Представление средневекового человека о мире краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Историю Европы в Средние века невозможно уяснить без изучения представлений людей об окружающем мире и месте человека в нем, то есть без понимания средневековой картины мира. Основой мировоззрения западноевропейцев была христианская религия, но большую роль в нем играли и языческие суеверия. Христианская церковь учила, что существует Бог, совершающий добро, и дьявол, творящий зло. Последнего церковь называла творением Всевышнего, нужным для того, чтобы испытать силу веры в человеке. Но в народном сознании Бог и дьявол представлялись в виде двух равных по силе противоборствующих сторон, между которыми находится человек.

Люди верили, что у каждого есть свой ангел-хранитель, посланный Богом, и бес-искуситель, направленный дьяволом. Оба незримо находятся рядом с человеком: ангел за правым плечом, бес – за левым. Ангел заботится о спасении человеческой души и советует быть добродетельным, а коварный бес заставляет совершать грехи. Высшими добродетелями считались вера в Бога, любовь к ближнему, смирение; главными грехами – гордыня, скупость, обжорство, роскошь, гнев, зависть и лень. Избавиться от грехов можно было, признавшись во всем священнику на исповеди и пообещав не совершать больше дурных поступков. В XIII веке ежегодная церковная исповедь была объявлена обязательной для всех.


Как связана примета плевать через левое плечо со средневековыми представлениями об ангеле-хранителе и бесе-искусителе?

Ад, рай, чистилище

Совершение грехов объясняли вмешательством в дела людей нечистой силы. По мнению людей, бесы могли вселяться в тела кошек, собак, свиней и даже в самого человека. В этом случае человек считался одержимым, и для его освобождения требовался специальный обряд изгнания злого духа, который могли выполнить только священнослужители. В нередких для того времени стихийных бедствиях, неурожаях, эпидемиях европейцы также были склонны обвинять подручных дьявола – ведьм, колдунов, оборотней. Любого, заподозренного в связях с нечистой силой, ждала в Средневековье мучительная смерть: после долгих пыток его сжигали на костре. Самым действенным способом защиты от козней злых сил, по мнению людей, была молитва. Священными свойствами обладали также крест и мощи.


Страшный суд. Средневековый рисунок

Добро или зло, творимые человеком, не оставались незамеченными. Люди верили, что после смерти душа человека взвешивалась на весах Страшного суда. Если перевешивали добрые дела – душа отправлялась в рай, где наслаждалась великолепным пением ангелов среди прекрасного сада. Если тяжелее были грехи – душа попадала в ад. В аду текли огненные реки, бродили ужасные чудовища, а вместо пения слышались крики грешников, которых черти жарили на сковородках. Священники учили, что в раю окажется лишь небольшое число людей, поэтому в народном сознании возникла мысль о чистилище – месте, где люди, совершившие небольшие грехи, подвергались мучениям и искупали вину, а затем попадали в рай. Вскоре существование чистилища признала и церковь. Помочь грешнику быстрее выбраться из чистилища могли молитвы за умершего. Люди боялись адских мук, поэтому делали церкви щедрые пожертвования, а самые богатые в обмен на молитвы за помин души оставляли и обширные земли.


Ангел, закрывающий врата Ада. Средневековая миниатюра

Представления о времени

Иными, чем сейчас, были в Средние века и представления о времени. Люди не ценили время так, как ценим его мы. Они верили, что после смерти человека ждет вечная жизнь на небесах, перед которой период пребывания на Земле – ничто. Многие не знали ни числа, ни месяца, ни даже года, который стоял на дворе. Жизнь текла очень медленно, поэтому люди не считали минут и тем более секунд. Первые появившиеся в Европе механические часы были без минутной стрелки.

Ритм жизни определялся занятиями людей. Для крестьян были важны сельскохозяйственные работы, поэтому их календарь включал в себя время посева, жатвы и сенокоса. Жизнь воина была тесно связана со службой, смотрами и сборами войск.


Часы на центральной площади города Праги

Представления о пространстве


Морское чудовище. Средневековая миниатюра

Отсутствие знаний об иных землях приводило к тому, что большинство людей считали окружающий мир враждебным человеку и верили в рассказы о страшных чудовищах и живущих на краю света людях с песьими головами или совсем без головы, с глазами на груди. Взгляды средневековых ученых немногим отличались от представлений простых людей. Они знали только три части света: Европу, Азию и Африку. Центром Земли считался Иерусалим – город, где был распят Иисус Христос. К востоку от него ученые помещали высокую гору, откуда брали начало четыре великие реки, омывающие мир: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.

Средневековые западноевропейцы отличались от современных людей иным представлением о пространстве и времени. Основой мировоззрения людей была христианская религия, большую роль в нем играли и суеверия.


Грех— нарушение человеком Божьих правил, плохой поступок.

Мощи — частички одежды или тела умершего святого.

Хроника — последовательная запись важнейших исторических событий.

(Из диалога Алкуина и его ученика)

1. Что такое мировоззрение человека и почему его необходимо представлять себе при изучении исторических событий?

2. В чем человек в Средние века видел причину хороших или плохих поступков? Какие поступки назывались добродетелями, а какие – грехами? Что ждало добродетельного человека и грешника после смерти?

3. Почему люди не ценили время и не уделяли большого внимания его измерению?

4. Как христианская религия и суеверия влияли на представления средневекового человека о Вселенной и об окружающем мире?

2. Составьте развернутый план параграфа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

4.3. Картина мира в представлении ариев — скифов — славян

4.3. Картина мира в представлении ариев — скифов — славян Легенды о предках и происхождении скифской цивилизации По геродотову мифу о Таргитае, скифы мыслили себя ПРЯМЫМИ ПОТОМКАМИ ВЕРХОВНОГО БОГА (ВАРУНЫ-СВАРОГА). То же представление о себе имели русские, по крайней мере

Мифоритуальная картина мира, литература, ученость

Мифоритуальная картина мира, литература, ученость В центре мифологических представлений Древнего Китая стояли архаические сказания о предках, в том числе о героях, спасающих человечество от всевозможных бедствий (наводнений, засухи, вызванной появлением разом десяти

Эпиграфическая картина мира.

Эпиграфическая картина мира. Изучением надписей на вещевых находках занимается специальная дисциплина, эпиграфика. К сожалению, ее роль в археологии не просто мала, а, можно сказать, ничтожна. Чаще всего эпиграфист может прочитать какую-нибудь длинную цитату из Библии,

Коллективные социальные установки и этническая картина мира

Коллективные социальные установки и этническая картина мира Данную главу мы начнем с утверждения, что отношения к одним и тем же вещам в разных культурах может быть совершенно различным. Это утверждение является одним из постулатов современной этнологии. Оно получило

Этническая картина мира

Этническая картина мира Что такое этническая картина мира? Это первый вопрос, на который должна ответить историческая этнология. В предшествующих главах мы говорили, что этническая традиция, в том числе, и этническая картина мира как ее составная часть, имеют

Магико-мифологическая картина мира и ее основы

Картина мира

Картина мира Но чтобы понять, что такое наш ум, следует рассмотреть ту онтологию, общую картину мира, которая в буддизме разворачивается из исходной Пустоты и из сети взаимозависимого происхождения, из которых наш непросветленный ум вырывает фрагменты, разламывая целое

7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека

7.3. Византийская картина мира. Система ценностей и идеал человека Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Конфессия как фундаментальный фактор определяет тип цивилизации.

Современная картина мира

Современная картина мира Россия сегодня нуждается в построении эффективного информационно-психологического комплекса управления мировыми геополитическими, военными, экономическими, климатическими, дипломатическими процессами. Все элементы внутренней и внешней

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией

III. От Альтранштадтского мира до Прутского мира России с Турцией Народное восстание беспокоило Петра на востоке государства, а с запада готовилось вторжение шведов. После примирения Августа с Карлом и отказа польского короля от короны, Польша оставалась в неопределенном

Картина обитаемого мира в представлении иньцев

Картина обитаемого мира в представлении иньцев По свидетельству Сыма Цяня, иньцы неоднократно переносили свою столицу. До Чэн Тана было восемь таких переселений; пять раз иньцы перемещали столицу после него. Каковы были причины того, что вплоть до периода правления Пань

Картина мира человека Средневековья, образ его мышления, восприятие им окружающей действительности значительно отли­чали его от представлений как человека античности, так и нашего современника. Безусловно, мышление каждого человека индивиду­ально, однако существуют некоторые общие закономерности, отли­чающие общество той или иной эпохи. Важнейшими категориями, определяющими отношение человека к окружающей действитель­ности, являются время и пространство.

Бог-Отец измеряет мир. Назидательная Библия. Около 1250 г.

Время в Средневековье

Для человека Средневековья время не имело особой ценности: труд крестьянина или ремесленника, не ориентированный на ры­нок и строго регламентированный, не требовал торопливости. Вре­мя обесценивалось для средневекового человека ещё и потому, что в христианской догматике земная жизнь была лишь мигом перед вечностью загробного существования. Поэтому люди этой эпохи не замечали, что мир, общество, государство меняют­ся: созданный Творцом мир пребывал в неизменном состоянии, всё более по­грязая в грехе, пока не была принесена искупительная жертва Христа, давшая людям надежду на спасение. Крестная му­ка и есть центральное событие истории, в сравнении с которым прочие события, как политические, так и социально-культурные, не идут ни в какое сравнение. Следующим поворотным (и конечным) событием истории станет второе прише­ствие Христа и Страшный суд. А время, разделяющее два этих великих собы­тия, — это миг, в измерении которого нет особой необходимости.

Пространство в Средневековье

Представления о пространстве также отличались тогда своеобразием. Протя­жённость пространства не измеряли абсолютными величинами, но лишь време­нем, которое требуется для его преодоле­ния. Человек воспринимал себя как ма­лый мир (микрокосм), являющийся ото­бражением большого мира (макрокосма). Поэтому и все меры носили антропологи­ческий характер: материю измеряли лок­тями, длину — шагами, объём твёрдых тел — обхватом рук.

Чистилище

Занятия торговлей и ростовщичество порицались католиче­ской церковью, с точки зрения которой все горожане были закоренелыми греш­никами. Именно рост роли горожан в средневековом обществе объясняет по­явление в конце XII в. идеи чистилища, которая в середине XIII в. стала офици­альным догматом католической церкви. Согласно этому догмату человек, не совер­шивший смертного греха (убийства, самоубийства), после смерти попадал не в ад, а в чистилище, где его душа в муках очищалась до второго пришествия Христа, после чего она имела все шансы по­пасть в рай. Вера в чистилище дала возможность горожанам зани­маться своей профессиональной деятельностью, не страшась неми­нуемой угрозы ада. В православной церкви этого догмата нет. Таким образом, город в Западной Европе был той антисистемой средневе­ковой цивилизации, в которой зарождались ценности грядущего индустриального общества.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

1. Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья. 2. Из всех факультетов средневекового университета дольше всего надо было учиться на богословском. Предположите почему. 3. В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чём говорит этот факт? 4. Проведите исследование: какие традиции средневековых университетов, названия, с ними связанные, сохранились до наших дней? Привлеките к исследованию своих родственников и знакомых, получивших высшее образование 5. Какие качества личности средневековых учёных, о которых рассказано в параграфе, показались вам привлекательными, достойными похвалы? Кто вам понравился больше других и почему?

Проверьте себя

1. С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе завоевательных походов, люди стали чаще покидать родные места. Стали обмениваться культурами. Люди начали понимать, что мир устроен не совсем так, как они себе его представляли, то, что они считали привычным, для других было новинкой и наоборот. 2. Университеты представляли собой корпорации интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться вместе. 3. Университет – это корпорация, потому что здесь присутствует группа людей, которые занимаются общим делом, подчиняются особым правилам и распорядку. Корпорацией так же можно было назвать церковь. 4.

Имя Годы жизни Сущность взглядов
Пьер Абеляр 1079 - 1142 Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.
Бернар Клервоский 1090 - 1153 Утверждал, что нужно верить, а не рассуждать. Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не рассудка.
Фома Аквинский 1225 - 1274 В своей книге он создал картину всей христианской Вселенной, показывая , что у каждой её детали своё место и роль, предназначенная Богом.
Роджер Бэкон 1214 - 1294 Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, нужны также наблюдения и опыт.
5. Большинство богословов лишь рассуждали и обращались к священным писаниям, объясняя устройство мира, Роджер Бэкон же, больше доверял своим наблюдениям, опытам и экспериментам. 6. Схоластика – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Благодаря схоластике люди начали задавать вопросы и пытаться объяснить то или иное явление, что способствовало развитию науки Нового времени.

Подумайте

1) В то время наука сама по себе была не столь развита, и университеты в основном поддерживались церковью, что делало этот факультет основным. 2) Так как грамотных людей становилось все больше, но освещение в те времена было только от свечей, и у людей просто портилось зрение, так что пришлось изобретать что-то для решения этой проблемы. 3) Многие названия сохранились и в наше время (студенты, профессора, ректор). Так же сохранились студенческие советы. 4) Эти люди были любознательными, им хотелось понять, как устроено то, что их окружает, и не боялись осуждений. Роджер Бэкон пошел дальше, доказывая свои рассуждения не только словом, но и делом.

Время человека в средние века обычно делилось на утро, день, вечер, ночв. Месяцы почти не играли никакой роли. Жизнь измерялась лишь временами года: зима, весна, лето, осень. Большое значение придавалось строгому соблюдению традиций, обычаев и обрядов.

Продолжительность жизни людей была небольшой: после 40 лет они считались стариками. Детская смертность была высокой.

С развитием городов и торговли у людей появилась возможность выезжать из своих родных мест, чтобы посмотреть на мир.

Крестовые походы также открыли европейцам окно в мир.

Развитие образования.

В XII—XIII вв. в Западной Европе начинает развиваться культура. Рост городов, ремесла и торговли, знакомство с культурой Византии и Арабского халифата расширили кругозор европейцев.

В городах увеличилось количество частных школ и школ под управлением городских советов. В них ученики получали более широкие и глубокие знания, чем в церковных школах. В крупных городах с XII в. стали открываться первые высшие школы — университеты. В частности, созданный в Болонье и Париже первые университеты для своего времени давали довольно высокое образование. Самым крупным университетом был Парижский. Его основателем был Роберт де Сорбон. Получившие от короля специальную грамоту университеты были полностью независимыми.

В XIII—XV вв. университеты открылись почти во всех странах Европы. Их основывали папы и епископы, императоры и короли, князья и городские советы.

Читайте также: