую перечитать канон

Валерий Синильщиков

Али, //в каноне идет речь только о проповеди в храме.//
Да, разумеется, но фактически речь идет об эталоне толкования. Я понимаю это так:
1) Святоотеческие толкования - заведомо истинны (кроме случая, когда толкования отдельных Отцов явно противоречат толкованию большинства других).
2) Толкования заведомо противоречащие святоотеческим - ложны.
3) Прочие - сомнительны (т.е. могут быть истинными, а могут и нет).
Показать полностью.

//И как быть с разногласиями отцов в толковании Библии в ооооочень многих местах?//

Собственно РАЗНОГЛАСИЙ (толкований, прямо противоречащих друг другу) как раз очень немного, причем в таких случаях обычно есть общее толкование большинства и одно или несколько частных мнений.
Часто бывает иное: Отцы дают несколько РАЗНЫХ толкований, не противоречащих, а дополняющих друг друга. Это - нормально и естественно.

Али Асланлы

Валерий, Нужны примеры, чтобы понять о чем речь. Могу привести разночтения у отцов например в Лк. 16:1-9, или Быт 6:1-4 (это вообще жесть). Я говорю, что правило очень осторожно говорит.

"Толкования заведомо противоречащие святоотеческим - ложны" Тут нужна конкретика. Иначе докатимся, что и геоцентристами станем.

Во всём нужно рассуждение. Если верите, что Дух еще живет в Церкви, то нечего бояться новых толкований, но по духу таких же христианских

Дмитрий Носырев

😂

Эх, ностальгия по годам семинарским

Валерий Синильщиков

Насчет Быт 6:1-4 - да, там действительно разногласие.
Показать полностью.

//Во всём нужно рассуждение. Если верите, что Дух еще живет в Церкви, то нечего бояться новых толкований, но по духу таких же христианских//

Бояться - не нужно, но помнить, что они имеют априори меньший авторитет - следует. Ведь не все то, что делается в церкви - делается Святым Духом. Ереси - тоже рождаются в церкви. И сами мы не всегда руководимы Святым Духом, а потому можем принять за "христианские" по духу толкования - те, которые таковыми не являются. Именно от этого и страхует нас то правило. А если они действительно христианские - они будут рецепцироваться у современных святых (о святости которых скажут наши потомки) и через какое-то время станут святоотеческими.

//"Толкования заведомо противоречащие святоотеческим - ложны" Тут нужна конкретика. Иначе докатимся, что и геоцентристами станем.//
Да, замечание уместно. Разумеется речь идет о вопросах богословских или нравственных. А в естественнонаучных Отцы и ошибаться могли.Собственно, это относится не только к Толкованиям на Писание, но и вообще к Святоотеческим текстам.

Ирина Бережнова

Максим Ивашко

Валерий, ведь Вы должны понимать что и отцы в чем то ошибаться могут. Ведь их писания не богодохновенны (но нельзя сказать что они полностью не богодохновенны,ведь они писали их будучи просвещены Духом, но в то же время они были совершенно свободны и могли в силу немощи допустить ошибки) в отличии от св. Писания.
Просто вряд ли Ааеркий или Кассиан могут привнести что то новое (или противное духу отцов). Златоуст пишет очень красиво и емко, но его язык многим не понятен, в отличии от Аверкия.

Али Асланлы

Валерий, "Сейчас наспех глянул"
существует как минимум 5 разных объяснений. Все они приемлемы, но тем не менее, это не назвать экзегетикой, если не рассуждать о толкованиях святых отцов и самому думать, в том числе и в гравственных вопросах. Как пример могу привести "нечистоты" женщин. С одной стороны отцы утврждают, что женщина не инопланетянин и может приступать с Причастию в ЭТО время, а с другой сторону считают чуть ли недочеловеком

"Бояться - не нужно, но помнить, что они имеют априори меньший авторитет - следует."
тоже спорно, ведь и святые отца были некогда несвятыми официально.

Насчет Быт 6:1-4 - да, там действительно разногласие.
Православная экзегетика плохо развита, к сожалению, потому в семинариях часто изучают Мецгеров и Ценгеров. Они мне очень нравятся, но хотелось бы, чтобы авторы были православными а ля Иннокентий, Пафнутий.

Валерий Синильщиков

Максим, отдельные Отцы могут и ошибаться. Большинство Отцов - нет (по крайней мере в догматических или нравственных вопросах). Иначе соборы (напр. 15 Двукр.) не определили бы несогласие с Отцами - как ересь.

Максим Ивашко

Валерий, верно. Ведь у нас все соборно решается. Но и ошибки некоторых Отцов не умаляют их святости и вклада в богословие.

Валерий Синильщиков

Али, //существует как минимум 5 разных объяснений.//
И все - святоотеческие?
Где можно об этом почитать?

// Как пример могу привести "нечистоты" женщин.//
Показать полностью.
А разве на этот счет есть разные мнения? И при чем тут "недочеловек"?

//тоже спорно, ведь и святые отца были некогда несвятыми официально. //
Ну все ж это правило (оно фактически было принято на Трулльском соборе) появилось тогда, когда уже практически по каждому по каждому месту был некоторый набор святоотеческих толкований.

А так - да, пока экзегет не канонизирован - его толкования не имеют самостоятельного авторитета и могут рассматриваться только как гипотезы. А после канонизации - их статус уже изменяется. Скажем св. Феофан Затворник иногда добавлял к толкованиям Отцов - свои размышления (подчеркивая их гипотетичность словами "быть может" и т.п.). А теперь это уже святоотеческие толкования.

Али Асланлы

Валерий, "И все - святоотеческие?"
святоотеческие, если не ошибаюсь, то у Десницкого читал все вариации толкования отцов на это место. Если интересно могу найти в книге сейчас.

"А разве на этот счет есть разные мнения?"
Конечно есть, читал анализ мнений св. отцов в этом вопросе. Статью в интернете со всеми ссылками на отцов.
Показать полностью.

"А так - да, пока экзегет не канонизирован - его толкования не имеют самостоятельного авторитета и могут рассматриваться только как гипотезы."
Так в том то и дело, что авторитет не зависит от канонизации, а от самого Духа в текста. Вот толкованиями Оригена и Тертуллиана мы пользуемся часто, хотя один деканонизирован а второй просто ушел из Церкви.

"Скажем св. Феофан Затворник иногда добавлял к толкованиям Отцов - свои размышления"
Сразу скажу, что Русская Церковь в синодальный период хоть как-то развивался, но если выбирать между каппадокийцами и Феофаном, то первые имеют больший авторитет. У Феофана неавторитетная версия на счет септуагинты, хотя его самого я люблю

Валерий Синильщиков

Али, //"И все - святоотеческие?"
святоотеческие, если не ошибаюсь, то у Десницкого читал все вариации толкования отцов на это место. Если интересно могу найти в книге сейчас.//
Был бы благодарен, если это не займет много времени.

//Так в том то и дело, что авторитет не зависит от канонизации, а от самого Духа в текста. Вот толкованиями Оригена и Тертуллиана мы пользуемся часто, хотя один деканонизирован а второй просто ушел из Церкви. //
Показать полностью.
Нет, сами по себе тексты еретиков имеют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ авторитет. Скажем, на VI Вселенском соборе, обе стороны помимо подборок святоотеческих цитат "за" одну или две воли - также приводили подборки цитат ранее осужденных еретиков, чтобы показать, что эти еретики учили так же, как их оппоненты.

Толкования Оригена и Тертуллиана САМИ ПО СЕБЕ не авторитетны, но важны, как историческое свидетельство. Скажем, если они согласны с более поздними, мы можем сказать, что это вера не только времен Златоуста и Августина - но и доникейской Церкви. А если несогласны - фтопку их, потому что это могут быть их собственные измышления.

//если выбирать между каппадокийцами и Феофаном, то первые имеют больший авторитет.//
Да, разумеется.

Валерий Синильщиков

Али, прошу прощения, а разве Ориген был когда-то канонизирован?
По-моему в те времена вообще не было такой формальной процедуры.

Али Асланлы

Валерий, "Был бы благодарен, если это не займет много времени."

Вот, например, притча о неверном управителе (Лк 16:1-9)[1]. Слуга, поставленный над хозяйством своего господина, проворовался и знал, что скоро лишится доходной должности. Что будет он делать теперь? И вот, призвав должников своего господина, он стал списывать им часть долга.
Показать полностью. Фактически, он обманул своего господина, и вовсе не в пользу бедных, а в свою собственную пользу: когда его выгонят с работы, они наверняка помогут ему, припомнив, как вместо ста мер масла он снизил их долг до пятидесяти. И Христос приводит такого коррупционера в пример своим ученикам!
Текст притчи, казалось бы, вполне понятен, здесь нет ни одного неясного слова или выражения, все поступки и все детали предельно ясны. Но смысл самой притчи ускользает от нас: ведь не побуждает же Христос Своих учеников обманывать работодателей или владельцев вверенного нам имущества? Один толкователь скажет, что на самом деле воля господина и заключалась в том, чтобы его имущество было роздано бедным, и управитель просто угадал эту тайную волю. Другой не согласится: в притче нет ни малейшего намека на такое понимание! — и скажет, что притча вовсе не рассказывает об образцовом человеке, что это всего лишь житейский пример, призванный проиллюстрировать некую важную мысль. В данном случае даже проворовавшийся торгаш прекрасно осознает, что людская привязанность и благодарность важнее любых сокровищ. Третий дополнит: на самом деле, управитель прославил имя своего господина, раздавая его богатство, и в этих условиях господин уже не сможет его прогнать, иначе он сам оказался бы в глазах окружающих менее щедр, чем его слуга — так управитель спас свое положение. Четвертый предложит такую гипотезу: нет, управитель не обделял господина, просто прежде он привык брать проценты с долга лично для себя, и вот теперь он от этой мзды отказался. Пятый скажет: на самом деле, эта притча говорит о том, что все мы должники перед Богом, не сумевшие правильно распорядиться Его богатством, и угоден Ему окажется тот, кто поможет другим людям уменьшить сумму долга. Эти толкования различны, хотя некоторые из них можно и согласовать друг с другом — какое же выбрать за основу?

"Нет, сами по себе тексты еретиков имеют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ авторитет."
Григорий Нисский то не еретик, но сторонник апокатастасиса

Читайте также: